Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2017. №4
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Обеспечение безопасности детей и молодежи в условиях поликультурного образовательного пространства
о. в. гукаленко
(Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО; e-mail: olga_ gukalenko@mail.ru)
В работе представлены методологические основы, сущность и содержание социально-педагогической безопасности. Раскрыты компоненты и функции образовательного пространства по обеспечению социальной безопасности личности. Рассмотрены отдельные виды социальной безопасности, представлены характеристики данного феномена как научно-педагогической категории.
Ключевые слова: социальная безопасность, социальный педагог, поликультурность, поликультурное образовательное пространство, социокультурная среда, социально-педагогическая безопасность.
Современная цивилизация характеризуется противоречивостью и создаёт беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения многих его профессиональных, социальных и бытовых проблем. В то же время смена ценностей, рынок, процессы глобализации не всегда обеспечивают безопасность и комфорт для человека. Сегодня в мире обостряются экономическое и социальное неравенство регионов, социальных групп и отдельных людей. Социальное неблагополучие влияет на духовно-нравственное, культурное и физическое состояние нации и, особенно детей и молодёжи. В образовательной среде меняется система ценностей, усиливается коммерциализация образования, нарастают тревожные тенденции социокультурной дезадаптации молодёжи, её неустроенности, разочарования и агрессивности. Очевидно, что культурная эволюция и рыночная экономика не только создают возможности, но и порождают новые опасности и угрозы как для человека, так и для человечества. Использовать позитивные возможности современной цивилизации и противостоять её негативным тенденциям смогут только те, кто будет обладать высоким уровнем культуры, необходимыми компетенциями и личностными качествами. Ясно, чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою общую культуру и внутреннюю духовную жизнь.
Необходимо отметить, что новое поколение молодёжи выросло в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми особенностями, такими как:
- высокая динамика изменений в жизни;
- быстрое освоение детьми социального опыта;
- стремительное развитие процессов интеграции и глобализации в современном мире;
- смещение ценностных ориентаций и личностно-значимых моделей поведения учащихся;
- обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам и др.
Следует выделить ряд базисных сходных критических, а иногда и драматических ситуаций, характерных для современной молодёжи: конфликтные отношения со сверстниками; осложнения во взаимоотношениях с родителями и учителями; трудности в изучении отдельных школьных предметов; проблемы во взаимоотношении с интернет-ресурсами; сложности межкультурной коммуникации и др.
В этой ситуации актуализируется вопрос социально-педагогической безопасности детей и молодёжи, что определяется рядом факторов, среди которых:
- определение приоритетных задач государственной политики в вопросах гражданско-патриотического воспитания и формирования российской идентичности;
- повышение роли взаимосвязи образования и культуры, гуманизации и демократизации образовательного процесса;
- нарастание внешних и внутренних проблем и рисков, связанных с процессами глобализации, рыночной экономикой, распространением массовой культуры среди детей и молодёжи;
- свертывание программ и проектов социально-педагогической поддержки и адаптации детей и молодёжи к новым социокультурным условиям;
- востребованность педагогических категорий «образовательное пространство» и «безопасность детей и молодёжи» как ответ на вызовы современной социокультурной действительности.
Всё это выдвигает перед отечественной системой образования и социальными институтами необходимость поиска новых подходов для комплексного решения проблемы безопасности детей и молодёжи. В этом направлении интерес представляет такая педагогическая категория, как «образовательное пространство», изучению которой посвящены работы современных учёных Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, Е. П. Голобородько, Ю. С. Давыдова, Г. Д. Дмитриева, З. А. Мальковой, М. Н. Кузьмина, л. л. Супруновой, М. Г. Тайчинова, р. люсиер, С. чай-клина и др.
Создание методологически обоснованной и практико-ориентиро-ванной социально-педагогической системы обеспечения безопасности детей и молодёжи предполагает решение следующих задач: формирование у детей и молодёжи системы ценностей, связанной с особенностями социокультурного развития россии и мира; оказание помощи молодёжи и детям в овладении способами и навыками социокультурной адаптации и межкультурной коммуникации; поддержание процесса формирования у детей и молодёжи ясного представления о них самих, смысле их существования, проблемах человека и человечества.
Актуальность категории «образовательное пространство» применительно к процессу обеспечения безопасности детей и молодёжи определяется тем, что формирующееся информационное общество, изменение требований социума к характеру и содержанию подготовки выпускника школы и вуза, образовательные запросы детей и молодёжи «цифрового» века потребовали от системы образования новых образовательных результатов и новых организационных форм образовательного процесса. Именно социально-педагогическая категория «образовательное пространство» готово к выполнению нового социального заказа (консолидация общества, формирование российской идентичности, достижение эффекта «социального лифта», выравнивание социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями и др.).
Появление категории «поликультурное образовательное пространство» обусловлено объективными обстоятельствами, в первую очередь, поликультурностью общества; «поликультурность представляет собой качественную характеристику современного мира».
К настоящему времени в науке сложилось несколько подходов к определению поликультурного образовательного пространства (В. П. Борисенков, С. К. Бондырева, Ю. С. Давыдов, А. Н. Джуринский, Н. Д. Никандров, В. Е. Шукшунов и др.). Среди его наиболее значимых признаков называются следующие: высокий уровень интеграции; согласованная деятельность образовательных учреждений, социальных институтов и органов управления образованием; свободный доступ на равных условиях всех граждан, входящих в общее образовательное пространство, к государственным образовательным и культурно-просветительским ценностям; академическая и профессиональная мобильность и др.
Правовые основы развития поликультурного образовательного пространства опираются на законодательную базу, находя отражение в стандартах образования, в Национальной доктрине образования в рФ на период до 2025 г. Вместе с тем, вопросы образовательного пространства недостаточно исследованы в направлении проектирования современной образовательной политики, а также в аспекте организации
новых форм и средств обучения, воспитания учащихся и обеспечения их защищённости.
Поликультурное образовательное пространство - это особая реальность, создаваемая на основе укрепления и углубления связей региональных образовательных систем, обеспечивающая условия для их культурного взаимообмена и взаиморазвития и направленная на подготовку молодежи к жизни в условиях поликультурной среды. Поликультурное образовательное пространство РФ выстраивается на основе национальных традиций, национально-культурной идентификации подрастающего поколения, с учетом региональных особенностей, общемировых тенденций развития и общецивилизационных идеалов.
Как любая другая система, поликультурное образовательное пространство строится и функционирует на основе единства целеполагания, корреляции и взаимодействия её компонентов. Целью является обеспечение высокого качества воспитания и образования человека путём создания гуманистической культуросообразной атмосферы, ориентированной на личностный подход в развитии каждого ребёнка, на выработку и реализацию условий социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодёжи в поликультурном социуме. Функциями поликультурного образовательного пространства выступают -формирование и развитие у молодежи представлений о многообразии культур в мире и своей стране, воспитание позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитие умений и навыков гуманного, продуктивного взаимодействия с носителями других культур. Развитие поликультурного образовательного пространства основано на ряде важных принципов: адаптации к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; толерантного взаимодействия между людьми, воспитанными в культурах с разными традициями; диалогических отношений между различными культурами; отказа от культурно-образовательной монополии одной из национальных культур.
Образовательное пространство, возникающее на основе таких представлений, можно определить как поликультурное и полисоциальное. Оно включает в себя множество субкультур, носителями которых являются самые разные социальные группы: представители различных рас и этносов, мужчины и женщины, городские и сельские жители. В образовательном пространстве каждая из культур представлена как фактически данная, как объективная реальность. Поликультурное образовательное пространство понимается нами не только, как «... учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего поколения., но и ..., все то, что обусловливает глубокие изменения в многокультурном обществе». Поликультурное образовательное пространство обладает рядом свойств, характеризующих
его как среду потенциально способную обеспечить и обеспечивающую эффективную социально-педагогическую поддержку и безопасность детям и молодёжи.
Как важнейшие свойства поликультурного образовательного пространства мы выделяем аксиологичность и высокий уровень субъект-ности: «... высшей ценностью поликультурного образовательного пространства является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования . связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации».
Характерными особенностями образовательного пространства, обеспечивающего безопасность детей и молодежи, выступают:
- потенциал свободы как возможность реализации образования, основанного на гармоничном и свободном сочетании общечеловеческих ценностей, современных достижений глобальной мировой культуры, национально- и территориально-культурных традиций территориальных сообществ, народов, этносов и субэтносов российской Федерации;
- многофункциональность - «соответствие многообразным целям, возможность решения разного уровня и типа задач, осуществление разнообразных видов образовательной деятельности»;
- многопрофильность - «предоставление широкого спектра образовательных услуг, дифференцированных по признакам разных видов содержания (в том числе, технологий образования)»;
- высокая степень адаптивности и изменчивости - «высокая степень образовательной толерантности, быстрое реагирование на меняющуюся ситуацию»;
- высокий уровень вариативности (в целях, содержании, технологиях, организационных моделях и др.) и, одновременно, системность в применении «образовательных парадигм и практик, образовательных «институций» и способов взаимодействий субъектов образования».
При этом, поликультурное образовательное пространство, решая задачи обеспечения социально-педагогической безопасности детей и молодёжи, призвано учитывать следующие факторы: многообразие культурных ценностей, национальных и религиозных традиций; необходимость знакомства учащихся с культурами Востока и Запада, их принципами и особенностями; принципиальную важность умения жить в общностях, где влияние культур накладывается друг на друга; приоритет общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей.
В контексте развития поликультурного образовательного пространства социальную безопасность мы рассматриваем как готовность и способность человека к продуктивному и толерантному взаимодействию
с субъектами социальной поликультурной среды (люди, общественные и государственные институты, артефакты культуры и др.).
Учёные Т. С. Борисова, Л. А. Михайлов, С. В. Петров, М. М. Плоткин, Р. Я. Рахматулин, Л. И. Шерснов и др. выделяют несколько видов безопасности, а именно: безопасность в экстремальных жизненных ситуациях; духовно-нравственная безопасность; гражданско-правовая безопасность; обеспечение здорового образа жизни; информационная безопасность и др.
Эффективность и качество социально-педагогической безопасности определяется, с одной стороны, уровнем социального взаимодействия институтов воспитания в отношении воспитанника, а с другой - уровнем его воспитанности (в том числе поведением в социуме, в семье). Представляется целесообразным выделить в социально-педагогической безопасности следующие аспекты:
- духовно-нравственная и гражданско-патриотическая безопасность как соответствие сформированного у воспитанника опыта духовно-нравственного поведения непреходящим ценностям отечественного уклада жизни;
- физическая безопасность как принятие жизни и здоровья детей и подростков высшей ценностью государства и общества и понимание воспитанниками потенциальных угроз своему здоровью;
- правовая безопасность как обеспечение неприкосновенности жизни и свободы детей и подростков посредством законодательной базы и, одновременно, осознание детьми и молодежью своих прав и обязанностей;
- информационная безопасность понимаемая, с одной стороны, как ограждение подрастающего поколения от нежелательного контента сети Интернет, а с другой - осознание детьми и молодежью связанных с ним опасностей.
Опираясь на наработки учёных (Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, Т. С. Борисова, Г. Г. Силласте и др.) мы характеризуем возможности поликультурного образовательного пространства по обеспечению отдельных видов безопасности детей и молодёжи, выделенных как: духовно-нравственная, гражданско-патриотическая, правовая, физическая и информационная безопасность.
Духовно-нравственная безопасность подразумевает развитие системы ценностей и моральных качеств личности. Молодёжь зачастую бывает жестокой, предрасположенной к насилию, нередко проявляется её бездуховность. Недостаточно развиты такие качества, как терпимость, что может превратить её в объект для внешнего манипулирования. Важно, чтобы современная молодёжь имела свою позицию, умела отстаивать её и в то же время была готова к жизни и сосуществованию с другими людьми, которые имеют отличные взгляды, традиции, убеждения.
Сопровождение безопасности детей и молодёжи призвано основываться на методиках, СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ и региональных программах социального взаимодействия, а также на позитивных социальных практиках поликультурного воспитания.
При этом важно учитывать: наличие и взаимодействие разнообразных культур; принципы диалога и поликультурности; многообразие культурных ценностей (национальных, транснациональных, ценностей молодёжной субкультуры, народных и религиозных традиций, а также выработку умений жить в обществе, где взаимное влияние культур накладывается друг на друга).
Гражданско-патриотическая безопасность. Её обеспечение призвано учитывать, что этот процесс обусловлен одновременно природными и социальными стереотипно-поведенческими условиями взаимодействующих культур. Межкультурные коммуникации требуют понимания чужих «стереотипов» поведения, отражённых в национальных традициях, обычаях и адекватного их восприятия. В этой ситуации задача поликультурного образования состоит в том, чтобы заложить гражданское начало в человеке, сформировать у него умение жить в гармонии с другими народами и нациями. В систему образования всех уровней должны быть встроены идеи патриотизма, идеи общности и интернационализма. чувство общности воспитывают такие символы, как флаг, герб, гимн, общие герои. Необходимо формировать у детей и молодёжи понимание роли и места россии в современном мире. При этом должно охраняться самобытное развитие всех народов, на основе защиты этно-политических, этнокультурных интересов граждан, сообществ многонациональной россии.
В содержание технологий поликультурного образовательного пространства должны быть заложены пути и механизмы достижения высокого уровня гражданской культуры у учащейся молодёжи, национального и конфессионального разнообразия, которые призваны быть нацелены на обеспечение гражданско-патриотической безопасности детей и молодёжи.
Поликультурное образовательное пространство позволяет использовать междисциплинарные и межведомственные подходы в решении проблем безопасности детей и молодёжи, путём партнёрства семьи и школы, повышения социально-педагогической подготовки родителей, оказания им конкретной помощи в разрешении адресных проблем воспитания в семье.
Практика обеспечения гражданско-патриотической безопасности будет эффективной при условии разработки соответствующих методик и технологий, формирования мировоззренческой устойчивости, гра-жданско-патриотической позиции, способности противостоять антикультуре.
Правовая безопасность предполагает формирование правовой культуры у молодёжи, знание конституционных и гражданских прав и свобод. Важно воспитывать правовое сознание, правовые убеждения, актуализировать идеи самоценности человека. Соблюдение норм международного и государственного права в поликультурном образовательном пространстве выступает условием поддержки учащихся в их приобщении к мировой и национальной культуре.
Результаты исследования подтвердили, что почти каждый второй учащийся конфликтует со сверстниками, более половины опрошенных указывают на низкие материальные возможности семьи. Особый дискомфорт испытывают учащиеся подросткового возраста в проявлении Я-концепции, у них возникает чувство одиночества, они испытывают трудности в адаптации к социальному окружению.
Правовая безопасность предполагает формирование правовой культуры у молодёжи, знание конституционных и гражданских прав и свобод. Основными механизмами социально-педагогического обеспечения правовой безопасности детей и молодёжи в поликультурном образовательном пространстве являются: развитие региональных образовательных систем, основанное на общем понимании всеми его участниками ценностей и смыслов социокультурной действительности; признание всеми субъектами поликультурного образовательного пространства приоритетности интересов детей и молодежи; интеграция усилий государства и общественных институтов по обеспечению безопасности личности в поликультурном пространстве.
Физическая безопасность. Многочисленные исследования учёных и статистика подтверждают, что резко ухудшаются показатели здоровья нации, особенно резко критические показатели в этом направлении среди детей и молодёжи. Физическая безопасность - это, прежде всего, здоровый и безопасный образ жизни. у молодёжи должна быть сформирована ответственность за сохранность собственного здоровья, выработаны навыки и модели здорового образа жизни, воспитано негативное отношение к вредным привычкам. В среде современной молодёжи растёт употребление алкоголя, табака. у студенческой молодёжи наблюдаются психосоматические нарушения и хронические заболевания, поэтому поликультурное образовательное пространство, образовательные учреждения призваны в центр внимания поставить сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование культуры здоровья, безопасного образа жизни.
Информационная безопасность. Социокультурные изменения в обществе создают, с одной стороны, качественно новые возможности для жизненного выбора человека, с другой - оказывают деструктивное воздействие. Нередко информационное воздействие вызывает психоэмоциональную и социально-психологическую напряжённость, приводит
к искажению нравственных критериев и норм и как следствие влечёт за собой неадекватное поведение молодых людей. Зачастую в СМИ, в Интернете процветает девальвация духовных ценностей, идёт пропаганда низкопробной массовой культуры, культивируются насилие, расовая и межконфессиональная неприязнь, конфликты.
Особое место в современном обществе занимает всемирное информационное пространство, ставшее, по сути, виртуальным миром жизни молодежи и подростков. Свободный доступ к ценностям культуры, высокие потенциальные возможности общения «без границ», многоли-кость и интеркультурность позволяют рассматривать информационное пространство как поликультурное образовательное. Незащищенность психики молодых людей может привести в случае воздействия системных негативных информационных факторов к деформации сознания и поведения личности. В поликультурном образовательном пространстве должны быть реализованы методики информационной безопасности, приёмы межкультурного диалога, толерантного восприятия детьми и молодёжью социальных и культурных различий.
Создание методологически обоснованной и практико-ориентиро-ванной социально-педагогической системы обеспечения безопасности детей и молодёжи в условиях поликультурного образовательного пространства предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей и молодёжи системы ценностей, связанной с особенностями социокультурного развития россии и мира;
- оказание помощи молодёжи и детям в овладении способами и навыками социокультурной адаптации и межкультурной коммуникации;
- поддержание процесса формирования у детей и молодёжи ясного представления о них самих, смысле их существования, проблемах человека и человечества.
Практика социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодёжи призвана опираться на социокультурную детерминированность поликультурного образовательного пространства с опорой на особенности (исторические, национальные, эколого-климатические, социально-экономические) в контексте социокультурных, образовательных и здоровьесберегающих запросов регионов и соотнесения их с имеющимся научно-образовательным, культурным и социально-экономическим потенциалом.
Интересен региональный опыт реализации потенциала поликультурных образовательных пространств в формировании мировоззрения школьников, их духовности, гражданско-патриотической идентичности. Для выявления современных моделей обеспечения безопасной среды нами рассмотрены формы воспитательной работы, реализуемые в различных регионах российской Федерации. Анализ опыта работы показал, что практически во всех субъектах Федерации приняты
законы и разработаны долгосрочные программы, регламентирующие вопросы организации патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи, ведется активная работа в данном направлении. При этом, в регионах используются как традиционные, апробированные и общепризнанные, так инновационные формы и технологии духовно-нравственного воспитания молодежи. В частности в системе регионального воспитания в 2015-16 гг. представлены:
- региональные акции, посвященные Победе в Великой Отечественной войне и знаменательным датам, связанным с военно-историческим прошлым России;
- система кадетского и казачьего образования с раскрытием её роли в воспитании молодежи;
- областные и межрегиональные конкурсы программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- фестивали военно-патриотической, народной песни;
- форумы педагогов, деятелей культуры, духовенства, общественности, посвященные вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Особое место среди форм духовно-нравственного и гражданско-па-триотического воспитания молодежи занимают способы организации воспитательного процесса, связанные с культивированием русского и национальных языков, национальных культур народов и народностей, проживающих на территории Российской Федерации. Среди них конкурсы и олимпиады по русскому и национальным языкам и литературе, а также съезды и конференции педагогов, деятелей культуры и духовенства по проблемам русского и национальных языков и литературы.
Многие из инициатив интересны и современны по своему содержанию и формам реализации. Они принимаются молодежью, а, следовательно, могут быть обобщены для разработки современных моделей обеспечения духовно-нравственной и гражданско-патриотической безопасности современной молодёжи. В качестве примера приведем содержание инициатив по духовно-нравственному и гражданско-патриоти-ческому воспитанию молодежи в субъектах Федерации ЦФО (Таблица).
Таблица
Содержание инициатив по духовно-нравственному воспитанию
молодежи в субъектах Федерации ЦФо
Субъект Федерации ЦФО Содержание инициативы
г. Москва Проект электронного обучения «Телешкола». Цель проекта: развитие электронного обучения на русском языке в системе общего образования, доступного для соотечественников, проживающих на территориях государств-участников СНГ
Субъект Федерации ЦФО Содержание инициативы
Брянская обл. Закон «О патриотическом воспитании граждан Брянской области»
Проект по поддержке молодежных инициатив, посвященных 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне - «Событие-2015»
Конференция «Русский язык - основа межнационального общения»
Ивановская обл. Региональный проект «Путешествие по губернии»; Региональная олимпиада «Моя губерния: вчера, сегодня, завтра»
Проведение военно-спортивной игры «Зарница» для участников детских общественных организаций и объединений
Костромская обл. Областная целевая программа «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области»
Форум педагогов дополнительного образования «Современные практики гражданско-патриотиче-ского воспитания в Костромской области»
Кадетская школа-интернат «Костромской Государя и Великого князя Михаила Фёдоровича кадетский корпус»
Липецкая обл. Праздник «День Малой Родины»
Московская обл. Благотворительная акция «Цветы ради жизни»
Рязанская обл. Центр патриотического воспитания
Проект «Гражданско-патриотическое образование: региональная модель»
Смоленская обл. Координационный совет при Администрации области по развитию системы духовно-нравственного воспитания (с участием духовенства)
Тамбовская обл. Долгосрочные целевые региональные программы: «Патриотическое воспитание населения Тамбовской области», «Духовно-нравственное развитие и просвещение населения Тамбовской области»
Проект «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды»
Ярославская обл. Развитие школьного туризма
Программа развития региональной системы поликультурного образования
Результаты исследования и социальные практики подтверждают, что поликультурное образовательное пространство выступает фактором и средством обеспечения безопасности детей и молодёжи, содействует формированию и развитию у молодёжи представления о многообразии культур в мире и в своей стране, воспитанию позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитию умений гуманного взаимодействия с представителями других культур.
Сопровождение социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодёжи станет эффективным, если будут разработаны: критерии сформированности уровня культуры у детей и молодёжи, критерии по выявлению способностей противостоять проявлениям антикультуры, будут спроектированы пути и возможности их адаптации в поликультурной среде.
Следует отметить, что поликультурное образовательное пространство выступит средством социально-педагогической поддержки и защиты личности, если будут созданы нормативно-правовые условия его функционирования как целостной системы; его содержание, формы и технологии будут опираться на педагогические традиции, историко-культурное наследие страны и регионов; проектирование и реализация программ и проектов будут осуществляться на основе принципов куль-туросообразности, поликультурности, диалога культур, деятельност-ного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов; его развитие будет отвечать запросам личности, общества и государства.
Результаты исследования особенностей обеспечения безопасности детей и молодёжи в поликультурном образовательном пространстве позволяют вычленить условия, способствующие наиболее эффективному решению заданных проблем. По нашему мнению, таковыми могут быть:
создание и внедрение системы педагогического мониторинга, раскрывающего положение семей и их детей в поликультурном социуме;
соблюдение международных и государственных норм права в обеспечении педагогической поддержки и защиты детей;
установление и наличие реальной связи семьи и школы с целью оптимальной поддержки учащихся;
разработка и внедрение программ образовательной, социальной культурной адаптации и билингвизма; усиление деятельностного и аксиологического подходов;
реализация принципов поликультурности, культуросообразности, вариативности, открытости с целью совершенствования содержания и технологий поликультурного образования; повышение уровня профессионально-педагогической культуры педагогов, их компетентности;
выявление уровня и динамики сформированности региональных условий и возможностей обеспечения социальной безопасности личности,
позволяющих проектировать региональные программы, модели и технологии, направленные на решение задач обеспечения безопасности в условиях поликультурного образовательного пространства.
Специфика и основная направленность социальной педагогической политики в области детства заключается в смягчении негативных последствий происходящих в обществе процессов, а также в создании условий для видоизменения действующих и возникновения новых социальных институтов, призванных удовлетворять потребности и ре-ализовывать интересы детей, обеспечивать безопасность современной молодёжи.
Проведенное исследование и практика позволяют сделать выводы:
Обосновано, что поликультурное образовательное пространство как социально педагогическая категория реализует культурно-образовательные, коммуникативные и социально-адаптивные функции, формирует социально-педагогические условия и возможности обеспечения безопасности детей и молодёжи, создает механизмы их поддержки и защиты.
Выделены дидактические характеристики поликультурного образовательного пространства как средства обеспечения социально-педагогической безопасности детей и молодёжи, к числу которых мы относим: гибкость, целостность, открытость, вариативность, полифункциональность, интерактивность, доступ к разнообразным источникам информации, развитие познавательной самостоятельности и творчества детей и молодёжи.
Установлено, что поликультурное образовательное пространство как фактор и средство обеспечения социально-педагогической безопасности детей и молодёжи несводимо к простому множеству национальных и социальных культур, а вырастает из признания внутренней диа-логичности и конструктивного взаимодействия различных культур.
Раскрыты содержательные характеристики поликультурного образовательного пространства как фактора социальной стабильности и адаптации личности в поликультурном социуме; средства реализации ценностей и смыслов; способа удовлетворения образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; формы социально-педагогического обеспечения поддержки и безопасности детей и молодёжи.
установлено, что поликультурное образовательное пространство выполняет своё функциональное предназначение по мере его педаго-гизации, включения всех субъектов социальных, культурных и других институтов в широкую социально-педагогическую работу.
Таким образом, анализ особенностей поликультурного образовательного пространства показывает, что оно априори содержит в себе потенциал, позволяющий характеризовать его как эффективную среду
и фактор обеспечения социально-педагогической безопасности детей и молодёжи в современном поликультурном обществе.
Дальнейшее развитие исследований в области обеспечения социально-педагогической безопасности детей и молодёжи, видится целесообразным проводить в направлении разработки проектно-техноло-гического сопровождения безопасности детей и молодёжи с опорой на региональные методики и программы, а также на позитивные социальные практики межведомственного и межотраслевого партнёрства в воспитании подрастающего поколения. Продолжить работу родительских университетов, направленных на повышение социально-педагогической подготовки родителей, оказания им конкретной помощи в разрешении адресных проблем воспитания в семье, в социуме и пространстве. Необходима разработка образовательных модулей и организация системы повышения квалификации учителей, социальных педагогов, воспитателей в направлении совершенствовании их компетентности по обеспечению безопасности детей и молодёжи в поликультурном образовательном пространстве.
Список литературы
1. Бондаревская Е.В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в Федеральном университете. Южный Федеральный университет. Ростов-на-Дону: Издательство Южного Федерального университета, 2015. 216 с.
2. Бочарова В. Г. Стратегия и механизмы влияния и образования на развитие социальной практики (концепция). Сайт Института социальной педагогики Российской академии образования (URL: www.isprao.ru 20.10.2017).
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031300 Социальная педагогика. Квалификация - социальный педагог. Регистрационный N388 пед/сп (утв. Мин-образованием РФ 14.04.2000).
5. Гукаленко О. В. Социокультурная политика современной России: региональный аспект. // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2013, № 3. С. 3-14.
6. Кузьмин М. Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999, № 6. с. 3-11.
7. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: Монография / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. М., Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. 576 с. - C.6.
8. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика, № 10, 2002. С. 3-10.
9. Герасимов Г. И. Культурно-образовательное пространство: сущность и реалии (социально-философский анализ: монография. Ростов Н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. 112 с.
10. Плоткин М. М. Психолого-педагогическое обеспечение социальной безопасности детей и молодёжи в поликультурной среде: концепция /ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. М.: Изд-во «Современное образование», 2013. 72 с.
11. Силласте Г. Г. Социальная безопасность личности, общества, государства: теоретико-методологические основания и социальный запрос. Монография. Часть I. М.: Изд-во «Современное образование», 2014. 48 с.
Ensuring the Safety of Children and Young People in a Multicultural Educational Environment
О. V. Gukalenkü
The paper presents the methodological foundations, essence and content of social and educational security. The components and functions of the educational space to ensure the social security of the individual are disclosed. Some types of social security are considered, the characteristics of this phenomenon as a scientific and pedagogical category are presented.
Key words: social security, social educator, multiculturalism, multicultural educational space, socio-cultural environment, social-pedagogical security.
Сведения об авторе
Гукаленко Ольга Владимировна - доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. E-mail: olga_gukalenko@mail.ru