Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
УДК 371.12:37.011.31
DOI: 10.32343/2409-5052-2023-17-4-523-537
Научная статья
Лаборатория профессионального роста педагога как форма педагогического наставничества
Е. О. Галицких
Институт развития образования Кировской области, г. Киров [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1145-3315
Аннотация.
Во введении к статье автор представляет лабораторию профессионального роста как форму педагогического наставничества, раскрывает её цель и задачи. Рассматривает наставничество как процесс профессионально-личностного становления педагога, который проходит путь поиска индивидуального творческого стиля своей деятельности, оригинального почерка обучения и воспитания детей под руководством педагога - мастера своего дела с опорой на педагогические традиции русской школы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. И на этом пути ему оказывает педагогическую поддержку опытный наставник, старший друг, педагог-консультант. В лаборатории наставники, педагоги с продуктивным методическим и разнообразным опытом раскрывают тонкости своих мастер-классов, обогащают интеллектуальный, методический и организационный опыт всех участников лаборатории и создают в процессе работы инновационный опыт их профессионально-личностного становления.
Цель статьи - обобщить деятельность лаборатории в режиме эксперимента в Кировском институте развития образования под патронажем центра воспитания и психологии, который осуществлялся в 2022-2023 годы под руководством доктора педагогических наук, Заслуженного учителя РФ Елены Олеговны Галицких и заведующего центром, кандидатом педагогических наук Натальей Николаевной Филёвой. Обзор литературы раскрывает методологические основания деятельности лаборатории, научную школу педагога-наставника Е. О. Галицких. В обзоре литературы три составляющие: результаты научных педагогических исследований, опыт освоения и создания педагогических технологий, перечень художественных книг, которые были использованы и изучены участниками лаборатории как источники дискуссий и творческих заданий. Этот обзор необходим, потому что одно из направлений лаборатории - это самообразование педагога, формирование умения извлекать из прочитанного нужное, осмысливать свой читательский опыт как источник педагогического знания.
Материалы и методы. В этом разделе статьи отражены этапы работы, принципы организации деятельности, программа лаборатории, методика дней погружения. Каждый день имел свою сквозную тему, которая развивалась и осваивалась с обязательным включением интеллектуальной, методической, технологической и эмоциональной составляющей. Содержание каждого дня становилось событием и образовательной встречей, опыт которой «прорастал» в работе каждого участника
© Е. О. Галицких, 2023
лаборатории и проявлялся творчески. Погружение в разные форматы коммуникации: выставки, экскурсии, праздники, фестивали, а также освоение современных педагогических технологий, встреча с гостем - профессионалом-наставником и итоговая рефлексия - освобождали от усталости и рутины. День заканчивался творческим сюрпризом, получением дидактического материала для создания индивидуального портфеля профессионального роста и общей фотографией.
Результаты. В этой части статьи автор подчёркивает, что в деятельности лаборатории профессионального роста имел значение не только итоговый результат каждого, но и сам процесс, организация которого была направлена на развитие в педагоге творческих, интеллектуальных и эмоциональных сил. Лаборатория стала ресурсом педагогического наставничества от «сердца к сердцу» через живое общение с коллегами, учёными, педагогами-профессионалами. Сверхзадачей лаборатории являлся рост личностного потенциала наставничества, который открывал в профессиональном творчестве радость, оптимизм, жизнестойкость, дарил опыт работы в команде, развивающую силу искусства, жажду новизны в своём деле. Индивидуальный результат был представлен в форме, позволяющей передать осмысление педагогом своего опыта, каждый участник лаборатории имел возможность познакомить слушателей с результатами работы в разных формах и жанрах (презентация личности, проект, творческая мастерская, рассказ об индивидуальном результате своего развития в профессии, итоговая рефлексия, педагогический дневник, очерк, урок нравственного выбора, читательский дневник, портфолио профессионального роста). Все работы собирались и выстраивались в описание опыта лаборатории и сохранялись в электронном формате.
Публичным результатом работы лаборатории стал фестиваль «Успех и мастерство», на котором каждый выступал с индивидуальной рефлексией и представлял свой результат профессионального роста.
В заключение автор подвёл итоги эксперимента в соответствии с тремя составляющими. Лаборатория профессионального роста в Год педагога и наставника каждому её участнику открыла три источника и «три двери» (М. Тарковский):
- в свободное пространство самообразования современного учителя - как источник педагогических знаний;
- в русскую культуру и искусство - как источник эмоциональных ресурсов учителя;
- в опыт педагогического наставничества, дающий возможность для технологического открытого общения и доверия друг к другу, - как источник методического мастерства.
Ключевые слова: лаборатория профессионального роста, профессионально-личностное становление, наставничество, саморазвитие, событийность, осознанность, методика организации дней погружения, программа, педагогические технологии, педагогическая рефлексия
Благодарности: автор выражает благодарность всем коллегам, участникам лаборатории, директору Кировского института развития образования Н. В. Соколовой и заведующему центром воспитания и психологии Н. Н. Филёвой за предоставленную возможность провести эксперимент, профессору Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Н. П. Терентьевой за консультирование.
Для цитирования: Галицких Е. О. Лаборатория профессионального роста педагога как форма педагогического наставничества // Педагогический ИМИДЖ. 2023. Т. 17. № 4. С. 523-537. DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-523-537
Teacher Professional Development Laboratory as a Form of Pedagogical Mentoring
Original article
Elena O. Galitskikh
Institute for the Development of Education of the Kirov region [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1145-3315
Abstract
In the introduction to the article, the author presents professional development laboratory as a form of pedagogical mentoring, reveals its purpose and objectives. The author considers mentoring as a process ofprofessional and personal formation of a teacher who travels through the path of searching for an individual creative style of their activity, an original way of teaching and raising children under the guidance of a teacher - a master of his craft, relying on the pedagogical traditions of the Russian school of K. D. Ushinsky, L. N. Tolstoy, S. T. Shatsky, and V. A. Sukhomlinsky. On this path, the teacher is provided with pedagogical support by an experienced mentor, an older friend, and a teacher-consultant. In the laboratory, mentors, teachers with productive methodological and diverse experience discover the specifics of their master classes, enrich the intellectual, methodological and organizational experience of all laboratory participants, and create an innovative experience of their professional and personal formation in the process of work.
The purpose of the article is to summarize the activities of the laboratory in the form of the experiment conducted in 2022-2023 under the guidance of Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Honored Teacher of the Russian Federation Elena Olegovna Galitsky, and the head of the center, Candidate of Pedagogical Sciences Natalia Nikolaevna Fileva at the Kirov Institute for the Development of Education under the patronage of the Center for Education and Psychology.
The literature review revealed the methodological foundations of the laboratory's activities, the scientific school of the teacher-mentor by E. O. Galitsky. There are three components in the literature review: the results of scientific pedagogical research, the experience of mastering and creating pedagogical technologies, and a list of fiction books that were used and studied by laboratory participants as sources of discussions and creative tasks. This review is necessary because one of the directions of the laboratory is the self-education of a teacher, the ability to extract what is necessary from what is read, and to comprehend reading experience as a source of pedagogical knowledge.
Materials and methods. This section of the article reflects the stages of work, the principles of the organization of activities, the laboratory program, the methodology of immersion days. Each day had its own cross-cutting theme, which was developed and mastered with the obligatory inclusion of intellectual, methodological, technological and emotional components. Every day's activities evolved into events and "educational meetings" the fruits of which emerged in the unique and imaginative work produced by each laboratory participant. The immersion in various communication formats including exhibitions, excursions, galas, festivals, mastering modern pedagogical technologies, meeting with a professional mentor guest, andfinal reflection freed its participants from fatigue and routine. The day ended with a creative "surprise gift", receiving didactic material for building an individual portfolio of professional development and a photo of participants.
Results. In this part of the article, the author emphasizes that in the activities of the professional development laboratory, it was not only the final result of each person that mattered, but also the process itself, the organization of which was aimed at developing creative, intellectual, and emotional potential in the teacher. The laboratory became a resource of
pedagogical mentoring from "heart to heart", through live communication with colleagues, scientists, and professional teachers. The supertask of the laboratory was to develop the personal potential of mentoring, which reveals joy, optimism, resilience, teamwork experience, the developing power of art, and a thirst for novelty in one's work.
The individual result was presented in the form that allowed conveying the teacher's reflection on their experience, each laboratory participant had the opportunity to introduce the results of work in different forms and genres (personal presentation, project, creative workshop, story about the individual result of their development in the profession, final reflection, pedagogical diary, essay, moral choice lesson, reading diary, professional development portfolio). All works were collected and arranged into a description of the laboratory experience and stored in electronic format.
The public result of the laboratory's work was the "Success and Mastery" festival, where everyone shared their individual reflection and presented their professional development results.
In conclusion, the author summed up the results of the experiment according to three components. The Professional Development Laboratory in the Year of the Teacher and Mentor opened three sources and "three doors" for each of its participants (M. Tarkovsky) to:
- the free space ofself-education of a modern teacher as a source ofpedagogical knowledge;
- Russian culture and art as a source of emotional resources for the teacher;
-the experience ofpedagogical mentoring which provides an opportunity for technological open communication and trust in each other as a source of methodological mastery.
Keywords: professional development laboratory, professional and personal formation, mentoring, self-development, eventfulness, awareness, methods of organizing immersion days, program, pedagogical technologies, pedagogical reflection
Acknowledgements. The author expresses her gratitude to all colleagues, laboratory participants, Director of the Kirov Institute of Educational Development N.V. Sokolova and head of the Center for Education and Psychology N.N. Fileva for the opportunity to conduct an experiment, and Professor of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University N.P. Terentyeva for consulting.
For citation: Galitskikh E.O. Teacher Professional Development Laboratory as a Form of Pedagogical Mentoring. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2023; 17 (4): pp. 523-537 (In Rus.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2023-17-4-523-537
Введение
Год педагога и наставника открыл широкие возможности для педагогического поиска, его стратегическая идея наставничества обращена к молодёжи, к будущему. Образование нового века актуализировало идеи осмысленности, событийности, осознанности, субъектности, деятельности, сохранения человеческого в человеке. Время поставило вопросы о преобразовании традиции наставничества, её обогащении в контексте цифровой эпохи с учётом условий образования XXI века. Запрос общества, адресованный современному педагогу, должен опираться на накопленный опыт отечественного образования, его достижения и прорывы, его творческий потенциал и ресурсы. Рассмотрим наставничество как процесс профессионально-личностного становления педагога, который проходит путь поиска индивидуального творческого стиля своей деятельности, оригинального почерка обучения и воспитания детей под руководством педагога - мастера своего дела с опорой на педагогические традиции русской школы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского.
И на этом пути учителю оказывает педагогическую поддержку опытный наставник, старший друг, педагог-консультант. В этом случае сверхзадачей становится стремление «сохранить времён связующую нить», идти не путём повторения и подражания, а путём поддержки, понимания, развития. Поэтому востребованными стали такие формы профессионально-личностного становления, как стажировка, лаборатория, курсы-погружения, реализация совместных проектов, создание студий, клубов, фестивалей, методических мастерских, профессиональных сообществ. И нужны такие события, на которые учитель придёт по зову сердца и потребностям своей личности, а не по регламенту и разнарядке сверху. Лаборатория профессионального роста в этой статье будет рассмотрена как форма педагогического наставничества, в которой педагоги-наставники с продуктивным методическим и разнообразным опытом проводят свои мастер-классы, обогащая интеллектуальный, методический и организационный уровень всех участников лаборатории и создавая в процессе работы инновационную методику профессионально-личностного становления. Такой формат лабораторной работы позволяет разделить её на три составляющие:
- сессионные дни погружения (раз в месяц с отрывом от образовательного процесса в своей школе), в которых каждый учитель становится частью нового профессионального сообщества, не теряет своей индивидуальности, но получает возможность сравнить себя с другими в процессе совместной деятельности;
- дни самообразования, в этот период каждый педагог апробирует в своих реальных условиях полученные знания и освоенные технологии;
- дни рефлексии, которые посвящены осмыслению, пониманию, самостоятельному чтению и описанию своего индивидуального результата профессионального роста, построению перспектив и проектов для детей и вместе с детьми.
Эта статья будет посвящена описанию идеи, методики, опыта и результатов создания и проживания лаборатории профессионального роста педагога как формы педагогического наставничества. Лаборатория в количестве 30 педагогов разных специализаций работала в Кировском институте развития образования, в центре воспитания и психологии, в 2022-2023 годы под руководством профессора, доктора педагогических наук, Заслуженного учителя РФ Елены Олеговны Галицких и заведующего центром, кандидатом педагогических наук Натальей Николаевной Филёвой. Содержание и методику работы лаборатории реализовывала мастер-наставник Е. О. Галицких, потому что она была в числе победителей Всероссийской просветительской экспедиции «От Учителя к Учёному. Дорогами гражданственности», направленной на выявление и распространение лучшего педагогического опыта, современных авторских технологий и методик гражданско-патриотического воспитания, формирования общероссийской гражданской идентичности у подрастающего поколения. Е. О. Галицких была членом жюри Областного конкурса «Учитель года - 2023» и председателем экспертов в номинации «Наставничество», что дало возможность увидеть работу наставников в разных районах области.
Обзор литературы
Наполнить деятельность лаборатории современным содержанием было бы невозможно, если бы не было научного методологического обоснования, которое было отражено в исследованиях В. И. Слободчикова [12], книгах Н. Б. Крыловой, педагога С. Л. Соловейчика. Ведущие идеи и методики были проверены в диссертациях Е. О. Галицких «Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете» (2002), её аспирантов-педагогов В. В. Вологжаниной «Педагогические основы режиссуры урока» (2004), А. И. Копысовой «Организация самообразования педагога как фактор его профессионально-личностного становления» (2009), Н. А. Тупицыной «Освоение творческого наследия С. Л. Соловейчика как средство формирования сотрудничества педагогов,
детей и их родителей» (2013), О. В. Давлятшиной «Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов общеобразовательной организации» (2017) и стали рабочими материалами лекций и практических занятий в лаборатории. А книга Е. О. Галицких «Чтение с увлечением: мастерские жизнетвор-чества» [7] стала методическим пособием для освоения современных педагогических технологий. Каждая из них создавала условия для профессионального роста педагога и активного саморазвития детей: технология портфолио, мастерские жизнетворчества, технология обобщения и систематизации знаний, технология сбора урока из пазлов, интегративные образовательные экспедиции, технология организации читательского семинара, технология презентации личности [4; 5; 7].
Особую методологическую роль выполнили исследования и книги о реализации проектов гостей-наставников, потому что их опыт научной и педагогической работы уже опубликован. Например, руководитель Центра информационных технологий в обучении «Познание» (г. Киров) И. В. Вылегжанина в книге «Проект как путешествие: размышления мамы и педагога» [3] поделилась с педагогами лаборатории своей авторской методикой сопровождения родителей дошкольников и младших школьников в разработке вместе с детьми технических проектов. Особенность методики состоит в том, что проект рассматривается как увлекательное семейное путешествие.
Как самостоятельное методическое чтение педагогам предлагались следующие книги: Е. А. Ямбург «Школа и её окрестности» [13], А. Тубельский «Школа будущего, построенная вместе с детьми», «В. И. Андреев «Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития» [1], И. А. Колесникова «Основы андрагогики» [4]. Теория саморазвития и его психологические основания в лаборатории были изучены по книге Н. А. Низовских «Человек как автор самого себя» [11, с. 207], в книге есть методика изучения ценностных ориентаций, она стала психологической основой мастерской жизнетворчества «Что такое счастье? Это каждый понимал по-своему».
Очень нужным источником новых знаний стали передачи из серии «Линия жизни» на канале «Культура»: они знакомили с разными стилями жизни выдающихся профессионалов, которые делились своим пониманием смысла профессии, результатом профессионально-личностного становления в контексте своего исторического времени, опыта общения, преодоления и достижений. Здесь были и «Монологи с режиссёром Александром Прошкиным», и впечатления от встреч с журналистом Галиной Шерговой. Особенным вкладом в методическую копилку стал приём «вопрос и ответ».
В процесс самоанализа участников лаборатории включались просмотр и обсуждение фильма «Это мы не проходили», в котором поколения педагогов спорили о воспитании и роли педагогики в профессии, а также российского драматического фильма «Вызов» режиссёра Клима Шипенко. Вопрос профессионализма и служения, долга и призвания был в поле внимания педагогов во все дни погружения.
Но не только научная педагогическая и методическая литература была в руках учителей на занятиях в лаборатории, но и современные художественные произведения о школе и учителе как источник педагогических знаний. Отобраны для изучения были три книги, каждая из которых играла важную роль в обсуждении проблем становления учителя в современной школе и путей наставничества. Каждая книга по-своему включалась в педагогическую рефлексию и создавала контент для дискуссий. Книга об учителе начальных классов - героине повести Марины Аромштам, книга о молодой учительнице истории Ольге и её наставнике Татьяне Павловне автора Ольги Камаевой, книга Александра Мурашева о разных типах педагогов и поиске современной методики. Представим эти издания в методическом опыте лаборатории, создающей условия для развития осознанности опыта её участниками. Именно эти книги в рейтинге значимости для молодого учителя заняли три первых места:
1. М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы» [2]. Эта повесть дала возможность
обсудить роль педагогического дневника учителя в его саморазвитии, перечитать Яну-ша Корчака с позиции самообразования педагога и его гуманистической позиции, обсудить проблемы взаимоотношения детей и их родителей с педагогом начальной школы, сформулировать «уроки жизни» педагогов, которые смогли осмыслить свой опыт педагогического общения с позиции анализа «проб, ошибок и побед».
2. О. Камаева «Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы» [9]. В этой книге опыт наставничества раскрыт через диалоги двух героинь: молодой учительницы истории Елены Константиновны (Ёлки) и опытного учителя Татьяны Павловны (Танюши).
«Напросилась к Танюше на урок. Неужели такое ещё бывает? Тишина, никакой суеты, дерготни, всё спокойно, почти по-домашнему. Будто попала в очень правильный, идеологически выверенный фильм, какие столь умело мастерили лет пятьдесят назад. Ну почему у меня не так?? Почему у всех не так?
Танюша слово прочитала мои мысли:
- Знаешь, Леночка, с чего начни... Детей сразу полюбить действительно сложно. Ты дело своё полюби. А через него и остальное придёт» [9, с. 34-35]. Содержание книги и противоречивые отзывы и рецензии дали возможность провести дискуссию и обсудить проблемы книги в сопоставлении с опытом конкретных учителей, которые пришли в лабораторию за новыми силами для своей работы в своих классах.
3. А. Мурашев «Другая школа - 2» [10] имела эпиграф «Образование - не система, а люди» и приглашала к путешествию внутрь школы, поэтому её содержание стало основой организационно-деятельностной игры. Провокационные, оригинальные, дискуссионные цитаты из книги превратились в «почтовых голубей», каждый учитель получил такого «голубя» и должен был вступить с автором в диалог, интерпретировать своё понимание цитаты и подтвердить или опровергнуть примером из своего педагогического опыта. Приведём пример одной цитаты: «Для меня базовая и самая интересная вещь - общение с детьми. Я воспринимаю их как своих собеседников. И поскольку я прекрасно чувствую, когда мне самому скучно на уроке, то всё время стараюсь сделать так, чтобы не было скучно никому из нас» [10, с. 210].
Материалы и методы
Цель лаборатории - создание условий для развития педагогического мастерства и личностного потенциала педагога: учителя, воспитателя, библиотекаря школьной библиотеки, методиста, наставника молодых учителей - в условиях сотворческого взаимодействия и «живого общения» друг с другом и руководителем лаборатории - наставником. После года пандемии такое непосредственное общение приобрело характер целенаправленно и системно выстроенных «образовательных встреч» (В. И. Слобод-чиков). Чтобы содержание статьи было полезно методическим службам образовательных организаций любого ранга от школы до института, в статье подробно описаны принципы, программа и методики её создания.
Каждый принцип был ориентирован на реализацию ведущей идеи наставничества -создание условий для профессионально-личностного становления педагогов, у которых возникла внутренняя потребность в профессиональном росте.
Принцип событийности ориентировал на подготовку каждой встречи как эмоционально-интеллектуально значимого события, в котором для каждого есть роль и без него «народ неполный».
Принцип осознанности педагогического опыта был направлен на осмысление единства педагогического и жизненного опыта в интегративном единстве и в контексте опыта сообщества профессионалов.
Принцип открытости, саморазвития, сотворчества исключал дух соперничества, тревоги, страха неудачи, а окрылял и вдохновлял на коммуникацию, игру, творчество.
Принцип активной деятельности означал, что деятельность лаборатории - это ступень в самообразовании, точка отсчёта профессионального роста, а не итог.
Принцип персонализации (образовательные встречи с педагогами-профессионалами, обладающими опытом наставничества) предполагал, что на каждой встрече будет новая персона - наставник, у которого есть чему учиться как у личности яркой и состоявшейся.
Принцип выбора уровня активности и формы представления результата работы ориентировал на результат продвинутый, помогал не останавливаться на достигнутом, а идти вперёд и внести свой результат в итоговую книгу опыта.
Формат и тайминг очных встреч дней погружения был выстроен так, чтобы принципиально освободить педагогов от урочной деятельности и повседневности на каждую сессию и включить их в новую самообразовательную среду лаборатории (коммуникация, музыка, живопись, театр). Очные сессионные занятия проходили раз в месяц (с сентября по май) методом погружения и с отрывом от учебного процесса в школе - 6 часов работы в день. Каждый день был посвящён изучению и осознанию определенной темы, познанию её аспектов (содержательных, методических и деятельностных, эмоциональных, творческих). Каждый день погружения имел следующий алгоритм:
1. Рефлексия «вызовов времени» от каждого педагога и анализ барьеров личностного саморазвития.
2. Образовательная, основанная на последних достижениях науки лекция наставника-учёного с дидактическим материалом и учебной презентацией. Лекция посвящена монографической теме: о задачах и сущности педагогического профессионально-личностного становления, об источниках педагогического мастерства, о режиссуре современного урока, об искусстве воспитания, о самообразовательном чтении учителя, о роли содружества искусств в становлении учителя, о методиках наставничества и его результатах и т. д. Очень важно, чтобы каждая лекция откликалась на проблемы современности и была актуальной в контексте саморазвития учителя.
3. Освоение педагогической технологии, использующей накопленный потенциал знаний и опыта: технология портфолио саморазвития, мастерская построения знаний, мастерская ценностных ориентаций, технология обобщения и систематизации знаний «Список», технология читательского семинара, технология презентации личности, технология собирания урока из пазлов, технология педагогической дискуссии, технология обсуждения фильма как педагогического события, технология организации летнего свободного чтения учеников и педагогов, рефлексивные технологии и т. д.
4. Образовательная встреча с гостем-наставником, который раскрывает в свободном формате «тайны» своего педагогического мастерства и свой путь в профессию, обязательно обучает педагогическим приёмам в ходе мастер-класса, делится идеями.
5. Завершающий этап реализуется вне аудитории института, лаборатория перемещается на выставку, в концертный зал, в библиотеку, в театр, на юбилейный творческий вечер писателя или учителя. Этот этап одаривает новым эмоциональным опытом, вдохновляет на новое чтение, встречу с музыкой, живописью, спектаклем. Смена самой атмосферы общения расширяет кругозор педагогов, которые приезжают из районов области, отвлекаются от повседневных бытовых забот и получают импульс новизны впечатлений.
6. Каждый день погружения имеет перспективу в форме творческого задания, которое требует от педагога интеграции выстроенного опыта с той педагогической работой, в которой учитель раскрывается как личность. Здесь очень важно осмысление источников знаний: каждый участник лаборатории становится «примером школы жизни» для других и уносит не только конспекты материалов и алгоритмы, но и «образцы решения проблем», педагогические шутки и истории, яркие воспоминания, приёмы поведения, открывает в своей работе новые ресурсы. Завершает каждый педагог реф-
лексию дня выбором афоризма как «точки роста» и связующей идеи «дня лаборатории» с его личной «жизнью в профессии»:
«Роман с книгой ничем заменить нельзя» (Д. Пеннак);
«Только влюблённый в своё дело может назваться учителем»;
«Нельзя останавливаться на достигнутом»;
«Традиция - это зажигание огня, а не поклонение пеплу» (Г. Малер);
«Школа как судьба, поэтому бывших учителей не бывает»;
«Жизнь даёт человеку три радости. Друга, любовь и работу. Каждая из этих радостей отдельно уже стоит многого. Но как редко они собираются вместе!» (А. и Б. Стругацкие «Стажёры»);
«Пишущий всегда активен».
Погружение лаборатории в разные форматы коммуникации: выставки, экскурсии, праздники, фестивали, освоение современных педагогических технологий, встреча с гостем-наставником и итоговая рефлексия - освобождают от усталости и рутины. День заканчивался творческим сюрпризом, получением дидактического материала для создания индивидуального портфеля профессионального роста и общей фотографией.
Между сессиями самостоятельная исследовательская и педагогическая деятельность, которая позволяла апробировать новый материал, включить в работу новые технологии, увидеть и проверить на практике свой «рост». Каждый новый шаг начинался с вопросов, с презентации выполненных заданий, с поиска каждого педагога ответов на вызовы времени. В реализации программы лаборатории принимали участие 30 педагогов и пять приглашённых гостей-наставников.
Раскроем программу лаборатории, которая включала в себя следующие дни погружения в профессиональное саморазвитие, самопознание и сотворчество.
Тема сентября: «Дело жизни» - от профессии к призванию» [6; 13].
Знакомство. Технология рефлексивных часов. Основанная на последних достижениях науки лекция «Читающий учитель: книги о школе и учителе». Художественная литература о школе и учителе как источник саморазвития педагога. Творческое погружение в процесс. Разработка индивидуального плана саморазвития. Способы и приёмы презентации личности. Читательский семинар «Имидж современного учителя» [5]. Видеосеминар с включением материалов из киножурнала «Ералаш». Создание портфолио профессионального роста как способа работы в лаборатории.
Образовательная встреча с гостем - профессионалом, победителем Всероссийского конкурса «Учитель родного языка и родной литературы», учителем литературы гимназии А. Грина Жанной Георгиевной Касимовой.
Событийное знакомство с перспективой работы ИРО Кировской области и ректором ИРО Кировской области - Н. В. Соколовой.
Экскурсия в Вятский художественный музей имени А. М. и В. М. Васнецовых и посещение юбилейной выставки Дмитрия Сенникова в Художественном музее.
Самостоятельная работа: создание портфеля профессионального роста, создание афиши и короткого выступления о книге, посвящённой школе и учителю.
Тема октября: «Творческий кругозор педагога как источник мастерства воспитания».
Презентация методических портфелей. Выступление каждого с афишей прочитанной книги. Освоение источников профессионального и личностного развития. Систематизация педагогического опыта. Основанная на последних достижениях науки лекция «Чувство дома» с использованием опыта посещения выставки Д. Сенникова. Просмотр и обсуждение фильма «Телёнок». Мастерская построения знаний «Искусство воспитания человека по Соловейчику».
Образовательная встреча с гостем - наставником, кандидатом философских наук, старшим научным сотрудником Кировской областной научной библиотеки имени
А. И. Герцена, лауреатом премии имени А. И. Герцена 2018 года Натальей Ильиничной Злыгостевой.
Участие в творческом вечере памяти учителя, поэта Маргариты Чебышевой в Кировской областной научной библиотеке им. А. И. Герцена.
Самостоятельная работа: просмотр и анализ фильма «Доживём до понедельника». Изучение книг С. Л. Соловейчика о школе и учителе.
Тема ноября: «Человек читающий»
Технология систематизации и обобщения знаний «Список». Навигация в детском и взрослом чтении. Типы и формы обратной связи в читательской деятельности. Ресурсы функционального чтения. Построение читательской биографии. Мастерская жизнетворчества «Каждый выбирает для себя».
Образовательная встреча с гостем - наставником, педагогом высшей категории, учителем русского языка и литературы пос. Костино МОУ СОШ № 5 с 1988 года, победителем президентского гранта лучших учителей РФ -Ириной Витальевной Галкиной.
Просмотр и анализ фильма «Это мы не проходили» о роли наставничества в педагогической деятельности.
Самостоятельная работа: просмотр и анализ фильмов на канале Культура «Монологи с режиссёром А. Прошкиным». Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» 2023, № 2.
Тема декабря: «Урок как сотворчество ученика и учителя» [12].
Педагогический поиск и его ресурсы в преподавании. Современный урок как ответ на вызов времени. Фестивали современных уроков, педагогические сообщества, методическая служба школы. Мастерская построения знаний «Что такое счастье, это каждый понимал по-своему...»
Образовательная встреча с наставником - кандидатом педагогических наук, научным сотрудником ИРО Кировской области, Заслуженным учителем РФ Галиной Анатольевной Русских.
Самостоятельная работа: разработка урока или мастерской с применением нового опыта работы в лаборатории.
Тема января: «Проектная деятельность как способ профессионального развития».
Теория и практика проектирования в становлении педагогического мастерства. Опыт проектной деятельности как сотворчество учеников, студентов и педагогов. Мастерская жизнетворчества «Жизнь как чудо».
Образовательная встреча с наставником - кандидатом педагогических наук, членом Общественной палаты Кировской области, директором ЧОУ ДО ЦИТО «Познание»
Инной Витальевной Вылегжаниной.
Самостоятельная работа: выездной семинар в школу № 74 на демонстрацию проекта «Мастерские роста».
Тема марта: «Технологии самовоспитания и саморазвития личности: опыт преодоления жизненных кризисов».
Пути и примеры самовоспитания и саморазвития. Человек как автор своей жизни. Способы организации сотворчества и рефлексии. Мастерская жизнетворчества «В каждом человеке солнце». Теория и практика педагогических мастерских. Мастерская жизнетворчества «Дочки-матери». Причины и опасности профессионального выгорания. Искусство в жизни человека. Музыка как судьба. Посещение концерта, выставки, спектакля. Художники Кировской области.
Технология рефлексии, диалог с искусством. Технология урока: содружество искусств.
Образовательная встреча с наставником - учителем, редактором детских телевизи-
онных передач Кировского телевидения, педагогом, классным руководителем Вятской гуманитарной гимназии, писателем Тамарой Александровной Копаневой.
Посещение выставки художника Максима Наумова и участие в юбилейном литературном вечере писателя Т. А. Копаневой в Кировской областной научной библиотеке имени А. И. Герцена.
Самостоятельная работа: подготовка портфеля профессионального роста к защите и выступлению с итогами работы в лаборатории на фестивале.
Тема апреля и мая: «Успех и мастерство» (два дня).
Технология педагогического саморазвития. Представление индивидуальных итогов и результатов самостоятельной творческой деятельности в форме выступления с презентацией. Изучение опыта жизнетворчества по биографиям выдающихся женщин в журналах из серии «История в женских портретах» (индивидуальный выбор журнала). Знакомство с зарубежным опытом [14].
Подготовка и проведение фестиваля «Успех и мастерство». Результаты саморазвития и персонализации. Мастерская жизнетворчества «Жизнь - бесконечное позна-нье, возьми свой посох и иди».
Образовательная встреча с профессионалом - кандидатом педагогических наук, директором ИРО Кировской области Наталией Вячеславовной Соколовой.
Процесс профессионального роста в лаборатории был наполнен сотворческой деятельностью, которая была направлена на самораскрытие каждого, на стремление расти и развиваться, преодолевать признаки профессионального выгорания и усталости. В каждой встрече педагоги черпали новый заряд эмоций, новизны, перспектив чтения, выстраивали опыт освоения современных технологий. Аудитории были оснащены современной техникой и позволяли использовать презентации, музыку, фильмы.
Результаты
В деятельности лаборатории профессионального роста имел значение не только итоговый результат, но и сам процесс, организация которого направлена на развитие в педагоге творческих, человекосозидательных, интеллектуальных и эмоциональных сил. Можно рассматривать лабораторию как ресурс педагогического наставничества от «сердца к сердцу», через живое общение с коллегами, учёными, педагогами-профессионалами, которые готовы делиться секретами мастерства и своими «уроками жизни». Сверхзадачей лаборатории являлся человеческий потенциал наставничества, который открывал в профессиональном творчестве радость, оптимизм, жизнестойкость, опыт работы в команде, развивающую силу искусства, жажду новизны в своём деле.
Индивидуальный результат был направлен на формирование способности педагога осмысливать свой опыт, делать осознанный выбор представления своего результата работы в разных формах и жанрах индивидуальной творческой работы (презентация личности, проект, мастерская об индивидуальном результате своего развития в профессии, итоговая рефлексия, педагогический дневник, очерк, урок нравственного выбора, читательский дневник, портфолио профессионального роста). Все работы собирались и встраивались в описание опыта лаборатории и сохранялись в электронном формате.
Публичным результатом работы лаборатории был фестиваль «Успех и мастерство», на котором каждый выступал с индивидуальной рефлексией и представлял свой опыт профессионального роста. Технология «Презентация личности» была исключительно содержательной, потому что педагоги соединили в своём выступлении своё представление о прошлом, настоящем и будущем в профессиональной и личной жизни. Современный учитель - это вдохновляющая личность, критически мыслящая, открытая полилогу со своими учениками и готовая к сотворчеству с коллегами. Конечно, все участники лаборатории были разного возраста, с индивидуальным педагогическим стажем и жизненным опытом, но объединило их желание идти вперёд, чувствовать
в себе потенциал саморазвития, готовность открывать ресурсы профессионального роста. Для диагностики результатов были использованы методика гуманитарной экспертизы, монографические характеристики, технология «Презентация личности», творческие задания, рефлексивный анализ, диагностика публичного выступления и его самооценка, диагностика индивидуального стиля деятельности. Принципиально исключался момент соревнования и рейтинга, создавалась комфортная атмосфера открытости и взаимопомощи по принципам педагогических мастерских. Каждый участник анализировал свой индивидуальный «профессиональный рост».
Приведём два примера из листов самоанализа:
«Встреча с Заслуженным учителем РФ, наставником педагогов Кировской области Галиной Анатольевной Русских стала событием. За плечами кандидата педагогических наук, доцента Вятского педагогического университета, бывшего ректора Кировского института повышения квалификации работников образования столько уникального опыта наставничества, что медаль Ушинского достойно отражает её авторитет. Упорство, сила воли и, конечно же, неисчерпаемый опыт педагога-наставника.
Галина Анатольевна посвятила педагогике всю свою жизнь, и можно сказать, что для неё педагог - это не профессия, а призвание. Она считает главными качествами учителя любовь к своей профессии, умение понять и развить способности обучающихся в том или ином направлении. С большим вниманием мы слушали рассказ Галины Анатольевны о её профессиональном становлении, о мастерстве развивающего обучения. С Галиной Анатольевной было весело и интересно вести беседу. Она зарядила всех своей энергией. Если подумать, откуда столько света и добра, то ответ будет один - из щедрого сердца, которое наполнено любовью к своему делу. Порядочность, доброжелательность, простота и мягкость, стремление понять заботы других, оказать помощь и содействие всем - вот что характерно для неё. Хочется сказать слова благодарности за проведённый мастер-класс, его вдохновляющую энергию. Этот мастер-класс мы обязательно проведём со своими коллегами (из работы Ольги Михайловны Сенькиной, воспитателя Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Родничок» пос. Гирсово Кировской области Юрьянского района, педагогический стаж 8 лет, высшее образование).
«Долго раздумывала, какое произведение взять у А. А. Лиханова для классного часа. ... Выбор остановила на повести «Благие намерения» - вечная тема, брошенные дети, молодая учительница, огонь в глазах и сердце. Да ещё и фильм мне в помощь. Урок построила таким образом, что сюжет книги, складывался из рассказа самих ребят (они книгу читали), фрагментов фильма «Благие намерения» и чтения вслух наиболее ярких моментов. Некоторые меня удивили именно сейчас. Например: «Самое тяжкое в учителе, самое неизлечимое - коли он трясётся за свой престиж, боится признать ошибку да ещё в ошибке упрямится. Этот камень тяжек, немало колёс побьётся и покалечится о его упрямые бока, немало спиц лопнет, и самый для учителя тяжкий грех - валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая.» «Наверное, только педагоги знают, как трудно любить чужих детей, всяких детей, туповатых, раздражительных, коварных, слишком раздражительных». В конце урока мы обменялись с ребятами именно запомнившимися фразами из книги (фильма).
В заключение хочется отметить, что в рамках работы лаборатории между слушателями сложилась тёплая атмосфера взаимопонимания и взаимовыручки. Эта лаборатория объединила действительно творческих людей, для которых процесс созидания является неотъемлемой частью существования, что они и демонстрируют на занятиях, буквально фонтанируя идеями и помогая друг другу воплощать их в конкретный результат.
Работа в лаборатории всегда увлекательна, находишь новое и, создавая что-то,
учишься мастерству. Атмосфера рабочая, но очень тёплая. Благодаря лаборатории мы, педагоги, знакомимся с единомышленниками. Это очень ценно!» (из работы Ольги Александровны Андреевой, учителя истории МКОУ СОШ пос. Вичевщина Куменско-го района Кировской области, стаж 30 лет).
Заключение
Экспериментальный характер лаборатории профессионального роста
Лаборатория профессионального роста в Год педагога и наставника каждому её участнику открыла три источника и «три двери» (М. Тарковский):
- в свободное пространство самообразования современного учителя как источник педагогических знаний;
- в русскую культуру и искусство как источник эмоциональных ресурсов учителя;
- в опыт педагогического наставничества как технологического «открытого общения» и доверия друг к другу как источник методического мастерства.
Электронное методическое пособие и эта статья дают возможность использовать идею, методику и опыт лаборатории в образовательном пространстве страны: в школах, институтах развития образования, в системе повышения квалификации педагогов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Список источников
1. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2006. 608 с.
2. Аромштам М. Когда отдыхают ангелы. М. : Компас Гид, 2010. 208 с.
3. Вылегжанина И. В. Проект как путешествие: размышление мамы и педагога. Киров : О-Краткое, 2021. 84 с.
4. Галицких Е. О., Двоеглазов В. В. Профориентационный проект «Образовательные встречи с педагогами-профессионалами»: опыт реализации и перспективы внедрения [Электронный ресурс] // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 2 (144), с. 66-75. URL: http://vestmk43.ru/assets/mgr/docs/vyatsu/144(2)2022/7.-galickih-dvoeglazov.pdf DOI: 10.25730/VSU.7606.22.021 (дата обращения: 15.08.2023).
5. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библио-мир, 2016. 272 с.
6. Камаева О. Ёлка. Из школы с любовью, или Дневник учительницы. М. : АСТ, Астрель, 2013. 285 с.
7. Колесникова И. А. Основы андрагогики. М. : Академия, 2007. 240 с.
8. Мурашев А. Другая школа2. Образование - не система, а люди. М. : Бомбора, 2021. 368 с.
9. Низовских Н. А. Человек как автор самого себя. М. : Смысл, 2007. 255 с.
10. Развитие профессионального роста педагога: Всероссийская научно-практическая конференция (Киров, 21 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] : сб. мат-лов / сост. М. С. Давыдова; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Киров : Полиграфов-на, 2019. 215 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1701327460&tld=ru&lang=ru &name=razvitie-professionalnogo-rosta-pedagoga.pdf&text (дата обращения: 22.07.2023).
11. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования ; 2-е изд. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 270 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/S0p0-2005/S0P-001.HTM (дата обращения: 24.05.2023).
12. Современный урок: традиции и инновации [Электронный ресурс] : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. (Киров, 26-27 ноября 2015 года). Киров : Старая Вятка, 2015.
741 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29915384&ysclid=lpkv5cfkpg624783410 (дата обращения: 12.04.2023).
13. Терентьева Н. П. Пути формирование мотивации к педагогической деятельности у студентов-филологов [Электронный ресурс] // ЕВРАЗИЯ-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации. Т. III. Образование и психологическое развитие человека в эпоху глобализации и цифровизации: мат-лы Междунар. науч. культурно-образоват. форума (Челябинск, 6-8 апреля 2022 г.) / под ред. Т. Ф. Семьян, А. Н. Богачева, И. О. Котляровой, М. В. Потаповой. Челябинск : Издат. центр ЮУрГУ, 2022. С. 469-471. URL: https://eurasia.susu.ru/wp-content/up-loads/2022/07/Том-3.pdf (дата обращения: 15.05.2023).
14. Ямбург Е. А. Школа и её окрестности. М. : Центр книги Рудомино, 2011. 592 с.
15. Larsen E., Jensen-Clayton C., Curtis E., Loughland T., Nguyen H. T. M. Re-imagining teacher mentoring for the future [Electronic resource] // Professional Development in Education February 2023. Published by Informa UK Limited, trading as Taylor & Francis Group. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/ http://dx.doi.org/10.1080/19415257.20 23.2178480 (accessed: 20.05.2022).
1. Andreev V.I. Pedagogika: uchebniy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya [Pedagogy: a training course for creative self-development]. Kazan, Centr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2006. 608 p.
2. Aromshtam M. Kogda otdyhayut angely [When the angels are resting]. Moscow, Kom-pas Gid Publ., 2010. 208 p.
3. Vylegzhanina I.V. Proekt kak puteshestvie: razmyshlenie mamy i pedagoga [A project like a journey: the reflection of a mother and a teacher]. Kirov, O-Kratkoe Publ., 2021. 84 p.
4. Galitskikh E.O., Dvoeglazov V.V. Proforientatsionniy proekt Obrazovatelye vstrechi s pedagogami-professionalami: opyt realizatsii i perspektivy vnedreniya [Career guidance project Educational Meetings with Professional Teachers: implementation experience and prospects for implementation]. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta [The State Vyatka University Bulletin]. 2022, no. 2(144), pp. 66-75. Available at: http://vestnik43.ru/ assets/mgr/docs/vyatsu/144(2)2022/7.-galickih-dvoeglazov.pdf (In Russian).
5. Galitskikh E. O. Chtenie s uvlecheniem: masterskie zhiznetvorchestva [Reading with passion: workshops of life creation]. Moscow, Bibliomir Publ., 2016. 272 p.
6. Kamaeva O. Yolka. Iz shkoly s lyuboviyu, ili Dnevnikuchitelnitsy [Christmas tree. From school with love, or the teacher's Diary]. Moscow, AST, Astrel Publ., 2013. 285 p.
7. Kolesnikova I.A. Osnovy andragogiki [The Basics of Andragogy]. Moscow, Akademi-ya Publ., 2007. 240 p.
8. Murashev A. Drugaya shkola. Obrazovanie - ne sistema, a luydi [Another school. Education is not a system, but people]. Moscow, Bombora Publ., 2021. 368p.
9. Nizovskikh N.A. Chelovek kak avtor samogo sebya [Man as the author of himself]. Moscow, Smysl Publ., 2007. 255 p.
10. Razvitie professionalnogo rosta pedagoga: Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (Kirov, 21 noyabrya 2019 goda): Sbornik materialov. Sost. M.S. Davydova [Development of professional growth of a teacher: All-Russian scientific and practical conference (Kirov, November 21, 2019): collection of materials. Comp. by M.S. Davydova]. Kirov, Poligrafovna Publ., 2019. 215 p. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm= 1701327460&tld=ru&lang=ru&name=razvitie-professionalnogo-rosta-pedagoga.pdf&text (accessed 22 July 2023) (in Russian)
11. Slobodchikov V.I. Ocherk ipsikhologii obrazovaniya [Essays on the psychology of education]. Birobidzhan, BGPI Publ., 2005. 272 p. Available at: https://psychlib.ru/mgppu/ S0po-2005/S0P-001.HTM (In Russian).
References
12. Sovremenniy urok: traditsii i innovatsii: sbornik materialov Vserossiiskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii (26-27 noyabrya 2015 goda) [Modern lesson: traditions and innovations: proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (November 26-27, 2015)]. Kirov, Staraya Vyatka, 2015. 741 p. Available at: https://www.elibrary. ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%-3Fid%3D29915384 (accessed 12 April 2023) (In Russian).
13.Terentyeva N.P. Puti formirovania motivatsii k pedagogicheskoy deyatelnosti u studentov-filologov [Ways to form motivation for pedagogical activity among students of philology]. EVRAZIYA-2022: socialno-gumanitarnoe prostranstvo v epokhu globalizatsii i tsifrovizatsii. Vol. III. Obrazovanie i psikhologicheskoe razvitie cheloveka v epokhu globalizatsii i tsifrovizatscii: materialy Mezhdunar. nauchno kulturno-obrazovatelnogo foru-ma (Chelyabinsk, 6-8 aprelya 2022 g.). pod red. T.F. Semyan, A.N. Bogacheva, I.O. Kotl-yarovoy, M.V. Potapovoy [Social and Humanitarian Space in the Era of Globalization and Digitalization. VOL. III. Education and Human Psychological Development in the Era of Globalization and Digitalization: Proceedings of the International Scientific Cultural and Educational Forum (Chelyabinsk, April 6-8, 2022) ed. by T.F. Semyan, A.N. Bogacheva, I.O. Kotlyarovoy, M.V. Potapovoy]. Chelyabinsk, Izdatelskiy centr YuUrGU, 2022, pp. 469-471. Available at: https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2F-www%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fselid%3D49380855%26id%3D49228137 (In Russian).
14. Yamburg E.A. Shkola i eyo okrestnosti [The school and its surroundings]. Moscow, Centr knigi Rudomino Publ., 2011. 592 p.
15. Larsen E., Jensen-Clayton C., Curtis E., Loughland T., Nguyen Hoa T.M. Re-imagining teacher mentoring for the future. Professional Development in Education February 2023. Published by Informa UK Limited, trading as Taylor & Francis Group. Available at: https:// www.tandfonline.com/doi/full/
http://dx.doi.org/10.1080/19415257.2023.2178480 (accessed 20 May 2022) (In English).
Елена Олеговна Галицких
доктор педагогических наук, профессор
Институт развития образования Кировской области
610046, Россия, г. Киров, ул. Р. Ердя-кова, 23/2
тел.: +7 (8332) 255442
Elena O. Galitskikh
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor
Institute for the Development of Education of the Kirov region
23/2 R. Yerdyakov St, Russia, Kirov, 610046 Tel: +7 (8332) 255442
Статья поступила в редакцию 13.10.2023, одобрена послерецензирова-ния01.11.2023, принята к публикации 05.11.2023.