Научная статья на тему 'К вопросу о правах ребенка в России как элементе его конституционно-правового статуса'

К вопросу о правах ребенка в России как элементе его конституционно-правового статуса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА / ПРАВО НА ДЕТСТВО / CHILDREN'S RIGHTS / CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF THE CHILD / THE RIGHT TO CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудряшова H. A.

Рассматриваются права ребенка в ракурсе его конституционно-правового статуса, проблемы защиты прав детей в современном Российском государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RIGHTS OF THE CHILD IN THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ELEMENT OF ITS CONSTITUTIONAL STATUS

This article discusses the rights of the child from the perspective of its constitutional status, the issue of children's rights in the modern Russian state.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правах ребенка в России как элементе его конституционно-правового статуса»

К ВОПРОСУ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

В РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА

H.A. КУДРЯШОВА,

соискатель Академии управления МВД России

e-mail: martplus@mail.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право; муниципальное право

Аннотация. Рассматриваются права ребенка в ракурсе его конституционно-правового статуса, проблемы защиты прав детей в современном Российском государстве.

Ключевые слова: защита прав детей, конституционно-правовой статус ребенка, право на детство.

ON THE RIGHTS OF THE CHILD IN THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ELEMENT

OF ITS CONSTITUTIONAL STATUS N.A. KUDRYASHOVA,

student ofthe Academy of Management ofthe Interior Ministry of Russia.

Annotation. This article discusses the rights ofthe child from the perspective of its constitutional status, the issue ofchildren's rights in the modern Russian state.

Key words: children's rights, constitutional and legal status ofthe child, the right to childhood.

В настоящее время негативные изменения во многих сферах жизнедеятельности человека связываются с последствиями мирового экономического кризиса. Безусловно, этот факт не только повлиял на стабильность экономических процессов, но и затронул иные аспекты человеческой жизни, которые зависимы от финансового благосостояния общества и государства. Как любые экономические, политические реформы, военные действия или другие трансформации, кризис породил дополнительные трудности для населения всех пострадавших от его последствий государств. Легко уязвимыми в таких ситуациях становятся дети, пожилые люди, инвалиды, т.е. наименее экономически активная и защищенная часть социума.

Современная Россия обеспокоена состоянием здоровья несовершеннолетних, как физического, так и психического, возросшим уровнем насилия над детьми в семьях, распространением наркомании и многими другими проблемами1. В подобной ситуации целесообразно обратиться к рассмотрению прав ребенка в России в контексте его конституционно-правового статуса.

Правовое положение ребенка в мировом сообществе определяется нормами правовых актов международного значения. В их числе Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребен-

1 О положении детей в Российской Федерации. Государственныйдоклад. М., 2008. С. 11—12.

ка 1989 г., Европейская конвенция об осуществлении прав детей 1996 г., Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. Во всем мире защита прав ребенка является одной из актуальных и глобальных задач, которую государства пытаются решить, объединив свои усилия и возможности.

Началом международной кампании по защите прав детей можно считать создание в 1919 г. Комитета детского благополучия, организованного Лигой наций. Первым правовым актом международного уровня, направленным на защиту прав детей, стала Женевская декларация прав ребенка 1924 г. Эту Декларацию можно считать основополагающим документом в области защиты прав ребенка, который закрепил положение о том, что забота о детях и их защита является делом всего человечества, а не только отдельного государства, общества или семьи2. В последующем пять принципов защиты детей, провозглашенные Декларацией, будут расширены в нормах Декларации прав ребенка 1959 г., которая, в свою очередь, станет основой для Конвенции о правах ребенка 1989 г.

Дальнейшее определение правового статуса ребенка происходит на уровне законодательства

2 АстаховП.А. Праваребенка. М., 2010. С. 6-7.

конкретного государства. Правовое регулирование общественных отношений в отдельно взятом государстве базируется на его конституции, которая является основой для всей системы текущего законодательства страны.

Конституционно-правовой статус ребенка в России отдельно не закреплен и устанавливается исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина, который, по мнению С.А. Авакьяна, складывается из следующих элементов: принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в России, гражданство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии и защита статуса личности3.

Статья 1 Конвенции о правах ребенка указывает, что «...ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». Предложенный Конвенцией подход к определению возрастного критерия детства дублируется в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где сказано: «... ребенок - это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)», а также вСК.

В Конституции РФ упоминается о детях только в трех статьях: ст. 38, определяющей, что воспитание детей и забота о них - равное право и обязанность родителей; ст. 39, гарантирующей социальное обеспечение для воспитания детей; ст. 43, которая обязывает родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования. Однако законодатель, используя категорию «каждый», распространяет обозначенные права и свободы на всех людей независимо от возраста. Гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ указывает на это положение независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Прямого указания на возраст нет, но исходя из того что этот перечень не исчерпывающий и учитывая, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», эти положения говорят о равенстве прав и свобод взрослого и ребенка, но для ребенка реализация некоторых прав, в частности политических, отсрочена до достижения определенного возраста.

Конституция РФ - это первый в истории Российского государства основной закон, который наделил ребенка самостоятельными правами, хотя

3 Авакъян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: в 2-х т. 2-е изд. Т. 1. М., 2010. С. 499.

можно говорить об определенной фрагментарности их закрепления.

История развития конституционного движения в России демонстрирует, что ранее ребенок упоминался в связи с поддержкой материнства и обеспечением женщине равного с мужчиной положения. Так, в Конституции (Основном Законе) СССР 1936 г. закреплялась норма о предоставлении женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, а также о государственной охране интересов матери и ребенка.

Конституция СССР 1977 г. указывала на защиту семьи со стороны государства (ст. 53), обеспечение материальной и моральной поддержки материнства и детства (ст. 35) и обязывала граждан заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества (ст. 64).

В настоящее время основными нормативными документами, регулирующими права детей, выступают Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «Об опеке и попечительстве», а также ГК, ТК, ЖК, УК и др.

Отдельно права ребенка закреплены в гл. 11 СК «Права несовершеннолетних детей». Действовавший до 1 марта 1996 г. Кодекс РСФСР о браке и семье не регламентировал права детей, используя неопределенную конструкцию «интересы детей». Однако с 15 сентября 1990 г. Россия является участником Конвенции о правах ребенка, закрепившей подход к ребенку как к самостоятельной личности, обладающей соответствующими правами, способной в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите. Исходя из этого, СК наделил детей совокупностью прав, преодолев «традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы»4.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ч. 2 ст. 54 СК). Реализация этого права во многом зависит от семейной политики, проводимой государством.

4Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник. М., 2009. С. 290.

Возрождение института семьи, семейных ценностей как одной из основ благополучия нации, призвано способствовать приостановлению роста социального сиротства. Однако это долгосрочная программа, которая требует как финансовых вложений, так и изменений в идеологии людей, когда отказ от своего ребенка станет неприемлемым. Значимую роль в данных вопросах играет деятельность общественных объединений, социальная реклама.

Как отмечает Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ П.А. Астахов, Россия печально лидирует в мире по количеству брошенных детей. Согласно данным за 2009 г., каждый 38-й ребенок живет в детском доме, патронатной семье или у опекунов. Каждый год в детские дома попадают около 100 тыс. детей, каждый шестой ребенок в России - социальный сирота, каждый год в России оформляется 10—11 тыс. отказов от ребенка. В последние годы участились случаи отказа от детей женщин сознательного возраста -после 25 лет, которые считают, что ребенок помешает их карьерному росту и самореализации. Сегодняшняя волна социального сиротства в России - третья после Гражданской и Великой Отечественной войн5.

По мнению Л.М. Пчелинцевой, семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, стать ему полноценным членом общества. Общественные формы воспитания не могут заменить ребенку семью, что подтверждается практикой6.

Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда ребенок сам отказывается жить в семье, где имеет место девиантное поведение родителей. Причины, побудившие детей жить на улицах Москвы, исследовались в рамках проекта «Дети улиц: состояние и проблемы», проведенного Московским гуманитарным университетом по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)7.

Определенную дилемму для юридической науки представляет соотношение права ребенка знать своих родителей и охраняемой законом тайны усыновления, а также тайны биологического происхождения ребенка. Разглашение тайны усыновления (удочерения) при наличии предусмотренных уголовным законом признаков является пре-

5 Астахов П.А. Указ. соч. С. 55.

6 Пчелинцева Л.М. Указ. соч. С. 291.

7 Дети улиц: состояние и проблемы: По материалам социологического исследования, проведенного в городе Москве в 2008 г. М., 2009. С. 7.

ступлением, ответственность за которое установлена ст. 155 УК. Решения по этой проблеме пока не существует, по-прежнему имеет место пробел в законодательном регулировании этого вопроса.

Статья 55 СК закрепляет право ребенка на общение с родителями независимо от их совместного либо раздельного проживания и другими родственниками. Часть 2 указывает, что в порядке, установленном законом, это право может быть реализовано ребенком, находящимся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и др.).

Право ребенка на защиту регламентировано ст. 56 СК. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в определенных случаях органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Также ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Причем при нарушении прав и законных интересов ребенка родителями или одним из них, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд.

В целях обеспечения защиты и содействия в восстановлении нарушенных прав ребенка Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 была учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.

В Указе содержится рекомендация по созданию подобных институтов в регионах России. Так, в конце 2009 г. в России насчитывался 21 регион, где работают уполномоченные по правам детей.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» декларативен и не определяет четкого алгоритма реализации своих положений, направленных на достижение главной цели - создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Возможно, создание института уполномоченных по правам ребенка будет способствовать решению поставленных задач.

Ребенок - это беззащитное и в определенных ситуациях беспомощное существо, и многочисленные дискуссии о необходимости действенного механизма защиты прав ребенка свидетельствуют прежде всего о том, что эти права нарушаются взрослыми людьми, иначе не было бы столь острой необходимости говорить об их защите.

П.А. Астахов, признавая, что положения гл. 2 Конституции РФ о правах и свободах граждан касается всех, в том числе детей, заметил: «...законы в большинстве своем воспринимаются у нас как постулаты, касающиеся исключительно взрослых, но институт уполномоченных по правам ребенка и должен

искоренить эту ментальную несправедливость по отношению в детям»8.

Ребенку принадлежит право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В некоторых случаях, предусмотренных СК, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Например, это относится к вопросу об изменении имени и (или) фамилии ребенка, восстановления в родительских правах в отношении ребенка.

В соответствии со ст. 58 СК ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Это право, как и иные, перечисленные в СК, дублирует положения Конвенции о правах ребенка. Статья 60 СКре-гламентирует имущественные права ребенка, в частности право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи, право собственности на доходы, полученные ребенком, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Права ребенка регламентированы рядом нормативных правовых актов федерального значения, однако большинство из них детализируют и развивают основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. Так, ТК регулирует реализацию предоставленного основным законом права на труд, обозначая особенности трудовой деятельности несовершеннолетних.

Специфика прав несовершеннолетних детей, сосредоточенных в гл. 11 СК в том, что они не только устанавливают семейно-правовой статус ребенка, но и развивают конституционное положение о защите семьи, материнства и детства. Отдельные права несо-

8 Астахов П.А. Указ. соч. С. 35.

вершеннолетних защищаются нормами отраслевого законодательства по соответствующим направлениям, а право на детство, которое, безусловно, является особым периодом в жизни каждого человека, должно быть прежде всего реализовано именно в семье.

Конституция РФ указывает, что «...семья, материнство и детство находятся под защитой государства» (ст. 38). Причина существования такого конституционного положения заключается в том, что эти категории являются взаимосвязанными понятиями, семья по своему историческому назначению, предполагает рождение детей, заботу о них и воспитание, поэтому современное государство во всех случаях, когда это возможно, исходит из приоритета семейного воспитания детей.

Семья как социальный институт особенно чувствительна к реформам государственного масштаба, негативным экономическим трансформациям, поскольку их результаты отражаются на уровне ее жизни и стабильности, а значит, на положении детей как неотъемлемой части семьи. Забота о детях со стороны родителей представляет собой сложную категорию, где есть место морально-нравственным истокам и правовой регламентации. Забота о детях со стороны государства - это забота о своем будущем, от уровня рождаемости зависят многие процессы государственного масштаба, существование нации

Таким образом, ребенок, обладающий наравне с взрослым человеком совокупностью основных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, имеет право на детство, на его защиту со стороны своей семьи, общества и государства. Это право является одним из основополагающих в контексте определения конституционно-правового статуса ребенка в России, поэтому в современных условиях будет актуальным сконцентрировать усилия на усовершенствовании комплекса мер, призванного обеспечить благополучное детство как можно большему количеству детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.