УДК 94
Пирова Рена Низамиевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Дагестанского государственного института народного хозяйства Milena.555@mail. ru Rena N. Pirova candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of theory and history of state and law Dagestan state Institute of national economy, Milena.555@mail. ru
Обеспечение и защита прав ребенка на современном этапе развития человечества
Provision and protection of the rights of the child on the modern stage of development of mankind
Аннотация. В статье раскрыт современный этап развития человечества, характеризующийся признанием прав человека в качестве высшей специальности. Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Вопрос о необходимости регулирования прав детей является актуальным.
Ключевые слова: человечество, право человека, право ребенка, общество, свобода, защита прав ребенка, соблюдение прав ребенка.
Annotation. The article revealed the modern stage of human development, characterized by the recognition of human rights as the highest degree. Ensuring the rights of the child refers to the global problems, which concern the international community. This is explained by the role of the younger generation in guaranteeing vitality of society and forecasting its future development. The issue on necessity of regulating children's rights is relevant.
Keywords: humanity, human right, the right of the child, society, freedom, protection of the rights of the child, the rights of the child.
Взгляд в глубину истории развития человечества позволяет наблюдать планомерное и целенаправленное развитие прав и свобод человека, что позволяет сделать однозначные выводы об их роли и месте в общей системе развития всего мирового сообщества и, в частности, Российской Федерации.
Современный этап развития человечества характеризуется признанием прав человека в качестве высшей социальной ценности. Соответственно, одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед мировым сообществом, является надлежащее обеспечение и защита прав ребенка от нарушений [1].
Ребенок - по Семейному кодексу РФ, лицо, не достигшее 18 лет (совершеннолетия) [2]. Статус «ребёнка» равно как и «взрослого» варьируется в разных культурах и юридических системах. В настоящее время Конвенция о правах ребёнка определяет ребёнка как человеческое существо до достижения восемнадцатилетнего возраста. При этом национальные законодательства имеют приоритет в данном вопросе.
В большинстве стран совершеннолетие наступает с 18 лет:
- минимальный возраст совершеннолетия установлен на Фарерских островах — 14 лет.
- на Кубе совершеннолетие наступает с 16 лет
- в России совершеннолетие наступает в 18 лет.
Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых, а также ограничивать влияние «сильных» взрослых на еще несформировавшуюся психику и определенную правовую и гражданскую позицию ребенка.
Обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.
Международная защита прав ребенка представляет собой систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств [3].
Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты
детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость Лиги Наций создать в 1919г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей: рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Немалую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них, что постепенно превращалось в приоритетную цель всего мирового сообщества.
В 1924г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей, что стало важным шагом в сторону становления и развития системы защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов детей.
Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций.
Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделения международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).
Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:
1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка, как основной правовой базы для всех государств;
2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
3) изменение национального законодательства в соответствии с международными стандартами;
4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.
Российское руководство демонстрирует понимание всей остроты
рассматриваемой проблемы. Так, например, ещё в 2006 году Президент РФ, заявляя об основных направлениях политики РФ, отметил: «Отношение к "вопросам детства - лакмусовая бумажка всей социальной политики государства. И сегодня, как никогда, нужна конкретная программа действий, выполнение которой определит морально-нравственную планку страны,
программа, которая должна объединить усилия всех государственных органов и общественных организаций» [4].
Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты, диагноз "дебильность" только в 1994 г. поставлен 103 тыс. сирот старше 5 лет, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних (из комментариев к Российскому государственному периодичному отчету «По реализации РФ Конвенции по правам ребенка в 1993-1997»)[5].
Основным документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [6].
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.
Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы [7].
Россия, как активный участник международных отношений, на собственном опыте ощущает актуальность эффективной социальной политики. В результате бурных социальных преобразований и потрясений в девяностые годы XX века наше государство столкнулось с необходимостью действенных и безотлагательных мер для защиты детей как наиболее важной и многочисленной социально-уязвимой группы населения. Данная проблема
уже получила отражение в ряде инициатив на высшем уровне, в том числе в российских национальных проектах в социальной сфере. Вместе с тем, продолжается поиск политических инструментов, что созвучно глобальному переосмыслению политики по защите детства во всем мире.
По словам бывшего Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, «Сегодня, лучше, чем когда-либо, мы осознаём, что строительство более светлого будущего начинается с детей - с обеспечения их здоровья, образования, безопасности и окружения их любовью» [8].
Статистические данные ЮНИСЕФ поражают: каждый год в мире по причине войны и террористических актов погибают свыше 200 тыс. детей, каждый день — 547 детишек. По меньшей мере 10 тыс. детей, жертв конфликтов, погибают в результате подрыва на минах.
Уважение к правам человека начинается с отношения общества к своим детям. Это означает, что права ребенка, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной, целенаправленной государственной политики на международном и национальном уровнях. Доводом для отождествления конституционных прав граждан и детей является положение части 2 статьи 17 Конституции РФ «Основные права и свободы человека и гражданина принадлежат каждому от рождения», из которых следует, что глава 2 Конституции распространяется на каждого ребенка, то есть правам ребенка присущи признаки, характерные для субъективных прав вообще [9].
Тем самым, ребенок - это губка, которая с легкостью впитывает все, что поступает извне, особенно когда определенное влияние оказывается со стороны взрослого поколения. Этой наиболее беззащитной и уязвимой категории населения приходится сложнее всего в современном мире, но, к сожалению, несмотря на осознание этого самим государством и мировым сообществом, принимаемым мерам в данной области, рассматриваемый вопрос остается по-прежнему неисследованным до конца.
Литература:
1. Международные акты о правах человека : сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М. : НОРМА, 2000. - С. 24-38.
2. Семейный кодекс Российской Федерации : ФЗ от 29 дек. 1995 г. № 223-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 1996. - № 1. - С. 101-153 (ст. 16).
3. Бухаров А.Ю. Защита прав ребенка как одна из глобальных проблем современной мировой политики: Дисс. канд. юрид. наук (12.00.10) М., 2013, -С.203.
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006г. // Российская газета, 2006г., 11 мая.
5.Ежегодный доклад ЮНИСЕФ за 2007г. http:www.unicef.org/publications 12 марта 2008г. правовым статусом, охраной и защитой его прав и законных интересов.
6. Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2011. №8. - С.80.
7. Абрамов В.И. Ребенок: понятие и его законодательное закрепление // Право и государство: теория и практика. 2010. № 8.
8. Ежегодный доклад ЮНИСЕФ за 2007г. http:www.unicef.org/publications 12 марта 2008г. правовым статусом, охраной и защитой его прав и законных интересов.
9. Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М., 2012. - C.528
Literature:
1. International instruments on human rights : collected Doc. / ed. C. A. Kartashkin, E. A. Lukasheva. M: OK, 2000. - Р. 24-38.
2. Family code of the Russian Federation : the Federal law of 29 Dec. 1995 № 223-FZ // SOBR. legislation of the Russian Federation. 1996. - № 1. - Р. 101153 (article 16).
3. A. Bukharov protection of the rights of the child as one of the global problems of contemporary.
4. The President's message to the Federal Assembly of the Russian Federation of may 10, 2006. // The Russian newspaper, 2006, on may 11.
Aready the UNICEF report for 2007. http:www.unicef.org/publications March 12, 2008. legal status, protection of rights and legitimate interests.
6. Abramov V. Legal policy of the modern Russian state in the field of child rights protection // State and law. 2011. №8. - Р.80.
7. The President's message to the Federal Assembly of the Russian Federation of may 10, 2006. // Russian 7. Abramov V. the Child: the concept and its legislative consolidation // Law and state: the theory and practice. 2010. № 8.
8. The annual report for 2007. http:www.unicef.org/publications March 12, 2008. legal status, protection of rights and legitimate interests.
9. Russian legal policy: lecture Course / Ed. by N.I. Matusova and A.B. Malko. M., 2012. - Р.528.