УДК 374.3(470)
doi: 10.18101/1994-0866-2017-7-25-33 БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© Гукаленко Ольга Владимировна
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Российская академия образования Россия, 119121, г. Москва, ул. Погодинская, 8 E-mail: olga_gukalenko@mail.ru
© Пустовойтов Виктор Николаевич
доктор педагогических наук, профессор,
Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского Россия, 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14 E-mail: vnpnov@gmail.com
В работе представлено обоснование сущности и раскрыто функциональное назначение поликультурного образовательного пространства России в контексте обеспечения безопасности детей и молодежи. Понятие «социальная безопасность» рассматривается как система, процесс и результат, основанные на совокупности принципов поликультурности, социальной детерминированности, диалога культур, на идеях гражданственности, интернационализма и патриотизма, интеграции, а также российской общности. Рассмотрены содержательные компоненты пространства, условия и механизмы, позволяющие реализовывать его защитные функции. Охарактеризованы виды социально-педагогической безопасности и возможности образовательного пространства в направлении поддержки и защиты детей с опорой на принцип поликультурности. Выделены направления социальной безопасности детей и молодежи. В статье предлагается модель обеспечения социальной безопасности, включающая принципы системности, целостности и единства, непрерывности, цикличности и динамичности, оптимальности и междисциплинарности.
Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство; социально-педагогическая безопасность; поликультурное образование; социальный педагог; социально-педагогическая деятельность.
В современном мире усилились тенденции ускорения и глобализации всех сторон жизни, что влечет за собой глубокие изменения в системах национальных и транснациональных ценностей людей. Своеобразие исторической социокультурной ситуации как в мире, так и в России определяется кризисными явлениями в экономике, образовании и социальной жизни. В образовательной среде нарастают тревожные симптомы, среди которых неустроенность, разочарование, агрессивность. Налицо экономическое и социальное неравенство регионов и социальных групп населения. Смена ценностей, проникновение рыночных механизмов в сферу образования и ее вовлечение в глобальный рынок, социальное неблагополучие, социокультурная дезадаптация детей и молодежи требуют своего оперативного решения, в первую очередь в плане разработки методологии и современных методик обеспечения социальной безопасности детей и молодежи.
Настоящая статья призвана определить особенности, методологические принципы, задачи и условия эффективности обеспечения социальной безопасности молодого поколения в поликультурном пространстве России.
Отметим, что дети и молодежь в РФ имеют особый статус и право на защиту. Безопасность детей и молодежи, в том числе социальная, в России является вопросом чрезвычайной важности.
Российская Федерация строит национальное законодательство на нормах международного права, регламентирующих вопросы социальной защиты детей и молодежи. Среди них Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980 г.), Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993 г.), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974 г.) и др.
Государственная политика в сфере социальной защиты детей и молодежи находит отражение в Конституции РФ, федеральных законах РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др., в Гражданском, Семейном, Уголовном кодексах и др. Выражением стратегической значимости проблемы социальной безопасности человека в современной России стало принятие Концепции и Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, где вопросам безопасности детей и молодежи уделяется особое внимание.
Содержание всех документов определяет незыблемые постулаты создания среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Понятие «социальная безопасность» введено в научный оборот недавно (Т. С. Борисова, В. Г. Бочарова, Л. А. Михайлов, С. В. Петров, М. М. Плоткин, Р. Я. Рахматулин, Г. Г. Силласте, Л. И. Шерснов и др.). Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы или общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, социальных прав и свобод, среди которых право на жизнь; на труд и его справедливую оплату; на бесплатное образование; охрану здоровья и медицинское обслуживание; на доступный отдых, а также на гарантированную социальную защиту и социальное обслуживание со стороны государства (Г. Г. Силласте) [8, с. 10].
Понятие «социальная безопасность» рассматривается нами как система, процесс и результат, основанные на совокупности принципов поликультурности, социальной детерминированности, диалога культур, на идеях гражданственности, интернационализма и патриотизма, интеграции, а также российской общности.
В особом внимании по обеспечению социальной безопасности нуждается молодое поколение России, поскольку именно эта социальная группа в конкретных социально-экономических условиях является наиболее ущемленной и нуждающейся «в социальной защите и усилении социальной безопасности» (Г. Г. Силла-сте) [9, с. 7].
Обострение вопросов безопасности детей и молодежи в мире и в России выдвигает перед отечественной системой образования и социальными институтами необходимость поиска новых подходов комплексного решения данной проблемы. В этом направлении интерес представляет такая социально-образовательная категория, как поликультурное образовательное пространство. Изучению вопросов, связанных с поликультурным образованием и поликультурным образовательным пространствам, посвящены работы отечественных и зарубежных ученых Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, Е. П. Голобородько, Ю. С. Давыдова, А. Я. Данилюка, А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, З. А. Мальковой, Н. А. Никандрова, С. В. Ивановой, Л. Л. Супруновой, М. Г. Тайчинова, Р. Лю-сиер, С. Чайклина и др. Развитие поликультурного образовательного пространства основано на ряде важных принципов: адаптации к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; толерантного взаимодействия между людьми, воспитанными в культурах с разными традициями; диалогических отношений между различными культурами; отказа от культурно-образовательной монополии одной из национальных культур. Ученые выделяют признаки образовательного пространства, способствующие защите и поддержке детей, обеспечивающие их безопасность, это высокий уровень интеграции; согласованная деятельность образовательных учреждений, социальных институтов и органов управления образованием; свободный доступ на равных условиях всех граждан, входящих в общее образовательное пространство, к государственным образовательным и культурно-просветительским ценностям; академическая и профессиональная мобильность учащейся молодежи, преподавателей, социальных педагогов, ученых и т. д.; подвижная система содержания образования, включающая оптимальное количество информации об общезначимых элементах культуры.
Главная цель поликультурного образовательного пространства — создание гуманистической культуросообразной атмосферы, ориентированной на личностный подход в развитии каждого ребенка, выработка и реализация условий и механизмов социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном социуме. В данном направлении функциями поликультурного образовательного пространства выступают формирование и развитие у молодежи представлений о многообразии культур в мире и своей стране, воспитание позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитие умений гуманного, продуктивного взаимодействия с представителями других культур, создание условий и механизмов социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном социуме.
Поскольку современная молодежь включена в поликультурное пространство (в том числе образовательное и виртуальное), находится в постоянном взаимодействии с его субъектами, представляется обоснованным рассматривать социальную безопасность детей и молодежи как готовность и способность молодого поколения к продуктивному и толерантному взаимодействию в поликультурном пространстве с субъектами социальной среды (люди, общественные и государственные институты, артефакты культуры и др.). В отечественных и зарубежных научных источниках определено несколько видов безопасности: безопасность в экстремальных жизненных ситуациях; духовно-нравственная безопасность;
гражданско-правовая безопасность; обеспечение здорового образа жизни; информационная безопасность и др. На основе данной классификации и практики социально-педагогического сопровождения безопасности детей и молодежи видится целесообразным выделение следующих направлений социальной безопасности детей и молодежи:
• Безопасность в экстремальных ситуациях обусловливается нарушением общественных отношений (политических, экономических, межнациональных и др.) и появлением таких опасностей, как экономический кризис, безработица, наркомания, алкоголизм, проституция и безнадзорность. Молодежь должна быть подготовлена, чтобы суметь вовремя идентифицировать опасность, выработать внутреннюю саморегуляцию по защите от опасности, что во многом зависит от уровня развития конфликтологической культуры человека, его умения создавать безопасные отношения со средой (в том числе в социуме, в семье, в профессиональной среде).
• Духовно-нравственная безопасность подразумевает развитие системы ценностей и моральных качеств личности. Молодежь зачастую бывает жестокой, предрасположенной к насилию, нередко проявляется ее бездуховность. Недостаточно развиты такие качества, как терпимость, толерантность, что может превратить ее в объект для внешнего манипулирования. В условиях развивающихся процессов глобализации и интеграции следует обеспечить каждому человеку возможность понять другого и мир в целом в его хаотичном движении к некоему единству. Для этого необходимо научиться понимать самих себя, осознать свою культурную идентичность, иметь свою позицию, уметь отстаивать ее и в то же время быть готовым к жизни и сосуществованию с другими людьми, которые имеют отличные взгляды, традиции, убеждения. Особенностью формирования личности безопасного типа является ее умение анализировать среду обитания человека, его личностное и духовное пространство, его мировоззренческая устойчивость, неприятие антикультуры, умение противостоять агрессии, наркомании и другим антисоциальным проявлениям. Знание особенностей и самобытности культуры собственного народа способно помочь личности глубже понять другие культуры и проникнуться уважением к их носителям.
• Гражданско-патриотическая безопасность раскрывает преодоление межэтнических конфликтов, противоречий между этнокультурными и общечеловеческими ценностями через интеграцию региональных образовательных пространств, не разрушающую их самобытности и целостности. Формирование культурной идентичности учащейся молодежи происходит в разнообразной и сложной социокультурной среде, что предполагает необходимость создания социально-педагогических условий и механизмов обеспечения безопасности детей и молодежи в поликультурном социуме. Поэтому практика формирования граж-данско-патриотической безопасности будет эффективной при условии разработки соответствующих методик, формирования мировоззренческой устойчивости, способности противостоять антикультуре, партнерства семьи и школы, повышения социально-педагогической подготовки родителей, оказания им конкретной помощи в разрешении адресных проблем воспитания в семье. Важно воспитать гражданское начало в человеке, сформировать у него умение жить в гармонии с
другими народами и нациями. В систему образования всех уровней должны быть встроены идеи патриотизма, идеи общности и интернационализма, национального и конфессионального разнообразия.
• Правовая безопасность предполагает формирование правовой культуры у молодежи, знание конституционных и гражданских прав и свобод. Важно воспитывать у молодежи правовое сознание, правовые убеждения, актуализировать идеи самоценности человека. Сегодня дети и молодежь нередко находятся в состоянии конфронтации со сверстниками, с педагогами, с родителями, возникает пласт так называемых маргинальных детей, отвергнутых обществом, вступающих в конфликт с общечеловеческими нормами и требованиями жизни. Результаты исследования подтвердили, что почти каждый второй учащийся конфликтует со сверстниками, более половины опрошенных указывают на низкие материальные возможности семьи, особый дискомфорт испытывают учащиеся подросткового возраста в проявлении я-концепции, у них возникает чувство одиночества, они испытывают трудности в адаптации к социальному окружению. Поэтому весьма важно объединение государственных и гражданских институтов в выработке механизмов смягчения негативных последствий, происходящих в обществе процессов: гуманизация общества, повышение правовой культуры граждан, создание новых подходов и инструментов поддержки и обеспечения безопасности детей, соблюдение и защита прав и свобод детей и молодежи.
• Физическая безопасность. Ученые подтверждают, что резко ухудшаются показатели здоровья нации, особенно среди детей и молодежи. Физическая безопасность — это, прежде всего, здоровый и безопасный образ жизни. У молодежи должна быть сформирована ответственность за сохранность собственного здоровья, выработаны навыки и модели здорового образа жизни, воспитано негативное отношение к вредным привычкам. В среде современной молодежи растет употребление алкоголя, наркотиков, табака. У студенческой молодежи наблюдаются психосоматические нарушения и хронические заболевания, поэтому поликультурные образовательные пространства, образовательные учреждения призваны привлечь внимание к сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию здорового и безопасного образа жизни, для обеспечения которого особое значение приобретает готовность педагогов, социальных педагогов, социальных работников, медицинских работников, к профессиональной и личностной деятельности по обеспечению социальной безопасности детей и молодежи.
• Информационная безопасность. Совершенно очевидно, что развитие современной культуры и рыночной экономики, глобализационные процессы не всегда обеспечивают людям безопасность и комфорт. Культура цифрового века открывает новые перспективы, но вместе с тем порождает опасности и угрозы как для человека, так и для человечества. Нередко информационное воздействие вызывает психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, приводит к искажению нравственных критериев и норм и как следствие влечет за собой неадекватное поведение молодых людей. Зачастую в СМИ, интернете идет пропаганда массовой культуры, культивируются насилие, расовая неприязнь, конфликты. Незащищенность психики молодых людей может привести в случае воздействия системных негативных информационных факторов к деформации
сознания и поведения личности. Учащимся и молодежи необходимо контролировать степень своей зависимости от интернета, они должны быть способны к освобождению сознания от однобокой информационной зависимости. Вместе с тем, исходя из реалий современности, в том числе высокой значимости в жизни современной молодежи сети Интернет, информационно-коммуникационных технологий в целом, требуется активное привлечение новых, созвучных современности форм воспитания патриотизма и гражданской идентичности, ориентация как на традиционные, апробированные и общепризнанные, так и на инновационные формы и технологии работы с молодежью. Среди таких форм могут быть: социальные проекты и флешмобы патриотической направленности с привлечением средств мультимедиа и голограмм; создание виртуальной реальности и компьютерных игр патриотического содержания; создание и широкое включение в учебный процесс в качестве сред и средств обучения виртуальных музеев соответствующей тематики; размещение тематических баннеров и социальной рекламы в сети Интернет (в том числе в социальных сетях); разработка школьниками и студентами, их участие в создании, а также целесообразное включение в учебно-воспитательный процесс тематических сайтов; участие студентов в тематических форумах; предметные и тематические олимпиады, организованные в глобальной Сети и средствами телефонии; интерактивные социальные проекты; видеоконференции и телемосты, посвященные героическому прошлому и актуальным проблемам патриотического и гражданского воспитания и др.
Анализ названных направлений социальной безопасности позволяет определить следующие задачи по созданию методологически обоснованной и практико-ориентированной социально-педагогической системы обеспечения безопасности детей и молодежи:
• формирование у детей и молодежи системы ценностей, связанной с особенностями социокультурного развития России и мира;
• оказание помощи молодежи и детям в овладении способами и навыками социокультурной адаптации и межкультурной коммуникации;
• поддержание процесса формирования у детей и молодежи ясного представления о них самих, смысле их существования, проблемах человека и человечества;
• выявление готовности молодых людей противостоять проявлениям антикультуры;
• проектирование моделей и программ оптимизации подготовки педагогов к осуществлению социально-педагогической безопасности детей и молодежи.
Важность социально-педагогического сопровождения безопасности детей и молодежи позволяет вычленить условия, способствующие наиболее эффективному решению заданных проблем. По нашему мнению, таковыми могут быть:
• создание и внедрение системы педагогического мониторинга, раскрывающего положение семей и их детей в поликультурном социуме;
• соблюдение международных и государственных норм права в обеспечении педагогической поддержки и защиты детей;
• установление и наличие реальной связи семьи и школы с целью оптимальной поддержки учащихся;
• разработка и внедрение программ образовательной, социальной культурной адаптации;
• повышение уровня профессионально-педагогической культуры педагогов, социальных педагогов, их компетентности;
• межведомственная и межотраслевая интеграция всех субъектов образовательного пространства в деле обеспечения безопасности детей и молодежи;
• выявление уровня и динамики сформированности региональных условий и возможностей обеспечения социальной безопасности личности, позволяющих проектировать региональные программы, модели и технологии.
Как и отмечалось выше, особую роль в формировании требуемых качеств у детей и молодежи призвано сыграть поликультурное образовательное пространство — универсальная образовательная среда социализации детей и молодежи (Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, Ю. С. Давыдов, А. Н. Джуринский, Н. Д. Никандров, С. В. Иванова и др.). Именно поликультурное образовательное пространство выступает в многокультурном обществе как фактор социальной стабильности и адаптации личности в инокультурной среде; путь реализации аксиологических императивов; средство удовлетворения образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; форма осуществления социально-педагогической безопасности, поддержки и защиты детей и молодежи.
Для детей и молодежи важнейшим компонентом поликультурного образовательного пространства выступает учреждение образования: детский сад, школа, колледж, вуз. На уровне образовательного учреждения модель обеспечения социальной безопасности включает в себя:
- принципы как основные положения (правила), практическое выполнение которых обеспечивает выявление всех факторов, обеспечивающих качество решения и его реализацию, а также оценку решений в области обеспечения безопасной образовательной среды с помощью принятой системы критериев и показателей сформированности культуры безопасности учащихся как результата и условия сохранения безопасной образовательной среды школы (системности, целостности и единства, непрерывности, цикличности и динамичности, оптимальности и междисциплинарности);
- научно-педагогические подходы (личностно-деятельностный, диалогический (полисубъектный), культурологический, антропологический);
- цель — создание комплекса мер по формированию культуры безопасности учащихся;
- задачи (стратегическая: формирование и развитие культуры безопасности у учащихся; тактические задачи в соответствии со спецификой этапов формирования культуры безопасности обучающихся);
- этапы формирования культуры безопасности обучающихся: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.
Сопровождение безопасности детей и молодежи призвано основываться на методиках и региональных программах социального взаимодействия, а также на современных технологиях и позитивных социально-педагогических практиках воспитания подрастающего поколения. При этом важно учитывать: наличие и
взаимодействие разнообразных культур; принципы диалога и поликультурности; наличие и многообразие культурных ценностей (национальных, транснациональных, ценности молодежной субкультуры, народных и религиозных традиций, а также необходимость вырабатывать у подрастающих поколений умение жить в поликультурном обществе, где влияние культур накладывается друг на друга). Поэтому весьма важно воспитать личность новой формации, личность, способную к жизнедеятельности в условиях цифрового века, глобализации и поликультурности, предвидеть опасность, знать проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности человека, уметь находить компромисс между личными и общественными интересами.
Подводя итог сказанному, отметим: обеспечение социальной безопасности молодого поколения России — важнейшая проблема современности, которая требует оперативного решения. Эффективность решения данной проблемы, безусловно, зависит от многих факторов. Однако в первую очередь требуется разработка методологической базы обеспечения социальной безопасности детей и молодежи. Результативность обеспечения процесса безопасности детей и молодежи в поликультурном пространстве России будет достигаться при условии, что методологическим базисом и основой разработки технологий данного процесса выступят: культурологическая концепция личностно ориентированного образования, парадигма поликультурного образования, система национальных и транснациональных ценностей, предполагающие формирование поликультурно-ориентированной личности, взаимосвязь школы, семьи и всех других субъектов поликультурного образовательного пространства. Обоснование задач, выявление условий эффективности и проектирование моделей решения проблемы позволят наметить и разработать наиболее эффективные, адаптированные к реалиям современного поликультурного мира стратегии и пути обеспечения социальной безопасности детей и молодежи.
Литература
1. Бондаревская Е. В. Воспитание как встреча с личностью // Избранные педагогические труды: в 2 т. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. Т. II. 504 с.
2. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монография. М.; Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2004. 576 с.
3. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика: монография. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. 512 с.
4. Гукаленко О. В. Образовательное пространство России: единство в многообразии: монография. М.: Энергия, 2016. 168 с.
5. Джуринский А. Н. Идеи монокультурного образования: проблемы и риски // Педагогика. 2016. № 6. С. 16-26.
6. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Гелиос АРВ. 2000. 229 с.
7. Пустовойтов В. Н. Школьный курс математики как поликультурное образовательное пространство формирования познавательной компетентности учащихся // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). Рига; М., 2013. № 6(34). С. 250-257.
8. Силласте Г. Г. Социальная безопасность личности, общества, государства: теоретико-методологические основания и социальный запрос: монография / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. М.: Современное образование, 2014. Ч. I. 48 с. С. 10.
9. Силласте Г. Г. Социальная безопасность личности, общества и государства // Безопасность Евразии, 2000. № 1. С. 7.
SAFETY OF CHILDREN AND YOUTH IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
Olga V. Gukalenko
Dr. Sci. (Education), Prof., Corresponding Member, Russian Academy of Education 8 Pogodinskaya St., Moscow 119121, Russia E-mail: olga_gukalenko@mail.ru
Victor N. Pustovoitov Dr. Sci. (Education), Prof., Ivan Petrovsky Bryansk State University 14 Bezhitskaya St., Bryansk 241036, Russia
The article substantiates the essence and reveals the functional purpose of the multicultural educational space of Russia in the context of ensuring the safety of children and youth. The concept "social safety" is considered as a system, process and result, based on the aggregate of the principles of multicultural, social determination, dialogue of cultures, on the ideas of citizenship, internationalism and patriotism, integration, as well as on the Russian commonality. The content components of space, the conditions and mechanisms are considered to carry out its protective functions. The kinds of social and pedagogical safety and the possibilities of the educational space are specified that direct support and safety of children based on the principle of multiculturalism. The directions for social safety of children and youth are allocated: safety in the extreme situations, spiritual and moral safety, civil and patriotic safety, law safety, physical safety, information safety. The article proposes a model of provision the social safety which includes the principles of systematism, integrity and unity, continuity, cyclic recurrence and dynamism, optimality and interdisciplinary approach.
Keywords: multicultural educational space; social and pedagogical safety; multicultural education; social teacher; socio-pedagogical activity.