ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
дискуссия
журнал научных публикаций
К. Думитраке, аспирант,
кафедра истории отечественной философии,
Российский государственный гуманитарный
университет,
г. Москва, Россия,
ЧЕЛОВЕК КАК «ОБРАЗ БОЖИИ»: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС В «ТРИОДИ ПОСТНОЙ»
Проблема создания человека по «образу Божию» является одной из важнейших проблем христианской антропологии. В данной статье показывается, как православие трактует «Образ Божий» в человеческом бытии. В отличие от обычных представлений православного учения, в центре внимания находится изображение и толкование «образа Божия» в литургических гимнах «Триоди Постной».
Тема «образа» играет особенную роль в христианской антропологии. Она имеет долгую историю. Термин и концепцию об «образе» можно найти в греческой философии — у Платона, стоиков, и позднее у неоплатоников1.
«В античной философии концепция образа в отношении богов и идей была выдвинута впервые Платоном. Его концепция образа как чувственного фактора является, в негативном смысле этого слова, неадекватной по отношению ко всякому выражению идей, а в позитивном смысле — помощью или средством в процессе восхождения к понятному миру. С од- :
ной стороны, концепция образа используется для того, «чтобы умалить мир чувственного опыта и категорически отделить его от мира идей». Мир идей является един-
Образ Божий есть Его Слово (а Слово Божие - истинный Сын Ума, Прообраз Света); образ же Слова - истинный человек, то есть ум в человеке, который поэтому называется сотворенным по образу и по подобию Бога.
ственным реальным миром, который стоит выше мира земных вещей, являющимся образом идей и, как таковой, имеющий «вторичную реальность и достоинство». С другой стороны, существует положительный взгляд на образы, в котором «весь естественный космос» задуман «как совершенный образ вечной парадигмы, как удивительное проявление божественного»2.
В Библии тема «образа» является центром антропологии Ветхого Завета, а в Новом Завете понятие «образа» обогащается христологическим содержанием. Итак, для ап. Павла «образом [е1коп] Бога невидимого» (Кол., 1, 15) является Христос, а человек есть «образ небесного, образ Христа» (I Кор., 15, 49). Значит, человек есть «образ (Перво)Образа» [е1коп Е1копоз\.
Первые отцы и учители Церкви развивали это направление мысли, объединяя учение о Христе как «образе невидимого Бога» из послания Св. Апостола Павла к Колосся-нам и творение человека «по образу Божию» из книги Бытия. Итак, уже у Тертуллиана, Ири-нея Лионского, Климента Александрийского, Оригена, Афанасия Великого, Григория Нисского и других ясно, что Христос — это «образ Божий», а человек — «образ Христа».
№ 4 (34) АПРЕЛЬ 2013
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
Итак, можно сказать, что для перых Отцов Церкви человек является «образом Образа». Например, так формулирует это Климент Александрийский: «Образ Божий есть Его Слово (а Слово
Божие - истинный Сын «Образ Божий» касается не только
Часто образ Божий касается души; какой-нибудь черты души, или способности души «участвовать» в Боге, жить в единении с Ним.
Некоторые отцы Церкви (например,
Ума, Прообраз Света); образ же Слова - истинный человек, то есть ум в человеке, который поэтому называется сотворенным по образу и по подобию Бога. Через сердечное разумение он уподобляется Божиему разумению и поэтому разумен»3.
В первой части статьи будем исследовать содержание выражения «по образу Бо-жию» в патристике и в современном православном мышлении, а во второй части - как оно является и понимается в литургических гимнах «Триоди постной».
Если посмотрим в патристической литературе, что именно значит «по образу Божию», увидим различные утверждения. Нельзя найти совершенного согласия у Отцов Церкви по поводу представления об образе. Богатство его содержания позволяет связать его с различными способностями человеческого духа.
Как верно замечает Вл. Н. Лосский, иногда выражение «по образу» относится к царственному достоинству человека, к его превосходству над чувственным космосом, иногда - к его духовной природе, к душе или же к главенствующей части, управляющей его существом, к уму, к высшим его способностям — к интеллекту, разуму, иногда - к наличию у человека свободной воли, к его способности внутреннего самоопределения, в силу которого человек сам является началом своих действий4.
души, но и тела человека.
св. Ириней Лионский, = св. Григорий Нисский, св. Григорий Палама) утверждают, что «образ Божий» касается не только души, но и тела человека. «Наименование "человек", — говорит св. Григорий Палама, — не прилагается отдельно к душе или к телу, но к обоим вместе, ибо они вместе были созданы по образу Божию»5. Итак, выражение «по образу Божию» относится ко всему человеку в целом, а не к какой-то одной части человека. Также надо отметить, что все Отцы Церкви обращают внимание на то, что «образ — это вовсе не регулирующая или инструментальная идея, но определяющий принцип человеческого существа»6.
Наконец, хочу показать и мнение одного современного христианского мыслителя об «образе Божий» в человеке. Павел Евдокимов пишет, что «образ» не вложен в нас как часть нашего существа, но вся совокупность человеческого существа сотворена, вылеплена «по образу». Основное выражение образа состоит в иерархической структуре «человека» с его духовной жизнью в центре7. Или сказать по-другому, образ отражается в каждом качестве человеческого существа, но фактически он является всей совокупностью человека, с духовной жизнью в его центре.
Далее рассмотрим появление «Образа Божия» в текстах «Триоди постной». Богослужебная книга «Триодь Постная» содер-
дискуссия
журнал научных публикаций
жит в себе литургические гимны, используемые в службах Православной Церкви во время Великого Поста, а также трех подготовительных недель к нему. Великопостный период через тексты «Триоди Постной» подготавливает человека к восприятию Воскресения Христа.
Необходимо также подчеркнуть, что «Триодь постная» — это поэтическое творение, молитвословие, а не поучение или экзегетическое сочинение, поэтому такой текст не претендует на полное изложение учения о человеке. Наверное, именно это является причиной того, что литургические гимны не очень часто упоминаются в православном учении. По моему мнению, это не совсем справедливо, потому что иногда божественные истины лучше понимаются через поэтические образы, а не точные определения.
Сам термин «образ» не очень часто встречается в текстах «Триоди постной»,
Иногда божественные истины лучше понимаются через поэтические образы, а не точные определения.
а его смысл содержится в разных выражениях, как например «первая одежда Твоего Царства», «прежняя красота», «одеяние, Богом сотканное», «одежда, Богом сотканная», «одеяние светозарное», «одежда божественная», «древнее благолепие», «одеяние мое первое», «первозданная красота и благолепие мое», «первая Богом сотканная одежда», «внутренняя богообразная скиния» и т. д.
В первую очередь понятно, что Бог «облекает» первого человека в какую-то «одежду», которая иногда называется просто «красота» или «благолепие». Об этой «одежде» узнаем, что она «Богом сотканная», «светозарная», «божественная», и, может быть, самая важная ее характеристика — она «богообраз-ная». Эта «одежда», в которую Бог облекал первого человека, очень часто называется «первая одежда». Слово «первая» относится к состоянию первого человека до момента грехопадения.
Тема «образа» возникает в «Триоди постной», когда говорится о творении человека и о его истории до грехопадения: «В древности из небытия создавший меня и образом Твоим Божественным почтивший, но за нарушение заповеди снова меня возвративший в землю, из которой я был взят! К тому, что по подобию Твоему возведи, чтобы в прежней красоте мне восстановиться» (утреня, Суббота мясопустная, Триодь постная).
Грехопадение прародителей Адама и Евы, согласно христианской антропологической концепции, является очень важным моментом истории становления человека, после которого человеческая природа очень сильно изменилась. Через грехопадение образ Божий в человеке помрачился, и человек испортил «эту первую одежду»: «Погубил я первозданную красоту и благолепие мое, и теперь лежу нагим
№ 4 (34) АПРЕЛЬ 2013
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Ц
и стыжусь» (Великий канон Андрея Критского, Четверг 5-й седмицы Великого поста, Триодь постная).
До грехопадения человек носил эту «одежду, Богом сотканную» или «первозданную красоту и благолепие мое». Душевно-телесное облачение человека было соткано из благодати, света и славы Божества. Прародители — как пишет Св. Иоанн Злато- : уст — «были облечены славою свыше ... небесная слава покрывала их лучше всего одея-ния»8. Здесь речь идет о человеческой природе до грехопадения, запечатленной дыханием Божиим и устроенной богоподобно. Грехопадением человек омрачал «образ Божий», испортил «эту первую одежду», и в результате связь человека с Богом нарушилась.
Благодаря «образу», или этой «одежде», до грехопадения первые люди могли непосредственно общаться с Богом, Который являлся им (Быт. 2, 25) и беседовал с ними. При этом человек имел возможность теснейшего единения с Создателем, исполнения своего предназначения — того, для чего его создал Бог.
После грехопадения мы находим человека уже в другой одежде: Бог «одел их (Адама и Еву) ... в одежды кожаные» (Быт. 3, 21). Или, как читаем в «Триоде постной»: «Кожаные ризы сшил мне грех, сняв с меня первую Богом сотканную одежду» (Великий канон Андрея Критского, Четверг 5-й седмицы Великого поста, Триодь постная). Человек должен осознать это состояние, чтобы усвоить спасение, которое прищло через Христа. В этом и заключается смысл данного литургического периода, которым занимается «Триодь постная»: осознание своей недостойности как приготовление для принятия Спасителя в днях Воскресения Христа.
Несмотря на то, что литургические тексты находятся в центре православного богослужения, теологическое мышление редко занимается их изучением. Хотя книга «Триодь постная» не имеет цели дать исчерпывающее представление богословского учения, она, как мы наблюдали по ходу статьи, демонстрирует последовательное
В древности из небытия создавший меня и образом Твоим Божественным почтивший, но за нарушение заповеди снова меня возвративший в землю, из которой я был взят!
и охватывающее понимание человека. Более того, поэтический язык соответствует природе христианской веры, которая преимущественно апофатична, то есть в её центре находится невыразимый опыт встречи с Богом. «Триодь постная» выражает глубокое понимание человека как в его первообразе, так и в его грешном состоянии, и по сравнению с обыденным языком поэтические образы дают больше возможностей для выражения всей глубины антропологического вопроса.
V
1. См. : Willms H. «Eikon». Eine begriffsgeschichtliche Untersuchung zum Platonismus. 1. Philo von Alexand-reia mit einer Einleitung über Platon und die Zwischenzeit, Münster, 1935; G. Kittel. Teologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. P. 386-7; P. Aubin, „L'image de l'œuvre de Platon" // Recherches de Sciences Religieuses, 41 (1953). P. 348-379; H. Merki. „Ebenbildlichkeit"// Reallexikon fur Antike und Christentum, 4 (1959). P. 459-479.
2. Петренко В. «Богословие икон», [Электронный ресурс] // URL: http://www.reformed.org.ua/2/435/ Petrenko (дата обращения: 09.01.2013).
3. Климент Александрийский, Протрептик. Тверь, 2004. C. 39
4. См.: Лосский Вл. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. C. 128-129.
5. См.: Св. Григорий Палама. Диалоги в лицах (персонификации) // PG 150, 1361 C.
6. См.: Архим. Киприан Керн, Антропология святого Григория Паламы. М., 1996.
7. Евдокимов Павел. Православие. М., 2012. C. 116.
8. Цит. по: Панайотис Неллас. Обожение. С. 62.