Научная статья на тему 'Статистический анализ факторов внутренней и внешней среды системы высшего профессионального образования в РФ'

Статистический анализ факторов внутренней и внешней среды системы высшего профессионального образования в РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СТАТИСТИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION STATISTICS / ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION PROBLEMS / СПРОС НА УСЛУГИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПРОС НА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEMAND FOR HIGHER EDUCATION GRADUATES / DEMAND FOR HIGHER EDUCATION SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щеголев Алексей Евгеньевич, Щеголева Элла Николаевна, Щеголев Александр Алексеевич

Целью работы является статистическое исследование сферы высшего образования, которое позволяет выявить основные тенденции в динамике изучаемого процесса; определить тренд на краткои среднесрочную перспективу; связать процессы, происходящие в образовательной среде с потребностями общества в квалифицированных специалистах. В статье использованы методы статистического анализа системы высшего образования. В результате проведенного исследования были выявлены основные тенденции развития внутренней и внешней среды системы высшего профессионального образования с начала 90-х гг. ХХ в. по настоящее время, что помогает разработать мероприятия по совершенствованию данной сферы деятельности. Научной новизной работы является попытка соотнесения спроса на образовательные услуги со стороны абитуриентов и спроса на выпускников вузов со стороны работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щеголев Алексей Евгеньевич, Щеголева Элла Николаевна, Щеголев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAl AND EXTERNAL FACTORS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION: STATISTICAL ANALYSIS

The aim is a statistical study of higher education, which allows you to identify the main trends in the dynamics of the process under study; determine the trend in the short and medium term; to link the processes taking place in the educational environment to the needs of society for qualified specialists. The article used the methods of statistical analysis of the higher education system. The study identified the main trends of development of internal and external environment of the system of higher education since the beginning of the 90s of the twentieth century to the present, which helps to develop measures to improve the industry. Scientific novelty of the work is an attempt to correlate the demand for educational services from the applicants and the demand for graduates by employers.

Текст научной работы на тему «Статистический анализ факторов внутренней и внешней среды системы высшего профессионального образования в РФ»

УДК 378.1 ББК 65.497- 05

А.Е. ЩЕГОЛЕВ, Э.Н. ЩЕГОЛЕВА, А.А. ЩЕГОЛЕВ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ

Ключевые слова: высшее образование, статистика высшего образования, проблемы высшего образования, спрос на услуги высшего образования, спрос на выпускников высшего образования.

Целью работы является статистическое исследование сферы высшего образования, которое позволяет выявить основные тенденции в динамике изучаемого процесса; определить тренд на кратко- и среднесрочную перспективу; связать процессы, происходящие в образовательной среде с потребностями общества в квалифицированных специалистах. В статье использованы методы статистического анализа системы высшего образования. В результате проведенного исследования были выявлены основные тенденции развития внутренней и внешней среды системы высшего профессионального образования с начала 90-х гг. ХХ в. по настоящее время, что помогает разработать мероприятия по совершенствованию данной сферы деятельности. Научной новизной работы является попытка соотнесения спроса на образовательные услуги со стороны абитуриентов и спроса на выпускников вузов со стороны работодателей.

A. SHCHEGOLEV, E. SHCHEGOLEVA, A. SHCHEGOLEV INTERNAL AND EXTERNAL FACTORS OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION: STATISTICAL ANALYSIS Key words: higher education, higher education statistics, higher education problems, demand for higher education services, demand for higher education graduates.

The aim is a statistical study of higher education, which allows you to identify the main trends in the dynamics of the process under study; determine the trend in the short and medium term; to link the processes taking place in the educational environment to the needs of society for qualified specialists. The article used the methods of statistical analysis of the higher education system. The study identified the main trends of development of internal and external environment of the system of higher education since the beginning of the 90s of the twentieth century to the present, which helps to develop measures to improve the industry. Scientific novelty of the work is an attempt to correlate the demand for educational services from the applicants and the demand for graduates by employers.

Проблемы современного российского высшего образования возникли и получили свое развитие в три последних, качественно отличных друг от друга периода отечественной истории:

1) поздний советский период (1980-е - 1992 гг.);

2) переходный период (1992-1999 гг.);

3) современный период (с 2000 г. по настоящее время).

Бурное экстенсивное расширение сферы высшего образования началось с 1994 г., когда в РФ был учрежден институт негосударственного сектора предоставления образовательных услуг (рис. 1).

Максимальная численность студентов в организациях высшего образования была зафиксирована в 2008 г. - 7513,1 тыс. человек. По сравнению с 1991 г. данный показатель увеличился в 2,7 раза. Если в 1991 и 2008 гг. численность обучающихся, получивших аттестат о среднем общем образовании,

составляла практически равную величину - 1081 тыс. человек в 1991 г. и 1088 тыс. человек в 2008 г., то цифры приема на обучение по программам высшего образования существенно разнились - 565,9 тыс. человек в 1991 г. и 1641,7 тыс. человек в 2008 г. Однако после 2008 г. количественные показатели начали стремительно падать: число образовательных организаций высшего образования сократилось к 2013 г. на 14,5% [1].

Интересную разнонаправленную тенденцию демонстрируют данные, приведенные в табл. 1. а 8000

§ 7000 ч

р 6000 з 5000 Н 4000 3000 2000

С^С^С^С^С^С^С^С^С^ОООООООООО^^^^

С^С^С^С^С^С^С^С^С^ОООООООООООООО

'—1 '—1 '—1 '—1 '—1 '—1 '—1 '—1 '—1

Годы

Рис. 1. Динамика численности студентов в образовательных организациях высшего образования в РФ в 1991-2013 гг., тыс.

Динамика основных показателей сферы высшего образования в Российской Федерации, 2011-2013 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10 000 человек населения 454 424 393

Выпущено бакалавров, специалистов, магистров из образовательных организаций высшего образования, тыс. человек 1443 1397 1291

Выпущено бакалавров, специалистов, магистров на 10 000 занятых в экономике, человек 213 206 181

Коэффициент приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, % 80 90 91,4

Коэффициент выпуска по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, % 61,7 61,2 64,8

Исходя из динамики статистических данных таблицы, можно сделать вывод о том, что наряду с сокращением численности студентов, а также абсолютных и относительных показателей по выпуску из организаций высшего профессионального образования в последние годы растут коэффициенты приема и выпуска по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Данная ситуация объясняется существенным снижением доли молодежи, заканчивающей школы в общей численности населения страны (последствия «демографической ямы» 1990-х гг.).

Численность студентов, обучающихся по программам высшего образования, в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава также снизилась с 11 человек в 2005 г. до 9 человек в 2013 г. [2. С. 140]. Параллельно с этим шел процесс сокращения численности профессорско-преподавательского состава. В 2013 г. численность профессорско-преподавательского со-

става образовательных организаций высшего образования, включая штатных преподавателей и внешних совместителей, по сравнению с аналогичным показателем в 2008 г. снизилась на 18,7% (с 499,1 до 405,6 тыс. человек) [4. С 152, 155; 2. С. 137]. В то же время потребность организаций в преподавателях учреждений высшего и среднего профессионального образования сократилась с 8,7 тыс. человек в 2008 г. до 5,3 тыс. в 2012 г., или с 1,6% до 1,2% от общего числа рабочих мест по данной группе. Интересно то, что потребность организаций в специалистах высшего и среднего уровня квалификации в области образования для замещения вакантных рабочих мест по всем остальным профессиональным группам возросла и лишь по одной осталась неизменной (преподаватели в системе специального (коррекционного) образования) [2. С 106]. Необходимо отметить, что ситуация в высшем образовании, сложившаяся в последние годы, в ближайшем будущем не изменится - стабильный, но незначительный рост числа выпускников школ начнется с 2018 г. Только в 2007 г. количество родившихся превысило ежегодное значение данного показателя в России после 1991 г. [4. С. 25]. Наряду с обострением проблем демографического характера на сужение сферы высшего образования существенное воздействие оказывают экономические факторы. Так, если в 2000 г. доля обучающихся за счет бюджетных ассигнований составляла 59,1% от общей численности студентов, то в 2005 г. - 42,5%, а в 2013 г. - 38,9%. При этом число получающих образование за счет бюджетных средств с 2005 г. по 2013 г. сократилось на 26,8% [2. С. 363]. Одновременно с увеличением доли обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг растут также цены на обучение. С 2000 г. по 2013 г. оплата обучения в государственных вузах выросла в 5,5 раза, в негосударственных вузах - в 3,4 раза. В 2013 г. средняя цена за обучение в государственных вузах составляла 21,7% от величины средней номинальной заработной платы и 24,9% от среднедушевых доходов населения РФ [2. С. 75].

Итак, сочетание двух факторов - благоприятная демографическая ситуация и возможность получения платного образования предопределили стремительный рост количественных показателей в высшей школе с 1993 г. по 2008 г. Резкое сужение сектора высшего образования с 2009 г. также можно объяснить двумя обстоятельствами - выпуском из средних образовательных учреждений детей, родившихся в экономически и политически нестабильное время окончания перестройки и формирования нового российского государства, а также существенным снижением доходов населения, вызванных кризисом, начавшимся осенью 2008 г.

Вышеназванные факторы существенно сократили спрос на услуги высшего образования. Вместе с тем произошел также спад спроса на выпускников вузов со стороны работодателей. Переизбыток выпускников по ряду специальностей и направлений подготовки, с одной стороны, сокращение соответствующих рабочих мест во многих городах российской периферии - с другой, выталкивают на рынок труда выпускников, имеющих различное профессиональное образование по диплому (в 2013 г. при общем количестве безработных, имеющих высшее образование, 721 тыс. доля выпускников специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» составила 31,9%, «образование и педагогика» - 15,3%, «гуманитарные науки» - 14,6%) [2. С. 85]. Статистика структуры безработицы в РФ на протяжении XXI в. свидетельству-

ет о возрастающих сложностях в трудоустройстве лиц, имеющих высшее образование, по сравнению с теми, кто имеет более низкий уровень образования. В 2000 г. общая численность безработных в РФ составляла 7700 тыс. человек, из них высшее образование имели 9,7%, неполное высшее - 3,9% (с 2009 г. неполное высшее профессиональное образование учитывается по последнему полученному уровню образования), среднее профессиональное образование -38,4%, среднее и основное общее образование - 45,5%, не имели основного общего образования - 2,5%. В 2013 г. при численности безработных 4137 тыс. высшим образованием располагало 17,4%, средним профессиональным образованием - 38,8%, средним и основным общим образованием - 42,9%, не имели основного общего образования - 0,9% [2. С. 82].

Важной проблемой системы высшего профессионального образования является низкая оплата труда в российских вузах на уровне ассистентов и старших преподавателей (среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников учреждений высшего профессионального образования в 2000 г. составляла лишь 81,6% от данного показателя в целом по экономике РФ) [4. С. 116, 118]. Данное обстоятельство и слабая возможность самореализации не мотивировали наиболее подготовленных выпускников оставаться работать в сфере высшего образования, что отразилось на ухудшении уровня профессиональной квалификации молодых преподавателей. Таким образом, качественной ротации кадров в высшем образовании, подготовки достойной смены квалифицированным преподавателям советской школы, уходящим на пенсию, не происходило. В настоящее время данная тенденция сохраняется. Распределение профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных вузов по возрасту на начало 1998/1999 учебного года: до 30 лет - 10,9%, 30-49 лет - 44,9%, свыше 50 лет - 44,2%. На начало 2013/2014 учебного года: до 30 лет - 9,5%, 30-49 лет - 43%, свыше 50 лет - 47,5% (рис. 2) [5. С. 184; 3. С. 110; 2. С. 139].

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1998/99 2000/01 2001/02 2002/03 2008/09 2010/11 2013/14

Учебные годы до 30 □ 30-39 040-49 Ш50-59 Ш60-65 Шболее 65 Рис. 2. Распределение профессорско-преподавательского персонала государственных высших учебных заведений РФ по возрасту (на начало учебного года),

тыс. человек

Анализ системы высшего образования Российской Федерации за последние 25 лет привел к следующим основным выводам:

1. С 1994 г. по 2008 г. в Российской Федерации наблюдались бурный рост количественных показателей в сфере высшего профессионального образования и одновременное снижение качества обучения в вузах.

2. Начиная с 2008 г. произошло сокращение спроса на услуги высшего образования, что нашло свое отражение в уменьшении числа образовательных организаций, численности студентов и профессорско-преподавательского состава по причинам демографического и экономического характера.

3. В последние годы падает спрос на выпускников вузов со стороны работодателей, а потому возрастает количество получивших высшее образование, особенно по экономическим, педагогическим и гуманитарным направлениям, и не трудоустроившихся по специальности, что свидетельствует о «перепроизводстве» системы высшего образования в целом и в структуре подготовки в частности.

4. С 1990-х гг. и по настоящее время наблюдается тенденция старения профессорско-преподавательских кадров в связи с отсутствием материальной и интеллектуальной мотивации способной молодежи.

Литература

1. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2013 гг. [Электронный ресурс] // Росстат: сайт. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13_p/IssWWW.exe/Stg/tab06.xls.

2. Образование в Российской Федерации. 2014: стат. сб. М.: Высшая школа экономики, 2014. 464 с.

3. Образование в Российской Федерации. 2012: стат. сб. М.: Высшая школа экономики, 2012. 444 с.

4. Образование в Российской Федерации. 2010: стат. сб. М.: Высшая школа экономики, 2010. 492 с.

5. Образование в России. 2003: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 414 с.

References

1. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli Rossiiskoi Federatsii v 1991-2013 gg. [Social and economic indicators in Russian Federation, 1991-2013]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b14_13_p/IssWWW.exe/Stg/tab06.xls]

2. Obrazovanie v Rossiiskoi Federatsii. 2014: stat. sb. [Education in Russian Federation: 2014, statistical data book]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2014, 464 p.

3. Obrazovanie v Rossiiskoi Federatsii. 2012: stat. sb. [Education in Russian Federation: 2012, statistical data book]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2012, 444 p.

4. Obrazovanie v Rossiiskoi Federatsii. 2010: stat. sb. [Education in Russian Federation: 2010, statistical data book]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2010, 492 p.

5. Obrazovanie v Rossii. 2003: stat. sb. [Education in Russia. 2003, statistical data book]. Moscow, Goskomstat Publ., 2010, 414 p.

ЩЕГОЛЕВ АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Чебоксары, Россия, Чебоксары.

SHCHEGOLEV ALEKSEY - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Economics and Management Department, Cheboksary Branch of Saint-Petersburg State University of Economics, Cheboksary, Russia.

ЩЕГОЛЕВА ЭЛЛА НИКОЛАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и предпринимательства, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SHCHEGOLEVA ELLA - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Regional Economics and Entrepreneurship Department, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.

ЩЕГОЛЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ - студент III курса факультета экономических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва.

SHCHEGOLEV ALEXANDER - 3-year student, Faculty of Economic Sciences, National Research University «Higher School of Economics», Moscow, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.