3(45) - 2011
Налоги и налогообложение
УДК 336.221.2
налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей
от сдачи имущества в аренду
в комплексе мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства
Г. я. ЧУХНИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: [email protected]
в. с. голованова,
преподаватель кафедры теории финансов, кредита и налогообложения E-mail: [email protected] Волгоградский государственный университет
В статье проанализирована основная структура малого предпринимательства Волгоградского региона. Разработаны основные положения налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, при операциях с недвижимостью.
Ключевые слова: налог, доход, рынок, экономика, стоимость, объект, недвижимость, аренда, имущество, предпринимательство, патент, ставка.
Малые предприятия как наиболее гибкая, динамичная, адаптируемая к конъюнктурным колебаниям рынка форма бизнеса способны решать многие социально-экономические и политические проблемы.
Во всех отраслях экономики Волгоградского региона присутствует малое предпринимательство. В социальном аспекте это занятость и качество
жизни, обеспечение жителей необходимыми товарами и услугами; в экономическом — вклад в валовой региональный продукт, повышение качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства.
По итогам 2008 г. количество малых предприятий в Волгоградской области (без учета микропредприятий) составило 14,6 тыс. со средней численностью работников 262,8 тыс. чел. (113 % к предыдущему году). Оборот малых предприятий составил 200 млрд руб. (127,5 %), или 22 % общего оборота организаций региона. Инвестиции в основной капитал — 7,4 млрд руб. (118 % к предыдущему году). Количество индивидуальных предпринимателей — 73,4 тыс. (108 %). В малом бизнесе области было занято около 350 тыс. чел., что составило 28 % от общей численности занятых в экономике региона [7].
С конца 2008 г. на развитие малого предпринимательства стали влиять снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность, снижение спроса на продукцию, сокращение доступа к дополнительным финансовым ресурсам, высокая арендная плата и др. Снижение интенсивности развития субъектов малого предпринимательства отразилось на поступлении налогов в бюджеты всех уровней. В I полугодии 2009 г. в упрощенной системе налогообложения (УСН), по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) наблюдалось снижение поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области — соответственно 95,1 и 47,7 %. По единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) сохранилась положительная динамика поступлений — 103,7 %.
Для сохранения действующих субъектов малого предпринимательства (СМП) и их экономической устойчивости, предотвращения сокращения численности наемных работников в Волгоградской области реализуются меры государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе антикризисного характера.
На снижение издержек по ведению предпринимательской деятельности направлен комплекс мер финансовой поддержки, предоставляемой областным управлением развития предпринимательства. В 2008 г. государственную поддержку получили около 600 СМП. В 2009 г. уже оказана поддержка более 300 субъектам малого предпринимательства [7].
Существенный потенциал для предпринимательства представляет собой снижение издержек субъектов малого бизнеса на уплату налоговых платежей. В Волгоградской области принят закон от 10.02.2009 №1845-ОД о снижении процентной ставки по упрощенной системе налогообложения в случае, когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, с 15 до 5 % для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в строительстве и обрабатывающих производствах.
Для субъектов малого бизнеса с 01.01.2009 по 01.07.2010 были установлены преференции на участие в приватизации, заключающиеся во введении на указанный срок внеконкурсного способа приватизации — выкупа арендуемого в течение не менее трех лет государственного и/или муниципального имущества. Арендуемая площадь при реализации преимущественного права на приобретение указанного имущества субъектами малого и среднего
предпринимательства не может превышать 1 тыс. м2, а срок рассрочки оплаты приобретаемой недвижимости не может превышать шести лет [7].
В течение последнего времени в области наблюдается положительная динамика количества индивидуальных предпринимателей. На 01.10.2008 их было 72,3 тыс. чел., что составило 109 % относительно аналогичного периода 2007 г.
Как и малые предприятия, наибольшее количество индивидуальных предпринимателей занято оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (58 %). 11 % работают в сфере транспорта и связи, 8 % осуществляют операции с недвижимым имуществом, 7 % заняты в сельском хозяйстве и более 4 % — в производстве [7].
Часть субъектов малого предпринимательства платит налоги по специальным налоговым режимам (СНР), рост налоговых поступлений по которым за девять месяцев 2008 г. относительно аналогичного периода 2007 г. составил 37,2 %. Волгоградская область занимала второе место в Южном федеральном округе по темпу роста после Ростовской — там 38,9 % [7]. Дифференцированно картина выглядит так:
• по УСН — 156,4 % (1 146,7 млн руб., в том числе в консолидированный бюджет региона — 963,4 млн руб.);
• по ЕНВД — 115,2 % (соответственно 874,1 млн и 786,7 млн руб.);
• по ЕСХН - 237,5 % (83,4 млн и 75 млн руб.) [7]. Доля налогов по специальным режимам в
общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона составила в 2008 г. 4,9 %.
Кроме того, субъекты малого предпринимательства уплачивают налоги по общей системе налогообложения. В результате доля налоговых поступлений от сферы малого бизнеса в консолидированный бюджет Волгоградской области составила более 16 % [7].
По данным управления развития предпринимательства областной администрации, такой вид предпринимательской деятельности, как сдача имущества в аренду, не выделена в видовой разбив -ке, хотя ни для кого не секрет, что не все жители Российской Федерации обладают имуществом, принадлежащим им на праве собственности. В связи с этим возникает необходимость снимать жилье на основании договоров аренды. Денежные средства, поступающие от данного вида услуг,
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения
поступают к собственникам жилья и чаще всего не попадают в федеральный бюджет.
Извлечение дохода от использования собственного имущества можно определить как предпринимательскую деятельность. Из этого следует: все арендодатели могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем доходы от пользования имуществом, принадлежащим физическим лицам на праве личной собственности, могут быть получены лишь в случае, если такие лица сами осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием данного имущества. В случаях сдачи имущества в аренду именно арендатор осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием арендованного имущества; при этом согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью [9, с. 83-85].
Государственная поддержка малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям создает условия, позволяющие закреплять свои позиции в экономике, самостоятельно развиваться и оказывать позитивное влияние на социально-экономические показатели [5]. Основным видом государственной поддержки является создание специальных налоговых режимов - особых условий по сравнению с общим режимом налогообложения основной массы налогоплательщиков.
Специальный налоговый режим как организационно-финансовая категория представляет собой особо специфически построенную систему налогов и налогообложения для ограниченных категорий налогоплательщиков, видов деятельности и отраслей, основанную на едином налоге в той или иной его форме и ограниченном количестве сопутствующих налоговых платежей для упрощения налогообложения, более полной реализации его принципов и достижения на этой основе наибольшего фискального и регулирующего эффекта.
Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может проявляться, во-первых, в виде упрощения общей системы налогов и налогообложения, учета и отчетности (не обязательно влекущего за собой снижение налогового бремени); во-вторых, в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.
Теоретически можно предположить еще один тип налогового регулирования — установление на-
логовых льгот внутри СНР в форме освобождения отдельных налогоплательщиков от уплаты единого и (или) других сопутствующих налогов. Однако в целом такой подход нецелесообразен, поскольку он противоречит сущности специального механизма налогообложения.
Специальный налоговый режим должен быть построен таким образом, чтобы уже сам по себе перевод плательщиков на него представлял собой определенное налоговое послабление в виде упрощения налогообложения, сокращения затрат на уплату налогов и установления налогового бремени на уровне, устраивающем и государство, и налогоплательщиков. Введение же внутрире-жимных индивидуальных налоговых льгот ведет к нарушению принципов равенства, справедливости и всеобщности налогообложения [1, с. 291].
Таким образом, вопрос об эффективности налогового регулирования через специальную налоговую систему сводится к рациональному решению вопросов о составе дополнительных (к единому платежу) налогов, о границах налоговых ставок и эффективной базе обложения единым налогом.
Регулирующие свойства специального налогового режима могут наиболее полно раскрыться лишь при условии рационального упрощения системы налогообложения и установления оптимального уровня ставки единого налога, а также обеспечения максимально возможной нейтральности механизма обложения единым налогом по отношению к показателям экономической активности налогоплательщиков.
Регулирующие способности СНР во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Они по возможности не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.
Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, подпадающей под специальный режим. Поэтому приходится принимать в качестве налоговой базы валовой или чистый (без расходов) доход налогоплательщика. В любом случае фактическая доля единого налога, устанавливаемая в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо стоимостному или натуральному показателю, не должна увеличиваться с ростом производительности труда и капитала.
Одним из способов налогообложения доходов предпринимателей, осуществляющих сдачу жилого имущества в аренду, является упрощенная система
налогообложения на основе патента. Это разновидность упрощенной системы налогообложения. Цель ее введения — поддержка и легализация самозанятого населения.
Это новое правило налогообложения малого бизнеса введено Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Применение УСН на основе патента не является обязательным — индивидуальные предприниматели самостоятельно принимают решение о переходе на эту систему налогообложения: они могут платить налоги в общем порядке, предусмотренном УСН для остальных видов деятельности.
Новая система налогообложения принципиально отличается от ранее действовавшей и построена на принципе вмененного дохода, т. е. не зависит от конечных результатов деятельности налогоплательщика и в этом смысле близка к системе налогообложения по ЕНВД. Стоимость патента увязывается с потенциально возможным к получению годовым доходом индивидуального предпринимателя, который определяется расчетным путем.
Переход на применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется согласно соответствующим законам субъектов, которые имеют право в пределах перечня, данного в НК РФ, определять виды предпринимательской деятельности, к которым разрешено применение индивидуальными предпринимателями УСН на основе патента, а также размер их возможного годового дохода.
На основании изложенного можно сделать вывод: чтобы индивидуальные предприниматели могли работать на основе патента, они должны выполнить четыре условия:
1) у индивидуального предпринимателя, который хочет получить патент, не должно быть сотрудников, работающих по трудовому или гражданско-правовому договору;
2) индивидуальный предприниматель должен заниматься одним из 69 видов деятельности, которые указаны в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ;
3) органы власти субъекта Российской Федерации, где работает индивидуальный предпринима-
тель, должны принять соответствующий закон;
4) индивидуальный предприниматель должен стоять на учете в той налоговой инспекции, в которую он подает за один месяц до начала работы по УСН на основе патента заявление.
Упрощенная система налогообложения на основе патента не предполагает наличия привычных объектов налогообложения. Вместо реального дохода, полученного налогоплательщиком, он имеет дело с потенциально возможным к получению доходом по данному виду деятельности за год (п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ) [4].
Кроме того, индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, должны также соблюдать общие условия работы по УСН, касающиеся предельного размера дохода и стоимости основных фондов и нематериальных активов, которые регламентируются соответствующими нормами законодательства. При нарушении перечисленных условий индивидуальный предприниматель лишается патента и переходит на общий режим налогообложения.
Так как индивидуальные предприниматели, купившие патент, не платят единого налога, у них не возникает обязанности по заполнению книги учета доходов и расходов, а значит, они не должны сдавать налоговую декларацию.
Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что оплата патента заменяет уплату следующих налогов:
— единого налога с доходов или с разницы между доходами и расходами;
— налога на доходы физических лиц и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности;
— налога на имущество, применяющееся в бизнесе;
— НДС, за исключением НДС, связанного с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Как было рассмотрено, схема построения нового вида налогообложения индивидуальных предпринимателей осуществляется по принципу обложения вмененного дохода и в определенной степени близка к принципу построения ЕНВД. На первый взгляд, имеются только различия в технике расчета.
Патент — это фиксированная сумма, которую платит индивидуальный предприниматель за право заниматься определенным видом деятельности. Годовая стоимость патента равняется потенциально возможному годовому доходу налогоплательщика,
ФИНАНСОВАя АНАлИтИкА
проблемы и решения
умноженному на ставку налога. При этом ставкой налога признается ставка, применяемая в соответствии с действующим законодательством по УСН для индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде дохода, т. е. 6 %.
Очевидно, что большинство субъектов Российской Федерации пока не приняло соответствующих законов, поскольку они не пришли к единому мнению о методике построения механизма расчета стоимости патента, заключающегося в определении потенциально возможного годового дохода налогоплательщика.
Налоговый кодекс Российской Федерации допускает, что вырабатывая региональное законодательство, региональные органы власти могут дифференцировать потенциально возможный годовой доход налогоплательщика с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности на их территории, как это предусмотрено для тех индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством по ЕНВД перешли на уплату единого налога.
Если вид деятельности, предусмотренный для возможного применения УСН на основе патента, входит в перечень видов предпринимательской деятельности, установленный п. 2 ст. 346.26 НК РФ для ЕНВД, то размер потенциально возможного годового дохода по данному виду деятельности не должен превышать величины базовой доходности, установленной для соответствующего вида главой 26.3 кодекса, умноженной на 30. При этом базовая доходность является по определению условной месячной, а не годовой доходностью в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, т. е. увеличение потенциально возможного годового дохода не может быть больше, чем в 2,5 раза по сравнению с базовой доходностью по ЕНВД, рассчитанной на год на одну единицу физического показателя деятельности [3].
Патент можно получить на следующие сроки: квартал, полугодие, девять месяцев, год. Стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент, и равняется S, и s соответственно. Индивидуальные предприниматели имеют право уменьшить стоимость патента на сумму уплаченных за соответствующий период пенсионных взносов, но не более чем на 50 %.
Патент оплачивается двумя платежами: треть стоимости патента оплачивается не позднее 25 дней после дня начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента; оставшаяся
часть — не позднее 25 дней после дня окончания периода, на который выдавался патент.
Чтобы перейти на патентную «упрощенку», предприниматель должен подать в налоговую инспекцию по месту регистрации заявление на получение патента. Получив заявление, инспекторы в течение 10 дней обязаны выдать патент или уведомить предпринимателя об отказе. Получив патент, предприниматель приобретает право работать по нему с первого числа первого месяца квартала [8].
Упрощенная система налогообложения на основе патента для деятельности «сдача квартир в аренду» введена лишь в некоторых субъектах Российской Федерации: Калининграде, Республике Бурятия, Пермском крае, Республике Коми, Приморском крае, Краснодаре и Краснодарском крае, Самарской области. Критерием определения годовой стоимости патента в законе «О применении упрощенной системы на основе патента» в каждом из вышеперечисленных субъектов РФ является размер годовой стоимости аренды квартиры с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности. Основными особенностями являются географическое местонахождение жилого помещения, численность населения в населенных пунктах.
Так, в Самарской области и Краснодарском крае установлена фиксированная стоимость патента для городских округов и областей, а в Пермском и Приморском краях к размеру годового дохода введены корректирующие коэффициенты (0,9; 0,8; 0,7), которые дифференцируют установленный годовой доход с учетом места и условий ведения предпринимательской деятельности. Коэффициенты вводятся на основании п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ. Понижение коэффициента определяет отдаленность от центра края.
В настоящее время законы о применении УСН на основе патента приняты в 42 субъектах РФ, причем некоторые совсем недавно. По имеющейся информации, очень малое количество индивидуальных предпринимателей в регионах переходит на УСН на основе патента. Например, в Республике Коми по состоянию на 01.01.2007 их было 13 чел., на 01.11.2007 — всего 23 чел. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах. По данным Федеральной налоговой службы, на 01.01.2007 общее количество предпринимателей, перешедших на патентную систему, составило всего 726 чел.
Сдача имущества в аренду как вид предпринимательской деятельности входит в перечень услуг,
предоставляемых по патенту, и приведена в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ.
Приобретение патента для арендодателя — индивидуального предпринимателя создает выгодные условия для осуществления деятельности, так как аренда по своей природе имеет как систематический, так и периодический характер.
Принятие закона по такому виду деятельности является трудоемким процессом и осложнено рядом существенных признаков, по которым необходимо установить размер потенциально возможного годового дохода.
Авторы считают, что принятие закона об упрощенной системе налогообложения на основе патента применительно к сдаче квартир в аренду сулит определенные преимущества:
— уплата фиксированной стоимости патента всегда лучше уплаты процентной доли налога;
— в случае краткосрочной аренды возможно приобретение патента на определенный срок;
— отпадает обязанность заполнять декларацию о доходах;
— не требуется платить налог на доход от предпринимательской деятельности и единый социальный налог.
В связи с этим произведем расчет годового дохода от данного вида деятельности с учетом существенных факторов, влияющих на формирование ставок арендной платы за жилую площадь, и выведем оценочные значения чувствительности арендной цены к данным факторам в виде поправочных коэффициентов, вводимых в базисные ставки, соответствующие средним, наиболее часто встречающимся условиям.
Проведенный авторами анализ стоимости аренды жилья в г. Волгограде свидетельствует о наличии значительного диапазона цен, на который влияют не только соответствие спроса и предложения, но и ряд других факторов. Пределы изменения стоимости аренды жилья в городе в 2008—2009 гг. в зависимости от вида квартиры и места ее расположения приведены в табл. 1.
Из анализа приведенных данных выходит: величина арендной платы за жилые помещения находится под сильным воздействием размеров помещения и места расположения (как, впрочем, и других, не отраженных в таблице факторов), приводящих к наличию указанных в таблице «вилок» цен. Во избежание всплесков и падений цен, способных возбуждать неблагоприятные социальные последствия, а также для обеспечения полноты взимания налога на доходы владельцев сдаваемой жилой площади необходимо
Таблица 1
Стоимость жилья в г. Волгограде, руб. /мес.
Тип жилого помещения Район
Советский, Дзержинский, Тракторозавод-ской, Красно-октябрьский Центральный, Ворошиловский Кировский, Красноармейский
Комната (18 м2) 1 500—5 000 2 500—5 000 1 500—3 000
Однокомнатная квартира 7 000—12 000 8 000—15 000 5 000—9 000
Двухкомнатная квартира 8 000—15 000 9 000—35 000 5 000—9 000
Трехкомнатная квартира 10 000—15 000 13 000—35 000 8 000—10 000
Четырехкомнатная квартира 13 000—40 000 20 000—40 000 13 000—15 000
Источник: данные СМИ за 2008—2009 гг.
мягкое регулирование ставок арендной платы со стороны региональной власти путем установления нормативов, пределов изменения цен.
Авторы уверены: принятие в Волгоградской области закона «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги по временному размещению и проживанию» решит одновременно несколько задач. Во-первых, произойдет корректировка ценообразования в аренде жилья. Во-вторых, упрощение налогообложения приведет к снижению административных издержек по проверке налогоплательщиков.
В ряде случаев специальные режимы налогообложения (а патент является по сути таковым) направлены на уменьшение возможности ухода от налогов, что помимо всего прочего может служить более справедливому распределению налогового бремени.
Перейдем к расчету годового дохода от сдачи жилого помещения в аренду в г. Волгограде. Единый налог на вмененный доход по данному виду деятельности не введен, поэтому необходимо учесть следующее. Налогообложение доходов от сдачи в аренду квартир по УСН на основе патента входит в перечень видов деятельности, в отношении которых может быть введен ЕНВД (п. 2 ст. 346.26). При предоставлении квартиры в аренду юридическим лицам составляется договор аренды жилого помещения, и в этом случае налог на доходы от сдачи имущества физического лица удерживает налоговый агент — юридическое лицо.
При сдаче имущества в пользование физическим лицам составляется договор найма жилого помещения, и налог на доходы от сдачи имущества в
ФИНАНСОВАя АНАлИтИкА
проблемы и решения
наем уплачивает арендодатель. Размер потенциально возможного годового дохода индивидуального предпринимателя не может превышать величины базовой доходности, т. е. максимальной по городу стоимости арендуемого жилья в месяц, установленной для данного вида деятельности, увеличенной в 30 раз (п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ).
На основании данных табл. 1, в которую включены действующие показатели стоимости арендуемого жилья, установим максимальную базовую доходность по данному виду деятельности в городе в размере 40 000 руб. /мес. Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода составляет 40 000 руб. х 12 мес. = 480 000 руб.
Определим, превышает ли величина предлагаемого нами годового дохода тридцатикратную базовую доходность, которая составит 40 000 руб. х 30 = 1 200 000 руб.
Предлагаемый размер потенциального годового дохода в регионе меньше установленного ограничения. Учитывая варьирование арендных ставок, определяющееся местонахождением жилого помещения, к размеру годового дохода по аналогии с другими регионами, в которых действует налогообложение доходов от сдачи имущества в аренду на основе патента (Пермский край, Приморский край), необходимо ввести коэффициент, который дифференцирует установленный годовой доход с учетом места и условий ведения предпринимательской деятельности. Коэффициент упрощает форму расчета суммы по патенту (табл. 2).
Расчет годовой стоимости патента в соответствии с п. 6. ст. 346.25.1 НК РФ определяется путем умножения потенциально возможного дохода индивидуального предпринимателя на налоговую ставку, определенную в соответствии с п. 1 ст. 346.20 НК РФ, т. е. на 6 %.
Таблица 2
Коэффициент по отношению дохода от аренды имущества
Номер Базовая доходность, руб. /мес. Годовой доход, руб. Коэффициент
1 40 000 480 000 1
2 36 000 432 000 0,9
3 32 000 484 000 0,8
4 28 000 336 000 0,7
5 24 000 288 000 0,6
6 20 000 240 000 0,5
7 16 000 192 000 0,4
8 12 000 144 000 0,3
9 8 000 96 000 0,2
10 4 000 48 000 0,1
Таким образом, годовая стоимость патента будет определяться по формуле ГС=ДПх 6 %, где ГС— годовая стоимость патента; ДП — потенциально возможный доход предпринимателя.
Пример 1. Рассчитаем годовую стоимость патента для установленного нами максимально возможного годового дохода. Она составит 480 000 х 6 % = 28 800руб.
Пример 2. Рассчитаем годовую стоимость патента для минимально возможного годового дохода. Возьмем показатель минимального годового дохода за аренду жилья (табл. 2 порядковый номер 10) — в размере 48 000руб. Для этого нам необходимо использовать коэффициент, который соответствует минимальному годовому доходу (при доходе 48 000руб. — 0,1): 48 000 х 0,1 х 6 % = 288руб.
Согласно п. 3ст. 346. 25.1 НК РФ патент выдается на выбор из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, девять месяцев и год. Иными словами, индивидуальный предприниматель не обязательно должен начать применение патента с 1 января года — это может быть также 1 апреля, 1 июля или 1 октября.
Пример 3. Будем использовать данные рассмотренного нами примера с годовым доходом 480 000руб. Пусть началом осуществления деятельности будет 1 января 2009г., а патент приобретен на полгода, т. е. до 30 июня 2009г.
Годовая стоимость патента 28 800руб. (480 000 х 6 %). Поскольку патент куплен на полгода, индивидуальный предприниматель должен будет заплатить 28 000:2 = 14 400руб., при этом1/, т. е. 9 600руб. -не позднее 25 июля 2009г.
Согласно п. 1 ст. 346. 25.1 НК РФ на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в рамках УСН на основе патента, распространяются нормы, установленные ст. 346.11—346.25 кодекса. Следовательно, такие предпринимали, как и «упрощенцы» с объектом налогообложения «доходы», могут уменьшить сумму налога (годовой стоимости) на сумму страховых платежей на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50 % (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), в том числе плательщики ЕНВД. В новой редакции изложена ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Введено понятие уплаты страховых взносов в размере, определяемом из стоимости страхового года [6].
Лица старше 1967 года рождения уплачивают страховые взносы в ПФР только на страховую часть пенсии.
Размер страховых взносов определяется по формуле: минимальный размер оплаты труда (МРОТ) х тариф страхового взноса х 12.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы.
На 2010 г. установлены тарифы:
• в ПФР — на выплату страховой части пенсии для лиц 1966 года рождения и старше — 20 %; для лиц 1967 года рождения и моложе — 14 %; на выплату накопительной части пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе — 6 %;
• в ФФОМС — 1,1 %;
• в ТФОМС — 2,0 %. Итого: 23,1 %.
С 2011 г. устанавливаются следующие тарифы страховых взносов:
• в ПФР — на выплату страховой части пенсии для лиц 1966 года рождения и старше — 26 %; для лиц 1967 года рождения и моложе — 20 %; на выплату накопительной части пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе — 6 %;
• в ФФОМС — 2,1 %;
• в ТФОМС — 3,0 %. Итого: 31,1 %.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельными платежными документами в каждый внебюджетный фонд.
За несвоевременную уплату страховых взносов начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется в ПФР до 1 марта следующего года, начиная с предоставления расчета за 2010 год.
Учитывая, что стоимость патента — это тоже налог, неполная или несвоевременная оплата патента влечет начисление пеней и может быть осно-
ванием для взыскания штрафа [2, с. 45]. Неуплата или неполная уплаты сумм налога согласно ст. 122 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, а в случае умышленной неуплаты — 40 % от неуплаченной суммы налога.
В результате предпринимаемых мер проводимая государственная политика в Волгоградской области, направленная на обеспечение благоприятных условий для развития и сохранения бизнеса, позволит укрепить его формы развития и предотвратит сокращение количества субъектов малого предпринимательства и их оборота вследствие кризисных явлений в экономике страны.
Список литературы
1. Барулин С. В. Теория и история налогообложения: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006.
2. Васильева М. Патентная упрощенка // Малая бухгалтерия. 2006. № 1.
3. Малис Н. И. Об упрощенной системе налогообложения на основе патента // Налоговый вестник. 2006. № 8. URL: http://www.nalvest. ra/articles/3966.html?p.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (по сост. на 25.01.2007). М.: Юрайт-Издат, 2006. 584 с.
5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
6. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212.
7. Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области [сайт]. URL: http://www.urp volcity.ru.
8. Худина Г. Упрощенка на основе патента. URL: http://www.rlerk.ru.
9. Юрьева Н. Т. Является ли сдача гражданами имущества в аренду предпринимательством? // Налоговый вестник. 2004. № 12.
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
проблемы и решения