СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
УДК 338 Дубская С.Д. Студент 5 курса РТУ МИРЭА
г. Москва, РФ E-mail: [email protected] Булатенко М.А.
Старший преподаватель РТУ МИРЭА
г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРИ УЧАСТИИ В ТЕНДЕРАХ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с экономической безопасностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса обеспечения конкурентных преимуществ при участии в тендерах для укрепления экономической безопасности предприятия. Методология исследования - анализ научной литературы по заданному вопросу, а также практического отечественного опыта.
Ключевые слова
Экономическая безопасность, тендер, укрепление, экономика, конкуренция, конкурентные преимущества.
Экономическая безопасность обладает основным значением для обеспеченности общей безопасности организации, так как без поддержки на высоком уровне финансового и экономического потенциала не может идти речь о безопасном существовании организации в общем. Важнейшим фактором, который обеспечивает экономическую безопасность организации, считается наличие у фирмы преимуществ в конкуренции. Под конкурентным преимуществом стоит понимать наличие у фирмы конкретных ресурсов и свойств, делающих ее более конкурентоспособной в сопоставлении с иными фирмами, работающими или способными работать в такой области. [1]
Отметим, что от количества выигранных тендеров зависит уровень экономической безопасности предприятия. Рассмотрим ключевые критерии успеха в вероятном выигрыше тендера:
- Официальные документы компании, которые проверяются службой безопасности заказчика;
- Наличие опыта работы;
- Наличие рекомендаций от заказчиков;
- Наличие квалифицированных сотрудников и необходимых ресурсов;
- Портфолио сходных проектов;
- Отсутствие задолженностей;
- Стабильное финансовое состояние.
Особенности тендерной политики в РФ:
- К государственным тендерам допускаются компании с высокой репутацией. Необходимость в выплате налогов закладывается в предлагаемые цены, и поэтому пространство для маневра остается меньше. Отечественные компании, порой не закладывающие «налоговый» запас в цену, предоставляют коммерческому заказчику более привлекательные цены. В итоге тендеры, в которых участвуют только «белые» компании, имеют разброс в ценах 5%, а при участии «серых» он может составлять и все 50%.
- Госзаказчиком разница в ценах тщательно анализируется для отчетности и планирования. Например, применение обычной лампы накаливания на объекте обойдется в 20 рублей, а энергосберегающей — в 300. В рамках крупного тендера «набегает» огромная разница в цене, в смысловую нагрузку которой коммерческий заказчик не всегда склонен вникать.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
- Небрежность подготовки тендерной документации. Расчет десятков предложений в неделю, когда тендеры идут один за другим, и имеют сжатые сроки, вынуждает добавлять коэффициент на непредвиденные расходы, что еще повышает цену. При участии в государственном тендере подобные вольности с цифрами недопустимы.
Нынешними условиями работы организаций является значимый динамизм, неопределенность и нестабильность внешней и внутренней среды, обострение конкуренции, что чаще всего препятствует достижению организациями их целей по стратегии и реализации интересов экономики.
Из-за этого у организаций имеется постоянная потребность в принятии результативных управленческих решений по обеспечению и укреплению своей экономической безопасности. Помимо этого, острейшая конкуренция среди фирм требует роста значения их конкурентоспособности, так как лишь конкурентоспособная организация, которая обладает уникальными конкурентными преимуществами, способна результативно применять и развивать в долгосрочной перспективе собственный потенциал и обеспечивать соответствующий уровень безопасности в экономике. В связи с этим проблематика выявления конкурентных преимуществ организации как фактора его экономической безопасности приобретает огромную актуальность. [2]
Проблема создания конкуренции, как фактора обеспеченности экономической безопасности организации остается недостаточно изученной, что и обуславливает важность данного исследования.
Экономическая безопасность обладает основным значением для обеспечения общей безопасности фирмы, так как без поддержания на высоком уровне финансового и экономического потенциала не может идти речь о безопасности компании в общем.
Определение экономической безопасности организации считается довольно многогранным и из-за этого специалисты рассматривают его с нескольких позиций.
С позиции разных рыночных агентов, которые взаимодействуют с организацией, экономическая безопасности предприятия считается комплексным отображением степени надежности предприятия как партнера в производственных, финансовых, коммерческих и иных отношениях в экономике за конкретный промежуток времени.
Безопасность в экономике также рассматривают в виде состояния результативного применения ресурсов фирмы. Также экономическую безопасность организации раскрывают в виде состояния самого результативного применения корпоративных ресурсов для преодоления угроз и обеспечения стабильной работы фирмы в данный момент и в будущем.
Различие подходов к определению «экономическая безопасность предприятия» говорит о том, что до сегодняшнего времени не сформировалось единого мнения по отношению к данному определению. Следовательно, экономическая безопасность фирмы считается трудным и многовекторным определением.
[3]
Все обозначенные факторы способны формировать у организации свойства, которые отличают его от конкурентов и предоставляют преимущества перед ними, то есть преимуществ в конкуренции. Наличие у фирмы конкурентных преимуществ, которые позволяют реализовывать приемлемую программу развития его потенциала в экономике, благоприятно показывается на уровне экономической безопасности фирмы, так как уникальные конкурентные преимущества предоставляют способность компании результативно противостоять угрозам внешней и внутренней среды, адаптироваться к изменяющимся условиям среды и развиваться. Фирме нужно создавать и поддерживать такие конкурентные преимущества, применение которых позволяет ему достигать повышенного уровня конкурентоспособности и поддерживать его на протяжении продолжительного промежутка времени. [4]
В общем осознании конкурентные преимущества организации - это те характерные особенности, создающие для фирмы конкурентные преимущества над собственными непосредственными конкурентами.
К внутренним преимуществам в конкуренции стоит отнести те, которые характеризуют внутренние аспекты работы фирмы и превышают схожие характеристики главных конкурентов.
Внешними конкурентными преимуществами считаются те, которые способствуют формированию более значимых ценностных ориентиров для потребителей услуг и товаров. [5]
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Создание конкурентных преимуществ и достижение фирмой конкретного статуса, который превосходит статус главных конкурентов, предоставляет способность предприятию более результативно производить личную производственную и хозяйственную деятельность, что благоприятно показывается и на уровне его экономической безопасности.
При учете важности для обеспечения экономической безопасности наличия у фирмы конкурентных преимуществ, стоит предложить такое определение экономической безопасности предприятия - это такое состояние фирмы, при котором его преимущества будут обеспечивать защиту фирмы от внешних и внутренних угроз и предоставляют возможность реализовать целевые установки уставной деятельности. [6]
В российской деловой практике, наряду с международными, выделяют государственные и коммерческие тендеры. Это определенная конкурентная процедура или конкурс, который связан с осуществлением торгов. Выбор исполнителей за счет тендера считается выгодным решением, так как предполагаются честные соревнования и равноправие.
Под стандартными методами закупки нужного можно предполагать обзвон конкретных фирм и компаний, уточнение прайс-листов и поиск среди них наиболее выгодных, как с точки зрения качества, так и с финансовой стороны вопроса. Подобный подход довольно затратный, помогает закупать лишь из прайса организаций, по их условиям и при этом еще и значимо переплачивать, кроме того поставка продукта производится по стандартным соглашениям, что способно не устраивать заказчика и отражаться на его работе. [7]
Тендер - отличный метод проведения закупки между потенциальными поставщиками на основе конкуренции. Главным преимуществом проведения подобной закупки считается то, что заказчик самостоятельно диктует все требования. В так называемой тендерной документации организатор закупок описывает все нужные критерии: дату проведения торгов, сумма тендера, сроки поставки, технические и качественные характеристики поставляемого продукта, услуги или работы.
По закону, поставщик, который подает заявку на участие в тендере, соглашается с каждым пунктом, по итоге чего заказчик обретает все самое нужное в установленные сроки и на его условиях, помимо этого поставщики для обретения контракта конкурируют между собой не только квалификацией и качеством, но и стоимостью, что помогает закупать требуемое за сумму, намного меньше запланированной, что приведет к экономии бюджета. [8]
Проведение тендеров обширно распространяется в нынешнем российским бизнесе, так как они выгодны для каждой участвующей стороны. Особенная процедура закупки или выбора поставщика, называемая тендером, обладает рядом особенностей, которые требуется учесть во время участия.
Заказчик тендера считается продавцом продукта или предпринимателем, который ищет поставщика, заявляет о намерении выбирать лучшее предложение, которое удовлетворяет его требованиям. Требования тендера заранее прописаны в определенной документации, а участники предлагают собственные условия, соответствующие излагаемым требованиям. Потребителем тендера становится участник, чьи условия показывают устраивавшему тендера наилучшими, именно с ним и заключается контракт. [9]
Первостепенная особенность тендера - на основании здоровой конкурентной борьбы, которая ведется с максимальной прозрачностью, можно вступать в договорные взаимоотношения, которые станут выгодными для двух сторон. Для участников первоначальные требования схожи, а организатор обладает возможностью приобретать или продавать по устраивающей его стоимости и условиям, которые он может выбирать из нескольких предлагаемых вариантов.
Практика отображает, что для такой трудной и многоуровневой системы, как закупки в общем и конкурсные торги, данные подходы, а также соответствующие им технологии и инструментальные средства устаревают и не могут обеспечивать в полной мере результативное ее функционирование.
Главной целевой установкой во время проведения компании закупок, если ее сформулировать в самом общем виде, считается обеспечение заданного итога, покупка требуемого количества ресурсов обозначенного качества с небольшими расходами. Для этого покупатель обязан найти доставщика, который может предлагать ему наименьшую стоимость за продаваемые ресурсы.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
На отыскание подобного контрагента по торговой сделке и направляются все процедуры, которые проводятся в пределах организации и проведения закупочной фирмы. В ситуации необходимости, помимо главного требования - наименьшая цена, задаются и определенные ограничения, выявляющие дополнительные требования покупателя к поставляемому продукту и характеру самой поставки. Они способны включать требования к качеству товаров, периодам поставки, формам и срокам платежей.
Следовательно, самым важным фактором обеспеченности экономической безопасности фирмы считается наличие у него конкурентных преимуществ, которые позволяют быть более результативным и конкурентоспособным в сравнении с главными конкурентами. [10]
Достижение фирмой уникальных, устойчивых конкурентных преимуществ предоставляет ему способность быстро и результативно адаптироваться к условиям быстро изменяющейся рыночной среды, противостоять явлениям кризиса в экономической области и развиваться даже в отрицательных условиях.
Тендер довольно выгодное решение экономии средств и обретение качественного продукта и услуги. Самое главное знать, как требуется проводить тендер с пользой для себя.
Также он является результативным рычагом для сдерживания роста закупочных цен и проверенный метод сократить себестоимость производимой продукции, это инструмент прямого внедрения рыночных взаимоотношений. Цель одна - формировать истинную конкурентную среду и, влияя на поставщиков так, достигать взаимоприемлемых решений в пределах цивилизованных рыночных взаимоотношений.
Основные плюсы тендерной конкурентной системы закупок состоят в сопоставлении условий разных поставщиков, в психологических аспектах. Ведь именно во время открытого торга поставщик осознает, что клиент очень просто и мгновенно способен обратиться с заказом к конкуренту, а привлекать интерес его можно лишь за счет ряда уступок.
Следовательно, организатор тендеров обретает лишь самые выгодные предложения и имеет способность сэкономить большие финансы.
Тендер двигает компании на повышение технического уровня сотрудников. Это обуславливается важностью использования с целью увеличения конкурентоспособности организации в плане оборудования. Отсутствие опыта работы на такой технике и знаний по ее применению могут привести к повышению поломок и росту затрат на их устранение.
Для того, чтобы добиться получения тендера стоит использовать системы электронного мониторинга. Это обуславливается важностью улучшения механизма закупок продуктов, развития конкурсных методов закупок, развития системы централизованных закупок однотипных товаров, применения способностей информационных технологий. Использование системы электронного мониторинга помогает обретать инструмент, который позволяет более полно рассматривать конкурсные заявки и предложения, обретенные от поставщиков.
Обеспечение экономической безопасности предприятия требует минимизации ресурсных вложений и одновременного обеспечения качества функционирования системы по обеспечению экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Существуют разные подходы к вопросу совершенствования системы по обеспечению экономической безопасности.
Можно выделить несколько общих мероприятий, направленных на обеспечение экономической стабильности функционирования хозяйствующего субъекта. Первая задача сводится к снижению продолжительности воздействия внутреннего или внешнего фактора на сам объекта защиты -хозяйствующий субъект.
Вторая задача подразумевает принятие таких мер реагирования, при помощи которых можно снизить силу негативного воздействия на экономическое положение защищаемого объекта.
Третья задача сводится к предупредительным мерам, направленным на исключение или снижение вероятности возникновения ситуации с негативным воздействием на экономическое положение хозяйствующего субъекта.
Четвертая задача подразумевает принятие управленческих решений и применение ресурсной базы для восстановления свойств самого защищаемого объекта.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Пятая задача подразумевает обращение к инструментам защиты, направленным на снижение уязвимости в системе обеспечения экономической защиты хозяйствующего субъекта. Данная работа позволяет усовершенствовать политику в области обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Шестая задача сводится к сокращению количества видов и разновидностей негативных факторов, влияющих на ту или иную группу экономических показателей деятельности.
Таким образом, компаниям для выигрыша тендера необходимо сосредоточиться на: стабильности своей организации, законности деятельности, белой политики в уплате налогов, опыт работы с данным направлением, высокий уровень репутации, повышение экономической безопасности, планирование. Список использованной литературы:
1. Голощапова J1.B. Учет экономического потенциала в системе стратегического управления промышленным предприятием // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 1(12). - С. 33.
2. Заплатинский В.М. Терминология науки о безопасности // Zbomik prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». - Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2016. (CD nosic).
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Азъ, 2015. - 506 с.
4. Степин B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2014. - 744 с.
5. Шереметьев А.О. Анализ эффективности использования экономического потенциала коммерческой организации на разных стадиях жизненного цикла: дис. ... канд. экон. наук. - Самара: Самарский гос. эконом. университет, 2015. - С. 16.
6. Blackpool & Fylde Aero Club v Blackpool Borough Council,2015, 1 W.L.R.1195 at 1202 D-H
7. Harmon CFEM Facades v House of Commons, 2014, 67 Con. L.R. 1. Technology and Construction Court, England
8. MJB Enterprises Ltd v Defense Construction Ltd et al", 2013, 1 S.C.R.619
9. Percy, Radical Developments in the Law of Tenders: a Canadian Reformation of Common Law Principles, 2016
10. Williams v Roffey Bros & Nicholls (Contractors) Ltd, 2014, 1 Q.B.
© Дубская С.Д., Булатенко М.А., 2019
УДК 65
Колотвина Е. Ю.
студентка, РУДН, г. Москва, РФ E-mail: [email protected]
«КАННИБАЛИЗАЦИЯ» БРЕНДА: ЭФФЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ИЛИ НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЙ ПРОЦЕСС?
Аннотация
В статье рассматривается определение понятия «каннибализация» бренда, а также основные стратегии развития портфелей брендов, которые могут применяться как крупными, так и небольшими компаниями. Анализируется сам процесс возникновения «каннибализации», устанавливаются основные результаты и методы борьбы с негативными последствиями. В статье также дается понимание того, что каннибализация может являться самостоятельной стратегией - оружием в руках фирмы на конкурентом рынке, даются советы по поводу того, как можно управлять самим процессом канннибализации и извлечь из него выгоду.