Научная статья на тему 'Конструкция карданного шарнира с сепаратором'

Конструкция карданного шарнира с сепаратором Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
146
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРДАННЫЙ ШАРНИР / ИГОЛЬЧАТЫЙ ПОДШИПНИК / СЕПАРАТОР / JOINT / NEEDLE BEARING / SEPARATOR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кукушкин Е. В., Кукушкин С. В., Меновщиков В. А., Семенуха О. В.

Разработана новая конструкция карданного шарнира с сепаратором, который позволяет исключить перекос тел качения игольчатого подшипника и исключить взаимное трение тел качения, что увеличивает его долговечность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF JOINT WITH SEPARATOR

New construction of a joint with separator has been developed. Separator avoids misalignment of the needles of bearing and excludes attrition of the needles. All these factors raise the endurance.

Текст научной работы на тему «Конструкция карданного шарнира с сепаратором»

УДК 621.22

КОНСТРУКЦИЯ КАРДАННОГО ШАРНИРА С СЕПАРАТОРОМ

Е. В. Кукушкин, С. В. Кукушкин, В. А. Меновщиков, О. В. Семенуха

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: [email protected]

Разработана новая конструкция карданного шарнира с сепаратором, который позволяет исключить перекос тел качения игольчатого подшипника и исключить взаимное трение тел качения, что увеличивает его долговечность.

Ключевые слова: карданный шарнир, игольчатый подшипник, сепаратор.

CONSTRUCTION OF JOINT WITH SEPARATOR E. V. Kukushkin, S. V. Kukushkin, V. A. Menovshchikov, O. V. Semenukha*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

New construction of a joint with separator has been developed. Separator avoids misalignment of the needles of bearing and excludes attrition of the needles. All these factors raise the endurance.

Keywords: joint, needle bearing, separator.

В современный период технического развития появление новых материалов, необходимость повышения эксплуатационных скоростей и температур, снижения веса, уменьшения объема, увеличения сроков эксплуатации, снижения стоимости и достижения экологической совместимости - все это вызывает необходимость совершенствования конструкций карданных передач.

Особенность работы игольчатых подшипников карданных передач состоит в том, что иглы совершают колебательное, возвратно-вращательное движение, перекатываясь по цапфе крестовины на небольшом участке, причем дорожки качания двух соседних игл часто не перекрываются. Эта особенность работы игольчатого подшипника кардана и определяет, характер износа данного узла. К основным видам разрушения поверхностей шипов относится образование канавки и питтинг [1-3]. В основном причина выхода из строя подшипников заключается в повреждении дорожек канавки шипов, что вызывает необходимость разработки и проектирования новых конструкций карданных шарниров.

Известен карданный шарнир [4], состоящий из вилок, крестовины и четырех игольчатых подшипников, установленных на шипах крестовины и закрепленных в вилках. Игольчатые подшипники смазывают через пресс-масленку по внутренним каналам крестовины.

Известен карданный шарнир [5], который содержит две сборные вилки, состоящие из фланцев и съемных проушин, уплотнение, закрывающее внутренний торец корпуса, выполненного в виде цилиндрического стакана, и крестовину с шипами, установленными в проушинах посредством подшипников, причем съемные проушины установлены в соответст-

вующем фланце с возможностью поворота относительного него в плоскости крестовины, при этом подшипники выполнены игольчатыми.

Технической проблемой данных карданных шарниров является низкая долговечность карданных шарниров из-за быстрого износа игольчатых подшипников, вызванного перекосом и взаимным трением тел качения [6], которая решена тем, что в известном карданном шарнире, содержащем вилки, крестовину с четырьмя шипами с отверстиями для смазки, четыре игольчатых подшипника, каждый из которых содержит корпус в виде цилиндрического стакана, тела качения (иголки), установленные между внутренней поверхностью цилиндрических стаканов и внешней поверхностью шипов крестовины и уплотнение, закрывающее внутренний торец корпуса, согласно нашему техническому решению, каждый подшипник дополнительно содержит сепаратор, выполненный в виде разрезного стопорного кольца, установленного между уплотнением и корпусом, и имеющего на стороне обращенной внутрь корпуса глухие конические углубления по числу иголок, причем на внутренней торцевой поверхности корпуса выполнены аналогичные глухие углубления, а иголки с двух торцев заострены под углом конуса равным углу конических углублений и расположены торцами в конических углублениях корпуса и сепаратора [7].

Техническим результатом карданного шарнира является отсутствие перекоса тел качения игольчатого подшипника и исключение взаимного трения тел качения, обеспечиваемое за счет установки тел качения (иголок), выполненных с конусными торцевыми поверхностями между сепаратором и корпусом в выполненные на их поверхностях глухие конические углубления.

Механика специальных систем

1

Карданный шарнир с сепаратором

Карданный шарнир (рисунок) содержит две вилки 1, крестовину 2 с четырьмя шипами с отверстиями для смазки, четыре игольчатых подшипника, каждый из которых содержит корпус 3 в виде цилиндрического стакана, тела качения (иголки) 4, установленные между внутренней поверхностью цилиндрического стакана и внешней поверхностью шипа крестовины, уплотнение 5, закрывающее внутренний открытый торец корпуса. Каждый игольчатый подшипник дополнительно снабжен сепаратором 6, выполненным в виде разрезного стопорного кольца, установленного между уплотнением 5 и корпусом 3. Сепаратор имеет на стороне, обращенной внутрь корпуса, глухие конические углубления 7 по числу тел качения (иголок) 4. На внутренней торцевой поверхности корпуса 3 также выполнены идентичные глухие конические углубления. Иголки с обоих торцев заострены под углом, равным углу конуса конических углублений, и упираются одним торцем в углубление корпуса 3, а другим - в противоположное углубление сепаратора 6.

Карданный шарнир работает следующим образом: при передаче крутящего момента вилка 1 воздействует на крестовину 2 через игольчатые подшипники. При каждом обороте шарнира поочередно работают два игольчатых подшипника, расположенных в противоположных подшипниковых узлах каждых вилок 1, радиальная нагрузка воспринимается второй вилкой шарнира. Уплотнение 5 защищает рабочую полость карданного шарнира от попадания в нее инородных частиц. При работе карданного шарнира две пары игольчатых подшипников воспринимают нагрузку, которую передают на две другие пары игольчатых подшипников, при этом тела качения (иголки) 4, выполненные с конусными торцевыми поверхностями, установлены в конические углубления сепаратора 6 и внутренней торцевой поверхности корпуса 3 и вращаются без перекоса, в силу чего исключается взаимное трение тел качения 4.

Техническим результатом карданного шарнира является отсутствие перекоса тел качения игольчатого подшипника и исключение взаимного трения тел качения, что увеличивает долговечность карданного шарнира.

Библиографические ссылки

1. Кукушкин Е. В., Меновщиков В. А. Основные направления развития, улучшения и совершенствования рабочих характеристик карданных передач на игольчатых подшипниках // Решетневские чтения: материалы XVI Междунар. науч. конф. : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова. Красноярск, 2012. С. 254-256.

2. Кукушкин Е. В., Меновщиков В. А., Ереско Т. Т. Анализ современных представлений и подходов при исследовании усталостных разрушений игольчатых подшипников // Решетневские чтения : материалы XVII Междунар. науч. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова. Красноярск, 2013. С. 287-288.

3. Кукушкин Е. В., Меновщиков В. А., Ереско Т. Т. Вопросы формирования усталостных трещин в материалах игольчатых подшипников карданных шарниров // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 т. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова. Красноярск, 2014. С. 148-150.

4. Учебник тракториста-машиниста третьего класса / А. К. Болотов [и др.] ; под ред. A. M. Гуревича. М : Колос. 1982. С. 100.

5. Пат. RU 2106548, F16D 3/40 / Сигаев А. М., Пастухов А. Г. опубл. 10.03.1998.

6. Меновщиков В. А. Исследование и совершенствование игольчатых подшипников карданных передач транспортно-технологических машин : монография / А. В. Меновщиков, С. П. Ереско. Красноярск : Изд-во КрасГАУ, 2006. 283 с.

7. Пат. 170347 Российская Федерация, МПК7 F16 D 3/26. Карданный шарнир / Ереско С. П., Ереско Т. Т., Кукушкин Е. В., Меновщиков В. А. ; № 2016140043; заявл. 11.10.2016; опубл. 21.04.2017. Бюл. № 12. 5 с.

References

1. Kukushkin E. V., Menovshchikov V. A. [Main directions of development, improve and perfect the performance driveline on needle bearings]. Materialy XVI mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Reshetnevskie chteniya" [Materials XVI Intern. Scientific. Conf

"Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2012. P. 254-256. (In Russ.)

2. Kukushkin E. V., Menovshchikov V. A., Eresko T. T. [The analysis of modern concepts and approaches in the study of fatigue failures of needle bearings]. Materialy XVII mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Reshet-nevskie chteniya " [Materials XVII Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2013. P. 287-288. (In Russ.)

3. Kukushkin E. V., Menovshchikov V. A., Eresko T. T. [Questions of formation of fatigue cracks in materials needle bearing universal joints]. Materialy X Vseros-siyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki" [Materials X Intern. Scientific. Conf "Current issues of aviation and cosmonautics"]. Krasnoyarsk, 2014. P. 148-150. (In Russ.)

4. Bolotov A. K., Gurevich L. A., Likhanov V. A., Sychugov N. P. Uchebnik traktorista-mashinista tret'ego klassa. [The textbook of tractor driver]. Kolos, 1982. 100 p.

5. Sigaev A. M., Pastukhov A. G., Kardani sharnir. [Joint]. Patent RF. No. 2106548, 1998.

6. Menovshchikov V. A., Eresko S. P. Issledovanie i sovershenstvovanie igolchatikh podshipnikov kardanikh peredach transportno-tekhnologicheskikh mashin [Study and improvement of needle bearing universal joint transmission of transport and technological machines]. Krasnoyarsk : KrasGAU, 2006, 283 p.

7. Eresko S. P., Eresko T. T., Kukushkin E. V., Menovshchikov V. A. Kardani sharnir. [Joint]. Patent RF. No. 170347, 2017.

© Кукушкин Е. В., Кукушкин С. В., Меновщиков В. А., Семенуха О. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.