Хорошавин Александр Вадимович - канд. экон. наук, губернатор Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск). E-mail:www.adm.sakhalm.m
Концепция промышленной политики Сахалинской области
В статье рассматриваются основные положения формирования концепции промышленной политики Сахалинской области. Определены ее основные направления, особое внимание обращено на важность инновационного развития. Территориально-отраслевая организация производства рассматривается как наиболее эффективный путь интенсивного развития экономики области.
Ключевые слова: промышленная политика, стратегия развития, инновационная инфраструктура, промышленный комплекс.
Промышленная политика области должна быть подчинена Стратегии развития Сахалинской области (Стратегии) и не может не учитывать ее экономические и социальные требования. Поэтому цель промышленной политики разрабатывалась в рамках концептуального осмысления роли промышленности для решения задач региональной стратегии, обеспечения технологической реструктуризации отраслей промышленности, повышения их эффективности. Исследовались также факторы роста и обеспечения конкурентоспособности отдельных групп предприятий (отраслевых промышленных комплексов) в перспективе.
Ключевым фактором реализации Стратегии выступает «новая экономика» и ее ведущий элемент - промышленное производство. Преобразование экономики - это и необходимое условие (предпосылка), и важный фактор (ресурс) решения поставленной генеральной цели. Невозможно решить задачу повышения уровня и качества жизни без учета потребностей человека в развитии его рабочей силы, привлечения к труду на самых современных и эффективных предприятиях. Это и есть цель промышленного развития области, ее промышленной политики. Объем, структура производства, динамика, эффективность должны обеспечивать решение задач Стратегии.
Для целей управления промышленной политикой Сахалинской области на основе стратегического анализа определены ключевые направления обеспечивающих решение задач, поставленных в Стратегии развития области на перспективу.
Сахалинская область является сырьевым регионом с низкой долей перерабатывающих секторов экономики. Она заинтересована в инновационном развитии экономики, так как инновационный потенциал всех отраслей промышленности, за исключением нефтегазодобывающей промышленности, находится на весьма низком уровне. Главным видом
инновационной деятельности здесь является трансферт технологий, в основном иностранных. На 62 предприятиях г. Южно-Сахалинска лишь 8,2% вырабатываемой продукции конкурентоспособны на внешних рынках, 14,3% - на российском. Инновации в область идут по трем основным направлениям: вместе с инвестициями (больше - иностранными, меньше -отечественными); с исследованиями и разработками собственных (областных) НИИ, КБ, отдельных изобретателей; за счет трансферта передовых технологий.
Действующие НИИ и КБ, помимо исследований теоретического плана, выполняют прикладные работы: испытания новых образцов специальной морской техники и автоматизированных систем сбора телеметрической информации о состоянии моря и атмосферы; космический мониторинг природных и техногенных процессов, разработка методов управления лавинными и селевыми процессами; состояние и прогноз сырьевой базы биологических ресурсов; исследование прибрежных вод для организации искусственного производства беспозвоночных и рыборазведения; улучшение плодородия почв; селекционная работа. Кроме того, они обеспечивают взаимодействие области с российскими научными и инновационными центрами. Для усиления этого направления областные органы управления должны будут разрабатывать программы научного обеспечения развития промышленности и осуществлять частичное финансирование научноисследовательских работ. В программы необходимо включать основные прикладные НИР в разрезе отраслей промышленности, крупных проблемных вопросов и основных территориально-производственных комплексов.
Финансирование этих работ может осуществляться за счет бюджета области с привлечением средств российских фондов, федерального бюджета, целевыми программами развития. Для управления этим процессом в рамках администрации области создается агентство содействия инновационному развитию.
Трансферт технологии - это третье направление инновационного развития, обеспечиваемое созданием соответствующей инфраструктуры. Первым ее объектом должен стать областной инновационный центр на базе Сахалинского государственного университета. Он создается для интеграции сил прикладной науки, бизнеса и изобретательства, инвесторов, инновационных предприятий. В рамках центра последовательно создаются отраслевые подразделения научно-технической поддержки предприятий: рыбохозяйственный, лесопромышленный, углехимический. Каждый из них самостоятельно или в кооперации открывает бизнес-инкубатор, центр трансферта технологий, школу инновационного менеджмента.
Важным направлением развития инновационной инфраструктуры является сеть организаций консалтингового, информационного, научнотехнического, маркетингового и финансового обслуживания инновационных проектов и предприятий, в том числе малых, которые поддерживаются администрациями области, городских округов и муниципальных районов. Предполагается создание проектно-конструкторских и консалтинговых фирм
по основным отраслям экономики, открытие отделений венчурных фондов, активизация работы действующего центра научно-технической информации и общественных организаций изобретателей. В более далекой перспективе -создание областного агентства содействия инновационному развитию.
Важной составной частью инновационного развития является профессиональное образование. Оно должно развивать инновационную деятельность на основе углубления интеграции науки и высшего образования за счет овладения методами коммерциализации научных разработок при прохождении студентами практики на лучших отечественных и зарубежных предприятиях, трансферта технологий и разработок на Сахалин. Сложности современной системы образования области в том, что здесь практически не готовят специалистов для производства и промышленности. Поэтому одна из первых задач развития Сахалинского государственного университета - это открытие новых специальностей, соответствующих перспективному инновационному облику Сахалинской области.
Нефте- и газодобывающая отрасли остаются важнейшими направлениями инновационного развития области. Большая часть ресурсов нефти и газа Сахалинской области оценена на основе геофизических данных. Поэтому одна из главных задач развития отрасли - это подготовка месторождения для проектирования добывающих предприятий.
Сахалинские проекты являются весьма привлекательными для развития сопутствующих отраслей Дальнего Востока. В частности, основными подрядчиками реализованных проектов были десятки зарубежных и российских организаций. Среди дальневосточных подрядчиков наибольшие заказы от операторов проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» получили: ОАО «Амурский судостроительный завод», ОАО «Находкинский судоремонтный завод», ФГУП «Дальневосточный завод «Звезда», ОАО «Варяг», ОАО «Дальмостострой». Большинство дальневосточных предприятий не выдерживают конкуренции с зарубежными фирмами по качеству услуг, срокам выполнения заказов, ценам контрактов.
Отсутствие соответствующего оборудования для разведки и далее -для освоения месторождений является наиболее узким местом развития нефтегазодобычи в ближайшие годы. Этого оборудования нет в России и в достаточном количестве - на мировом рынке. Для освоения шельфа Сахалина необходимы: сейсморазведочные и буровые суда, ледоколы, стационарные платформы, суда сопровождения, транспортные и технологические. Все это - продукция судостроения, которое на Дальнем Востоке хотя и существенно потеряло свои мощности в результате хаоса рыночных преобразований, но сохранило потенциал роста. Тем более, что в России имеются научно-технологические центры проектирования судов и кораблей ледового класса. И дальневосточное судостроение могло бы получить мощную базу развития за счет заказов сахалинских проектов.
Важным направлением обеспечения устойчивого развития добычи нефти и газа является создание Дальневосточного национального центра по освоению шельфовых месторождений Сахалина и других северных морей
Дальнего Востока, задачей которого должно быть планирование, организация и частичное финансирование выпуска современного оборудования на российских предприятиях для различных проектов и стадий освоения ресурсов дальневосточного шельфа.
Второй крупной задачей такого Центра должна стать работа по совершенствованию и внедрению новых технологий сейсморазведки, бурения, промышленной добычи, транспортировки нефти и газа. Наиболее важными работами в этом направлении будут являться:
• внедрение новых методов воздействия на пласты и увеличение
нефтеотдачи, в том числе широкое освоение технологий и оборудования для
высокоэффективной разработки трудноизвлекаемых запасов нефти
(низкопроницаемые коллекторы, остаточные запасы нефти обводненных зон, высоковязкие нефти, запасы нефти в подгазовых зонах);
• освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе арктических морей;
• совершенствование технологий сооружения и эксплуатации
нефтегазопромысловых объектов в сложных природно-климатических
условиях;
• совершенствование компьютерных технологий геологического моделирования проводки горизонтальных скважин в сложных горногеологических условиях;
• внедрение техники и технологии капитального ремонта
эксплуатационных скважин без подавления продуктивного пласта, что позволит отказаться от компенсационного добуривания новых скважин;
• создание и внедрение методов надежной ликвидации скважин с целью снижения риска возникновения экологической нагрузки на недра и окружающую среду;
• использование технологии и техники обратной закачки газа и других агентов в пласт при эксплуатации месторождений, а также переход к низкотемпературным процессам, что позволит повысить компонентоотдачу недр;
• освоение техники и технологии для прокладки морских газопроводов и нефтепроводов на мелководье и больших глубинах;
• внедрение техники и технологии сжижения природного газа (СПГ) и его транспортировки;
• разработка российских вариантов техники и технологии конверсии природного газа в жидкофазные продукты (синтетическая нефть, бензин, дизельное топливо и другое) и начало их коммерческого освоения, прежде всего, на месторождениях, вступивших в завершающую стадию разработки, и на объектах с малыми запасами природного газа;
• создание высоконадежных коррозийностойких труб для магистральных газопроводов на базе новых трубных сталей и полимерных материалов с целью существенного продления межремонтного режима их эксплуатации.
Стратегический анализ состояния проблем и условий развития рыбохозяйственного комплекса (РХК) определил, что здесь необходимо решение следующих задач: устойчивое повышение инвестиционной
привлекательности РХК за счет увеличения рентабельности активов и эффективности бизнеса; системное решение проблем формирования увеличения объемов сырьевой базы; оснащение флота современными высокопроизводительными судами, внедрение передовых технологий добычи и переработки водных биологических ресурсов; обеспечение выпуска высококачественной продукции глубокого уровня переработки, расширение номенклатуры товаров и услуг на береговых предприятиях; создание портовой рыбной зоны с комплексным обслуживанием судов, рыбной биржей, интегрированных в систему российского и мирового рынков рыбопродукции; формирование рыбохозяйственных кластеров; развитие аквакультуры с различными биолого-хозяйственными характеристиками; создание системы подготовки высокопрофессиональных специалистов; создание системы локальной идентификации и сертификации рыбопродукции.
Эти задачи решаются в рамках реализации следующих направлений приоритетного развития области:
• обновление флота, в том числе за счет строительства новых судов, преимущественно малых и средних, оснащение их современными и технологическими линиями по охлаждению, заморозке, филированию, глубокой переработке рыбы и морепродуктов. В связи с ожидаемым дальнейшим выбытием флота необходимо строительство судов мощностью до 400 тыс. т (по добыче рыбы) в период до 2020 г. и дополнительно - до 250 тыс. т в период с 2021 - 2025 гг. Основным направлением промышленной политики в этой области является формирование и поддержка крупных и устойчивых лизинговых компаний, способных ежегодно финансировать строительство судов на сумму 20 - 25 млн. долл. США;
• модернизация береговых предприятий на основе использования высокопроизводительных комплексов по переработке рыбы, производству филе, заморозке продукции, хранению рыбы в низкотемпературных холодильниках. Сюда же входит строительство предприятий рыбной гастрономии, консервных цехов, предприятий по переработке рыбных отходов на муку. Основной задачей промышленной политики в этой сфере является содействие укрупнению предприятий и обеспечение их устойчивыми квотами на биоресурсы, объемы которых позволят осуществить модернизацию производства;
• содействие укрупнению предприятий рыбохозяйственного комплекса и кластеризации, включающее создание районных объединений предприятий прибрежного рыболовства, а также саморегулируемых организаций, госкорпорации «Охотское море», портовой особой экономической зоны, рыбного рынка (биржи).
Совершенствование лесопользования - следующее направление промышленного развития Сахалинской области. Сложившиеся здесь
подходы расчленяют процесс лесопользования, формируют такие экономические условия, при которых бизнес не может существовать: одни заготавливают круглый лес и должны его экспортировать (иначе не окупаются затраты), вторые выпускают дешевые пиломатериалы и используют либо сырье низкого качества, либо сырье по цене экспортного круглого леса и оказываются нерентабельными. При этом, значительная часть лесного фонда недоиспользуется, увеличивая ресурсы нетоварной древесины. Бизнес «нащупывает» пути решения проблемы. Они находятся в области обязательного совмещения лесозаготовок и лесопереработки в одном предприятии. При этом, важно учесть, что деревообрабатывающие предприятия должны иметь свои сырьевые базы и самостоятельно осуществлять заготовку и доставку сырья к местам его переработки. Такая политика вполне реальна, учитывая функции областной администрации в управлении лесами и комплексным социально-экономическим развитием области.
Основной целью развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области является создание современной, конкурентоспособной отрасли за счет обновления ее структуры, размещения современных производств по рациональному и неистощимому лесопользованию. При этом, важность сохранения последнего, обусловленная значением лесов для обеспечения воспроизводства лососей, выше, чем собственно ресурсная полезность леса.
С другой стороны, наличие и высокая концентрация спелых и перестойных лесов требует проведения всего комплекса лесосечных работ (рубок главного пользования, ухода, санитарно-оздоровительных и другое) для поддержания высокого экологического потенциала лесов. Рациональные рубки лесов - необходимый элемент поддержания высокой биопродуктивности водотоков острова.
При анализе современного состояния лесопромышленного комплекса выявлено, что главными проблемами его являются высокая затратность производства и доставки лесоматериалов до потребителя. В ее основе лежат два фактора: северные и районные удорожания, и расстроенность товарных древостоев прежними лесозаготовками, которые не позволяют проводить концентрированные рубки лесных массивов и использовать новые технологии и высокопроизводительную технику.
Учитывая рассредоточенность ресурсов по территории области, наличие транспортных путей и возможные объемы лесозаготовок, рассмотрены варианты формирования лесопромышленных узлов в местах концентрации максимальных грузопотоков сырья. Наиболее перспективными являются:
• Южно-Сахалинский узел по переработке древесины на основе лесов Анивского, Корсаковского, Холмского, Долинского, Макаровского, ЮжноСахалинского и Невельского районов;
• Углегорский промузел по переработке лесных ресурсов на основе Углегорского и Красногорского лесничеств;
• Смирныховский промузел на основе лесных массивов, тяготеющих к Смирныховскому и Поронайскому лесничествам;
• Тымовский промузел, который может сформироваться на основе лесов Тымовского и Александровского лесничеств, а также части Ногликского лесничества, расположенного южнее линии 510 северной широты;
• Ногликский промузел на основе лесов, тяготеющих к пос. Ноглики;
• Охинский промузел на основе лесных ресурсов Охинского лесничества.
Наличие на территории области крупных запасов газа, а также сложности добычи угля предопределяют разработку проектов газификации электро- и теплоэнергетики и снижение значения угля в экономике Сахалинской области.
Замещение угля газом - это многомерная задача, которая затрагивает экономику (вопросы рентабельности), экологию (воздействие на окружающую среду), энергетическую безопасность (функционирование энергетических систем в кризисных ситуациях), качество жизни населения.
В экономическом плане, при высокой цене на газ (более 100 долл./тыс. м3) уголь выдерживает конкуренцию и вполне может использоваться для производства электроэнергии и тепла. В энергетической Стратегии России до 2020 г. ставится задача повысить долю угля в производстве электроэнергии и тепла. Понимается, что предстоит поэтапное повышение цен на газ на внутреннем рынке. Многие интенсивно развивающиеся страны, например, Китай, в национальной энергетике делают ставку на уголь.
Однако при использовании угля остаются экологические проблемы: заполнение золохранилищ Сахалинской ГРЭС и Южно-Сахалинской ТЭЦ-1; задымленность атмосферного воздуха городов и поселков, имеющих угольные котельные; увеличение парникового эффекта за счет выбросов углекислого газа; высокие социальные издержки работающих в шахтах (тяжелые условия труда, взрывы угольного газа, подземные пожары и другое). Более высокая цена газа, которую формируют сегодня на мировом рынке развитые страны, обусловлена растущими требованиями к качеству жизни населения, обеспечить которое при сжигании угля на электростанциях сложнее, чем при сжигании газа. Поэтому общей мировой тенденцией в последние 50 лет было замещение угля газом. Однако отрыв цен на газ от цен на уголь усиливают обратную тенденцию - увеличение доли угля в энергобалансе развитых стран. При этом, развиваются и используются новые технологии сжигания угля, которые снижают (но не устраняют) отрицательные экологические последствия использования угля.
Если говорить об энергетической безопасности, то, безусловно, уголь как самый массовый и обеспеченный разведанными запасами ресурс должен быть включен в число основных базовых энергоресурсов Сахалинской области наряду с газом. В связи с актуальностью для острова темы энергетической безопасности важно учитывать, что про местные угли известно практически все: они изучены с точки зрения размещения
месторождений, объемов, условий залегания, качества и другое. О газе такие знания имеются только по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Остальные ресурсы относятся к категории прогнозных. Поэтому уголь должен рассматриваться как важный ресурс области на перспективу до 2025 г.
С другой стороны, следует усилить научно-исследовательские и инновационные работы по использованию угля в экономике.
Сложности освоения ресурсов традиционными методами определяют необходимость поиска новых, оригинальных методов добычи угля. Один из них - метод подземной газификации.
Перспективы развития электроэнергетики связываются с реконструкцией и техническим перевооружением электростанций и электросетевых объектов, газификацией отрасли путем максимального использования природного газа и газопаровых турбин. В то же время, существует необходимость строительства крупных тепловых станций на угле для производства электроэнергии, предназначенной для внутреннего потребления и экспорта.
Относительно действующей производственной базы отрасли задачами ближайшей и среднесрочной перспективы являются:
• реконструкция действующих электростанций и сетей;
• замещение выбывающих мощностей Сахалинской ГРЭС;
• обеспечение надежного и устойчивого функционирования электрических сетей с учетом рационального сочетания сооружаемых элементов сети с действующими;
• повышение эффективности использования электрической энергии;
• сокращение потерь электроэнергии в сетях общего пользования;
• сокращение удельных затрат ресурсов;
• снижение (стабилизация) затрат на производство единицы электроэнергии.
Вариантом индустриально-промышленного развития промышленности Сахалинской области предусматривается создание нефтеперерабатывающего и газохимического комплексов, а также алюминиевого завода. Размещение газохимического комплекса и НПЗ предварительно планируется в районе с. Ильинское, а алюминиевого завода - в Углегорском районе. Потребляемая мощность каждого предприятия 900 МВт электроэнергии.
Создание перерабатывающей отрасли на основе нефти и газа - это одно из ведущих направлений структурной реструктуризации промышленности. Предполагаются значительные объемы переработки добываемого на Сахалине энергетического сырья и выпуск нефтепродуктов, этилена, полиэтилена, полипропилена, метанола.
Комплекс в составе пяти заводов с переработкой 27,8 млрд. м3 газа и 4,2 млн. т нефти планируется разместить в пос. Ильинский. Ввод его в действие в значительной мере определяется реализацией проектов «Сахалин-3, 4, 5», а также строительством ветки магистрального газопровода в направлении комплекса.
Создание энерго-металлургического производства также относится к числу новых инновационных проектов области. Компания ЗАО «РУСАЛ Глобал Менеджмент» совместно с администрацией Сахалинской области рассматривают на территории региона возможность создания энергометаллургического объединения в Углегорском районе, включая строительство:
• алюминиевого завода мощностью 380 тыс. т в год;
• угольного предприятия мощностью 3,5 - 4,0 млн. т в год;
• тепловой угольной станции мощностью 900 МВт (с учетом замещения мощностей Сахалинской ГРЭС);
• энергетического хозяйства (сети, подстанции и другое);
• морского порта приема глинозема и отправки алюминия.
Формирование территориальных зон интенсивного развития
выступает необходимым направлением территориально-отраслевой организации производства в Сахалинской области. Выделяются несколько территорий, пригодных для формирования локальных территориальнопроизводственных комплексов и узлов (Южно-Сахалинский, Корсаковский, Невельский, Курильский, Углегорский, Ильинский, Ногликский). Каждый из них реализует свои стратегические факторы развития и конкурентоспособности. Промышленная политика в этой сфере деятельности должна состоять в том, чтобы содействовать развитию каждого из них с учетом приоритетов и возможностей области.
Представленные выше направления реструктуризации промышленности формируют общее концептуальное поле областной политики. При этом, важно понимать, что финансовые возможности местного сообщества по управлению промышленностью достаточно ограничены. Поэтому главными факторами здесь являются координация деятельности властей всех уровней и бизнеса, создание благоприятных институциональных и правовых условий для привлечения в промышленность инвестиций, а вместе с ними и инноваций.