Научная статья на тему 'Обоснование перспективных направлений инновационного развития инфраструктуры Сахалинской области'

Обоснование перспективных направлений инновационного развития инфраструктуры Сахалинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE ECONOMY / AN INFRASTRUCTURE / ADMINISTRATIVE DECISIONS / STIMULATION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова А. И., Колотовкина И. Ю.

Основным и первостепенным направлением инновационного развития Сахалинской области является обеспечение соответствующих условий для осуществления инновационных процессов в регионе, это стимулирование и поддержка региональными властями и лично губернатором создания инновационной инфраструктуры и инфраструктурной индустрии. В статье приведены и другие рекомендуемые направления инновационного развития экономики Сахалинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR PROSPECTIVE AREAS INNOVATION INFRASTRUCTURE SAKHALIN REGION

The basic and paramount direction of innovative development of the Sakhalin region is maintenance of corresponding conditions for realization of innovative processes in region, is a stimulation and support by the regional authorities and personally the governor creation of an innovative infrastructure and the infrastructural industry. In article other recommended directions of innovative development of economy of the Sakhalin region are resulted also.

Текст научной работы на тему «Обоснование перспективных направлений инновационного развития инфраструктуры Сахалинской области»

ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Кузнецова А.И., д.э.н., проф., ФАОУ ДПО ГАСИС, Колотовкина И.Ю., соискатель ФАОУ ДПО ГАСИС

Основным и первостепенным направлением инновационного развития Сахалинской области является обеспечение соответствующих условий для осуществления инновационных процессов в регионе, - это стимулирование и поддержка региональными властями и лично губернатором создания инновационной инфраструктуры и инфраструктурной индустрии. В статье приведены и другие рекомендуемые направления инновационного развития экономики Сахалинской области.

Ключевые слова: инновационная экономика, инфраструктура, управленческие решения, стимулирование инноваций.

RATIONALE FOR PROSPECTIVE AREAS INNOVATION INFRASTRUCTURE SAKHALIN REGION

Kuznetsov A., Doctor of Economics, Professor, FAOUDPO GASIS,

Kolotovkina I., the applicant, FAOU DPO GASIS

The basic and paramount direction of innovative development of the Sakhalin region is maintenance of corresponding conditions for realization of innovative processes in region, is a stimulation and support by the regional authorities and personally the governor creation of an innovative infrastructure and the infrastructural industry. In article other recommended directions of innovative development of economy of the Sakhalin region are resulted also.

Keywords: innovative economy, an infrastructure, administrative decisions, stimulation of innovations.

Перспектива развития современной экономики регионов в Российской Федерации в огромной степени зависит от стимулирования использования инноваций. В настоящее время в региональной экономике наблюдаются тенденции ускорения инновационных процессов вложением труда и средств развития в инновационные системы. Многие хозяйствующие субъекты осуществляют инновационную деятельность на основе упорядочения систем управления инновациями, способных к созданию внутренних факторов саморазвития и обеспечению успешного и прогрессивного функционирования производительных сил и организационно-экономических отношений. Однако деятельность отдельно взятых субъектов хозяйствования, не может привести к внедрению инновационного пути развития экономики целого региона. Таким образом, следует говорить об инновационной деятельности в масштабах таких субъектов как государство, регион, край, область.

Анализ и изучение теоретических аспектов формирования инновационной экономики отдельных регионов показал определенную достаточность рекомендаций, обобщенного практического опыта и научных методов применения инноваций в регионах. Например, г. Москвы, Московской, Нижегородской, Томской, Тверской и других областей, республик Татарстан, Башкортостан и других, определенные достижения в развитии инновационной экономики и высокий рейтинг инновационной активности этих регионов

В то же время вызывает особую озабоченность крайне медленное инновационное развитие периферийных островных восточных регионов России. Например, значительно отстает Сахалинская область, что подтверждают результаты рейтинга, проведенного НАИ-РИТ (национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, 17.05.2011 г., новости на ITSZ Новости на NN1^. Сахалинская область имеет индекс инновационной активности

0,0056; место в рейтинге 2010 г. - 74; место в рейтинге 2009 г. - 74, что свидетельствует о низкой инновационной активности; в то же время, например, у Московской области - соответственно следующие показатели: 0,35358; 2; 6. - что характеризует высокую инновационную активность. Органы государственной власти Сахалинской области ставят целью своей деятельности законодательное и нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности; координацию деятельности субъектов региональной инновационной системы, создание благоприятных условий развития соответствующей инфраструктуры и стимулирование инновационной деятельности. При этом Сахалинская область заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала. Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Сахалинской области, яв-

ляются ее инфраструктурная изоляция от остальной части России и наиболее развитых российских рынков (особенностью Сахалинской области является её островное положение, до ближайшей суши более 23 км.). Инфраструктурная неосвоенность территории Сахалинской области создает дискомфортные условия проживания и труда, тогда как именно инфраструктура должна выступать научно-техническим, социальным и экономическим императивом, т.е. условием радикального инновационного обновления основных фондов, распространения и освоения кластера базисных и волны улучшающих инноваций современного пятого и шестого технологического укладов.

Инфраструктура Сахалинской области - поле для инноваций. Формирование инфраструктурных условий как императив инновационного развития экономики региона и ответ на вызовы времени

- это последовательное решение системы уравнений в отношении функций, места, экономической целесообразности, социальных потребностей, технических задач, финансовых возможностей, ускорения инноваций и изменений. Экономика области как неотъемлемая и составная часть, входит в экономику РФ и, в первую очередь, региональной инфраструктурой, которая по своим масштабам должна обеспечивать безопасность страны.

Основу инновационного сектора составляют пять научно-исследовательских и проектных организаций Дальневосточного отделения Российской Академии наук, три отраслевых института, семь организаций и учреждений различных форм собственности, а также десять высших учебных заведения и филиалов. Инновационная инфраструктура Сахалинской области включает кредитные, консалтинговые, научные и образовательные организации региона, научно-экспертный совет при Правительстве Сахалинской области, общественные объединения и лизинговые компании.

На начало 2011 года численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 668 человек; персонал исследовательских организаций ежегодно сокращается на 5-10%.

Совокупные затраты на выполнение исследований и разработок в Сахалинской области из всех источников финансирования в 2010 году составили 669 млн. руб. (2008 год - 852,9 млн. руб., 2009 год - 801,9 млн. руб.).

Инновационно активными предприятиями Сахалинской области в 2009-2010 гг. являлись 14 организаций. Из них, 9 - по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области, 3 - по данным Роспатента, 1 -малое инновационное предприятие, получившее поддержку от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере, 1 - по результатам мониторинга инновационной активности хозяйствующих субъектов в сфере информационных технологий и программных продуктов, Наиболее активно инновационную деятельность вели предприятия пищевой и перера-

батывающей промышленности, рыбной и транспортной отраслей. Результаты научных исследований и инновационных разработок находят практическое применение в сельском хозяйстве, рыбопромышленном комплексе, нефтегазовой отрасли и других отраслях экономики региона.

Поддержка инновационной деятельности в Сахалинской области осуществляется в рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009 - 2011 годы», утвержденной постановлением администрации Сахалинской области от 16 февраля 2009 года № 45-па. В 2010 году из средств программы в форме субсидии оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере инноваций, на общую сумму 1 027,5 тыс. рублей, в том числе 822 тыс. рублей - их федерального бюджета.

Структурные сдвиги, происходящие в экономике Сахалинской области, связаны не только с изменением соотношения доли сферы производства и сферы услуг, но и с внутренними структурными изменениями в сфере инфраструктурных услуг, где появляются инновационные направления, вытесняющие морально устаревающие.

Однако, проведенный авторами анализ современного развития экономики региона показал:

1. «Перекос» в сторону сырьевого сектора при отсутствии адекватно растущей экономики межсекториального перетока капитала, низкую конкурентоспособность, низкую инвестиционную активность предприятий промышленности обрабатывающих отраслей, что консервирует отсталость ее перерабатывающих отраслей, значительно усложняет задачу модернизации экономики, не позволяет рассчитывать на существенное улучшение этого сектора экономики. В связи с этим, необходима разработка комплекса мер по стимулированию сфер экономики несырьевого сектора.

2. Недостаточно активная позиция бизнеса в развитии инновационной системы региона, нехватка собственных средств бизнеса для направления их на инновации;

3. Не восприятие предпринимателями высоко затратной инновационной деятельности, как перспективной в условиях накопления первоначального капитала;

4. Неблагоприятные условия, определяемые кредитными организациями для кредитования на цели закупки новых технологий и оборудования.

5. Слабое кадровое обеспечение инновационной системы, отсутствие института патентных поверенных.

6. Низкие темпы развития инновационной инфраструктуры

7. Формирование регионального бюджета за счет сырьевых и перерабатывающих отраслей решает только краткосрочные социально-экономические проблемы, но не долгосрочные, т.е. не работает на перспективу.

8. Неудовлетворительная реализация регионального бюджета. Выявлен тренд хронического не освоения бюджетных средств.

9. Непринятие своевременных управленческих решений по использованию бюджетных средств. Бюджет был исполнен с профицитом. Однако, освоение средств у некоторых распорядителей оценивается как низкое: неэффективно, не по целевому назначению; с нарушениями; с упущенными выгодами, с отвлечением бюджетных средств на прочие нужды; другие нарушения. С одной стороны - дополнительные доходы, профицит бюджета, миллиардные остатки средств на счетах, с другой - результаты исполнения расходов областного бюджета: ни по одному разделу не обеспечено их исполнение в полном объеме. Своевременно не использованы бюджетные средства для решения социально-экономических задач.

10. Экономическая безграмотность: распорядители финансовых средств сдали бухгалтерскую отчетность с нарушениями законодательства, что ставит под сомнение достоверность всего документа.

11. Социально - экономическое развитие области продолжается традиционным путем развития. Переход на инновационную экономику находится в зачаточном состоянии.

К основным направлениям инновационного развития Сахалинской области можно отнести следующие.

1. Среди инновационных направлений выделяется инфраструктурная индустрия. С учетом стратегических целевых установок социально-экономического развития региона возникает необходимость оценки не только эффективности инновационных проектов по развитию инфраструктуры как самостоятельного вида биз-

неса, но и влияния инфраструктурной индустрии на другие направления бизнеса и социальной сферы.

2. Перемещение акцентов от сырьевой экономики к технологическому пути развития. Нерационально и бесперспективно использование дохода от эксплуатации природных сырьевых ресурсов без переработки для повышения благосостояния общества, т.к. ведет к исчерпанию редких, невосполнимых полезных ископаемых.

3. Исправление несоответствий в региональной инновационной системе требует более сбалансированной инновационной политики, покрывающей более широкий спектр целей и задач. С точки зрения обеспечения необходимого баланса могут быть полезны следующие рекомендации:

- промышленное углубление и расширение, избавление зависимости от природных ресурсов в направлении высокотехнологичных секторов (включая услуги) и, прежде всего, к заброшенным в переходный период производствам;

- углубление существующих секторов промышленности: . технологическая модернизация через восприятие знаний, собственные инновационные усилия, а также восстановление прошлых и построение новых связей для их будущей конкурентоспособности;

- локомотивом развития инновационной деятельности в регионе должны стать крупные предприятия. Часто в качестве локомотивов модернизации предлагаются малые и средние предприятия. При правильных условиях стимулирования и особо внимательной поддержке руководством региона они могут преодолеть трудности и стать основой новых секторов роста;

- развитие производства следует связывать с устойчивым и интенсивно возрастающим потенциалом в сферах высоких технологий, основой которого является сохраненная и создаваемая промышленная и научно-техническая база, образованный и квалифицированный кадровый состав, формирование рыночной среды с соответствующими механизмами регулирования;

- преодоление ограниченных возможностей накопления капиталовложений и возрастающих инвестиционных потребностей возможно посредствам расширения производства наукоемкой конкурентоспособной продукции. Таким образом, инвестиции должны быть нацелены на инновационный путь развития, основанный на расширенном использовании новых ресурсосберегающих производственных технологий;

- последующий переход к инновационному социально-ориентированному типу развитию, что позволит резко расширить конкурентный потенциал региональной экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния;

- формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов и производственного капитала1;

- источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов и мировой конъюнктуры, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Инновационный путь развития позволяет повысить социальную устойчивость в обществе. В этом случае усиление социальной ориентированности экономического развития опирается на повышение региональной конкурентоспособности и эффективности, а не на перераспределение имеющегося богатства и социальную конфронтацию;

- разработка и реализация эффективной инновационной стратегии. Несбалансированность структуры производственной продукции и мощностей спровоцировала спад промышленного производства и избыток производственных мощностей, сокращение научно-экспериментальной базы и кадрового состава. Данная деформация отразилась в основном на предприятиях и отраслях с новейшими технологиями, научно-технический уровень которых являлся «флагманом» наукоемкой продукции и всей экономики в целом. Однако спад производства в высокотехнологичном секторе промышленности в переходный период был вызван и внешними факторами, такими как невостребованность производимой продукции. Но именно предприятия высокотехнологичных отраслей производства, способствуют решению задач повышения производительности труда, снижения производственных затрат, рационального использования природных ресурсов, а также в повышении конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. Предприя-

тия научно-промышленной отрасли являются организованными, динамичными хозяйствующими структурами, обладающими повышенной чувствительностью к общему состоянию и тенденциям развития экономики, т.к. именно они оказывают генерирующее воздействие на рынок, а производимая ими продукция воздействует на уровень межотраслевых кооперационных связей, тем самым, задавая тон инвестиционной активности. Наиболее яркие кризисные проявления происходят в организационно-экономических структурах с большими производственными цепочками и сложной многоотраслевой кооперацией, т.к. увеличение количества кооперационных связей ведет к возрастанию их взаимозависимости от воздействия внешних и внутренних факторов, что может привести к мультипликативному эффекту спада. Несмотря на указанные выше специфические черты предприятий высокотехнологичных отраслей, данные отрасли сохраняют большой потенциал развития: обладание необходимым опытом в использовании программно-целевой методологии планирования своей деятельности, на основе комплексного подхода к проведению опытно-научных исследований и производству.

4. Диверсификация производства призвана обеспечить адаптацию промышленных предприятий к изменяющимся рыночным и экономическим условиям, к увеличению или уменьшению спроса на производимую продукцию. Диверсификация научно-производственного потенциала должна протекать в благоприятных экономических условиях, дабы не только сохранить имеющийся потенциал, но и приумножить его. Узкая специализация производств в современных политических и экономических условиях будет ослаблять их экономическую устойчивость.

Острой проблемой для многих предприятий в настоящее время является привлечение инвестиций для осуществления инновационной деятельности.

5. Учет происходящих в мире тенденций экономического развития, глобальную конкуренцию, охватившую не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Основные тенденции развития мировой экономики в ближайшие 10-15 лет:

- преодоление мирового экономического кризиса, усугубившего сложности и проблемы роста российской экономики. Выход из кризиса России видится через рост региональных экономик;

- превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке;

- преодоление энергетических барьеров роста за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;

- усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами;

- сохранение, и усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики;

- старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах будет интенсифицировать мировые миграционные процессы, и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что предстоящий период будет характеризоваться структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации. Говоря же о российской экономике, то следует сказать о возникновении новых возможностей в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках.

Однако можно уже сейчас назвать риски для российской экономики, связанные с возникновением названных выше тенденций, а именно: вытеснения России на периферию мировой экономики; ослабление российских экспортных экономических позиций на ази-

1 www.cfin.ru/management practice

2 Журнал Российское предпринимательство № 8 2006

атских рынках; ухудшение торгового баланса России и переход к перманентному импорту технологий.

Преодоление или снижение названных рисков должно проводиться уже сегодня путем повышения конкурентоспособности экономики, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

6. Новая волна технологических изменений, усилит роль инноваций в социально-экономическом развитии. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанных на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий. Для России наличие научно-исследовательского потенциала создаст условия для использования преимуществ в:

обеспечении технологического лидерства по ряду важнейших направлений;

формировании комплекса высокотехнологичных отраслей и расширении позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;

модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств2.

В то же время, отставание в развитии новых технологий последнего поколения может резко снизить глобальную конкурентоспособность российской экономики и отбросить ее на периферию мирового развития.

7. Преодоление внутренних барьеров развития Сахалинской области предусматривает возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперации. Поддержание конкурентных позиций региона в национальной и мировой экономике возможно только путем преодоления сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала.

Исходя из анализа инновационного развития Сахалинской области, его исключительной роли в обороноспособности Российской Федерации, учета неправомерных притязаний Японии на территорию Курильских островов, необходимости многократного увеличения населения островной территории, предлагаем:

- рассмотреть на Федеральном уровне и принять закон о ежегодном направлении в бюджет региона 25% от стоимости вывозимой с территории Сахалинской области нефти; направлять в область осужденных лиц к поселению сроком на 3 - 15 лет; эффективнее развивать отрасли, определяющие качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор);

- превратить средний класс Сахалинского общества в его доминирующую силу; сократить социальное неравенство; установить льготы для постоянно проживающих на островах лиц в два раза выше, чем на материке; за короткий срок создать инфраструктурные условия для проживания и труда лучше, чем в сопредельных областях Японии для достижения производительности труда на уровне этой страны.

Эти меры позволят стабилизировать численность населения, эффективнее регулировать миграцию, изменить образ жизни людей, повысить здоровье проживающих в регионе людей и уровень социального оптимизма.

Для управления экономикой региона все должно строиться на преодолении структурных ограничений путем решения социальных и институциональных проблем, в числе которых можно назвать:

- сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности, в том числе, высокий уровень коррупции и административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, запутанная система земельных отношений, низкая корпоративная культура;

- слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

- низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;

- недостаточное развитие региональной инновационной системы,

- слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса.

Особое место в решении структурных и институциональных проблем современного регионального общества отводится региональным органам управления, т.к. высокое качество и комфортные условия жизни населения, благоприятная среда обитания человека, изменение социальной структуры общества, возможно только путем проведения мероприятий по озвученным направлениям.

8. Создание конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику региона, т.е. создание и развитие конкурентных рынков; поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях; стимулирование развития малого бизнеса; улучшение доступа компаний к долгосрочным финансовым ресурсам; развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал; повышение договорной способности компаний и транспарентности ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества; обеспечение высокого качества регионального администрирования в сфере экономики.

9. Структурная диверсификация экономики региона на основе инновационного технологического развития посредством формирования региональной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, гибко реагирующую на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций; содействие повышению конкурентоспособности отраслей экономики с использованием механизмов государственно-частного партнерства; создания территориально-производственных кластеров, поддержки экспорта высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутреннего рынка с учетом международной практики в данной области; обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силы; расширение доступа региональных компаний к источникам долгосрочных инвестиций.

10. Взаимодействие региональных органов управления с международным сообществом, федеральной властью, соседствующими регионами и частным бизнесом в целях развития, успешной модернизации экономики и социальной сферы, что предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между обществом, бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региональных частных компаний, расширения их способности к работе на открытых рынках в условиях жесткой конкуренции. Местные органы управления должны создать необходимые условия и стимулы для развития бизнеса, но не должны подменять бизнес собственной активностью.

11. Региональная инновационная система Сахалинской области должна формироваться на следующих принципах:

- концентрация ресурсов на ограниченном числе приоритетных направлений развития науки и производства. Необходим объективный и достаточно прозрачный механизм выбора приоритетов и селективной поддержки на их основе конкретных научных направлений, программ, проектов, отраслей науки и отдельных научно -производственных центров;

- разумное сочетание в создаваемой региональной системе стимулирования и управления инновациями, мер государственной и негосударственной поддержки инновационной деятельности;

- соответствие региональной системы стимулирования и управления инновациями масштабу и уровню сложности региональной экономики, что возможно путем создания системы взаимодействующих субъектов инновационной деятельности в рамках территории области;

- создание благоприятных условий для слияния сектора науки и сектора промышленного производства;

- обеспечение сбалансированности интересов регионального и частного сектора посредством формирования инфраструктурных подсистем региональной инновационной системы;

- сокращение временных затрат с момента разработки и до момента серийного выпуска инновационной продукции посредством

сокращения времени прохождения процедур необходимых государственных экспертиз и согласований;

- открытие инновационного технопарка, призванного создать льготные «инкубационные» условия на начальных стадиях развития новых предприятий, в обучении сотрудников и предоставлении ресурсов для ускоренной реализации инновационных проектов. Создание технопарка призвано обеспечить активизацию инновационного процесса на территории региона, повысить его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. Привлечению инвестиций в наукоемкие отрасли промышленности будет способствовать реализации в регионе механизма компенсирования из средств бюджета части процентной ставки по кредитам, получаемым предприятиями на осуществление проектов. Таким образом, задачи реализации программных мероприятий инновационной деятельности заключаются в создании системы взаимосвязанных подсистем инновационной инфраструктуры.

- в реализации программных мероприятий большое значение должно быть отведено малому и среднему бизнесу, который обладает достаточной оперативностью в реагировании на изменения требований рынка. Активизация государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства позитивно сказывается на его роли в развитии инновационной деятельности региона.

Исходя из вышеизложенного, следует, что основным и первостепенным направлением инновационного развития Сахалинской области является обеспечение соответствующих условий для осуществления инновационных процессов в регионе, - это стимулирование и поддержка региональными властями и лично губернатором создание инновационной инфраструктуры и инфраструктурной индустрии.

Литература:

Кузнецов Б.Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Б.Т. Кузнецов, А.Б. - М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2009. - 367с.

Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: «КомКнига». 2011.

Миролюбова Т. Управление региональной экономикой: теоретический и прикладной подход. Теоретические и практические аспекты государственного управления экономическим развитием на региональном уровне. М.: «Ламберт». 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.