ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
Стратегия инновационного прорыва —
путь к повышению конкурентоспособности региона
А. С. Зубарев,
первый зам. губернатора Курской области, председатель Правительства Курской области
В статье предлагается формирование стратегических направлений инновационного развития региона на основе «инновационно-прорывного» сценария, включающего три приоритетных направления: «ресурсныйрегион», «индустриальноинновационный центр» и «развитие инновационного аграрного сектора». Реализация такого сценария позволит Курской области занять достойное место в общероссийской экономике по обеспечению рационального использования природно-ресурсного, человеческого и экономического потенциалов и стать центром инновационно-технологического развития для обеспечения инновационной экономики.
In this article it is offered the construction of strategic directions of region's development, which based on innovation-breakthrough scheme. This scheme consists of three priority directions: they are the recourses’ region, the industrial-innovation center, the development of innovation agrarian part. The realization of such scheme will let the Kursk region to take a virtual place in russion economy by provision of efficient application of natural, human and economical recourses and to become the center of innovation technological development for supporting of innovation economy.
В настоящее время актуальным является создание системы государственного управления на региональном уровне. Прежде всего, это связано с тем, что тенденции и угрозы, связанные с динамикой макроэкономических процессов и включенностью России в глобальное экономическое пространство, проецируются на различные регионы с выраженной спецификой влияния на их развитие. В этих условиях важнейшей целью государственного регулирования является переход к долгосрочному стратегическому планированию, что свидетельствует о стабильности развития и конкурентоспособности региона [3].
Сферой экономической активности государственных органов управления как федерального, так и регионального уровня является поддержка социально и стратегически значимых проектов и программ, которые направлены на достижение важнейших целей социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности региона.
В основу разработки Стратегии Курской области положены стратегические направления развития экономики Российской Федерации, приведенные в документах и материалах Министерства регионального развития РФ, Министерства экономического развития РФ, стратегии Федеральных агентств и ведомств, а также учитывались стратегические направления, приведенные в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию [1, 2].
Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития, оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала области с учетом влияния внешних факторов, выработке способов решения наиболее острых и важных проблем развития региона, активизации потенциальных «точек роста» региональной экономики и направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста [4].
По предложенной типологии Министерства регионального развития РФ Курская область отнесена к типу — депрессивный фоновый регион, имеющий достаточный экономический потенциал, но в настоящий момент, испытывающий проблемы, создавшиеся в перестроечное время.
Оценивая долю вклада экономики региона в РФ можно утверждать, что Курская область занимает одно из значимых мест по ряду показателей (таких как добыча железной руды — 27%, производство электроэнергии — 3%, производство сахарного песка — 2,6%, производство зерна — 2,4 %, картофеля — 3,2%) и это цифры за 2005 г. Но динамика роста ВРП, объема промышленного производства и сельского хозяйства позволила уже в 2006 г. увеличить эти цифры на 1-5%.
Валовой региональный продукт в 2005 г. достиг 96,5 млрд руб., что составило 0,5% от ВВП Российской Федерации. По ВРП в расчете на душу населения область переместилась с 52-го места в 20012002 гг. на 39-е место в 2005 г. и на 6-е место среди
регионов Центрального федерального округа (с 13-го — в 2001 г.).
В рейтинговой таблице агентства «Эксперт РА» в 2006 г. Курская область находилась в числе регионов с пониженным потенциалом и умеренным риском. По уровню инвестиционного потенциала область находится на 36-м месте, а инвестиционного риска — на 42-м месте из 88 регионов России, инвестиционного климата — остается на 10-м месте из 17 регионов ЦФО.
По данным агентства наиболее высоким рангом составляющих инвестиционного потенциала признан инфраструктурный, характеризующий экономикогеографическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность (среди 88 регионов РФ — 7-е место в 2004-2006 гг.).
Условия реализации Стратегии социально-экономического развития должны включать интегральную оценку перспективного развития региона. Поэтому прежде всего обозначим конкурентные преимущества области:
Высокая обеспеченность природными ресурсами:
• Курская область — регион с богатейшими запасами полезных ископаемых — железной руды и других нерудных полезных ископаемых. Область расположена в центре Курской железорудной провинции, известной как Курская магнитная аномалия (КМА). Только разведанных и поставленных на баланс запасов железной руды хватит на 300 лет.
• Основным богатством Российской Федерации являются черноземы. Курская область обладает большими запасами черноземов (около 80% земельных угодий). Благоприятные природно-климатические условия, наличие территорий для эффективного ведения сельского хозяйства позволяют утверждать, что область готова выполнить миссию по обеспечению граждан Российской Федерации — экологически чистыми продуктами питания (зерно, сахар, картофель, мясо, молочные продукты) и стать одним из основных поставщиков продуктов питания в Российской Федерации. Выгодное геостратегическое расположение и инфраструктурное обеспечение территории: на территории региона пересекаются важнейшие железнодорожные линии с севера на юг и с запада на восток через крупнейшие железнодорожные узлы области, что позволяет осуществлять обмен товарами со многими экономическими регионами и зарубежными странами.
Высокая энергообеспеченность и наличие резервов электроэнергетических мощностей за счет работы Курской АЭС.
Суммарная мощность четырех энергоблоков Курской АЭС — 4 тыс. электрических МВт. В 2005 г. КАЭС выработала 27 млрд 255 млн кВт-ч электроэнергии, показав лучшие в атомной энергетике России результаты. Основной российский потребитель курской электроэнергии — энергосистема «Центр», которая охватывает 19 областей Центрального федерального округа.
Наличие свободных энергетических мощностей и возможность подсоединения к ним, позволяет обес-
печивать на территории Курской области электроэнергией новые производства.
Высоко развитый промышленный комплекс: доля промышленности региона в структуре ВРП возросла до 40% в 2006 г. Промышленность области характеризуется:
• наличием монополии по производству: конвейерной ленты и контрольно-кассовых машин, доля области в общероссийском производстве составляет свыше 50%; аккумуляторов и аккумуляторных батарей — 43,7%, передвижных буровых установок — 100%, парацетамола — 100% и др.;
• наличием предприятий промышленности, имеющих устойчивые позиции на рынках (ОАО «Михайловский ГОК», «ГриНН - Пластик», ОАО «Электроагрегат», ОАО «Электроаппарат», ФГУП «Маяк», ОАО «Геомаш», ОАО «Кореневский завод НВА»).
Развитый аграрный сектор:
• Курская область — крупный производитель зерна, сахарной свеклы, картофеля, мясной и молочной продукции.
■ В структуре ВРП значителен потенциал предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности (более 13,5%) и которые определены «точкой роста» экономики региона. Интеллектуальный и инновационный потенциал. Инновационный потенциал области складывается из совокупности научно-технического потенциала вузов и НИИ. Только за два последних года в регионе получено около 350 патентов. Курская область в области приборостроения — занимает 7%, в машиностроении — 6% (из 100% общего рынка научно-технических инновационных разработок). Подтверждением значимости инновационной составляющей является покупка патентов Курского государственного технического университета ведущей мировой компанией Samsung Electronics, предприятиями России, Украины и Белоруссии.
Достаточно развитая инфраструктура социальной сферы.
Низкий уровень межнациональной конфликтности и стабильная политическая ситуация, развитая традиционная система расселения, наличие высококвалифицированного кадрового потенциала, учебных заведений для подготовки и переподготовки кадров, наличие культурно-исторического наследия.
За последние несколько лет в социально-экономическом развитии региона произошли существенные позитивные изменения. Последовательность проводимых мероприятий обеспечили макроэкономическую стабильность в регионе, но, в то же время закреплению положительных тенденций мешает ряд угроз и проблем, а также ограничений, которые необходимо учитывать органам власти при стратегическом планировании [5].
Прежде всего, это связано с тем, что динамика расширения рынков и масштабы экономических процессов развиваются быстрее, чем технологический, финансовый, человеческий факторы в депрессивных регионах — к которым отнесена Курская область. Значительная зависимость экономики региона от внеш-
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
неэкономических факторов: конъюнктуры рынков и цен на черные металлы и сельскохозяйственную продукцию, размеров транспортных тарифов, цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Моно-отраслевая структура промышленности, зависимость доходной части бюджета от нескольких крупных налогоплательщиков, наличие рисков при изменении экономических условий и производство продукции с низкой добавочной стоимостью.
Незастрахованные бизнес-структуры от принятия на федеральном уровне решений, которые могут иметь отрицательные последствия для экономики области. Также являются существенными инфраструктурные проблемы: большая доля жилья низкого стандарта, изношенного и ветхого, высокая доля убыточных предприятий ЖКХ и высокий уровень износа инженерных сетей; недостаточные инвестиции в содержание и развитие социально-инженерной инфраструктуры как фактора, сдерживающего экономический рост. Регион, будучи пограничным, пока не является ключевым для России в организации взаимодействия с Украиной.
В настоящее время характерно отставание в динамике инвестиций в основной капитал, показателей уровня и качества жизни населения и валового регионального продукта на душу населения, который в Центральном федеральном округе составляет 122 тыс. руб., а в Курской области — только 69 тыс. руб. Заработная плата на сегодня (7460 руб.) в 1,7 раза ниже, чем в среднем по России (12580 руб.). Доходы бюджета области не обеспечивают в полной мере финансирование социальных проблем.
Характерными особенностями также являются: относительно высокий уровень урбанизации; большая часть городов имеет четко выраженную производственную специализацию.
На основании конкурентных преимуществ и геостратегических приоритетов России определена миссия, которая заключается в том, что Курская область должна стать «опорным» регионом, где гармонично сочетаются региональные, межрегиональные, общероссийские и международные интересы при решении российских стратегических задач социально-экономического и территориального развития.
Основная цель Стратегии — создание условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения на основе обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации российской экономики.
Основной задачей является переход из категории «депрессивных фоновых регионов» (в соответствии с типологией Минрегионразвития) в категорию «опорных старопромышленных регионов» и из зоны «пониженный потенциал — умеренный риск» в зону «средний потенциал — умеренный риск» к 2015 г. и в последствии в зону «средний потенциал — минимальный риск» к 2020 г.
Механизмами достижения стратегических целей являются обеспечение дальнейшего роста экономики региона на основе диверсификации экономического сектора посредством создания «точек роста» с
максимальной концентрацией финансовых, трудовых, материальных, информационных и административно-управленческих ресурсов и содействия развитию малого и среднего бизнеса на основе трансфера инноваций.
Особенно актуальным является становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и обеспечения стабильности уровня жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития экономики области.
Дальнейший экономический рост развития региона предполагается обеспечить на основе предложенных нами двух сценариев развития.
Сценарий «инерционного развития» (базовый) предусматривает сохранение существующих темпов роста, конкурентоспособности, эффективности экономики, не предполагает новых масштабных региональных проектов.
Среднегодовой темп роста ВРП при таком сценарии в 2007-2008 гг. может составить 104,0% и увеличиться к 2009-2010 гг. до 105,4% и незначительно снизиться до 105,1% в 2011-2015 гг. Удвоение ВРП в этом случае достигается в 2014 г.
Сценарий «инновационно-прорывной» (целевой) рассматривается как сценарий активной диверсификации экономики и структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей промышленности и сектора услуг.
Целевой сценарий включает три стратегических направления развития области:
«Ресурсный регион» — ведущими отраслями экономической деятельности являются электроэнергетика, черная металлургия и производство строительных материалов как для собственного ресурсоо-беспечения, так и за пределы региона.
«Индустриально-инновационный центр» — это инновационный путь развития региона, поддержка инновационных проектов в реальном секторе экономики, развитие высокотехнологичных производств. Реализация стратегического направления вызвана необходимостью внедрения на предприятиях конкурентоспособных инновационных проектов, и, в первую очередь, на предприятиях обрабатывающих производств.
«Развитие инновационного аграрного сектора» — одной из ведущих отраслей экономической деятельности должен стать многоотраслевой агропромышленный комплекс, обеспечивающий значительный удельный вес в ВРП области и способный стать «продовольственным центром» России на основе выпуска конкурентоспособной продукции с учетом внедрения инновационных технологий.
При реализации «инновационно-прорывного» сценария к 2020 г. снизятся доля энергетики на 5,9% и доля добычи полезных ископаемых на 1,5%, увеличится доля обрабатывающих производств на 7,4% в структуре ВРП.
Реализация трех направлений «инновационнопрорывного сценария» развития Курской области позволит в долгосрочной перспективе сформировать
эффективную региональную экономику; выйти на траекторию устойчивого сбалансированного экономического роста, создать региональную инновационную систему и развитую инфраструктуру, уменьшить миграционный отток и сформировать оптимальную систему расселения.
Среднегодовой темп роста ВРП при таком сценарии составит 8,2%. Удвоение ВРП в этом случае достигается в 2011 г.
Для реализации стратегических направлений «инновационно-прорывного» сценария необходимо:
• формирование законодательных условий деятельности инвесторов, адекватных современным требованиям рынка, с целью снижения законодательного риска области; привлечение финансовых ресурсов и сбережений населения на инвестиционные цели;
• создание региональной инновационной системы, включающей районные инновационные центры, технопарки, центр трансфера технологий, фонд инновационного развития области, развитие инфраструктуры инновационной системы, развитие науки.
Это дает возможность осуществления диверсификации экономического сектора и, прежде всего, промышленного комплекса области с опережающим ростом отраслей, выпускающих конечную продукцию, так называемых пропульсивных отраслей, создания конкурентоспособных отраслевых кластеров.
Развитие межрегионального кластера «Черная металлургия» позволит выйти на более высокий уровень переработки железорудного сырья и создать производство металлизированного продукта.
Развитие кластера «Электроэнергетика» подразумевает продление срока эксплуатации существующей Курской атомной станции, обеспечение ее безопасной и стабильной работы, реконструкцию действующих энергоблоков и строительство новых мощностей взамен выбывающих.
В результате реализации проектов и программных мероприятий в электроэнергетике будет привлечено свыше 400 млрд руб. инвестиций.
В 2020 г. объем производства в энергетике возрастет более чем в 2 раза к уровню 2006 г.
При реализации «инновационно-прорывного» сценария становится возможным возродить отечественное машиностроение на новейшей технологической базе и использовать эту отрасль, как фундамент для модернизации всех отраслей экономики, повышения ее конкурентоспособности.
Учитывая, что до 2020 г. в области предполагается строительство крупномасштабных стратегических проектов промышленного и сельскохозяйственного комплексов, строительство объектов инженерной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, назрела необходимость создания «Кластера строительства и стройиндустрии».
В результате деятельности конкурентоспособных отраслевых промышленных кластеров возможно осуществление перехода от моноструктуры в промышленности к полиструктуре за счет опережающего раз-
вития обрабатывающих производств, обладающих наиболее высоким отраслевым мультипликатором и выпускающим продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
При реализации стратегического направления «Развитие инновационного аграрного сектора» ведущим направлением экономического развития области должен стать многоотраслевой агропромышленный комплекс. В рамках осуществления стратегического планирования в отрасли предусматривается инновационное обновление агропромышленного комплекса на основе конкурентоспособных отраслевых кластеров.
«Кластер по производству и переработке зерна с последующим производством продукции с высокой добавленной стоимостью (мукомольно-крупяная, комбикормовая, углеводородного продукта).
«Кластер по производству и переработке сахарной свеклы с последующим производством продукции с высокой добавленной стоимостью (практически весь спектр пищевой промышленности)».
«Кластер по производству и переработке картофеля, овощебахчевых культур, фруктов с последующим производством продукции с высокой добавленной стоимостью (консервная промышленность)».
«Кластер по производству и переработке животноводческой продукции (молоко, мясо КРС, свинины, птицы) с последующим производством продукции с высокой добавленной стоимостью (молочная, мясная промышленность)».
В результате реализации Стратегии ожидается:
• обеспечение эффективного и устойчивого развития АПК с выходом на траекторию устойчивого роста с темпом 5-6% в год;
• рост сельскохозяйственного производства в 2020 г. в 2,5 раза к уровню 2006 г.;
• рост производства пищевой продукции — в 3,5 раза;
• загрузка производственных мощностей перерабатывающих предприятий до 80-90%;
• решение социальных проблем сельских территорий и сокращение разрыва в уровне жизни между сельским и городским населением. Стратегическое значение для развития экономики
региона — решение проблемы газификации области.
К 2015 г. поставлена задача довести уровень газификации области до 93,7% (практически полная газификация).
Для выполнения поставленных задач на газификацию области предполагается направить более 10 млрд руб. за счет всех источников финансирования.
Одним из перспективных сегментов экономики является развитие туристско-рекреационного бизнеса.
Предусматривается: развитие инфраструктуры туристского бизнеса с использованием частно-государственного партнерства; создание и продвижение узнаваемого бренда территории в целом или какого-то наиболее крупного туристического объекта, как, «Соловьиный край», «Стрелецкая степь», что позволит продвигать в России и за рубежом Курскую область, как туристический регион с широким спектром турпродукта.
ИННОВАЦИИ № 6 (104), 2007
Одной из главных целей Стратегии является создание условий для эффективного использования человеческого потенциала области с целью обеспечение высокого качества жизни. Это стимулирование здорового образа жизни, создание условий равного доступа качественного образования, обеспечение социальной защиты незащищенных слоев населения, улучшение демографической ситуации, повышение занятости экономически активного населения, укрепление материально-технической базы социальной сферы, а также формирование условий для духовнонравственного, гражданского и патриотического воспитания.
Основной ожидаемый результат реализации Стратегии — освоение нового экономического пространства, выход на качественно другие параметры социально-экономического развития региона.
В результате реализации Стратегии Курская область к 2020 г. должна стать:
• территорией с максимально благоприятными условиями (политическими, экономическими, технологическими, социальными, экологическими) для проживания населения;
• центром инновационно-технологического развития для обеспечения новой инновационной экономики;
• устойчиво развивающимся регионом, активно влияющим и занимающим достойное место в общероссийской экономике, обеспечивающим рациональное использование природно-ресурсного, человеческого и экономического потенциалов. Стратегию социально-экономического развития региона можно успешно реализовать только при конструктивном взаимодействии власти, бизнеса и общества.
Литература
1. Концепция Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Министерство регионального развития Российской Федерации, 2006.
2. Экономика России: итоги и перспективы роста. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. М.: 2007.
3. Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва: 2-е изд., доп. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005..
4. Стратегическое планирование в городах и регионах России: локализация национальных проектов/Под ред. Б. С. Жихаре-вича. СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2007.
5. А. С. Зубарев. Приоритетные направления политики регионального развития в условиях глобализации экономики//На-учные ведомости БелГУ, № 3, вып. 2, 2007.