УДК 377
Рудник Светлана Юрьевна
Rudnik Svetlana Yuryevna
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ТЕХНОЛОГОВ СЕРВИСА
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SERVICE PRODUCTION ENGINEERS
Представлены результаты исследования процесса формирования профессиональных компетенций у студентов в контексте реализации мо-дульно-компетентностного подхода в образовании. Обосновывается выбор педагогических условий, предложена модель и показатели сформиро-ванности у будущих технологов сервиса профессиональных компетенций в процессе взаимодействия работодателя и образовательного учреждения на этапе смены образовательной парадигмы
There are results of the study of students professional competence formation process in the context of self-contained competence approach realization in education. The selection of teaching conditions is proved, the pattern and characteristics of professional competence among up-to-date service production engineers in process of interaction between an employer and educational institution at the stage of educational paradigm changing are suggested
Ключевые слова: модульно-компетентностный под- Key words: self-contained competence approach, produc-ход, технолог-эстетист, профессиональные компе- tion engineer aesthetists, professional competences тенции
Новые экономические условия в России сформировали отличную от прошлых лет структуру отечественного рынка рабочей силы и потребовали создания новых механизмов его регулирования. Ближайшие цели государственной кадровой политики -повышение образовательного и профессионально-квалификационного уровня трудовых ресурсов, соответствующих международным требованиям. Как следствие, остро встал вопрос о внедрении системы новых профессиональных стандартов. В свою очередь работодатели пересматривают требования к персоналу с точки зрения его компетенций. Ключевой позицией в достижении экономической стабильности организаций, в первую очередь, является повышение качества рабочей силы, рассматриваемое как отношение адекватности совокупной рабочей силы требованиям соци-
альной, экономической, научно-технической, информационной, морально-этической, психологической сферам (сторонам) трудовой деятельности. Многочисленными исследованиями, посвященными проблемам формирования профессиональных компетенций, установлено, что в большей степени заказ на их формирование зависит от работодателя и требований рынка труда. В результате этих процессов в педагогической практике начался переход от знаниевого подхода к модульно-компетент-ностному [1,2]. Приказом № 370 МОиН РФ от 20 декабря 2007 г. установлен срок (1 сентября 2009 г.) введения в действие новых ФГОС НПО и СПО [3].
В рамках данного исследования изучена проблема реализации в образовательном пространстве Колледжа технологий сервиса Хакасского государственного университета им.
Н.Ф. Катанова комплекса педагогических условий подготовки студентов специальности 100109.52 «Косметика и визажное искусство (повышенный уровень)», которые позволили бы сформировать профессиональные компетенции у технологов сервиса в период смены образовательной парадигмы. В основу исследования была положена идея, что именно дополнительные образовательные программы (ДОП) начинают формировать такое новое явление, как компетенции. Нами высказано предположение, что ДОП могут выступать в качестве инструмента для перехода от зна-ниевого подхода к модульно-компетентност-ному, т.е. вместо революционного пути нами рассматривался эволюционный путь перехода к новой парадигме образования. Исследовательская работа была инициирована предположением, что формирование профессиональных компетенций возможно в процессе профессиональной подготовки студентов в колледже, если будет создан комплекс следующих педагогических условий:
1) моделирование профессиональной дея -тельности выпускников, максимально приближенное к производству, будет осуществляться в период технологической практики;
2) отбор профессиональных компетенций будет осуществляться согласно требованиям работодателя, установленным в период прохождения студентом производственной практики;
3) квалификация преподавателей и мастеров производственного обучения будет отвечать опережающим требованиям работодателя и рынка труда;
4) на этапе смены парадигмы образования профессиональные компетенции будут основываться на знаниях, навыках и умениях;
5) ДОП будут выступать в качестве инструмента формирования профессиональных компетенций;
6) каждая ДОП по форме будет представ -лена в виде профессионального модуля (ПМ).
В ходе проведенного исследования с позиций современных достижений науки были
проанализированы сущностные характеристики понятий: «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетенция», «дополнительная образовательная программа», «профессиональное обучение», «модульно-компе-тентностный подход». Определено место дополнительной образовательной программы в способности к формированию профессиональных компетенций в структуре профессионально-значимых качеств выпускника колледжа в целом и в структуре его готовности к самореализации в будущей профессиональной деятельности. Главным направлением научного поиска в теоретическом плане была определена разработка критериев и показателей сформированности у студентов колледжа готовности к освоению профессиональных компетенций, обоснование средств и приемов их диагностики и оценки.
В прикладном аспекте главное внимание было уделено обоснованию и экспериментальному внедрению в образовательный процесс комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций. Достижение позитивных результатов на всех этапах научно-исследовательской работы обусловило новизну и теоретическую значимость исследования, результатом которой стало:
1) внедрение в образовательный процесс колледжа модели формирования профессиональных компетенции у технологов-эстетистов на этапе перехода от знаниевого подхода к модульно-компетентностному с использованием ДОП;
2) определение критериев (содержательно-когнитивный, мотивационно-ценностный,
коммуникативно-деятельностный, рефлексивно-оценочный, компетентностный) и показателей готовности студентов к формированию профессиональных компетенций.
Комплекс теоретически обоснованных педагогических условий реализован в настоящее время в организации технологической практики и стажировки студентов в модельных предприятиях (социальных салонах как особой
структуре оказания услуг населению) - динамической, вариативной, рефлексивно-личностной форме деятельности обучающихся.
Анализ работ ученых, занимающихся исследованием вопросов компетенции (В.И. Байденко, В.А. Болотова, И.А. Зимней, З.Ф. Зеера, В.А. Исаева, А.П. Тряпициной, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского, Д.Б. Эльконина и др.) и профессионального образования (В.Н. Столетова, В. В. Безлепкина, А. И. Дружинина, А.М. Зобова, С.В. Кондратьева, В.Д. Шадрикова, Г.М. Романцева, Н.Е. Эргано-вой и др.), позволил сделать вывод, что понятие «профессиональная компетенция» в педагогической науке определяется и рассматривается разными авторами по-разному, в том числе как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду, способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. Разнообразие и разноплановость трактовок понятия «профессиональная компетентность» обусловлены различием научных подходов: личностнодеятельностного, системно-структурного, зна-ниевого, культурологического и др. В рамках компетентностного подхода с учетом содержательной наполняемости основных понятий О.Л. Жук предлагает под профессиональной компетенцией понимать единство знаний, умений, способностей и готовности личности действовать в складывающейся ситуации и решать профессиональные задачи с высоким уровнем неопределенности; способность и готовность к достижению более качественного результата труда, отношение к профессии как ценности [4, 5]. Компетенция, по мнению А.В. Хуторского, - это «наперёд заданная норма, заданное требование к подготовке обучающегося, то, что нужно сформировать, достичь, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов дея-
тельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним» [6]. Макет Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения трактует понятие «профессиональные компетенции» как «компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности» [1].
При разработке критериев и показателей готовности студентов к формированию профессиональных компетенций мы опирались на концептуальные положения деятельностного и модульно-компетентностного подходов. В ходе исследования была доказана необходимость и достаточность выделения следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных ее критериев: содержательно-когнитивного, мотивационно-ценностного, коммуникативно-деятель-
ностного, рефлексивно-оценочного, компетент-ностного. Они характеризуются следующими показателями:
- содержательно-когнитивный - обобщенными и систематизированными знаниями о сущности профессиональной компетенции, о рефлексии, о механизмах формирования профессиональной компетенции;
- мотивационно-ценностный - наличием у студентов высокой мотивации, установки на овладение умениями рефлексии, на поиск нестандартных решений, дополнительной информации, личностно-творческое отношение к деятельности, понимание студентами ценностных оснований профессии как способа жизни, направленностью на человека как на цель, а не на средство, на развитие;
- коммуникативно-деятельностный -операционным составом деятельности, направленностью на активное взаимодействие, умение поддерживать социальные контакты, инициативность при организации дел, ответственность за свои действия;
- рефлексивно-оценочный - сформиро-ванностью рефлексивных умений и адекватной самооценки результатов деятельности;
- компетентностный - обладание совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знаний, навыков, умений, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним.
В зависимости от степени выраженности принятых критериев и показателей были выделены уровневые периоды освоения профессиональных компетенций:
- ознакомительный (адаптивный, или низкий) - подражание-копирование (точное следование предписанным, увиденным действиям с участием мастера производственного обучения);
- обучающий (репродуктивный, или
средний) - подражание - воспроизведение (воспроизведение технологически верных
приемов без помощи мастера, но в его присутствии);
- компетентностный (эвристический, или достаточный) - подражание в профессии (умение анализировать, планировать, видеть перспективу, профессионально конкурировать, осваивать профессиональные компетенции).
Во внеаудиторной работе по формированию профессиональных компетенций мы использовали такую форму организации деятельности учащихся, как конкурсы профессионального мастерства - динамическую, вариативную форму организации деятельности студентов в свободное от учебных занятий время, характеризующейся рефлексивно-личностной деятельностью участников, направленной на их профессиональное самовыражение. Разделяя точку зрения Э.Ф. Зеера, который рассматривает компетентность в «профессионально обусловленной структуре личности» [7], мы предлагаем особое внимание уделять формированию профессиональных компетенций обновленными методами, формами и средствами, используя для этого в т.ч. и дополнительные образовательные программы. На основании этого утверждаем, что организация деятельности студентов в таких условиях
обеспечивает их профессиональное и личностное развитие и саморазвитие, осознание своего «Я» в будущей профессиональной деятельности, соотнесение ожиданий и возможностей овладения общей и профессиональной культурой [8].
Дополнительные образовательные программы, используемые нами для формирования профессиональных компетенций, разработаны с опорой на реализацию модульно-компетентностного подхода и формирующихся ФГОС нового поколения: от потребностей работодателя и социального заказа - к содержанию образовательной программы. Многочисленные исследования подтвердили, что именно дополнительные образовательные программы способны мобильно отреагировать на потребности личности и рынка труда. В то же время проведенный нами анализ нормативных и регулятивных документов по дополнительному образованию показывает, что в самом его содержании заложены формулировки современного подхода к образованию: «Эта система призвана помочь образовательным учреждениям полнее учитывать требования работодателей, быстрее реагировать на изменение конъюнктуры регионального рынка труда. Наряду с профессиональными характеристиками на первое место в ряду требований работодателей выходят функциональные и личностные качества работников, такие как отношение к работе, умение общаться с людьми, творческий подход к делу, умение принимать решения и организовывать их исполнение» [9].
Обобщение результатов проведенного исследования позволяет сформулировать следующие положения, принципиально значимые для реализации в образовательном учреждении условий для формирования профессиональных компетенций с использованием дополнительных образовательных программ:
1) формирование профессиональных компетенций и внедрение в образовательную практику модульно-компетентностного подхода должно стать не революционным, а эволюционным преобразованием в педагогической науке;
2) для формирования профессиональных компетенций должна существовать модель их внедрения в образовательную программу - в своем исследовании мы сделали попытку создания такой модели, ее описания и внедрения в образовательное пространство Колледжа технологий сервиса Хакасского государственного университета. Формула предложенной нами модели состоит из последовательностей: выявление на стадии профессиональной адаптации - обоснование - описание педагогических условий - отбор содержания - освоение профессиональной компетенции;
3) при постоянно меняющихся потребностях рынка труда будут возникать потребности в компетенциях, требующих приращения к уже существующим;
4) для контроля сформированности профессиональной компетенции необходим механизм оценки полученных результатов. В качестве такового нами предложены «Критерии оценивания сформированности профессио-
1. Макет Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения. - Москва. - 2007.
2. Методика описания квалификации выпускников в государственных образовательных стандартах профессионального образования нового поколения. - Москва: ФИРО. - 2007.
3. Приказ МОиН № 370 от 20.12.07 г. «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования».
4. Жук О.Л. Компетентносный подход в высшем профессиональном образовании / О.Л. Жук // Адукацыя і выхаванне. - 2004. - № 12. - С. 41-48.
5. Жук О.Л. Психолого-педагогическая компетентность выпускника университета / О.Л.
Коротко об авторе_______________________________
Рудник С.Ю., греподаватель высшей категории, Колледж технологий сервиса ГОУ ВПО «Хакасский государственный институт» им. Н.Ф. Катанова гиЬпік [email protected]
Научные интересы: вопросы формирования профессиональных компетенций____________________________
нальных компетенций у технологов сервиса».
Таким образом, результатом данного исследования стало внедрение в образовательное пространство Колледжа технологий сервиса Хакасского государственного института им. Н.Ф. Катанова модели формирования профессиональных компетенций у технологов-эстетистов на этапе смены образовательной парадигмы с использованием дополнительных образовательных программ, что обеспечило качество подготовки выпускников, соответствующее запросам работодателя и рынка труда региона в данный временной промежуток, а также преемственность образовательной программы 100109.52 «Косметика и визажное искусство (повышенный уровень) и формирующихся образовательных стандартов нового поколения 100113.52 «Прикладная эстетика (повышенный уровень)» и 100114.52 «Стилистика и искусство визажа (повышенный уровень)».
__________________________________Литература
Жук // Вышэйшая школа. - 2004. - № 6. - С. 45-51.
6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория практика: научное издание /А.В. Хуторской. - М.: УНЦ ДО, 2005. - С. 188.
1. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. - 2002. - № 2 (14).
8. Рекомендации по созданию системы социального партнерства в профессиональном образовании МО РФ № 535/19-12 от 11.12.01 г.
9. Давыдов Л.Д. К вопросу о компетентно-стном подходе в образовании / Л.Д. Давыдов // Современные проблемы воспитания и образования: психолого-педагогический сб. науч. труд. -Вып. 5. - М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006,- С. 120-123.
___________________________Briefly about author
Rudnik S. Yu., Higher Professor, College of Technology and Service of Public Educational Institution of Higher Professional Education "Katanov Khakassky State University'
Scientific interests: issues of professional competences formation