К. Думитраке
«ОБРАЗ БОЖИЙ» В ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
В статье исследуется содержание выражения «образ Божий», которое лежит в основе христианской антропологии. В связи с этим рассматриваются патристическая литература и современное религиозное мышление. В центре внимания находится изображение и толкование «образа Божьего» в литургических гимнах, включенных в книгу «Триодь Постная». Автор статьи стремился следовать православной традиции понимания мира и человека.
Ключевые слова: человек, «образ Божий», «образ и подобие», грехопадение, «Триодь постная».
Проблема создания человека по «образу Божию» является одной из важнейших проблем христианской антропологии.
В данной работе мы хотим показать как православное учение, и особенно, в литургических гимнах, включенных в книгу «Триодь Постная», трактует «Образ Божий» в человеческом бытии.
Богослужебная книга «Триодь Постная» содержит в себе литургические гимны, используемые в течение Великого Поста, а также трех подготовительных недель к нему.
Выбор этой книги связан с тем, что Великий Пост - особеный период в жизни Церкви, когда человеку нужно обратиться к себе, рассмотреть себя и постараться исправить свою жизнь. Это очень хорошо отражается в литургических текстах книги «Триодь Постная», которая рассматривает полную историю спасения человека, от творения Адама до деятельности Сына Божьего - Иисуса Христа, и далее до Страшного Суда.
«По образу Образа». Тема «образа» играет особенную роль в православной антропологии и поэтому сначала объясним, что зна-
© Думитраке К., 2013
чит «человек создан по образу Бога». Для полного понимания православного учения о человеке необходимо учитывать и такие понятия, как, например, «подобие», «уподобление», «грехопадение», «благодать», «синергия», «усыновление», «обожение» и другие, с которыми тоже будем встречаться в данной работе.
Тема «образа» имеет долгую историю. Термин и концепцию «образа» можно найти в греческой философии - у Платона, стоиков, и позднее у неоплатоников1. Параллельно тема «образа» является центром антропологии Ветхого Завета, особо в книгах Бытия и Премудрости2. Филон Александрийский, отойдя от обеих традиций, также дает этому понятию центральное место в своей системе, придав ему, впрочем, свое специфическое значение3.
В античной философии концепция образа была выдвинута впервые Платоном. С одной стороны, концепция образа используется для того, чтобы умалить мир чувственного опыта и категорически отделить его от мира идей. Мир идей является единственным реальным миром, который стоит выше мира земных вещей, являющимся неадекватным образом идей и, как таковой, имеющий «вторичную реальность и достоинство». С другой стороны, существует положительный взгляд на образы, в котором «весь естественный космос» задуман «как совершенный образ вечной парадигмы, как удивительное проявление божественного»4.
Если Платон считал, что термин «образ» применим к видимому миру, а идеи здесь являются образцами, то Филон, вслед за Платоном, описывал явления видимого мира термином «образ». Однако, в отличие от Платона, Филон прилагал термин «образ» к миру идей и к Логосу на том основании, что только Бог может быть образцом, или архетипом, для видимых миров по причине того, что Он является их Творцом. Далее видимое было описано по образу идеи и Божественного Логоса, которые являются архетипами по отношению к видимому миру, но только образами по отношению к Богу-Творцу. Божественный Логос был идентифицирован со Словом Божиим «как сумма Божиих сил и энергий» и как образ Божий. Таким образом, учение Филона представляет собой связь между греческой философией и христианско-философской мыслью которая была порождена ранними отцами церкви и была весьма значимой в последующих дебатах о Христе и Троице5.
В Новом Завете понятие «образа» обогащается христологиче-ским содержанием. Так, для апостола Павла «образом [в1коп\ Бога невидимого» (Кол., 1, 15) является Христос6, а человек есть «образ небесного, образ Христа» (I Кор., 15, 49). Это значит, что человек есть «образ (Перво)Образа» [в1коп Б1копоз].
Первые отцы и учителя Церкви развивали это направление мысли, объединяя учение св. Апостола Павла о Христе как «образе Бога невидимого» и ветхозаветное сотворение человека «по образу Божию». Итак, уже у Тертуллиана, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Оригена, Афанасия Великого, Григория Нисского и других ясно, что Христос представляет Собой образ Божий, а человек - образ Христов; или иными словами, что человек есть образ Образа. Например, так формулирует это Тертуллиан: «"И создал Бог человека" (Быт. 1, 27), и создал его по образу Бога, то есть по образу Христа»7.
Содержание выражения «по образу Божию» в православном предании. Если обратимся к христианской литературе, что именно в ней значит «по образу Божию», то можем увидеть различные утверждения. Иногда - как верно замечает Владимир Николаевич Лосский8 - выражение «по образу» относится к царственному достоинству человека, к его превосходству над чувственным космосом, иногда - к его духовной природе, к душе или же к главенствующей части, управляющей (щецсугкоу) его существом, к уму (уоид), к высшим его способностям - к интеллекту, разуму (Лоуо^), иногда - к наличию у человека свободной воли, к его способности внутреннего самоопределения (аитеЕристю,), в силу которого человек сам является началом своих действий.
Иногда образ Божий уподобляют какому-нибудь качеству души, ее простоте, ее бессмертию, или же его отождествляют со способностью души познавать Бога, жить в общении с Ним, способностью Ему приобщаться, а также с пребыванием Святого Духа в душе человека.
Также надо отметить, что все творения отцов Церкви обращают внимание на то, что образ - это вовсе не регулирующая или инструментальная идея, но определяющий принцип человеческого су-щества9.
Св. Афанасий Великий настаивал на онтологическом характере образа причащаться божества. «Творение» человека «по образу Божию», одновременно, означает и какое-то «причастие» божеству. Итак, «по образу» является не просто моральным воспроизведением, его действие выражается в озарении человеческого ума (уоид), сообщая ему способность к богопознанию.
Далее я хотел бы отметить мнение одного современного богослова и философа по поводу выражения «по образу». Павел Николаевич Евдокимов, исследовав творения святых отцов, подчеркнул различные аспекты этой темы у отцов Церкви, и сам сделал интересные соображения.
Он пишет, что невозможно найти совершенного согласия у отцов Церкви по поводу представления об образе. Богатство его содержания позволяет связать его с различными способностями человеческого духа, не исчерпывающими его.
Св. Григорий Богослов развивал другой аспект нашей темы:
Слово, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни, потому что послало в него Дух, который есть струя неведомого Божества. Так из персти и дыхания создан человек - образ Бессмертного, потому что в обоих царствует естество ума. Посему, как земля, привязан я к здешней жизни, но будучи также божественной частицей, я ношу в своей груди желание к жизни будущей10.
Итак - пишет П.Н. Евдокимов, - «быть по образу» означает первоначальную харизматичность, образ несет в себе нерушимое присутствие благодати, присущей человеческой природе, предполагаемой самим актом творения11; ибо «струя Божества» есть благодать12 - как ясно пишет другой авторитетный православный богослов Владимир Николаевич Лосский.
«Струя неведомого Божества», посланная душе, предрасполагает ее к отношению с Богом. Человек не только получает нравственные предписания, не только регулируется указаниями относительно божественного, но он становится из божественного рода, как об этом говорит апостол Павел: «Мы, будучи родом Божиим...» (Деян. 17, 29) или как найдем в «Триоди постной»: «со Христом соединились» («Христу есмы сродни»)13. И святой Григорий Нисский, тоже, говорит что «человек породнен с Богом»; так, что образ «предопределяет» человека к обожению14.
Для святого Григория Нисского сотварение «по образу» возвышает человека до достоинства друга Божьего, живущего по условиям божественной жизни. Его ум, его мудрость, его слово, его любовь существуют по образу тех же сил Бога. Но образ идет еще глубже в воспроизведении несказанной тайны троичности, вплоть до того уровня глубины, где человек является загадкой для самого себя15.
В своих заключениях об «образе Божием», Евдокимов пишет, что «образ» не вложен в нас, как часть нашего существа, но вся совокупность человеческого существа сотворена, вылеплена «по образу». Основное выражение образа состоит в иерархической структуре «человека» с его духовной жизнью в центре. Именно эта сосредоточенность на центре, этот приоритет жизни духа обуслов-
ливает врожденное стемление к духовному, к абсолюту. Это динамичный порыв всего нашего существа к своему божественному Архетипу (Ориген), непреодолимое стремление нашего духа к Богу (св. Василий), это человеческий эрос, стремящийся к божественному Эросу (св. Григорий Палама). Проще говоря, это неодолимая жажда и напряженность желания Бога; это устремление иконы к своему подлиннику, образа к своему «архее» (началу).
Каждая способность человеческого духа отражает образ, но им по существу является вся совокупность человека, сосредоточенная на духовном, которому свойственно преодолевать самое себя, дабы окунуться в безбрежный океан божественного, чтобы там найти утоление своей тоски16. Но необходимо уточнить, что у этого безбрежного океана нет безличного характера, потому что христианский Бог есть прежде всего Личностное Бытие.
«Образ Божий» в текстах «Триоди постной». Тема «образа» представляет собой особенную идею христианской антропологии, потому что только благодаря созданию «по образу» человек имел подлинную и реальную связь с Богом.
Тема «образа» встречается в «Триоди постной» особенно когда говорится о творении человека и о его истории до грехопадения:
Древле убо от не сущих создавый мя, / и образом Твоим Божественным почтый, / преступлением же заповеди /
паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, / на еже по подобию возведи / древнею добротою возобразитися.
В древности из небытия создавший меня / и образом Твоим Божественным почтивший, / но за нарушение заповеди /
снова меня возвративший в землю, / из которой я был взят, / к тому, что по подобию Твоему, возведи, / чтобы в прежней красоте / мне восстановиться17.
Сам термин «образ» не очень часто встречается в текстах «Триоди постной», а его смысл содержится в разных выражениях, как например «первая одежда Твоего Царства», «прежняя красота», «одеяние, Богом сотканное», «одежда Богом сотканная», «одеяние светозарное», «одежда божественная», «древнее благолепие», «одеяние мое первое», «первозданная красота и благолепие мое», «первая Богом сотканная одежда», «внутренняя богообразная скиния» и т. д. Первый человек, - т. е. Адам (Быт. 1-3), - создан «по
образу Божию» и помещен в Рай, был почтен «дарами многообразными»18, назначен Богом «владыкою всех видимых творений»19 и «царем всех земных созданий Божиих»20. Он был помещен в «месте наслаждения и непрестанной радости»21, «славою бессмертия об-леченный»22, он знал славу Бога23 и даже увидел Господа и Бога и Создателя его24. А его долг был воспевать Бога вместе с ангелами25.
Так, например, тексты «Триоди постной» описывают - конечно, согласно православному преданию - человека «по образу Божиему».
Надо еще сказать, что «Триодь постная» - это не поучение или экзегетическое сочинение, так что мы не найдем в ней целое описание или полную концепцию о человеке, а только отдельные образы его.
Далее мы рассмотрим различные антропологические элементы, которые заключены в текстах «Триоди постной».
В первую очередь видно, что Бог «облекает» первого человека в какую-то «одежду», которая иногда называется, как мы уже увидели, просто «красота» или «благолепие». О этой «одежде» узнаем, что она - «Богом сотканная», «светозарная», «божественная», и может быть самым важным в ее характеристике является указание на ее «богообразие». Итак, ясно что «эта одежда» являет «образ Божий» в человеке. Обычно в таких терминах говорится об образе в литургических гимнах «Триоди постной».
«Первая одежда». «Эта одежда», в которую Бог облекал первого человека, очень часто называется «первой одеждой». Слово «первая» относится к состоянию первого человека до грехопадения.
Грехопадение или падение прародителей Адама и Евы, согласно христианской концепции о человеке, является очень важным моментом в истории становления человека, потому что именно оно очень сильно изменило человеческую природу. Образ Божий в человеке помрачился, и человек испортил «эту первую одежду»:
Раздрах ныне одежду мою первую, / иже ми истка Зиждитель из начала, / и оттуду лежу наг.
Изорвал я ныне одеяние мое первое, / которое соткал мне Творец изначала, / и потому лежу наг26.
или
Погубих первозданную доброту / и благолепие мое, / и ныне лежу наг, и стыждуся.
Погубил я первозданную красоту / и благолепие мое, / и теперь лежу нагим и стыжусь27.
Грехопадением человек испортил «эту первую одежду» или «образ Божий» и, как следствие, связь человека с Богом нарушилась.
Главное здесь то, что благодаря «образу» или «этой одежде», до грехопадения первые люди имели непосредственное общение с Богом, Который даже являлся им (Быт. 2, 25) и беседовал с ними. И они смогли бы исполнять свою цель, для которой Бог их создал, именно чтобы направить навсегда в отношении с Ним, в подобии с Ним, к теснейшему единению с их Создателем.
А после грехопадения образ испортился, природа человека так сильно изменяется, что человек не может отвечать своему назначению.
Что случилось с человеком после грехопадения?
Из книги Бытия узнаем, что сразу после падения, Бог «одел их (Адама и Еву) <...> в одежды кожаные» (Быт. 3, 21). Понимаем, что до грехопадения человек был облечен в «первой одежде Твоего Царства», а после падения - в другой одежде, «кожаной»:
Сшиваше кожныя ризы грех мне, / обнаживый мя первыя / боготканныя одежды.
Сшил кожаные ризы грех мне, /
сняв с меня первую, / Богом сотканную одежду28.
В «Триоди постной» встречается несколько раз выражение «кожаные ризы» или «одежды кожаные», которое покажет состояние человека после грехопадения. Итак, выражением «по образу Божию» отцы Церкви пользовались для описания первозданной человеческой природы, так же и идея «кожаных риз» часто и многообразно применялась ими к различным аспектам состояния человеческой природы после падения.
«Красота» и «благолепие». Такими словами «Триодь постная» описывает состояние первозданного человека. Традиционное учение об «Образе Божием» может быть дополненно и прояснено текстами православной «Триоди постной».
До грехопадения человек носил «одежду Богом сотканную» или «первозданную красоту и благолепие мое». Это значит, что
свое душевно-телесное облачение было соткано из благодати, света и славы Божества. Наши прародители - как пишет Св. Иоанн Златоуст, толкуя Книгу Бытия - «были облечены славою свыше <...> небесная слава покрывала их лучше всякого одеяния»29. Здесь идет речь об одежде «образа Божия» в человеке, о первозданной человеческой природе, запечатленной дыханием Божиим и устроенной богоподобно. В «этой одежде» сияло «подобие божества», которое составлялось не «формой» или каким-то «цветом», а «бесстрастием», «благостью» и «нетлением» - свойствами, по которым «божественное созерцаемо как красота»30.
«Образ» и «подобие». Из книги Бытия знаем, что Бог сказал: «Создадим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26).
Понятия «образа» и «подобия» тесным образом между собой связаны, их нельзя рассматривать как некоторые статичные величины, которые можно противопоставлять, поскольку одно неизбежно предполагает другое и не может быть понимаемо в отрыве от него.
Православная традиция отмечает, что «образ» - это общее достояние людей, а «подобие» имеется только в потенции. Ведь бого-образность потенциально заключает в себе богоподобие, а подобие Божие есть не что иное, как раскрытие образа Божия в жизни конкретного человека.
Образ Божий есть то, что человеку дано, каждый человек, приходящий в мир, имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая задача, которая стоит перед человеком и которую он должен решать в течение всей своей жизни.
«Образ» уже реализован в человеке и является первой ступенью на пути к подобию. А достижение «подобия» с Богом, т. е. «уподобление» или «обожение» - как это обычно называется в православной литературе, - является целью человеческой жизни.
А грехопадение первозданного человека сделало невозможным «подобие» с Богом для всего человечества.
Грех и падение первых людей произвели величайший переворот в истории человечества, потому что приносили беспорядок и нарушение равновесия всей человеческой природе. Адам не выполнил своего призвания. Он не сумел достичь обожения. То, что он не осуществил до грехопадения, стало для него невозможным после момента грехопадения, потому что связь с Богом очень сильно ослабла. Итак, человек потерял «подобие» и также исказил «образ».
После грехопадения «образ» в своей сути остался без изменения, но в своем действии он был ограничен онтологическим мол-
чанием. Следовательно, образ стал бездействующим из-за разрушения всякой способности «подобия» и стал принципиально недоступным природным силам человека. Образ как объективное основание может проявляться и действовать только через субъективное подобие31.
Итак, обожение человека становилось невозможным. Но Божественный план виной человека не уничтожен: призвание первого Адама будет выполнено Христом, вторым Адамом, который восстанавливал то, что было искажено и прервано грехопадением.
Примечания
1 См.: Willms H. "Eikon". Eine begriffsgeschichtliche Untersuchung zum Platonismus.
1. Philo von Alexandreia mit einer Einleitung über Platon und die Zwischenzeit, Münster, 1935; Aubin P. L'image de l'œuvre de Platon // Recherches de Sciences Religieuses. 1953. № 41. P. 348-379; Merki H. Ebenbildlichkeit// Reallexikon fur Antike und Christentum 1959. № 4. P. 459-479.
2 Быт. 1, 26-27; Прем. 7, 24-28; См.: Schmidt K.L. Homo Imago Dei im Alten und Neuen Testament // Eranos-Jahrbuch. 1947. № 15. P. 149-195.
3 См.: Willms H. Op. cit.; Giblet J. L'homme image de Dieu dans les commentaires litté-
raux de Philon d'Alexandrie // Studia Hellenistica. 1948. № 5. P. 93-118.
4 См.: Петренко В. Богословие икон. [Электронный ресурс] // URL: http://www.
reformed.org.ua/2/435/Petrenko (дата обращения: 13.08.2012).
5 Там же.
6 Также выражение св. Иоанна Богослова Слово Божие имеет значение сходное,
если не идентичное Павлову образу Бога невидимого.
7 Тертуллиан. О воскресении плоти // Избранные сочинения. М., 1994. C. 193.
8 См.: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: догмати-
ческое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. C. 128-129.
9 См.: Архимандрит Киприан (Керн). Антропология святого Григория Паламы. М.,
1996.
10 Св. Григорий Богослов. Творения. В 2 т. Т. 2, М., 2007. C. 27.
11 Евдокимов П.. Православие. М.: Изд-во Библейско-богословского ин-та, 2012. C. 116.
12 См.: Лосский В.Н. Указ. соч. С. 131
13 Триодь постная, Суббота мясопустная, утреня [Электронный ресурс] // URL: http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/postsubmpu.shtml (дата обращения: 05.09.2012).
14 Евдокимов П. Указ. соч. С. 116.
15 Там же. C. 116-117.
16 Там же. C. 120.
17 Триодь постная...
18 Там же.
19 Там же.
20 Там же.
21 Там же.
22 Там же.
23 Там же.
24 Там же.
25 Там же.
26 Там же.
27 Там же.
28 Там же.
29 Цит. по: Панайотис Неллас. Обожение. Основы и перспективы православной антропологии. М.: Никея, 2011. С. 62.
30 Там же.
31 Евдокимов П. Указ. соч. С. 123.