УДК 336.221
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕН ПАТЕНТОВ В МОДЕЛИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА С УЧЕТОМ ЕГО ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗНАЧИМОСТИ
И ИННОВАЦИОННОСТИ
В. Г. САДКОВ, доктор экономических наук, профессор, директор научно-консалтингового объединения «Социальный прогресс страны» E-mail: sadkov-vg@mail ru
А. С. ДОРОШЕНКОВ, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры энергетического аудита
E-mail: andi-707@yandex. ru Институт финансового анализа и аудита, г. Томск
А. М. ГРИНКЕВИЧ, аспирант кафедры мировой экономики и налогообложения E-mail: tasya-g89@mail. ru Национальный исследовательский Томский государственный университет
В статье предлагается методика установления цены патента, позволяющая одновременно обеспечивать реализацию фискальной и регулирующей функций налогообложения, стимулировать развитие приоритетных и общественно значимых для данного региона и муниципального образования форм малого бизнеса, активизировать инновационную деятельность малых предприятий. При переходе на патентную модель налогообложения малого бизнеса законодатель неизбежно столкнется с проблемой установления цены патентов.
Ключевые слова: модель налогообложения малого бизнеса, патент, цена патента, уровень инновационности бизнеса.
С 01.01.2013 вступила в силу новая глава «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса [1]. Таким образом, малый бизнес получил
еще один специальный режим налогообложения. Напомним, что выделение из упрощенной системы налогообложения (УСН) патентной системы налогообложения и придание ей самостоятельности связано с реализуемой стратегией реформирования малого бизнеса, направленной на повышение социально-экономической результативности малого предпринимательства в жизни общества и на повышение эффективности его налогового администрирования.
Патентная система налогообложения в будущем будет предназначена для микро-предприятий и должна полностью заменить собой единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Основной причиной отказа от ЕНВД послужила порождаемая данным специальным налоговым режимом несправедливость налогового изъятия, что проявляется в отсутствии налоговой дифференциации по группам
и подгруппам видов экономической деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по уровню доходов и масштабов бизнеса, так как базовая доходность при исчислении ЕНВД задается федеральным органом власти, а поправочный коэффициент К2 носит понижающий характер.
Таким образом, патентная система налогообложения должна «исправить» недостатки ЕНВД при установлении цены патента, в том числе быть более привязанной к реальным экономическим показателям бизнеса, месту его осуществления и иным социальным, природно-климатическим особенностям ведения бизнеса.
Что касается нового закона, то в патентной системе налогообложения регионам предоставили возможность варьирования базовой доходностью. Им предоставили право устанавливать дифференцированную цену патента в рекомендуемых нижней и верхней границах. Были определены виды предпринимательской деятельности, по которым возможно кратное увеличение максимального размера доходности и установлена данная кратность (не более чем в 3, 5 или 10 раз). Была разрешена дополнительная индексация в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств и от количества обособленных объектов. Регионам также предоставлено право дифференцировать потенциально возможный к получению годовой доход по видам экономической деятельности в соответствии с ОКУН или ОКВЭД.
Многие субъекты РФ ввели патентную систему налогообложения на своей территории, однако установление цены патента, как правило, основывалось на экспертно-аналитическом подходе. Введение патентной модели налогообложения малого бизнеса невозможно без наличия наглядной, прозрачной и взаимовыгодной для всех сторон методики установления цены патента.
При этом установление цены патента должно исходить из обеспечения ряда требований-принципов:
1) цена патента должна одновременно обеспечивать реализацию фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы вообще и данного налога в частности;
2) цена патента должна быть взаимовыгодной как для налогоплательщика, так и для общества, государства и муниципалитетов;
3) цена патента должна быть дифференцирована в зависимости от общественной значимости
данного вида бизнеса и быть производной от приоритетов развития малого бизнеса в целом и в данном регионе и муниципалитете в частности;
4) цена патента должна быть такой, чтобы налогоплательщику было выгодно использовать данную модель налогообложения, а не традиционную общую модель или упрощенную модель налогообложения. При этом максимальная налоговая нагрузка при патентной модели должна быть, как правило, не выше 10 % к выручке;
5) цена патента должна стимулировать инновационную деятельность малых предприятий и должна быть, таким образом, обратно про-порциона уровню инновационности бизнеса предприятия в ретроспективе (в прошлом) и уровню инновационности предлагаемых бизнес-проектов в будущем. Следовательно, в общем виде методика установления цены патента может быть представлена в следующем виде:
СР = F (ф, ф2), где СР - цена патента;
ф - группа факторов, раскрывающих масштаб бизнеса;
ф2 - группа факторов, характеризующих общественно экономическую значимость бизнеса или конкретного инновационно-инвестиционного проекта.
Оценка масштаба бизнеса для действующих предприятий производится на основе анализа отчетных ретроспективных данных (как среднее значение за последние 3 года).
Оценка масштабов бизнеса для вновь открываемых предприятий должна производиться на основе данных бизнес-планов предприятий с корректировкой по данным предприятий-аналогов и их объемов продаж с одного рабочего места (производительности труда в соответствии с традиционной терминологией).
Таким образом, оценка цены патента должна быть прямо пропорциональной масштабам бизнеса и обратно пропорциональной общественно экономической и инновационной значимости предприятия.
Обоснование цен патентов в зависимости от масштабов бизнеса и его общественной значимости представлено в таблице.
В данном случае имеется в виду, что максимальный объем продаж малого предприятия принят на уровне 100 млн руб. (хотя может быть принято и боль-
Оценка цены патента в зависимости от масштабов и общественно экономической значимости бизнеса, руб.
Масштаб бизнеса, руб. Уровень общественно экономической значимости и инновационности бизнеса
0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1
100-106 20 000 000 10 000 000 6 666 667 5 000 000 4 000 000 3 333 333 2 857 143 2 500 000 2 222 222 2 000 000
90-106 18 000 000 9 000 000 6 000 000 4 500 000 3 600 000 3 000 000 2 571 429 2 250 000 2 000 000 1 800 000
80-106 16 000 000 8 000 000 5 333 333 4 000 000 3 200 000 2 666 667 2 285 714 2 000 000 1 777 778 1 600 000
70-106 14 000 000 7 000 000 4 666 667 3 500 000 2 800 000 2 333 333 2 000 000 1 750 000 1 555 556 1 400 000
60-106 12 000 000 6 000 000 4 000 000 3 000 000 2 400 000 2 000 000 1 714 286 1 500 000 1 333 333 1 200 000
50-106 10 000 000 5 000 000 3 333 333 2 500 000 2 000 000 1 666 667 1 428 571 1 250 000 1 111 111 1 000 000
40-106 8 000 000 4 000 000 2 666 667 2 000 000 1 600 000 1 333 333 1 142 857 1 000 000 888 889 800 000
30-106 6 000 000 3 000 000 2 000 000 1 500 000 1 200 000 1 000 000 857 143 750 000 666 667 600 000
20-106 4 000 000 2 000 000 1 333 333 1 000 000 800 000 666 667 571 429 500 000 444 444 400 000
10-106 2 000 000 1 000 000 666 667 500 000 400 000 333 333 285 714 250 000 222 222 200 000
5-106 1 000 000 500 000 333 333 250 000 200 000 166 667 142 857 125 000 111 111 100 000
1-106 200 000 100 000 66 667 50 000 40 000 33 333 28 571 25 000 22 222 20 000
шее значение), а максимальные значения интегрального критерия общественной экономической значимости и инновационности бизнеса приняты равными 1.
На основании представленной таблицы регионально-муниципальные органы управления (на основе представленной малым предприятием, органами статистики и налоговой инспекцией информации) могут определить цену патента.
Кроме табличной методики может быть предложено и аналитическое выражение формулы для установления цены патента:
" V. 1
50 1п
СР =
где СР - цена патента;
Vc - масштаб бизнеса, соответствующий строке в таблице;
10 - интегральный критерий оценки общественно экономической и инновационной значимости бизнеса. Диапазон значений интегрального критерия изменяется от минимального значения, близкого к 0,1, до 1.
Приведем примеры оценки цен патентов. Так, при объеме продаж в 1 млн руб. и значении интегрального критерия общественной инновационной значимости, равного 1, цена патента будет составлять 20 тыс. руб. При объеме продаж в 1 млн руб. и значении интегрального критерия общественной инновационной значимости, равного 0,5 (среднее значение), цена патента будет составлять 40 тыс. руб. Наконец, при объеме продаж в 1 млн руб. и значении интегрального критерия общественной инновационной значимости, равного 0,1 (низкая общественная значимость и низкая инновационность), цена патента будет составлять 200 тыс. руб.
Аналогичные примеры можно привести и для других величин объема продаж (строки таблицы) и значений интегрального критерия общественной инновационной значимости (столбцы таблицы).
Предложенные оценки цен патентов, дифференцированные с учетом величин указанных факторов-аргументов, являются, с точки зрения авторов, оптимальными.
В данном случае имеется в виду, что цена патента при самой лучшей для бизнеса ситуации, когда значение интегрального критерия общественной инновационной значимости равно 1, цена патента будет составлять 1/50 к объему продаж. И, наоборот, для самого неэффективного бизнеса цена патента будет составлять 1/5 объема продаж (20 %).
Остановимся теперь на методике оценки обобщенного критерия общественной инновационной значимости бизнеса предприятий или конкретного инновационно-инвестиционного проекта 10.
Экспресс-методика оценки 10 может быть основана на расчете этого параметра в виде среднего значения следующих компонент:
1о = (I + I2 + 13 )/3, где Iх - количество рабочих мест, создаваемых бизнесом (проектом), по отношению к лучшему значению из всех предлагаемых проектов;
12 - поступление доходов в бюджеты в расчете на одно рабочее место по отношению к лучшему значению из всех предлагаемых проектов;
13 - уровень инновационности бизнеса (проекта). Далее 11 определяется по формуле
!.=■ 1
I
где 11 - количество рабочих мест, созданных на рассматриваемом предприятии; Л лз - лучшее значение показателя из всех предлагаемых проектов. Далее 12 определяется по формуле
ДБ
Далее
12 =-
РМ
(
ДБ
у
VРМ у
где ДБ - поступление доходов от предприятия в бюджеты всех уровней;
РМ - количество создаваемых рабочих мест в абсолютном измерении;
ДБ'
РМ *
предлагаемых.
Оценку уровня инновационности бизнеса (проекта) можно производить на основе определения комплексного (интегрального) критерия степени инновационности.
Комплексный (интегральный) критерий степени инновационности развития и функционирования малого предприятия включает экспертную долевую оценку общего критерия степени иннова-ционности по ресурсоемкости и десяти локальных показателей, которые усредняются в соотношении 2/3 к 1/3 (имеется в виду, что уменьшение ре-сурсоемкости экономики по значимости должно занимать 65 %):
г =10 1
13 = КСИ = 0,65 • УИ + 0,35-У К. —,
3 п ' п ' £ г 10
где КСИп - комплексный (интегральный) критерий степени инновационности развития и функционирования бизнеса (предприятия); УИп - уровень инновационности деятельности бизнеса (предприятия);
К. - коэффициент, показывающий уровень ин-новационности предприятия; 1 - локальный показатель (/ = 1.. .10).
Далее
К =-
iбаза)
где pi - значение локального показателя рассматриваемого предприятия, раскрывающего инновационную деятельность бизнеса; Р^база) - лучшее значение показателя по предприятиям или предлагаемым к реализации проектам.
Р(Т -1)
УЯп --1,
рп (Т)
лучшее значение показателя из всех
РП (Т — 1)
где Рп(Т -1) = —- ресурсоемкость предприятия на единицу добавленной стоимости в базовом периоде; р РП (Т)
Рп (Т) =--ресурсоемкость предприятия
ДС (Т)
на единицу добавленной стоимости в анализируемом периоде; где Рп - ресурсоемкость предприятия; РП - ресурсоемкость продукции; ДС - добавленная стоимость; Т - анализируемый период; 7—1 - базовый период.
Локальными показателями, используемыми для оценки степени инновационности, являются:
1) показатель объема рыночно перспективной инновационной продукции по степени новизны (новая продукция) в общем объеме продукции;
2) показатель объема рыночно перспективной инновационной продукции по степени новизны (усовершенствованная продукция) в общем объеме продукции;
3) показатель подготовки патентных заявок;
4) показатель получения охранных документов по заявкам на изобретения;
5) показатель получения охранных документов по заявкам на открытия;
6) показатель затрат на науку и инновации (всего), в том числе:
затраты на технологические инновации; затраты на продуктовые инновации;
7) показатель внутренних затрат на исследования и разработки;
8) показатель персонала, занятого исследованиями и разработками;
9) показатель уровня коммерциализации исследований и разработок к общему количеству исследований и разработок;
10) показатель доли продукции, реализуемой на мировом рынке.
Необходимо отметить, что представленная методика может использоваться и для ситуации, когда в качестве объекта для сравнения будут выбраны не конкретные инновационно-инвестиционные проекты, а сами предприятия. Однако в этом случае в качестве базы для расчета относительных значений (знаменатели для расчета 11 и 12) следует исполь-
2
зовать лучшее значение результатов деятельности предприятий из группы предприятий, которые представят свои данные для получения патента к данному заседанию экспертной комиссии по установлению цены патентов.
Так, если данные представят 10 предприятий, то в качестве базы для расчета относительного значения (чтобы выйти на шкалу [0:1]) следует использовать показатели лучшего из 10 предприятий, подставив соответствующую цифру в знаменатель формул для расчета 11,12.
Таким образом, предложенная модель установления цены патента весьма удобна и наглядна, она позволяет одновременно обеспечить большую
справедливость в налогообложении малого бизнеса и повысить эффективность, целенаправленность его налогового регулирования.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31.07.1998 .№ 146-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2012 .№ 94-ФЗ (в ред. от 03.12.2012). Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
ШАНСЫ КРЕДИТ
Лучшие журналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков
Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721 -85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru