ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ-ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
THE FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF UNDERGRADUATE ENGINEERS IN THE PROCESS OF APPLIED PHYSICAL TRAINING AT UNIVERSITY
T.A. Мартиросова, B.B. Пономарев
T.A. Martirosova, V.V. Ponomarev
Профессионально прикладная физическая подготовка, полевые условия, профессионально важные качества. Профессиональная деятельность в современных условиях определяет спектр развитых практических умений, прикладных навыков и профессионально важных качеств. Педагогическое содержание междисциплинарных наук в вузе должно быть ориентировано на формирование готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. С этой целью в статье описывается характеристика основных физических качеств, выступающих как профессионально важные для бакалавров-инженеров по направлению подготовки Лесное дело, предлагаются средства, формы и методы физической культуры и прикладных видов спорта, которые способствуют их развитию и совершенствованию.
Professionally applied physical training, field conditions, professionally important qualities. Professional activity in modern conditions determines the range of developed practical skills, applied skills and professionally important qualities. The pedagogical content of interdisciplinary sciences at universities should be focused on the formation of readiness of future specialists for professional activity. For this purpose, the article describes the characteristics of the basic physical qualities, acting as professionally important for undergraduate engineers in the major Forest management, provides the means, forms and methods of physical training and applied sports, which contribute to their development and improvement.
Анализ ФГОС ВПО-3 показал - физическая культура как учебная дисциплина не ориентирована на формирование профессиональных компетенций. Однако нами выделены ПК-12, 13, 14, 15, которые связаны с умением инженера в полевых условиях выполнять разнообразные виды профессиональной деятельности [Федеральный закон..., 2013]. Термины «полевая работа», «полевые условия» широко используются в некоторых видах профессиональной деятельности (геологоразведочные работы, таксаторы, лесоустроители, техники-лесоводы, лесничие и другие). Как правило, речь идет об определенной области деятельности, пространстве,
в пределах которого проявляется действие: работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях. Полевые условия -это особые условия производства работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих, с размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа [Ожегов, Шведова, 1993]. Анализ профессиональной деятельности показал, что инженеру лесной отрасли необходимо знать, уметь, чем владеть, чтобы успешно работать в полевых условиях. Нами выявлены профессионально важные качества, которыми он должен обладать для работы в таких условиях. Работоспособность инже-
неров в полевых условиях можно поддерживать за счет развитых физических качеств (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость). Как совокупность свойств организма они обеспечивают возможность осуществлять активную профессиональную деятельность в непростых условиях [Мартиросова, 2013].
Выносливость важна, потому что связана с такими показателями, как физическая и умственная работоспособность, устойчивость к заболеваниям и стрессовым ситуациям, продолжительность жизни. Физическое качество «сила» -это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Силовые тренировки помогают поддерживать мышцы в тонусе, а тренированные мышцы адаптированы к стрессовым ситуациям, предохраняют системы и органы от дальнейших неблагоприятных изменений в организме. От уровня развития силы зависит и совершенствование других физических качеств. Быстрота определяет скоростные возможности человека, умение выполнять движения с максимальной частотой, перемещать тело в пространстве за минимально короткое время. Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата, отражает внутренние изменения в мышцах и суставах, благотворно влияет на осанку, походку, выступает как профилактика травмирования. Ловкость является комплексной способностью, обусловливающей качество управления движениями. Ее развитие подразумевает быстрое освоение новых физических упражнений, приобретение двигательных умений и навыков, точности выполнения движений. Целенаправленное воздействие на развитие одного из этих качеств оказывает влияние на совершенствование других. Это длительный процесс целенаправленного всестороннего воздействия физических упражнений на организм и личность будущего специалиста. Совершенствование физических качеств активизирует функционирование всех систем организма, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает физические и психологические качества, влияет на личность, обогащает опыт
физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивает развитие прикладных качеств, которые в наибольшей мере необходимы специалисту лесной отрасли [Евсеев, 2010].
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) бакалавров-инженеров как подсистема дисциплины «Физическая культура» осуществлялась с учетом условий и характера их предстоящей профессиональной деятельности, содержала в себе средства, методы, формы физической культуры и спорта для формирования у них прикладных знаний и развития профессионально важных физических качеств. Это стало необходимым условием формирования их готовности к профессиональной деятельности в процессе прикладной физической подготовки в вузе.
Организация педагогической деятельности в данном направлении осуществлялась в строгом соответствии с содержанием ППФП, ведущим принципом физической культуры - принципом непрерывности, учетом периодизации учебного процесса, разработанными планами и программами с их пошаговой реализацией в экспериментальной структуре занятия. Развитие профессионально важных физических качеств бакалавров-инженеров осуществлялось как в учебное, так и во внеучебное время.
В учебное время такая подготовка бакалавров-инженеров в вузе предусматривала теоретический и практический раздел с использованием комплекса средств. В теоретическом разделе программы излагались прикладные знания, как в форме лекций, так и в форме бесед и практик. Лекционный курс знакомил бакалавров с основами профессионально-прикладной физической подготовки, ролью физической культуры в подготовке к профессиональной деятельности, современными оздоровительными системами и основами контроля физического состояния организма. В тематических беседах обсуждался широкий круг вопросов, связанных с профессиональными знаниями и ценностями в области физической культуры.
Практический раздел обеспечивал тренировку профессионально важных физических качеств разнообразными средствами, методами
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
физической культуры и спорта. Этот раздел предусматривал составление комплекса общеразви-вающих упражнений (ОРУ), гигиенической и корригирующей гимнастик, практику самостоятельных занятий, овладение методами самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.
Кроме того, были использованы вполне определенные виды спорта, избирательно развивающие необходимые профессионально важные физические качества. Работа в данном направлении опиралась на исследования ученых, описывающих их разнообразные возможности. [Евсеев, 2010; Дерганов, 2004]. Например, акробатика, спортивная и художественная гимнастика совершенствуют координацию движений, ориентировку в пространстве, способствуют развитию силы, быстроты, гибкости. Легкоатлетический бег, бег на коньках, велосипедный и лыжный спорт, ходьба ориентированы на достижение высокой скорости в циклических движениях, развитие выносливости, преодоление утомления. Занятия легкой и тяжелой атлетикой (метание, прыжки, поднятие штанги и т. д.) развивают силу и быстроту движения. Спортивные игры и различные виды единоборств (бокс, борьба, фехтование и т. п.) связаны с быстрым «освоением» широкого диапазона меняющейся информации, развивают способность к внезапным действиям. Стрельба, шахматы, шашки, дартс и другие ориентируют на сосредоточение внимания при решении задач в короткие отрезки времени в процессе чередования различных действий. Современное пятиборье, триатлон, биатлон и другие направлены на переключение с одного вида деятельности на другой. Командные виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол и т. д.) и командные спортивные соревнования воспитывают личностные качества, психологическую закалку, учат эффективному взаимодействию в коллективе. Широкое применение различных видов спорта в ППФП в вузе оправдано высокой заинтересованностью, положительной эмоциональной и оздоровительной окраской физкультурных занятий. Исходя из этого, осуществлялся целенаправленный подбор физических упражнений из различных видов спорта для со-
вершенствования профессионально важных физических качеств (выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость) бакалавров-инженеров в процессе формирования их готовности к профессиональной деятельности.
Выносливость как основное профессионально важное качество развивалось продолжительной ходьбой или бегом умеренной и переменной интенсивности, лыжными кроссами и тому подобными упражнениями. Рекомендовались спортивное ориентирование, лыжный спорт, атлетика, биатлон и другие виды спорта. Для развития силы (в плане общей силовой подготовки) использовались элементы из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с отягощениями и сопротивлением. Развитие быстроты движений и двигательной реакции связывалось со спринтерскими упражнениями и спортивными играми, особенно баскетболом. Гибкость и ловкость совершенствовались элементами спортивной гимнастики и акробатики, подвижными и спортивными играми.
Активно использовалась разработанная нами пятикомпонентная структура занятия. Экспериментальная структура занятия, состоящая из пяти частей: втягивающей (10 мин), подготовительной (25 мин), тренинговой (35 мин), восстановительной (10 мин) и итоговой (10 мин), позволила успешно решать задачи ППФП, целенаправленно отрабатывать комплексы физических упражнений, развивающие профессионально важные физические качества, наиболее адекватные требованиям профессии будущего выпускника. Пятикомпонентная структура занятия способствовала физическому самосовершенствованию личности, формированию готовности бакалавров-инженеров к профессиональной деятельности в процессе прикладной физической подготовки в вузе. В содержание экспериментальных учебно-практических занятий по физической культуре для бакалавров-инженеров всех курсов активно включались лазание по вертикальным поверхностям (для воспитания чувства равновесия), специальные полосы препятствий (для преодоления трудно проходимых участков леса), а также подвесные, качающиеся и враща-
ющиеся спортивные снаряды. В свободное время студентам рекомендовалось посещать бассейн (для обучения различным способам плавания, ныряния, правилам спасения на воде).
Во внеучебное время прикладная физическая подготовка бакалавров продолжалась в период летних учебно-производственных практик. Она осуществлялась в соответствии с принципом непрерывности, опирающимся на круглогодичное и многолетнее обучение, воздействен-ность каждого последующего занятия на предыдущее, необходимость соблюдения интервалов отдыха. Для этого периода разрабатывалась специальная программа сопровождения, включающая специальные тренировочные занятия, спортивно-массовые мероприятия с профессиональной целеустановкой, индивидуально-самостоятельные занятия.
Учебно-производственная практика студентов Сибирского государственного технологического университета (СибГТУ) проводится на территории Караульного лесничества, расположенного в восточной горной части, примыкающей к пригородной зоне г. Красноярска, с проживанием в течение месяца. Во время учебной практики студенты составляют почвенно-геологический профиль, карты рельефа, наблюдают растения и чертят карты растительности, делают почвенные разрезы и изучают их, осуществляют геодезические изыскания, прокладывают длительные маршруты в отдаленные уголки лесничества. Климатогеографические условия Караульного лесничества представляют уникальную возможность для развития профессионально важных качеств будущих специалистов лесной отрасли. Для этого имеется территория с разнообразным ландшафтом (равнинная местность, террасы с перепадами высоты, таежный лес, низинные болота и т. д.), позволяющим много ходить. Реки Енисей, Караульная, Пионерская, Большой и Малый Мойдат дают возможность отрабатывать навыки поведения на воде, осваивать основные способы плавания в сочетании с дыхательными упражнениями, осуществлять закаливающие процедуры. Свежий воздух, баня, спортивные площадки, спортивный инвентарь
для проведения различных спортивно-массовых мероприятий - все это способствует подготовке бакалавров-инженеров к будущей профессиональной деятельности.
Сопровождение данного периода включало выбор методов и средств с учетом климато-географических условий, наличия спортивных площадок и инвентаря. Педагогическая деятельность предусматривала организацию определенного режима дня, утренней гимнастики, физ-культпауз, гигиенических и закаливающих процедур, воздушных ванн, терренкура, ходьбы в сочетании с бегом, игровых видов спорта, развивающих выносливость, ловкость и быстроту, подвижных игр, спортивно-массовых мероприятий, соревнований по различным видам спорта. Активно применялась ходьба в сочетании с дыхательной гимнастикой и комплексом релакси-рующих упражнений в преодолении труднопроходимой местности. Для снятия стресса, утомления и повышения эмоционального фона занятий проводились подвижные игры и эстафеты на воздухе, выполнялись дыхательные упражнения и гимнастика по системе пилатес. Состояние студентов отслеживалось на протяжении всего периода практики, при необходимости производилось регулирование нагрузки.
Развитие профессионально важных физических качеств студентов осуществлялось и во время экзаменационных сессий и каникул. Сопровождение педагогом этого периода предполагало разработку комплексов упражнений для самостоятельного выполнения, системы контроля, консультирование, коррекцию в тесном взаимодействии со студентами. Такая организация ППФП в вузе значительно усиливала эффект от занятий по развитию профессионально важных физических качеств, поскольку обеспечивала непрерывность этого процесса в учебное и неучебное время. В самостоятельные занятия бакалавры включали: прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие рационализацию всего процесса. Несомненно,
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
что использование данных средств физической культуры для формирования профессионально важных качеств бакалавров-инженеров по направлению подготовки Лесное дело имеет большое значение.
В течение всего обучения в вузе бакалавры осуществляли самоанализ, самоконтроль и самокоррекцию физического состояния, проводили контроль динамики физической подготовленности, вели личные дневники. На четвертом курсе они демонстрировали свои практические навыки выполнения индивидуальных комплексов физических упражнений, методы и способы контроля показателей физической подготовленности, защищали реферативные работы, в которых были представлены индивидуальные комплексы физических упражнений, производственной гимнастики, физкультпауз. По итогам презентации своих профессионально ориентированных проектов бакалавры-инженеры получали общую оценку от комиссии под председательством заведующего кафедрой физической культуры и валеологии.
Динамика развития профессионально важных физических качеств бакалавров-инженеров в период опытно-экспериментальной работы имела тенденцию к увеличению как в течение учебного года, так и в период с первого по четвертый курс на 8-12 % (2-2,5 % в год). При этом общий объем учебной нагрузки по дисциплине «Физическая культура» в вузе не увеличивался и согласно программным требованиям составлял 144 часа в год, но прибавлялись самостоятельные занятия в экзаменационное и каникулярное время, а также в период учебно-производственных практик. Итак, процесс развития профессионально важных качеств бакалавров-инженеров в период педагогического эксперимента проведенного циклично, то есть непрерывно, является результативным. Определен комплекс средств ППФП бакалавров-инженеров по направлению подготовки Лесное дело, включающий совершенствование функциональных возможностей организма, повышение его работоспособности и сопротивляемости неблагоприятным воздействиям климатогеогра-фических условий. Осознание новой роли «Фи-
зической культуры» в вузе как базовой дисциплины ФГОС ВПО-3, в рамках которой возможно формировать готовность бакалавров-инженеров к профессиональной деятельности средствами физической культуры и спорта актуально. В силу этого актуализируется ППФП в вузе как составная часть физической культуры, ориентированная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, профессионально важных качеств будущих инженеров. Проведенное исследование не исчерпывает освещение всех аспектов обозначенной проблемы - формирования готовности бакалавров-инженеров к профессиональной деятельности в процессе прикладной физической подготовки в вузе. Приоритетными направлениями исследования являются проблемы педагогического обеспечения формирования готовности бакалавров к профессиональной деятельности других отраслей экономики, инновационного обновления учебных программ по физической культуре, повышения качества высшего профессионального образования в вузе.
Библиографический список
1. Дерганов Ю.П. ППФП студентов лесотехнических вузов: учеб. пособие. Воронеж: ВГЛА, 2004. 88 с.
2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 444 с.
3. Мартиросова Т.А. Профессионально ориентированная подготовка бакалавров лесохо-зяйственных специальностей в процессе физического воспитания в вузе // Вестник КГПУ им. Астафьева. 2013. № 3. С. 93-97.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: АЗЪ, 1993. 960 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013) / Российская Федерация. Правительство // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013.