ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Н.Г. ШИРОЖЕЕВА,
аспирант, Курганская ГСХА имени Т.С. Мальцева
Ключевые слова: экологическое сельское хозяйство, государственная поддержка, льготное кредитование, ценовая политика, инвестиционная привлекательность.
В перечень общенациональных целей, стоящих перед сельским хозяйством России, среди прочих входят обеспечение населения страны качественными безопасными для здоровья продуктами питания, устойчивое развитие сельских территорий, обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов. Эти цели явно указывают на многофункциональный характер сельского хозяйства.
Одним из путей достижения поставленных целей может быть экологическое сельское хозяйство, которое расширит сферу деятельности людей, поддержит и сохранит в сельской ме-
А
стности пригодную для обитания человека природную среду, обеспечит занятость сельского населения, улучшит состояние земель сельскохозяйственного назначения, может вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемые угодья, послужит стимулом развития малых форм хозяйствования и природоохранных технологий.
Как АПК в целом, так и одно из его направлений - экологическое сельское хозяйство - нуждается в господдержке, особенно сейчас, когда этот способ аграрной деятельности в России находится на стадии становления и формирования. Практическое внедрение производства экологически чистой продукции в России имеет сейчас очень редкий, экспериментальный ха-
641300, Курганская обл., Кетовский р-н, с. Лесниково; тел. 8 (35231) 4-43-93______
рактер. Небольшие агрофирмы по собственной инициативе пробуют в некоторых областях наладить процессы её производства.
Проведённые нами исследования позволяют выделить несколько причин, сдерживающих интенсивное развитие процессов экологизации сельского хозяйства. Во-первых, это ограниченный спрос на внутреннем рынке: основная масса населения не готова платить более высокую цену за такую продукцию, хотя в последнее время по-
Ecological agriculture, the state support, preferential crediting, the price policy, investment appeal.
№ 7 (73), 2010 г.
Аграрный вестник Урала
31
явилась определённая прослойка людей с более высокими доходами, готовая покупать экологически чистые продукты. Во-вторых, отсутствие каких-либо стандартов, технологий производства и организаций для сертификации такой продукции. В-третьих, в России несмотря на принятые законодательные акты федерального уровня не создан действенный хозяйственный механизм производства и реализации экологически чистых продуктов. В-четвёртых, существует острый дефицит высококвалифицированных специалистов в области оказания консультационных услуг, проведения контроля и сертификационных процедур экологического агропроизводства.
Природный потенциал нашей страны при условии создания соответствующих экономических условий будет способствовать возрождению аграрного сектора и более полному обеспечению населения качественным продовольствием. В конечном итоге адаптация аграрной сферы экономики к новым условиям хозяйствования в преобладающей степени будет зависеть от её государственной поддержки.
В настоящее время в России существует ряд федеральных законов, прямо или косвенно регламентирующих осуществление государственного регулирования и поддержку сельхозтоваропроизводителей. Так, ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г.» предусматривает государственное субсидирование ряда программ и мероприятий в области сельского хозяйства. В целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей был принят ФЗ №83 от 9 июля 2006 г. «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», Закон «Об охране окружающей среды» и другие законы. Конечно, перечень этих мероприятий, а также средства, выделенные бюджетом, очень малы, поэтому существует ряд других дополнительных элементов государственного регулирования в области АПК.
Для успешного решения вышеназванных проблем необходимо разработать и принять концепцию, а на её основе - федеральный закон о правовом регулировании производства, переработки, маркировки и оборота продуктов экологического сельского хозяйства и природопользования, целью которого является создание эффективно функционирующего экологического агропроизводства как одного из экономически и социально значимых сегментов агро-продовольственного рынка, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса и одновременно создание условий для повышения эффективности экспорта и конкурентоспособности отечественной экологической продукции на международном рынке.
Для достижения этой цели потребуется решить следующие основные
задачи:
■ создать такую правовую среду, чтобы этот сектор экономики стал по-настоящему привлекателен как для отечественного производителя, так и для зарубежных инвесторов;
■ разработать нормативно-правовую базу в сфере производства и оборота продуктов экологического сельского хозяйства и природопользования, эквивалентную международным правилам и нормам ведения экологического агропроизводства (базисные стандарты ИФОАМ, директивы комиссии Codex AlimentaBus, Постановление ЕЭС №2092/2091);
■ создать правовые и экономические условия для формирования развитого внутреннего рынка экологической продукции, его эффективной инфраструктуры;
■ обеспечить защиту потребителей от обмана и фальсифицированной продукции на рынке экологических продуктов и недобросовестной рекламы;
■ обеспечить защиту производителей экологической продукции от неправильной презентации данной продукции на рынке;
■ сформировать и реализовать эффективную систему контроля соблюдения требований и правил экологического агропроизводства на всех этапах производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации продукции;
■ способствовать расширению масштабов контролируемого экологического агропроизводства, повышать его экономическую, природоохранную и социальную эффективность;
■ содействовать экспорту и повышению конкурентоспособности экологической продукции российского происхождения на международном рынке;
■ разработать систему мер государственной поддержки экологического агропроизводства на федеральном и региональном уровнях;
■ предоставлять долгосрочные и краткосрочные кредиты на льготных условиях;
■ создать систему информационнопросветительского и образовательного обеспечения экологического агропроизводства;
■ требуется поддержка научных разработок в целях повышения рентабельности этого вида деятельности, программ обучения его специфике, а также согласования стандартов.
Далее: наиболее эффективными видами финансовой помощи будут являться дополнительные средства, получаемые эко-предприятиями в рамках программ развития сельских регионов, поддержки высокого качества продуктов питания, развития региональных сбытовых систем, сохранения и улучшения ландшафтов, применения экстенсивных методов в земледелии, отказа от использования синтетических химических удобрений
Экономика
и пестицидов, перехода на экологические способы производства.
Кроме того, государство может поддерживать экологическую инспекцию, службу эко-консалтинга, эко-сбы-товые и снабженческие организации, экологическое семеноводство и выведение пород животных, научные исследования в области экологического сельского хозяйства, союзы и партнёрства экологического сельского хозяйства.
Среди экономических рычагов государственного регулирования производства экологической сельскохозяйственной продукции важное место занимают льготное кредитование, налогообложение, ценовая политика. Важно учесть, что привлекаемые в бюджет средства сами по себе не работают; для них должен быть создан режим наилучшего благоприятствования. Эффективность производства экологической продукции может быть повышена при создании налаженной системы сертификации и реализации производимой продукции по ценам, выгодным для производителя.
Устойчивого производства и реализации экологической продукции можно достичь на основе вертикальной интеграции предприятий различных сфер деятельности, связанных между собой через рынок экологических товаров (работ, услуг) и объединённых в финансово-промышленную группу (ФПГ) в форме ОАО с участием государства.
При этом возможно:
■ использовать ресурсы производства без вреда для окружающей среды;
■ улучшить управление предприятием (за рубежом это является одной из весьма важных причин объединения);
■ увеличить капитал и более эффективно его использовать;
■ снизить затраты на осуществление маркетинговых мероприятий;
■ объединить средства на научноисследовательские работы, продвижение товара, приобретение репутации торговой марки;
■ расширить рынок и получить возможность более эффективно осуществлять реализацию продукции;
■ обеспечить материально-техническое обслуживание, экономическое, организационное, технологическое единство участников в процессе производства, переработки и реализации продукции;
■ усилить конкуренцию между сельскохозяйственными товаропроизводителями на уровне региона в области качества производимой продукции;
■ комплексно планировать и управлять всеми предприятиями.
Таким образом, для развития рынка экологически чистой сельскохозяйственной продукции должна быть создана такая система государственной поддержки сельхозтоваропрозводите-лей, которая бы обеспечила нормативное регулирование этого направления,
32
Аграрный вестник Урала
№ 7 (73), 2010 г.
Экономика
стимулировала развитие рыночных ного механизма. С помощью этого спо- хозпродукции, рынок обогатится новы-
структур и способствовала формиро- соба хозяйствования повысится инве- ми и, что особенно важно, качествен-
ванию соответствующего хозяйствен- стиционная привлекательность сель- ными продуктами.
Литература
1. Суровцев В. Н., Галсанова Б. С. Проблемы государственного регулирования экологизации производства // Государственное регулирование сельского хозяйства. М. : Энциклопедия российских деревень ; ВИАПИ, 2005. С. 513-515.
2. Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: зарубежный опыт и проблемы России. М. : Товарищество научных изданий КМК, 2005. 615 с.