Неудахина Ю.Г. Обеспечение устойчивого развития как стратегическая цель
региональной политики Дата: 31/03/2011 Номер: (27) УЭкС, 3/2011
Аннотации: Региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой. Стратегической целью региональной политики Российской Федерации является обеспечение устойчивого развития региона, предполагающего достижение высокого качества жизни населения.
Ключевые слова:устойчивое развитие, региональная политика, государственное регулирование, стратегия, стратегическая цель, государственной концепции региональной политики.
Abstracts: Regional policy of the state - an area of the management of economic, social and political development in space, the regional aspect, that is, The relationship between the state and the regions and the regions between them. The strategic goal of regional policy of the Russian Federation is to ensure sustainable development of the region, means achieving a high quality of life.
Keywords: sustainable development, regional policy, government regulation, strategy, strategic objective, the concept of state regional policy.
Неудахина Юлия Г еннадьевна ассистент
Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им В.М.
Кокова
Выходные данные статьи: Неудахина Ю.Г. Обеспечение устойчивого развития как стратегическая цель региональной политики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2011. - № 3 (27). - № гос. рег. статьи 0421100034/. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
В связи с тем, что само понятие «региональная политика» многогранно и многовариантно, общепризнанной устоявшейся формулы, однозначно определяющей эту дефиницию, до сих пор нет. Это обстоятельство порождает множество возможных подходов как к самому понятию, так и, разумеется, к методам ее осуществления. В любом случае, политика - это цели и задачи, преследуемые и решаемые людьми в связи с их конкретными интересами, а также методы, средства и институты, с помощью которых данные интересы формулируются, отстаиваются и защищаются. Из данной методологической предпосылки можно сделать вывод: региональной
политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих
регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж-и внутрирегиональных связей [1]. Каждая политика не только выражает единые интересы, но и консолидирует интересы различные. Поэтому всякая политика хороша настолько, насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов. Региональная политика в той мере эффективна, в какой достигнут компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов.
Таким образом, региональная политика государства - это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой. Региональная политика, представляя собой составную часть национальной стратегии социальноэкономического развития страны, имеет для России исключительно важное значение: вследствие огромных различий природно-географических, социальнодемографических, экономических и других условий на ее территории, унифицированный подход к регионам невозможен. Чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях -угроза самому существованию государства, способная привести к его распаду. Таким образом, региональная политика, призвана ослабить внутреннюю социальную напряженность, сохранить целостность и единство страны.
Следует различать региональную политику, намечаемую и проводимую самими регионами (то, что должно осуществляться для согласованного и взаимонеразрушающего развития на конкретной территории с учетом местных условий) и государственную региональную политику, призванную обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Только при таком подходе может быть создана реальная основа для становления ясной и непротиворечивой государственно-местной региональной политики, обеспечивающей согласие в обществе с учетом интересов, как государства, так и регионов. При этом осуществление государственной политики развития регионов ложится на Центр, а внутрирегиональной политики - на региональные и местные власти. Следует отметить, что цели, которые в этом процессе ставятся на разных уровнях, не всегда совпадают [4].
Так, когда Центр выбирает приоритетные направления деятельности, например, СКФО, то выбираются приоритетные отрасли округа (добывающие отрасли, развитие транспортных артерий для трансграничных акций,АПК, рекреационнооздоровительный комплекс), развитие которых не всегда учитывает интересы местного населения по сохранению окружающей среды. А региону необходимо развивать такую экономику, которая обеспечивает, в первую очередь экологическое благополучие для сохранения малочисленного народа, обитающего в этом регионе, и социально-экономическую стабильность этноса, достижение стратегически перспективной устойчивости региона. Ясно, что такая стратегия может базироваться только на экологизации производства и инновационном развитии. Смена парадигмы регионального развития должна заключаться в «выравнивании не через перераспределение, а за счет создания нормального репродуктивного процесса в самих регионах и нацеленность на самообеспеченность. Многое зависит от умения ученых представить идеи в форме технологий, алгоритмов, моделей развития и от стремления региональных властей использовать интеллектуальный потенциал» [2]
В нашей стране главной задачей государственной концепции региональной политики
является сохранение единого федеративного государства. К сожалению, в последние годы государственная политика была направлена на решение краткосрочных задач и ликвидацию критических ситуаций, а не на устранение или смягчение территориальных диспропорций. При предоставлении территориальным единицам льгот большую роль играли субъективные факторы: административная настойчивость местных органов руководства, а не взвешенные экономические расчеты или результат продуманной тактики и стратегии проведения региональной политики. Препятствием для повышения государственного регулирования развития территорий являлась также и ведомственная раздробленность в выработке направлений и реализации региональной политики, несогласованность действий федеральных, региональных органов и органов местного самоуправления. Принимаемые законы, директивы и указы, связанные с федеральной помощью, бюджетно-налоговой системой, часто противоречат друг другу, и более предназначены для тушения «пожаров», нежели для проведения региональной политики как последовательной и логичной системы. Хотя постепенно контуры нормативной и правовой базы региональной политики проявляются в различных законах, договорах о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеративном Договоре и т.д.[3].
Если обычно задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер, то качественно новые задачи современной российской региональной политики, проводимой в период окончательного перехода к рыночной экономике, обусловлены следующими обстоятельствами:
1) изменилось соотношение центрального и региональных уровней управления;
2) Федеральный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации; вместе с тем актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики;
3) окончательно произошел переход от административной системы управления к системе преимущественного рыночного регулирования.
Следует, на наш взгляд, различать стратегические задачи и стратегические цели регионального развития. Стратегическими задачами в настоящее время являются:
• реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городов путем модернизации их инфраструктуры;
• преодоление депрессивного состояния ряда агропромышленных регионов; возрождение малых городов и российских сел, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;
• стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов;
• продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах страны преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств, с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
• стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств, в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирования
особых экономических зон, различного типа (в том числе технополисов, как региональных центров внедрения достижений науки);
• переспециализация приграничных регионов; развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные, структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
• преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик, краев и областей.
Стратегической целью региональной политики Российской Федерации является обеспечение устойчивого развития региона, предполагающего достижение высокого качества жизни населения [2].
Основные задачи стратегии составляют сочетание поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории; развитие специализации хозяйств и регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства РФ, государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально-экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных районов России. Сюда также относятся осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в Федерации; преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов РФ [1].
Федеративное государство обязано не просто управлять регионами, а осуществлять регулирующее воздействие: определять общие условия их самостоятельной
деятельности, согласование пропорций федерального и регионального участия, общенациональные интересы и приоритеты развития территорий.
В структуре государственного регулирования развития можно выделить несколько качественно различных направлений. Во-первых, это общеполитическое регулирование, находящееся в русле государственной региональной и национальной политики. Оно определяет сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, ее субъектов и административно-территориальных образований по всем аспектам развития регионов. Во-вторых, общее экономико-правовое регулирование, осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм федеральнорегионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов (в том числе налогов) как базового условия формирования собственных источников регионального развития и единых федеральных источников для частичного межрегионального распределения. В-третьих, государственная селективная поддержка регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством финансирования федеральных программ, путем принятия федеральных нормативных актов о дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному региону. В-четвертых, косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая в связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т.п. [4].
Региональный аспект управления, который должен быть положен в основу программы территориального развития, с необходимостью включает в себя совершенствование, обновление правовой основы взаимоотношений федерального центра и регионов как на уровне общетеоретической трактовки понятия «государственная собственность», так и на уровне модернизации законоположений, регулирующих правовой режим финансовых (налоговых, кредитных, инвестиционных) аспектов взаимодействия двух данных уровней государственного сектора.
Таким образом, необходима в первую очередь правовая регламентация управления государственной собственностью, которая даст возможность органам власти легитимно осуществлять свои полномочия в сфере собственности на основании разделения обязанностей между федеральным и региональным уровнями управленческого аппарата.
Библиографический список:
1. Ганопольский М.Г. Устойчивое развитие региона. Вопросы методологии и социокультурный контекст. Тюмень: Изд. ИПОС СО РАН, 2010.64 с.
2. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демьяненко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. Владивосток: Дальнаука, 1997.
3. Иванов М.И. Накопление и эффективное использование человеческого капитала как фактор конкурентоспособности сельского хозяйства РФ [Текст]/ Иванов М.И. // Экономика и управление 2008. № 3.-с.282.
4. Иванов П.М. Устойчивое региональное развитие: концепция и модель // Экономика и математические методы. т.42. - №2, 2006.
5. Shuter, Robert (2008). Understanding Misunderstandings: Explorng Interpersonal Communication. New York, Harper and Row
№ гос. рег. статьи 0421100034/
Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный
журнал http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=381