Виды продукции Беларусь Казахстан Россия
Зерно 100,1 102,0 100,0
Картофель 98,2 99,7 100,1
Масличные 102,9 100,1 100,1
Молоко 99,8 98,7 100,1
Крупный рогатый скот в живом весе 100,1 99,8 100,1
Свиньи в живом
весе 100,4 100,2 99,9
Птица в живом
весе 99,9 101,4 99,9
Наиболее заметные изменения в международной торговле следующие: сокращение экспорта свинины из Беларуси и Казахстана за пределы ЕЭП на 1,2 и 1,1% соответственно; сокращение экспорта птицы из Казахстана за пределы ЕЭП на 3,3%; сокращение экспорта зерна из Казахстана в Россию на 3,7% и в Беларусь на 4,7% на фоне незначительных в сравнении с экспортом за пределы ЕЭП объёмов торговли - соответственно 508 и 45 тыс. т по сценарию.
В целом унификация режимов господдержки в предположении сохранения средних по трём странам объёмов продуктовой, ресурсной и несвязанной поддержки в расчёте на единицу каждого продукта не несёт существенных выгод или потерь, хотя отдельные отрасли сталкиваются с сокращением доходов в объёмах, легко компенсируемых межпродук-
товым перераспределением господдержки. Таким образом, положительного эффекта унификации господдержки следует ожидать не в экономической, а в политической сфере: единые для ЕЭП нормативы господдержки существенно затруднят её использование в качестве инструмента формирования внешнеторговых конкурентных преимуществ на объединённом рынке, а значит, сделают рынки более стабильными и предсказуемыми для их участников. В долгосрочной перспективе это положительно повлияет на инвестиционный климат в сельском хозяйстве ЕЭП.
Источники
1. Ромашкин Р.А. Влияние таможенно-тарифной политики на аграрно-продовольственный рынок России в контексте общего равновесия // Государственное регулирование развития АПК и земельные отношения в России / Под ред. С.В. Киселёва. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2005. - С. 52-68.
2. Applied methods for trade policy analysis: A handbook / Francois J.F., Reinert K.A., eds.
3. Fock A., Weingarten P., Wahl O., Prokopiev M. (2000) Russia's bilateral agricultural trade: First results of a partial equilibrium analysis. Russia's Agro-food sector: Towards truly functioning markets. P. Wehrheim et al., eds. Kluwer Acad. Publ. 271-197.
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОРГАНИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Кундиус В.А., д.э.н., проф., дир. НИИ экономики и инновационного развития АПК, зав. каф. ФГБОУ ВО Алтайского государственного аграрного университета, Воронкова О.Ю., к.э.н., доц. ФГБОУ ВО Алтайского государственного университета
Органическое сельское хозяйство, как альтернатива интенсивному производству набирает все большие темпы. Общественное сознание в последние десятилетия достигло такого уровня своего развития, когда критерием деятельности сельскохозяйственного производства выступает не только повышение объёма производимой продукции, но и сохранность природных ресурсов, что обусловлено постоянно увеличивающимися техногенными нагрузками на объекты природной среды - почвенный покров, биологические организмы, атмосферу и водные ресурсы, вследствие чего происходит нарушение хрупкого природного равновесия.
Необоснованное превышение норм вносимых синтетических минеральных удобрений, чрезмерное применение химических средств защиты растений, несоблюдение научно обоснованной системы чередования сево-
оборотов, использование интенсивных агро-технологий привело к тяжелым экологическим последствиям - снижению почвенного плодородия, истощению гумусового горизонта, сокращению популяции животных и птиц на территориях интенсивного ведения сельскохозяйственного производства, попаданию химикатов в атмосферу и водные ресурсы. При этом не прослеживается большого влияния на экономические результаты сельскохозяйственного производства в условиях рискованного земледелия юга Сибири. В частности, проведенное нами исследование корреляционно-регрес-сионой зависимости между количеством вносимых минеральных удобрений и урожайностью зерновых культур в сельском хозяйстве Алтайского края на основе многомерной выборки 1966-2014 гг. показало слабую корреля-
ционно - регрессионную зависимость, значение коэффициента корреляции составило 0,36.
В соответствии с разработанной нами методикой перехода отдельной структурной единицы на органически ориентированное производство сельскохозяйственной продукции по замкнутому циклу в 2011 г. было создано структурное подразделение в функционирующем интегрированном агропромышленном формирования «АгроСибирь» Смоленского района Алтайского края. Наблюдение проводилось в течение трех лет, результаты его опубликованы [7]. Целью научно-практического исследования являлось повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет формирования оптимальной структуры землепользования с полным вовлечением в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых пахотных угодий и закрепленных за хозяйствующим субъектом залежных земель.
Реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной по органической технологии в этом объединении, происходит по следующим каналам: зерновые культуры -ОАО «Алейскзернопродукт им. С.Н. Старовойтова», где зерно направляется на производство продуктов премиум-класса под торговой маркой «Чистые продукты Алтая». Важно отметить, что данные продукты проходят экологическую сертификацию по стандартам серии ИСО 14000 и к ним предъявляют повышенные требования качества. Большая часть органического картофеля закупается ЗАО «Курорт Бе-
локуриха» с целью позиционирования применения экологически чистых и безопасных алтайских продуктов.
Вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых и залежных земель, пригодных для производства органической продукции позволило сельскохозяйственной организации не только повысить уровень рентабельности производства с 21,4% в 2010 г. до 60,5 в 2013 г., но и создать 41 новое рабочее место и на 8,6 млн руб. увеличить долю налоговых поступлений (табл. 1).
Сопоставление структуры затрат позволило выявить следующие закономерности. В органических агротехнологиях существенно снижаются расходы на применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений, в то же время отмечается увеличение затрат на горючесмазочные материалы. Следовательно, затраты на средства химизации и ГСМ являются определяющими при формировании себестоимости органической сельскохозяйственной продукции. Возделывание зерновых и кормовых культур по органическим агротехнологиям формирует базу для производства животноводческой продукции, соответствующей требованиям экологических стандартов агропроизводства. Можно отметить, что производство сельскохозяйственной продукции по органическим технологиям в целом достаточно эффективны при условии стабильных рынков сбыта и устойчивой ценовой политике.
Таблица 1 - Оценка эффективности мероприятий ИАПФ «АгроСибирь» по вовлечению в производ-
ственный оборот земельных ресурсов, пригодных для производства органической продукции
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г.± к 2011 г.
Выручка, тыс. руб. 351331 365823 382599 408351 475749 93150
Себестоимость продаж, тыс. руб. 274156 297453 343811 336121 353812 10001
Валовая прибыль, тыс. руб. 77175 68370 38788 72230 131937 83149
Рентабельность, % 28,2 22,9 10,2 21,5 37,4 27,2
В том числе за счет ввода дополнительной площади пашни
Выручка, тыс. руб. - - 31707 80147 122717 91010
Себестоимость продаж, тыс. руб. - - 28157 62116 84154 59997
Валовая прибыль, тыс. руб. - - 3550 18031 43563 40013
Рентабельность, % - - 12,6 29,0 54,1 41,5
Из них используется под органическими технологиями
Выручка, тыс. руб. - - 6367 13501 20991 14624
Себестоимость продаж, тыс. руб. - - 5241 9618 13082 7841
Валовая прибыль, тыс. руб. - - 1126 3883 7909 6783
Рентабельность, % - - 21,4 40,4 60,5 39,1
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г.± к 2011 г.
Бюджетный и социальный эффект за счет ввода в оборот дополнительной площади пашни
Перечислено налогов в бюджеты разных уровней - - 684 3484 8573 7889
Создано новых рабочих мест - - 12 28 41 29
Принимая во внимание ресурсосберегающую направленность системы органического землепользования, управление процессами землепользования представляется в качестве подсистемы общепроизводственной системы управления организацией. Основной целью данной подсистемы является гармонизация целей и задач экологизации сельскохозяйственного производства с финансовыми результатами деятельности предприятия, т.е. рационально используемые ресурсы должны приносить максимальную выгоду.
Статистические данные свидетельствуют об отставании темпов развития российского органически ориентированного сельского хозяйства. В сложившихся условиях развития российского АПК определяется ряд причин, замедляющих развитие сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции. Это отсутствие интереса к экологизации со стороны руководителей сельскохозяйственных организаций; недостаток необходимой информации; трудности с инвестированием экологических проектов; неопределенность рынка сбыта органической продукции с позиций нормативно - правового регулирования; недостаток квалифицированных специалистов в области экологизации землепользования и сертификации органической продукции. В этой связи требуется совершенствование организационно - правового и экономического механизмов регулирования производственных и рыночных процессов в сфере органического сельского хозяйства. Организационно-правовым механизмом государственного регулирования выступает механизм прямого воздействия, который основан на действующем российском законодательстве.
В качестве экономического механизма государственного регулирования выступает взаимосвязь приемов и методов воздействия на экономику хозяйствующих субъектов с целью обеспечения реализации обоюдных экономических интересов, стимулирования перехода к производству органической продукции.
Органически ориентированное землепользование обладает отличительной особенностью - весь процесс производства и переработки органической продукции ориентирован
на выполнение жестких условий, обеспечивающих экологическую безопасность и качество производимого продовольствия. В соответствии с этим выстраивается вся система производственного управления, организованного в соответствии с системой стандартов, содержащих требования к технологии производства, а также касающихся переработки, хранения, транспортировки и реализации органической продукции сельского хозяйства.
Выяснено, что основой формирования механизма управления качеством органической продукции является общепроизводственная система управления, функционирующая в соответствии с системой стандартов экологического сельскохозяйственного производства, содержащей требования к производственным технологиям, переработке, хранению, транспортировке и реализации органической продукции, в соответствии с экологическими стандартами серии ИСО 14000, международными стандартами качества продукции серии ИСО 9000 [4,].
Сформировавшийся в России на данный момент времени механизм управления качеством экологического продовольствия предполагает контроль со стороны органа экологической сертификации. Принимая во внимание, что данных органов сертификации в России пока крайне мало, представляется оправданным сотрудничество сертификационных компаний с региональными структурами Госстандарта РФ, выполняющими функции государственного контроля качества продукции.
Помимо государственных структур или международных сертификационных аудиторских центров, функции контроля качества органической продукции на местах, в регионах могли бы выполнять, по нашему мнению, добровольные некоммерческие объединения производителей и переработчиков органической продукции или независимые сертификационные центры экологического агропроизводства. Обеспечение качества органической продукции достижимо на основе информации, предоставляемой экологическими союзами, занимающимися продвижением и добровольной независимой сертификацией сельскохозяйственного производства органической продук-
ции на региональном уровне так же на основе международных и национальных стандартов, а также методические рекомендаций научных учреждений, экологических центров и др.
Организационно-экономический механизм государственного управления развитием сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, представляет совокупность действий и применяемых
инструментов при осуществлении взаимообусловленных организационно-экономических, инновационно-технологических и управленческих мероприятий, направленных на оптимальную организацию сельскохозяйственного производства в процессе перехода сельскохозяйственных товаропроизводителей к производству органической продукции (рис. 1).
Рисунок 1 - Организационно-экономический механизм государственного управления развитием сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции
Важное значение в реализации аграрной политики в сфере органического сельского хозяйства отводится разработке и реализации региональных целевых программ. Реализация региональных целевых программ позволяет повысить эффективность производства в отдельных сегментах ее целевой направленности за счет адресной поддержки получателей субсидий и постоянного контроля со стороны уполномоченных органов за рациональным и целевым использованием предоставленных бюджетных средств.
Результаты проведенных нами ранее исследований реализации приоритетного нацио-
нального проекта «Развитие АПК» в 20062007 гг., государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» в Алтайском крае показывают самую высокую степень отклика АПК и сельского хозяйства на поставку ресурсов, инвестиции, государственную поддержку. В связи с позитивными изменениями в аграрной политике в последние годы: увеличением субсидий и инвестиций в сельское хозяйство, поддержкой в решении проблем обеспечения жильем молодых специалистов и другими - наблюдаются положительные
экономические результаты в АПК и сельском хозяйстве Алтайского края и других регионов России.
Нами разработан проект краевой целевой программы «Вовлечение в сельскохозяйственное производство не используемых по целевому назначению пахотных и залежных земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в целях производства органической продукции на период 2015 - 2020 годы», направленной на более полное и эффективное использование пахотных угодий сельскохозяйственными товаропроизводителями, повышение эффективности их хозяйственной деятельности, а также рост объемов производства органической сельскохозяйственной продукции Алтайского края.
Ведущими учеными-аграрниками предложено, что в России для развития рынков продукции органического сельского хозяйства необходимо эффективное государственное регулирование, которое должно включать в себя:
- принятие общей концепции развития рынка продукции органического сельского хозяйства;
- принятие федеральных законов об органическом сельском хозяйстве и регулировании рынков органической продукции;
- создание специального центра по вопросам стандартизации, аккредитации сертифицирующих организаций и мониторинга состояния органического рынка;
- наличие прямого субсидирования фермерских хозяйств;
- финансовую, информационную и маркетинговую поддержку производителей органической продукции [1, 6, 9].
Перечисленные меры государственного регулирования органического сельского хозяйства в России смогут обеспечить повышение качества потребляемой продовольственной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, расширение возможностей для развития инноваций и диверсификацию экспорта (в том числе и за счет экспорта сертификационных услуг).
Государству следует поддержать создание службы агроэкологического контроля, аг-роэкологического консалтинга, специализированных сбытовых и снабженческих компаний, агроэкологических семеноводческих и племенные предприятий, научно- исследовательских и инновационных агроэкоцентров, зональных агроэкокластеров, некоммерческих ассоциаций и союзов производителей и переработчиков органической продукции сельского
хозяйства, реализацию социальных программ экологического развития сельских территорий.
Во многих зарубежных странах существуют свои системы государственной поддержки экологически ориентированных сельскохозяйственных предприятий. Так, фермеры Германии течение двухлетнего периода становления экологического хозяйства получают поддержку из нескольких источников финансирования от Правительства ЕС, а также своих федеральных земель в общем объеме 200-400 евро на 1 га сельскохозяйственных угодий. По истечении двух лет сумма помощи снижается до 100-200 евро на 1 га. Но и этот объем поддержки достаточно существенен: до 40% в структуре валового дохода экологической фермы в Германии составляют государственные субсидии и дотации. Однако механизмы получения государственных дотаций разнятся - так, в некоторых странах выделяются субсидии и дотации в процессе перехода на экологически ориентированное сельскохозяйственное производство (Франция, Великобритании, Греция, Германия), а в большинстве зарубежных стран государственная помощь в виде дотаций и субсидий в основном ориентирована на уже перешедшие к экологизации хозяйства [2, 3, 4, 5, 10].
В целях обеспечения устойчивой экологической ситуации в процессе агропромышленного производства, по нашему мнению, представляется необходимым формирование, финансирование и реализация целевых государственных и региональных программ в направлении развития сельского хозяйства, ориентированного на производство органической продукции, рациональное использование земельных ресурсов, повышение качества продовольствия и охрану окружающей природной среды [8].
Также целесообразно разработать экологическую политику сельскохозяйственных организаций, отражающую их обязательства в области охраны окружающей среды и снижения вредного воздействия, а также определяющую эффективные подходы к продвижению органической продукции за счет ее экологических характеристик и качества.
Воспроизводство путем вовлечения в сельскохозяйственный оборот залежных и неиспользуемых земельных ресурсов в направлении сельскохозяйственного производства органической продукции представляется возможным путем внедрения в процесс землепользования системы органических агротехно-логий, продвижения альтернативных методов земледелия и аграрных инноваций через сис-
тему сельскохозяйственных информационно-консультационных центров и зональных агро-экокластеров, организацию презентаций органической продукции, проведение рекламных компаний, участие в выставках-ярмарках на региональном и российском уровнях.
В части организационно-правового механизма государственного регулирования требуется совершенствование лицензирования производственной деятельности сельскохозяйственных организаций, ориентированных на производство органической продукции, регулирование прав использования товарной маркировки «Органический (экологический) продукт», формирование нормативов оценки качества земельно-природных ресурсов, осуществление экологического контроля и земельного мониторинга, природоохранных мероприятий.
Источники
1. Алтухов А.И., Нечаев В.И., Порфиръев Б.Н, Соколова Ж.Е., Михайлушкин П.В., Таран В.В. «Зеленая» агроэкономика: монография / под ред. Б.Н. Порфирьева. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА. - 2013. — 249 с.
2. Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ: (сравнительно-правовой анализ) / Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; Отв. ред. С.А. Боголюбов, Е.Л.Минина.- М.: Норма, 1999.- 235 с.
3. Аграрные преобразования в новых федеральных землях Германии (1991-2002 гг.)// Науч. тр. ВИАПИ. - М., 2003. - Вып. 10. - 426 с.
4. Стандарты экологического агропроизводства. Система добровольной сертификации экологи-
ческого агропроизводства «ЭкоНива».- М.: Немчиновка , 1998.-27с.
5. Гануш Г. Перспективы развития производства экологически безопасных (органических) продуктов питания в Беларуси / Г. Гануш, И. Грибоедова // Устойчивое развитие сельского хозяйства Беларуси в новых условиях / Ин-т систем. исслед. в АПК Нац. акад. наук Беларуси. -Минск, 2013. - С. 41-44.
6. Закревский В.В. Органическое производство и органические продукты питания: история становления, принципы и преимущества, состояние рынков, законодательство / В.В. Закревский, С.М. Репешов //Профилакт. и клин. медицина. - 2011. - № 1 (38). - С. 26-33.
7. Кундиус В.А.,. Воронкова О.Ю. Эколого - экономические перспективы вовлечения в оборот залежных земель Алтайского края для целей производства органического продовольствия / Организационно - экономический механизм восстановления плодородия и улучшения экологического состояния сельскохозяйственных земель. Материалы круглого стола ВНИИЭСХ - М.-И., 2014, С.146 - 155.
8. Лаштити Р. Качество и стандарты пищи / Энциклопедия систем жизнеобеспечения: знания об устойчивом развитии: в 3-х т. / пер. М. О. Еклашова и др. - М.: Магистр-Пресс, 2005. - Т. 2. - С. 1048 - 1075.
9. Соколова Ж.Е. Теория и практика развития мирового рынка продукции органического сельского хозяйства: монография. - М.: Изд-во ИП Насирддинова В.В., 2012.- 443 с.
10. Our Common Future. World Commission Environment and Development. Oxford University Press. 1987-P. 383.
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Семенов С.Н., д.э.н., гл. науч. сотр., Бочарова Е.В., к. социол. н., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Институт
аграрных проблем РАН»
Современное социально-экономическое развитие АПК характеризуется двумя важнейшими тенденциями: глобализацией мировой агроэкономики и международной агропромышленной интеграцией. Они оказывают решающее воздействие на формирование структур агропромышленных предприятий. Стратегические приоритеты их развития создают благоприятные условия или ограничения их деятельности, трансформируют конкурентную среду на продовольственных рынках. К сожалению, реформирование АПК не достигает установленных целей. Деградация производственных, земельных и других ресурсов сопровождаются деградацией сельского населения, сельского социума.
Преодоление тяжелых последствий аграрной политики требует интеграции общих усилий государства, бизнеса и общества в целом. Необходимы дополнительные организационно-управленческие, социальные и инвестиционные меры по стратегическому изменению, модернизации, прежде всего, социального потенциала АПК. В этой связи наиболее актуальным является решение проблем долгосрочного развития социального потенциала АПК, трансформации интегративных и конкурентных стратегий, формирование стратегического поведения в сельских сообществах.
К сожалению, деградации подвергнуты все стороны жизни села (демографическая ситуация, народонаселение, экология, материаль-