Научная статья на тему 'Обратная связь с исполнителями проектов как условие гибкости управления'

Обратная связь с исполнителями проектов как условие гибкости управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копельчук С. Ю.

Управление государственными инвестиционными программами имеет высокое значение для создания и обновления капитальных фондов страны. Но существующая система директивного планирования таких программ содержит в себе массу недостатков. В мировой практике в этом отношении активное применение находит система индикативного планирования. Применение данного планирования наравне с развитием обратной связи с исполнителями программ и проектов является актуальным вопросом для отечественной экономики и рассматривается в данной статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обратная связь с исполнителями проектов как условие гибкости управления»

профиля неизбежна. Дальнейшее развитие моделей управления каждого отдельного государства в огромной степени будет зависеть от развития экономического фона в мировой политике.

По мнению автора, на данный момент прослеживается явная тенденция размежевания экономического союза, что неизбежно приведет к углублению культурно-национальных черт каждого государства. Это отразится на стилях управления, безусловно. Будет ли этот факт благотворно влиять на развитие бизнеса остается вопросом. Однако факт влияния культурных факторов на систему управления персоналом очевиден.

Литература

1. Васильев В. Модели кросскультурного менеджмента. - Великий Новгород,

2002.

2. Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом). Менеджмент. 1996.

3. Прохоров Ю.Е., И.А Стернин. Русские: коммуникативное поведение. - М.,

2007.

4. Тромпенаарс Ф., Хампден-Тернер Ч. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса / Пер. с англ. Самсонова Е.П. - М., 2004.

С.Ю. Копельчук

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ С ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ГИБКОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

FEEDBACK FROM IMPLEMENTING PROJECTS AS A CONDITION OF MANAGEMENT FLEXIBILITY

Аннотация: Управление государственными инвестиционными программами имеет высокое значение для создания и обновления капитальных фондов страны. Но существующая система директивного планирования таких программ содержит в себе массу недостатков. В мировой практике в этом отношении активное применение находит система индикативного планирования. Применение данного планирования наравне с развитием обратной связи с исполнителями программ и проектов является актуальным вопросом для отечественной экономики и рассматривается в данной статье.

Ключевые слова: инвестиции, программы, проекты, планирование, управление.

Abstract: management of public investment programs is of high value to create and update the capital assets of the country. But the current system of directive planning of these programs contains a lot of shortcomings. In international practice in this regard is the active use of the system of indicative planning. Application of this plan along with the development of feedback from the artists of programs and projects is a key issue for the domestic economy and is considered in this paper.

Keywords: investments, programs, projects, planning, management.

Как известно, выполнение государственных инвестиционных программ в российской экономике характеризуется низкой эффективностью. Опыт развитых государств подтверждает активную роль научных и исследовательских учреждений в государственных инвестиционных программах, что для российской экономики остается

© С.Ю. Копельчук, 2012

совершенно не характерным. Раскроем данный вопрос более подробно на основании имеющихся исследований.

Так, в Германии вопросами экономического программирования и прогнозирования занимается ряд научно-вспомогательных органов правительства, наиболее влиятельным из которых является Совет экспертов по вопросам общехозяйственного развития при правительстве ФРГ. В состав совета входят пять авторитетных профессоров экономики. Научные советы, составленные из известных профессоров и выполняющие консультационные функции, имеются при министерствах экономики и финансов.

Во Франции Генеральный комиссариат планирования и Межведомственный комитет по обустройству национальной территории разрабатывают аналитические материалы по проблемам общественного развития. Научное обоснование принимаемых решений обеспечивается Межведомственным комитетом по оценкам экономической политики государства, а также Научным советом по вопросам политики Франции в экономической и социальной сферах.

Рассматривая экономики с другим политическим устройством также можно отметить активное участие государства в решении задач развития отдельных секторов. Так, Китай в период с 1980 по 2000 гг. перешел от плановой к рыночной экономике. При этом программное планирование продолжает занимать важнейшую роль. Все программы проходят специализированную экспертизу и детально раскрывают особенности развития экономики. При этом руководство страны стремительно уходит от директивного планирования к индикативному, что создает предпосылки для более гибкого управления.

С учетом изложения особенностей мирового опыта государственного управления программами развития, рассмотрим далее научные подходы к совершенствованию управления отечественными государственными программами. Следует отметить, что недостаточность эффективности управления государственными программами в значительной степени проявляется на уровне государственного заказчика. Государственный заказчик принимает все оперативно-тактические решения по выполняемым работам и различные отклонения от плана выполнения программы, в первую очередь, зависят от него.

Недостатки в функционировании службы государственного заказчика свидетельствуют о том, что необходимо развитие целостного подхода к управлению. К зарубежным теоретикам, внесшим значительный вклад в данную область и развившим системный подход к менеджменту относятся А. Файоль, Питер Друкер, Томас Питерс и Роберт Уотерман, и другие [2]. Важнейшим теоретическим результатом П. Друкера [5] выступила концепция, в соответствии с которой во главу менеджмента ставятся цели предприятия. Если рассматривать методы управления в данной области, но на более высоком уровне (комплекс, отрасль), тогда такое управление будет характеризоваться программно-целевым подходом к управлению.

Программно-целевое управление предполагает выявление и четкую постановку конечной цели [1]. Цели отражают то состояние, к которому должна перейти управляемая система из заданного положения через установленный период времени после решения ряда необходимых задач. После того как цели и подцели программы разработаны и согласованы, она принимает форму директивного документа, обязательного для всех исполнителей [4]. В процессе ее выполнения могут возникать изменения в системе управления и во внешней среде, которые естественным образом не присутствовали (и/или не были учтены) в момент принятия программы. Соответственно, в нестабильных российских экономических условиях эти изменения вызывают серьезные затруднения в выполнении как всей программы, так и отдельных ее частей.

Среди главных причин низкого уровня готовности государственных заказчиков к выполнению программ - весьма ограниченный набор требований и критериев

функционирования со стороны органов власти. От заказчика требуется выполнение программ, но не требуется наличие соответствующих профессиональных навыков и компетенций в директивной или рекомендательной форме.

В хозяйственной практике развитых стран с целью обозначения ориентиров развития в направлении макроуровень - мезоуровень - микроуровень применяется индикативное планирование. Становление индикативного планирования связывают с ученым К. Ландауэром, который в 1944 г. опубликовал первые труды в данной области. Современные российские экономисты, внесшие вклад в развитие и применение индикативного планирования - это М.Л. Шаккум, В.Г. Ерохин, Г. А. Парсаданов и др. [2, 3]. При наличии длительного исторического пути (индикативное планирования в развитых странах мира стало применяться в середине прошлого века), индикативное планирование имеет слабое выражение в российской экономике.

По своей сущности индикативное планирование, в отличие от применяемого директивного, в рамках государственных программ не носит безальтернативного приказного характера. Если рассматривать национальную экономику и государственные программы в области инвестиционно-строительной деятельности, то следует заметить, что индикативное планирование в полной мере может применяться для уровня государственных заказчиков, дирекций ФЦП, госкорпораций. Такое планирование обладает высоким уровнем эффективности:

- во-первых, в силу того, что исполнители программ полностью подконтрольны государственным органам, имеют ресурсное обеспечение со стороны государства, следовательно, функционируют так, как это определено на более высоком уровне. Например, для сугубо коммерческих предприятий уровень такого влияния со стороны государства крайне мал;

- во-вторых, в целом государственные органы обладают крайне большими инвестиционными ресурсами российской экономики и своими действиями предопределяют обширный перечень факторов развития национального хозяйства, в том числе, задавая вектор развития.

Среди показателей, которые могут содержаться в индикативном плане и характеризовать деятельность государственного заказчика, могут быть те, которые определяются органом власти, т.е. спускаемые сверху, и те, которые определяет самостоятельно государственный заказчик. Конкретные показатели индикативного планирования для государственного заказчика не могут иметь единого характера. Это зависит от того, насколько эффективно государственный заказчик выполняет программные задачи, и какова степень готовности заказчика в целом к выполнению поставленных задач. Другой причиной является различный состав функций и задач государственного заказчика в каждом конкретном случае.

Таким образом, механизм индикативного планирования должен позволять реагировать на состояние объекта управления с целью обеспечения своевременного формирования и корректировки показателей индикативного плана для управления государственным заказчиком. Подобные задачи в науке основаны на анализе и обеспечении обратной связи - одном из фундаментальных понятий теории систем [3].

Обратную связь можно проиллюстрировать согласно рисунку. На схеме х0(р) представляет собой индикативный план управления деятельностью государственного заказчика, х1(р) представляет собой скорректированный индикативный план управления деятельностью государственного заказчика, хтреб. - требуемое (ожидаемое) состояние управляемого объекта по установленным показателям индикативного плана, Хфакт - фактическое состояние управляемого объекта по установленным показателям индикативного плана, Ах - рассогласование между Хтреб и Хфакт.

Важным элементом в данной схеме является блок обратной связи, который содержит соответствующие управляющие воздействия, способные скорректировать индикативный план х0(р).

При этом обратная связь может быть следующих видов:

1. Отрицательная - противодействующая тенденциям изменения выходных параметров, т.е. направленная на сохранение, стабилизацию требуемого значения параметров.

2. Положительная - сохраняющая тенденции происходящих в системе изменений выходных параметров.

Таким образом, если с точки зрения теории систем обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования, тогда данная связь на уровне государственного заказчика представляет собой механизм обеспечения функционирования государственного заказчика в целях выполнения государственных программ. Так как организация государственного заказчика является сложной, открытой системой, следовательно, на уровне заказчика следует идентифицировать как отрицательные, так и положительные связи.

В свою очередь, блок обратной связи на уровне взаимодействия государственного заказчика и органа власти должен обеспечивать эффективное функционирование государственного заказчика следующим образом:

- с помощью обратной связи государственный заказчик сигнализирует о том, насколько исчерпывающим является состав показателей индикативного плана для выполнения возложенных функций;

Рис. Схема обратной связи при осуществлении индикативного планирования

- посредством инструментария обратной связи государственный заказчик сигнализирует о том, насколько эффективны показатели индикативного плана для достижения результатов выполнения государственной программы.

Через блок обратной связи в управляющий орган направляются осведомительные данные о фактическом состоянии управляемого объекта, что очень важно для индикативного планирования.

Учитывая, что обратную связь считают одним из важнейших понятий теории управления, следует, что развитие программно-целевых методов на основе обратной связи от объекта управления способно значительно повысить уровень координации и гибкости управления программами и дать основания для применения новых методов планирования и управления, к которым в частности относится индикативное планирование.

Литература

1. Гусев В.Б. Согласование критериев принятия решений при целевом планировании // Сибирский журнал индустриальной математики. - Новосибирск: Издательство новосибирского университета. - Т. VIII, 2(22), 2005.

2. Осипов Г.В. Менеджмент: учебник / Г.В. Осипов, В.А. Лисичкин, Н.Д. Корягин. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.

3. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: учеб. пособие / Под. ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012.

4. Финансы и кредит в строительстве. Учебник для вузов / Под общ. ред. профессора Яськовой Н.Ю. - М. «Молодая гвардия», 2011.

5. DruckerP.F. ThePracticeofManagement, HarperBusiness, NewYork, NY, 1954 (переизданов 1993), p. 87.

А. С. Лобачёва

УРОВНИ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

THE LABOUR ACTIVITY LEVELS OF THE FLEDGLINGS IN THE ENTERPRISE

Аннотация: данная статья посвящена вопросу оценки трудовой активности молодых специалистов на предприятии. В ней рассматривается понятие уровня трудовой активности, анализируются способы градации трудовой активности на уровни и приводятся показатели оценки трудовой активности молодых специалистов на предприятии.

Ключевые слова: молодой специалист, трудовая активность, показатели, уровни трудовой активности.

Abstract: this article covers a question of estimation the fledglings labour activity in the enterprise. The concept of labour activity level are considered, the ways of labour activity gradation on levels are analyzed and the indicators of fledglings labour activity estimation in the enterprise are resulted in it.

Keywords: fledgling, labour activity, indicators, labour activity levels.

Уровень трудовой активности является одной из характеристик трудовой деятельности и представляет собой сравнительную меру, ступень, безразмерный количественный показатель [5], степень проявления активности работников в процессе трудовой деятельности. Измерение этого уровня является теоретически значимой и практически сложной задачей, т.к. уровень активности группы, социальной общности (молодых специалистов, работников предприятия) - неустойчив во времени (из-за изменчивости количественного и качественного состава группы), зависит от влияния комплекса факторов, и потому не может быть величиной постоянной. Кроме того,

© А.С. Лобачёва, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.