Научная статья на тему 'Особенности функционирования объектов инфраструктуры крупных российских городов (по результатам исследования в г. Стерлитамак)'

Особенности функционирования объектов инфраструктуры крупных российских городов (по результатам исследования в г. Стерлитамак) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
508
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / THE INFRASTRUCTURE / SOCIAL INFRASTRUCTURE / ROADS / THE CONSUMER MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фролова Елена Викторовна

Развитие инфраструктуры современных муниципальных образований является одной из актуальных проблем современного российского государства. В статье анализируются результаты исследований, описывающих особенности функционирования инфраструктуры крупных городов России. Плохое состояние городских дорог, низкое качество медицинских услуг, неэффективное функционирование культурно-досугового комплекса эти проблемы сегодня остро стоят перед населением больших городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Functioning of the Infrastructure in the Russian Big Cities (Study in Sterlitamak)

The development of the infrastructure in modern municipal entities is one of the most pressing problems of the Russian state. This article focuses on the analysis of the results of researches, which describe the characteristics of the infrastructure in big cities of Russia. The poor condition of urban roads, poor quality of health services, inefficient functioning of the culture and leisure complex these problems are very important today for the population of big cities.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования объектов инфраструктуры крупных российских городов (по результатам исследования в г. Стерлитамак)»

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРУПНЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ (по результатам исследования в г. Стерлитамак)

Е.В. Фролова

Кафедра государственного, муниципального управления

и социальной инженерии Российский государственный социальный университет ул. Лосиноостровская, 40, Москва, Россия, 107150

Развитие инфраструктуры современных муниципальных образований является одной из актуальных проблем современного российского государства. В статье анализируются результаты исследований, описывающих особенности функционирования инфраструктуры крупных городов России. Плохое состояние городских дорог, низкое качество медицинских услуг, неэффективное функционирование культурно-досугового комплекса — эти проблемы сегодня остро стоят перед населением больших городов.

Ключевые слова: инфраструктура, социальная инфраструктура, дорожное хозяйство, потребительский рынок.

Инфраструктура является важнейшим фактором развития экономики, от количества и качества инфраструктурных объектов в регионе зависит инвестиционная привлекательность территории, ее демографические показатели, уровень и качество жизни населения. Развитие социальной инфраструктуры определяет комфортность проживания населения, возможность удовлетворения основных потребностей, доступ каждого человека к услугам, которые напрямую влияют на состояние здоровья, уровень образования и культуры, способствуют развитию полноценной личности.

Сегодня результатом политики муниципальных образований по оптимизации расходов местных бюджетов стало общее снижение социальных гарантий на муниципальном уровне, деградация институтов, составляющих инфраструктуру социального развития на местах [5. С. 8].

Данная ситуация делает необходимым и актуальным исследование особенностей функционирования социальной инфраструктуры города для выявления удовлетворенности населения условиями жизнедеятельности. По нашему мнению, это особенно важно для крупных городов, которые в первую очередь являются столицами субъектов Российской Федерации или ключевыми экономическими объектами крупных территорий. Такую роль играет г. Стерлитамак, хотя он и не является столицей Республики Башкортостан, это второй после столицы — г. Уфы — по численности населения, промышленному и культурному потенциалу город республики. Стерлитамак с численностью жителей около 280 тыс. человек является многофункциональным экономическим, транспортным, индустриальным и культурным центром республики. В промышленности трудится почти половина всех занятых в экономике города. Площадь его территории составляет 259 км .

Несмотря на звание «город большой химии», г. Стерлитамаку неоднократно удавалось занимать призовые места во всероссийских конкурсах городов по благоустройству. В 1999 и 2000 гг. он занял первое место по чистоте среди городов Республики Башкортостан, в 2006 г. — первое место во Всероссийском конкурсе на самый благоустроенный город России в номинации городов с населением более 100 тыс. человек [8]. Это делает особенно интересным анализ уровня развития инфраструктуры города, которая во многом определяет характеристики его благоустройства.

Сложный, комплексный характер инфраструктуры диктует необходимость междисциплинарных исследований данной сферы. При этом, по мнению Ж.Т. То-щенко, свой вклад должна внести прежде всего социология, которая призвана осуществить всестороннее исследование инфраструктуры, выявить важнейшие тенденции и пути ее формирования и функционирования. «Поскольку социальная инфраструктура нацелена на удовлетворение определенных потребностей людей, ее развитие нельзя рассматривать в отрыве от уровня их культуры, ценностных ориентации и т.п., представляющих собой важный регулирующий механизм ее совершенствования» [3. С. 6, 28].

В марте 2011 г. в городе был проведен опрос населения с целью анализа уровня удовлетворенности качеством функционирования объектов инфраструктуры. Исследование относится к типу разведывательных (было опрошено 132 человека по выборке с квотами по полу и возрасту). Полученные результаты позволили определить основные проблемы инфраструктурного комплекса в городе и описать функционирование отдельных отраслей инфраструктуры в качественных и количественных показателях.

Анкета содержала в себе вопросы, которые были условно разбиты на две группы: городское хозяйство и социальная инфраструктура. Качество функционирования объектов городского хозяйства было оценено с помощью таких показателей, как удовлетворенность населения услугами жилищно-коммунального хозяйства, транспортного комплекса, характеристики дорожного хозяйства, комплекса потребительского рынка. Оценка функционирования объектов социальной инфраструктуры была осуществлена по следующим сферам: здравоохранение, образование, физическая культура и спорт, культура, сфера досуга.

Рассмотрим оценки населения в одной из самых проблемных сфер инфраструктуры — жилищно-коммунальном хозяйстве. Услугами ЖКХ полностью не удовлетворена почти половина респондентов. Только каждый десятый респондент считает, что полностью удовлетворен качеством оказания жилищно-коммунальных услуг. Более половины респондентов сообщили, что их не устраивают завышенные тарифы на оказываемые услуги. Полученные результаты подтверждаются данными фонда «Общественное мнение». 55% респондентов (опрос проведен в ноябре 2010 г. в 100 населенных пунктах, опрошены 1500 человек) оценивают качество жилищно-коммунальных услуг как плохое. При этом 65% респондентов считают, что сумма, которую они выплачивают за жилищно-коммунальные услуги, является слишком большой [7].

Транспортный комплекс и дорожное хозяйство. Общественный транспорт города представлен троллейбусами, автобусами и маршрутными такси. Трол-

лейбусы перевозят 300 тыс. пассажиров ежедневно (около 80% всех перевозок), и данный вид транспорта является в этом индустриальном центре приоритетным. В городе действуют маршрутные такси, как и в большинстве крупных городов России, которые превосходят автобус и троллейбус по скорости и маневренности (что является существенным при выборе транспортного средства пассажирами в связи с участившимися пробками в городе). С 25 июля 2008 г. в городе было запрещено осуществлять пассажирские перевозки на микроавтобусах марки «Газель». Такой шаг вызван тем, что двигатели отечественной «Газели» не оснащены экологическим стандартом Евро-3, поэтому теперь перевозку пассажиров осуществляют микроавтобусы Mercedes Sprinter, Fiat Ducato, Ford Transit и Peugeot Boxer. Все эти бренды оснащены двигателями стандарта Евро-3 и Евро-4, а также обладают высоким уровнем безопасности. Однако с весны 2009 г. администрация города дала разрешение на пассажирские перевозки на «Газелях», при условии, что их количество не превысит 40 единиц.

На вопрос о том, удовлетворены ли жители города работой общественного транспорта, положительно ответили почти половина опрошенных, единицы дали негативную оценку, остальные хотели бы внести коррективы в некоторые маршруты общественного транспорта. Респондентам было предложено оценить по 5-балльной шкале качество работы общественного транспорта в городе по различным параметрам (5 баллов — очень хорошо, 1 балл — очень плохо). Данная шкала применялась и при оценке критериев по другим показателям. При анализе удовлетворенности населения транспортным обслуживанием такой критерий, как возможность попасть во все точки города при помощи общественного транспорта, получил более высокую оценку (3,6 балла), комфортабельность оценена в 3,4 балла, уровень цен на проезд — в 3,3 балла. Интересно, что респонденты в возрасте старше 45 лет дали более высокую оценку по последнему критерию — 3,8 балла. Это связано с тем, что при фактической себестоимости одной пассажирской поездки в 15 руб. население перевозят по билетам, цена которых в среднем (с учетом всех льготников) составляет всего 6,5 руб. (9 руб. — стоимость без льгот). Разницу дотирует город. Самые низкие оценки жители поставили по таким критериям, как качество дорожного покрытия и условия для проезда лиц с ограниченными возможностями — 2,6 балла по каждому показателю. Действительно, плохое качество дорог — это общероссийская проблема. По результатам опроса фонда «Общественное мнение», 71% респондентов из проблем благоустройства города на первое место ставят плохое состояние дорог [7].

Потребительский рынок. Уровень цен на товары и услуги — одна из основных проблем, которая волнует сегодня многих россиян. Жители Стерлитамака не стали исключением. Анализ ответов респондентов на вопрос «Выделите проблемы потребительского рынка города» представлен ниже.

Некачественные, просроченные продукты питания 27,7%

Не соответствие цены качеству товаров 59,7% Отсутствие выбора товаров 12,6% Не ответили на вопрос —

Всего 100%

Респондентам было предложено оценить уровень цен, качество и ассортимент товаров и услуг в системе потребительского рынка. Самые низкие баллы жители поставили, оценивая уровень цен на продукты питания и промышленные товары — 2,2 балла, качество товаров оценено в 2,8 балла, ассортимент — в 3,5 балла. Аналогичные оценки жители дали системе общественного питания. Респонденты считают, что цены в городских кафе очень сильно завышены, при этом качество оставляет желать лучшего.

Анализ уровня удовлетворенности уровнем цен, качеством и ассортиментом в системе общественного питания города представлен на рис. 1.

уровеныден качество ассортимент

Рис. 1. Оценка качества работы городских учреждений общественного питания (рестораны, кафе) по 5-балльной шкале

Рассмотрим показатели развития социальной инфраструктуры. Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находятся в муниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содействовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей [1. С. 169—170].

Наиболее позитивные оценки получила система образования. Более половины опрошенных отметили, что функционирование системы среднего образования их удовлетворяет. Среди негативных оценок были высказаны следующие: каждый десятый опрошенный высказал сомнения в уровне компетентности педагогического корпуса, высказывались мнения и о завышенных требованиях к ученикам. Респондентам также было предложено оценить по 5-балльной шкале условия обучения в школах города. Самые низкие баллы были получены за условия в столовой и качество еды — 3,1 балла. Также у участников опроса вызывает тревогу система охраны и безопасности в школе (3,6 балла) и уровень технической оснащенности кабинетов, спортзалов, музыкальных и художественных классов школы (3,6 балла). Уровень компетентности учителей школ в среднем оценен в 3,7 балла. Интересно, что наиболее высокие оценки качеству образования в школах давали респонденты в возрасте от 25 до 45 лет.

Субъективные показатели развития системы образования в городе подтверждаются объективными данными. На решение вопросов образования в городе направляется более половины бюджета — 52%, а это более 1 млрд руб. В учрежде-

ниях общего среднего образования обучается более 27,5 тыс. учащихся. В городе действует 6 гимназий, 38 средних (1—3 ступень) школ, в том числе 2 коррекцион-ные, 4 школы-интерната. Для учащихся 9—11 классов введены предпрофильная подготовка и профильное обучение (в 88% школ). Были открыты милицейский профильный класс, центр дистанционного обучения для детей-инвалидов. Однако 21% учеников продолжают обучаться во вторую смену, а в целом по республике этот показатель составляет 14%. Требуют ремонта и реконструкции 24 здания, системы отопления и водоснабжения — 60 учреждений, замены электропроводки — 30. Следует отметить, что реконструкция школьных пищеблоков в соответствие с нормами СанПиНа пройдет в рамках городской программы «Совершенствование организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений городского округа город Стерлитамак на период 2010—2014 гг.».

Функционирование городской системы образования обеспечивают 4446 педагогов. На протяжении двух лет победителями республиканского конкурса «Учитель года» становятся педагоги г. Стерлитамак. Город принимает участие в реализации приоритетного национального проекта «Образование», в рамках реализации которого 16 школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, получили гранты размером 1 млн руб., 55 учителей признаны лучшими учителями России. Уровень подготовки в школах города высок. Об этом говорит тот факт, что в 2010 г. 99% выпускников сдали Единый государственный экзамен, 79% выпускников стали студентами вузов.

Подготовка рабочих кадров осуществляется по 59 специальностям в 8 учреждениях, из них 5 профессиональных лицеев и 3 профессиональных училища. В системе среднего профессионального образования города работают 5 техникумов 5 колледжей, где обучаются 7612 студентов. Ежегодно на рынок труда выпускаются около 4 тыс. рабочих и специалистов. Из них трудоустраиваются в первый год после окончания 65,5% выпускников.

Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 9 вузов, подавляющее большинство из которых являются филиалами. Свое общежитие для иногородних студентов имеют только 4 вуза. Всего в системе высшего образования города обучается 16 253 студента, из них на дневном отделении — 8239 студентов. Платно обучается — 10 613 студентов (65,2% от общего количества).

Что касается субъективных показателей оценки системы высшего образования в городе, то здесь были получены следующие результаты. Возможность получения образования студентами из других городов оценена в 4 балла. Это положительно сказывается на престиже учебного заведения, так как наличие общежитий является в некоторых случаях решающим фактором при поступлении. Критерий «расположение учебных корпусов и отдаленность их от общежитий» был оценен в среднем в 3,8 балла. Такие же оценки были даны уровню оснащенности лабораторий, компьютерных аудиторий, спортивных залов. Среди негативных оценок высказывались следующие: недостаточно высокий уровень организации практики студентов, малое количество баз практик, отсутствие возможности направления

студентов на работу после окончания вуза, высокая стоимость обучения на договорной основе, недостаточное количество мест в общежитиях. Интересно, что при этом молодежь достаточно оптимистично оценивает свои перспективы на рынке труда. Так, респонденты до 25 лет оценили возможности трудоустройства в городе в 4,6 балла, старшее поколение оценивает ситуацию на рынке труда значительно ниже (3 балла)

Здравоохранение. Медицинская помощь жителям Стерлитамака оказывается более чем в 33 лечебных учреждениях. Это 7 взрослых и 5 детских поликлиник, стационары, 2 стоматологические поликлиники (государственные), 7 санаториев и профилакториев (3 для взрослых, 4 для детей), 3 женские консультации, 2 родильных дома, Республиканская наркологическая больница, психиатрическая больница, туберкулезный диспансер, инфекционная больница. В городе дополнительно оказывают медицинские услуги 3 частных лабораторно-диагностических центра, частные стоматологические клиники, Центр лазерной коррекции зрения Optimed. Один из лучших центров лазерной коррекции зрения России, находящийся в Республике Башкортостан, имеет филиал в Стерлитамаке. Многие жители республики едут за помощью не в г. Уфу, а в Стерлитамак, где значительно обновлена материально-техническая база медицинских учреждений. В поликлиниках и стационарах муниципальных учреждений здравоохранения работают 813 врачей, 2595 медицинских сестер, всего в системе муниципального здравоохранения трудится 5710 человек. Отметим, что за последнее время укомплектованность учреждений здравоохранения участковыми терапевтами выросла с 62% до 84%, участковыми педиатрами с 64% до 84%.

Как показало исследование, подавляющее большинство опрошенных пользуются услугами государственных медицинских учреждений. Ниже представлены ответы на вопрос «Услугами, какого медицинского учреждения Вы пользуетесь?».

Государственного 79,8%

Частного 10,5% Лечусь самостоятельно 9,7% Не ответили на вопрос —

Всего 100%

При этом примерно четверть опрошенных затруднилась дать оценку качеству медицинских услуг, почти половина опрошенных не удовлетворены медицинским обслуживанием в городе. Ниже представлены ответы на вопрос: «Удовлетворены ли Вы услугами медицинских учреждений?».

Да 20,7%

Нет 48,3%

Затрудняюсь ответить 31,0%

Не ответили на вопрос —

Всего 100%

Полученные данные коррелируют с результатами, полученными в ходе исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» в августе 2010 г. (опрошено 2000 респондентов в 44 субъектах РФ). Так, население в большинстве

своем оценило качество медицинского обслуживания как «плохое» — 39%, только 14% респондентов дают оценку — «хорошее» [7].

Среди негативных оценок жителями г. Стерлитамак можно отметить следующее. Большинство респондентов жалуются на неудобную систему приема больных врачом, наличие постоянных очередей. Это вызывает тревогу, особенно если учесть что в городе действует система электронных очередей, при помощи которой любой житель города может записаться через телефон или Интернет к любому специалисту, в удобное для него время. Также негативные мнения высказывались при оценке профессионализма работников медицинского учреждения. Наибольшую тревогу в этом вопросе высказывали респонденты в возрасте старше 45 лет. При этом работой медицинской скорой помощи удовлетворены в основном большинство респондентов.

Таким образом, на сегодняшний день перед городским здравоохранением стоит ряд проблем: это и нехватка врачебных кадров, и недостаточная оснащенность лечебно-профилактических учреждений (в 2010 г. показатель оснащенности составил 72%), и необходимость ремонта зданий (41,7% требуют капитального ремонта).

Даже при положительной динамике роста рождаемости смертность остается на достаточно высоком уровне в Стерлитамаке. Самая распространенная причина смерти — болезни сердечно-сосудистой системы. Большую надежду на снижение влияния данного фактора городская администрация возлагает на региональный нейрососудистый центр, который в ближайшее время будет создан в Стерлитамаке по программе модернизации здравоохранения на 2011—2012 гг. Специалисты Министерства здравоохранения Республики Башкортостан обещают, что по программе модернизации здравоохранения республика будет разделена на 9 медицинских округов, за каждым будет закреплено население нескольких районов. Стерли-тамак является одним из центральных медицинских округов. На территории Башкортостана в ближайшее время откроют 3 региональных сосудистых центра, 12 первичных сосудистых отделений, травматологический центр (в каждом медицинском округе), онкологический центр (в каждом медицинском округе), перинатальный центр (в каждом медицинском округе). Большая часть средств, выделенных на программу модернизации здравоохранения, будет направлена на внедрение новых стандартов медицинской помощи: на приобретение медицинского оборудования потребуется 8,4 млрд руб., на зарплату медицинским сотрудникам потратят 2,4 млрд руб., а на покупку дорогостоящих расходных материалов и лекарств — 1,2 млрд руб. [2. С. 9].

Помимо государственных учреждений медицинскую помощь оказывают врачи из частных клиник (оказание стоматологической помощи, проведение глазных операций, лабораторные услуги, диагностические услуги (УЗИ, осмотр специалистами)). Услугами частной медицины пользуется только каждый десятый житель города (см. выше).

Рассмотрим оценки населением спортивной, культурно-досуговой инфраструктуры города. Так, физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) часто

посещают лишь единицы, более четверти опрошенных никогда их не посещают, остальные ответившие на данный вопрос распределились равномерно между такими вариантами ответа, как «иногда» и «редко». Оснащенность инвентарем физкультурно-оздоровительных комплексов оценивается в среднем на 3,4 балла.

Также респондентам было предложено дать оценку условий для занятий водным, лыжным спортом в городе, оценить качество футбольных полей, баскетбольных, хоккейных площадок. Достаточно высоко была оценена инфраструктура водного и лыжного спорта — 4 балла, качество хоккейных площадок получило аналогичную оценку. Несколько ниже горожане оценили качество футбольных полей, баскетбольных площадок — по 3,4 и 3 балла соответственно. Наиболее критичной при оценке оказалась молодежь, респонденты в возрасте 18—25 лет ставили наименьшие баллы по сравнению с остальными группами.

Еще один вопрос касался возможности групповых занятий. Результаты были не очень высокими, в среднем такая возможность оценена на 3 балла. Наивысшую оценку дали респонденты старше 45 — 3,4 балла, наименьшую — снова молодежь, респонденты в возрасте 18—25 лет (2,5 балла).

Помимо спортивно-оздоровительных комплексов в городе Стерлитамак представлено достаточное количество объектов культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома культуры. На вопрос «Посещаете ли Вы, Ваши дети объекты культуры Вашего города (музыкальные школы, художественные школы, дома культуры, библиотеки и т.д.)?» положительно ответили более половины респондентов. Четверть опрошенных ответили отрицательно, в качестве причин назвав нехватку времени и средств. Остальные воздержались от ответа. Наиболее высокую оценку деятельности получили театры, а также музыкальные и художественные школы — 4 и 3,9 баллов соответственно. Отмечалось, что театры и дома культуры ведут активную деятельность. Так, в домах культуры достаточно часто проводятся различные культурные мероприятия, привлекающие жителей, работают кружки. Наиболее низкую оценку удовлетворенности работой получили библиотеки и музеи — 3,2 и 3,1 балла соответственно. Среди негативных оценок было отмечено низкое количество и качество книжного фонда в библиотеках.

Также жителям города Стерлитамак был задан вопрос о том, что, по их мнению, сможет улучшить инфраструктуру города. Среди вариантов ответов чаще всего высказывались предложения либо об открытии детских садов, либо об увеличении мест в них. Всего в городе 58 детских садов. На 1000 детей в возрасте от 1 года до 6 лет приходится 533 места в дошкольных детских учреждениях (по данным на 1 января 2009 г.). Таким образом, в городе почти каждый второй ребенок не имеет возможности посещать дошкольные детские учреждения и ситуация с каждым годом только ухудшается.

Большое количество предложений можно отнести к необходимости развития культурной, спортивной инфраструктуры города, например: открытие и развитие культурно-досуговых центров, открытие бесплатных художественных школ, спортивных секций, музыкальных школ, доведение информации о проводимых меро-

приятиях на более высоком уровне, увеличение числа досуговых учреждений для людей после 45 лет, организация спортивных кружков для среднего и пожилого возраста. Ряд предложений касался необходимости повышения качества медицинских услуг, что является достаточно закономерным, если учитывать низкие оценки населением данной сферы. Например, высказывались следующие предложения: отменить платные услуги в государственных медицинских учреждениях, улучшить качество медицинских услуг в детском стационаре, улучшить санитарно-гигиеническое состояние больниц, довести до нормального уровня обеспеченность лекарственными препаратами.

Большая часть предложений касалась вопросов управления инфраструктурным комплексом в целом. Высказанные предложения позволяют сделать вывод о том, что население связывает качество инфраструктурных услуг с эффективностью управления городским хозяйством. Так, было высказано много мнений о необходимости искоренения коррупции в системе управления, ужесточения системы контроля, более эффективной работе с обращениями граждан. Достаточно интересным является анализ степени активности самих горожан, их участия в системе общественного контроля. Ответы респондентов наглядно свидетельствуют о пассивности самих граждан в отстаивании своих прав на предоставление услуг, на участие в политической жизни города и т.д. Так, только единицы обращались с жалобами в связи с предоставлением некачественных услуг и по другим вопросам, подавляющее большинство респондентов либо затруднились ответить, либо не участвуют вовсе (83,7%). Примерно каждый четвертый опрошенный является активным участником проводимых субботников, каждый десятый посещает праздничные и спортивные мероприятия города, концерты.

Данные опроса говорят о нежелании граждан знать, чем занимается администрация города, что планируется и как расходуются денежные средства. На вопрос «Обращались ли Вы к интернет-сайту администрации города, чтобы изучить ситуацию в городе (отчеты, планы, мероприятия и т.д.)?» более половины респондентов ответили, что не интересовались данным вопросом. Каждому десятому опрошенному случалось посещать сайт города, и только 12% периодически узнают информацию о планах администрации города, мероприятиях, проводимых в городе, просматривают отчеты.

Как показало исследование, проведенное ВЦИОМ в январе 2009, оценки удовлетворенности функционированием объектов социальной инфраструктуры населения Приволжского федерального округа (в котором расположен г. Стерли-тамак) наиболее приближены к среднероссийским показателям: 63% полностью или почти удовлетворенных среди населения г. Стерлитамак и 62% среди россиян в целом [6]. Это позволяет сделать вывод о том, что поднятые в исследовании проблемы являются характерными для многих городов России. Низкое качество жилищно-коммунальных услуг, плохое состояние дорог, высокий уровень цен в системе потребительского рынка — одни из самых острых проблем инфраструктурного комплекса. В сфере социальной инфраструктуры население наиболее негативно оценивает систему здравоохранения (низкий уровень техниче-

ской оснащенности и недостаточно высокий уровень профессионализма медицинских работников), а также культурную сферу, систему организации досуга. Услуги таких объектов культуры, как музеи и библиотеки, сегодня оказались слабо востребованными среди населения. В ходе опроса респонденты достаточно часто высказывались о необходимости расширения спектра услуг в досуговой сфере, в частности, настойчиво звучали мнения об открытии и развитии культурно-досу-говых центров, открытии художественных школ, увеличении числа досуговых учреждений для людей после 45 лет и т.д. Молодежь сегодня достаточно низко оценивает объекты спортивной инфраструктуры, лишь единицы регулярно посещают физкультурно-оздоровительные комплексы. Это очень тревожная тенденция, пропаганда здорового образа жизни может стать абстрактным призывом, поскольку она не подкреплена объективными условиями.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости преодоления имеющихся диспропорций в обеспеченности муниципальных образований объектами инфраструктуры. Так, требуют своего решения проблемы дорожного хозяйства, образования, особенно дошкольного, качества медицинских услуг, необходимо увеличить число объектов досугово-культурной сферы, повысить доступность и привлекательность их услуг для населения в целом и молодежи в частности.

Управление процессами развития инфраструктуры должно быть ориентировано на обеспечение качества предоставляемых услуг. Это представляется возможным только при наличии полной, достоверной информации о характере и специфике развития исследуемых процессов. Своевременная, качественная информация, основанная на статистических наблюдениях и результатах исследования, — необходимый фактор эффективного управления. Одним из механизмов информационного обеспечения является организация мониторинга процессов развития городской инфраструктуры. Его проведение вызывается такими причинами, как усложнение процессов функционирования отдельных отраслей инфраструктурного комплекса, необходимость в увеличении скорости реакции местных властей на появляющиеся кризисные ситуации, непрерывном отслеживании происходящих изменений, необходимость контроля соответствия принимаемых решений потребностям населения. В условиях ограниченных финансовых ресурсов местных бюджетов решения о развитии тех или иных отраслей инфраструктуры, повышении уровня их финансовой обеспеченности должны быть продуманы, обоснованы и ориентированы прежде всего на потребности населения. Мониторинг городской инфраструктуры должен предусматривать постоянный, систематический сбор и обработку сведений о состоянии объектов инфраструктуры, уровне удовлетворенности населения их функционированием. Это позволит развить базу муниципальной статистики, наладить регулярные социологические опросы населения, стать основой принятия эффективных управленческих решений.

Необходимость анализа удовлетворенности населения качеством работы объектов инфраструктуры подкреплена и законодательной базой [1]. Мониторинг поможет объединить в себе показатели не только наличия инфраструктурных объек-

тов, но и показатели их кадрового, материально-технического обеспечения, уровня и качества предоставляемых ими услуг, сформировать оценки населения всех отраслей городской инфраструктуры, что позволит органам местного самоуправления систематизировать информацию, более глубоко анализировать тенденции и проблемы функционирования городской инфраструктуры, вырабатывать краткосрочные и долгосрочные прогнозы ее развития, вносить корректировки, предупреждать возможные кризисные ситуации, выявлять ресурсы и потенциал территории, создаст основу для разработки стратегии ее социально-экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. — Ростов-на Дону: Феникс, 2010.

[2] Табермаков А. Что будет с нашей медициной? // Аргументы и факты. — Башкортостан. — 2011. — № 9.

[3] Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. — М., 1980.

[4] Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

[5] Уржа О.А. Деятельность местных органов власти по реализации муниципальной реформы в условиях финансового кризиса // Сб. научных статей факультета социального управления РГСУ «Государственное и муниципальное управление: инновационные аспекты развития». Вып. 5. — М.: Социум, 2010.

[6] URL: http://wciom.ru

[7] URL: http://fom.ru

[8] URL: http://www.vvcentre.ru/actions/show/?221

THE PECULIARITIES OF FUNCTIONING OF THE INFRASTRUCTURE IN RUSSIAN BIG CITIES (study in Sterlitamak)

E.V. Frolova

Chair of State and municipal government and social engineering Moscow State Social University

Losinoostrovskaya str., 40, Moscow, Russia, 107150

The development of the infrastructure in modern municipal entities is one of the most pressing problems of the Russian state. This article focuses on the analysis of the results of researches, which describe the characteristics of the infrastructure in big cities of Russia. The poor condition of urban roads, poor quality of health services, inefficient functioning of the culture and leisure complex — these problems are very important today for the population of big cities.

Key words: the infrastructure, social infrastructure, roads, the consumer market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.