являющихся группой риска по наличию патологии беременности родов и младенческой смертности);
- низкую санитарную грамотность подавляющего большинства женщин (проявляющуюся наряду с вышеуказанным в несвоевременном обращении за медицинской помощью; невыполнении рекомендаций профилактического и лечебного характера, самолечении и т.д.);
- дефекты в оказании акушерско-гинекологической помощи как на амбулаторном, так и на стационарном этапах (от нарушения деонтологических принципов до существенных ошибок в диагностике и определении тактики лечения).
Только комплексный подход с учетом всех перечисленных аспектов может существенно улучшить уровень репродуктивного здоровья женщин.
Б.К. Комяков, С.А. Замятнин, И.С. Ялфимов ОБОСНОВАНИЕ НОВОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ОРДИНАТУРЕ
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им И.И. Мечникова
Введение. В литературе проблеме своевременного выявления и эффективного лечения ИМП уделяется постоянное внимание. В условиях увеличения финансирования в рамках реализации национального проекта «Здоровье», основное внимание уделяется повышению квалификации врачей, как главного условия улучшения качества медицинской помощи (КМП) населению.
Среди способов повышения квалификации врачей наиболее часто специалистами указывается на необходимость разработки новых методов активного обучения с применением современных информационных технологий. Среди них предпочтение отдается созданию сборников сценарных ситуационных задач, содержащих врачебные ошибки (ВО).
Анализ эффективности и результатов применения указанных сборников показал, что авторы не уделяют должного внимания характеристике КМП и методам, позволяющим установить типичные ВО, которые помогли бы выявить и конкретизировать недостатки в квалификации врачей.
Материалы и методы. Для определения уровня профессиональной подготовки врачей в 2007 году была проведена оценка состояния КМП при острых ИМП в пяти городских поликлиниках одного из административных районов Санкт-Петербурга. Исследование про-
водилось с использованием автоматизированной технологии экспертизы (АТЭ) КМП.
При анализе 149 амбулаторных карт тремя преподавателями кафедры урологии было установлено, что в большинстве случаев (92,0%) КМП при инфекциях мочевыводящих путей (ИМП) было ненадлежащим. Причем доля ненадлежащего КМП с наличие негативных следствий для состояния пациентов составила 33,6%.
Результаты и их обсуждение. При выборе способа решения задачи по повышению квалификации врачей обращено внимание на моделирование системы управляющего воздействия, которое применяется для получения четко установленного результата.
При моделировании системы управления качеством учебного процесса, целью которой определено улучшение КМП в поликлиниках за счет начала работы в них врачей, способных оказывать медицинскую помощь надлежащего качества при острых ИМП, выделено две части: модель организационной системы управления качеством учебного процесса и модель системы управляющего воздействия на качество учебного процесса. Целью первой подсистемы определена разработка нового метода обучения и подготовка условий для его применения в учебном процессе. Целью второй подсистемы - минимизация возможностей медицинской помощи ненадлежащего при острых ИМП врачами, завершившим обучение в клинической ординатуре по урологии.
С учетом определенной цели моделирование организационной системы управления качеством учебного процесса при обучении клинических ординаторов кафедр урологии проводилось по двум направлениям. Во-первых, с точки зрения структур процессов, необходимых для достижения цели системы. И, во-вторых, с точки зрения структурного подразделения, способного планировать, организовывать, контролировать и реализовывать эти процессы. При выполнении этой части работы учитывалось, что организационная структура системы и процессов, происходящих в ней должны представлять единую систему деятельности, степень достижения цели которой зависит как от первой, так и второй подсистем. Для выполнения данного требования сначала были последовательно выполнены две работы: определен состав процессов, направленных на повышение эффективности обучения, и обоснована структура подразделения в составе кафедры, персонал которой должен реализовать указанные процессы для выявления и устранения возможных причин ненадлежащего КМП в процессе обучения.
При разработке метода обучения учтено, что наиболее эффективным для выявления пробелов в квалификации врачей (студентов) для их целенаправленного устранения являются сборники сценарных ситуационных задач. При анализе возможности выделения струк-
турного подразделения, используя опыт организации и обработки совокупностей случаев для оценки КМП с применением АТЭ, обращено внимание на необходимость подготовки и выделения в его иерархии лица, ответственного за организацию новой формы учебной работы, включая статистическую обработку данных о результатах решения ситуационных задач врачами для передачи их управляющей подсистеме для внесения корректив в содержание учебных занятий. Критериями достижения цели представляемой подсистемы определены: фактическое существование нового метода обучения, готовность применения которого основана на результатах испытания, указавшего на высокую степень вероятности выявления для устранения в динамике учебного процесса ВО при острых ИМП.
При моделировании системы управляющего воздействия на качество учебного процесса использованы три группы исследований проблем управления: публикации, посвященные представлению и значению контуров управления (субъект, объект, командная информация, информация состояния, обратная связь) для достижения целей; работы, в которых указывается на необходимость разработки алгоритма действий для достижения цели создаваемой системы; указания на важность наличия модели объекта управления, по изменению состояния которого и устанавливается степень достижения цели. Методом сбора информации о состояниях объекта является решение ситуационных задач с применением АТЭ КМП. Критериями достижения цели представляемой подсистемы являются фактические данные, указывающие на степень соответствия фактического результата применения нового метода обучения требуемому для оказания медицинской помощи надлежащего качества при острых ИМП по завершению обучения врачей в клинической ординатуре по урологии.
Выводы. Полученные результаты показали, что новый метод активного обучения, основанный на решении сценарных ситуационных задач, правильность решения которых оценивается с применением автоматизированной технологии экспертизы КМП, способствует развитию и формированию врачебного мышления, преобразованию пассивных знаний в активные, лучшему усвоению новых информаций и применению их на практике. Поскольку автоматизированная технология экспертизы КМП используется вне зависимости от клинической специальности, предложенная методология обучения может применяться в рамках существующих программ и учебных планов, на основе сборников ситуационных задач, разработанных специалистами различных клинических кафедр, параллельно с традиционными формами обучения.