Научная статья на тему 'Обеспечение студенческого самоуправления как основного направления инновационной деятельности вуза'

Обеспечение студенческого самоуправления как основного направления инновационной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / INNOVATIVE ACTIVITY / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / STUDENT SELFGOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петраков И. Г.

В статье автором рассмотрена сущность, основные субъекты, специфика студенческого самоуправления в системе высшего профессионального образования. Выявлены тенденции, противоречивость и задачи его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is focused on the essence, main subjects and peculiarities of student self-government in the system of higher professional education. Main tendencies, controversy and the goals of its development are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Обеспечение студенческого самоуправления как основного направления инновационной деятельности вуза»

И.Г. Петраков

Обеспечение студенческого самоуправления как основного направления инновационной деятельности вуза

В статье автором рассмотрена сущность, основные субъекты, специфика студенческого самоуправления в системе высшего профессионального образования. Выявлены тенденции, противоречивость и задачи его дальнейшего развития. Ключевые слова: инновационная деятельность, высшее профессиональное образование, студенческое самоуправление.

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны, являющуюся условием ее процветания и развития. Проблема подготовки студентов в условиях изменяющейся

социальной среды освещалась в исследованиях В.И. Жукова, К.Г. Кязи-мова, B.C. Лоренсова, А.С. Овсянникова, С.Д. Полякова, Н.Н. Шамрай, Е.Б. Штейнберга и др. Организационно-педагогические условия развития инновационной деятельности в вузе исследовались М.П. Прохоровой,

Н.Г. Пьянковой, А.В. Райцевым и др.

Наше исследование обращено к выявлению основных направлений инновационной деятельности вуза. Инновации, базирующиеся на новых требованиях к выпускникам и особенностях деятельности вузов, определяют необходимость поиска новой модели управления вузом, направлений его развития и организационно-педагогических условий их реализации. В последнее время актуализируется и приобретает все более важное общественное значение развитие студенческого самоуправления, которое является одним из важнейших оснований для создания инновационной среды в вузе.

Сущность студенческого самоуправления в педагогической литературе рассматривают как социальный институт, обладающий значительным педагогическим потенциалом и осуществляющий особую форму управления. Он предполагает активное участие студентов в подготовке, принятии и реализации управленческих решений, касающихся как жизнедеятельности вуза в целом, так и развития студенческого коллектива в частности. Студенческое самоуправление обеспечивает широкое привлечение учащихся к выбору направлений, объемов и характера любых инновационных процессов в вузе.

В системе высшего профессионального образования сложились основные субъекты студенческого самоуправления: студенческие движения, студенческие организации, выборные общественные органы, инициативные группы, проектно-исследовательские коллективы. Существует специфика студенческой организации как основного субъекта студенческого самоуправления в различных вузах мира, заключающаяся в способности реализовывать творческий потенциал студенческой молодежи в интересах общественного развития и в интересах самого студенчества, в расширении возможности молодого человека в выборе жизненного пути, в конструировании профессиональной биографии и достижении личного успеха.

Исследование В.М. Певзнер установило противоречивую тенденцию в развитии общественного сознания современной студенческой молодежи: с одной стороны, им зафиксирована позитивная трансформация взглядов студенчества, выраженная в готовности к участию в различных видах социально-ориентированной деятельности, с другой стороны, лишь незначительная часть студентов изъявляет желание принять на

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

себя ответственность за организацию студенческого самоуправления или работать в нем на постоянной основе, хотя в значительной мере осознает необходимость успешного функционирования и развития студенческой организации, способной представлять корпоративные интересы студенчества как социального страта [1].

Историко-рефлексивный и сравнительный анализ развития студенческих движений и организаций в России позволяет констатировать, что, независимо от национальной и культурно-исторической специфики отдельно взятых регионов, успешность функционирования студенческих организаций связана с тем, в какой степени их цели и задачи коррелируют со стратегическими целями и миссией вузов, призванных осуществлять трансляцию от поколения к поколению алгоритмов педагогической деятельности и формировать профессионально-значимые ценностные ориентации студентов. Успех студенческого самоуправления зависит также от последовательности и педагогической целесообразности общественного регулирования деятельности студенческих организаций в социокультурной образовательной среде, в которой студенты становятся субъектами обновления высшего образования.

Студенческое самоуправление обладает значительным педагогическим потенциалом. Однако не все вузы рассматривают его как определяющий фактор развития воспитательной системы.

Раскрывая основные направления работы по созданию инновационной образовательной среды, считаем правильным указать на важность формирования у студентов чувства принадлежности к духовно-профессиональному сообществу университета, факультета; формирование чувства ответственности перед коллективом за выполнение порученного дела; на максимальное использование внеучебного времени (работа в научных обществах, клубах по интересам, творческих лабораториях преподавателей, разработка научно-исследовательских проектов, профессиональное и личностное общение и др.), позволяющих студентам реализовать свои профессиональные и духовные запросы.

К организационно-педагогическим условиям развития инновационной деятельности в вузе через студенческое самоуправление следует, по нашему мнению, отнести: обеспечение работы в команде; системную психолого-педагогическую поддержку; создание креативной среды, определяющей мотивацию студенческого коллектива на активное участие в инновационных преобразованиях; создание системы организации и контроля за студенческим самоуправлением; совместную деятельности преподавателей и студентов, привлечение

к инновационной деятельности социальных партнеров; принятие студентами традиций вуза.

Перечисленные выше условия получили закрепление в концепциях воспитательной работы со студентами, которые в последние годы приняли многие российские вузы. Они предполагают эволюционный переход на новые принципы деятельности вуза, т.е. любые инновации должны опираться на возможности образовательного учреждения, сложившиеся в нем традиции, прогноз результатов внедрения новшеств, наличие однозначной системы мониторинга результатов нововведений.

Определяя задачи развития системы управления вузом в инновационном режиме, мы выделяем необходимость более широкой интеграции вуза как учреждения, ведущего профессиональную подготовку кадров высшей квалификации, с фундаментальной наукой, научно-исследовательской и практико-ориентированной работой, с обязательным привлечением наиболее опережающе мыслящего студенчества; привлечение его к разработке, а затем и к применению различных методов управления при решении стратегических и тактических задач деятельности вуза в инновационном режиме.

Требование подъема инновационной культуры студенческого самоуправления вызвано временем и подкреплено основными направлениями стратегических концепций обеспечения инновационного характера развития высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Певзнер В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: Дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2005.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.