Методика использования внешних электронных ресурсов по дисциплине «Социология»для бакалавриата, направление «Инфокоммуникативные технологии и системы связи»
И. М. Горбачева
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия
Электронный ресурс: «История социологии»
https://www.youtube.com/ watch?v=S0BChBn-CkE&feature=youtu.be представляет собой полуторачасовую видеолекцию с заданием (рекомендуемые темы для обсуждения на семинаре). Видеолекция размещена на бесплатной интернет-платформе «Образование для всех» (Первый образовательный телеканал СГУ ТВ). В ходе ее изучения студенты знакомятся с предметом и структурой истории социологии, с основными школами и направлениями классической социологии, с макро- и микросоциологическими теориями зарубежной социологии, а также с важнейшими направлениями российской социологической мысли.
Электронный ресурс предназначен для сопровождения самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию по темам «Социология как наука» и «Становление и развитие социологии». После изучения предложенного ресурса студентам предлагается:
— подготовиться к обсуждению на семинаре предложенных в видеолекции тем:
— «Причины возникновения социологии в России», «Основные российские социологические школы и направления», «Историческая судьба российской социологии после 1917 г.»;
— выступить с докладом на семинаре по предложенным темам;
— выполнить задания теста С1 (в ОРОКС).
Цели и задачи использования внешнего электронного ресурса
В курсе «Социология» в рамках часов аудиторной работы нет возможности подробно рассмотреть вопросы истории развития науки и основные социологические теории. В связи с этим студентам предлагается, пользуясь рекомендуемой литературой и видеолекцией, самостоятельно изучить указанные темы, необходимые для осмысления и оценки культурных, ментальных, этических явлений и тенденций социологической науки.
Основные методические рекомендации студенту по использованию электронного ресурса и подготовке к выполнению заданий
При подготовке к практическому занятию и тестированию по темам «Социология как наука» и «Становление и развитие социологии» в качестве дополнительного источника изучается электронный ресурс «История социологии» https://www.youtube. com/watch ?v =S0BChBn - CkE&feature =youtu. be. В ходе изучения видеолекции есть возможность подробно ознакомиться с предметом и структурой истории социологии, с основными школами и направлениями классической социологии, с макро и микросоциологическими теориями зарубежной социологии, а также с важнейшими направлениями российской социологической мысли. На основе ознакомления с электронным ресурсом и дополнительной литературой студент:
— готовится к обсуждению на практическом занятии указанных тем;
— выбирает тему для доклада на семинаре и готовится к выступлению;
— демонстрирует свои знания, выполняя тестовое задание в системе ОРОКС (Тест С1).
Методические рекомендации студенту по подготовке доклада
Доклад представляется в устной форме в ходе семинара, может сопровождаться мультимедийной презентацией. Доклад также является дополнительным по отношению к лекциям и учебным пособиям источником информации для слушателей, он не должен основываться исключительно на лекционном материале или на учебниках.
В докладе важно выделить основные структурные элементы.
Вступление. Докладчик должен заинтересовать слушателей, сформулировать актуальность, новизну исследований, подчеркнуть важность и цель проведенной работы. Важно установить психологический контакт со слушателями. Вступление должно быть очень кратким.
Основная часть. В ней рассказывается об использованных методах исследований, проделанной работе, анализируются полученные результаты. Необходимо раскрыть суть темы или проблемы,поддерживать интерес и внимание у собеседников, не давая аудитории отвлечься от содержания речи.
Заключение. Подводятся итоги работы. Докладчик завершает выступление и отвечает на вопросы аудитории. Для рефлексии важно призвать аудиторию к обсуждению выступления.
Во время своего доклада:
1) вы должны вспомнить материал максимально подробно и выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом, иначе вы сможете проговорить все отведенное на доклад время и не раскрыть сущность вопроса;
2) стремитесь к свободному изложению доклада, минимизируя чтение с листа;
3) сохраняйте визуальный контакт со слушателями. Улавливайте отношение к себе и к тому, что говорите.
4) соблюдайте регламент выступления (5—7мин).
Темы для доклада.
1. Основы справедливого общества в идеологии конфуцианства и даосизма.
2. Идеальное государство в трудах Платона и Аристотеля.
3. Социально-религиозные концепции средних веков.
4. Теории общественного договора Дж. Локка и Т. Гоббса.
5. Идеальнй правитель в теории Н. Макиавелли.
6. Ш. Монтескье «О духе законов».
7. Концепция естественного порядка и социального неравенства Ж. Руссо.
8. Позитивизм О. Конта.
9.Эволюционистская концепция Г. Спенсера.
10. Социологическая концепция марксизма.
11. Социал-дарвинистская концепция.
12. Психологические концепции Запада.
13. Психолого-аналитическая концепция З. Фрейда.
14. Социологическая система В. Парето.
15. Формальная социология.
16. Социологическая концепция Э. Дюрк-гейма.
17. Социология М. Вебера.
18. Социологические теории П. А. Сорокина.
19. Концепции географического детерминизма, органицизма и психологизма в России.
20. Системный подход в социологической теории Н. Я. Данилевского.
21. Российская этико-субъективист-ская школа.
22. Социологические концепции российского неокантиантства.
23. Социологические концепции народничества.
Методические рекомендации преподавателю по использованию электронного ресурса и оценке качества его усвоения
Электронный ресурс «История социологии» помогает дополнить темы программы курса «Социология как наука»
и «Становление и развитие социологии». Видеолекция предназначена для сопровождения самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию, а также позволяет проверить качество усвоения материала, оценивая участие в обсуждении тем, предложенных в ресурсе: «Причины возникновения социологии в России», «Основные российские социологические школы и направления», «Историческая судьба российской социологии после 1917 г.», подготовку доклада по предложенным темам, а также ответы на вопросы теста.
Выступление студента должно соответствовать основным требованиям:
Четкое определение излагаемой темы, ее точная формулировка, последовательность аргументации данной проблемы, правильное и содержательное использование понятий и терминов.
Материал должен излагаться исчерпывающе и логично, студент должен хорошо ориентироваться в теме доклада и не затрудняться в ответах на вопросы по содержанию выступления.
Тестирование в электронной системе ОРОКС позволяет оценить знание студентом содержания основных социологических понятий, категорий, идей по темам «Социология как наука» и «Становление и развитие социологии». Для получения максимального балла студент должен дать верные ответы на вопросы теста.
Система контроля и оценивания
Участие в обсуждении предложенных в видеолекции тем оценивается максимально в 5 баллов и является составляющей оценки в графе Активность / посещаемость. Доклад и выполнение теста в системе ОРОКС (тест С1) оценивается максимально в 10 баллов каждый, оценки выставляются в НБС.
Разработчик:
Горбачева Ирина Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шоки-на, д. 1),