Обеспечение доступа к гетерогенным информационным ресурсам через электронный учебный план системы ОРОКС и систему накопления информационных ресурсов
Н.Ю. Соколова
Московский государственный институт электронной техники (технический университет)
e-mail: [email protected]
Наряду с традиционными методиками обучения студентов в Московском государственном институте электронной техники (техническом университете) - МИЭТ применяются элементы электронного обучения e-learning, для этого в системе ОРОКС (оболочка для создания обучающих и контролирующих систем) создается электронный учебный план (ЭУП), отражающий все компоненты реального процесса обучения по дисциплине. ЭУП - это перечень тем дисциплины со сроками, отводимыми на изучение. В свою очередь каждая тема дисциплина включает комплект разноформатных гетерогенных информационных ресурсов (РГИР) поддержки обучения. Каждая тема может содержать следующий набор ресурсов: методические указания, теоретические сведения, примеры решений, видеотренажеры, видеолекции со сменой слайдов, задания, тесты и др. До начала обучения преподаватель публикует РГИР в электронной коллекции информационных ресурсов МИЭТ. Каждый РГИР сопровождается описанием, по параметрам которого будет в дальнейшем осуществляться поиск и доступ к ресурсу. Следующий шаг - это создание электронного сценария обучения и подключение ранее опубликованных РГИР. Подготовительный процесс заканчивается открытием доступа студентов к ЭУП.
На факультете прикладных информационных технологий МИЭТ используется ЭУП в ряде дисциплин, в том числе и при обучении студентов программированию. Доступ к РГИР электронного учебного плана открыт для студентов постоянно (за исключением рубежного контроля) и из любого места, где имеется компьютер, подключенный к сети Интернет. Это дает возможность студентам гибко планировать свое время при подготовке к занятиям (лабораторным работам, тестам). Отметим, что особенностью обучения является проведение семинарских занятий в компьютерном классе с использованием ЭУП. Каждый преподаватель знаком с ситуацией, когда в студенческой группе уровень подготовленности студен-
тов различен. Кто-то имел опыт программирования, а кто-то нет. Использование с различной сложностью заданий в составе ЭУП дает возможность «трудоустроить» всех студентов.
Кроме описанной выше возможности получения доступа к РГИР поддержки учебного процесса система ОРОКС позволяет:
• осуществить адресную доставку преподавателю опубликованных студентом материалов, разработанных в результате выполнения работы, для последующего их анализа,
• информировать преподавателя и студента о размещенных материалах,
• осуществлять постоянный мониторинг работы студента и формировать отчеты о результатах выполнения работы.
ЭУП по курсу «Программирование на языке высокого уровня» включает 9-ть тем (рис.1). Обязательными компонентами каждой темы являются: презентация преподавателя (рис.2), задания для решения на семинаре, задания к лабораторной работе. В свою очередь презентация включает краткий обзор теоретических сведений по теме и набор примеров программирования. По отдельным темам курса кроме обязательных компонентов содержит видеоролик с пояснениями преподавателя (рис. 3.) алгоритмов, текстов и результатов выполнения программ, тестовые модули по теории (рис. 4), дополнительные справочные материалы. Кроме возможности доступа к учебным материалам и тестам студенты могут узнать и результаты контрольных работ, которые проводятся традиционным способом и оперативно выставляются преподавателем.
1. ПрограммироЕ
[Теория]
Занятая
Дисциплины Сроки Прим
х алгоритмов(с 07.02.2009 по 20.02.2009) (Соколова Натэппа Юрьевна)
а а
^ ИиП.
а а
^ ИиП.
а а а
^ ИиП.
Юрьев
[КОНТР] Тест 1 о 07.02.2009 по 01.03.2009
Программирование ветвящихся алгоритмов(с 24.02.2009 по 06.03.2009) (Соколова Натэппа Юрьевна) [Тюрю] Презентация с 24.02.2009 по 0«.03.200Э
[КОНТР] Теет с 24.02.2009 по 06.03.2009
Программирование цикличс Программирование задач с
горитмов на С+*{с 10.03.2008 по 23.03.2009) (Соколова Натэппа Юрьевна)
I одномерных массивов (с 27.03.2009 по 03.04.2009) (Соколова Натзлпа
Рис. 1. ЭУП по программированию на языке высокого уровня
Рис. 3. Фрагмент видеоролика с пояснениями преподавателя
Введите оператор, обеспечивающий пропуск оставшихся операторов тела цикла и перехол к следующей иттераиии цикла
| Продолжить j | Прервать модуль Чему равно значение s после выполнения фрагмента программы
int s=0, а=3,
for (int i=Oj < 3; H-+)
Как по другому можно записать оператор присваивания »-
11—«-Н ]
| Продолжить | | Прервать модуль | Чему равно начальное значение при нахождении» суммы?
| Продолжить | [ Прервать модуль |
| Продолжить | | Прервать модуль
Рис. 4. Фрагменты тестовых заданий
Из опыта проведения занятий с использованием ЭУП можно отметить, что студенты, имеющие опыт программирования, на семинаре знакомились с презентацией по теме самостоятельно в более высоком темпе, чем другие студенты, и сразу приступали к выполнению заданий в среде программирования. По мере выполнения ими заданий результаты демонстрировались преподавателю. Для ребят ранее не знакомых с программированием и, тех, кому программирование дается с трудом преподаватель рассматривал примеры программирования с использованием презентации, а далее решение примеров по программированию обсуждались у доски. Как правило, такие студенты решения записывали в тетрадях, не используя компьютеры. Таким образом, удалось организовать работу и заинтересовать студентов разного уровня подготовленности и способностей к программированию.
Студенты по тем или иным причинам пропустившие занятия имели возможность проработать материал самостоятельно, а выполненные задания для самостоятельного решения отправить преподавателю на проверку.
Сочетание традиционной методики обучения основам программирования с e-learning на семинарах в компьютерном классе позволило не только использовать презентации PowerPoint, видеоролики с пояснениями преподавателем, а студентам проверять правильность написания программ в среде программирования, но и проводить компьютерное тестирование теоретических знаний студентов, обеспечить доступ ко всем материалам, которые преподаватель использовал на семинаре и рекомендовал для дополнительного изучения.