УДК 347. 157. 1
ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Гуревичева Юлия Анатольевна
Преподаватель кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск E-mail:Saransk231 @mail.ru Максутова Карина Ринатовна Студентка факультета истории и права ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск E-mail: maxutova.karina@ya.ru
PROTECTION AND REALIZATION OF POLITICAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MINORS
Julia Gurevicheva
Teacher of the Department of legal disciplines Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Еvseveva, Saransk
Karina Maksutova Student of the faculty of history and law Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Еvseveva, Saransk
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена обзору норм отечественного и зарубежного законодательства, регулирующих политические права несовершеннолетних. Проведенное исследование позволяет утверждать, что несовершеннолетние имеют ограниченные права и свободы, защита и реализация которых находятся в стадии развития. Данная проблематика имеет многогранный характер.
ABSTRACT
The article is devoted to the review of applicable national and foreign laws governing the political rights of minors. The conducted research allows to assert that minors have limited rights and freedoms, protection and realization of which are currently under development. This problem is multifaceted.
Ключевые слова: несовершеннолетние; Конвенция о правах ребенка; политические права; государственное регулирование.
Keywords: minors; Convention on the rights of the child; political rights; government regulation.
Согласно Конвенции о правах ребенка дети имеют право на особую заботу и помощь [1]. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства [2]. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация согласилась с международными нормами, формирующими безопасную и комфортную среду обитания для них.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ государства. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в ряде субъектов Российской Федерации создан институт уполномоченного по правам ребенка. Заняв свое место в системе государственных органов, данный институт стал инструментом независимого государственного контроля за соблюдением прав и интересов ребенка, эффективным механизмом комплексной защиты прав и законных интересов детей в России. Учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [4, Гл. 1].
Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия. Установлен порядок защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В силу своего возраста и по ряду других причин, несовершеннолетние не могут воспользоваться правом голоса, в том числе по вопросам, непосредственно относящимся к их правам и обязанностям. Они не в состоянии предъявлять свои требования, оперируя познаниями в международном праве и зако-
нах РФ, так как либо плохо с ними ознакомлены, либо в принципе, не знают к какому нормативно-правовому источнику, им следует обращаться.
А между тем права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из которых - Декларация прав ребенка ООН (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка ООН (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет. [5, с. 21]
В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:
• основные права - на жизнь, имя, гражданство и т.д.;
• право на нормальную семейную жизнь;
• право на свободное развитие личности ребенка - право на свободу мнений, свободу совести и т.д.;
• право на охрану здоровья детей и содействие их физическому развитию;
• право на нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;
• право на защиту в необычных, опасных ситуациях: на войне, в заключении и т.д.
Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений, будь то возраст, пол, раса, национальность и т.д [1].
В Российской Федерации также права и свободы несовершеннолетних закреплены Конституцией РФ от 1993 года [2], в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 1998 года [3] и других законодательных актах.
О своих конкретных политических правах несовершеннолетние узнают, по большей части, в старших классах, хотя обладают ими уже довольно-таки с раннего возраста. Так правом на объединение, участие в детских и юношеских организациях законодатель не установил препятствий для вхождения в данные досуговые, спортивные, культурные и др. учреждения несовершеннолетних
любого возраста. Исключением является общественные объединения, которые могут создаваться на базе образовательных учреждений лицами старше 8 лет, кроме таких организаций как политические партии и детские религиозные организации. К тому же в рамках общественных объединений несовершеннолетние могут реализовывать свои избирательные права: избирать главу объедения, основной состав, учреждать устав, издавать локальные акты и т.д.
К правам, полученным от рождения, можно также отнести право на информацию, право на обращение и свободу мысли и слова. Что в свою очередь отражает демократичность общественного устройства нашей страны.
Политические права как часть конституционных закрепляет за несовершеннолетними и право собираться мирно, без оружия, проводить собрания и митинги. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.
Остальные же государственные политические права, в силу возрастных, психических и интеллектуальных особенностей у детей отсутствует до достижения ими совершеннолетия и при наличии у них гражданства РФ. К таким правам можно отнести: право избирать и быть избранными в органы государственной власти, право на участие в управлении государством, а также право на равный доступ к государственной службе.
Дети в большинстве случаев не могут самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. В этом случае они могут рассчитывать на помощь таких социальных структур как: органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, должностные лица данных организаций; родители, опекуны, лица их заменяющих; педагогические, медицинские, социальные работники, осуществляющие функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержки ребенка; а также об-
щественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации [3, Гл. 2, ст. 7].
Законодатель установил возможности самостоятельной реализации прав детьми в принятии решений, затрагивающих их интересы. В РФ действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления. Многие субъекты Российской Федерации включились в реализацию глобальной инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к детям», одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
При всем при этом несовершеннолетние нуждаются в особой, усиленной защите общества и государства, формы и методы которой оформляются в виде государственной политике по отношению к этой социально-демографической группе населения. Она выражается в двухуровневой системе, где первый уровень занимает международная соглашения, которые требуют неукоснительного соблюдения, второй уровень - готовность общества к соблюдению и развитию указанных норм.
Таким образом, нужно отметить, что, хотя Россия имеет малый опыт в подобных отношениях, и ей еще предстоит создать четкую структурированную правовую основу государственной политики в отношении несовершеннолетних на уровне западных стран, но те меры, которые предприняты уже сейчас, могут заложить крепкую основу политической составляющей системы социальной защиты не только несовершеннолетних, но и всей системы в целом.
Список литературы:
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - Выпуск XLVI.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. от 21 июля 2014 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28 ноября 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //base. garant. ru/179146/
4. Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
5. Механизмы участия детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в защите своих прав (проект «Голос ребенка»). - М. : Генезис, 2010. - 192 с.
6. Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. - М. ; Юстицинформ, 2005. - 314 с.
References:
1. Konvenciya o pravah rebenka ot 20 noyabrya 1989 goda [The Convention on the rights of the child of 20 November 1989]. Sbornik mejdunarodnih dogo-vorov SSSR. 1993. Vipusk XL VI.
2. Konstituciya Rossiiskoi Federacii ot 12 dekabrya 1993 goda (s izm. ot 21 iyulya 2014 goda) [The Constitution of the Russian Federation of 12 December 1993]. Available at: http_//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
3. Federalnii zakon Rossiiskoi Federacii ot 24 iyulya 1998 g. N 124-FZ «Ob osnovnih garantiyah prav rebenka v Rossiiskoi Federacii» (red. ot 28 noyabrya 2015 g.) [Federal law of the Russian Federation "On basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation"]. Available at: http: //base.garant.ru/179146/
4. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federacii ot 01 iyunya 2012 goda № 761 «O nacionalnoi strategii deistvii v interesah detei na 2012-2017 godi» ["On the national
strategy of actions in interests of children for 2012-2017"]. Collected legislation of the Russian Federation. 2012. no. 23. St. 2994.
5. Mehanizmi uchastiya detei sirot i detei_ ostavshihsya bez popecheniya roditelei_ v zaschite svoih prav (proekt «Golos rebenka») [Mechanisms for the participation of children orphans and children left without parental care, in the protection of their rights (project "child's Voice")], Moscow, Genesis, 2010. 192 p.
6. Yuvenalnoe pravo. Uchebnik dlya vuzov / Pod red. A. V. Zaryaeva, V. D. Malkova. [Juvenile law. Textbook for high schools], Moscow, Yustitsinform, 2005. 314 p.