Научная статья на тему 'Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования»)'

Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / FUND OF ASSESSMENT TOOLS / PROFESSIONAL ACTIONS / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриевская Людмила Анатольевна, Циулина Марина Владимировна

В статье представлен фонд оценочных средств готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. На примере дисциплины «Методология и методы научного исследования» разработан комплекс заданий оценки сформированности знаний, умений и профессиональных действий студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андриевская Людмила Анатольевна, Циулина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A fund of assessment tools to assess the readiness of a future teacher to professional activities is presented. A complex of assessment tasks to assess the formation level of knowledge, skills and professional operations of students has been developed for “Methodology and methods of research” course.

Текст научной работы на тему «Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования»)»

Л.А. Андриевская, М.В. Циулина

УДК 378 ББК 74.480

Л.А. Андриевская, М.В. Циулина

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

действий будущего педагога

(НА ПРИМЕРЕ ДИСцИПЛИНы «МЕТОДОЛОГИЯ И методы НАУЧНОГО ИССЕДОВАНИЯ»)1

В статье представлен фонд оценочных средств готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. На примере дисциплины «Методология и методы научного исследования» разработан комплекс заданий оценки сформированности знаний, умений и профессиональных действий студентов.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, профессиональные действия, профессиональный стандарт педагога.

L.A. Andrievskaya, M.V. Tsiulina

TOOLS TO ASSESS PROFESSIONAL ACTIONS OF A FUTURE TEACHER (BY THE ExAMPLE

of “methodology and methods

OF RESEARCH” COURSE)2

A fund of assessment tools to assess the readiness of a future teacher to professional activities is presented. A complex of assessment tasks to assess the formation level of knowledge, skills and professional operations of students has been developed for “Methodology and methods of research” course.

Key words: fund of assessment tools, professional actions, professional standard of a teacher.

Современная система высшего педагогического образования в Российской Федерации находится на стадии модернизации. Одной из ключевых идей модернизации педагогического образования является ориентация подготовки будущих учителей на Профессиональный стандарт. В Профессиональном стандарте выделяются обобщенные трудовые функции, трудовые функции, которые, в свою очередь, состоят их трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний и других характеристик [3].

В настоящее время в практике высшего педагогического образования возникла проблема оценки сформированности трудовых действий. Изучив идеи С.П. Калашникова, А.Г. Каспржака, Е.Г. Матвиев-ской, М.В. Потаповой и др., мы пришли к мнению, что понятия «трудовые действия» и «профессиональные действия» синонимичны. Исходя из этого, под профессиональным действием будем понимать произвольный акт личности, в основе которого лежит ее осознанное стремление решить сложившуюся педа-

'Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Фонд оценочных средств как инструмент реализации профессионального стандарта педагога в вузе» (договор на выполнение НИР № 16-1299 от 18.10.2016 г., заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).

2The article is prepared as a publication on the theme “The fund of assessment tools as an instrument of realization of the professional teacher’s standard at university” (research contract of 18.10.2016, № 16-1299, contract owner Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev).

гогическую задачу в реальной практической деятельности.

Средством оценки сформированно-сти профессиональных действий является фонд оценочных средств (далее -ФОС) по определенной дисциплине. Под ФОС понимаем комплекс методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций, оценивания знаний, умений, профессиональных действий на соответствие уровня подготовки будущих педагогов требованиям Профессионального стандарта педагога и соответствующего ФГОС на уровне текущего, промежуточного и итогового контроля освоения образовательной программы [6, с. 94].

В работах по данной теме предложены различные типы заданий ФОС:

Репродуктивный тип - содержит задания на воспроизведение профессиональных знаний и умений.

Исследовательский тип - включает выполнение работ, связанных с поиском и направленных на разрешение проблемной ситуации.

Творческий тип - характеризует высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента в решении нестандартных педагогических задач в практической деятельности. Данный тип включает проектную деятельность, решение кейс-задач, баскет-метод, ролевые и деловые игры и др. [4].

На наш взгляд, оценка профессиональных действий наиболее эффективно происходит через выполнение заданий исследовательского и творческого типов. Выполнение таких заданий возможно в случае наличия у студентов соответствующей мотивации. Отметим, что роль преподавателя в случае формирования профессиональных действий включает организацию рефлексивно-ценностного сопровождения студентов в процессе профессиональной подготовки. Под рефлексивно-ценностным сопровождения студентов в процессе профессиональной подготовки мы понимаем приобщение студентов к совместной проектной, аналитической, исследовательской и творческой деятельности [2].

Особенность заданий на оценку сформированности профессиональных действий состоит в том, что они проводятся с помощью методов контекстного, проектного и проблемного обучения. Среди которых, согласно разработкам НИУ «Высшая школа экономики», наиболее востребованы исследовательский метод, моделирование, кейс-метод и метод проектов.

Исследовательский метод - это способ практической деятельности студентов в ходе решения нестандартных ситуаций и нетиповых задач, направленный на формирование самостоятельной деятельности в процессе поиска в ходе выполнения которого будущий педагог приобретает опыт поисковой, исследовательской деятельности и овладевает элементами творчества [4].

Моделирование - это процесс создания модели реального объекта, изучение которого происходит через выделение структуры педагогического процесса, наполнение его содержанием и создание образа изучаемого процесса [5, с. 61].

Кейс-метод - это способ обучения путем решения ситуаций, характерных для педагогической деятельности, который включает коллективный анализ предложенной ситуации, поиск и выбор оптимального способа ее решения, презентацию и защиту предложенного способа решения [1, с. 99]. Кейс-задачи, как правило, взяты из реальной профессиональной деятельности и подкреплены дополнительной информацией, социологическими данными, наглядными материалами и др. Использование кейс-метода способствует не только закреплению теоретических знаний и практических умений, а прежде всего формированию необходимых действий для решения профессиональных задач выработки активной жизненной позиции и профессионально-значимых качеств личности у студентов, что продуктивно сказывается на становлении и повышении их профессиональной компетентности.

Метод проектов - метод, а основе которого лежит идея направленности на результат, который получается при решении той или иной теоретически зада-

Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования»)

->1

Л.А. Андриевская, М.В. Циулина

00

чи. Такой результат возможно осмыслить и применить в практике педагогической деятельности. Условиями достижения положительного результата являются: обучение студентов самостоятельно размышлять, находить и принимать решения, прогнозировать результаты и последствия принятых решений.

В качестве примера рассмотрим несколько заданий для текущего контроля из фонда оценочных средств сформиро-ванности знаний, умений и профессиональных действий студентов по дисциплине «Методология и методы научного исследования».

Примеры заданий на знания

1. Правильная последовательность шагов организации наблюдения в разработке программы-минимума:

1) определение предмета исследования;

2) выбор ситуаций для наблюдения;

3) выбор критериев и показателей наблюдения;

4) определение респондентов наблюдения;

5) прогнозирование возможных погрешностей при наблюдении;

6) подготовка протокола наблюдения.

2. Системный подход ориентирует специалиста на:

а) целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии;

б) более детальное изучение частностей и поиск сути явления;

в) дифференциацию интегрированных систем.

3. В современных историко-педагогических исследованиях наибольшее распространение получил вариант сочетания нескольких различных подходов, который называется:

а) проблемный;

б) формационный;

в) комбинированный;

г) парадигмальный.

Примеры заданий на умения

1. Установите соответствие между группами задач исследования и их характеристикой:

а) историко-диагностическая;

б) теоретико-модерирующая;

в) практико-преобразовательная.

1) связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций;

2) связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры, функций изучаемого и способов его преобразования;

3) связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования.

2. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:

а) коллектив педагогов и обучающихся школы № 52 г. Челябинска;

б) процесс становления профильного обучения на базе общеобразовательной организации;

в) психолого-медико-педагогические условия реабилитации часто болеющих детей в оздоровительно-образовательном центре;

г) причинно-следственные связи между стилями общения педагога и обучающихся и успешностью образовательной деятельности.

3. Сформулируйте тему, цель, если известны объект и предмет педагогического исследования.

Объект: коммуникативная компе-

тентность учителя.

Предмет: педагогические условия

развития коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа.

Примеры заданий на профессиональные действия

1. Спроектируйте структуру исследования по заданной теме:

• развитие диалогического мышления старшеклассников на уроках литературы;

• коммуникативные основы моделирования уроков литературы;

• формирование оценочных суждений учащихся на уроках русской литературы.

2. Проектная работа по выявлению сильных и слабых сторон основных тео-

ретических методов, выявление границ их продуктивного использования: моделирование, анализ, синтез, формализация, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция.

Разработайте программу наблюдения на уроке в соответствии с задачами собственного исследования. Определите цель, объект, предмет. Соответствует ли разработанная Вами программа требованиям, предъявляемым к данному методу?

Разработать модель выбранного вида применительно к теме своего исследования.

Кейс: Сопоставьте протоколы наблюдений за поведением ребенка (1 год 7 мес.). Какие виды протоколов наблюдаемых фактов использовали наблюдатели? При каком виде протокола достигается большая объективность и информированность описываемых явлений?

Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собой,

повторяя: “Вва-вва-вва” и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».

Наблюдатель 2: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает».

Таким образом, оценка сформиро-ванности профессиональных действий будущих педагогов происходит через выполнение студентами совокупности заданий фонда оценочных средств, необходимых для становления и повышения профессиональной компетентности будущих педагогов. Предложенные нами примеры заданий фонда оценочных средств по дисциплине «Методология и методы научного исследования» соответствуют вышеназванным требованиям, содержат задания на оценку знаний, умений и профессиональных действий студента по предмету и могут быть использованы в практике работы педагогического вуза.

Библиографический список

1. Андриевская, Л.А. Использование контекстного обучения в высшей школе по подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.А. Андриевская // Символ науки. - 2015. - № 11-2. - С. 97-99.

2. Гревцева, ГЯ. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» [Электронный ресурс] / ГЯ. Гревцева, М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2-0. - С. 258. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440.

3. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

4. Салаватулина, Л.Р. Типизация самостоятельной работы в высшей школе [Текст] / Л.Р. Сала-ватулина, Л.А. Андриевская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. - С. 62-67.

5. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социо-образовательной среды [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. - 217 с.

6. Шабалина, А.А. Фонд оценочных средств как инструмент организации самостоятельной работы студентов вуза [Текст] / А.А. Шабалина, Л.В. Парфентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. - С. 92-98.

References

1. Andrievskaia L.A. Using context learning at higher school for training future teachers to professional work with children with special needs. Simvol nauki, 2015. № 11-2. P. 97-99. [in Russian].

2. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. To the analysis of the concept “Reflexive value support of university student professional training” [Electronic resource] Sovremnnyieproblemy nauki i obrazovania, 2016. № 2-0. P 258. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440 [in Russian].

Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования»)

Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева

О

см

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Professional standard of teacher. Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013 № 544n. [in Russian].

4. Salavatulina L.P. Typization of independent work at higher school. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 10. P. 62-67. [in Russian].

5. Tsiulina M.V. Patriotic education of general education school students via socio-educactional environment. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P. 217. [in Russian].

6. Shabalina A.A., Parfentieva L.V. Fund of assessment tools as an instrument to organize independent work of higher school students. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2015. № 10. P. 92-98. [in Russian].

Сведения об авторе:

Андриевская Людмила Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ludmila_andrievskaja@icloud.com

Диулина Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ciulinamv@cspu.ru

Information about author:

Andrievskaya Lyudmila Anatolievna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ludmila_andrievskaja@icloud.com

Tsiulina Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: ciulinamv@cspu.ru

УДК 371.9 ББК 74.5

Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева

КОМПЛЕКСНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ И ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенными речевыми нарушениями являются дислалия и стертая дизартрия. Ввиду схожести внешних проявлений данных речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии вызывает трудности у логопедов. В статье рассматриваются вопросы реализации дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста: выделены основные параметры, позволяющие четко дифференцировать данные нарушения речевого развития. Также отмечены важные моменты, на которые обязательно следует обращать внимание при проведении дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартрии у старших дошкольников.

Ключевые слова: дифференциальная диагностика, стертая дизартрия, дислалия, дети старшего дошкольного возраста, параметры обследования, неврологическая микросимптоматика,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.