Яковлев Р.Д.
Магистрант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург.
Обобщение собственного педагогического
опыта как одно из направлений исследовательской деятельности педагога
Исследованием педагогического опыта занимались такие современные авторы, как: И.В. Сидорова [10], И.В. Богачева [3,4], Н.И. За-прудский [6], Е.В. Ахраменко [1], Е.В. Пекарская [8], В.Н. Шашок [11], С.И. Гин [5], Т.И. Попова [9], А.Д. Барбитова [2], И.М. Зулфикаров [7] и др.
Если говорить о педагогическом опыте (далее - ПО) в наиболее широком понимании, то он включает наработанное годами мастерство педагогов, позволяющее им достигать значительных результатов в учебном и воспитательном процессе. Кроме того, ПО способствует личностному и профессиональному росту педагогических работников, совершенствованию их компетенций [11, с. 38].
В узком понимании ПО включает практику отдельно взятого педагога, его осмысленную теоретическую идею, подтвержденную в ходе исследовательской деятельности и представленную в виде подробного описания. Этот педагогический опыт должен способствовать повышению качества учебной работы и её эффективности.
Под обобщением ПО подразумевается определенная исследовательская работа, основанная на выборе и дальнейшем анализе определенного опыта педагога, а также его обоснование и систематизация, предоставление полученного результата [2, с. 23].
Обобщение педагогом собственного ПО предполагает научное обоснование достигнутых им позитивных результатов в учебной работе. Для того чтобы выполнить данную работу, педагогу необходимо оценить проведенную им деятельность с точки зрения стороннего наблюдателя. В процессе обобщения важно выделять базу полученного опыта, его ключевые элементы, не вдаваясь в наименее существенные подробности.
Обобщение ПО представляет собой ключевой элемент процедуры аттестации педагогического работника, связанной с присвоением ему определенной квалификации.
Авторами предложена поэтапная модель обобщения собственного ПО, включающая в себя несколько ключевых элементов (рисунок 1).
■
Дадим характеристику каждому из перечисленных в предложенной модели компонентов обобщения ПО.
1) Основные сведения о педагоге. С данного этапа в обязательном порядке следует начать описание ПО. Сюда входят такие сведения, как: фамилия, имя и отчество педагога, его образование, название высшего учебного заведения, в котором был получен диплом, год его окончания, информация о текущем месте работы, должности и рабочем стаже, а также квалификация, которая присвоена педагогу в настоящий момент.
2) Тема ПО. В теме педагогического опыта должна быть отражена
Рис. 1. Модель обобщения педагогического опыта.
основная суть его содержания и предмет исследования. При этом клю- ■
чевое значение имеет верно подобранная формулировка. Она должна быть не слишком растянутой, грамотно составленной и чёткой. То есть педагогу нужно выявить основной приём, методику, или технологию, которую он будет выносить на защиту. Для этого ему необходимо определить, какой опыт он планирует обобщать (использование определенных средств, приемов, методов и т.п.) Чаще всего тему ПО можно разделить на несколько частей: основное направление работы, которое отражает то, что он совершенствует, развивает у учащихся в процессе своей деятельности, а также те методы и инструменты, при помощи которых он это осуществляет. К примеру «Формирование прогностических навыков школьников 5-9 классов на уроках технологии в рамках учебного проектирования».
3) Идея ПО - это его ключевая мысль. Она формулируется исходя из темы педагогического опыта. Идея должна отражать основной замысел педагога, обобщающего свой опыт. Она должна быть выражена в нескольких предложениях и отражать мысль о том, как трансформировать учебную деятельность в том направлении, который определил педагог:
• что следует предпринять для того, чтобы достичь поставленной цели;
• каким образом преобразовать конкретный элемент учебного процесса для улучшения текущей ситуации;
• какие методы, технологии, инструменты следует разработать и внедрить в урочную деятельность для повышения её эффективности и т.п.
4) Определение условий возникновения и становления ПО. На данном этапе необходимо обозначить те факторы, которые повлияли на возникновение идеи у педагога. К примеру, это мог быть опыт коллег, анализ источников информации методического характера, прохождение дополнительных курсов, участие в семинарах и т.д.
5) Актуальность ПО. Она должна отражать ту роль, которую играет выбранная тема для определенного образовательного учреждения, учащихся, самого педагога, или системы образования в целом. Другими словами, она выражает практическую пользу данного педагогического опыта.
6) Основная цель и задачи ПО. Цель должна отражать учебную ситуацию и методы, в рамках которых осуществляется развитие у учащихся конкретных знаний, или навыков. При этом необходимо, чтобы поставленная цель соответствовала такому параметру, как диагностичность. Другими словами, результат ПО должен быть измерим для того, чтобы указанная цель была достигнута. Задачи ПО - это конкретные шаги, которые следует предпринять для достижения поставленной цели.
7) Новизна ПО. Когда педагог описывает свой опыт, ему необходи-
/2г»
_
■ мо определить те факторы, которые отличают ПО от того, который уже
был получен ранее, то есть определить степень его новизны. Она отражается в описании своих проектов, программ, или методик.
8) Теоретическая база ПО. Любой педагогический опыт должен быть обоснован теоретически. Педагог анализирует те источники информации, которые относятся к теме исследования и находит в них ключевые идеи, которые необходимы ему для дальнейшего обобщения ПО.
Анализируя литературные источники необходимо отметить те достижения и наработки, которые уже существуют в исследуемой области, а также те из них, которые разработаны в недостаточной степени. Часто именно благодаря изучению информации, педагог формулирует базовую идею своего опыта.
На данном этапе следует обозначить какие принципы, теоретические постулаты нашли отражение в исследовательской деятельности педагога и его опыте. Невозможно грамотно обобщить ПО только интуитивно. Педагог должен владеть широкими познаниями в сфере теории и практики учебной деятельности, для того чтобы внести что-то новое в них, найти собственную педагогическую идею. В связи с этим педагогу необходимо проводить тщательный анализ ведущих дидактических источников и находить в них теоретическое обоснование полученного им опыта [4].
При этом идеи нескольких педагогов могут быть схожи между собой, однако индивидуальный подход может быть выражен в специфике поставленных задач, или методах их осуществления. Именно постановка задач, соответствующих реальной педагогической практике, обуславливают тактику работы конкретного педагога.
Таким образом, на данном этапе происходит теоретическое описание и обоснование ключевого замысла ПО.
9) Технология ПО. Она выражает этапность действий, предпринятых педагогом: осмысление ключевой идеи и цели, осознание цели, выбор необходимых методов исследования и форм, составление плана, формулирование итогов, анализ полученных результатов и внесение необходимых корректировок. Таким образом технология ПО включает такие компоненты, как:
- Характеристика инструментов, применяемых для реализации поставленной цели (учебных методик, технологий, форм организации деятельности);
- организация учебной деятельности в согласии с обозначенной целью и задачами.
- алгоритм реализации необходимых действий педагогического характера и указание отличительных черт метода, предложенного педагогом;
- основные этапы проведения ПО и его структура.
ИЗ4!
_
10) Длительность работы над ПО. Сюда относится промежуток вре- ■ мени от начала опыта до оценки полученного результата. Можно выделить несколько этапов:
1 - исследование педагогом теоретических аспектов, анализ источников информации, связанных с темой ПО;
2 - непосредственно проведение опыта, пошаговое выполнение необходимых действий;
3 - оценка полученного результата, рефлексия, формулировка выводов по результатам работы.
11) Оценка результатов ПО - педагог проводит анализ эффективности проведенного опыта согласно заранее обозначенным критериям.
Для того чтобы верно описать результаты ПО педагогу следует обратить внимание на следующие факторы:
• Каким образом можно доказать эффективность ПО;
• Какие из полученных результатов педагогического опыт имеют прямую связь с его темой;
• Какие факторы доказывают эффективность полученных результатов ПО;
• Была ли достигнута цель и задачи ПО.
Таким образом, результативность ПО подразумевает обоснование педагогом эффективности полученных результатов, а также степени их стабильности [8, 9].
При этом результативность своего ПО педагог может отразить наглядно в форме диаграмм, схематичных изображений, или таблиц. При описании результата следует опираться на такие компоненты:
- сравнение по обозначенным критериям исследуемых навыков, или умений в начале и конце опыта;
- анализ возникающих в процессе ПО затруднений для педагога;
- сравнение ожидаемого педагогом результата с итоговым;
- обозначение границ в применении результатов педагогического опыта в будущем, возможность внедрения ПО в дальнейшую педагогическую практику и т.д.
12) Формулировка выводов по результатам ПО. В них следует обозначить сферу применения обобщенного опыта. Будет ли он полезен начинающим педагогам, или тем, кто уже имеет высокую квалификацию. В какой области рекомендуется применять ПО (в средней, или начальной школе) и т.д.
При подведении итогов ПО следует ответить на несколько основных вопросов:
- что полученные результаты ПО могут привнести в педагогическую практику;
/2г»
_
- насколько применимы результаты ПО в сфере образования, будут ли они способствовать модернизации процесса обучения, его качественному улучшению;
- насколько однозначны оказались результаты ПО, следует ли в дальнейшем продолжать исследование в указанном направлении для уточнения полученных данных, развития предложенной методики, или технологии обучения и т.д.
14) Подготовка приложений к ПО. Проведенное исследование должно быть подкреплено наглядными материалами. Сюда, прежде всего, относятся различные сценарии, памятки, схемы и т.д.
В качестве приложений к ПО могут выступать программы, которые разработал и проверил на практике педагог, составленные им дидактические пособия, различные схемы и планы, отражающие последовательность проведенных действий и т.д.
Таким образом в качестве приложений к ПО могут выступать следующие элементы:
- материалы методического и дидактического характера, относящиеся к теме ПО;
- различные проекты и учебные программы, авторами которых является педагог;
- практические материалы: схемы, таблицы, диаграммы, которые отражают эффективность полученных результатов ПО;
- различные презентации, видео, аудио и фотоматериалы, которые относятся к обобщенному ПО;
- статьи, научные исследования педагога, опубликованные в средствах массовой информации и сети интернет;
- выступления педагога на семинарах, конкурсах и других мероприятиях методического характера.
Далее рассмотрим некоторые ошибки, которые могут быть допущены педагогами в процессе обобщения своего опыта:
1) Выбор слишком узкой, или напротив широкой темы для обобщения ПО. В первом случае педагогу может быть недостаточно теоретического материала для проведения исследования, а во втором, потребуется раскрыть слишком много понятий для того, чтобы охватить всю широту темы;
2) Недостаточное обоснование актуальности обобщенного педагогом опыта;
3) Несоответствие поставленной цели, или отдельных задач теме педагогического опыта. Кроме того, цель ПО также может быть сформулирована слишком широко по отношению к теме.
4) Ключевая идея ПО недостаточно раскрывается в процессе его описания;
5) ПО раскрывает сразу несколько понятий, которые носят «смежный» характер, а результате чего происходит их подмена;
6) Чрезмерное углубление педагогом в отдельные детали, что приводит к отсутствию системности в описании ПО;
7) Педагог применяет в описании опыта научную терминологию, которая мало соотносится с его темой и при этом необоснованно усложняет его понимание;
8) Педагог описывает в ПО не свой реальный опыт, связанный с личной практикой, а заимствует чужой, или пытается обобщить желаемый, но не полученный в действительности опыт;
9) Результаты педагогического опыта не соотносятся с исследуемым навыком, или явлением. Также они могут быть подменены общими результатами учебной работы.
Перечислим несколько важных факторов, на которые следует обратить внимание педагогу в процессе обобщения своего ПО:
- в процессе поиска подходящей темы следует опираться на свой собственный опыт и наличие достаточного количества необходимого материала;
- следует в процессе деятельности сохранять материалы, которые могут быть отражением полученного опыта: конспекты, схемы, методические материалы планы, контрольные и проверочные работы учеников, их творческие проекты и т.д.;
- необходимо регулярно пополнять список полезных библиографических источников, проводить их анализ, расширять свои теоретические познания в различных областях педагогики;
- при оформлении ПО необходимо тщательно прорабатывать текст работы. Материал должен быть изложен логично, кратко, грамотно. Следует несколько раз перепроверить его на наличие ошибок.
- в процессе работы над обобщением ПО следует поддерживать связь с руководителем, методистом образовательного учреждения, в котором работает педагог и более опытными коллегами.
Таким образом, предложенная авторами модель предназначена для наиболее эффективного обобщения педагогом опыта своей практической деятельности и осуществлении его структурированного и системного описания, а предложенные рекомендации будут способствовать решению возникающих в процессе данной работы затруднений.
Библиографический список
1. Ахраменко Е.В. Рефлексия современного учителя // Молодой ученый. 2019. № 24 (104). С. 912-914.
2. Барбитова А.Д., Латышев Ю.И. Педагогической опыт: изучение, обобщение, продвижение:
методическое пособие / Под ред. А.Д. Барбитова. - Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012. 71 с.
3. Богачева И.В. Как подготовиться к защите собственного педагогического опыта на квалификационном экзамене // Биология и химия. 2013. № 5. С.33.
4. Богачева И.В. Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства педагогов: метод.рекомендации / И.В. Богачева, И.В. Федоров; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск: АПО, 2012. 98 с.
5. Гин С.И. Обобщение опыта: анализ проблем и работа над ошибками: методические рекомендации по описанию опыта педагогической деятельности / С.И. Гин // Народная асвета. 2014. № 5. С. 35-37.
6. Запрудский Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя / Н.И. Запрудский. - Минск, 2018. 336 с.
7. Зулфикаров И.М. Роль передового педагогического опыта в процессе непрерывного образования // Молодой ученый. 2019. № 6. С. 395-397.
8. Пекарская Е.В. Обобщение передовой педагогической практики в учреждении образования // Юраванне у адукацьп. 2014. № 2. С. 44-50.
9. Попова Т.И., Попов А.С. К вопросу совершенствования подготовки будущих учителей инновационными технологиями // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 128.
10. Сидорова И.В., Балалыкина Н.В., Томонов Д.С.. Образовательные технологии и учебный процесс // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
11. Шашок В.Н. Педагогический опыт: технология формирования: метод.пособие / В.Н. Шашок. - Минск: Сэр-Вит, 2015. 64 с.
12. «Методические рекомендации по обобщению педагогического опыта» // URL: https:// multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-obobshcheniiu-ped-1.html?ysclid=lw6eir-fifq130350098 (Дата обращения: 14.05.2024)
References
1. Akhramenko E.V. Reflection of a modern teacher // Young scientist. 2019. № 24 (104). P. 912-914.
2. Barbitova A.D., Latyshev Yu.I. Pedagogical experience: study, generalization, promotion: methodological manual / Ed. A.D. Barbitov. - Ulyanovsk: OGBOU DPO UIPKPRO, 2012. 71 p.
3. Bogacheva I.V. How to prepare for the defense of your own pedagogical experience at the qualification exam // Biology and Chemistry. 2013. № 5. P. 33.
4. Bogacheva I.V. Master class as a form of improving the professional skills of teachers: methodological recommendations / I.V. Bogacheva, I.V. Fedorov; State Educational Institution "Academy of Postgraduate Education". - Minsk: APO, 2012. 98 p.
5. Gin S.I. Generalization of experience: analysis of problems and work on mistakes: methodological recommendations for describing the experience of pedagogical activity / S.I. Gin // Narodnaya asveta. 2014. № 5. P. 35-37.
6. Zaprudsky N.I. Modeling and designing author's didactic systems: a manual for a teacher / N.I. Zaprudsky. - Minsk, 2018. 336 p.
7. Zulfikarov I.M. The role of advanced pedagogical experience in the process of continuous education // Young scientist. 2019. № 6. P. 395-397.
8. Pekarskaya E.V. Generalization of advanced pedagogical practice in an educational institution // Educational Institutions. 2014. № 2. P. 44-50.
9. Popova T.I., Popov A.S. On the issue of improving the training of future teachers with innovative technologies // Science and Education. 2019. Vol. 2. № 2. P. 128.
10. Sidorova I.V., Balalykina N.V., Tomonov D.S. Educational technologies and the educational process // Science and Education. 2021. Vol. 4. № 2.
11. Shashok V.N. Pedagogical experience: formation technology: method.manual / V.N. Shashok. - Minsk: Sir-Vit, 2015. 64 p.
12. "Methodological recommendations for generalizing pedagogical experience" // URL: https://multiurok.ru/files/metodicheskie-rekomendatsii-po-obobshcheniiu-ped-1. html?ysclid=lw6eirfifq130350098 (14.05.2024)