Таким образом, можно заключить, что успешность адаптации к деятельности как физической так и интеллектуальной существенно влияет на здоровье.
С.М.Михайлов, В.Ф.Чавпецов, У.В.Воронина ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТОВ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова
Согласно распоряжению Правительства Санкт-Петербурга № 703 от 03.07.2007 года в настоящее время создается единая система управления качеством медицинской помощи (КМП). В качестве метода сбора информации о состоянии КМП принята Автоматизированная технология экспертизы КМП (АТЭ КМП).
Таким образом, возникла необходимость подготовки кадров для единой системы управления КМП в С-Петербурге. С этой целью на кафедре организации здравоохранения и управления КМП СПб ГМА им. И.И.Мечникова проводится обучение врачей по программе «Основы экспертизы КМП и автоматизированная технология ее оценки».
В ходе обучения врачам предлагается изучить теоретические аспекты экспертизы КМП, проводится обучение использования АТЭ. Перед преподавателем поставлена дополнительная задача составить аргументированное суждение о перспективности работы каждого из обучающихся в системе управления КМП.
Технология обучения слушателей на цикле «Основы экспертизы КМП и АТЭ ее оценки», методы оценки результата.
Для оценки клинического мышления слушателей, т.е. их врачебных знаний и логического мышления, мы применяем технологию обучения, состоящую из лекций, практических занятий и активного метода обучения, основанную на принципе обратной связи.
Активный метод обучения включает использование ситуационных задач (СЗ) с нарастающей степенью сложности по специальности слушателей. СЗ составляют слушатели под руководством преподавателя в течение 1- 4 дней обучения. Всего каждый слушатель составляет 2 учебные СЗ, и одну итоговую. Ко второй учебной задаче слушатели пишут экспертное заключение. Нарастание сложности заданий слушателям состоит в последовательном выявлении врачебных ошибок (ВО), определении их негативных следствий, написании экспертного заключения и самостоятельном заполнении протокола. Роль преподавателя - контроль правильности выполнения задания и исправление ошибок.
Преподаватель оценивает результат выполнения задания путем сопоставления количества ВО и их негативных следствий (НС), выявленных обучающимся, к количеству ВО и их НС, выявленных в данной задаче преподавателем. Расчет отметки за выполнение каждой задачи проводится путем вычисления отношения совпадения мнения слушателя и преподавателя о наличии ВО и их НС, выраженное в %. При оценке правильности написания экспертного заключения преподаватель проводит сопоставление текста заключения с экспертным протоколом, уже проверенным и исправленным преподавателем на предыдущем занятии.
Изучение перспективности работы врача в системе управления качеством медицинской помощи проводится по принятой методике, подразумевающей оценку усвоенных теоретических знаний и практических навыков. Принята следующая классификация возможности привлечения слушателя к экспертизе КМП:
• «Перспективный» - обладающий достаточной профессиональной квалификацией, усвоивший теоретические основы ЭКМП, практические навыки работы с АТЭ, может работать в системе управления КМП с АТЭ КМП самостоятельно;
• «Кандидат» - обладающий достаточной профессиональной квалификацией, усвоивший теоретические основы ЭКМП, имеющий незначительные трудности с практической работой с АТЭ;
• «Неперспективный» - обладающий недостаточной профессиональной квалификацией, что подтверждается низкими оценками протоколов слушателя, не овладевший достаточными знаниями о теоретических основах ЭКМП, практическими навыками работы с АТЭ, не может работать в системе управления КМП.
Алгоритм определения перспективности слушателя включает оценку правильности решения 3-х СЗ:
1. слушатели со средним баллом > 75% обладают хорошими профессиональными знаниями и достаточно стройной системой логического мышления, и должны быть отнесены к «Перспективным»,
2. слушатели со средним баллом 50- 75% обладают удовлетворительными профессиональными знаниями и логикой мышления, и должны быть отнесены к «Кандидатам»,
3. слушатели со средним баллом < 50% обладают неудовлетворительными профессиональными знаниями и часто допускают логические ошибки при выстраивании экспертной версии, а потому относятся к «Неперспективным».
Результаты
За 2006- 2007 учебный год на кафедре прошли курс обучения 168 врачей различных ЛПУ С-Петербурга. Средний возраст составил 46 лет, средний стаж работы по специальности- 17 лет. В данной группе преобладали врачи 1 и высшей категории (40% и 21% соответственно), у 8% врачей была ученая степень. После поведения итогов выяснилось, что перспективными для работы в системе управления КМП являются лишь 26% курсантов, 25,4% являются кандидатами, остальные 48,4 % неперспективны.
Выводы:
1. Применение сценарных ситуационных задач, решаемых с применением АТЭ КМП, позволяет определить перспективы успешной работы врачей экспертами качества медицинской помощи.
2. Каскадное нарастание сложности решаемых проблем в процессе обучения обеспечивает повышения эффективности формирования профессиональной логики и экспертного мышления.
3. Новый метод активного обучения позволяет не только контролировать обучение слушателей, но и оценивать степень решения задач, стоящих перед преподавателем.
О. В. Моисеева
ТУБЕРКУЛЕЗ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Ижевская государственная медицинская академия
Рост показателя заболеваемости туберкулезом среди детей и подростков Российской Федерации стал весьма характерной и тревожной тенденцией за последнее десятилетие, что подтверждает нестабильность эпидемической ситуации и необходимости принятия эффективных организационных решений.
Цель исследования - изучить динамику заболеваемости туберкулезом среди детей и подростков Удмуртской Республики в 1990-2007 годы.
Для анализа эпидемической ситуации были взяты материалы официальной статистики и годовых отчетов фтизиатрической службы Удмуртской Республики и Российской Федерации (государственные отчетные формы № 008 и 33, утвержденные постановлением Госкомстата России от 29.06.99 №49 и постановлением Росстата от 11.11.05. №80).
Изучен ряд позиций эпидемиологических показателей: заболеваемость туберкулезом детей и подростков из контактов с бактериовыделителями, заболеваемость туберкулезом де-