АЧСС
2,3-3,61
ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО
ПРОФИЛЯ
Ярещенко О. А.
Харьковский национальный университет внутренних дел
Аннотация. В статье рекомендуются две экспериментально обоснованные программы специальной физической подготовки курсантов вузов МВД Украины, основой которых является расширенное использование двигательно-координационных вспомогательных (полуспециальных! упражнений, физических нагрузок тренировочного характера и разных объемов учебного времени.
Ключевые слова: курсанты, специальная физическая подготовка, двигательно-координационные
упражнения, экспериментальная программа.
Анотація. Ярещенко О.А. Обґрунтування ефективної програми спеціальної фізичної підготовки курсантів ВНЗ правоохоронного профілю. В статті пропонуються дві експериментально обґрунтовані програми спеціальної фізичної підготовки курсантів ВНЗ МВС України, в основі яких наявне розширене застосування рухово-координаційних допоміжних (напівспеціальних) вправ, фізичних навантажень тренувального характеру та різних обсягів навчального часу.
Ключові слова: курсанти, спеціальна фізична підготовка, рухово-координаційні вправи, експериментальна програма.
Annotation. Y areschenko O.A. Justification of effective program of special physical preparation of cadets of higher educational institutions of the law-enforcement profile. In the article two experimentally proved programs of special physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine which basis is expanded use of motor-coordination, auxiliary (semispecial) exercises, physical activities of training character and different amount of school hours are recommended.
Keywords: cadets, special physical preparation, motor-coordination exercises, experimental program.
Введение.
В настоящее время в системе высшего образования Украины формируется новое направление, основой которого является опора на личностно-ориентированные педагогические технологии. Такая стратегия перестройки высшего образования рассчитана на усиление роли «человеческого фактора». Интенсификация процесса обучения увеличение роли самостоятельной работы, новые технологии контроля требуют от обучающихся более напряженной, систематической работы, работы с большей самоотдачей
Профессиональная подготовка работников правоохранительных структур объединяет в интерактивное целое такие виды подготовки, как теоретический, специальный, физический, психологический
В последние годы, с целью повышения качества профессионального мастерства личного состава органов внутренних дел, эффективности оперативно-служебной деятельности работников милиции, Министерством внутренних дел Украины приняты «Наставление по физической подготовке рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Украины» (Приказ МВД Украины № 1444, 25.11.2003г.), «Программа повышения уровня физической подготовки работников органов внутренних дел Украины» (Приказ МВД Украины №495, 30.06.2005г.).
Таким образом, перестройка современной системы высшего образования, оперативно-служебная обстановка в государстве требует от курсантов - будущих работников правоохранительных органов, высокой умственной и физической работоспособности, крепкого здоровья, психологическойустойчивости, всестороннего развития двигательных способностей, высокого уровня профессиональных и жизненно важных умений и навыков, необходимыхдля выполнения оперативно-служебных задач.
Традиционная система физической подготовки курсантов высших учебных заведений МО У краины и МВД Украины, действующая в настоящее время, не позволяет эффективно влиять на развитие двигательных способностей, функциональных возможностей, формирование профессиональных навыков и на повышение психологической готовности к оперативно-служебной деятельности Установлено, что процесс снижения профессионально необходимых физических и психофизиологических качеств начинается уже в процессе учебы в учебных заведениях на старших курсах (1,2,3,4).
Причинами снижения позитивного влияния физических нагрузок на результаты профессиональной подготовки и учебы являются: отсутствие типовых программ по специальной физической подготовке низкий исходный уровень физической подготовленностибольшинства абитуриентов поступающих в вузы МО и МВД Украины, неэффективное использование времени, отводимого на физическую подготовку (1,3,4,6).
Наряду с этим, в настоящее время в ряде последних исследований наметились пути повышения эффективности процесса специальной физической подготовки курсантов, как военного, так и правоохранительного профиля (2,5,7).
Работа выполнена по плану НИР Харьковского национального университета внутренних дел.
Формулирование целей работы
Экспериментально обосновать эффективность программы специальной физической подготовки курсантов младших курсов высшего учебного заведения правоохранительного профиля при разных объемах учебных часов.
Результаты исследо ваний.
Исследования проводились на базе ХНУВД в течение двух лет на первом и втором курсах. В эксперименте участвовали 23 курсанта контрольной группы, 16 курсантов первой экспериментальной группы с объемом 70 часов, отводимых на физическую подготовкув учебном году, и 19 курсантов второй экспериментальной группы с объемом в 140 часов.
Тематика предлагаемого материала, как в контрольной так и в экспериментальных группах, соответствовала приказу МВД Украины № 1444 от 25.11.2003 г. В экспериментальных программах наряду со средствами общей физической подготовки (ОФП) предусматривалось широкое использование средств вспомогательной физической подготовки (ВФП) - полуспециальных упражнений, упражнений двигательно-координационнойи психомоторнойнаправленности Средства специальной физической подготовки (СФП) во всех группах соответствовали вышеуказанному приказу.
Сравнение соотношения видов физической подготовкипозволяет отметить, что в экспериментальных группах на первом году эксперимента акцент был сделан на базовую физическую подготовку (БФП) и, преимущественно, за счет средств ВФП (табл. 1). Так в контрольной группе на данный вид подготовки отводилось 42,9 %, а в первой и второй экспериментальных группах соответственно 60 % и 61,4 %.
На втором году эксперимента в контрольной группе, как и на первом курсе, особое внимание уделялось специальной физической подготовке (СФП) - освоению приемов рукопашногобоя. Так на СФП было соответственно отведено 57,1 % и 65,7 %.
В экспериментальных группах доля СФП тоже увеличилась, но в то же время на базовую физическую подготовкув первой группе было выделено 48,5 %, а во второй - 50 %.
Таблица 1
Соотношение видов физической подготовки курсантов на I и II курсах обучения
кУ рсанты Виды физической подготовки
курс Виды групп и объем часов ОФП ВФП БФП СФП
% /час % / час % / час % / час
I курс КГ - 70 28,6/20 14,3 / 10 42,9 /30 57,1 /40
I ЭГ - 70 24,3/17 35,7 / 25 60 / 42 40 / 28
II ЭГ - 140 27,1/38 34,3 / 48 61,4 / 86 38,6 / 54
II курс КГ - 70 25,7/18 8,6 / 6 34,3 / 24 65,7 / 46
I ЭГ - 70 22,8/16 25,7 /18 48,5 / 34 51,5 / 36
11ЭГ - 140 20 /28 30 / 42 50 / 70 50 / 70
Примечание: КГ- контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа
Предложенное соотношение видов физической подготовки в экспериментальных группах позволило более широкое использование принципов и методов спортивной подготовки
Так, на практических занятиях в экспериментальных группах на уроках по освоению приемов физического воздействия (учебных уроках) использовалась комплексная форма организации занятий, предусматривающая параллельное и последовательное развитие физических, двигательнокоординационных функциональных возможностей курсантов
В зависимости от целевой (учебной, учебно-тренировочной, тренировочной) направленности зависела зона интенсивности выполнения заданий. На уроках обучения нагрузка выполнялась в аэробном режиме (ЧСС -131-150 уд/мин.) на занятиях учебно-тренировочной и тренировочной направленности нагрузка осуществлялась в смешанной (ЧСС-151-170 уд/мин.) и лактатно-аэробной зоне (ЧСС - 171 уд/мин. и выше).
На втором году эксперимента, особенно во второй экспериментальной группе, доля учебнотренировочных занятий существенно увеличилась (табл.2). Распределение нагрузок в этих группах осуществлялось по сопряжено-последовательной форме, предусматривающей чередование нагрузок различной интенсивности, специфичности и объему.
Таблица 2
Особенности соотношения занятий по их направленности
Курс Виды групп Объем часов учебные Учебно-тренировочные
часы % часы %
I КГ 70 32 45,7 38 54,3
I ЭГ 70 16 22,8 54 77,2
II ЭГ 140 20 14,3 120 85,7
II КГ 70 22 31,4 48 68,6
I ЭГ 70 12 17,1 58 82,9
II ЭГ 140 14 10 126 90
Проведение занятий по экспериментальным программам специальной физической подготовки курсантов в течение четырех семестров оказало действенное позитивное влияние на уровень физического состояния, физической, двигательно-координационной, функциональной подготовленности и психофизиологических возможностей испытуемых.
Использование в экспериментальных программах наиболее эффективных средств и методов базовой и специальной физической, и психомоторнойподготовки своевременных технологий спортивной тренировки позволили существенно улучшить морфофункциональные показатели, повысить двигательные, психомоторныевозможности курсантов и их устойчивость к психо-эмоциональной нагрузке.
Таблица 3
Исследуемые показатели курсантов II курса контрольной и экспериментальных групп в конце года
обучения
(КГ - п = 21; 1ЭГ - п = 16; 2 ЭГ - п = 19)
Показатели Назв. Результаты t критерий P достоверность
Групп КГ-1ЭГ 1ЭГ- 2ЭГ КГ-2ЭГ КГ- 1ЭГ 1ЭГ-2ЭГ КГ-2ЭГ
Возраст КГ 19,4 ± 0,39 0.61 > 0,05
(лет) 1 ЭГ 19,1 ± 0,3 0.97 1.46 > 0,05
2 ЭГ 18,7 ± 0,28 > 0,05
ВРП КГ 391,4 ± 5,1 0.2 > 0,05
(г.см-1) 1 ЭГ 390,4 ± 3,4 0.61 > 0,05
2 ЭГ 387,4 ± 3,8 0.68 > 0,05
ЖИ КГ 63,9 ± 0,98 2.22 < 0,05
(мл/кг) 1 ЭГ 67,1 ± 1,05 2.3 4.08 < 0,05
2 ЭГ 70,3 ± 0,91 < 0,001
ЧСС КГ 75,1 ± 1,74 2.42 < 0,05
(удмин-1) 1 ЭГ 69,8 ± 1,03 1.96 > 0,05
2 ЭГ 67,1 ± 0,93 4.04 < 0,001
Систолическое КГ 126,5 ± 1,84 1.05 > 0,05
давление 1 ЭГ 123,8 ± 1,84 0.44 > 0,05
мм.рт.ст. 2 ЭГ 122,1 ± 1,11 2.10 < 0,05
Диастолическое КГ 79,7 ± 1,28 1.29 > 0,05
давление 1 ЭГ 77,5 ± 1,13 1.89 3.12 > 0,05 < 0,01
мм.рт.ст. 2 ЭГ 74,7 ± 0,96
Сила кисти КГ 32,2 ± 0,81 2.54 < 0,05
(кг) 1 ЭГ 34,7 ± 0,94 1.55 > 0,05
2 ЭГ 36,5 ± 0,68 4.05 < 0,001
Прыжок в длину КГ 228,6 ± 2,13 0.42 > 0,05
с места 1 ЭГ 229,8 ± 1,82 0.59 0.97 > 0,05
(см) 2 ЭГ 231,3 ± 1,76 > 0,05
Подтягивание КГ 12,6 ± 0,31 2.93 < 0,01
(раз) 1 ЭГ 14,2 ± 0,31 3.11 5.34 <0,01 <0,001
2 ЭГ 15,7 ± 0,37
Подъем КГ 48,3 ± 0,91 3.1 < 0,01
туловища 1 ЭГ 52,1 ± 0,74 2.48 < 0,05
( раз.мин-1) 2 ЭГ 54,3 ± 0,49 6.03 < 0,001
Подъем ног к КГ 11,1 ± 0,42 3.15 < 0,01
перекладине 1 ЭГ 12,9 ± 0,39 3.61 6.8 < 0,01
(раз) 2 ЭГ 14,7 ± 0,31 < 0,001
Бег 100 м КГ 14,87 ± 0,23 2.5 < 0,05
(с) 1 ЭГ 14,18 ± 0,15 2.22 < 0,05
2 ЭГ 13,68 ± 0,09 4.7 < 0,01
Бег 3000 м КГ 759,8 ± 6,21 2.87 < 0,05
(с) 1 ЭГ 735,4 ± 5,79 1.19 > 0,05
2 ЭГ 726,9 ± 4,18 4.39 < 0,01
W КГ 209,3 ± 4,11 3.67 < 0,01
(у.е.) 1 ЭГ 230,5 ± 4,03 2.17 < 0,05
2 ЭГ 241,8 ± 3,28 6.1 < 0,001
ИФС КГ 0,573 ± 0,029 1.76 > 0,05
(у.е.) 1 ЭГ 0,636 ± 0,014 2,13 3,26 < 0,05
2 ЭГ 0,689 ± 0,019 < 0,01
Г ибкость КГ 13,32 ± 0,39 2.6 < 0,05
(см) 1 ЭГ 14,49 ± 0,23 1.3 > 0,05
2 ЭГ 14,94 ± 0,27 3.44 < 0,01
Ориентировка в КГ 8,91 ± 0,18 2.5 < 0,05
пространстве 1 ЭГ 8,08 ± 0,18 0.62 2.5 > 0,05
(бал) 2 ЭГ 9,12 ± 0,21 < 0,05
Ошибка КГ 1,7,62 ± 0,26 2.12 < 0,05
воспроизведения 1 ЭГ 16,94 ± 0,19 1.01 > 0,05
силы кисти (%) 2 ЭГ 16,71 ± 0,14 3.85 < 0,01
Ошибка КГ 13,28 ± 0,47 2.14 < 0,05
воспроизведения 1 ЭГ 12,03 ± 0,35 2.22 < 0,05
5-с отр. врем.(%) 2 ЭГ 10,83 ± 0,41 3.93 < 0,001
Ошибка прыжка КГ 5,98 ± 0,31 1.97 > 0,05
в длину с места 1 ЭГ 5,27 ± 0,19 1.41 2.9 > 0,05 < 0,01
(%) 2 ЭГ 4,86 ± 0,23
Быстрота КГ 14,91 ± 0,56 1.94 > 0,05
двигательной 1 ЭГ 13,53 ± 0,44 2.38 < 0,05
реакции (см) 2 ЭГ 12,29 ± 0,28 4.18 < 0,001
Челночный бег КГ 9,25 ± 0,035 3.52 < 0,01
4х9 (с) 1 ЭГ 9,09 ± 0,019 2.92 6.2 < 0,01
2 ЭГ 8,98 ± 0,024 < 0,001
Специальн. тест КГ 13,18 ± 0,43 2.06 > 0,05
(с) 1 ЭГ 12,21 ± 0,29 2.57 < 0,05
2 ЭГ 11,29 ± 0,21 4.16 < 0,001
Психологический КГ 39,36 ± 1,21 2.26 < 0,05
тест 1 ЭГ 35,29 ± 1,33 1.98 > 0,05
(с) 2 ЭГ 33,17 ± 0,98 3.97 < 0,001
ДЧСС КГ 45,3 ± 1,26 2.24 < 0,05
(удмин-1) 1 ЭГ 41,1 ±1,39 2.36 4.9 < 0,05
2 ЭГ 36,8 ± 1,18 < 0,001
Среднетестовый КГ 121,8 ± 2,24 2.98 < 0,01
пульс (удмин-1) 1 ЭГ 112,1 ± 2,34 1.3 > 0,05
2 ЭГ 108,3 ± 1,76 4.7 < 0,001
Т очность КГ 92,4 ± 0,84 2.19 < 0,05
(%) 1 ЭГ 95,1 ± 0,93 1.7 > 0,05
2 ЭГ 97,2 0,61 4.6 < 0,01
Примечание: КГ - контрольная группа, 1ЭГ - первая экспериментальная группа, 2ЭГ - вторая экспериментальная группа/
Результатомработы по первой экспериментальной программе явились:
- существенное (достоверное) улучшение морфофункциональных показателей курсантов, так, жизненный индекс повысился на 5% ((Р<0,05; 1=2,22), ЧСС в покое снизился на 7,06% ((Р<0,05; 1=2,42), артериальное давление имело тенденцию к снижению(123,8/77,5 против 128,5/79,7)
- повышение уровня физической подготовленности силовых возможностей - силы кисти на 7,7%, подтягиваний на 12,7%, подъем ног к перекладине на 16,21 %, силовой выносливости - подъема туловища на 7,8%, гибкости на 8,1%, ловкости (челночный бег 4х9м) - на 1,66%, скоростных возможностей (бег на 100м) - на 6,36%, общей выносливости (бег на 3000 м) - на 3,32%, мощности работы на 9,6% (Р<0,05; 1=2,5-3,67),
- повышение психомоторныхспособностей способности ориентироваться в пространстве на 10,27%, способности воспроизводить половину усилий максимальной силы кисти на 5,4%, способности дифференцировать временные отрезки на 10,3 % (Р<0,05; 1=2,14 -4,9);
- значительное улучшение психофизиологических возможностей: результат выполнения психологическоготеста уменьшился на 17,6% , точность выполнения теста повысилась на 2,9%, пульсовая стоимость психологическоготеста снизилась на 7,15%, разница между исходным и средне-тестовым пульсом снизилась на 10,2% (Р<0,05; 1=2,19 -2,98).
Во второй экспериментальной группе после подготовки с объемом в 140 часов в учебном году по сравнению с данными контрольной группы из 26 исследуемых показателей лишь два изменения были не достоверны Это - данные весо-ростового индекса и прыжка в длину с места.
По сравнению с результатами первой экспериментальной группы 140- часовая программа психофизической подготовки позволила:
- достоверно увеличить: жизненный индекс на 4,8%, результат в подтягивании на перекладине на 10,5%, подъем ног к перекладине на 4,2% (Р<0,05; 1=2,3 -3,61);
- улучшить достижения в беге на 100м на 3,53%, мощности работы на 4,9%, индекса физического состояния на 8,3%; в челночном беге на 1,21%, в специализированном тесте на 8,1% (Р<0,05; 1=2,13 -2,92);
- повысить психомоторныевозможности по данным ошибок воспроизведения пятисекундногоотрезка времени на 9,97%, быстроты двигательной реакции на 9,16% (Р<0,05; 1=2,22-2,38);
- уменьшить показатели сердечной реакции на психологический тест (ДЧСС) на 10,4% (Р<0,05; 1=2,36).
Выводы.
Таким образом, работа по экспериментальной программе в первой группе позволила, даже при минимуме часов (70 часов) на аудиторные занятия, при соответствующей организации и подборе эффективных средств и методов проведения занятий, добиться позитивных сдвигов как базовой и специальной физической подготовки так и в показателях психофизиологическихвозможностей курсантов Об этом практически свидетельствуют все 26 исследуемых показателей. Из них 18 показателей достоверно улучшились
Что касается программы второй экспериментальной группы, то нужно отметить, что объем часов в два раза превышающих объем работы контрольной и первой экспериментальной групп, убедительно доказывает высокую эффективность данной программы специальной физической подготовки
Дальнейшие исследования будут направлены на поиск эффективных средств и методов специальной физической подготовки курсантов старших курсов
Литература
1. Бородин Ю.А. Эффективность физической подготовки в системе военно-профессионального обучения и пути ее повышения // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук. пр./За ред. Єрмакова С.С.-Харків: ХДАДМ, 2003.-№10.-с.62-64.
2. Закорко І.П. Спеціальна фізична підготовка у вищих навчальних закладах МВС У країни з урахуванням індивідуальних особливостей моторики курсантів: Автореферат дис. Закорко І.П. канд. наук з фіз. вих. та спорту: 24.00.02/НУФВС України-К.,2001.19с.
3. Камаев О.И., Ярещенко О.А., Филиппенко П.И. Динамика общефизической подготовленности курсантов в процессе обучения в национальном университете внутренних дел // Слобожанський науково-спортивний вісник. - 2004. - № 7. - С.66-69.
4. Романчук В.Н. Недостатки организации форм физической подготовки и пути их устранения//Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук пр./За ред. Єрмакова С.С.-Х., 2005.-№10.-с.50-52.
5. Романчук В.Н. Обґрунтування змісту та організації форм фізичної підготовки курсантів вищих військових навчальних закладів технічного профілю: Автореф. дис. Романчук В.Н. канд. наук з фіз. вих. та спорту: 24.00.02/ЛДУФК-Львів,2007.-22с.
6. Сергієнко Ю.П. Спеціальна фізична підготовка в системі професійного навчання фахівців податкової міліції: Автореферат дис. Сергієнко Ю.П. канд. наук з фіз. вих. та спорту: 24.00.02/ХДАФК-Х.,2005.19с.
7. Ярещенко О.А. Особливості впливу психомоторних здібностей курсантів на спеціальну фізичну підготовленість // Педагогіка, психологія та методико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - № 12.
- С.161-163.
Поступила в редакцию 08.04.2008г.