УДК 37.018.15:173:316.812.7
ПСИХОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ МАТЕРЯМИ РОДИТЕЛЬСКОГО АКМЕ
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
[email protected] [email protected]
Н.И. Исаева Е.А. Овсяникова
В статье рассматривается психологическая культура родителей на уровне сущности, явления и функционирования. Раскрывается сущность психологической культуры родителей с позиции деятельно-стного подхода как способа преобразования «Я - родитель». В статье представлено содержание структурных компонентов: аутопсихологи-ческого, предметно-психологического и социально-психологического. Предложена модель зрелого и модель незрелого родительства. Показана роль психологической культуры родителей в создании гармоничных взаимоотношений в семье и в сбережении здоровья и качества жизни детей в условиях семейного воспитания.
Ключевые слова: психологическая культура личности, психоло гическая культура родителя, родительство, родительское акме.
Особенности современной социокультурной ситуации заключаются в том, что качественные перемены, произошедшие в обществе, привели к переосмыслению системы ценностей, смене приоритетов, заставили по-новому взглянуть на многие психологические проблемы. В связи с этим все большую значимость в отечественной психологической теории и практике приобретают проблемы развития психологической культуры личности и реализации заложенного в ней потенциала.
В последнее десятилетие проблема психологической культуры, отражающая гуманистическую направленность проводимых исследований, активно разрабатывается в психологии развития, акмеологии, психологии личности и педагогической психологии.
Психологическая культура исследуется в рамках профессиональной культуры менеджера (Г.И. Марасанов, Н.Т. Селезнёва и др.), юриста (И.В. Будовская, А.Б. Гребенников, И.В. Савельева и др.), госслужащих (А.С. Гусева, В.И. Долгова и др.), в том числе и на этапе профессионального обучения в вузе (В.А. Ильин, Т.В. Шубницына, и др.).
В плане исследуемой проблемы интерес представляют работы, раскрывающие возрастные (В.В. Ветрова, Л.С. Колмогорова, O.P. Меремьянина, М.В. Попова и др.) и профессиональные особенности психологической культуры субъектов образовательного процесса (Н.И. Лифинцева, Ф.Ш. Мухаметзянова, А.Б. Орлов, Н.Т. Селезнёва и др.). С развитием психологической службы образования возрос интерес исследователей к проблеме личности и деятельности практического психолога образования (И.В. Дубровина, Е.Е. Сапогова, Л.В. Темнова и др.), в том числе и с позиции культурологического подхода (И.В. Аксёнова, М.А. Набережнева и др.). В рамках культуро-центричного научного направления психологическая культура рассматривается и как системообразующее качество личности и деятельности психолога образования, и как механизм культуротворчества в пространстве образования.
Сегодня достаточно активно изучаются не только особенности и условия развития и функционирования психологической культуры на уровне субъектов образовательной деятельности, но и её влияние на характер педагогического взаимодействия, на психологические характеристики образовательной среды (В.В. Семикин), особенности формирования в системе дополнительного образования детей (А.В. Егорова, М.В. Попова и др.) и т.п.
Однако, несмотря на повышенный интерес исследователей к проблеме психологической культуры, с нашей точки зрения, незаслуженно мало внимания уделяется изучению психологической культуры в контексте семьи и, в частности, её роли в становлении родительства. В то же время семья, являясь фоном и контекстом индивиду-
ального развития ребёнка, обеспечивает и отвечает за его психологическое благополучие и психологическую безопасность. Особое значение в данном аспекте занимает проблема качества жизни семьи и качества жизни ребёнка в семье, которая в конечном итоге оборачивается проблемой личностной и ролевой идентичности родителей, их общей и педагогической культуры, инвариантом которой выступает психологическая культура. Однако до настоящего времени психологическая культура родителей, и, в частности, матерей, не выступала предметом психолого-акмеологического исследования. Обращение к ретроспективному опыту и изучение опыта работы практикующих психологов показало, что для эффективного психологического сопровождения семьи, важнейшей задачей которого является активизация и развитие личностного потенциала родителей, психологическая практика как и практическая психология нуждаются в теоретическом обосновании психологической культуры личности как условия становления родительства, результатом которого является достижение акме.
В философии, культурологи, психологии культуру рассматривают и как совокупность материальных и духовных ценностей (А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, И.И. Громов, В.А. Малахов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе и др.); и как специфический способ человеческой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, П.К. Анохин, А.Г. Асмолов, Б. В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Суходольский, В.Д. Шадриков); и как процесс творческой самореализации сущностных сил личности (В.С. Библер, И.А. Ильяева, Л. Н. Коган, В.М. Межуев, Э.В. Соколов и др.).
В контексте исследований проблем психологической культуры выделяются два подхода: личностный и деятельностный. Психологическая культура рассматривается как важнейшая составляющая общей культуры личности (К.А. Абульханова, О.С. Ани-симов, Л.Д. Дёмина, Е.А. Климов, Н.Н. Обозов, Т.В. Шубницына и др.); как способность личности изменять себя и как актуализированный культурно-психологический потенциал личности (О.И. Мотков и др.).
Исследователи психологической культуры в контексте деятельностного подхода отмечают её действенную природу. Психологическая культура рассматривается как совокупность психопрактик и репрезентируемых в них психических реальностей, обеспечивающих культурную, социальную и антропологическую идентичность человека (О.И. Генисаретский); как деятельность, направленная на сохранение собственного психологического здоровья, как умение выходить из психологических кризисов и помогать другим (А.Б. Орлов, М.К. Тутушкина и др.); как совокупность специфических психологических средств, способов и норм личностного развития и взаимодействия людей друг с другом и со средой, как потенциальная возможность конструктивного личностного развития (Е.В. Бурмистрова и др.).
При этом по-разному определяя сущность психологической культуры, авторы в основном выделяют одни и те же структурные элементы: познание и понимание себя и своего собственного внутреннего мира, принятие собственной личности, контроль и регулирование своих мыслей, переживаний и поступков. Отличие заключается в расстановке акцентов либо на собственной личности, либо на поступках и деятельности, направленной на работу над собой или на гармонизацию собственного внутреннего мира.
В нашем исследовании в определении сущности психологической культуры личности мы опираемся на интенционально-динамический подход, в контексте которого психологическая культура выступает способом преобразования себя, своих психологических способностей и умений, способом саморазвития и самосовершенствования, благодаря которому личность достигает качества внутренней жизни [i].
Психологическая культура личности, будучи инвариантом любой формы культуры, жизни и деятельности человека, в процессе развития приобретает черты, необходимые для решения определенных жизненных, в том числе и родительских, задач. С этой точки зрения психологическая культура личности преобразуется в психологическую культуру родителя. В нашей работе мы исследуем особенности развития пси-
хологической культуры как инварианта общей и педагогической культуры матерей с различным уровнем становления родительства.
В отечественной и зарубежной психологии активно исследуются проблемы ценностных ориентаций, установок, родительских чувств, отношений (А. Адлер, А.Я. Варга, Е.А. Савина, A.C. Спиваковская и др.). Неопровержимым в психологии развития и психологии семейных отношений является факт важности влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка.
Проблема ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания в статусе родительства совсем недавно стала предметом научного исследования (Р.В. Овчарова) [2].
Мы определяем родительство матери как интегральное личностное образование, признаками которого являются качественные изменения установки на оценку переживаний, действий и в целом личности ребенка, ожиданий родителя определенного отношения ребенка к нему, предрасположенности и готовности к определённому образу действий по отношению к ребёнку. Процесс становления родительства является дискретным, характеризующимся достижением неких вершин, которые рассматриваются нами в качестве родительского акме.
Опираясь на акмеологический подход к изучению родительства, мы определяем родительское акме как многомерное состояние родителя, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими личностными изменениями, его наивысшими достижениями на этапе родительской зрелости, проявляющимися в создании условий для реализации воспитательного потенциала семьи с целью обеспечения качества жизни ребенка в семье. Высоким воспитательным потенциалом обладает та семья, в которой родительство является терминальной жизненной ценностью, в которой присутствует безусловное принятие ребёнка как личности, позитивное отношение ребёнка к родителям. Постоянно повышающаяся ответственность и жёсткость социально-ролевых предписаний, неблагоприятные тенденции в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая психологическая культура приводит к нарушениям отношений между родителями и детьми.
На основе теоретического анализа имеющихся исследований проблем родительства и психологической культуры личности психологическая культура родителя (матери) определяется нами как специфический способ преобразования способностей и умений взаимодействовать с ребенком в такую структуру и такой способ, устойчивость и качество результата которого не определяется случайным стечением действий родителя и поведения ребенка и наполняется, наряду с предметным, ценностно-смысловым, развивающим содержанием.
Оценка развития психологической культуры личности базируется на положении философско-психологического подхода В.П. Зинченко относительно того, что культура не имеет степеней. В связи с этим мы ввели понятие оптимального / неоптимального состояния психологической культуры личности матери. Оптимальное состояние психологической культуры матери свидетельствует о достижении ею родительского акме, которое, в свою очередь, свидетельствует об определённом, зрелом, состоянии родительства, способствующем культивированию детства в семье и обеспечивающем матери возможности реального практического соучастия в формировании судьбы своего ребёнка через сбережение качества жизни и ребёнка, и семьи в целом. Инструментально оптимальность психологической культуры матерей рассматривается в качестве такой характеристики её состояния, которая объективируется в моделях родительства (зрелого и не зрелого) и поведения, обеспечивающих достижение родительского акме.
В экспериментальном исследовании приняли участие 420 человек, из них 210 матерей и их дети. Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа. Цель
первого (констатирующего) этапа - определение характера взаимосвязи особенностей психологической культуры и родительства матерей - конкретизировалась в двух основных задачах: в построении эмпирической модели родительства и в выявлении особенностей психологической культуры матерей с различным уровнем развития родительства.
На основе результатов, полученных с помощью методики «Решение матерью типичных ситуаций взаимодействия с ребёнком» [3] и проективного теста «Рисунок семьи» было построено две эмпирических модели материнства: модель зрелого и модель незрелого родительства. Показателями достижения результата в развитии родительства, каким является родительское акме, выступили: изменение стиля взаимодействия матери с ребёнком (от агрессивного до альтруистического) и изменение самочувствия ребёнка в семье (от отсутствия ощущения до осознания наличия, семьи, принадлежности и собственной значимости в ней), а так же психологическое соответствие стиля взаимодействия родителя с ребёнком самочувствию ребёнка в семье.
Анализ полученных данных позволил из всей выборки матерей сформировать две группы. В I группу были включены те матери, которые оценили свой стиль взаимодействия с ребёнком как альтруизм или сотрудничество, а результаты проективного теста «Рисунок семьи» свидетельствовали о благополучном самочувствии их детей. В эту группу, условно названную «матери, достигшие родительского акме», вошло 24,76% матерей, участвовавших в исследовании на этом этапе. Во II группу матерей, условно названную «матери, не достигшие родительского акме», были включены все остальные матери, дети которых переживают психологический дискомфорт в семье (75,24 %). Полученные эмпирические данные подтверждают известный в психологии семьи научный факт ответственности родителей за состояние психологического благополучия собственных детей и заботы об их психологической безопасности в условиях семьи, лакмусовой бумагой которой выступают родительско-детские отношения. Для дальнейшего исследования из этой группы было отобрано 39,65% матерей, у которых в системе взаимоотношений с ребёнком преобладал агрессивный стиль.
В структуру эмпирической модели родительства были включены такие признаки материнского отношения как установка на оценку мыслей, действий и личности ребёнка, предрасположенность и готовность к определённому образу действия по отношению к ребёнку, заданная векторность взаимодействия с ребёнком и др. В работе эти признаки материнского отношения сгруппированы в «образ ребёнка», «Я как мама глазами ребёнка» и «Я как мама».
Выявлено, что установка матерей I и II группы на оценку переживаний, действий и личности ребёнка имеет общее и особенное. Эмпирическая модель зрелого материнства (I группа) отличается от модели незрелого материнства (II группы) эмоциональной и содержательной направленностью. Если матери, достигшие родительского акме, в описании переживаний детей чаще используют позитивные оценки (радость, любовь), то матери, не достигшие родительского акме, - негативные (обида, одиночество). Соответствующая эмоциональная направленность обнаружена и в установке матерей на позитивную или негативную оценку личности ребенка в целом. В частности, матери I группы личность ребёнка чаще описывают с помощью таких переменных, как: любимый, активный, самостоятельный, спокойный, а матери II группы -обиженный, упрямый, одинокий.
Установленный факт отличия материнского отношения испытуемых I и II группы подтверждается выявленными особенностями восприятия действий ребёнка: матери, достигшие акме, оценивают поведение детей, как предметное, адекватное ситуации; матери, не достигшие акме - как неконструктивное, защитное. У первых в описании действий ребенка доминируют такие признаки, как «кушает, играет, общается» и т.п.; у вторых - «капризничает, обижается, ругается и т.п.». Выявленные отличия в оценке матерей двух групп личности, переживаний и действий ребенка являются статистически значимыми (ф = 2,929 при р =0,001).
Результаты изучения ожиданий матерей показали, что их рефлексивная оценка по параметру эмоциональной направленности идентична оценке личности ребёнка. Так, если матери I группы ожидают позитивного отношения к себе, приписывая ребенку «чувство принадлежности» к семье, то матери II группы приписывают «чувство отверженности» относительно семьи и, следовательно, ожидают негативного восприятия и отношения к себе. «Чувство принадлежности» мамы семье описывается ею с использованием переменных «любимая и любящая», «заботливая и понимающая», что позволяет вычленить основные параметры эмоционального отношения ребенка к маме (глазами мамы), как «симпатия» и «уважение». В то же время «чувство отверженности», описанное матерями II группы с помощью таких переменных, как «занятая, надоедливая, равнодушная, упрямая, не любящая», характеризует противоположные параметры эмоционального отношения ребенка к матери (глазами матери): «антипатию» и «неуважение». Выявленные различия частоты встречаемости признаков являются статистически значимыми (ф = 5,259 при р = 0,001).
Сравнение перцептивных стратегий относительно образа ребенка и «Я как мама» глазами ребенка показало, что их согласованность связана с аффективно-потребностными родительскими установками матерей, характеризующими состояние родительства с точки зрения чувств и действий в адрес собственного ребёнка. Оказалось, что у матерей, достигших родительского акме, дети вызывают чувства любви и радости и адекватную им готовность к поддерживающим и сотрудничающим действиям по отношению к ребёнку. У матерей, не достигших акме, - раздражение, удовлетворение и, соответственно, готовность контролировать и игнорировать ребёнка. Выявленные различия являются статистически значимыми (ф = 5,835 при р = 0,001).
Обращение к факторам, влияющим на становление родительства и достижение матерями родительского акме, потребовало обращения к изучению особенностей психологической культуры личности как способа преобразования собственного «Я». Показателями развития психологической культуры личности выступили: сила и степень реализации культурно-психологических стремлений и уровень их гармоничности.
Установлено, что у 96,15% матерей I группы психологическая культура личности развита в такой мере, что является достаточной для эффективного решения ими родительских задач, и только у 3,85% она не является таковой. Во II группе обнаружена противоположная тенденция: у 93,11% матерей психологическая культура недостаточно развита, а у 6,89% достаточно развита для успешного решения родительских задач
Установление закономерной взаимосвязи родительского акме и психологической культуры личности, а так же выявление роли психологической культуры в становлении родительства осуществлялось в процессе формирующего эксперимента. Эксперимент проводился по плану для двух рандомизированных (неэквивалентных) групп, с предварительным и итоговым тестированием. На данном этапе выборка была сформирована из 168 матерей (84 человека - экспериментальная группа и 84 человека - контрольная) и их детей. Экспериментальная и контрольная группы родителей формировались по принципу гетерогенности: разный уровень психологической культуры (в экспериментальной группе преобладают родители с неоптимальным состоянием психологической культуры), разный возраст, образование, профессиональная деятельность, степень знакомства.
Занятия с матерями экспериментальной группы проходили 2 раза в неделю по 2 часа в течение 9 месяцев. Программа формирующего эксперимента включала в себя два блока: блок теоретической подготовки матерей к развитию психологической культуры и блок психопрактики. Теоретический блок был направлен на развитие психологической грамотности как минимального уровня психологической культуры (Е.А. Климов). Содержание практического блока представляло собой специальные упражнения, задания, ролевые и деловые игры, дискуссии, собранные в три кластера. Первый кластер включал в себя задания, направленные на развитие самопознания (познания себя, причин своего поведения, настроения, поступков и т.д.), второй - на
развитие самоотношения (принятия и понимание себя, своих мыслей, чувств, действий, а так же развитие желания принимать себя) и третий - на развитие навыжов саморегуляции (поиск и проживание новы1х моделей поведения, а так же практика_гар-монизации своих мыслей, чувств и поведения).
На первом этапе развития психологической культуры создавались условия для развития навыков рефлексии посредством активного включения матерей в рефлек-сопрактику, направленную на проживание и переживание имеющегося прошлого опыта и опыта, получаемого в настоящем. Результатом рефлексопрактики было приобретение матерями глубокого рефлексивного знания, которое, будучи прочувствованным и прожитым, помогало им расти, и как личностям, и как родителям. На вто-ром_этапе_-_участники_эксперимента_активно_овладевали_психологической_деятельно-стью, целью которой был внутренний психологический комфорт, психологическое здоровье, оптимальное взаимодействие с окружающими людьми; предметом - собственный внутренний мир, а способами и средствами - рефлексия, самопознание, самообладание, переживание и т.д. Матери учились быть психологами по отношению к са-мим_себе,_что_позволяло_рассматривать_психологическую_деятельность_в_качестве_дея-тельности по психологическому самообслуживанию.
Программа также включала в себя упражнения, предполагающие проживание и анализ ситуаций, связанных с детско-родительскими отношениями. Их целью был текущий_контроль_развития_состояния_родительства_и_родительской_психологической_ культуры, проводимый один раз в два-три месяца, и итоговый контроль - на заключительном занятии.
По окончании эксперимента сначала была проведена проверка адекватности разработанной_и_реализованной_экспериментальной_программы_задачам_исследова-ния,_а_затем_выявлены_особенности_развития_психологической_культуры_личности_ма-тери, влияющие на становление родительства, т.е. на достижение матерями родительского акме.
Замеры показателей психологической культуры позволили обнаружить изменения, произошедшие к концу реализации опытно-экспериментальной работы. В це-лом_в_экспериментальной_группе_произошло_повышение_значений_силы_стремлений_ познавать, принимать и изменять себя (с 3,55 - низкий до 4,58 - высокий уровень), степени их реализации (с 2,81 - низкий до 3,82 - высокий уровень) и уровня сораз-мерности_(гармоничности)_самопознания,_самоотношения_и_саморегуляции_(с_низкого_ до высокого). Кроме этого в экспериментальной группе с 18,57 % до 75,24 % увеличилось количество матерей с оптимальной психологической культурой и снизилось с 61,43 % до 4,29 %-с неоптимальной.
На_основании_эмпирических_данных_констатирующего_и_формирующего_экс-периментов_матери_экспериментальной_и_контрольной_групп_были_распределены_со-гласно_разработанным_нами_моделям_родительства_и_показателям_достижения_зрело-го родительства, т.е. родительского акме.
Структурно-динамический анализ эмпирических моделей родительства мате-рей_экспериментальной_и_контрольной_групп_до_и_после_формирующего_воздействия_ подтвердил влияние развития психологической культуры личности на становление родительства.
В_экспериментальной_группе_матерей,_в_отличие_от_матерей_контрольной_груп-пы,_обнаружена_тенденция_к_формированию_установки_на_позитивную_оценку_лично-сти ребенка в целом (рис. 1).
Данная тенденция проявилась не только в увеличении частоты встречаемости позитивных, но и в значительном уменьшении негативных (со 100 % до 31 % - «упрямый» и до 38 % - «обиженный») оценок личности ребёнка. В контрольной группе таких закономерностей не обнаружено.
.а
I-
х ф я о а с
120 100 80 60 40 20 0
Ряд1
Ряд2
- - -Л- - - Ряд3
Ряд4
■
Рис. 1. Частота встречаемости характеристик личности ребёнка в описаниях матерей экспериментальной и контрольной групп до и после экспериментального воздействия.
Условные обозначения: Ряд 1 - ЭГ (1 диагностический срез);
Ряд 2 - ЭГ (2 диагностический срез); Ряд 3 - КГ (1 диагностический срез);
Ряд 4 - КГ (2 диагностический срез) 1 - любимый; 2 - активный; 3 - спокойный; 4 - радостный; 5 - упрямый; 6 - обиженный
Выявленная тенденция в описании матерями личности ребенка находит отражение и в описании переживаний, испытываемых ребенком в разных жизненных ситуациях (рис. 2). В описаниях матерей экспериментальной группы существенным образом увеличилась частота встречаемости позитивных, стенических и уменьшилась -негативных, астенических эмоций.
3 4 5 6 признаки
- Ряд1
------ ■ Ряд2
-Л— Ряд3
- Ряд4
Рис. 2. Частота встречаемости чувств ребёнка, приписываемых ему матерями экспериментальной и контрольной групп до и после занятий. Условные обозначения: Ряд 1 - ЭГ (1 диагностический срез); Ряд 2 - ЭГ (2 диагностический срез); Ряд 3 - КГ (1 диагностический срез); Ряд 4 - КГ (2 диагностический срез) 1 - любовь; 2 - радость; 3 - удовлетворение; 4 - спокойствие; 5 - раздражение; 6 - беспокойство; 7 - одиночество; 8 - обида
Если по результатам первичной диагностики (до эксперимента) 100% матерей данной группы в описании переживаний ребенка указали обиду, 30% - одиночество и 38% - радость, то после эксперимента на 60% уменьшилась частота встречаемости «обиды», исчез из описания такой признак, как «одиночество».
Подтверждением закономерности выявленных особенностей в изменении оценки матерями личности и переживаний ребёнка является увеличение в описании матерями ЭГ действий ребёнка как предметных, эмоционально не окрашенных по сравнению с эмоциональными, «беспредметными», которые чаще встречаются у матерей КГ.
В исследовании в экспериментальной и контрольной группах обнаружена векторная разнонаправленная связь установки на оценку личности ребёнка и себя как матери. В экспериментальной группе вектор установки на оценку материнских чувств изменился с негативного на позитивный и стал, таким образом, соразмерным вектору установки на позитивную оценку ребенка, в то время как в контрольной группе остался прежним - негативному (рис. 3).
признаки
- - ♦ - -Ряд1
------ ■ Ряд2
-РядЗ
—■ Ряд4
Рис. 3. Частота встречаемости материнских чувств в описаниях матерей экспериментальной и контрольной групп.
Условные обозначения: Ряд 1-ЭГ (1 диагностический срез);
Ряд 2-ЭГ (2 диагностический срез); Ряд 3 - КГ (1 диагностический срез);
Ряд 4 - КГ (2 диагностический срез) 1 - радость; 2 - спокойствие; 3 - любовь; 4 - удовлетворение; 5 - удовольствие; 6 - сочувствие;
7 - раздражение; 8 - неудовольствие
Нами установлен факт связи влияния развития психологической культуры на структуру воздействий матери на ребенка (рис. 4). В процессе развития родительства поддержка матерью ребенка наполняется качественно новым психологическим содержанием: в модели зрелого родителя она отражает специфику действий матери в структуре совместного действия (сотрудничества), в модели незрелого родителя - скорее выполняет защитную функцию, наполняя специфическим смысловым содержанием действия контроля и игнорирования.
Произошедшие в ходе формирующего эксперимента изменения в образе ребёнка и в образе себя как матери способствовали изменениям и образа «Я как мама глазами ребенка» у матерей экспериментальной группы. На рис. 5 представлено ранжирование признаков стереоскопического образа матерей (образ «Я как мать глазами ребенка») экспериментальной и контрольной групп до и после экспериментального воздействия.
признаки
- - - Ряд1
- Ряд2
- - -Л- - ■ Ряд3
—■ Ряд4
Рис. 4. Частота встречаемости действий матерей по отношению к ребенку Условные обозначения: Ряд 1 - ЭГ (1 диагностический срез); Ряд 2-ЭГ(2 диагностический срез); Ряд 3 - КГ (1 диагностический срез); Ряд 4 - КГ (2 диагностический срез) 1 - сотрудничество, 2 - поддержка; 3 - контроль; 4 - игнорирование
Рис. 5. Частота встречаемости признаков образа «Я как мама глазами ребенка» Условные обозначения: Ряд 1 - ЭГ (1 диагностический срез);
Ряд 2 - ЭГ (2 диагностический срез); Ряд 3 - КГ (1 диагностический срез);
Ряд 4 - КГ (2 диагностический срез) 1 - любимые; 2 - поддерживают; 3 - лучшие; 4 - любящие своего ребёнка; 5 - понимающие;
6 - всегда заняты; 7 - хочет, чтобы родители отстали от него; 8 - не понимают
В оценке себя как матери глазами ребёнка в экспериментальной группе обнаружены статистически значимые различия и по каждому признаку, и по вектору эмоциональной направленности. Матери осознали, что, изменив характер воздействий на ребенка с контроля на сотрудничество и поддержку, они изменят и отношение ребенка к себе. Ребенок их не только полюбит, но и сам почувствует любовь к себе; он не только избавится от «чувства отчужденности» при определенной занятости матери, но
и будет воспринимать ее как понимающую и искать поддержку. Выявленные различия статистически значимы (ф = 5,484 при р = 0,001).
С целью всестороннего изучения влияния психологической культуры на достижение родительского акме как результата становления родительства матерей был проведен структурно-содержательный анализ развития психологической культуры у матерей экспериментальной группы. Было обнаружено повышение силы культурно-психологических стремлений и степени их реализации с низкого (соответственно 3,55 и 2,81 балла) до высокого (соответственно 4,58 и 3,82 балла) уровня.
Произошла переоценка значимости культурно-психологических стремлений: если до занятий доминировали стремления ценить и уважать себя, свой внутренний мир (3,95 балла); гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями (3,64 балла); находить психологические причины своего настроения, своих ошибок (3,63 балла), то после занятий - стремления гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями (4,65 балла); осознавать своё предназначение, жизненный путь (4,63 балла); принимать свои достоинства и недостатки (4,63 балла). То есть до участия в эксперименте психологическую основу саморегуляции составляло позитивное принятие матерями себя, после - познание себя в контексте жизненного самоопределения.
Если до занятий наиболее полно удавалось реализовывать стремления ценить и уважать себя, свой внутренний мир (2,90 балла), одобрять свои планы и поступки (2,90 балла), находить психологические причины своего настроения, своих ошибок (2,90 балла), то после занятий - стремления чётко осознавать и понимать себя, свои желания, свой характер (3,88 балла), принимать свои достоинства и недостатки (3,87 балла), осознавать своё предназначение, жизненный путь (3,85 балла); гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями (3,85 балла). Это показывает, что матери в процессе занятий овладели средствами работы над собой, что в свою очередь свидетельствует об активном освоении матерями психологической деятельности.
На основании данных фактов можно сделать вывод, что увеличение силы и переоценка значимости культурно-психологических стремлений для матерей в сочетании с овладением психотехнологиями работы над собой являются условиями преобразования психологической культуры личности в психологическую культуру родителя, которая отражает достижение ими определённой вершины в становлении родительства.
Список литературы
1. Исаева Н.И. Профессиональная культура психолога образования / Н.И. Исаева. -М.; Белгород, 2010. - 324 с.
2. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005. - 368 с.
3. Чарова О. Б. Особенности материнского отношения к детям с нарушением интеллекта: Дисс.... канд. психол. наук / О. Б. Чарова. - Орёл, 2003. - 163 с.
PSYCHOLOGICAL CONDITION OF ACHIEVEMENT PEAK OF PARENTS
The article deals with psychological culture of parents on the level of essence, phenomenon and functioning. The main point of psychological culture of parents is revealed within the framework of activity approach as means of "I am a parent" transformation. The article gives the matter of the following structural components: autopsychological, objective-psychological and social-psychological. A model of mature parents and a model of unmature parents is offered in article. The paper shows the role of psychological culture ofparents in formation of harmonious relations in the family and in protecting children's health and quality of life under the conditions of domestic upbringing.
Key words: psychological culture of person, psychological culture of parents, parently, peak of parents.
N.I. Isaeua E.A. Ousyanikoua
Belgorod
State
University
e-mail: