ПЕДАГОГИКА
УДК 373.6+377
С.Г. АЛЕКСЕЕВА
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ
Ключевые слова: начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, государственный образовательный стандарт, компетентность, модульно-компетентностный подход.
Рассмотрены теоретические основы модульно-компетентностного подхода к формированию учебных программ в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты начального и среднего профессионального образования. Приведены классификация и краткая характеристика компетенций. Освещены вопросы, связанные с разработкой и реализацией инновационного подхода к созданию и внедрению модульных программ профессионального образования, основанных на компетенциях.
S.G. ALEKSEEVA
UPDATE OF MAINTENANCE OF PRIMARY AND MIDDLE PROFESSIONAL EDUCATION: KOMPETENTNOSTNAYA MODEL
Key words: primary professional education, secondary professional education, state educational standard, competence, competence-based approach.
Theoretical Foundations of modular competence-based approach to the formation of training programs in the transition to the new state educational standards for elementary and secondary vocational education considered. Classification and brief description of competencies listed. The problems of development and implementation of innovative approaches to the creation and implementation of modular vocational training programs based on competencies were considered.
В настоящий период при определении подходов к формированию модели государственного образовательного стандарта начального и среднего профессионального образования нового поколения широко используются международные тенденции развития профессионального образования, отечественный и зарубежный опыт. В части внедрения новых подходов к стратегии развития образования разработаны предложения по новому стандарту с учетом модульно-компетентностного подхода (МКП), в основе которого качество профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования определяется квалифицированной подготовкой специалистов на выпуске и закрепляемости их на рынке труда в соответствии с запросами потребителей - заказчиков кадров.
Необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс предписана Советом Европы и российской «Концепцией модернизации российского образования до 2010 г.». В связи с этим акцент в отечественных научных исследованиях в области МКП должен включать не только изучение феномена компетентности, но и изучение управленческих и организационно-педагогических условий, при которых реализация МКП может иметь смысл и значение в виде инструмента модернизации российского профессионального образования.
Приоритетами образовательной политики является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования:
- обучение на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
- обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
- социально-педагогическая и психологическая помощь семье;
- получение образования в соответствии с установленными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования (ст. 7, Федеральный закон № 309-ФЗ от 01.12.2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры ГОС»).
Перед образовательным учреждением ставится задача обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивную адаптацию в этом мире, таким образом, в качестве результата образования выступает социально-личностно-поведенческий феномен как следствие изменения образовательной парадигмы. Это означает формирование новой парадигмы результата образования, которая включает в себя формирование мотивационно-ценностных, социально-личностно-поведенческих умений и когнитивных составляющих учащихся. В качестве общего определения такого интегрального сочетания выступают понятия «компетенция», «компетентный», «компетентностный подход».
Словарь С.И. Ожегова [1. С. 288] трактует эти термины таким образом;
Компетенция: 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав.
Компетентный: 1) знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области; 2) обладающий компетенцией.
Компетенция в переводе с латинского сотрв(впИа означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования (система обеспечения качества) [3].
Компетентность - это характеристика успешной деятельности в определенной области, ситуации [2. С. 6].
В основу формирования компетенций у учащихся ложится такой результат образования, как ключевые компетенции, выражающиеся в овладении ими определенным набором (меню) способов деятельности, позволяющих достигать результаты в личной и профессиональной жизни.
Такое широкое определение понятийного содержания компетенций существенно затрудняет её измерение и оценку в качестве результата обучения. Для того чтобы как-то упорядочить последующую трактовку компетенции, разработчики «стратегии модернизации содержания общего образования» предлагают разграничение компетенций по группам.
Можно выделить три основные группы компетенций:
1) компетенции, относящиеся к самому себе как личности, субъекту жизнедеят ельност и;
- ценностно-смысловая (ценности бытия, жизни; ценности культуры, науки, производства; собственной страны, религии);
- здоровьесберегающая компетенция (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знаний и соблюдение правил личной гигиены, обихода; способы безопасной жизнедеятельности);
- общекультурная (социокультурная) компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовнонравственной основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека);
2) компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетенция социального взаимодействия (соотношение своих стремлений в интересах других людей и социальных групп; продуктивное
Педагогика
147
взаимодействие с членами группы (команды), решающими общую задачу; выполнение роли гражданина, представителя, клиента, производителя);
- коммуникативные компетенции (готовность получать в диалоге информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в полученном выступлении);
3) компетенции, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех её типах и формах:
- компетенция «готовность к разрешению проблем» (планирование результата своей деятельности и разработка алгоритма его достижения; оценка результатов своей деятельности, принятие ответственного решения в той или иной ситуации и обеспечение своими действиями его воплощения в жизнь);
- компетенция «готовность к самообразованию» (способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи; способность оценивать необходимости той или иной информации для своей деятельности; самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи);
- информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
- технологическая компетенция (готовность к пониманию инструкции, описанию технологии, алгоритма деятельности, чёткому соблюдению технологии деятельности, технологически мыслить в тех или иных ситуациях);
- учебно-познавательная компетенция (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приёмы решения учебно-познавательных задач/проблем).
Такая группировка позволила структурировать существующие подходы к названию и определению ключевых компетенций/набора меню способов деятельности.
Набор способностей/умений и становится предметом запроса работодателей и других заказчиков и может корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.
Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), а значит, осознаёт процесс управления своей деятельностью. Имея совокупность личностных качеств, обусловленных опытом его деятельности, можно считать учащегося компетентным.
Таким образом, компетентность определяется владением учащимся соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, это уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) учащихся, а также характеристика человека, которая определяется на основе его действий.
Усиление прикладного, практического характера современного образования, основанного на компетентностном подходе, предполагает новые методы практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры, тренинги, моделирование и имитационные занятия). Изменяется роль преподавателя - от позиции транслятора знаний к позиции консультанта.
Компетенции и компетентностный подход занимают центральное место в системе управления качеством образования. Новый подход - новая модель образования!
Модульно-компетентностный подход как средство обеспечения качественной подготовки специалистов. Происходит переориентация в оценке результата образования с понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, т.е. делается ставка на компетентностный подход в образовании. Реализация компетентно-
стного подхода требует нового проектирования как результатов образования, так и самого учебного процесса и механизма управления им. Поэтому поиск эффективных путей, связанных с разработкой и внедрением компетентностного подхода, можно рассматривать как актуальную модель решения проблемы перехода на модульную образовательную программу.
Образовательная программа на основе МКП - документ (комплект документов), отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определёнными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации и общими компетенциями.
Общие компетенции - те, которые необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах. Профессиональные (специальные) компетенции - те, которые необходимы для реализации профессиональной деятельности.
Развитие общих и специальных компетенций является формированием устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать.
Современный рабочий в условиях модернизации производства - это работник с высокой интеллектуальной составляющей содержания труда, и его подготовка возможна только в условиях среднего профессионального образования.
В целях формирования кадрового потенциала на первый план выходит интеграция среднего профессионального образования и производства. При разработке модульных программ можно увидеть эту интеграцию в виде совместного планирования новых образовательных задач по должностям и рабочим профессиям с учётом новых требований и профессиональной деятельности. Второй план интеграции проявляется через участие работодателей в обновлении учебноматериальной базы, использовании ОУ СПО современной технологической базы предприятий и организаций для практической подготовки студентов.
Модульные программы, основанные на компетенциях, предполагают наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей к умениям и знаниям работников. Информация об этих требованиях может быть получена посредством процедуры, получившей название «анализ потребностей в умениях».
Новый современный подход к модульному обучению реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счёт методики формирования содержания и организации обучения. Обучающийся получает возможность управлять своим обучением, что делает его ответственным за качество профессиональной подготовки, а в дальнейшем - за собственный профессиональный рост. При этом происходит формирование высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда и постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки.
Литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1997.
2. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр качественной подготовки специалистов, 2004. 16 с.
3. Ь|Нр:/Лм\м«.Ьо!одпа.тд1то.ги/<^оситеп18.рЬ|р?саЫ<^=4&<^ос_1<^=373#Европейская%20систе-ма%20взаимозачета%20кредитов%20(ЕСТБ).
АЛЕКСЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА - директор, ООО «Центр консультации разработок экспертиз», Россия, Чебоксары ([email protected]).
ALEKSEEVA SVETLANA GENNADYEVNA - director, Limited Liability Company «Center of consultation of developments of examinations», Russia, Cheboksary.