щт -оциологии
Тема н Социология насел
о м е р а : здоровья е н и я
Обращение россиян за медицинской помощью
М а лышев Михаил Львович - доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра социологии социально-трудовой сферы ИС РАН
E-mail: anpi [email protected]
’«У* <» ж, Л Варламова Светлана Николаевна - старший научный сотрудник Центра социологии социально-трудовой сферы ИС РАН
" ‘ ' E-mail: f [email protected]
№ 6, май 2012
' | СГТи 1/1 ж1'ЦЬнемитцма, ОС^. I П1 /1I\Социологии
Обращение россиян
1
за медицинском помощью1
Аннотация в статье приведена динамика самооценок состо-
яния здоровья россиян за 2005-2010 гг., в т. ч. различных социально-демографических и доходных группах. Анализируя результаты общероссийских опросов, авторы рассматривают доступность для населения услуг узких медицинских специалистов в рамках ОМС, а также пользование платными и бесплатными медицинскими услугами.
Ключевые слова: здоровье, самооценки состояния здоровья, динамика состояния здоровья, заболеваемость, обращаемость за медицинской помощью, отказ от обращения за медицинской помощью
Здоровье человека имеет приоритетное значение не только для него самого, но и для общества, ведь именно состояние здоровья каждого конкретного гражданина предопределяет здоровье и жизнеспособность нации, является одной из составляющих трудового потенциала.
Показатели здоровья населения зависят от множества факторов, среди которых одно их ведущих мест занимает качество оказания медицинской помощи, способность врача быстро и эффективно оказать пациенту необходимую помощь.
Реальное понимание процессов, происходящих в системе здравоохранения под влиянием проводящихся социальноэкономических реформ, и оперативное реагирование на них органов государственной власти и системы подготовки медицинских кадров возможно только при условии всестороннего и глубокого анализа своевременной и достоверной информации, получаемой из различных источников.
Старые информационные системы в принципе не способны обеспечить решение этой задачи, так как ориентированы на официальную статистику состояния системы здравоохранения. К тому же ряд показателей, необходимых для оценки реального состояния здоровья различных групп населения и удовлетворенности конечного потребителя качеством полученных медицинских услуг, в них вообще не разрабатывался.
1 Всероссийский опрос населения проведён под руководством авторов в феврале 2010 г. в 39 субъектах РФ в 120 точках опроса. Многоступенчатая квотная выборка репрезентирует взрослое население страны по полу, возрасту, федеральным округам и типу поселения. Опрошены 2400 человек в возрасте от 18 лет и старше.
Состояние своего здоровья большинство наших сограждан (76,3%) оценивают со знаком «плюс».
Многие вопросы, с которыми сталкивались население и местные власти в сфере медицинского обслуживания, были столь нетрадиционны для нашей страны в начале 1990-х гг., что статистика не имела необходимой исходной базы для их измерения. Поэтому возникла необходимость в данных, позволяющих формировать оперативно действующую информационно-аналитическую систему, объективно отражающую содержание и тенденции развития различных, как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в системе здравоохранения. Основная цель такого исследования - предоставление органам государственной власти и управления соответствующей информации для оперативного её регулирования и формирования адекватной социальной политики, направленной на увеличение доступности качественной медицинской помощи для всех социальных групп населения.
Самооценки состояния здоровья населения
Состояние своего здоровья большинство наших сограждан (76,3%) оценивают со знаком «плюс». Как показало проведённое исследование, 39,4% опрошенных охарактеризовали своё состояние здоровья как «удовлетворительное», ещё 36,9% как «скорее удовлетворительное». В то же время важно обратить внимание на негативные самооценки здоровья, данные каждым пятым (22,2%) респондентом. Из них 17,9% заявили, что их здоровье «скорее неудовлетворительное», а ещё 4,3% дали ему резко отрицательную оценку «совершенно неудовлетворительное» (см... рис... .. 1).
В целом неудовлетворительное; 22,2
Затруднились ответить; 1,5
Рис. 1. Самооценки состояния здоровья населения,
% от общего числа опрошенных
Самооценки здоровья имеют вполне традиционные половозрастные характеристики, регулярно подтверждаемые данными других опросов. Удовлетворённость своим здоровьем
№ 6, май 2013
несколько выше среди мужчин, нежели среди женщин - положительно его оценили соответственно 80,2% и 73,1% опрошенных из этих групп. Также она выше среди молодежи (88,0% среди 18-24-летних и 87,8% среди 25-34-летних), а с возрастом, напротив, снижается до 60,4% в группе респондентов 55 лет и старше.
Казалось бы, ничего удивительно и противоречивого в этом нет. Однако не следует забывать, что самооценка здоровья основывается не на простой констатации объективных показателей своего здоровья (причём, в соответствии с «возрастными нормативами»), но включает в себя сильную субъективную составляющую, которая подразумевает и эмоциональный настрой человека, его уверенность в жизни, рефлексию на собственный социальный статус, отношение со стороны окружающих и т. д. Представляется, что низкие показатели здоровья пожилых россиян (вполне естественные для их возраста) усугубляются их пессимистическим мироощущением. Можно предположить, исходя из этих данных, что перелом отношения к состоянию своего здоровья наступает у россиян весьма рано -в среднем возрасте. Дальше люди начинают воспринимать эту сторону своей жизни и свой возраст априори пессимистически, как идущую к закату часть жизни, что, как показывают исследования, в том числе медицинские, в действительности приводит в конечном итоге к проблемам со здоровьем.
88,0 87,8
18 лет - 24 года 25 лет - 34 года 35 лет - 54 года 55 лет и старше
Рис. 2. Дифференциация оценок удовлетворенности состоянием здоровья в зависимости от возраста,
|| % от числа опрошенных в каждой возрастной группе,
отмечены позиции «хорошее» и «скорее хорошее»
Выявлена прямо пропорциональная зависимость между уровнем образования и самооценками здоровья: с ростом образовательных характеристик респондентов повышаются самооценки состояния здоровья: с 54,6% в группе с образованием ниже среднего до 81,3% в группе с высшим или неполным высшим образованием.
С ростом образовательных характеристик респондентов повышаются самооценки состояния здоровья: с 54,6% в группе с образованием ниже среднего до 81,3% в группе с высшим или неполным высшим образованием.
Чем многочисленнее «ближний круг» жителей России, тем более здоровыми они себя ощущают.
Ряд исследователей обращают внимание на то, что уровень образования коррелирует с возрастом, а возраст - один из важнейших факторов, влияющих на состояние здоровья [Решетников 2003].
Однако при всей обусловленности здоровья генетическими, экологическими факторами и образом жизни человека материальное положение остаётся доминирующей индентой в самооценках состояния здоровья. Если финансовые возможности позволяют человеку в случае заболевания получать качественную медицинскую помощь, а не пускать ситуацию на самотёк, то, как правило, он не занимается самолечением, а обращается к врачу (см... . . таблицу .. 1).
Таблица 1
Влияние материального положения россиян на самооценки состояния здоровья, % от численности каждой группы с разным уровнем материального положения
Категория граждан Состояние здоровья
Удовлетво- рительное Неудовлетво- рительное Затруднились ответить
Бедные 39,8 58,6 1,6
Малообеспеченные 63,5 34,7 1,8
Среднеобеспеченные 79,8 19,3 0,9
Высокообеспеченные 86,0 11,7 2,3
Богатые 83,5 11,0 5,5
Отметим фактор семьи в состоянии здоровья населения. Причём важно здесь не просто наличие семьи, а и то, каков её размер, сколько человек живут вместе, создают коммуникативное пространство, являются для человека «опорным стержнем» и «островком безопасности». Худшие показатели здоровья наблюдаются в группе одиноких граждан (57,3%) и формально семейных, но имеющих только одного члена семьи (69,9%). Точка перегиба в графике приходится именно на семью из четырех человек. С наличием ребёнка (детей) в семье существенно улучшаются и показатели самооценок здоровья родителей (от 80,2% и выше). Чем многочисленнее «ближний круг» жителей России, тем более здоровыми они себя ощущают.
Итак, счастливая семья с детьми поддерживает жизненный тонус на высоком уровне и способствует хорошему самочувствию и мужчин, и женщин (см.... рис.. .. 3).
В ходе анализа полученных данных было проведено их сравнение с данными исследований, осуществлённых в 2005-2008 гг. Динамика результатов опросов за эти годы позволяет сделать следующий вывод за последние пять лет ситуация с самооценками состояния здоровья заметно не изменилась, практически вернувшись к докризисным показателям.
№ 6, май 2013
80,2
83,4
81,1
69,9
57,3
71,5
—I -1- -1- ---1-- -1- ---1
Одинокие Семьи из 2 Семьи из 3 Семьи из 4 Семьи из 5 Семьи из 6 человек человек человек человек человек и
более
Рис. 3. Дифференциация оценок удовлетворенности состоянием здоровья в зависимости от численного состава семьи,
% от численности каждой группы по численному составу семей
Доля безусловно положительных оценок россиянами собственного здоровья за период с 2005 по 2006 гг. несколько сократилась (с 34,7 до 32,9%). Однако далее последовало заметно большее её сокращение с 32,9% в 2006 г. до 20,9% в 2008 г. Доля осторожных, умеренно-позитивных оценок, напротив, существенно возросла за 2006-2008 гг. - с 31,9 до 44,4%. Как видим, при в целом стабильной общей доле положительных самооценок здоровья, произошло существенное их перераспределение по линии безусловно положительных и умеренно положительных оценок - доля безусловно оптимистичных самооценок снизилась, уступив место осторожному оптимизму. Улучшение общей экономической ситуации вернуло показатели самооценок состояния здоровья на прежний уровень, лишний раз подтвердив доминирование материального фактора в общем самочувствии граждан (см... рис.. .. 4).
2005
2006
34,7 33,8 20,3 7,2
32,9 31,9 22,7 9,5
2008 20,9 44,4 20,8 8 5,9
-
2010 39,4 36,9 17,9 4
Хорошее ■ Скорее хорошее ■ Скорее плохое ■ Плохое ■ Затруднились ответить
Рис. 4. Динамика оценок состояния здоровья населения, % от общего числа опрошенных в каждом году
Обращение за медицинской помощью
В целом дисциплинированное поведение в ситуации болезни проявляют почти половина (47,1%) респондентов.
В ходе исследования был специально рассмотрен вопрос о своевременности обращения людей за квалифицированной медицинской помощью. Исследование свидетельствует, что всегда и безусловно этому правилу следуют только 13,6% опрошенных. Ещё треть (33,5%) обращаются к медикам за помощью в большинстве случаев, но не всегда. В целом дисциплинированное поведение в ситуации болезни проявляют почти половина (47,1%) респондентов.
Однако более половины наших сограждан (52,9%), как правило, не обращаются к медикам за помощью (см. ...рис.... 5).
Рис. 5. Обращение населения за медицинской помощью в случае заболевания, % от общего числа опрошенных
Чаще всего услугами медиков пренебрегают мужчины, молодёжь и живущие за чертой бедности. Так, отказываются от услуг медиков в случае заболевания большинство (58,8%) мужчин и меньше половины (48,1%) женщин. Среди молодёжи и людей среднего возраста доли тех, кто пытается побороть болезнь самостоятельно, не прибегая к помощи врачей, составляют от 53,9 до 60,1%. Пожилые респонденты, перешедшие возрастной порог в 55 лет, отказываются от услуг медиков заметно реже (41,6%).
Что касается людей, относящихся к различным категориям по уровню материального положения, то среди них обращает на себя внимание группа «бедных», где доля людей, отказывающихся от услуг медиков даже в случае заболевания, максимальна и составляет 63,8% (см. ..рис... 6).
Обращает на себя внимание группа «бедных», где доля людей, отказывающихся от услуг медиков даже в случае заболевания, максимальна и составляет 63,8%.
ПОЛ Мужской Женский ВОЗРАСТ 18-24 лет 25-34 лет 35-54 года 55 и старше МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Бедные Малообеспеченные Среднеобеспеченные Высокообеспеченные Богатые
58,8
48,1
41,6
60,1
53,9 ■ 58,2
63,8
47,8
52,4
57,7
50
Рис. 6. Отказ от обращения за медицинской помощью в случае заболевания респондентов различных социально-демографических групп, % от общего числа опрошенных в каждой группе,отмечены позиции «в большинстве случаев не обращаюсь к врачу» и «не
обращаюсь к врачу»
Среди различных территорий страны наибольшей долей тех, кто обходится без помощи медиков даже в случае заболевания, характеризуются Северо-Западный и Дальневосточный федеральные округа (58,8-60%). Напротив, реже всего пренебрегают услугами докторов во время болезни респонденты, проживающие в Южном федеральном округе (46,1%).
Между группами опрошенных, проживающих в различных типах поселений, заметной разницы по данному показателю не зафиксировано (см... рис.. .. 7).
Только 47,3% жителей страны имеют возможность пользоваться услугами нужных им специалистов в рамках общедоступного медицинского обслуживания по полисам обязательного страхования в районных (городских) поликлиниках.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА Дальневосточный Северо-Западный Сибирский Приволжский Центральный Уральский Южный ТИП ПОСЕЛЕНИЯ Москва, Санкт-Петербург областной (краевой) центр Город, но не областной центр Поселок городского типа, село
60
58,8
56,5 | 53,3 51,7
50,4
46,1
53,7
56
51
I 52,8
Рис. 7. Региональные особенности отказа населения от обращения за медицинской помощью в случае заболевания,
% от общего числа опрошенных в каждой группе, отмечены позиции «в большинстве случаев не обращаюсь к врачу» и «не обращаюсь к врачу»
Возможности и пользование услугами медицинских учреждений
Одним из факторов, обусловливающих здоровье населения, является качество медицинского обслуживания. Несмотря на заявленное неплохое общее самочувствие, значительное число пациентов, обращающихся в медицинские учреждения, как правило, нуждаются в помощи не только терапевта или врача общей практики, но и врачей узкой специализации (таких как отоларинголог, окулист, хирург, кардиолог, онколог, уролог, и т. д.). Однако только 47,3% жителей страны имеют возможность пользоваться услугами нужных им специалистов в рамках общедоступного медицинского обслуживания по полисам обязательного страхования в районных (городских) поликлиниках. В то же время доступность специального медицинского обслуживания на бесплатной основе для значительной части населения города ограничена - 28,1% заявили, что у них есть возможность пользоваться услугами
Бесплатной медициной продолжают пользоваться 71,2% опрошенных. Более трети россиян (38,7%) пользуются исключительно бесплатной медициной, а еще 32,5% пользуются ею в основном.
районных специалистов, но далеко не всех, кто им необходим, а у каждого девятого (10,9%) такой возможности нет совсем
(см... . . таблицу, . . 2).
Таблица 2
Доступность для россиян услуг врачей узкой специализации
Доступность услуг врачей-специалистов %*
Есть возможность пользоваться услугами всех необходимых специалистов 47,3
Есть возможность пользоваться услугами узких специалистов, но далеко не всех 28,1
Нет такой возможности 10,9
Затруднились ответить, пока в этом не было необходимости 13,7
*Доля указана от числа всех опрошенных респондентов.
С изменением стандартов предоставления медицинской помощи населению изменилась структура самой системы здравоохранения. Во времена Советского Союза существовали достаточно широкие гарантии бесплатного предоставления медицинской помощи. С началом реформ произошло существенное сокращение государственного финансирования здравоохранения и снижение стандартов медицинской помощи, гарантированных государством. Ответом на существующий у населения, но неудовлетворённый спрос, стало появление платной медицины, которая, ликвидировав наиболее раздражающие пациентов составляющие государственной системы здравоохранения, смогла привлечь в свои учреждения значительную долю горожан.
Наши сограждане продолжают пользоваться бесплатной медициной - ей отдают предпочтение 71,2% опрошенных, пользовавшихся в 2009 г. медицинскими услугами. Причём более трети россиян (38,7%) пользуются исключительно бесплатной медициной, а еще 32,5% пользуются ею в основном.
В то же время, по мере увеличения доли среднего класса и повышения реальных доходов населения, растёт и число сторонников платной медицины. Доля тех, кто примерно в равной степени обращается и к платной, и бесплатной медицине, уже фиксируема - 13,9%. Что же касается россиян, которые отдают предпочтение платной медицине, то их сегодня насчитывается 14,9%, причём исключительно платными услугами пользуются лишь 4,3% из них.
В целом же показатель востребованности платной медицины можно оценить сегодня на уровне 28,8% - такова суммарная доля жителей страны, которые прибегают к её помощи более или менее регулярно. Общая картина представлена в таблице .. 3.
То, какими услугами люди чаще пользуются - платными или бесплатными, во многом зависит от их принадлежности к той или иной социально-демографической группе.
№ 6, май 2013
В частности, к услугам бесплатной медицины чаще прибегают пожилые люди (81,4% против 67,1% респондентов среднего возраста и 66,5% молодёжи).
Таблица 3
Востребованность пациентами платных/ бесплатных медицинских услуг
Платность медицинских услуг %*
Пользуются только бесплатными медицинскими услугами 38,7
Пользуются в основном бесплатными медицинскими услугами , иногда - платными 32,5
Пользуются в равной мере платными и бесплатными медицинскими услугами 13,9
Пользуются в основном платными медицинскими услугами, иногда -бесплатными 10,6
Пользуются только платными медицинскими услугами 4,3
’Доля указана от числа респондентов, пользующихся медицинскими услугами.
Понятно, что пользование платными медицинскими услугами зависит от уровня жизни граждан. Проведённое исследование с очевидностью это иллюстрирует: если среди богатых и высокообеспеченных респондентов регулярно пользуются платной медициной 46,2 и 42,9% соответственно, то в группах населения со средними и низкими доходами, среди бедных она составляет примерно четверть респондентов. Доля же пользующихся преимущественно бесплатным медобслужи-ванием, напротив, максимальна в группах опрошенных с низкими доходами и бедных (71,2-78,7%) и значительно ниже среди богатых (53,8%). При этом важно видеть, что возможность пользоваться платными услугами с увеличением доходов возрастает неравномерно. Лишь переход в группы достатка даёт людям возможность более широко пользоваться услугами платной медицины (см... . . таблицу . . 4).
Таблица 4
Востребованность платных/бесплатных медицинских услуг в группах различной материальной обеспеченности,
% от численности групп различной материальной обеспеченности,пользовавшихся медицинскими услугами в 2009 г.
Платность медицинских услуг Бедные Мало- обеспеченные Средне- обеспеченные Высоко- обеспеченные Богатые
Преимущественно бесплатными 71,2 78,7 75,9 57,1 53,8
Регулярно пользуются платными (в равной мере с бесплатными или преимущественно платными) 28,8 21,3 24,1 42,9 46,2
Бесплатные медицинские услуги удовлетворяют по своему качеству только половину опрошенных (47,3%). Куда более привлекательно в этом отношении выглядит платная медицина, качеством которой довольны большинство её пользователей (70,9%).
В то же время, нельзя сказать, что если человек состоятельный, то он избегает учреждений бесплатной медицины и пользуется только платными услугами. Как показал опрос, доля состоятельных людей, пользующихся только платными медуслугами, не велика и составляет всего 7,7% в группе богатых, 6,3% - в группе высокообеспеченных, ещё 15,4% богатых и 15,0% высокообеспеченных пользуются ими в основном. При желании эти группы горожан могут позволить себе сочетание платных и бесплатных услуг - среди них доля респондентов, которые пользуются в равной степени и теми, и другими услугами, составляет 23,1 и 21,6% соответственно.
Оценка качества медицинских услуг
Важным обстоятельством, из которого складывается общая характеристика состояния системы медицинского обслуживания, является его качество. Распределение оценок респондентами качества медицинских услуг различных категорий представлено в таблице .. 5.
Таблица 5
Удовлетворенность россиян качеством предоставленных медицинских услуг, % от числа пользовавшихся данным видом медицинских услуг в 2009 г.
Удовлетворенность качеством медицинских услуг Медицинские услуги
Платные Бесплатные
Да 24,5 10,4
Скорее да 46,4 36,9
В целом да 70,9 47,3
Скорее нет 14,1 31,0
Нет 6,7 15,9
В целом нет 20,8 46,9
Трудно оценить 8,3 5,8
Доступные большинству россиян бесплатные медицинские услуги удовлетворяют по своему качеству только половину обратившихся за медицинской помощью в бюджетные учреждения здравоохранения, а точнее - 47,3%. Тех, кто этими услугами не доволен, примерно столько же (46,9%).
Куда более привлекательно в этом отношении выглядит платная медицина, качеством которой довольны большинство её пользователей (70,9%). Нельзя не отметить долю тех, кто, получив услуги платной медицины, ими не доволен - 20,8%. Однако это недовольство, судя по данным исследования, носит во многом наведённый социальный характер - его выражают те, кому она обходится слишком дорого, а именно - её поль-
№ 6, май 2013
зователи из группы «бедных». Среди них доля недовольных качеством платных медицинских услуг доходит до 39,4%, тогда как среди «богатых» она составляет только 6,3%.
Так или иначе, но, несмотря на далеко не полный охват населением всех возможностей платной медицины, можно предположить, что с ростом уровня жизни россияне будут использовать их более широко. И главная предпосылка для этого - то, что у платной медицины сложилась заметно более позитивная «репутация», нежели у бесплатной.
Оценка качества платной и бесплатной медицины «расшифровывается» оценками их конкретных составляющих, в том числе квалификацией специалистов, техническим оснащением учреждений, оперативностью оказания услуг, отношением к пациентам со стороны медперсонала, отсутствием либо наличием поборов со стороны врачей и младшего медицинского персонала.
Рассмотрим оценки качества и доступности медицинской помощи на примере демографической ситуации - обеспечения качественной медпомощи для женщин во время беременности и родов.
В ходе исследования была проведена оценка качества услуг, оказываемых женскими консультациями, родильными домами и родильными отделениями городских/муниципальных больниц по унифицированному набору показателей, позволяющих сравнивать работу учреждений.
Женские консультации
Среди опрошенных оказалось 19,7% тех, кто в течение последнего года лично или члены их семей пользовались услугами женской консультации.
Понятно, что в основном пользователи услуг женских консультаций - женщины (31,3% гендерной группы). Однако 5,8% респондентов-мужчин также можно рассматривать в качестве косвенных пользователей услуг этих учреждений, поскольку в их семьях были те, кто непосредственно туда обращались (например, жёны). Наиболее высоки значения пользования услугами женских консультаций среди старшей молодёжи и людей среднего возраста (22,1-25,4% в средневозрастной группе и в группе 24-29-летних при 13,4% среди 55-летних и старше). Чем выше уровень образования респон-денток, тем чаще женщины следят за своим здоровьем и посещают женские консультации - доля пользователей их услуг растёт с 14,6% в группе с образованием ниже среднего до 23,6% среди пациенток с высоким образовательным статусом.
Как видно из полученных данных, практически все основные параметры работы женских консультаций пациентами оцениваются в целом положительно - средние баллы
№ 6, май 2013
оценок превышают срединное значение в 3 балла (средние баллы рассчитаны исходя из 5-балльной шкалы, где оценка «1» - «совершенно не удовлетворён», а «5» - «вполне удовлетворён»). Однако, несмотря на значительные усилия, предпринятые федеральной властью по улучшению деятельности учреждений родовспоможения, это оценки скорее «троечника», чем «хорошиста», а тем более «отличника». Необходимый минимум - достижение в ближайшие годы 4-4,5 балльных оценок по большинству позиций, прежде всего в оценке качества работы медперсонала.
Пока лучше всего дело обстоит с содержанием помещения консультаций - жилищно-коммунальным обслуживанием, поддержанием чистоты, качеством ремонта (3,8-3,9 из 5 возможных баллов соответственно). Умеренно позитивно оценивается работа врачей, их квалификация и отношение к пациентам (3,7 и 3,6 балла). В эти же границы (3,5-3,6 баллов) укладывается и средняя оценка бытовой стороны вопроса -условий, в которых происходит ожидание приёма (наличие стульев, скамеек, туалетов на этаже и т. д.). С учётом того, что для женщин, особенно беременных, условия ожидания являются весьма важным показателем отношения к работе консультаций, баллы, которые получила эта позиция, нельзя считать достойной оценкой. Столь же слабо, несмотря на реализуемые программы господдержки демографического направления в рамках программы «Здоровье», выглядит оценка обеспеченности консультаций необходимым оборудованием (3,5 балла).
В то же время следует выделить несколько моментов в работе женских консультаций, оценки которых выглядят почти неблагополучно. Так, критически приближены к троечному уровню оценки порядка записи посетителей на приём к врачу и собственно его организация (3,2 и 3,1 балла). Это означает, что доля позитивных оценок данных позиций едва превышает долю негативных.
Резюмируя своё отношение к качеству работы женской консультации в целом, опрошенные чаще высказывались о нём умеренно позитивно, среднее значение оценок составило
3,6 балла (см. .. рис.. .. 8).
Региональные различия в оценке работы женских консультаций ощутимы (см. таблицу ...6). Выше среднего по стране в целом работу этих учреждений оценили жители СевероЗападного, Приволжского и Южного ФО (3,9; 3,6 и 3,6 баллов соответственно). Самые низкие баллы - в Дальневосточном ФО (3,2 балла, т. е. совсем небольшое преодоление водораздела позитивных и негативных оценок).
№ 6, май 2013
3,0
Качество работы женской Поддержание чистоты в помещениях Жилищно-коммунальное Квалификация врачей Отношение врачей к пациентам Состояние помещения, качество... Условия ожидания - наличие. Обеспеченность учреждения. Порядок записи на прием к Организация приема
3.6 3,9 3,8
3.7
3.6
3.6
3.5
3.5
3,2
3,1
Рис. 8. Качество работы женских консультаций, средний балл от 1 до 5 (где 1 - минимальный балл, 5 - максимальный балл), от числа опрошенных, обращавшихся в женские консультации в 2009 г.
Таблица 6
Региональные особенности оценки качества работы женских консультаций, средний балл от 1 до 5 (где 1 — минимальный балл, 5 — максимальный балл), от числа опрошенных в каждом федеральном округе, обращавшихся в женские консультации в 2009 г.
Федеральные округа
Параметры оценки Северо-Западный Центральный й и к с сж И о в и р П й ы к * 2 Уральский Сибирский Дальневосточный
Качество работы женской консультации в целом 3,9 3,5 3,6 3,6 3,4 3,5 3,2
Квалификация врачей 4,1 3,5 3,9 3,8 3,5 3,6 3,5
Отношение врачей к пациентам 4,2 3,5 3,8 3,6 3,3 3,4 3,3
Порядок записи на прием к врачу/вызовом скорой помощи 3,5 3,2 3,6 3,2 3,0 3,2 2,2
Организация приема 3,4 3,1 3,5 2,8 2,9 3,0 2,6
№ 6, май 2013
Продолжение таблицы 6
Федеральные округа
Параметры оценки Северо-Западный Центральный й и к о * и о в и р П й ы к * 2 Уральский Сибирский Дальневосточный
Условия ожидания - наличие стульев, скамеек, туалетов на этаже и т. д. 4,0 3,5 3,6 3,3 3,5 3,6 3,1
Обеспеченность учреждения необходимым оборудованием, аппаратурой для проведения диагностики, процедур 4,0 3,6 3,7 3,4 3,2 3,4 3,3
Поддержание чистоты в помещениях 4,6 3,9 3,9 3,6 3,5 4,0 3,7
Состояние помещения, качество ремонта помещения 4,1 3,6 3,7 3,3 3,4 3,6 3,2
Жилищно-коммунальное обслуживание учреждения 4,2 3,8 3,9 3,4 4,0 3,7 3,6
Родильные дома
Что касается родильных домов и родильных отделений городских и муниципальных больниц, то их услугами за последний год пользовались 7,3% респондентов или членов их семей. Средняя оценка качества работы родильных домов и отделений составила 3,4 балла. Самая высокая оценка была дана (как и в случае с женскими консультациями) условиям ожидания пациентами приёма - 4,3 балла и работе санитарок по поддержанию чистоты в помещениях - 3,8 балла. Также к числу относительно сильных сторон в работе родильных домов и отделений россиянами отнесены квалификация врачей, условия пребывания пациентов и жилищно-коммунальное обслуживание роддомов (по 3,5 балла). Чуть ниже других характеристик работы родильных домов и отделений, хотя также с перевесом положительных отзывов, оценивается их обеспеченность необходимым оборудованием и аппаратурой (3,4 балла). Две оценки по 3,2 балла вызывают безусловную тревогу - это отношение врачей к пациентам и организация направления на приём в роддом (см. рис. 9).
|| Региональные отличия, характеризующие ответы
пациентов данных учреждении, почти повторяют расклад ответов по оценке качества работы женских консультаций (см. таблицу .7). Лидеры по всем позициям те же - СевероЗападный, Приволжский и Южный ФО. Самые низкие оценки работы роддомов имеют Уральский и Дальневосточный федеральные округа, причём в УрФО общая оценка оказалась негативной.
№ 6, май 2013
3,0
Качество работы женской консультации в целом
Поддержание чистоты в помещениях
Жилищно-коммунальное обслуживание учреждения
Квалификация врачей
Отношение врачей к пациентам
Состояние помещения, качество ремонта помещения Условия ожидания - наличие стульев, скамеек, туалетов на этаже и т.д. Обеспеченность учреждения необходимым оборудованием,.
Порядок записи на прием к врачу/вызовом скорой помощи
Организация приема
3.6 3,9 3,8
3.7
3.6
3.6
3.5
3.5 3,2
Рис. 9. Качество работы родильных домов, родильных отделений больниц, средний балл от 1 до 5 (где 1 - минимальный балл,
5 - максимальный балл), от числа опрошенных, обращавшихся в родильные дома, родильные отделения больниц в 2009 г.
Таблица 7
Качество работы родильных домов, родильных отделений больниц, средний балл от 1 до 5 (где 1 — минимальный балл,
5 — максимальный балл), от числа опрошенных в каждом федеральном округе, обращавшихся в родильные дома, родильные отделения больниц 2009 г.
Федеральные округа
Параметры оценки Северо-Западный Центральный Прив олжский Южный Уральский Сибирский Дальневосточный
Качество работы родильного дома, родильного отделения больницы в целом 3,6 3,2 3,6 3,8 2,3 3,4 3,3
Квалификация врачей 4,0 3,3 3,8 4,3 3,3 3,3 3,7
Отношение врачей к пациентам 3,4 3,3 3,5 3,7 2,7 2,7 3,3
Порядок записи на приём/госпитализацию 3,4 3,6 3,2 3,2 3,7 2,9 3,7
Организация направления на приём в роддом 3,2 3,5 3,3 3,0 2,3 3,0 3,3
Условия ожидания - наличие стульев, скамеек, туалетов на этаже и т. д. 3,8 3,7 3,0 3,2 3,7 6,9 3,3
№ 6, май 2013
Продолжение таблицы 7
Федеральные округа
Параметры оценки Северо-Западный Центральный й и к о * и о в и р П й ы к * 2 Уральский Сибирский Дальневосточный
Обеспеченность учреждения необходимым оборудованием, аппаратурой для проведения диагностики, процедур 4,2 3,4 3,5 3,8 1,7 3,4 3,3
Поддержание чистоты в помещениях 4,4 3,8 3,6 4,3 2,7 3,6 3,7
Состояние помещения, качество ремонта помещения 4,2 3,6 3,4 3,7 3,3 3,4 2,7
Жилищно-коммунальное обслуживание учреждения 3,8 3,7 3,2 4,0 4,0 3,4 2,7
В современном мире здоровье человека становится одним из значимых факторов, обеспечивающих в условиях жёсткого рынка конкурентоспособность человека, его физическое и профессиональное долголетие, способность зарабатывать средства для собственного существования и жизни семьи,
и, наконец, «отложенную» старость и продолжительность здоровой жизни. Поэтому признание здоровья населения не личным делом каждого, а стратегическим потенциалом и фактором национальной безопасности страны, повышение своевременности, доступности и качества медицинской помощи, развитие в целом сферы здравоохранения становится первоочередной государственной задачей и задачей всего общества.
Библиографический список
1. Решетников А. В. 2003. Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике // Социологические исследования. № 1.
2. Решетников А. В. 2010. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохранения. № 12.
3. Воронин Ю. А., Доронин Б. М., Лавров Н. Г., Марасулов А. Ф., Шанин И. А. 2008. О методологических основах реформирования и оценки эффективности системы здравоохранения // Здравоохранение РФ. № 6.
4. Закирова С. А. 2010. Маркетинг в здравоохранении // Здравоохранение РФ. № 4.
5. Малышев М. Л., Варламова С. Н. 2009. Социальное самочувствие россиян накануне финансово-экономического кризиса // Учёные записки РГСУ. № 1.
№ 6, май 2013
6. Малышев М. Л., Варламова С. Н. 2009. Здоровье россиян: проблемы и перспективы // Учёные записки РГСУ. № 3.
7. Варламова С. Н., Седова Н. Н. 2009. Латентная нетрудоспособность - характер, факторы, масштабы // Социологические исследования. № 5.