УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К ИЗМЕНЕНИЮ
СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА РЕБЕНКА
© 2009 У.Г.Егорова
Самарский государственный университет
Статья поступила в редакцию 19.10.2009
Раскрыто понятие «психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка», определена структура готовности, выявлены психолого-педагогические условия и разработана программа ее формирования.
Ключевые слова: психологическая готовность родителей, изменение социального статуса ребенка, поступление ребенка в школу, компоненты психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка.
Изменения, происходящие в политическом, экономическом и социальном укладе жизни страны, обострили многие кризисные явления в практике воспитания детей в семье, а также выявили особенности, которые переживает семья: растет число проблемных семей, снижается их воспитательный потенциал, все больше появляется семей с негативной атмосферой. В семьях усиливается конфликтность в отношениях между супругами; родителями и детьми, порою теряется контакт родителей с детьми и отсутствует контроль над их поведением. Все это влияет на состояние детей. Исследования психологов и педагогов показывают, что изменения, произошедшие в ситуации развития детства, в частности в период поступления ребенка в школу, оказались сопряжены с многочисленными тенденциями, проявляющимися в психическом и личностном развитии детей, такими как: повышенная тревожность, духовная дезориентированность, возрастание жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности (Д.И.Фельдштейн). Основными задачами психологов становятся содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.
Как показывает опыт, многие родители будущих первоклассников, сами, оказываются не готовы к роли родителей школьников: испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку. Кроме того, в практике семейного воспитания наблюдаются такие явления как: уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельно-
сти ребенка со взрослыми, приводящее к обеднению и формализации контактов, что в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка способствуют формированию у детей неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, негативизма, аффективных реакций, отрицательных форм самоутверждения. У детей формируются серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых, что значительно усугубляет жизнь, как самих детей, так и их родителей. Одним из возможных способов преодоления данных трудностей является пропаганда психологических знаний среди родителей, ориентированной на поиск и определение таких способов нормализации жизни в семье, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы и развитие личности ребенка.
В науке выделяется два взаимосвязанных направления работы психологов. В центре внимания ученых одного направления находятся вопросы психического и личностного развития детей. В исследованиях отечественных психологов получили достаточно полное освещения вопросы о сотрудничестве родителей и детей (М.Н.Бородатая, Г.А.Мишина, М.Н.Попова, Н.В.Ревенко), о влиянии родителей на развитие различных сфер психической жизни ребенка (Т.Ю.Андрущенко1, С.А.Еланцева, М.Ю.Сто-жарова, Е.В.Трифонова, А.В.Усова, Е.В.Чу-макова, И.Г.Швец). В работах исследователей другого направления рассматривается роль родителей в воспитании детей. В работах А.Я.Варги2, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.И.Захарова, В.А.Петровского, Е.О.Смирновой3, А.С.Спива-ковской,
Г.Т.Хоментаускас, Э.Г.Эйдемиллера обосновывается влияния общения со взрослым на развитие личности ребенка. В работах Н.Н.Букиной обосновываются
Егорова Ульяна Геннадьевна, ассистент кафедры педагогики. E-mail: [email protected]
1 Андрущенко Т.Ю. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса // Семейная психология и семейная терапия. - 1998. - №3. - С.48 - 59.
2 ВаргаАЯ. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере детей, страдающих энурезом) // Вест. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. -1985. - №4. - С.32 - 38.
3 Смирнова Е.О. Общение со взрослым как фактор формирования готовности к школе // Вопр. психологии. - 1984. - №4. -С.41 - 43.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4 (5), 2009
воспитательные стратегии родителей, Е.М.Марич, О.С.Несте-ровой, С.Н.Щербаковой - содержание неформального образования родителей. В исследованиях А.Т.Кокоевой, Е.Н.Галко раскрываются методы, формы, средства формирования психолого-педагогической культуры родителей. В работах отечественных психологов получили достаточно полное освещения также вопросы о педагогическом просвещении родителей в современной общеобразовательной школе (И.А.Хоменко), о готовности к родительству (Р.В.Овчарова)4, о взаимодействии учителей, школьного психолога с родителями (Н.О.Зиновьева, Т.Н.Ушенина).
Отмечая плодотворность данных исследований, следует признать, что проблема формирования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка исследована не в полной мере. Среди многих вопросов, возникающих при изучении данной проблемы, на наш взгляд, следует исследовать такие, которые связаны с уточнением содержания понятия «психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка», с разработкой программы формирования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка, с определением психолого-педагогических условий формирования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка. Школьная психологическая служба не оснащена программами работы с родителями по подготовке их к поступлению ребенка в школу, обеспечивающих позитивное личностное развитие как ребенка, так и родителей. А подготовка родителей к изменению социального статуса ребенка носит стихийный и хаотичный характер. Психологическая работа, которая проводится в школах по подготовке родителей к поступлению ребенка в школу, не решает в полной мере проблему формирования психологической го-товности родителей к изменению социального статуса ребенка.
Существует противоречие между необходимостью формировать психологическую готовность родителей к изменению социального статуса ребенка в период его подготовки к поступлению в школу и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, способствующих формированию психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия и определило проблему исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования психолого-педагогических условий психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка. В практическом плане - это проблема разработки программы формирования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка и определение ее результативности.
Мы исходим из предположения о том, что если
4 Овчарова РВ. Родительство как психологический феномен. -М.: 2006.
психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка представляет собой соотношение развития когнитивно-содержательного, мотивационно-волевого, эмоционального и комму-никативно-рефлексив-ного компонентов, то ее формирование становится возможным тогда, когда реализация специальной программы обеспечивает расширение возможностей родителей понимания своего ребенка; развитие у родителей способности к эмпатии и рефлексии своих взаимоотношений с ребенком и собственных эмоциональных состояний; усвоение навыков диалогического общения и конструктивного сотрудничества; формирование активной позиции родителя в период поступления ребенка в школу, знакомство со стилями семейного воспитания и особенностями родительско-детских отношений; овладению знаниями об индивидуально-типологических особенностей ребенка, его интересов и понимание проблем детей; развитию способности к построению отношений сотрудничества (партнерских отношений) с ребенком.
Для реализации цели, решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован следующий комплекс взаимодополняющих методов: 1) анализ психологической, педагогической литературы, опыта психологической деятельности; 2) организационный - сравнительный; 3) эмпирический - формирующий эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование (методика «Диагностики уровня эмпатии», тест ВСК, методика «Лев», процедура совместного складывания мозаики, самооценочный тест «характеристики эмоциональности», опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»), метод экспертной оценки; 4) методы математической статистики (процентное соотношение, Т-критерий Вилкоксона, ф*-угловое преобразование Фишера) . Исследование было проведено на базе МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №36 Промышленного района г. Самары и Самарского Технического Лицея в рамках «Школы дошкольника». В эксперименте на разных этапах участвовало 106 родителей будущих первоклассников (88 женщин, 18 мужчин), 106 первоклассников, 36 специалистов (педагогов-психологов).
В исследовании раскрыто понятие «психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка» (психологическая готовность родителей к изменению социального статуса ребенка есть личностное образование, которое выступает результатом динамических преобразований в психологической организации личности вследствие развития когнитивной, эмоциональной, волевой и коммуникативной сфер жизнедеятельности родителей, обеспечивающее им принятие нового режима функционирования, а также вступления в новую жизненную сферу, каковой является для родителей поступление ребенка в школу). Была определена структура
5 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: 2001.
психологическом готовности родителем к изменению социального статуса ребенка (когнитивно-содержательный компонент включает знание индивидуально-типологических особенностей ребенка, его интересов, особенностей родительско-детских отношений и понимание проблем детей; мотиваци-онно-волевой компонент включает волевой самоконтроль, самообладание, настойчивость, активную позицию родителя в период поступления ребенка в школу; эмоциональный компонент включает эмпа-тию родителей к ребенку, эмоциональную гибкость, эмоциональную поддержку; коммуникативно-рефлексивный компонент включает способность к построению партнерских отношений с ребенком, рефлексию, децентрацию).
В рамках проведенного исследования выяв-лены психолого-педагогические условия форми-рования психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка (овладение родителями рефлексии взаимо-отношений с ребенком и собственных эмоцио-нальных состояний, умение родителями оказы-вать эмоциональную поддержку ребенка, активизация коммуникаций в семье, способность к построению партнерских отношений с ребенком, стремление к познанию собственного ребенка, его особенностей когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер). Нами разработана программа по формированию психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка в период подготовки к поступлению ребенка в школу. Программа включает теоретический, прак-тический разделы и раздел психологической поддержки, которые адекватны структурным компонентам психологической готовности родителей к поступлению ребенка в школу. Теоретический раздел адекватен когнитивно-содержательному компоненту. Он обеспечивает формирование у родителей знаний о ребенке, его индивидуально-типологических особенностях,
отношениях, а также формирование знаний родителей о самих себе. Практический раздел адекватен мотивационно-волевому и эмоци-ональному компонентам. Он направлен на формирование и закрепление эффективных навыков взаимодействия с ребенком, на развитие рефлексии, предоставление возможности активного самопознания и познания своего ребенка. Раздел психологической поддержки адекватен коммуникативно-рефлексивному компоненту. Он направлен на закрепление навыков, полученных в процессе тренинговой работы, и применение их в естественных условиях, на формирование навыков диалогического общения и конструктивного сотрудничества).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширят научные представления о психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка в период поступления ребенка в школу, о его структуре; открывают возможности для разработки новых программ, которые способствуют повышению эффективности подготовки родителей к изменению социального статуса ребенка с учётом их личностные особенности. Практическая значимость исследования состоит в том, что показана необходимость психологической работы по формированию готовности родителей к изменению социального статуса ребенка; что его результаты позволяют в осуществлении дифференцированного подхода к родителям в процессе практических занятий по формированию готовности родителей к изменению социального статуса ребенка. Сформирован методический комплекс по определению психологической готовности родителей к изменению социального статуса ребенка в период подготовки к поступлению в школу; полученные результаты могут быть использованы в дальнейших психолого-педагогических исследованиях проблем подготовки родителей и детей к обучению в школе.
интересах, знании о родительско-детских
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PARENTS' READINESS TO THE CHANGE OF THE CHILD'S SOCIAL STATUS
© 2009 U.G.Egorova° Samara State University
The article discloses the concept of «psychological aspects of parents' readiness to the change of the child's social status», determines the structure of this readiness, identifies psycho-pedagogical conditions and contains the developed program of its formation.
Key words: psychological parents' readiness, change of a child's social status, school entrance, parents' psychological readiness components to the change of the child's social status.
Egorova Ulyana Gennadyevna, Assistant of the Pedagogy department. E-mail: [email protected]