Научная статья на тему 'Первые результаты применения метода активного обучения при подготовке экспертов качества медицинской помощи'

Первые результаты применения метода активного обучения при подготовке экспертов качества медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлов С. М., Чавпецов В. Ф., Воронина У. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первые результаты применения метода активного обучения при подготовке экспертов качества медицинской помощи»

Таким образом, можно заключить, что успешность адаптации к деятельности как физической так и интеллектуальной существенно влияет на здоровье.

С.М.Михайлов, В.Ф.Чавпецов, У.В.Воронина ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТОВ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова

Согласно распоряжению Правительства Санкт-Петербурга № 703 от 03.07.2007 года в настоящее время создается единая система управления качеством медицинской помощи (КМП). В качестве метода сбора информации о состоянии КМП принята Автоматизированная технология экспертизы КМП (АТЭ КМП).

Таким образом, возникла необходимость подготовки кадров для единой системы управления КМП в С-Петербурге. С этой целью на кафедре организации здравоохранения и управления КМП СПб ГМА им. И.И.Мечникова проводится обучение врачей по программе «Основы экспертизы КМП и автоматизированная технология ее оценки».

В ходе обучения врачам предлагается изучить теоретические аспекты экспертизы КМП, проводится обучение использования АТЭ. Перед преподавателем поставлена дополнительная задача составить аргументированное суждение о перспективности работы каждого из обучающихся в системе управления КМП.

Технология обучения слушателей на цикле «Основы экспертизы КМП и АТЭ ее оценки», методы оценки результата.

Для оценки клинического мышления слушателей, т.е. их врачебных знаний и логического мышления, мы применяем технологию обучения, состоящую из лекций, практических занятий и активного метода обучения, основанную на принципе обратной связи.

Активный метод обучения включает использование ситуационных задач (СЗ) с нарастающей степенью сложности по специальности слушателей. СЗ составляют слушатели под руководством преподавателя в течение 1- 4 дней обучения. Всего каждый слушатель составляет 2 учебные СЗ, и одну итоговую. Ко второй учебной задаче слушатели пишут экспертное заключение. Нарастание сложности заданий слушателям состоит в последовательном выявлении врачебных ошибок (ВО), определении их негативных следствий, написании экспертного заключения и самостоятельном заполнении протокола. Роль преподавателя - контроль правильности выполнения задания и исправление ошибок.

Преподаватель оценивает результат выполнения задания путем сопоставления количества ВО и их негативных следствий (НС), выявленных обучающимся, к количеству ВО и их НС, выявленных в данной задаче преподавателем. Расчет отметки за выполнение каждой задачи проводится путем вычисления отношения совпадения мнения слушателя и преподавателя о наличии ВО и их НС, выраженное в %. При оценке правильности написания экспертного заключения преподаватель проводит сопоставление текста заключения с экспертным протоколом, уже проверенным и исправленным преподавателем на предыдущем занятии.

Изучение перспективности работы врача в системе управления качеством медицинской помощи проводится по принятой методике, подразумевающей оценку усвоенных теоретических знаний и практических навыков. Принята следующая классификация возможности привлечения слушателя к экспертизе КМП:

• «Перспективный» - обладающий достаточной профессиональной квалификацией, усвоивший теоретические основы ЭКМП, практические навыки работы с АТЭ, может работать в системе управления КМП с АТЭ КМП самостоятельно;

• «Кандидат» - обладающий достаточной профессиональной квалификацией, усвоивший теоретические основы ЭКМП, имеющий незначительные трудности с практической работой с АТЭ;

• «Неперспективный» - обладающий недостаточной профессиональной квалификацией, что подтверждается низкими оценками протоколов слушателя, не овладевший достаточными знаниями о теоретических основах ЭКМП, практическими навыками работы с АТЭ, не может работать в системе управления КМП.

Алгоритм определения перспективности слушателя включает оценку правильности решения 3-х СЗ:

1. слушатели со средним баллом > 75% обладают хорошими профессиональными знаниями и достаточно стройной системой логического мышления, и должны быть отнесены к «Перспективным»,

2. слушатели со средним баллом 50- 75% обладают удовлетворительными профессиональными знаниями и логикой мышления, и должны быть отнесены к «Кандидатам»,

3. слушатели со средним баллом < 50% обладают неудовлетворительными профессиональными знаниями и часто допускают логические ошибки при выстраивании экспертной версии, а потому относятся к «Неперспективным».

Результаты

За 2006- 2007 учебный год на кафедре прошли курс обучения 168 врачей различных ЛПУ С-Петербурга. Средний возраст составил 46 лет, средний стаж работы по специальности- 17 лет. В данной группе преобладали врачи 1 и высшей категории (40% и 21% соответственно), у 8% врачей была ученая степень. После поведения итогов выяснилось, что перспективными для работы в системе управления КМП являются лишь 26% курсантов, 25,4% являются кандидатами, остальные 48,4 % неперспективны.

Выводы:

1. Применение сценарных ситуационных задач, решаемых с применением АТЭ КМП, позволяет определить перспективы успешной работы врачей экспертами качества медицинской помощи.

2. Каскадное нарастание сложности решаемых проблем в процессе обучения обеспечивает повышения эффективности формирования профессиональной логики и экспертного мышления.

3. Новый метод активного обучения позволяет не только контролировать обучение слушателей, но и оценивать степень решения задач, стоящих перед преподавателем.

О. В. Моисеева

ТУБЕРКУЛЕЗ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ижевская государственная медицинская академия

Рост показателя заболеваемости туберкулезом среди детей и подростков Российской Федерации стал весьма характерной и тревожной тенденцией за последнее десятилетие, что подтверждает нестабильность эпидемической ситуации и необходимости принятия эффективных организационных решений.

Цель исследования - изучить динамику заболеваемости туберкулезом среди детей и подростков Удмуртской Республики в 1990-2007 годы.

Для анализа эпидемической ситуации были взяты материалы официальной статистики и годовых отчетов фтизиатрической службы Удмуртской Республики и Российской Федерации (государственные отчетные формы № 008 и 33, утвержденные постановлением Госкомстата России от 29.06.99 №49 и постановлением Росстата от 11.11.05. №80).

Изучен ряд позиций эпидемиологических показателей: заболеваемость туберкулезом детей и подростков из контактов с бактериовыделителями, заболеваемость туберкулезом де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.