УДК 78.085.5(470.343)
БАЛЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО АНАТОЛИЯ ЛУППОВА Н. А. Макарова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
ANATOLY LUPPOV'S BALLET OEUVRE N. A. Makarova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Статья посвящена творческой деятельности композитора А. Б. Луппова - автора национальных балетов мари. Детство композитора прошло в марийской деревне, что помогло соприкоснуться к живому роднику народного творчества. Учащийся Марийского музыкального училища, потом Казанская консерватория, фортепианный факультет - так начиналась творческая деятельность композитора. Выпускника консерватории оставляют работать сразу на двух кафедрах: специального фортепиано и композиции. У А. Б. Луппова получили образование композиторы Ю. С. Евдокимов, С. Н. Маков, А. В. Не-знакин, В. А. Захаров, закончили консерваторию В. П. Данилов, А. К. Яшмолкин, Л. А. Новоселова. У него учился будущий автор второй марийской оперы «Элнет» И. Н. Молотов. К самому сложному музыкально-сценический жанру - балету, композитор обратился в 1970 году, приступив к работе над первым национальным балетом «Лесная легенда» в постановке Э. Э. Рая. Премьера балета состоялась17 февраля 1973 года и стала самым значимым событием в истории профессионального хореографического искусства марийского народа XX века. Последующие балеты А. Б. Луппова: «Прерванный праздник», «Музыкальная история», «Замок Шеремета» -прошли на сцене театра с большим успехом и превратились в настоящий праздник музыки и танца. Все балеты А. Б Луппова созданы с глубоким пониманием специфики балетного жанра, с использованием мелодии марийского фольклора и с любовью к народу мари. Творения А. Б. Луппова -это художественное достояние, бесценный вклад в развитие национального искусства народа мари.
Ключевые слова: легенда, театр, музыка, композитор, хореография, балет, солисты.
The article is devoted to creative activity of the composer B. A. Luppov, author of the national ballet of the Mari people. The future composer, spending his childhood in the Mari village, touched the living source of folk art. A student at the Mari Music College, then the piano faculty of the Kazan Conservatoire - so the composer's creative activity began. The graduate of the conservatory was left to work immediately on two departments: special piano and composition. Such composers as J. S. Evdokimov, S. N. Makov, A. V. Neznakin, V. A. Zakharov, P. Danilov, A. K. Yashmolkin, L. A. Novoselova were the students of B. A. Luppov. He tauhgt the future author of the second Mari Opera Elnet - I. N. Molotov. He composed the dance music for the first time for the heroic poem "The Sons of Akpars", staged by M. P. Murashko. In 1970 the composer started to work with the most complex musical-scenic genre - ballet. It was the first national ballet "The Forest legend" directed by E. E. Raya. The premiere of the ballet took place on February 17, 1973 and became the most significant event in the history of professional choreographic art of the Mari people of the 20th century. Such ballets of A. B. Luppov's as "The Interrupted holiday", "Music history", "Castle of Sheremet" were staged at the theater and had great success. All the ballets by A.B. Luppov, in which the melodies of Mari folklore are used, are created with a deep understanding of the specifics of the ballet genre, and with love to the Mari people. The works of A. B. Luppov is the artistic treasure, it is an invaluable contribution to the development of the national art of the Mari people.
Keywords: legend, theatre, music, composer, choreography, ballet, soloists.
Единство музыки и танца, синтез композиторского и балетмейстерского творчества - вот залог успеха любого балетного спектакля. «Образная природа этих искусств во многом аналогична.
Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, хореография - на выразительность движений человеческого тела» [7, с. 16]. Образная, содержательная и выразительная музыка
© Макарова Н. А., 2017
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3. № 3 (11)
вдохновляет балетмейстера-постановщика на создание неповторимых хореографических образов.
Таким творческим дарованием обладает автор первого национального балета мари Анатолий Борисович Луппов. Замечательный композитор, педагог обогатил национальную музыку мари и татар, а также всей России крупнейшими сочинениями различных жанров. Он является членом Союза композиторов РФ, профессором Казанской государственной консерватории имени Н. Жиганова, почетным членом Союза композиторов Республики Марий Эл. Ему присвоены почетные звания -«Заслуженный деятель искусств Марийской АССР», лауреат Государственной премии Марийской АССР, «Заслуженный деятель искусств РСФСР», «Заслуженный деятель искусств Татарстана», лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая.
Родился композитор 2 июня 1929 года в селе Пачи Тужинского района Кировской области в семье служащего. В семье любили музыку, играли на разных музыкальных инструментах. В возрасте трех лет семья переехала в село Верх-Ушнур Советского района Марийской АССР. Здесь он и увлекся музыкой, прислушивался к народным напевам, участвовал в танцевальных посиделках. С 1946 года Анатолий Луппов становится учащимся Марийского музыкального училища и попадает в класс к самым лучшим педагогам - К. Р. Гейсту и Л. Н. Сахарову.
Через пять лет в 1951 году А. Б. Луппов поступил в Казанскую консерваторию на фортепианный факультет в класс В. Г. Апресова. Здесь он познакомился и сдружился с автором первой марийской оперы «Акпатыр» Э. Н. Сапаевым, и в его творчестве особое место начинает занимать марийская музыка. Как самого лучшего выпускника
A. Б. Луппова оставляют работать в консерватории сразу на двух кафедрах: специального фортепиано и композиции. Но тесную связь с Марийской республикой А. Б. Луппов сохранил, активно участвуя в музыкальной жизни республики. А в 1965 году возглавил Союз композиторов Марийской АССР. Несколько лет А. Б. Луппов вел класс композиции в Марийском музыкальном училище им. И. С. Па-лантая. «Наиболее важной деятельностью А. Б. Луп-пова становится воспитание композиторской молодежи. По композиции он подготовил целую плеяду композиторов для марийского искусства. Из его воспитанников получили вначале среднее, а затем высшее музыкальное образование композиторы Ю. С. Евдокимов, С. Н. Маков, А. В. Не-знакин, В. А. Захаров, закончили консерваторию
B. П. Данилов, А. К. Яшмолкин, Л. А. Новосело-
ва. У него учился будущий автор второй марийской оперы «Элнет» И. Н. Молотов» [4, с. 98].
Содружество с балетмейстерами А. Б. Луппо-ва начинается со знакомства с М. П. Мурашко. Летом 1969 года М. Мурашко приступил к работе балетмейстера-постановщика государственного ансамбля песни и танца «Марий Эл. В это время композитор работал в Казани, и М. П. Мурашко поехал к нему со своими новыми творческими идеями и балетмейстерскими задумками. Одним из самых интересных совместных работ композитора и балетмейстера является танец «Сыны Акпарса». Идея создания героической поэмы «Сыны Акпарса» возникла у М. П. Мурашко после прочтения исторического романа А. С. Круп-някова «Марш Акпарса». На либретто М. П. Му-рашко композитор А. Б. Луппов написал музыку в форме сонатного аллегро. В Большом театре тогда с огромным успехом шел балет «Спартак» А. И. Хачатуряна, и на одном из обсуждений Г. Ф. Таныгин назвал «Марш Акпарса» «марийским Спартаком»1.
Акпарс (настоящее имя Гази) - легендарный герой марийского народа, глава горных марийцев. Как говорят в народе, Акпарс - это прозвище, которое было дано одному из отважных предводителей горных мари, и означает оно - «белый барс», «белый богатырь». С этим именем народ мари связывает исторические события присоединения Марийского края к Руси в XVI веке. Языком хореографических движений артисты рассказывают о героическом подвиге марийского народа. Первой солисткой постановки стала А. Я. Александрова.
В 1968 году Марийский государственный объединенный драматический театр им. М. Шкетана был реорганизован в Марийский государственный объединенный музыкально-драматический театр им. М. Шкетана. Открытие музыкально-драматического театра явилось новым этапом в истории национальной музыкальной культуры Марийской АССР, значимым событием в нашей стране.
С первых дней создания нового театра А. Б. Луп-пов плодотворно начинает сотрудничать с театром. В начале 70-х годов композитор приступил к работе над первым марийским балетом «Лесная легенда». Это обращение к балетному жанру было во многом закономерным. В этот период А. Б. Луппов достиг композиторской зрелости, в его творческом портфолио находились значительные произведения симфонического и концертного жанра с ярко выраженной национальной тематикой.
1 Из личной беседы М. П. Мурашко. 28.09.08.
«Изучая и преломляя фольклор в своем творчестве, композитор проник в тайны народного искусства, марийские песенные интонации органично вошли в его сочинения и определили их своеобразие» [1, с. 44].
Идею сочинения балетной музыки и сюжет А. Б. Луппов почерпнул из народных марийских преданий и легенд. Осенью 1969 года А. Б. Луп-пов встретился с В. Ф. Наваевой и предложил ей написать либретто. Но либретто рождалось с большим трудом. Было написано несколько вариантов, но ни один из них не соответствовал первоначальному замыслу композитора. После многочисленных изменений и правок А. Б. Луппов приступил к работе над балетом. Либретто перекликается с сюжетной линией многих национальных балетов других театров. Главный герой балета Аксай, влюбленный в юную крестьянку Эрику, стремится разгадать тайну леса. Он вступает в единоборство с самым сильным и злым духом Кереметом и побеждает его, освобождая людей от злых чар. Ценой своей жизни помогает Аксаю волшебница Шайви, девушка, соблазненная когда-то Кереметом. Главная героиня Эрика автором названа в честь своего друга Эрика Сапаева.
А. Б. Луппов в «Лесной легенде» продолжил традиции русского балета и балетного творчества композиторов других национальных республик. Искусствовед А. А. Алмазова считает, что влияние традиций, заложенных творчеством Ф. З. Яруллина, несомненно, нашло отражение, прежде всего в первых национальных балетах республик Поволжья. Балеты «Журавлиная песнь» Л. Б. Степанова, «Горная быль» А. С. Ключарева, «Сарпиге» Ф. С. Васильева, «Лесная легенда» А. Б. Луппова написаны на основе сказочных сюжетов, почерпнутых из произведений устного народного творчества или национальной литературной классики [2, с. 154]. Татарский композитор Ф. З. Яруллин вошел в историю советской музыки как основоположник национального балета. Премьера балета «Шурале» Ф. З. Яруллина в постановке Л. В. Якобсона состоялась в Татарском театре оперы и балета в суровые военные года - 12 марта 1945 года. Балет, выйдя за пределы республики, получив интернациональное звучание, оказал воздействие на дальнейшее развитие балетного жанра других национальных республик.
Клавиатуру балета композитор завершил летом 1971 года, а партитуру - в октябре 1972 года. Как раз в этот период В. Ф. Наваева покинула театр, а в августе в республику приехал Э. Э. Рая. Композитор и балетмейстер начали совместную
работу. Им пришлось пересмотреть либретто, сократить и переписать музыку к некоторым частям. Э. Э. Рая начал изучать особенности музыкальной и танцевальной культуры народа мари, консультировался у специалистов, ученых МарНИИ.
«Лесная легенда» - одно из самых значительных произведений А. Б. Луппова. Как отмечает Р. В. Артищева, оно подытожило все лучшее, что было достигнуто композитором к тому периоду в инструментальной музыке, в частности, симфонической [1, с. 7-8]. 17 февраля 1973 года на сцене Государственного музыкального театра МАССР состоялась премьера первого национального балета «Лесная легенда». Спектакль вылился в настоящий праздник и стал на этот период самым значимым событием в истории профессионального хореографического искусства марийского народа, определенной вехой в истории марийской танцевальной культуры. «Рождение национального балета - событие большой важности, оно радует всех нас как еще одно свидетельство расцвета марийской культуры», - отмечал перед премьерой министр культуры МАССР А. В. Краснов [6].
Весь сезон 1978 года артисты балета и вся постановочная группа музыкального театра в составе балетмейстера-постановщика М. П. Мурашко, дирижера В. Н. Венедиктова, художника Р. С. Че-батуриной работали над вторым национальным балетом «Прерванный праздник» А. Б. Луппова. Уже само обращение театра к современной тематике явилось очень смелым и ответственным решением. Возможность рассказать языком танцевального движения, пластики, пантомимы об исторических событиях - задача очень сложная не только для балетмейстера. «Это балет на современную тему, причем на военную тему. Таких спектаклей мало, мало не только в нашей стране, но и в мире, и здесь композитор А. Б. Луппов вместе с поэтом Максом Майном выступили пионерами в расширении тематики балетных спектаклей на военную тему», - пишет М. П. Мураш-ко [3, с. 73].
Нелегким был путь воплощения «Прерванного праздника» на сцене. А. Т. Липатов отметил, что балетмейстеру нужно было умело использовать сложную лексику и символику, присущие условному языку танца пантомимы, для того чтобы полно показать на сцене правду о Великой Отечественной войне [8]. М. П. Мурашко снова столкнулся с малочисленным составом балетной труппы. Эту проблему исправили, пригласив профессиональный коллектив. Так, «с 12 апреля
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3. № 3 (11)
Государственный ансамбль песни и танца «Марий Эл» прервал гастроли по Волжскому району для постановочных работ балета «Прерванный праздник»1.
Пройдя сложный путь «чистки» членами ре-пертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры МАССР, 4 мая 1978 года балетный спектакль был представлен на суд зрителя. Постановкой национального балета «Прерванный праздник» композитор А. Б. Луппов показал новые грани своего растущего мастерства, а балетмейстер М. П. Му-рашко сумел переложить на незаурядный язык танца музыкально-оптимистическую трагедию.
Следующим крупным произведением композитора явился детский балет «Музыкальная история», написанный по сказке-фантазии «Чистые звуки» Семена Гурария. Он посвящен марийскому музыкальному театру и поставлен на его сцене в 1980 году. Композитор сам написал либретто для балета, где главные действующие лица - Дирижерская Палочка, Метроном, Скрипки, Трещетки, Ударные Инструменты.
«Действие происходит в Музыкальном королевстве, где все подчинено мудрой Дирижерской палочке, и царит гармония звуков. Но власть захватывают ударные инструменты во главе с Тре-щеткой, и воцаряется в Музыкальном королевстве хаос, торжествуют фальшивые ноты и грубые ритмы. Скрипки и другие благородные инструменты, собравшись вместе, прогоняют врагов и восстанавливают царство красоты и гармонии. Добро побеждает коварство и зло» - пишет Б. Поморцева в своей статье [9].
Во многих номерах слышны интонации и ритмы марийского фольклора. Музыка балета обусловлена сюжетом: рисуются два мира, две стихии звуков. Мир чистого звучания полон поэзии, света лиризма, романтической возвышенности.
В 1989 году любители хореографического искусства республики увидели новую работу А. Б. Луппова «Замок Шеремета». Либретто также составлено по мотивам легенды. По слухам,
1 ЦГА РМЭ. Ф. Р-828. О. 1. Д. 667. Л. 139.
при постройке феодального замка на марийской земле в одну из его стен замуровали женщину. Такой чудовищный обряд жертвоприношения должен был, по мнению хозяев, стать залогом долговечности здания. Эта трагическая история привлекла внимание режиссера драмтеатра им. М. Шкета-на С. С. Кирилловой, которая написала либретто к новому балету. Но балетмейстер-постановщик А. А. Голышев полностью пересмотрел первоначальный вариант сценария балета и предложил композитору дописать несколько новых сцен. К тому же балетмейстер привлек других персонажей марийского сказочного фольклора, повествующего о Чоткаре-патыре и злом духе Тукане. А финал спектакля обрел глубоко символическое значение: над стенами замка появляется белая птица, олицетворяющая чистоту и свободу, мудрость и справедливость. Балетмейстер А. А. Голышев в обобщенно-образной форме возрождает легендарные события далекого прошлого, когда из-за козней и коварства людей марийский народ лишился своего защитника и покровителя Чоткара-патыра. Тогда воцарился на этой земле страх и ужас, насаждаемый слугами Тукана-Шеремета [5, с. 8-9].
Таким образом, постановка балета «Замок Шеремета» стала еще одной страницей в творческой жизни балетной труппы, подчеркивая заложенные предшественниками традиции национального балета. Хореографическая партитура спектакля, вобравшая в себя всю красоту национальной пластики, обогатила марийское хореографическое искусство. А все балеты замечательного композитора А. Б. Луппова - это художественное достояние, это бесценный вклад в развитие национального искусства народа мари. Жаль, что творения А. Б. Луппова не дожили до сегодняшнего дня (кроме «Лесной легенды»). Балетные постановки с гармоничным синтезом народного танцевального искусства и школы классического танца вошли в золотой фонд марийского балетного искусства.
Литература
1. Артищева Р. В. Анатолий Луппов и марийская музыка. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1986. 61 с.
2. Алмазова А. А. Фарид Яруллин и татарский балет. Казань: Тат. кн. изд-во, 1987. 160 с.
3. Балетмейстер Михаил Мурашко / автор проекта Н. Н. Мурашко. М., 2011. 364 с., ил.
4. Беседы о композиторах: очерки / сост. О. М. Герасимов. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2006. 248 с.
5. Горшков В. В союзе с фольклором // Советский балет. 1989. № 4. С. 8-9.
6. Махновец Т. Спектакль яркий и самобытный // Марийская правда. 1973. 18 февраля.
7. Музыка и хореография современного балета: сб. ст. Вып. 2 /сост. Г. Д. Кремшевская. М., 1977. 239 с., ил.
8. Липатов А. О мужестве, любви и славе // Марийская правда. 1978. 18 мая.
9. Поморцева Б. Приключения в оркестре // Марийская правда. 1979. 14 декабря.
References
1. Artishcheva R. V. Anatolii Luppov i mariiskaya muzyka [Anatoly Luppov and Mari music]. Ioshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 1986, 61 p.
2. Almazova A. A. Farid Yarullin i tatarskii balet [Farid Yarullin and the Tatar ballet]. Kazan': Tat. kn. izd-vo, 1987, 160 p.
3. Baletmeister Mikhail Murashko [Choreographer Mikhail Murashko]. Avtor proekta N. N. Murashko, Moskow, 2011, 364 p., il.
4. Besedy o kompozitorakh: ocherki [Conversations about composers]. Comp. O. M. Gerasimov. Ioshkar-Ola: Mar. kn. izd-vo, 2006, 248 p.
5. Gorshkov V. V soyuze s fol'klorom In alliance with folklore]. Sovetskii balet = Soviet ballet, 1989, no.4, pp. 8-9.
6. Makhnovets T. Spektakl' yarkii i samobytnyi [Bright and original show]. Mariiskaya pravda, 1973, 18 fevralya.
7. Muzyka i khoreografiya sovremennogo baleta [Music and choreography of modern ballet]. Comp. G. D. Kremshevskaya, vyp. 2, Moskow, 1977, 239 p., il.
8. Lipatov A. O muzhestve, lyubvi i slave [About courage, love and glory]. Mariiskaya pravda, 1978, 18 maya.
9. Pomortseva B. Priklyucheniya v orkestre [Adventures in the orchestra]. Mariiskaya pravda, 1979, 14 dekabrya.
Статья поступила в редакцию 15.05.2017 г.
Submitted 15.05.2017.
Для цитирования: Макарова Н. А. Балетное творчество Анатолия Луппова // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. № 3 (11). С. 29-33.
Citation for an article: Makarova N. A. Anatoly Luppov's ballet oeuvre. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2017, no. 3 (11), pp. 29-33.
Макарова Нина Альбертовна, кандидат исторических наук, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола,
makareno2006@yandex. ги
Makarova Nina A., Ph. D. (History), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, makareno2006@yandex. ru