УДК 662.822
Вестник СибГАУ Т. 16, № 3. С. 720-728
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ КАРДАННЫХ ШАРНИРОВ НЕРАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ
С. П. Ереско*, Т. Т. Ереско, Е. В. Кукушкин, В. А. Меновщиков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Приведен обзор конструкций карданных шарниров неравных угловых скоростей, таких как шарниры с разрезной втулкой и шарнир с витой цилиндрической пружиной из проволоки круглого сечения, шарнир с витой цилиндрической пружиной из проволоки, сечение которой имеет форму выпуклого многоугольника, шарнир с втулками из материала высокой твердости, шарнир с несколькими втулками, шарнир с разборным корпусом. Рассмотрено влияние угла перекоса роликов игольчатого подшипника на величину контактных напряжений и выполнен сравнительный анализ конструкций карданных шарниров на игольчатых подшипниках для применения в транспортно-технологических системах. Проведенный патентный поиск выявил ряд способов и устройств, направленных на решение проблемы выхода из строя подшипниковых узлов на игольчатых подшипниках. Рассмотрены карданные шарниры с разрезными втулками, карданные шарниры с витой цилиндрической пружиной из проволоки круглого сечения и с витой цилиндрической пружиной из проволоки, сечение которой имеет форму выпуклого многоугольника, карданные шарниры с втулками из материала высокой твердости и несколькими втулками, карданные шарниры с разборным корпусом крестовины. Предложены усовершенствованные конструкции карданных шарниров неравных угловых скоростей. Карданный шарнир со сменными шипами крестовины обеспечивает возможность замены частей карданного шарнира без демонтажа всей карданной передачи и включает в себя корпус крестовины, в который установлены шипы в виде втулок. Карданный шарнир с новым уплотнением позволяет исключить попадание инородных тел в рабочую полость карданного шарнира и утечку смазочного материала, а также повысить надежность карданных шарниров за счет герметизации рабочей полости. Уплотнение выполнено в виде гофрированной трубы, имеющей форму усеченного конуса, заканчивающегося со стороны большего основания коаксиальной шайбой L-образного сечения, а со стороны меньшего основания - кольцом в форме тора, зафиксированном в ответной торообразной проточке.
Ключевые слова: усталостные разрушения, карданный шарнир, игольчатые подшипники, современные представления исследований, контактная прочность, контактные напряжения.
Vestnik SibGAU Vol. 16, No. 3, P. 720-728
COMPARATIVE ANALYSIS OF UNIVERSAL JOINT STRUCTURES OF UNEQUAL ANGULAR VELOCITY
S. P. Eresko*, T. T. Eresko, E. V. Kukushkin, V. A. Menovschikov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Presented is the overview of universal joint designs of unequal angular velocities, such as cutting the hinges with a hinge sleeve and a helical coil spring of wire of circular cross section, a cylindrical hinge with a helical spring made of wire, the cross section of which has the shape of a convex polygon, the hinge sleeves of material with high hardness, the hinge with a few bushes, hinge with folding case. The influence of the skew angle of the needle bearing rollers on the value of the contact stresses and the comparative analysis of universal joints structures on needle bearings for use in transport and technological systems has been studied. Patent search revealed a number of methods and devices aimed at solving the problem of failure of the bearing units on needle bearings. Considered are universal joints with a split bushing, universal joints twisted coil spring wire of circular cross section and twisted coil spring wire cross section which has the shape of a convex polygon, universal joints with sleeves of material with high hardness and a few bushes,
universal joint cross folding case. The improved designs of universal joints of unequal angular velocities are suggested. Universal joint with replaceable spikes provides the possibility of replacing parts of the universal joint without disassembling the entire driveline and includes body crosses, in which there are spikes in the form of sleeves. Universal joint with a new seal allows to prevent foreign bodies in the work space of the universal joint and leakage of lubricant, improve the reliability of universal joints due to the sealing of the working chamber, sealing in the form of a corrugated tube frustoconical ending by the larger base coaxial washer L -shaped cross section, and from the smaller base ring in the shape of a torus, fixed in response toroidal groove formed in the body of the cross at the base of the spike.
Keywords: fatigue failures, universal joint, needle roller bearings, the current understanding of research, the contact resistance, the contact stresses.
Введение. Подшипниковые узлы являются важнейшими структурными элементами машин и составляют основную часть узлов трения. Отказ техники зачастую происходит из-за отказа подшипниковых узлов, которые ограничивают долговечность машин. Даже при достаточно качественном изготовлении деталей подшипниковых узлов, например, игольчатого подшипника качения, характеристики карданной передачи могут оказаться неудовлетворительными, и произойдет внезапный отказ. При этом под отказом следует понимать не обязательно разрушение трущихся (рабочих) поверхностей, а выход одной из характеристик подшипниковых узлов за допускаемые пределы.
Постановка задачи исследования. Задачей исследования является создание новых конструкций карданных шарниров на игольчатых подшипниках, обеспечивающих возможность замены частей карданного шарнира без демонтажа всей карданной передачи; исключение попадания инородных тел в рабочую полость карданного шарнира и утечку смазочного материала, повышение надежности карданных шарниров за счет герметизации рабочей полости новым уплотнением карданного шарнира.
В шарнирах неравных угловых скоростей карданных передач транспортно-технологических машин применяются специальные игольчатые роликоподшипники, «карданные» подшипники, которые работают в режиме колебательного движения под воздействием больших радиальных нагрузок, в условиях вибрации [1].
Малый угол перемещения игольчатых роликов, недостаточность смазки, проникновение пыли в подшипник, иногда пониженная твердость цилиндрической поверхности цапфы, вибрация от разбалансиро-ванного карданного вала создают условия для износа поверхности цапф по типу «ложного бринеллирования».
Расчет на контактную прочность роликового игольчатого подшипника проводится в предположении, что тела качения расположены параллельно кольцам. Однако в таких условиях подшипник работает незначительное время в процессе приработки, т. е. до достижения равновесной шероховатости всех сопряженных поверхностей [2]. После приработки появляются зазоры между телами качения и кольцами подшипника.
Анализ исследований изношенных игольчатых подшипников указывает, что одной из основных причин выхода их из строя является образование вмятин
на шипах крестовин [1; 2]. Такие вмятины расположены под углом 2°-6° к оси шипа, что свидетельствует о перекосе игл в процессе работы.
Отклонение цилиндров от параллельности приводит к изменению формы площадки контакта, она приобретает вид эллипса.
Полуоси эллиптической площадки определим по формулам
a = тЗ
3 вр 2 X '
пзЗ вР,
12 X
(1)
(2)
где т и п - коэффициенты, зависящие от угла отклонения цилиндров у.
Формула для наибольшего давления имеет вид [3]
= 3 р
2 nab
(3)
Определим контактные напряжения в игольчатом подшипнике 804704 шарнира карданного вала автомобиля ГАЗ 5310. Игла и цапфа - стальные цилиндры, радиусы которых Я1 = 0,00175 м, Я2 = 0,011 м, Е = 21011 Па, V = 0,3, внешняя нагрузка Р = 2928 Н, при одинаковой длине площадки контакта 2а - 0,01 мм, давлении в средней линии р0 = 3,02-109 Па площадь увеличивается на 18 %.
Далее было смоделировано влияние перекоса иглы на величину максимального давления. Перекос цилиндров от 0° до 6° приводит к увеличению давления в средней линии (рис. 1).
Как видно, при отклонении игл на угол от 0° до 6° происходит увеличение максимального давления, что связано с уменьшением площадки контакта. При отклонении иглы на угол 6° максимальное давление в 1,15 раза больше, чем при контакте цилиндров по образующей.
Точки, испытывающие максимальное давление, расположены в середине площадки контакта, поэтому опасной является именно эта зона [4].
Вычислим интенсивность напряжений в центре эллиптической площадки контакта, когда координаты х = у = 0:
1
о, =■
(°11 - 022 )2 + 22 - 033 )2 +
^ + (озз - °11 )2 +6 ( + о2з + о321)
(4)
Рис. 1. Изменение максимального давления в центре площадки контакта двух цилиндров в зависимости от угла между образующими (ро(0) - давление при у = 0°)
а ,■ М________
а, (0) 1,15 1,10 1,05 1,00
0 1 2 3 4 5 6 7
Рис. 2. Изменение интенсивности напряжений в центре площадки контакта двух цилиндров в зависимости от угла между образующими (а,(0) - интенсивность напряжений при у = 0°)
Согласно рис. 2, увеличение угла перекоса иглы и цапфы подшипника приводит к росту интенсивности напряжений, при угле 6° - на 14 %. Отклонение иглы от параллельности приводит к увеличению уровня интенсивности контактных напряжений, нежели в ранее принятых методиках расчета, а также снижению долговечности.
Достаточная долговечность отдельных деталей подшипниковых узлов, подтвержденная стендовыми испытаниями, не гарантирует достаточной долговечности всего узла. Последнее обстоятельство связано с тем, что нагрузки, действующие в узле, а также реальная температура могут существенно отличаться от стендовых. Кроме того, сборка и монтаж меняют зазоры, натяги и форму рабочих поверхностей подшипниковых узлов. Особенно отчетливо возникает противоречие между качеством подшипниковых узлов и собственно подшипником, которое проявляется в узлах именно с подшипниками качения [4-7].
Особенность работы игольчатых подшипников карданных передач состоит в том, что иглы совершают колебательное, возвратно-вращательное движение, перекатываясь по цапфе крестовины на небольшом участке, причем дорожки качания двух соседних игл часто не перекрываются. Эта особенность работы игольчатого подшипника кардана и определяет характер разрушения данного узла. К основным видам раз-
рушения поверхностей шипов относится образование канавки и питтинг [1; 2; 8]. В основном причина выхода из строя подшипников заключается в повреждении дорожек канавки шипов, что вызывает необходимость разработки и проектирования новых конструкций карданных шарниров.
Одна из причин образований канавок - в пониженной твердости поверхности, в недостаточной глубине цементованного слоя и нарушениях правил сборки узла. Многочисленные исследования и наблюдения за работой карданного шарнира в эксплуатации позволили провести ЗИЛу целый комплекс мероприятий по повышению ресурса карданного шарнира. Одним из мероприятий явился переход завода на крестовины из стали пониженной прокаливаемости - 58ПП. Эта сталь имеет мелкозернистое строение и отличается малой склонностью к росту зерна. Крестовины из этой стали обладают высокой усталостной контактной прочностью. Однако даже применение крестовин из стали с пониженной прокаливаемостью еще не обеспечивает оптимальной их долговечности.
Решение проблемы низкой прокаливаемости и увеличения сроков эксплуатации может быть достигнуто применением новой конструкции карданного шарнира. Данная конструкция позволит обеспечить более высокую закалку сменных втулок и возможность замены частей карданного шарнира без
демонтажа всей карданной передачи. Использование сборного карданного шарнира со сменными втулками позволит увеличить сроки эксплуатации карданных шарниров.
Анализ конструкций карданных шарниров.
Проведенный патентный поиск выявил ряд способов и устройств, направленных на решение проблемы выхода из строя подшипниковых узлов на игольчатых подшипниках.
Например, известен карданный шарнир [3], который включает в себя (рис. 3) крестовину 1 с шипами 2, на которых установлены игольчатые подшипники 3, закрепленные в проушинах вилок 4 с помощью крышек 5. Причем каждый шип крестовины выполнен с двумя продольными разрезами, ширина которых значительно меньше диаметра Бл> (<Б), а длина Ь меньше длины Ьм> игольчатого ролика (Ь < Ь), размещенными в диаметральной плоскости, перпендикулярной плоскости расположения шипов крестовины, причем в цилиндрическом отверстии каждого шипа установлена с возможностью перемещения вдоль продольной оси шипа втулка. В цилиндрическом отверстии каждого шипа 2 посредством разъемного подвижного соединения, например резьбового, установлена втулка 6, выполненная в виде усеченного конуса. При работе карданного шарнира нагрузка от ведущего вала передается на ведомый вал посредством карданных вилок 4 через игольчатые подшипники 3 и шипы 2 крестовины 1 .
Рис. 3. Карданный шарнир
Выполнение шипов с продольными разрезами позволяет снизить их жесткость, а установка втулки, выполненной в виде усеченного конуса, в цилиндрическом отверстии шипа посредством подвижного разъемного соединения, например резьбового, позволяет путем введения упомянутой втулки в цилиндрическое отверстие шипа в направлении к центру крестовины в процессе технического обслуживания оказывать распирающее действие на шип и таким образом восстанавливать диаметр шипов до номинального значения с целью компенсации износа.
Размещение продольных разрезов в диаметральной плоскости, перпендикулярной плоскости расположения шипов крестовины, приводит к расположению разрезов по краям рабочей зоны сопряжения «шип крестовины - игольчатый подшипник», что в совокупности с ограничением размеров разрезов препятствует заклиниванию игольчатых роликов в разрезах и вытеканию смазки из сопряжения. Для устранения ударов при перекатывании игольчатых роликов по шипам в местах разрезов в последние можно установить плоские вставки.
Применение подвижного разъемного соединения, в частности, резьбового соединения шипов крестовины и втулок в виде усеченного конуса, обеспечивает техническую реализацию эффекта регулировки сопряжения «шип крестовины - игольчатый подшипник» на начальный или нулевой радиальный зазор, что снижает влияние радиального зазора на ресурс упомянутого сопряжения.
Карданные шарниры [9] включают в себя (рис. 4-6) две вилки 2, игольчатые подшипники 4 и крестовину 1, на шипы которой напрессованы втулки 3 из материала с высокой твердостью поверхности (рис. 4). При этом каждая втулка выполнена либо с разрезом в направлении образующей цилиндрической поверхности таким образом, что длина окружности по наружному диаметру втулки больше длины окружности по внутреннему диаметру игольчатого подшипника на величину зазора в разрезе, либо в виде витой цилиндрической пружины кручения с соприкасающимися витками. При этом втулка в виде витой цилиндрической пружины устанавливается на шип крестовины, имеющий ответную наружную поверхность.
На рис. 4 показан карданный шарнир с осевым разрезом сопряжения «шип крестовины - втулка -игольчатый подшипник» в сборе с разрезной втулкой. На рис. 5 представлен вариант выполнения втулки в виде витой цилиндрической пружины кручения из проволоки круглого сечения, на котором показаны средний Dcp и наружный Б1 диаметры пружины, а также номинальный диаметр Бном рабочей цилиндрической поверхности втулки. На рис. 6 изображен вариант выполнения втулки в виде витой цилиндрической пружины кручения из проволоки, сечение которой имеет форму выпуклого многоугольника, с указанием положения характерных размеров.
В случае применения цилиндрической разрезной втулки 3 (рис. 4) ее внутренний диаметр больше наружного диаметра шипа 2, что приводит к образованию зазора в данном соединении. Для установки игольчатого подшипника 4 сжимают втулку 3 в радиальном направлении до соприкосновения краев разреза.
В этом случае наружный диаметр втулки 3 совпадает с внутренним диаметром игольчатого подшипника 4, который устанавливают на втулку 3. После установки игольчатого подшипника 4 снимают сжимающее действие с втулки 3. Вследствие наличия сил упругости в материале втулки 3 последняя разжимается и оказывает распирающее действие на игольчатый подшипник 4.
2
Рис. 4. Карданный шарнир с разрезной втулкой
/7/
Рис. 5. Карданный шарнир с витой цилиндрической пружиной из проволоки круглого сечения
Оном = 01
Рис. 6. Карданный шарнир с витой цилиндрической пружиной из проволоки, сечение которой имеет форму выпуклого многоугольника
В случае применения втулки 3, выполненной в виде витой цилиндрической пружины кручения (рис. 5, 6), сборку сопряжения «шип крестовины - втулка» осуществляют с учетом ответной поверхности шипа 2, зависящей от формы сечения проволоки. Перед установкой игольчатого подшипника 4 (рис. 4) втулку 3 закручивают. В результате наружный диаметр втулки 3 становится равным внутреннему диаметру игольчатого подшипника 4 (рис. 4), что способствует установке последнего на втулку 3. Далее силовое воздействие с втулки 3 снимают, и силы упругости материала последней оказывают распирающее действие на игольчатый подшипник 4 (рис. 4).
Использование проволоки различной формы сечения позволяет варьировать исполнение втулки в виде витой цилиндрической пружины кручения различной жесткости в зависимости от конструктивных, технологических и эксплуатационных параметров карданного шарнира.
Известен карданный шарнир [10], содержащий (рис. 7) две вилки, игольчатые подшипники 3 и крестовину 1, на шипы которой напрессованы втулки 2 из материала с высокой твердостью поверхности. Отверстие втулки и наружная поверхность шипа в поперечном сечении имеют форму выпуклого правильного многоугольника.
Наличие поверхности сопряжения шипа и втулки, выполненной в поперечном сечении в форме выпуклого правильного многоугольника, дает возможность более полно использовать рабочую поверхность втулки путем установки ее на шипе с проворотом на угол, достаточный для замены изношенной рабочей поверхности втулки на неизношенную.
3
2
1
Рис. 7. Карданный шарнир с втулками из материала высокой твердости
Техническое решение, описанное в патенте на изобретение карданного шарнира [11], включает в себя (рис. 8) вилки, игольчатые подшипники 2, крестовину 5, 6 с втулками 4, радиальные и осевые уплотнения. Втулка шипа крестовины выполнена в виде стакана 1, при этом в основании корпуса игольчатого подшипника с рамкой качения 3 и упомянутой втулки расположены центральные соосные отверстия 7 и 8, каждое из которых выполнено в виде правильного выпуклого многоугольника, а между основанием корпуса игольчатого подшипника 2 и крышкой 9 установлен уплот-нительный элемент 10. Разборку карданного шарнира выполняют частично, заменяют изношенные поверхности на неизношенные дифференцированно для каждого подшипникового узла путем проворота игольчатого подшипника и втулки посредством соосных отверстий в основаниях подшипника и втулки.
Крестовина выполнена разборной и состоит из шипов 3 и разборного корпуса 4. Шипы 3 своими торцами, например в форме конических колес, установлены в полости разборного корпуса 4 и зафиксированы болтами 5, а торцы шипов 3, расположенные вне корпуса 4, установлены в подшипники 2. Для осуществления привода передачи, образованной торцами шипов 3 с одним из конических колес, установлена в зацеплении приводная коническая шестерня 6. Хвостовик вала упомянутой шестерни 6 расположен вне корпуса 4, и его сечение выполнено в форме, позволяющей повернуть шестерню 6 при помощи инструмента, например в форме квадрата. Для повышения жесткости крестовины в осевые отверстия шипов 3 установлен центрирующий элемент 7 в виде крестовины.
Рис. 8. Карданный шарнир с втулками
К недостаткам перечисленных выше карданных шарниров [3; 9-11] можно отнести то, что в процессе работы шипы крестовины быстро изнашиваются, вследствие неравномерного износа шипов крестовины, и не могут быть заменены без демонтажа карданной передачи, использование цельной крестовины не позволяет выполнять раздельную закалку шипов крестовины, что затрудняет установку крестовины карданного шарнира в вилки карданной передачи. Недостаточная герметичность уплотнений подшипниковых узлов, которые в процессе работы меняют контактирующие поверхности вследствие неравномерного износа шипов крестовины, приводит к тому, что в полость вращения тел качения попадают инородные частицы, способствующие преждевременному износу карданного шарнира.
Известен патент на изобретение [12] шарнира, состоящего из вилок, подшипников, разборной крестовины, состоящей из разборного корпуса и шипов. Шипы установлены на центрирующем элементе, выполненном в виде крестовины, а их торцы, расположенные в полости корпуса, выполнены с возможностью передачи вращения для поворота шипов, при этом в полости корпуса крестовины установлен приводной элемент с возможностью обеспечения указанного поворота.
Карданный шарнир (рис. 9) содержит вилки 1, в проушинах которых установлены подшипники 2.
Рис. 9. Карданный шарнир с разборным корпусом
Недостаток заключается в том, что сменные шипы крестовины установлены на центрирующем элементе и не могут быть заменены без демонтажа карданной передачи в случае повреждения одного из шипов карданного шарнира, проблема установки карданного шарнира в вилке карданной передачи не решена.
Известен карданный шарнир [13], состоящий из вилок, крестовины и четырех игольчатых подшипников, установленных на шипах крестовины и закрепленных в вилках. Игольчатые подшипники смазываются через пресс-масленку по внутренним каналам крестовины. Недостатком карданного шарнира является низкая надежность при эксплуатации, связанная с утечкой смазки из игольчатых подшипников, в результате чего происходит нарушение процесса поступления смазки к рабочим поверхностям шипов и игольчатых подшипников.
Результаты анализа конструкций карданных
шарниров. Проведенный анализ позволил предложить новые конструкции карданных шарниров [14; 15]. Карданный шарнир со сменными шипами крестовины [14] включает в себя (рис. 10) две вилки 7, крестовину 1 с четырьмя шипами 2, выполненными съемными в виде ступенчатых втулок, имеющих в сечении меньшей ступени форму многогранника, установленных меньшей ступенью в ответные глухие отверстия крестовины 1 до упора по торцевым поверхностям и имеющих внутренние осевые каналы для смазки, тавотницу 6 и установленные на шипах игольчатые подшипники 3, запрессованные в вилки 7 и зафиксированные от осевого смещения стопорными кольцами 8. Манжеты 4, 5 установлены на шипах крестовины и предназначены для защиты подшипников от попадания в область работы инородных тел и выхода смазочного материала. Через тавотницу 6 нагнетается смазочный материал.
Рис. 10. Карданный шарнир со сменными шипами
Предложенное устройство работает следующим образом: при передаче крутящего момента вилке 7 воздействуют на сборную крестовину через игольчатые подшипники 3. При каждом обороте шарнира поочередно работают два игольчатых подшипника 3,
расположенных в противоположных подшипниковых узлах каждой вилки, радиальная нагрузка воспринимается вилками шарнира.
В случае наработки карданного шарнира до заданного предела или повреждения одного или нескольких шипов крестовины производят переустановку сменных шипов на одну грань или заменяют их. Снимаются стопорные кольца 8 с вилок 7 карданной передачи, вынимаются игольчатые подшипники 3, вынимаются шипы 2. Шипы 2 переустанавливаются с поворотом вдоль оси на одну грань или несколько граней, в зависимости от износа, или заменяются новыми. Устанавливаются игольчатые подшипники 3 на шипы крестовины и фиксируются в вилках 7 карданного шарнира стопорными кольцами 8. Через тавотницу 6 с помощью пресс-масленки карданный шарнир заполняется смазочным материалом.
Технический эффект заключается в обеспечении возможности замены частей карданного шарнира без демонтажа всей карданной передачи за счет использования сборного карданного шарнира со сменными втулками.
Карданный шарнир [15] состоит (рис. 11, 12) из вилок 1 , крестовины 4 с установленными на ее шипах игольчатыми подшипниками, состоящими из корпуса 2, выполненного в форме цилиндрического стакана, и тел качения 3. Подшипники снабжены уплотнениями 5, выполненными в виде гофрированной трубы 6, имеющей форму усеченного конуса, заканчивающегося со стороны большего основания коаксиальной шайбой 7 Ь -образного сечения, состоящей из соединенных в единое целое внутренней кольцевой части, контактирующей с торцевыми поверхностями тел качения, и цилиндрической наружной части, зафиксированной в ответной коаксиальной цилиндрической проточке, выполненной в торце корпуса игольчатого подшипника в виде полой цилиндрической втулки, а со стороны меньшего основания - кольцом 8 в форме тора, зафиксированном в ответной торообразной проточке, выполненной в теле крестовины у основания шипа.
Карданный шарнир работает следующим образом: при передаче крутящего момента вилка 1 воздействует на крестовину 4 через игольчатые подшипники. При каждом обороте шарнира поочередно работают два игольчатых подшипника, расположенных в противоположных подшипниковых узлах каждой вилки, радиальная нагрузка воспринимается вилками шарнира. Уплотнение 5 защищает рабочую полость карданного шарнира от попадания в нее инородных частиц. При работе карданного шарнира уплотнение в форме гофрированной трубы 6 позволяет максимально растягиваться и сжиматься в осевом и радиальном направлении под действием давления смазки, ограничивая смещение тел качения 3 из рабочей области игольчатых подшипников без нарушения герметизации рабочего пространства.
Предлагаемая конструкция позволяет исключить попадание инородных тел в рабочую полость карданного шарнира и утечку смазочного материала, повысить надежность карданных шарниров за счет герметизации рабочей полости.
Рис. 11. Карданный шарнир
Рис. 12. Уплотнение карданного шарнира
Заключение. Таким образом, на основе проведенного анализа известных карданных передач были решены две задачи: обеспечение возможности замены частей карданного шарнира без демонтажа всей карданной передачи за счет использования сборного карданного шарнира со сменными втулками; исключение попадания инородных тел в рабочую полость карданного шарнира и утечки смазочного материала, повышение надежности карданных шарниров за счет герметизации рабочей полости новым уплотнением карданного шарнира. Предложены два варианта конструкций карданных шарниров на игольчатых подшипниках, позволяющие решить поставленные задачи.
Благодарности. Результаты получены в рамках выполнения госзаданий № 9.447.2014/к и 211/2014.
Acknowledgements. The results obtained in the framework of the state order № 9.447.2014 / k и 211/2014.
Библиографические ссылки
1. Меновщиков В. А., Ереско С. П. Исследование и совершенствование игольчатых подшипников карданных передач транспортно-технологических
машин : монография / КрасГАУ. Красноярск, 2006. 283 с.
2. Ереско Т. Т., Кукушкин Е. В., Меновщиков В. А. Современное состояние вопроса по исследованию пластического деформирования при статическом контактном нагружении игольчатых подшипников // Механики XXI века : материалы Х11 Всерос. науч.-техн. конф. с междунар. участием : сб. докладов. Братск : Изд-во ГОУ ВПО «БрГУ», 2013. С. 37-40.
3. Пат. 2224917 Российская Федерация, МПК7 F 16 C 11/06. Карданный шарнир / Сигаев А. М., Пастухов А. Г., Деревянкин В. Н. № 2002113785/11 ; заявл. 27.05.2002; опубл. 27.02.2004.
4. Johnson K. L. Contact mechanics. Cambridge University Press, 2001. Р. 200.
5. Popov V. L. Kontaktmechanik und Reibung. Ein Lehr- und Anwendungsbuch von der Nanotribologie bis zur numerischen Simulation. Springer-Verlag, 2009. 328 p.
6. Popov V. L. Contact Mechanics and Friction. Physical Principles and Applications. Springer-Verlag, 2010. 362 p.
7. Hyun S., Robbins M. O. Elastic contact between rough surfaces: Effect of roughness at large and small
wavelengths // Trobology International. 2007, Vol. 40. P. 1413-1422.
8. Ереско Т. Т., Кукушкин Е. В., Меновщиков В. А. Конструкция карданного шарнира со сменными шипами крестовины // Решетневские чтения : материалы XVIII Междунар. науч. конф. / СибГАУ. Красноярск, 2014. Ч. 2. С. 298-300.
9. Пат. 2220338 Российская Федерация, МПК7 F 16 C 11/06. Карданный шарнир / Сигаев А. М., Пастухов А. Г., Ольховский С. Н., Худошин А. С. № 2001120572/11 ; заявл. 23.07.2001 ; опубл. 27.12.2003.
10. Пат. 2205304 Российская Федерация, МПК7 F 16 C 11/06. Карданный шарнир / Сигаев А. М., Пастухов А. Г., Чехунов О. А. № 2001113339/28 ; заявл. 14.05.2001 ; опубл. 27.05.2003.
11. Пат. 2232309 Российская Федерация, МПК7 F 16 C 11/06. Карданный шарнир / Тимашов Е. П., Пастухов А. Г., Скурятин Н. Ф. № 2003100986/11 ; заявл. 13.01.2003 ; опубл. 10.07.2004.
12. Пат. 2238446 Российская Федерация, МПК7 F 16 C 11/06. Карданный шарнир и способ его технического обслуживания / Скурятин Н. Ф., Пастухов А. Г., Тимашов Е. П. № 2003106909/11 ; заявл. 12.03.2003 ; опубл. 20.10.2004.
13. Учебник тракториста-машиниста третьего класса : учебник / А. К. Болотов [и др.]. М. : Колос, 1982. 100 с.
14. Пат. 141878 Российская Федерация, МПК7 F 16 D 3/26. Карданный шарнир / Кукушкин Е. В., Меновщиков В. А., Ереско С. П., Ереско Т. Т. № 2014102339/11 ; заявл. 24.01.2014 ; опубл. 20.06.2014, Бюл. № 17. 2 с.
15. Пат. 146989 Российская Федерация, МПК7 F 16 D 3/26. Карданный шарнир / Кукушкин Е. В., Меновщиков В. А., Орлов А. А., Ереско С. П., Ереско Т. Т. № 2014119234/11 ; заявл. 13.05.2001 ; опубл. 27.10.2014, Бюл. № 30. 2 с.
References
1. Menovshchikov V. A., Eresko S. P. Issledovanie i soverhenstvovanie igolchati podhipnikov kardanii peredach transportno-tehnologicheski mahine. [Study and improvement of needle bearings driveline transport and technological machines]. Krasnoyarsk, KrasGAU Publ., 2006, 283 p.
2. Eresko T. T., Kukushkin E. V., Menovshchikov V. A. [State of the art research of plastic deformation under static loading pin needle bearings]. Sovremennoe sostoyanie voprosa po issledovaniju plasticheskogo
deformirovania pri staticheskom kontaktnom nagruzhenii igolchatykh podshipnikov. [Proceedings of the XII All-Russian scientific conference with international participation "Mechanics XXI Century"]. Bratsk, 2014, P. 37-40 (In Russ.).
3. Sigayev A. M., Shepherds A. G., Derevyankin B. N. Kardanyi sharnir. [Joint]. Patent RF, no. 2224917, 2004.
4. Johnson K. L. Contact mechanics. Cambridge University Press, 6. Nachdruck der 1. Auflage, 2001, 200 p.
5. Popov V. L. Kontaktmechanik und Reibung. Ein Lehr- und Anwendungsbuch von der Nanotribologie bis zur numerischen Simulation, Springer-Verlag, 2009, 328 p.
6. Popov V. L. Contact Mechanics and Friction. Physical Principles and Applications, Springer-Verlag, 2010, 362 p.
7. Hyun S., Robbins M. O. Elastic contact between rough surfaces: Effect of roughness at large and small wavelengths. Trobology International, 2007, Vol. 40, P. 1413-1422.
8. Eresko T. T., Kukushkin E. V., Menovshchikov V. A. [Universal joint design with replaceable spikes]. Materialy XVIII Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XVIII Intern. scientific. Conf. "Reshetnev Readings"]. Krasnoyarsk. 2014, P. 298-300 (In Russ.).
9. Sigayev A. M., Shepherds A. G., Olkhovskiy S. N., Hudoshin A. S. Kardanyi sharnir. [Joint]. Patent RF, no. 2220338, 2003.
10. Sigayev A. M., Shepherds A. G., Chekhun A. A. Kardanyi sharnir. [Joint]. Patent RF, no. 2205304, 2003.
11. Timashov E. P., Shepherds A. G., Skuryatin N. F. Kardanyi sharnir. [Joint]. Patent RF, no. 2232309, 2014.
12. Skuryatin N. F., Shepherds A. G., Timashov E. P. Kardanyi sharnir i metod ego tehnicheskogo obsluzhivania. [Universal joint and method of maintenance]. Patent RF, no. 2238446, 2004.
13. Bolotov A. K., Gurevich L. A., Likhanov V. A., Sychugov N. P. Uchebnik traktorista-mashinista tret'ego klassa [Textbook of tractor driver of the third class]. Moscow, Kolos Publ., 1982, 100 p.
14. Kukushkin E. V., Menovshchikov V. A., Eresko S. P., Eresko T. T. Kardanyi sharnir. [Joint]. Patent RF, no. 141878, 2014.
15. Kukushkin E. V., Menovshchikov V. A., Orlov A. A., Eresko S. P., Eresko T. T. Kardanyi sharnir. [Joint]. Patent RF, no. 146989, 2014.
© Ереско С. П., Ереско Т. Т., Кукушкин Е. В., Меновщиков В. А., 2015