REFERENCES
1. Balashova, V.F. and Chesnokov, N.N. (2007), Physical culture: test control of knowledge: methodical textbook, Physical culture, Moscow, Russian Federation.
2. Ermakov, S.N. (2009), “Professional orientation support of pupils With (To) OU within realization of a competence approach in vocational education”, Adaptive physical culture, Vol. 39, No. 3, pp. 11-14.
3. Kotkova, L.Yu. (2011), “Formation of theoretical-methodical knowledge of visually impaired school students in the field of physical culture and sport”, Physical culture, sports - a science and practice, No. 3, pp. 36-39.
4. Krasnikov, A.A. and Chesnokov, N.N. (2009), Testing of theoretical-methodical knowledge in the field of physical culture and sport: manual, Physical culture, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2012.
УДК 378
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ И ПСИХИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ВОЛЕЙБОЛА
Станислав Андреевич Круглов, аспирант,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК, п. Малаховка)
Аннотация
В статье рассматривается эффективность профессионально-прикладной физической подготовки в техническом ВУЗе, основанной занятии волейболом. Отмечены наиболее профессионально значимые для специалистов в области технологии машиностроения физические и психические качества, развиваемые в процессе занятий волейболом. В ходе исследования проводилось психологопедагогическое тестирование памяти, мышления, различных свойств внимания, педагогическое тестирование общих и специальных физических качеств, как при использовании общепринятых методов контроля подготовленности студентов в вузе, так и современных, основанных на использовании программно-аппаратных комплексов. По результатам тестирований продемонстрирована динамика показателей, характеризующих развитие скоростно-силовых и силовых качеств, быстроты, скоростно-силовой выносливости, координационных способностей студентов 1-2 курсов. Экспериментально обосновано влияние занятий волейболом на профессионально значимые психические качества, формирование адаптационного потенциала студентов первого курса в аспекте улучшения психоэмоционального состояния.
Ключевые слова: волейбол, технические вузы, специальность машиностроительные технологии, профессионально важные качества, профессионально-прикладная физическая подготовка.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p76-81 DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL AND PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF TECHNICAL UNIVERSITIES STUDENTS BY
VOLLEYBALL MEANS
Stanislav Andreevich Kruglov, the post-graduate student,
Moscow State Physical Education Academy,
Settlement Malakhovka, Moscow Region
Annotation
The article examines the effectiveness of the professionally applied physical preparation in the technical higher educational Institution, based on the volleyball.
The most professionally important physical and mental qualities for the specialists in the field of technology of mechanical engineering, developed in the process of volleyball, have been marked. In the course of the study the psycho-pedagogical testing of memory, thinking, and various properties of attention, pedagogical testing of general and special physical qualities has been conducted, as with conventional methods of control of preparedness of students in the University, as well as modern, based on the use of hardware-software complexes. The dynamics of indicators, characterizing development of speed-power and power qualities, agility, speed-power endurance, coordination abilities of 1-2 courses students has been demonstrated based on the results of the tests. The impact of volleyball on the professionally significant mental qualities, formation of the adaptive capacity of first-year students in the aspect of improvement of the psycho-emotional state has been substantiated experimentally.
Keywords: volleyball, technical universities, machine-building technology specialty, professionally important quality, professionally-applied physical preparation.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях особую актуальность приобретает профессиональноприкладная физическая подготовка студентов в ВУЗе, задачи которой состоят не только в оздоровлении организма и развитии общих физических качеств, но и в формировании профессионально значимых умений и навыков, специальных физических качеств, способствующих более эффективной деятельности будущих специалистов [2].
К профессионально значимым качествам инженеров-машиностроителей относятся: высокий уровень организации нервной системы, помехоустойчивость, высокий уровень функционирования анализаторов, высокая работоспособность и устойчивость к утомлению, хорошая скорость реакции, высокая концентрация и переключаемость внимания, развитая память, особенно оперативная, высокий уровень восприятия и развитая наблюдательность, сформированное практическое мышление, эмоциональное устойчивость, стрессоустойчивость, решительность, высокая координация движения, развитая тонкая моторика рук, способность быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с внезапно изменившимися условиями, навыки рационального передвижения в ограниченном пространстве [2].
Этих же качеств требуют занятия волейболом, поэтому средства и методы подготовки в данном виде спорта могут быть использованы в качестве профессионально -прикладной физической подготовки студентов специальностей машиностроительных технологий [3].
МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тестирование физической подготовленности осуществлялось на программноаппаратном комплексе анализа мышечной деятельности MuscleLab (прыжковые и беговые тесты), разработанном фирмой Ergotest Technology, позволяющем решать различные задачи физиологии и биомеханики. Исследовались показатели, характеризующие развитие скоростно-силовых и силовых качеств, быстроты, скоростно-силовой выносливости, координационных способностей [1]. Из психических процессов исследовались: время реакции (также оценка быстроты и косвенная оценка помехоустойчивости), переключение и устойчивость (концентрация) внимания (методика «Корректурная проба (тест Бур-дона»), объём и распределение внимания (таблица Шульте-Горбова), оперативная память («Оперативная память»), практическое мышление (тест «Практическое мышление взрослых» Акимовой М. К., Козловой В. Т., Ференс Н. А.) Для диагностики психоэмоционального состояния применялась методики «Шкала тревожности Спилберга-Ханина».
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Выявить влияние спортивно-ориентированного физического воспитания, основанного на занятии волейболом, на профессионально значимые физические и психические качества студентов технического вуза.
2. Провести мониторинг уровня развития физических качеств и психических
процессов, психоэмоционального состояния, физической и психической подготовленности студентов технического вуза.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент проводился на базе факультета машиностроительных технологий Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана.
Целью проведения педагогического эксперимента являлось определение эффективности предлагаемой профессионально-прикладной спортивно-ориентированной технологии физического воспитания студентов технического ВУЗа, основанной на занятии волейболом.
Основной эксперимент проводился в два этапа на протяжении всего учебного года. В основном эксперименте приняли участие 50 студентов факультета машиностроительных технологий, которые на начало эксперимента заканчивали 1 семестр 1 курса.
На первом этапе контрольная и экспериментальная группы включали в себя по 25 испытуемых. Занятия в контрольных группах проводились по общепринятой программе физического воспитания для студентов первого курса, основу которых составляет ОФП. В экспериментальной группе на занятиях по физической культуре применялись средства и методы специальной физической, технической и тактической подготовки в волейболе, с упором на развитие координационных способностей и скоростно-силовых качеств. В задачу данного этапа педагогического эксперимента входило определение эффективности спортивно-ориентированной технологии физического воспитания на 1 курсе в аспекте повышения, как уровня физической подготовленности, так и уровня адаптированности к обучению в вузе и улучшения психоэмоционального состояния. Первое тестирование физических и психических качеств осуществлялось перед началом эксперимента (окончание 1 семестра). По завершению первого этапа эксперимента (окончание 2 семестра) было проведено повторное тестирование, после чего группы были расформированы по желанию студентов, так как, начиная со 2 курса, в ВУЗе реализуется секционная форма проведения занятий. На втором этапе тестирования были сформированы следующие группы: экспериментальная (ЭГ-1, п=19), которая состояла из студентов, участвующих в 1 этапе эксперимента в экспериментальной группе; экспериментальная (ЭГ-2, п=18), в которую вошли студенты, пожелавшие заниматься в секции волейбола; контрольная (п=19), состоящая из студентов, занимавшихся на 1 курсе по программе ОФП. Педагогическое тестирование в группах ЭГ-2 и КГ проводилось одновременно с повторным тестированием студентов ЭГ-1. Заключительное тестирование всех трёх групп осуществлялось по окончанию 4 семестра.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По завершению первого этапа эксперимента в экспериментальной группе обнаружено достоверное увеличение показателей уровня развития физических качеств и психических процессов (р<0,05), а также улучшилось психоэмоциональное состояние студентов.
Согласно результатам тестирования, полученным на втором этапе эксперимента, достоверный прирост показателей на разных уровнях значимости, согласно коэффициенту Стьюдента (р<0,05, р<0,01), отмечается как в ЭГ-1, так и в ЭГ-2.
В таблице 1 представлены результаты тестирования физических качеств и физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и по окончанию эксперимента. В тесте определялась межмышечная координация по результатам прыжков с подседом и махом рук: меньше 110% - низкая, 111^115% - средняя, более 116% - высокая; индекс упругой энергии показывает соотношение использования упругого и сократительного компонентов мышц (если он <10% использование фазы растяжения несущественно (упругого компонента) рекомендуются тренировки по развитию
взрывной силы, плиометрические тренировки, скоростно-силовой характер, если >20% -не эффективное использование сократительного компонента рекомендуются тренировки силового характера; в интервале 10^20% - оптимальное соотношение использования сократительного и упругого компонентов мышц; индекс скоростно-силовой выносливости: 80% - плохо, 90% - хорошо, 100% - отлично [1].
Таблица 1
Динамика показателей развития физических качеств и уровня физической
подготовленности студентов (первый этап эксперимента)
Этап ташМт Забег на 100 м, с Подтя- гивание, кол-во раз Прыжки в длину с места, см Прыжки в высоту, см Координация, % Индекс упругой энергии Индекс скорост- но- силовой вынос- ливости
Из приседа С подседом С махом рук
I КГ 15,1±0,6 10,7±2,1 223±16, 22,5±3,4 24,8±4,5 21,8±4,8 87,9±5,2 7,5±2,0 74,4±4,3
ЭГ 14,8±0,4 11,1±1,8 227±14, 24,1±2,3 25,1±5,4 24,3±2,3 96,8±4,9 8,1±3,4 81,5±6,5
II КГ 14,1±0,5 11,6±0,6 231±17 25,4±2,4 27,5±4,5 27,4±4,2 100,1 ±7,2 7,7±4,2 83,0±7,8
ЭГ 12.8±0,3 14,3±1,2 244±10 34,5±2,1 38,8±4,5 46,2±6,2 119,7±4,4 14,8±2,1 98,8±1,4
Согласно динамике показателей, полученных по результатам прыжковых тестов, занятие волейболом в значительной степени, даже за непродолжительный промежуток времени, способствуют росту скоростно-силовых и координационных способностей, повышает скоростную выносливость. В то же время ещё более интересны результаты, полученные при психологическом тестировании различных свойств внимания, памяти и мышления, особенно это касается таких показателей, как переключение и распределение внимания, которые улучшились в 2 раза.
В таблице 2 приведены результаты тестирования уровня развития психических процессов и психоэмоционального состояния студентов до и после первого этапа эксперимента.
Таблица 2
Динамика развития психических процессов и психоэмоционального состояния сту-
дентов до и после эксперимента (первый этап)
Этап Груп- па Переключение внимания, баллы Устойчивость внимания, сек Объём внимания, баллы Распределение внимания, с Оперативная память, баллы Практическое мышление, баллы ЛТ СТ, баллы
I КГ 148±19,1 49,7±4,73 54,1±8,1 201±17,2 29,3±3,12 27,8±4,7 44±8,45 47±3,47
ЭК 156,5±12,6 56,2±5,11 51,2±6,8 210±22,1 31±2,11 28,1±2,4 39±3,57 46±5,67
II КГ 151,4± 11,2 46,78±5,34 53,1±10,1 204,1±19 32±1,56 29,8±5,6 45±6,45 49±6,23
ЭГ 86,1±12,3 32,8±2,45 30,2±4,3 113±11,5 38±1,08 35,2±3,3 28±2,36 31±3,78
Примечание: ЛТ - личностная тревожность, СТ - ситуативная тревожность.
В таблицах 3-4. представлены результаты тестирования студентов на втором этапе эксперимента. Анализируя динамику изменения показателей физической подготовленности и уровня развития психических процессов на первом и втором этапах эксперимента, следует отметить, что изначально ЭГ-1 вступала в эксперимент с достоверно более высокими показателями, которые, однако, не остались на прежнем уровне, а улучшились, что считаем вполне закономерным: мотивация в КГ так и осталась на низком уровне, студенты не достаточно активны на занятиях по физической культуре, тогда как в ЭГ-1 и ЭГ -2, благодаря высокой моторной плотности и соревновательной направленности каждого
занятия, заинтересованность студентов в результате способствует интенсификации двигательной деятельности, которая, кроме того, строилась на основе научно-обоснованных принципов спортивной тренировки в волейболе.
Таблица 3
Динамика показателей развития физических качеств и уровня физической
подготовленности студентов (второй этап эксперимента)
Этап ташМт Забег на 100 м, с Подтя- гивание, кол-во раз Прыжки в длину с места Прыжки в высоту Координация, % Индекс упругой энергии Индекс скорост- но- силовой вынос- ливости
Из приседа С подседом С махом рук
I КГ 14,4±0,6 11,2±0,4 235±17 29,1±4,6 32,1±7,8 31,6±5,6 98,5±12,4 6,8±1,0 78,7±8,9
ЭГ-1 12,8±0,3 14,3±1,2 244±10 34,5±2,0 38,8±4,5 46,2±6,2 119,7±4,4 14,8±2,1 98,8±1,4
ЭГ-2 14,9±1,1 10,9±1,1 233±12 31,3±5,7 33,5±3,8 33,2±7,3 99.1±10,4 5,7±2,4 83±7,7
II КГ 13,5±0,7 12,3±1,4 240±14 30,4±5,2 33,2±5,3 34,8±6,6 104,7±11, 8,3±2,1 90±15,9
ЭГ-1 11,6±0,3 16,7±1,3 253±6 40,6±4,4 45,4±7,2 55,6±5,5 122,4±9,5 16,1±0,8 99,7±2,1
ЭГ-2 11,1±0,5 16,3±2,6 257±10 38,2±6.3 42,2±7,6 51,4±6,7 121,8±10, 15,7±2,6 98,3±3,6
Таблица 4
Динамика развития психических процессов и психоэмоционального состояния сту-__________________дентов до и после эксперимента (второй этап)__________________
Этап Груп- па Переключение внимания, баллы Устойчивость внимания, сек Объём внимания Распределение внимания Оперативная память Практическое мышление ЛТ СТ
I КГ 156,2±16,41 55,2±11,22 51,1±15,6 225±13,81 31,6±3,42 28,1±5,86 43,1±2,78 40,5±4,56
ЭГ-1 86,1±12,32 32,8±2,454 30,2±4,23 113±11,5 38±1,083 35,2±3,33 28±2,36 31,7±3,78
ЭГ-2 140±12,6 56,1±5,7 49,8±11,4 210±19,7 29,6±4,22 31,6±6,55 46,2±4,75 43,1±3,29
II КГ 160±14,4 57,1±8,9 56,1±9,62 220,8±14,61 30,7±4,72 29±7,56 46,8±4,23 42,2±4,22
ЭГ-1 69,2±10,22 29,2±5,2 25,7±4,92 106,4±6,39 45,9±3,44 38,4±2,74 24,5±3,12
ЭГ-2 75±8,91 31,2±4,1 31,5±5.21 111,6±10,11 43,6±5,31 38,1±3,82 27,3±2,34
Как известно сочетание физической, технической, тактической и психологической подготовки в различных видах спорта, способствует совершенствованию каждой из сторон подготовленности, в частности, техническая подготовка раскрывает физические и психические возможности каждого спортсмена. Именно это положение мы и считаем основополагающим, делая выбор в пользу спортивно-ориентированного физического воспитания в техническом ВУЗе, основанного на волейболе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать, что применение средств и методов волейбола в организации занятий по физической культуре в техническом ВУЗе способствует совершенствованию профессионально важных качеств будущих инженеров специальности машиностроительные технологии. Использование спортивно-ориентированного физического воспитания, начиная со 2 семестра 1 курса, представляется более целесообразным в аспекте повышения адаптированности студентов первокурсников к обучению в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронов, А.В. Методическое пособие по работе с аппаратно-программными комплексами MUSCLELAB 4000e и 4020e / А.В. Воронов. - М. : [б.и.], 2007. - 102 с.
2. Синельникова, Н.А. Физическое воспитание как фактор личностного и профессионального развития студента / Н.А. Синельникова, А. А. Юрченко, Д.А. Романов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (82). - С. 155-162.
3. Федоров, Р.В. Разработка методики, направленной на интенсивное развитие скоростно-силовых качеств студентов-волейболистов / Р.В. Фёдоров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 10 (44). - С. 102-108.
REFERENCES
1. Voronov A.V. (2007). The methodical manual on work with the hardware-software complexes MUSCLELAB 4000e and 4020e, Moscow, Russian Federation.
2. Sinelnikova, N.A., Yurchenko, A. A.and Rоmanov, D.A. (2011), “Physical education as the factor of personal and professional development of the student”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 1, pp. 155-162.
3. Fedorov, R.V. (2008), “Development of methods aimed at intensive development of speed-power qualities of students volleyball players”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 44, No. 10, pp. 102-108.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.06.2012.
УДК 159.9:796.01
УСКОРЕНИЕ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ
Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлена технология ускорения адаптации спортсменов к соревновательной деятельности на базе дифференцированного подхода: общими принципами ускорения и оптимизации адаптации выступили критерии и факторы, определяющие адаптированность и успешность выступлений спортсменов независимо от спортивной специализации; дифференцированный подход осуществлялся по личностному основанию. Основной целью технологии ускорения процесса адаптации является его оптимизация, создание условий для позитивного отношения к соревновательной ситуации, позитивных предстартовых состояний и установки на успешный результат с учетом личностных особенностей спортсменов. Технология носит инвариантный (общий), так и вариативный характер, различающийся по личностным особенностям. Технология применялась в трех группах, направлена на работу с общими компонентами и психологическими факторами адаптации к соревнованиям. Результаты формирующего эксперимента показали эффективность как общей, так и вариативных технологий, построенных на основании дифференцированного подхода к адаптации спортсменов к соревновательной деятельности по личностному принципу.
Ключевые слова: адаптация, технология ускорения адаптации, психологические свойства, дифференцированный подход.