С. И. Утегалиева
О ВЫСОТЕ СТРОЯ КАЗАХСКОЙ ДОМБРЫ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Статья посвящена выявлению высоты настройки казахской домбры - двухструнного щипкового составного хордо-фона, активно используемого в современной музыкальной практике. Автор привлекает разнообразный, в том числе экспериментальный, материал, включающий результаты социологического опроса знатоков, традиционных и современных музыкантов, а также конкретные замеры высоты строя инструментов в процессе их звучания.
Ключевые слова: звуковысотная зона настройки домбры, низкий, средний высокий строй, «коныр дауыс»
This paper is devoted to the examination of the Pitch of the Kazakh Dombra tuning, which is a famous two-stringed plucked chordophone, functioning in modern musical practice. Author uses the various especially experimental materials, including the results of sociological test of experts and traditional and modern musicians as well as concrete indicates of the Pitch of Instrument’s tuning in the process of their sound.
Keywords: Sound Pitch zone of Dombra tuning, low, middle and high Tuning, "konyr dauys”
В данной статье мы попытаемся показать отношение традиционных и современных музыкантов к настройке (далее строй) казахской домбры (двухструнного щипкового хордофона, принцип звукоизвлечения - бряцание), определить факторы, влияющие на ее реальную высоту в процессе исполнения кюев1.
Домбровый строй рассматривается как исторический феномен, определяющий национальное своеобразие музыки [1, с. 59], тесно связанный с потребностями музыкальной практики и развитием инструментария [5, с. 525]. Так, в прошлом кишечным струнам домбры, на которых извлекался особый звук коныр дауыс (с каз. яз. - ‘нежный бархатный голос’), соответствовал низкий строй. Начиная с 30-х гг. ХХ в. строй значительно повысился и хроматизиро-вался, что связано с выходом домбры на концертную эстраду, созданием оркестра народных музыкальных инструментов. Вместо кишечных струн ныне используется леска; преобладает квартовый строй.
В исследовании данного вопроса мы опирались на разные источники, прежде всего на сохранившиеся рассказы о творчестве/исполнительстве известных представителей инструментальной традиции и их эстетические представления; сведения, собранные в результате социологического опроса и бесед с современными домбристами, в основном педагогами, аспирантами и студентами музыкальных колледжей и Казахской национальной консерватории им. Курмангазы (среди них - народные артисты, заслуженные деятели Республики Казахстан, профессора - К. Ахмедьяров, К. Сахарбаева, А. Туктаган, Б. Искаков, главный дирижер Академического оркестра народных музыкальных инструментов им. Кур-мангазы А. Жаимов, преподаватели и аспиранты -С. Садыков, Е. Басыкараев, С. Жузбаев; конкретные
показатели реальной высоты настройки домбры (по камертону), полученные на концертах современных музыкантов. Производилась запись выступлений К. Ахмедьярова и его учеников на презентации книги «Табыну» 6 марта 2002 г.; домбристов - С. Жузбаева, Б. Искакова, К. Сахарбаевой и студентов II курса кафедры домбры Казахской национальной консерватории им. Курмангазы.
Рассмотрим вышеназванные источники.
Для многих современных музыкантов одним из ориентиров в выборе высоты настройки инструмента служит творческая деятельность лучших представителей западно- и восточно-казахстанской домбровой традиций в ХХ в. В их числе Дина Нурпеисова (1861-1955) и Абикен Хасенов (1892-1958). Они знали акустические особенности домбры и предпочитали играть кюи в низком строе - А-й (А. Тукта-ган, А. Жаимов), но на сцене могли его повышать. Так, Дина, исполняя кюи Курмангазы, настраивала струны домбры на малой октавы (Б. Искаков)2.
Общение со студентами, аспирантами и педагогами кафедры домбры выявило разнообразную и достаточно противоречивую картину. Тем не менее все высказывания музыкантов о строе, его зависимости от разных факторов, мы распределили по следующим направлениям:
а) строй и региональные, локальные (композиторские) стили;
б) строй и характер исполняемого произведения;
в) строй и домбровое исполнительство;
г) о взаимосвязи струн и строя;
д) высота строя и качество инструмента;
е) строй и мастера-изготовители;
ж) виды строев (понятия высокий, средний и низкий) и их характеристики;
з) строй и слух музыканта.
1 Кюй - вид инструментальной пьесы программного характера у казахов «в традициях народного или устного профессионального творчества» [5, с. 289].
2 Сказанное согласуется и со сведениями Хисмета Мендыгалиева -прекрасного домбриста, одного из ярких представителей школы Кур-мангазы.
86
Учитывая взаимосвязанность вышеуказанных пунктов, а также для удобства объединим их в более крупные блоки.
I. Строй и региональные, локальные (композиторские) стили; строй и характер исполняемого произведения; строй и домбровое исполнительство.
II. О взаимосвязи струн и строя; высота строя и качество инструмента; строй и мастера-изготовители3.
III. Виды строев и их характеристики.
IV. Строй и слух музыканта.
Остановимся на каждом блоке более подробно.
I. Строй и региональные, локальные (композиторские) стили; характер исполняемых пьес; исполнительство.
Музыканты по-разному относятся к выбору высоты настройки при исполнении кюев в тех или иных стилях. Большинство считают, что кюи Западного Казахстана (токпе4), нередко отличающиеся порывистым характером, стремительностью и динамикой звучания, должны исполняться чуть выше, в строе с-/ (К. Сахар-баева, А. Жаимов, А. Туктаган, студенты), реже - сІ8-/І8 (К. Ахмедьяров). В то же время кюи Восточного, Центрального и Южного регионов республики (шертпе) -менее подвижные, более созерцательные, песенного склада - предпочитают играть ниже, в строе Н-е. Конечно, речь идет об основной тенденции в избирательности высоты домбрового строя.
Кроме того, пьесам лирического или трагического, скорбного или философского содержания, звучащим, как правило, в медленном и умеренном темпах, чаще соответствует низкий строй: е/е8 - по высоте нижней мелодической струны (Е. Басыкараев, С. Сады-ков, К. Сахарбаева, студенты). Напротив, образцы светлого, жизнеутверждающего, приподнятого характера, исполняемые в быстром темпе (см. кюи «Серпер», «Адай», «Сары-Арка» Курмангазы), предполагают использование высокого строя (А. Жаимов, К. Сахарбае-ва, С. Садыков, Е. Басыкараев).
Разумеется, внутри региональных стилей в оценке отдельных локальных традиций, исполнительских школ, мнения музыкантов расходятся. Если шертпе-кюи Центрального Казахстана (Каратау, Арка) обычно исполняются в низком строе, то пьесы Восточного региона (Алтай, Тарбагатай) - в высоком. Более того, последние только так и должны звучать, иначе искажается их содержание. В некоторых кюях («Аншынын зары», «Шынырау» и др.) используются пронзительные звуки (С. Жузбаев, Б. Искаков). И музыканты стремятся показать красоту, звонкость тонов верхнего регистра (манера игры У. Беке-нова, М. Хамзина). Звучание домбры в высоком
3 Подробно темброво-регистровая модель звука/тона и ее реализация раскрывается в статье см. [8].
4 Названия стилей домбровой музыки связаны с приемами звуко-извлечения - размашистыми движениями всей кисти (токпе) или
только пальцами правой руки (шертпе).
строе обнаруживает сходство с шертером - трехструнным музыкальным инструментом, также получившим популярность в данном регионе Казахстана (С. Жузбаев).
Настройка домбры связана как с исполняемым произведением, его характером, так и со стилем того или иного народного композитора. Приведем следующие данные.
Кюи Курмангазы (1823-1998) в основном звучат в строе е-/ (А. Туктаган), реже ем-рм (А. Жаимов, С. Са-дыков, Е. Басыкараев), в то же время отдельные его сочинения, такие как «Алатау», «Юшкентай», - Н-е/ В-ея (А. Жаимов).
Пьесы Даулеткерея (1820-1887) с характерным для них «грудным» звучанием соответствуют низкому строю (см. «Косалка», «Жигер») - А-й (А. Туктаган). Другие домбристы в исполнении кюев «Кос шек», «Ко-салка», «Кероглы» предпочитают строй повыше - от Н-е до ая-/ш и даже й-^ - «Салык олген» (С. Садыков).
Кюи Дины, такие как «16 жыл», «Жигер», «Сауыншы» и другие, могут исполняться в разных строях: от А-й (А. Туктаган) до В-ея/Н-е (К. Сахарбае-ва, А. Жаимов).
Кюи Сейтека (1861-1933) звучат преимущественно на е-р/ая-ря.
Мангыстауские5 кюи лучше исполнять в строе е-/ (К. Сахарбаева), в том числе «Абыла» (е-//Н-е и даже В-ея) (Е. Басыкараев), «Есира» - е-//В-ея (К. Сахарбаева, С. Садыков), «Еспая» - А-й (А. Туктаган).
Сочинения Казангапа (1854-1921) - строй Н-е/В-ея (Е. Басыкараев, студенты).
Все вышесказанное в той или иной мере касается связей строя и исполнительства.
Низкий строй удобен для игры, а также для продления звука, его вибрации. Сказанное особенно характерно для шертпе-кюев, а именно сочинений Сугура (С. Жузбаев). И наоборот, исполнение в высоком строе требует от музыкантов больших усилий (Е. Басыкара-ев). В то же время он подходит для передачи звонкого звука (студенты).
В каких случаях в исполнительском плане предпочтение отдается высокому строю? Так, в нем обычно звучат сложные, технически подвижные пьесы; приемы игры, мелизмы, украшения должны быть четко слышны (кюи Сугура предполагают высокий строй - е-/). Мелодичные, задушевные пьесы, например «Таттимбета», исполняются в низком строе (интерпретации А. Хасенова - Н-е/А-й) (Б. Искаков). В некоторых кюях встречаются тремоло, сложные штрихи, форшлаги, вибрато, которые можно сыграть только в среднем и высоком строе (см. Дина «Бай-жума», «Бул-бул», Курмангазы «1лме») (К. Сахарбаева). При такой настройке (е-/, реже е1я-/1я) удается подчеркнуть выразительность отдельных акцентов, нюансов (студенты).
5 О Мангыстауской домбровой традиции см. [7].
87
В шертпе-кюях особенно развита техника игры пальцами левой руки (іліп тарту), часто встречаются переходы с одной струны на другую. Поэтому в их исполнении домбра не может быть настроена сильно низко (А. Жаимов)6.
Связь строя с исполняемым произведением проявляется многопланово. Кюй рождается на определенной высоте. Зная об этом, музыканты свои представления приводят в соответствие с реальным звучанием (С. Жузбаев).
II. О влиянии струн, а также инструмента на высоту строя. О мастерах-изготовителях казахских домбр.
В настоящее время на домбре используется леска разного диаметра. Ее толщина оказывает влияние на высоту строя: чем толще струны, тем ниже строй и наоборот [4, с. 47]. Так, струны, имеющие диаметр
0,5-0,6 мм, слишком тонкие. Они дают высокий строй (§іб). На них легко играть, но звук получается писклявым (А. Туктаган). Самой оптимальной является леска 0,7 мм. На ней извлекают звук, близкий к коныр дауыс. На струнах диаметром 0,8 мм играть тяжелее. При повышении строя их звучание ухудшается (А. Туктаган).
Важное значение имеет и качество струн. Шелковые - дают глухой звук, быстро рвутся, поскольку представляют собой крученую нитку. Кишечные - обладают хорошими звуковыми характеристиками, рассчитаны на низкий строй (Б. Искаков, Е. Басыкараев).
Высота строя зависит и от самого инструмента, материалов, из которых он изготовлен (А. Жаимов, Б. Искаков)7. Как отмечалось выше, строй домбры повысился. Не случайно некоторые ее виды не могут настраиваться низко (см. домбры мастера И. Романенко), ухудшается звучание инструмента. Правда встречаются и другие образцы (домбры мастера Ж. Оспанова). При повышении строя их звучание становится невыразительным.
Если в прошлом инструменты «выдерживали» низкую настройку, т. е. сохранялось ясное, внятное звучание (см. домбра Дины Нурпеисовой), то в настоящее время таких образцов стало мало. Многие из них утратили это качество (А. Жаимов).
В том, что большинство современных домбр не держат низкий строй, возможно, повинны и мастера, занимающиеся их производством. Они заведомо ориентируются на высотный эталон, заданный оркестром народных музыкальных инструментов. Последний приближается к строю й^.
Звучание инструмента связано с характером того или иного мастера, его личностными качествами, нравом (К. Сахарбаева).
III. О понятиях низкий, средний и высокий строй.
Разные виды строя, вероятно, связаны с космогоническими представлениями древних тюрков, согласно которым вселенная делится на три мира: нижний (подземный), средний (земной) и верхний (небесный) [6, с. 196-197]. Помимо самих названий, отражающих собственно высоту строя, - низкий (томен бурау), средний (орташа бурау), верхний (жогары бурау) - каждый из них имеет и качественные характеристики. Так, они делятся: а) по степени натяжения струны - на спущенный (бос бурау), средний (орташа бурау), сильно натянутый (катты бурау); б) характеру звучания - мягкий (жумсак бурау), твердый (катты бурау); в) темповым особенностям (или характеру исполняемых в этом строе пьес) - спокойный (жай бурау), средний (орташа бурау), быстрый (тез бурау). Используется и так называемый низкий бархатный строй (коныр бурау), по своему звучанию близкий человеческому голосу.
Представления о непосредственной реализации низкого, среднего и высокого строев у музыкантов оказались разными.
Высокий строй. Молодые домбристы, получившие специальное музыкальное образование, предпочитают играть в высоком строе. Вероятно, в этом проявляется связь со временем, эпохой, в которой они живут (К. Сахарбаева). В большинстве случаев высокий строй соответствует d-g (реже с18-Й8) малой октавы (С. Жузбаев, Б. Искаков). Однако для исполнения кюев он слишком высок. При таком строе натянутая струна не может передать естественную вибрацию (А. Жаимов). Звучание домбры становится сходным с мандолиной (А. Туктаган), т. е. теряется тембровая специфика.
Средний строй, по мнению музыкантов, наиболее жизнеспособный. Все кюи, за некоторым исключением, звучат именно в среднем строе. В определении его высотной границы мнения также расходятся. Одни считают, что средний строй равен е-/ (егяфя) (С. Жузбаев, студенты)8, другие - Н-е (Б. Искаков).
Ряд музыкантов настройку домбры на Н-е считают низкой (К. Сахарбаева, студенты).
Низкий строй. Старшее поколение музыкантов предпочтение отдает низкому строю (К. Сахарбаева), поскольку он соответствует традиционному звучанию. С ним связаны природные свойства домбры. Благодаря естественному колебанию струн (А. Жаи-мов), звук становится свободным и раскрепощенным (А. Туктаган). Настройка мелодической струны на /, е, ея позволяет извлечь коныр дауыс (А. Жаимов).
В большинстве случаев низкий строй в представлениях современных музыкантов определяется как В-ея / Н-е (реже А-й).
Правда, и сама восточно-казахстанская (аркинская) домбра отличается от западно-казахстанской как по форме, так и своему тембру. Ее струны толще, соответственно техника исполнения иная (А. Жаимов).
7 Сходные мысли находим у А. Жубанова [см. 3, с. 13].
Большинство кюев Курмангазы и Даулеткерея звучат именно в этом строе.
88
IV. Строй и слух музыкантов.
По утверждению ряда исполнителей, каждый инструмент имеет свой строй. Слушая домбру можно найти высоту, которая соответствовала бы ее звучанию (А. Жаимов, С. Жузбаев). У домбристов в генах заложено чувство высоты строя, идущее из прошлого. Каждый из них находит ее безошибочно. Как правило, играя одни и те же пьесы, музыканты придерживаются приблизительно сходной по высоте настройки (А. Жаимов).
Кроме того, тот или иной исполнитель знает преимущества и недостатки своей домбры. Поэтому, настраивая ее, он ориентируется на реально заложенные в ней акустические возможности.
Существенное влияние на развитие слухового восприятия современных домбристов оказывает оркестр народных музыкальных инструментов. Многие исполнители, игравшие в этом коллективе, а также слушатели не всегда способны воспринимать звучание кюев в низком строе. В результате многие домбристы вынуждены его повышать (А. Туктаган).
Высота строя домбры в процессе исполнения кюев
Нами отмечалась реальная высота настройки домбры по камертону в процессе исполнения музыки. Записывались выступления студентов и аспирантов на занятиях по специальности, а также педагогов в обычных условиях и на концертах.
Следует сказать, что высота строя домбры как бы скользит, но различия здесь незначительны. В основном преобладает высокий и отчасти средний строй. Так, например, настройка домбр на занятии у студентов II курса, в выступлениях педагогов К. Сахарбае-вой, Б. Искакова колебалась от_/і« до е (по высоте мелодической струны) малой октавы. То же касается звучания кюев в исполнении аспирантов (Е. Басыкараев - строй с-/). В ряде случаев высота настройки не совпадала с тонами равномерно-темперированного строя и находилась в нейтральной зоне.
Запись концерта К. Ахмедьярова и его учеников показала, что строй их домбр был между / и/is, иногда и выше. Только у С. Жузбаева строй инструмента совпадал с А-й на стыке большой и малой октав.
Сказанное означает, что в исполнении кюев современные домбристы (студенты, педагоги музыкальных колледжей, консерватории) ориентируются преимущественно на высокий и частично средний строй.
Анализ высказываний музыкантов о высоте домбрового строя, а также его реальная фиксация в процессе исполнения позволяют сделать ряд предварительных выводов.
1. Домбровые кюи должны исполняться в низком строе. Их звучание следует приблизить к коныр дауыс. Если раньше эталоном звучания был строй А-й, находящийся на стыке большой и малой октав, то в настоящее время ориентиром служит так называемый оркест-
ровый строй - йПоследний - оптимальный только для исполнения пьес европейских и казахстанских композиторов, звучащих в сопровождении фортепиано и оркестра народных музыкальных инструментов.
2. Каждый музыкант играет по-разному. Выбор высоты настройки обусловлен объективными и субъективными факторами, в том числе ориентацией на сценическое выступление (К. Ахмедьяров, А. Туктаган, К. Сахарбаева), звучание оркестра народных музыкальных инструментов (А. Туктаган), а также чувствами самого исполнителя, уровнем его мастерства, профессионализма (А. Жаимов, Б. Искаков) и т. д.
3. Существует определенная зона настройки казахской домбры9. Она имеет верхнюю и нижнюю границы, которые со временем изменялись. Если раньше, по сведениям А. Жубанова, нижняя граница была А-й [3, с. 13], то в настоящее время у городских домбристов она поднялась и приблизилась к В-ея/Н-е. Верхняя же граница совпадает с й-^ (в некоторых случаях й1я^1я) малой октавы. Зона настройки сузилась и стала равна не ч. 4 как раньше, а б. 3 (от ея до g - основные тоны мелодической струны).
4. Следовательно, высота звука на домбре изменчива и множественна. Она относительна и не всегда совпадает с тонами равномерно-темперированного строя. В то же время местоположение зоны настройки достаточно устойчиво - на границе большой и малой октав. Следовательно, тембровое качество звучания представляет собой постоянную величину. Именно благодаря развитому тембровому слуху домбристы обладают способностью находить нужную высоту строя для того или иного инструмента, обладающего, разумеется, и индивидуальными качествами.
5. Представления музыкантов о реальной высоте строя эволюционировали. Границы понятий - низкий, средний и высокий строй со временем сместились. Так, В-ея/Н-е ассоциируются с низким строем, е-/ (е/ж-/*) - со средним, й^ - с высоким. Различия между ними стали условными.
6. Преобладание низкого строя в прошлом способствовало формированию у домбристов особой чувствительности к регистровому восприятию музыкального пространства. Надо полагать, что степень различения высоты в нижнем регистре у них значительно выше, чем у других музыкантов. Вероятно, раньше эта способность была еще более развитой. В связи с повышением строя домбры слух современных музыкантов стал, на наш взгляд, менее чувствительным к восприятию низких частот.
7. Настройка домбры определяет высоту звучания кюя. В какой-то мере она равнозначна понятию тональности в европейской классической музыке [5, с. 525]. При устойчивости ладов на грифе домбры реальное звучание тонов и их окраска будут зависеть от высоты строя.
9 Сравните с понятием зоны, введенным Н. Гарбузовым [2, с. 144].
89
8. Коныр дауыс - понятие полисемантичное. Оно ассоциируется прежде всего с низом музыкального пространства, нижним регистром. Коныр означает и тембр домбры. Ее звуковой диапазон близок теноровому голосу и включает малую и первую октавы. Для общения с окружающим миром необходим именно бархатный низкий звук. Только
посредством него можно передать размышления, разнообразную гамму чувств и эмоций степняка-кочевника. Данное понятие в широком смысле отражает философию кюя, направленную во внутрь человека. Коныр дауыс возможно соотносится с поведением казахского народа, его отношением к жизни.
1. Аравин, П. Звуковая система домбрового строя (к проблеме изучения) / П. Аравин // Искусство и иностранные языки: сб. ст. аспирантов и соискателей. - Алма-Ата, 1964. - С. 58-69.
2. Гарбузов, Н. Зонная природа звуковысотного слуха / Н. Гарбузов // Н. А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог. -М., 1980. - С. 80-145.
3. Жубанов, А. Казахский народный музыкальный инструмент - домбра / А. Жубанов // Музыкознание. - Алма-Ата, 1976. -Вып. ^П-К. - С. 8-19.
4. Музыкальная акустика / под общ. ред. Н. А. Гарбузова. - 2-е изд. - М., 1954. - 236 с.
5. Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Кельдыша. - М.: Совет. энцикл. 1991. - 672 с.
6. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир / [Э. Л. Львова, И. В. Октябрь-
ская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова]; отв. ред. И. Н. Гемуев; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1988. - 224 с.
7. Утегалиева, С. И. Мангыстауская домбровая традиция / С. И. Утегалиева. - Алматы, 1997.
8. Утегалиева, С. И. Темброво-регистровая модель звука/тона и ее реализация в музыке тюркоязычных народов [Электронный ресурс] / С. И. Утегалиева. - Режим доступа: http://old.compozitor.ru/MAK/0409p160-165.pdf.