УДК 330 ББК 65
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИМ УГРОЗАМ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
ДИАНА ДАНИЛЬБЕКОВНА ТУТАЕВА,
старший оперуполномоченный УЭБ и ПК МВД России по Чеченской Республике, соискатель кафедры ОФЭ и ТО Академии управления МВД России E-mail: [email protected]
Научная специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор, Академия управления МВД России Гапоненко В.Ф.
Рецензент: кандидат экономических наук, доцент, Академия управления МВД России Алабердеев Р.Р.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются меры по противодействию экономическим угрозам в Северо-Кавказском федеральном округе в контексте обеспечения экономической безопасности государства, а также механизмы реализации стратегии экономической безопасности, нейтрализация угроз экономической безопасности, достижение и постоянное поддержание уровня развития всей экономики и основных сфер жизнеобеспечения, гарантирующего экономическую самодостаточность региона и стабильность в обществе.
Ключевые слова: экономические угрозы в Северо-Кавказском федеральном округе, экономическая безопасность, стратегии экономической безопасности, угрозы экономической безопасности, экономическая самодостаточность региона.
Annotation. Considered measures for combating economic threats in the North Caucasus Federal district in the context of ensuring economic security of the state, as well as mechanisms for the implementation of the strategy of economic security, neutralization of threats to economic security, achievement and constant maintenance of the level of development of the whole economy and the major sectors of livelihoods, ensuring economic self-sufficiency of the region and stability in society.
Keywords: economic threats in the North Caucasus Federal district, economic security, strategy of economic security, economic self-sufficiency of the region.
В современных условиях Северный Кавказ остаётся зоной серьезных политических рисков для безопасности и территориального единства России. В этих условиях достижение успешного функционирования экономики и обеспечения экономической безопасности возможны только при компетентном государственном регулировании всей экономической деятельности в каждом субъекте РФ, муниципальном образовании, предприятии, исходя из национально-государственных интересов. При этом соблюдение национальных интересов и приоритетов при реализации экономической политики является одним из ключевых условий экономической безопасности страны и ее регионов.
Все это вытекает из современного состоянии экономики страны, субъектов РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО) и связаны с внутренними угрозами которые вытекают из управляемости
экономики, когда провозглашенные рыночные отношения не срабатывают, а монополизированная структура экономики препятствует адекватной реакции экономических сигналов; когда приходится одновременно решать сложные задачи, как реформирование механизмов экономического регулирования для их успешного функционирования, так и выработка и реализация экономической политики в национально-государственных интересах. Решение указанных задач еще осложняется и тем, что отношения субъектов и федерации еще не совершенны, местное самоуправление функционирует неэффективно, выполнение законов и система государственного регулирования и деятельность государственных органов власти нуждаются в коренной модернизации, не в полной мере работают элементы гражданского общества.
В этих трудных условиях меры противодействия
угрозам экономической безопасности субъектов РФ по СКФО должно быть направлена: на установление внутренних и внешних угроз экономической безопасности субъекта РФ по СКФО от кого бы они не исходили; определение основных показателей (индикаторов), характеризующих состояние и уровень социально-экономического развития региона; разработку и установление пороговых значений социально-экономических показателей (индикаторов), позволяющих выявлять и ранжировать по уровню опасности угрозы экономической безопасности региона; разработку и внедрение системы мониторинга динамики социально-экономических показателей (индикаторов), характеризующих состояние экономической безопасности; определение структур и объемов, компенсационных материально-технических и финансовых ресурсов; разработку мер по нейтрализации угроз и выходу из опасных зон экономической безопасности; разработку и введение системы государственного регулирования социально-экономического развития, обеспечивающей экономическую безопасность субъекта РФ по СКФО; определение и четкое разграничение функций, прав и ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов власти по обеспечению экономической безопасности субъектов РФ по СКФО; экспертизу нормативных правовых актов и решений хозяйственных субъектов с позиций обеспечения экономической безопасности [1]; разработку системы управления государственным сектором экономики и определение мер по повышению эффективности использования государственной собственности; разработку эффективной бюджетной и налоговой политики, принятие мер по уменьшению и поэтапному устранению дотационности бюджетов субъектов РФ по СКФО и их зависимости от федерального бюджета; проведение жесткой антимонопольной политики, осуществление контроля за деятельностью экономических структур монополий в субъектах РФ, четкое регулирование ценообразования, тарифов на их продукцию и услуги.
При выполнении указанных мер противодействия угрозам экономической безопасности государственные, региональные и муниципальные органы власти исходя из своих функций, могут активно влиять на состояние экономики [2] и экономическую безопасность субъектов РФ по СКФО. Однако при выполнении указанных функций, учитывая ментальность и коррупционную активность регионального чиновничества, возникают сложности в использовании государственной собственности и экономических ресурсов, а также властных полномочий. Указанные привилегии в субъектах РФ по СКФО зачастую используются интересах отдельных личностей, групп людей, кланов, олигархов, представителей одной какой-то национальности
или всего населения данной административно-территориальной общности людей. В этой связи ведущий научный сотрудник отдела социально-политических проблем Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР Щербина Е. А. заявила, что «Серьезной проблемой всех субъектов СКФО, является этноклановость, коррупция в органах власти, правовой беспредел» [3]. Подобное наносит невосполнимый урон экономической безопасности субъектов РФ по СКФО и препятствует развитию экономики в интересах всего населения, максимальной его занятости, создания для людей нормальных безопасных условий жизнедеятельности.
Выполнение функций регулирования экономики требует консолидации усилий и координации деятельности, как всех органов власти, так и всех хозяйственных звеньев. Между тем, функции государственного регулирования, особенно управления государственной собственностью и государственными предприятиями, государственными пакетами акций различных предприятий распылены по многочисленным министерствам и ведомствам, хозяйственным звеньям, действия и решения которых из единого центра не координируются и не контролируются. В результате в таких условиях общей дезорганизации ни органы власти, ни их аппарат не несут ответственности за экономический результат своей деятельности, в том числе и за эффективность использования государственной и муниципальной собственности в национально-государственных интересах, за работу государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с участием государства и муниципальных образований.
В субъектах РФ по СКФО, как и в России, остро стоит вопрос о совершенствовании самой структуры органов власти, укреплении вертикали власти, усилении их роли во всех сферах общественной жизни, особенно в экономической. Здесь много назревших проблем. Это и разрастание аппарата государственных органов управления, это и дублирование функций и полномочий, это и распыление функций по многим министерствам и ведомствам при слабой координации их деятельности, это и бюрократизм и коррупция и т.д.
Реалии современного состояния таковы, что для эффективной деятельности государственных органов необходимо четкое разделение функций, что предполагает полную модернизацию структуры власти и является важнейшим условием повышения управляемости. Без такого разделения невозможно осуществить все остальные меры административной реформы — оптимизацию структуры органов власти, ликвидацию избыточных и дублирующих функций, внедрение стандартов государственных услуг
и административных регламентов, использование принципов и процедур управления по результатам, определение показателей оценки и стимулирования эффективности деятельности как органов власти, так и должностных лиц.
Именно поэтому в настоящее время изменена структура управления СКФО. Согласно новой структуре в правительстве РФ введена должность заместителя председателя Правительства по Северному Кавказу, создано Министерство по делам Северного Кавказа и сохранена должность полномочного представителя Президента РФ в СКФО. Это означает, что руководители государства переносят управленческие акценты с социально — экономической сферы на сферу общественной безопасности и политической стабильности. При этом экономический блок продолжает курировать заместитель Председателя Правительства, знающий экономическую ситуацию на Северном Кавказе — А. Хлопонин и новое министерство по Северному Кавказу, а политическое руководство в интересах российского государства обеспечивается Полномочным представителем Президента РФ в СКФО.
Подобное сделано, как вариант, в связи с тем, что основополагающее положение Концепции административной реформы в РФ об организационном разделении функций органов исполнительной власти провалились. В субъектах РФ по СКФО сохраняется громоздкая и не приспособленная к современным условиям структура органов исполнительной власти, где в отраслевых министерствах сосредоточены практически все функции регулирования, надзора и контроля, предоставления услуг и управления государственным имуществом. В нормативных правовых актах республик СКФО прописаны положения об управляющих и контрольных функциях работников министерств, установлен перечень, правовой статус лиц, замещающих государственные должности, определены виды и объем предоставляемых им государственных гарантий, регулирует иные вопросы обеспечения их деятельности. Однако в этих документах не определены ни объем полномочий, ни краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели, ни показатели и конечные результаты, ни порядок оценки эффективности деятельности должностных лиц. Система поощрения не имеет никакой связи с эффективностью деятельности лиц, замещающих государственные должности.
Это означает, что государственная система на уровне высших должностных лиц субъектов СКФО не построена по принципу управления по результатам и, естественно, не ориентирует органы власти, включая нижестоящие звенья, на достижение стратегических целей социально-экономического развития и угрожает экономической безопасности.
Учитывая создавшуюся ситуацию в экономике, остроту проблемы совершенствования государственного управления, представляется необходимым в кратчайшие сроки полностью реализовать Программу административной реформы и прежде всего, провести реструктуризацию исполнительных органов власти субъектов РФ по СКФО с тем, чтобы существенно усилить систему хозяйственного управления и экономического регулирования. Экономические функции государства вытекают из объективной реальности современной капиталистической экономики, стадии накоплении каптала. Существующая структура власти в субъектах СКФО не адекватна этим новым реалиям, по существу сохранилась система, структура и методы управления прежней административно-командной системы без учета возможностей олигархических структур. Попытки подогнать и приспособить старую структуру власти под современные функции, бесперспективны. Наоборот, государственную систему и структуру ее органов нужно полностью реконструировать и формировать под новые функции и для новых условий.
В системе мер государственного регулирования экономики в центре внимания органов всех уровней должны быть реализация стратегии экономической безопасности, нейтрализация угроз экономической безопасности, достижение и постоянное поддержание уровня развития всей экономики и основных сфер жизнеобеспечения, гарантирующего экономическую самодостаточность региона и стабильность в обществе. На реализацию принятой стратегии экономической безопасности должны быть ориентированы экономическая политика, организационно-хозяйственная деятельность региональных и местных органов власти, субъектов хозяйствования, общественных объединений и организаций. Достижение и реализацию стратегических целей экономической безопасности необходимо принимать в качестве критерия при оценке законодательных и иных нормативных правовых актов, субъектов РФ по округу и муниципальных бюджетов, программ социально-экономического развития, инвестиционных проектов и иных решений в сфере экономической деятельности.
В современных условиях мирового экономического кризиса, различного рода санкций со стороны США, государств Евросоюза и их союзников обеспечение экономической безопасности и реализация стратегии в субъектах РФ по СКФО, требуют четкой нормативной правовой базы, представляющей важную составляющую механизма государственного регулирования экономической деятельности.
В первую очередь в каждом субъекте СКФО необходимо принятие закона об экономической безопас-
ности, который бы оценивал экономическую безопасность как важнейшее условие и материальную основу самостоятельности, а угрозу экономической безопасности как угрозу суверенитету субъекта РФ по округу, соответственно определял бы задачи, функции и ответственность органов власти и конкретных должностных лиц за обеспечение экономической самодостаточности и экономической безопасности региона. Для достижения целей экономической безопасности необходимо разработать критерии стимулирования инновационного экономического развития. При этом необходимо учитывать, что рынок сам по себе не гарантирует экономической безопасности даже тогда, когда достигается бурный рост экономики. Для экономического роста и экономической безопасности важно, чтобы успешно функционировали все звенья экономической системы.
Именно отсутствие компетентного функционального органа, ответственного за объективную оценку состояния и долгосрочных перспектив социально-экономического развития с позиций обеспечения экономической безопасности, является одним из основных факторов депрессивного состояния и отставания экономики большинства субъектов РФ по СКФО. Совет безопасности, созданный и действующий в этих субъектах рассматривает только вопросы с преступностью и не занимается устранением ее экономических и социальных причин, хотя известно, что экономическая безопасность является основным условием и социальной базой стабильности субъекта, округа и страны в целом.
В связи с изложенными обстоятельствами можно утверждать, что для решения вопросов экономической безопасности субъектов РФ по СКФО нужен специальный орган, координирующий деятельность всех структур власти по обеспечению экономической безопасности.
Одним из важных условий эффективности функционирования предлагаемого механизма является организация мониторинга экономической безопасности региона. Крайне важно обеспечить мониторинг объективного состояния экономики и социальной сферы, наладить достоверный государственный статистический учет по всему кругу показателей экономической безопасности, создать современную информационно-
аналитическую систему постоянного наблюдения за динамикой этих показателей и их пороговых значений.
Таким образом, разработка и использование на практике предлагаемого метода обеспечения экономической безопасности, позволит минимизировать последствия реальных и возможных угроз экономической безопасности, вывести экономику субъектов РФ по СКФО на новый уровень, обеспечит их сбалансированное развитие, занятость и повышение качества жизни населения. Эти меры также позволят выровнять уровни социально-экономического развития территорий, снимет социальную напряженность, а также существующие и возможные межнациональные противоречия, решить другие социальные проблемы. При этом в субъекте будет обеспечена экономическая безопасность, а субъекты РФ по СКФО станут полноправными, экономически самодостаточными субъектами Российской Федерации.
Литература
1. Гапоненко В.Ф., Беспалько А.А. Аудит, консалтинг и экономическая безопасность государства. Закон и право. 2005. № 9. С. 17-20.
2. Сенчагов В.К. и др. Экономическая безопасность России. — М., 2010. С. 445.
3. Щербина Е.А. Попытки Запада реализовать «управляемый хаос» подталкивают Кремль к переформатированию // URL:http://yasnonews.ru/news/ politika/popytki_zapadarealizovat_upravlyaemyy_khaos_ podtalkivayut_kreml_k_pereformatirovaniyu_eksperty_ nazv/.
References
1. Gaponenko V.F., Bespalko A.A. Audit, consulting and economic security of the state. Policy and law. 2005. No. 9. P. 17-20.
2. Senchagov V.K. etc. Economic security of Russia. — M., 2010. P. 445.
3. Shcherbina E.A. West's efforts to implement the "controlled chaos" pushing the Kremlin to reformat // URL:http: // yasnonews.ru / news / politika / popytki_ zapadarealizovat_upravlyaemyy_khaos_podtalkivayut_ kreml_k_pereformatirovaniyu_eksperty_nazv/.