Научная статья на тему 'Обеспечение эффективной эксплуатации грузовых автомобилей путем повышения надежности карданных передач'

Обеспечение эффективной эксплуатации грузовых автомобилей путем повышения надежности карданных передач Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
626
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Ключевые слова
КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА / ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ / РЕСУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / СТЕНД / ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕМОНТ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пастухов А. Г.

В статье приведены решения по повышению долговечности, ремонтопригодности и безотказности карданных передач автотракторной техники с целью повышения эффективности эксплуатации грузовых автомобилей. Основу данных мероприятий составляет системный подход на этапах разработки, изготовления, испытания и эксплуатации изделий с рыночной оценкой по коэффициенту конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффективной эксплуатации грузовых автомобилей путем повышения надежности карданных передач»

-

:

.1U-1,-.. .LU.і- І I 1 I I N 1 1 I II111II11 \j_ J_LLiXLiJ_L J-LLL

1 2 3 4 5 6 К га

а

I мм 2,0 1,5 1.0

0,5

1 2 3 i 5 6 Ига

б

Рисунок 4 - Зависимости износа режущих деталей от наработки:

а) противорежущие пластины John Deere 1147; б) пальцы жаток New Holland CX840.

1 - с износостойким покрытием; 2 - без износостойкого покрытия; 1д — предельный износ

В ходе испытаний существенной разницы в скорости износа противорежущих пластин отечественного производства и импортного выявить не удалось. Разница в скорости износа пальцев New Holland CX840 и John Deere 9560 так же невелика. Из рисунка 4 видно, что износ упрочненных деталей в 2 раза меньше неупрочненных, а износостойкость цельно литых пальцев на 50-60% выше износостойкости противорежущих пластин.

Вывод. Нанесение на кромки режущих деталей износостойкого покрытия электродами из нанокристаллического и аморфного сплава, толщиной

20 - 25 мкм и шириной след а 1,5___2 мм, позволяет

повысить износостойкость противорежущей пластины в 2 раза.

Литература

1. Рубин, А. Г. О надежности режущего аппарата зерноуборочного комбайна [Текст] / А. Г. Рубин,

Н. Н. Оранский // Труды ГОСНИТИ. - 1981. - Том 63. - 105-111 с.

2. Ткачев, В. Н. Износ и повышение олговечности еталей сельскохозяйственных машин/ В. Н. Ткачев. -

М.: Машиностроение, 1971. - 102 с.

3. Хромов, В. Н. Электроискровая обработка

поверхностей еталей как способ получения износостойких покрытий из объемных наноструктурированных частиц [Текст] /

В. Н. Хромов, И. С. Кузнецов, А. С. Петрашов // Упрочняющие технологии и покрытия. - 2009. - №4 (52). - С. 23-26.

УДК 631.3: 621.85-192

А.Г. Пастухов, доктор технических наук ФГОУ ВПО БелГСХА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ КАРДАННЫ1Х ПЕРЕДАЧ

В статье приведены решения по повышению

долговечности, ремонтопригодности и безотказности карданных передач автотракторной техники с целью повышения эффективности эксплуатации грузовых автомобилей. Основу данных мероприятий составляет системный подход на этапах разработки, изготовления, испытания и эксплуатации изделий с рыночной оценкой по коэффициенту конкурентоспособности.

Ключевые слова: карданная передача, подшипниковый узел, ресурсные испытания, стенд, долговечность, ремонтопригодность, технико-экономический метод, техническое обслуживание, ремонт.

Постановка проблемы. Вопросы

совершенствования методов технической

эксплуатации, сокращения затрат на техническое обслуживание и ремонт, повышение качества и эксплуатационной надежности автомобилей весьма актуальны в свете их широкого распространения и существенной роли автомобильного транспорта в

Decisions are brought In article on increasing of longevity, maintainability and non-failure operation cardan issue autotractor technics for the reason increasing of efficiency to usages of the cargo cars. The Base data action forms the system approach on stage of the development, fabrications, test and usages product with market by estimation on factor of competitiveness.

Key words: the cardan issue, bearing node, resource of the test, stand, longevity, maintainability, technical-economic method, technical maintenance, repair.

народном хозяйстве, где автомобилями перевозится около 80 % всех грузов [1]. Требования к надежности транспортных средств повышаются в связи с ростом скоростей, мощности и грузоподъемности автомобилей.

По данным эксплуатации и стендовых испытаний наиболее слабым элементом трансмиссий грузовых

автомобилей являются карданные передачи с шарнирами неравных угловых скоростей на игольчатых подшипниках [2]. Выход из строя карданных шарниров происходит в результате разрушения (бринеллирования) и изнашивания шипов крестовины, рабочих поверхностей стаканов игольчатых подшипников, а также износа рабочих поверхностей из-за недостаточного слоя смазочного материала [3]. Износ рабочих поверхностей шипов крестовины и стаканов по шипников является сле ствием усталостного разрушения, вызванного возникновением значительных контактных напряжений при неравномерном распре елении нагрузки по длине рабочих игл. Бринеллирование обычно возникает в кар анных шарнирах при малой жесткости вилок, не остаточной твер ости рабочих поверхностей шипа или больших суммарных ра иальном, осевом и окружном зазорах.

Таким образом, с точки зрения долговечности, карданные передачи являются агрегатами, лимитирующими эксплуатационную надежность трансмиссии, а, сле овательно, и всего автомобиля, поэтому проблема повышения надежности карданных передач автомобилей является значимой.

Анализ существующих исследований.

Существующая проблема решается на основе системного подхода - на этапах проектирования и расчета, совершенствования конструкций, при разработке эффективных технологий изготовления и упрочнения, улучшения качества конструкционных и смазочных материалов, вне рения прогрессивных форм и мето ов эксплуатации, восстановления и ремонта автомобилей.

Разработке основных направлений повышения на ежности кар анных пере ач автотракторной техники посвящены работы С.А. Лапшина, С.Н. Иванова, О.Я. Заславского и других ученых и произво ственников, у которых отмечается, что наиболее эффективным способом повышения на ежности является совершенствование

конструктивных элементов карданных шарниров. Это подтверждается работами В. А. Какуевицкого, И.А. Дьякова, Б.П. Свешникова, В.Б. Завьялова, Е.Н. Пустынцева, В.С. Вишнякова, В.А. Литвинова, Ю.К. Есеновского-Лашкова и др. Однако, как подтверждено исследованиями Л.В. Харазии,

A. Бендер, А.М. Сигаева, В.К. Канарчук, Ю.Н. Даллакян, Ф.Н. Тавлыбаева и др., работоспособность кар анных пере ач в эксплуатации можно поддержать профилактическими или восстановить ремонтными мероприятиями, что позволит более полно использовать потенциальные возможности, заложенные при проектировании существующей конструкции асинхронных кар анных шарниров и их по шипниковых узлов.

В работах известных ученых М.И. Лысова,

B.Я. Аниловича, Б.В. Гольд а, Д.Н. Решетова, Р.В. Кугеля и Э.П. Флика указывается, что ля получения информации о ресурсе деталей, сборочных е иниц и агрегатов техники за короткое время необхо имо разрабатывать и совершенствовать сре ства и мето ы их испытаний с учетом специфики

условии нагружения, диагностирования и эксплуатации.

В отношении конструктивно-технологических мероприятии при внедрении существует определенная ясность, а в отношении

эксплуатационных мероприятии, связанных с проведением воздеИствиИ обслуживающего и ремонтного характера, существуют неизученные вопросы. Поэтому целесообразно изучить вопрос об определении оптимального момента (периодичности) прове ения работ по техническому обслуживанию или ремонту кар анных пере ач сериинои, отремонтированнои и опытнои конструкции повышеннои на ежности.

Постановка задачи. В теории и практике техническои эксплуатации автомобилеи известен технико-экономически" метод [4, 5], позволяющий установить оптимальную периодичность iom выполнения обслуживающих или ремонтных воз еиствии ля агрегатов и сборочных е иниц по минимуму суммарных удельных затрат С£ на техническое обслуживание и ремонт Стор и на устранение после ствии отказов за межремонтныи период Сотк (рис. 1) на основе формулы:

С£ = (Стор + Сотк ) ^ min . (1)

В уравнении (1) у ельные затраты на техническое обслуживание и ремонт Стор определяются на основании экспериментальных анных в процессе эксплуатационных наблю ении.

Удельные затраты на устранение последствии отказов Сот за любои перио наработки зависят от ресурса деталеИ и определяются по формулам:

= f^Co, -net), = -¿Co, ■ m■ H(t),, (2)

1=1

!

i=1

ИЛИ

m ■

i=1

É F (.Di

i=1

(3)

где Сы - удельные затраты на устранение по следств ий от казов по гру ппам сложност и (¿=1,2,3);

Ж(0 - ведущая фу нкция потока отказов по каждой группе сложности (¿=1,2,3);

т - число однотипных деталей в агрегате;

"(О - функция восстановления - математическое о жид ание ч исла от казов ¡-й детал и за наработку 1;

FI(t)¡ - функция распределения наработки ¡-й детали до г-го отказа.

Расчет функции восстановления можно выполнять по формуле:

H (t ) =

(t - R )

(4)

2

где Я - средний ресурс детали до первого в о сст ано вл ения;

Яг - средний ресурс между восстановлениями;

- коэффициент вариации ресурса.

руб/1 ООО км

Рисунок 1 - Технико-экономический метод определения оптимальной периодичности обслуживающих и

ремонтных воздействий

Минимальные удельные затраты по уравнению (1), с учетом их фактического рассеивания, определяют как графически, так и аналитически путем дифференцирования с определением соответствующей им оптимальной периодичности обслуживающих воздействий по выражению:

¿С,

X

)

л л - (5)

¿1 ¿1

Таким образом, для оценки эффективности конструктивно-технологических и эксплуатационных мероприятий повышения надежности сборочных единиц и агрегатов в эксплуатации следует применять технико-экономический мето , что по тверж ено исследованиями М.Г. Дегтярева и И.Е. Ульмана при обосновании пре ельной величины окружного зазора в шарнирах карданных передач трактора К-700 [6].

Задачей настоящей статьи является разработка мероприятий, обеспечивающих повышение

на ежности кар анных пере ач и выбор наиболее прогрессивного решения на основе техникоэкономического мето а с целью повышения эффективности эксплуатации грузовых автомобилей.

Материалы и методы исследований

Для прове ения оценки эффективности мероприятий повышения на ежности и агрегатов технико-экономическим мето ом необхо имо иметь отработанную и оптимизированную путем испытаний (статических и инамических) конструкцию

повышенной на ежности или спроектированный технологический процесс повышения их надежности. Данную за ачу, в настоящее время, решают прове ением иссле овательских или сравнительных ресурсных испытаний на стен овом обору овании, так как это наиболее ешевый и остоверный способ, не требующий значительных затрат времени.

ш ироко известны стен ы с замкнутым силовым контуром ля испытаний кар анных по шипников, шарниров и передач конструкций НАМИ, НАТИ, ВНИИПП и ВИСХОМ. Однако эти стенды обладают ря ом существенных не остатков - малой долговечностью технологических зубчатых передач, неполным мо елированием режимов нагружения, повышенным расхо ом электроэнергии и значительной материалоемкостью [7].

В научно-исследовательской лаборатории повышения эксплуатационной на ежности тракторов харьковского госу арственного технического университета сельского хозяйства по руково ством профессора В.Я. Аниловича был разработан стенд с замыканием силового контура по шипниками качения (БИ № 970169), конструкция которого лишена большей части указанных выше не остатков и приспособлена ля прове ения ресурсных испытаний с целью оценки влияния различных конструктивных, технологических и

эксплуатационных факторов на на ежность асинхронных кар анных шарниров.

С целью развития данных технических решений в Белгородской государственной сельскохозяйственной ака емии на кафе ре общетехнических исциплин при непосре ственном участии и руково стве автора разработаны модернизированный стенд (рис. 2) по БИ 970169 с динамическим изменением угла излома испытываемого шарнира в двух плоскостях [8], стенд для испытания карданных передач (ЯИ 2134412), представленный на рисунке 3, а также стенд с технологической камерой ля оценки влияния на олговечность кар анных пере ач различных эксплуатационных сред (ЯИ 2205377) [9]. Данное обору ование позволяет повысить точность результатов и расширить возможности стен овых испытаний кар анных пере ач и их элементов.

5 6 7 8 9 10

3) эксплуатационным, связанным с рациональным использованием узла (техническое обслуживание, иагностика, ремонт).

На каждом из этих этапов возникают задачи -спроектировать, обеспечить и сохранить на ежность конструкции.

Рисунок 2 - Схема (а) и общий вид (б) модернизированного стенд а: 1 - станина,

2 - электродвигатель, 3 - упругая муфта, 4 - неподвижная опора, 5 - вал, 6 - ведущая вилка-фланец, 7 - крестовина с подшипниками, 8 - ведомая вилка-фланец, 9 - кольцевая крестовина с подшипниками, 10 - ведущая и 11 - ведомая вилки, 12 - полый торсионный вал, 13 - рычаги, 14 - резьбовые стяжки, 15 - вертикальная и 16 - горизонтальная рамки,

17 - шлицевой вал, 18 - опора,19 - кривошипно-шатунный механизм, 20 - редуктор, 21 - мотор-редуктор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прове енные ресурсные ускоренные испытания карданных шарниров и передач, а также расчетная оценка олговечности и прочности технологических и испытываемых элементов стен ов показали, что анные стен ы превосхо ят существующие стен ы аналогичного назначения, а выполняемые с их помощью ресурсные испытания обхо ятся гораз о дешевле. Но главное, стенды позволяют создать банк анных ресурсных испытаний кар анных пере ач и их элементов, что ает возможность перейти к мо елированию виртуальных испытаний на на ежность.

повышение на ежности еталей и узлов машин характеризуется следующими этапами:

1) конструктивным, связанным с выбором или изменением параметров (нагруженности, размеров, формы, материала);

2) технологическим, связанным с различными мето ами обработки еталей, изменением свойств поверхностных слоев;

Р исуно к 3 - С хе ма (а) и о бщий в ид (б) сте нд а:

1 - электродвигатель, 2 - упругая муфта, 3 и 8 - вал,

4 - опора, 5 и 6 - конические колеса, 7 - нагружающая муфта, 9 - испытываемая карданная передача

Результаты и их обсуждение

На основании вышесказанного применительно к шарнирам кар анных пере ач были разработаны сле ующие технические решения по опытным конструкциям и технологические процессы реализации мероприятий повышения надежности при техническом обслуживании и ремонте.

В качестве примеров решения проблемы повышения на ежности кар анных пере ач рассмотрим результаты некоторых иссле ований на примере карданного шарнира VII типоразмера с подшипниками № 804707К4С10.

Для устранения влияния ра иального, осевого и окружного зазоров на ресурс кар анных по шипниковых узлов пре ложена конструкция шарнира (ЯИ 2106548), в которой путем увеличения по вижности проушин кар анных вилок остигается более равномерное распре еление нагрузки меж у роликами и по их длине. Наличие оси проворота проушин сборной вилки позволяет обеспечить взаимное параллельное расположение элементов соединения «шип крестовины - игольчатый подшипник» в плоскости нагрузки. Для отработки и оптимизации анной конструкции были прове ены оптико-поляризационные исследования и статические испытания с применением «запоминающего» элемента, что позволило обосновать основные

конструктивные параметры, а затем при

сравнительных ресурсных испытаниях по отношению к серийной конструкции получить повышение ресурса шарнира в сре нем в 1,28 раз. прогнозирование работоспособности опытного шарнира в эксплуатации было прове ено мето ом статистических испытаний, которые позволили установить, что ля стен ового режима нагружения увеличение грузоподъемности карданных

подшипниковых узлов позволяет получить 50 % ресурс, равный 926 ч, а 90% - 910 ч. При эксплуатационном нагружении увеличение

грузопо ъемности позволяет получить 50 % ресурс шарнира порядка 15800 ч, а 90 % - 15500 ч.

С целью повышения ремонтопригодности карданных передач предложена конструкция шарнира (ЯИ 2075878), позволяющая осуществить замену рабочих поверхностей элементов по шипниковых узлов с сохранением их приработки. В процессе эксплуатации можно произво ить частичную замену элементов, например, замену работавших роликов на новые путем поворота корпуса игольчатого по шипника на опре еленный угол, или полную замену рабочих поверхностей по шипниковых узлов путем поворота крестовины с по шипниками

относительно ее центра на 90о без их разборки. Расчетно-экспериментальная оценка эффективности конструкции и способа замены рабочих поверхностей позволила обосновать рациональный угол поворота элементов >120...180° и количество замен рабочих поверхностей - 2.3 раза, а также получить

повышение ресурса при стен овых режимах испытания на 67.88 %. прогнозирование

работоспособности опытного шарнира в эксплуатации было прове ено мето ом статистических испытаний, которые позволили установить, что ля стен ового режима нагружения выполнение замены рабочих поверхностей по шипниковых узлов при техническом обслуживании без разборки после них обеспечивает 50% ресурс - 918 ч, а 90 % - 850 ч. при эксплуатационном нагружении замена рабочих поверхностей по шипниковых узлов обеспечивает реализацию 50 % ресурса в 15770 ч, а 90 % - 14900 ч.

Таким образом, по средней предельной наработке серийных кар анных пере ач и результатам численного эксперимента в условиях стен ового нагружения сре ний коэффициент повышения долговечности составляет $ «2,5. При

прогнозировании олговечности кар анных пере ач повышенной на ежности в эксплуатации сре ний коэффициент повышения олговечности по отношению к сре нему ресурсу о капремонта составляет $ « 3,7 .

Сопоставление результатов повышения олговечности пре ложенных конструкций по решениям ЯИ 2106548 и ЯИ 2075878 совместно со способом замены рабочих поверхностей показывает, что эффективнее применять мероприятия конструктивного характера, направленные на повышение приспособленности кар анных пере ач к прове ению обслуживающих и ремонтных воз ействий (повышение ремонтоприго ности), и

эксплуатационного характера, позволяющие рационально прово ить операции технического обслуживания и ремонта серийных и опытных конструкций. В этой связи направление повышения надежности карданных передач, характеризуемое эксплуатационными мероприятиями, в настоящее время является наиболее перспективным еще и с точки зрения внедрения на производстве.

На основании вышесказанного были предложены сле ующие ремонтоприго ные конструкции шарниров кард анных передач.

К существенным недостаткам серийной конструкции шарниров относятся сравнительно большая масса высококачественного металла крестовины, примыкающего к контакту элементов сое инений «шип крестовины - игольчатый по шипник», и не остаточная ремонтоприго ность упомянутых сое инений, связанная с неполным использованием рабочей поверхности шипов крестовины. С целью устранения данных недостатков предложена конструкция (ЯИ 2205304), содержащая ве вилки, игольчатые по шипники и крестовину, на шипы которой установлены втулки из материала с высокой твер остью поверхности, причем отверстие втулки и наружная поверхность шипа в поперечном сечении имеют форму выпуклого правильного многоугольника. Наличие граненой поверхности в отверстии втулки и на поверхности шипа ает возможность более полно использовать рабочую поверхность втулки переустановкой ее на шипе путем поворота на угол, остаточный ля замены изношенной рабочей поверхности втулки на неизношенную, что сви етельствует о повышении ремонтоприго ности и олговечности кар анного шарнира.

К недостаткам кард анных шарниров также относят непо вижное жесткое сое инение съемных проушин и фланца вилки, препятствующее выполнению разборочно-сборочных работ при замене крестовины без от еления съемных проушин от фланца вилки, и не позволяющее применять с о ними и теми же кар анными вилками крестовины близких

типоразмеров. Для устранения анного факта предложена конструкция (ЯИ 2215207), в которой проушины каж ой вилки установлены на фланцах вилок с возможностью перемещения в направлении про ольной оси соответствующей пары

противоположных шипов, при этом, ля фиксации, взаимного сближения или у аления съемных проушин пре усмотрен вспомогательный механизм, выполненный, например, в ви е реверсивной

винтовой перед ачи. Техническим результатом анного решения является повышение ремонтоприго ности и унификации еталей шарниров карданных перед ач.

В качестве примера реализации мероприятия повышения олговечности путем разработки технологического процесса рассмотрим способ ремонта шарниров кар анных пере ач путем избирательного восстановления крестовины и замены рабочих поверхностей по шипниковых узлов по техническому решению ЯИ 2234008 (рис. 4). Способ

включает разборку, очистку, промывку и заправку смазкой подшипниковык узлов, установку крестовиньы с поворотом на 90° по оси ее вращения относительно вилок, а также поворот каждого игольчатого подшипника на 180° относительно шипа крестовины. Поворот упомянутый элементов подшипниковых узлов осуществляют при наработке 0,8...0,9 от расчетной, перед этим для восстановления функциональных зазоров в сое инениях шарнира выполняют восстановление изношенной части рабочих поверхностей о номинального размера, любым способом нанесения слоя металла, например, электролитическим железнением (электроконтакгное

натирание). Восстановление только изношенной части рабочей поверхности элементов приводит к снижению затрат труд а и материальных ресурсов.

Для подтверждения рациональности,

экономической целесообразности и эффективности разработанного технологического процесса был проведен сопоставительный расчет оценочных показателей ля распространенных и пре лагаемого способов ремонта шарниров карданных передач: 1 -вибродуговая наплавка, 2 - железнение, 3 -

пластическая деформация, 4 - элекгроконтактная

приварка стальной ленты, 5 - газопламенное напыление, 6 - замена изношенной детали новой, 7 - предлагаемый.

Рисунок 4 - Технологический процесс повышения долговечности кард анных передач (ЯИ 2234008)

В качестве оценочных показателей приняты: стоимость восстановления крестовины (1), стоимость восстановленной етали в сборе (2), коэффициент долговечности (3), технико-экономический критерий (4), произве ение стоимости новой етали на коэффициент олговечности (5), отношение показателя 5 к показателю 2 (6), минимальная цена восстановленной детали (7) и экономическая эффективность восстановления крестовины в сборе (8).

В качестве исходных стоимостных величин использовали анные прайс-листа каталога запасных частей РОСКАМ ОАО «КамАЗ» г. Набережные челны (www.kamdetal.ru). Сопоставительную оценку проводили методом радара. Расчет коэффициента

конкурентоспособности, опре елялся относительной площадью соответствующей фигуры (рис. 5).

В результате оценки конкурентоспособности по показателям рациональности, экономической

целесообразности и эффективности установлено, что пре лагаемый способ позволяет получить стоимость восстановленной детали на уровне 50 % от цены новой детали, при повышении ресурса в 1,5...2,0 раза. Разброс цены отремонтированного из елия существенно шире, чем у сравниваемых способов, что характеризует рыночную привлекательность анного решения.

5

Рисунок 5 - Ра ар конкурентоспособности

характеристики повышенной на ежности ( олговечности, ремонтоприго ности и

безотказности) рассмотренных решений позволяют утверж ать, что пре лагаемые решения и разрабатываемые на их основе технологические процессы приво ят к повышению у ельных затрат на техническое обслуживание и ремонт с увеличением пробега грузового автомобиля, что характеризуется положением кривой С'тор (рис. 1). В тоже время у ельные затраты на устранение после ствий отказов снижаются, так как увеличивается пробег автомобиля между отказами карданных передач, что

характеризуется положением кривой Сотк. В результате опре еления минимума суммарных удельных затрат С'Е находим величину оптимального пробега (периодичность) между обслуживаниями ?/опт. Отмечаем, что при применении мероприятия повышения на ежности кар анной пере ачи пробег автомобиля между отказами увеличивается ^„т^мп-. Следует указать, что данные рассуждения

справе ливы в пре положении по отношению к кар анной пере аче, как наиболее слабом агрегате трансмиссии, и о остаточной на ежности остальных агрегатов автомобиля.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, сделаем следующие выво ы.

1. Обеспечение эффективной эксплуатации

грузовых автомобилей (КамАЗ, МАЗ, УРАЛ и др.) основывается на повышении на ежности трансмиссии, как наиболее сложной системы механических передач, а также ее слабого агрегата — кар анной пере ачи.

2. Для оценки ресурса серийных,

отремонтированных и новых конструкций узлов техники необхо имо разрабатывать и совершенствовать средства и методы их испытаний с учетом разнови ностей элементов кар анных передач.

3. наиболее эффективным направлением повышения на ежности кар анных пере ач является повышение приспособленности их конструкций к прове ению обслуживающих и ремонтных

воз ействий, т.е. соз ание ремонтоприго ных

конструкций и разработка на их основе рациональных технологических процессов технического

обслуживания, диагностирования и ремонта.

Литература

1. Баранов, Ю. П. Техническая эксплуатация автомобилей [Текст] / Ю. П. Баранов, А. П. Болд ин, В. М. Власов и др.; под ред. Г. В. Крамаренко. - М.: Транспорт, 1983. - 488 с.

2. Цитович, И. С. Надежность трансмиссий автомобилей и тракторов [Текст] / И. С. Цитович, Б. Е. Митин, В. А. Дзюнь. - Мн.: Наука и техника, 1985. - 143 с.

3. Богатырев, А. В. Автомобили [Текст] /

А. В. Богатырев, Ю. К. Есеновский-Лашков, М. Л. Насоновский, В. А. Чернышев; под ред.

A. В. Богатырева. - М.: Колос, 2001. - 496 с.

4. Сковоро ин, В. я. Справочная книга по на ежности сельскохозяйственной техники [Текст] /

B. Я. Сковородин, Л. В. Тишкин. - Л.: Ленизд ат, 1985. - 204 с.

5. Высоцкий, М. С. Обеспечение на ежности

автомобилей МАЗ в эксплуатации [Текст] /

М. С. Высоцкий, А. Е. Гальбурт, Л. X. Гилелес и Е. С. Кузнецов; под ред. Е.С. Кузнецова. - М.: Транспорт, 1977. - 183 с.

6. Дегтярев, М. Г. Определение технического состояния карданных передач тракторов К-700 [Текст] / М. Г. Дегтярев, И. Е. Ульман // Техника в сельском хозяйстве. - 1975. - № 11. - С.73-74.

7. Гадолин, В. Л. Машины и стенды для

испытания деталей [Текст] / В. Л. Гадолин,

Н. А. Дроздов, В. Н. Иванов и др.; под ред. Д. Н. Решетова. - М.: Машиностроение, 1979. - 343 с.

8. Мо ернизированный стен ля ускоренных ресурсных испытаний шарниров кар анных пере ач [Текст] / сост.: А. Г. Пастухов, А. М. Сигаев. -Белгород, 1997. - 4 с. - (ИЛ / Белгородский ЦНТИ, № 11-97).

9. Мо ернизированный стен ля ускоренных ресурсных испытаний шарниров кар анных пере ач [Текст] / сост.: Е. П. Тимашов, А. Г. Пастухов. -Белгород, 2004. - 5 с. - (ИЛ / Белгородский ЦНТИ, № 07-029-04).

Вестник Орел Г Ay

№1(22) февраль 2010

Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году

Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»_____________________________________________

Редакционный совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.

Белкин Б.Л.

Блажнов А.А.

Брыкля О.А.

Буяров В.С.

Гуляева Т.И.

Гурин А.Г.

Гущина Т.В.

Дегтярев М.Г.

Зотиков В.И.

Иващук О.А.

Козлов А.С.

Кузнецов Ю.А.

Лобков В.Т.

Лысенко Н.Н.

Ляшук Р.Н.

Мама%в А.В.

Масалов В.Н.

Новикова Н.Е.

Павловская Н.Е.

Попова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прока Н.И.

Савкин В.И.

Степанова Л.П.

Хромов В.Н.

Шендаков А.И. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)

Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Телефон: (4862)454037 Факс:(4862)454064 E-mail: [email protected] E-mail: nichо[email protected]

Свидетельство о регистрации ПИ <ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.

Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 18.02.2010 Подписано в печать 24.02.2010 Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Объём 7,5 усл. печ. л.

Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР№021325 от 23.02.1999г

Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России дл& публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских ___________диссертаций___________

Содержание номера

Инновации в эксплуатации сельскохозяйственных машин

Говоров И.В. Организационное обеспечение рациональной долговечности деталей

машин на этапах их жизненного цикла......................................... 2

Кузнецов Ю.А. Комбинированная ресурсосберегающая технология восстановления

и упрочнения деталей машин и оборудования АПК............................... 6

Дегтярев М.Г., Поликарпов А.В. Антифрикционные покрытия с твердыми

смазками при восстановлении деталей машин................................... 9

Хромов В.Н., Кузнецов И.С. Повышение износостойкости пальцев жаток зерноуборочных машин электроискровыми покрытиями, образованными

электродами из аморфных и нанокристаллических сплавов....................... 11

Пастухов А.Г. Обеспечение эффективной эксплуатации грузовых автомобилей

путем повышения надежности карданных передач................................ 13

Ферябков А.В. Композиционные покрытия микродугового оксидирования........... 20

Энергосбережение в АПК

Стребков С.В. Трибологические аспекты энергетической теории................. 21

Суров Л.Д., Фомин И.Н. Контроль успешного автоматического повторного

включения секционирующих выключателей в линии кольцевой сети................ 23

Астахов С.М., Сорокин Н.С., Семенов А.Е. Исследование достоверности

информации о появлении коротких замыканий................................... 25

Чехутская Н.Г. Определение энергетических и конструктивных параметров машин ударного действи& в зависимости от свойств разрушаемых

материалов.................................................................. 28

Моисеенко А.М., Лысак О.Г. Проблема хранения сочного растительного сырья и

задачи теплотехнического расчета овощекартофелехранилищ..................... 30

Рыжов Ю.Н., Ефимов М.А. Структура программного комплекса автоматизированной системы научных исследований фрикционного сцеплени&

трактора.................................................................... 32

Дринча В.М., Цыдендоржиев Б.Д. Основные концептуальные положения

активного вентилирования зерна.............................................. 35

Гулидов С.С. Экономический анализ функционирования сельских электрических сетей...................................................................... 39

Экономические аспекты развития аграрного сектора

Данькова Л.В. Стратегия устойчиво-эффективного развития сельскохозяйственных

предприятий................................................................. 42

Проняева Л.И., Агошкова Н.Н. Анализ процесса воспроизводства основных средств в сельскохоз&йственных организаци&х и направлени& активизации

инвестиционной деятельности в Орловской области............................. 45

Лазаренко А.Л., Гавренко А.Г. Управление инвестиционной деятельностью

коммерческих банков: основные направления................................... 50

Долгова С. А. Государственная финансовая политика России в кредитном

обеспечении сельского хозяйства............................................. 53

Иванова Ю.В. Жилищно-коммунальный комплекс в условиях финансового

кризиса..................................................................... 55

Ларионов А.Н., Малышев И.В. Проблемы функционирования жилищностроительного комплекса в условиях экономического кризиса.................. 57

© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.