Научная статья на тему 'Обеспечение доступа к гетерогенным информационным ресурсам через электронный учебный план системы орокс и систему накопления информационных ресурсов'

Обеспечение доступа к гетерогенным информационным ресурсам через электронный учебный план системы орокс и систему накопления информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение доступа к гетерогенным информационным ресурсам через электронный учебный план системы орокс и систему накопления информационных ресурсов»

Обеспечение доступа к гетерогенным информационным ресурсам через электронный учебный план системы ОРОКС и систему накопления информационных ресурсов

Н.Ю. Соколова

Московский государственный институт электронной техники (технический университет)

e-mail: [email protected]

Наряду с традиционными методиками обучения студентов в Московском государственном институте электронной техники (техническом университете) - МИЭТ применяются элементы электронного обучения e-learning, для этого в системе ОРОКС (оболочка для создания обучающих и контролирующих систем) создается электронный учебный план (ЭУП), отражающий все компоненты реального процесса обучения по дисциплине. ЭУП - это перечень тем дисциплины со сроками, отводимыми на изучение. В свою очередь каждая тема дисциплина включает комплект разноформатных гетерогенных информационных ресурсов (РГИР) поддержки обучения. Каждая тема может содержать следующий набор ресурсов: методические указания, теоретические сведения, примеры решений, видеотренажеры, видеолекции со сменой слайдов, задания, тесты и др. До начала обучения преподаватель публикует РГИР в электронной коллекции информационных ресурсов МИЭТ. Каждый РГИР сопровождается описанием, по параметрам которого будет в дальнейшем осуществляться поиск и доступ к ресурсу. Следующий шаг - это создание электронного сценария обучения и подключение ранее опубликованных РГИР. Подготовительный процесс заканчивается открытием доступа студентов к ЭУП.

На факультете прикладных информационных технологий МИЭТ используется ЭУП в ряде дисциплин, в том числе и при обучении студентов программированию. Доступ к РГИР электронного учебного плана открыт для студентов постоянно (за исключением рубежного контроля) и из любого места, где имеется компьютер, подключенный к сети Интернет. Это дает возможность студентам гибко планировать свое время при подготовке к занятиям (лабораторным работам, тестам). Отметим, что особенностью обучения является проведение семинарских занятий в компьютерном классе с использованием ЭУП. Каждый преподаватель знаком с ситуацией, когда в студенческой группе уровень подготовленности студен-

тов различен. Кто-то имел опыт программирования, а кто-то нет. Использование с различной сложностью заданий в составе ЭУП дает возможность «трудоустроить» всех студентов.

Кроме описанной выше возможности получения доступа к РГИР поддержки учебного процесса система ОРОКС позволяет:

• осуществить адресную доставку преподавателю опубликованных студентом материалов, разработанных в результате выполнения работы, для последующего их анализа,

• информировать преподавателя и студента о размещенных материалах,

• осуществлять постоянный мониторинг работы студента и формировать отчеты о результатах выполнения работы.

ЭУП по курсу «Программирование на языке высокого уровня» включает 9-ть тем (рис.1). Обязательными компонентами каждой темы являются: презентация преподавателя (рис.2), задания для решения на семинаре, задания к лабораторной работе. В свою очередь презентация включает краткий обзор теоретических сведений по теме и набор примеров программирования. По отдельным темам курса кроме обязательных компонентов содержит видеоролик с пояснениями преподавателя (рис. 3.) алгоритмов, текстов и результатов выполнения программ, тестовые модули по теории (рис. 4), дополнительные справочные материалы. Кроме возможности доступа к учебным материалам и тестам студенты могут узнать и результаты контрольных работ, которые проводятся традиционным способом и оперативно выставляются преподавателем.

1. ПрограммироЕ

[Теория]

Занятая

Дисциплины Сроки Прим

х алгоритмов(с 07.02.2009 по 20.02.2009) (Соколова Натэппа Юрьевна)

а а

^ ИиП.

а а

^ ИиП.

а а а

^ ИиП.

Юрьев

[КОНТР] Тест 1 о 07.02.2009 по 01.03.2009

Программирование ветвящихся алгоритмов(с 24.02.2009 по 06.03.2009) (Соколова Натэппа Юрьевна) [Тюрю] Презентация с 24.02.2009 по 0«.03.200Э

[КОНТР] Теет с 24.02.2009 по 06.03.2009

Программирование цикличс Программирование задач с

горитмов на С+*{с 10.03.2008 по 23.03.2009) (Соколова Натэппа Юрьевна)

I одномерных массивов (с 27.03.2009 по 03.04.2009) (Соколова Натзлпа

Рис. 1. ЭУП по программированию на языке высокого уровня

Рис. 3. Фрагмент видеоролика с пояснениями преподавателя

Введите оператор, обеспечивающий пропуск оставшихся операторов тела цикла и перехол к следующей иттераиии цикла

| Продолжить j | Прервать модуль Чему равно значение s после выполнения фрагмента программы

int s=0, а=3,

for (int i=Oj < 3; H-+)

Как по другому можно записать оператор присваивания »-

11—«-Н ]

| Продолжить | | Прервать модуль | Чему равно начальное значение при нахождении» суммы?

| Продолжить | [ Прервать модуль |

| Продолжить | | Прервать модуль

Рис. 4. Фрагменты тестовых заданий

Из опыта проведения занятий с использованием ЭУП можно отметить, что студенты, имеющие опыт программирования, на семинаре знакомились с презентацией по теме самостоятельно в более высоком темпе, чем другие студенты, и сразу приступали к выполнению заданий в среде программирования. По мере выполнения ими заданий результаты демонстрировались преподавателю. Для ребят ранее не знакомых с программированием и, тех, кому программирование дается с трудом преподаватель рассматривал примеры программирования с использованием презентации, а далее решение примеров по программированию обсуждались у доски. Как правило, такие студенты решения записывали в тетрадях, не используя компьютеры. Таким образом, удалось организовать работу и заинтересовать студентов разного уровня подготовленности и способностей к программированию.

Студенты по тем или иным причинам пропустившие занятия имели возможность проработать материал самостоятельно, а выполненные задания для самостоятельного решения отправить преподавателю на проверку.

Сочетание традиционной методики обучения основам программирования с e-learning на семинарах в компьютерном классе позволило не только использовать презентации PowerPoint, видеоролики с пояснениями преподавателем, а студентам проверять правильность написания программ в среде программирования, но и проводить компьютерное тестирование теоретических знаний студентов, обеспечить доступ ко всем материалам, которые преподаватель использовал на семинаре и рекомендовал для дополнительного изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.