Л.А. Андриевская, М.В. Циулина
(О
УДК 378 ББК 74.480
Л.А. Андриевская, М.В. Циулина
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
действий будущего педагога
(НА ПРИМЕРЕ ДИСцИПЛИНы «МЕТОДОЛОГИЯ И методы НАУЧНОГО ИССЕДОВАНИЯ»)1
В статье представлен фонд оценочных средств готовности будущего педагога к профессиональной деятельности. На примере дисциплины «Методология и методы научного исследования» разработан комплекс заданий оценки сформированности знаний, умений и профессиональных действий студентов.
Ключевые слова: фонд оценочных средств, профессиональные действия, профессиональный стандарт педагога.
L.A. Andrievskaya, M.V. Tsiulina
TOOLS TO ASSESS PROFESSIONAL ACTIONS OF A FUTURE TEACHER (BY THE ExAMPLE
of “methodology and methods
OF RESEARCH” COURSE)2
A fund of assessment tools to assess the readiness of a future teacher to professional activities is presented. A complex of assessment tasks to assess the formation level of knowledge, skills and professional operations of students has been developed for “Methodology and methods of research” course.
Key words: fund of assessment tools, professional actions, professional standard of a teacher.
Современная система высшего педагогического образования в Российской Федерации находится на стадии модернизации. Одной из ключевых идей модернизации педагогического образования является ориентация подготовки будущих учителей на Профессиональный стандарт. В Профессиональном стандарте выделяются обобщенные трудовые функции, трудовые функции, которые, в свою очередь, состоят их трудовых действий, необходимых умений, необходимых знаний и других характеристик [3].
В настоящее время в практике высшего педагогического образования возникла проблема оценки сформированности трудовых действий. Изучив идеи С.П. Калашникова, А.Г. Каспржака, Е.Г. Матвиев-ской, М.В. Потаповой и др., мы пришли к мнению, что понятия «трудовые действия» и «профессиональные действия» синонимичны. Исходя из этого, под профессиональным действием будем понимать произвольный акт личности, в основе которого лежит ее осознанное стремление решить сложившуюся педа-
'Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Фонд оценочных средств как инструмент реализации профессионального стандарта педагога в вузе» (договор на выполнение НИР № 16-1299 от 18.10.2016 г., заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).
2The article is prepared as a publication on the theme “The fund of assessment tools as an instrument of realization of the professional teacher’s standard at university” (research contract of 18.10.2016, № 16-1299, contract owner Mordovian state pedagogical institute named after M.E. Evseviev).
гогическую задачу в реальной практической деятельности.
Средством оценки сформированно-сти профессиональных действий является фонд оценочных средств (далее -ФОС) по определенной дисциплине. Под ФОС понимаем комплекс методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для определения уровня сформированности компетенций, оценивания знаний, умений, профессиональных действий на соответствие уровня подготовки будущих педагогов требованиям Профессионального стандарта педагога и соответствующего ФГОС на уровне текущего, промежуточного и итогового контроля освоения образовательной программы [6, с. 94].
В работах по данной теме предложены различные типы заданий ФОС:
Репродуктивный тип - содержит задания на воспроизведение профессиональных знаний и умений.
Исследовательский тип - включает выполнение работ, связанных с поиском и направленных на разрешение проблемной ситуации.
Творческий тип - характеризует высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента в решении нестандартных педагогических задач в практической деятельности. Данный тип включает проектную деятельность, решение кейс-задач, баскет-метод, ролевые и деловые игры и др. [4].
На наш взгляд, оценка профессиональных действий наиболее эффективно происходит через выполнение заданий исследовательского и творческого типов. Выполнение таких заданий возможно в случае наличия у студентов соответствующей мотивации. Отметим, что роль преподавателя в случае формирования профессиональных действий включает организацию рефлексивно-ценностного сопровождения студентов в процессе профессиональной подготовки. Под рефлексивно-ценностным сопровождения студентов в процессе профессиональной подготовки мы понимаем приобщение студентов к совместной проектной, аналитической, исследовательской и творческой деятельности [2].
Особенность заданий на оценку сформированности профессиональных действий состоит в том, что они проводятся с помощью методов контекстного, проектного и проблемного обучения. Среди которых, согласно разработкам НИУ «Высшая школа экономики», наиболее востребованы исследовательский метод, моделирование, кейс-метод и метод проектов.
Исследовательский метод - это способ практической деятельности студентов в ходе решения нестандартных ситуаций и нетиповых задач, направленный на формирование самостоятельной деятельности в процессе поиска в ходе выполнения которого будущий педагог приобретает опыт поисковой, исследовательской деятельности и овладевает элементами творчества [4].
Моделирование - это процесс создания модели реального объекта, изучение которого происходит через выделение структуры педагогического процесса, наполнение его содержанием и создание образа изучаемого процесса [5, с. 61].
Кейс-метод - это способ обучения путем решения ситуаций, характерных для педагогической деятельности, который включает коллективный анализ предложенной ситуации, поиск и выбор оптимального способа ее решения, презентацию и защиту предложенного способа решения [1, с. 99]. Кейс-задачи, как правило, взяты из реальной профессиональной деятельности и подкреплены дополнительной информацией, социологическими данными, наглядными материалами и др. Использование кейс-метода способствует не только закреплению теоретических знаний и практических умений, а прежде всего формированию необходимых действий для решения профессиональных задач выработки активной жизненной позиции и профессионально-значимых качеств личности у студентов, что продуктивно сказывается на становлении и повышении их профессиональной компетентности.
Метод проектов - метод, а основе которого лежит идея направленности на результат, который получается при решении той или иной теоретически зада-
Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования»)
->1
Л.А. Андриевская, М.В. Циулина
00
чи. Такой результат возможно осмыслить и применить в практике педагогической деятельности. Условиями достижения положительного результата являются: обучение студентов самостоятельно размышлять, находить и принимать решения, прогнозировать результаты и последствия принятых решений.
В качестве примера рассмотрим несколько заданий для текущего контроля из фонда оценочных средств сформиро-ванности знаний, умений и профессиональных действий студентов по дисциплине «Методология и методы научного исследования».
Примеры заданий на знания
1. Правильная последовательность шагов организации наблюдения в разработке программы-минимума:
1) определение предмета исследования;
2) выбор ситуаций для наблюдения;
3) выбор критериев и показателей наблюдения;
4) определение респондентов наблюдения;
5) прогнозирование возможных погрешностей при наблюдении;
6) подготовка протокола наблюдения.
2. Системный подход ориентирует специалиста на:
а) целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии;
б) более детальное изучение частностей и поиск сути явления;
в) дифференциацию интегрированных систем.
3. В современных историко-педагогических исследованиях наибольшее распространение получил вариант сочетания нескольких различных подходов, который называется:
а) проблемный;
б) формационный;
в) комбинированный;
г) парадигмальный.
Примеры заданий на умения
1. Установите соответствие между группами задач исследования и их характеристикой:
а) историко-диагностическая;
б) теоретико-модерирующая;
в) практико-преобразовательная.
1) связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций;
2) связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры, функций изучаемого и способов его преобразования;
3) связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования.
2. Определите, о каких компонентах исследования (база, объект, предмет) идет речь в следующих фрагментах:
а) коллектив педагогов и обучающихся школы № 52 г. Челябинска;
б) процесс становления профильного обучения на базе общеобразовательной организации;
в) психолого-медико-педагогические условия реабилитации часто болеющих детей в оздоровительно-образовательном центре;
г) причинно-следственные связи между стилями общения педагога и обучающихся и успешностью образовательной деятельности.
3. Сформулируйте тему, цель, если известны объект и предмет педагогического исследования.
Объект: коммуникативная компе-
тентность учителя.
Предмет: педагогические условия
развития коммуникативной компетентности у студентов педагогического колледжа.
Примеры заданий на профессиональные действия
1. Спроектируйте структуру исследования по заданной теме:
• развитие диалогического мышления старшеклассников на уроках литературы;
• коммуникативные основы моделирования уроков литературы;
• формирование оценочных суждений учащихся на уроках русской литературы.
2. Проектная работа по выявлению сильных и слабых сторон основных тео-
ретических методов, выявление границ их продуктивного использования: моделирование, анализ, синтез, формализация, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция.
Разработайте программу наблюдения на уроке в соответствии с задачами собственного исследования. Определите цель, объект, предмет. Соответствует ли разработанная Вами программа требованиям, предъявляемым к данному методу?
Разработать модель выбранного вида применительно к теме своего исследования.
Кейс: Сопоставьте протоколы наблюдений за поведением ребенка (1 год 7 мес.). Какие виды протоколов наблюдаемых фактов использовали наблюдатели? При каком виде протокола достигается большая объективность и информированность описываемых явлений?
Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собой,
повторяя: “Вва-вва-вва” и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».
Наблюдатель 2: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает».
Таким образом, оценка сформиро-ванности профессиональных действий будущих педагогов происходит через выполнение студентами совокупности заданий фонда оценочных средств, необходимых для становления и повышения профессиональной компетентности будущих педагогов. Предложенные нами примеры заданий фонда оценочных средств по дисциплине «Методология и методы научного исследования» соответствуют вышеназванным требованиям, содержат задания на оценку знаний, умений и профессиональных действий студента по предмету и могут быть использованы в практике работы педагогического вуза.
Библиографический список
1. Андриевская, Л.А. Использование контекстного обучения в высшей школе по подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.А. Андриевская // Символ науки. - 2015. - № 11-2. - С. 97-99.
2. Гревцева, ГЯ. К анализу понятия «Рефлексивно-ценностное сопровождение профессиональной подготовки студентов вуза» [Электронный ресурс] / ГЯ. Гревцева, М.В. Циулина // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2-0. - С. 258. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440.
3. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
4. Салаватулина, Л.Р. Типизация самостоятельной работы в высшей школе [Текст] / Л.Р. Сала-ватулина, Л.А. Андриевская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. - С. 62-67.
5. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социо-образовательной среды [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Циулина. - Челябинск, 2012. - 217 с.
6. Шабалина, А.А. Фонд оценочных средств как инструмент организации самостоятельной работы студентов вуза [Текст] / А.А. Шабалина, Л.В. Парфентьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 10. - С. 92-98.
References
1. Andrievskaia L.A. Using context learning at higher school for training future teachers to professional work with children with special needs. Simvol nauki, 2015. № 11-2. P. 97-99. [in Russian].
2. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. To the analysis of the concept “Reflexive value support of university student professional training” [Electronic resource] Sovremnnyieproblemy nauki i obrazovania, 2016. № 2-0. P 258. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=24440 [in Russian].
Фонд оценочных средств профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исседования»)
(О
Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева
О
см
3. Professional standard of teacher. Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013 № 544n. [in Russian].
4. Salavatulina L.P. Typization of independent work at higher school. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 10. P. 62-67. [in Russian].
5. Tsiulina M.V. Patriotic education of general education school students via socio-educactional environment. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2012. P. 217. [in Russian].
6. Shabalina A.A., Parfentieva L.V. Fund of assessment tools as an instrument to organize independent work of higher school students. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2015. № 10. P. 92-98. [in Russian].
Сведения об авторе:
Андриевская Людмила Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ludmila_andrievskaja@icloud.com
Диулина Марина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ciulinamv@cspu.ru
Information about author:
Andrievskaya Lyudmila Anatolievna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Pedagogy,
Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: ludmila_andrievskaja@icloud.com
Tsiulina Marina Vladimirovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
Department of Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: ciulinamv@cspu.ru
УДК 371.9 ББК 74.5
Е.Л. Волосатова, Е.В. Шереметьева
КОМПЛЕКСНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ И ДИСЛАЛИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время среди детей дошкольного возраста распространенными речевыми нарушениями являются дислалия и стертая дизартрия. Ввиду схожести внешних проявлений данных речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста дифференциальная диагностика стертой дизартрии и дислалии вызывает трудности у логопедов. В статье рассматриваются вопросы реализации дифференциальной диагностики стертой дизартрии и дислалии у детей старшего дошкольного возраста: выделены основные параметры, позволяющие четко дифференцировать данные нарушения речевого развития. Также отмечены важные моменты, на которые обязательно следует обращать внимание при проведении дифференциальной диагностики дислалии и стертой дизартрии у старших дошкольников.
Ключевые слова: дифференциальная диагностика, стертая дизартрия, дислалия, дети старшего дошкольного возраста, параметры обследования, неврологическая микросимптоматика,