УДК 342.951 ББК 67.401.0
ОБЪЕКТЫ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, НЕ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НОРМАТИВНО-УСТАНОВЛЕННЫМИ ПРАВИЛАМИ
ЮРИЙ ВА СИЛЬЕВИЧ КИВИЧ,
доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: yv_kivich@mail.ru
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Рецензент: доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье проводится анализ состояния административно-деликтного законодательства в сфере общественного порядка и общественной безопасности, исследуются соответствующие ему объекты защиты, не обусловленные нормативно-установленными правилами, предлагаются наиболее эффективные решения проблем в области нормативного регулирования.
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, объекты административно правовой защиты, не обусловленные нормативно установленными правилами.
Abstract. In article the analysis of a condition of the administrative and delictual legislation in the sphere of a public order and public safety is carried out, the objects of protection corresponding to them which aren't caused by the standard established rules are investigated, the most effective solutions of problems in the field of standard regulation are proposed.
Keywords: the public order, public safety, objects of administratively legal protection which aren't caused by standardly established rules.
Особенно стью административно-деликтного законодательства в сфере общественного порядка и общественной безопасности является наличие материальных норм, устанавливающих ответственность за их нарушение в тех случаях, когда позитивное нормативное правовое регулирование общественных отношений невозможно или нецелесообразно. Например, невозможно закрепить норму, регулирующую нарушение общественного порядка, связанное с явным неуважением к обществу. Вместе с тем, существует необходимость установления запретов не только на действия нарушающие покой и отдых граждан, но и озорство или недисциплинирован-
ное поведение в быту и т.п. Таких примеров в главе 20-й КоАП РФ предостаточно: мелкое хулиганство, стрельба из оружия в не отведенных для этого местах, потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах, появление в общественных местах в состоянии опьянения и др.
Как правило, общественные отношения, охраняемые подобными нормами деликтного законодательства, регулируются правилами морали, абсо-
лютными запретами (запрет появления в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах).
Одним из наиболее распространенных административных правонарушений, ответственность за которые устанавливается региональными законами, является нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. Данное правонарушение посягает на общественный порядок.
Так, парламентарии Московской областной думы постановили, что периодами времени, в которые не допускается нарушение тишины и покоя граждан являются:
• до 8 часов 00 минут и с 21 часа 00 минут в будние дни (с понедельника по пятницу включительно);
• до 10 часов 00 минут и с 22 часов 00 минут в выходные (суббота, воскресенье) и установленные федеральным законом нерабочие праздничные дни;
• с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут ежедневно в отношении отдельных защищаемых объектов, предусмотренных Законом Московской области «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области» [1]. Шуметь в это время нельзя поблизости от квартир и помещений общего пользования в многоквартирных домах, жилых домов, жилых помещений и помещений общего пользования в общежитиях; помещений и территорий образовательных, медицинских организаций, а также организаций, оказывающих социальные, реабилитационные, санаторно-курортные услуги, услуги по временному размещению и (или) обеспечению временного пребывания граждан.
Запрет распространяется на придомовые территории, в том числе внутридворовые проезды, детские, спортивные, игровые площадки на территории жилых микрорайонов и групп жилых домов; территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
К действиям, нарушающим тишину и покой граждан, относятся:
• использование звуковоспроизводящих устройств и устройств звукоусиления, в том
числе установленных на транспортных средствах, на(в) объектах торговли, общественного питания, организации досуга, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан;
• крики, свист, пение, игра на музыкальных инструментах, повлекшие нарушение тишины и покоя граждан;
• применение пиротехнических средств, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан;
• проведение ремонтных работ, переустройства и(или) перепланировки жилых помещений, повлекшее нарушение тишины и покоя граждан;
• проведение земляных, ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных и иных видов работ с применением механических средств и технических устройств [2].
По мнению отдельных авторов, единого подхода к формированию этого перечня нет. При всем множестве вариантов запретов, ни в одном из законов субъектов Российской Федерации не охватываются все возможные способы причинения вреда покою и отдыху [3].
Не могут квалифицироваться как административное правонарушение действия граждан, должностных лиц и юридических лиц, направленные на предотвращение правонарушений, предотвращение и ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, выполнение работ, связанных с обеспечением личной и общественной безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения; проведение массовых публичных мероприятий, в том числе официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, культурных мероприятий, религиозных обрядов и церемоний; действия, за совершение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В то же время, в научной литературе совершенно справедливо отмечается, что спокойствие людей может быть нарушено и в дневное время. Исходя из этого, предлагается дифференцировать соответствующие нормы по времени суток, чтобы была предусмотрена административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан, как днем, так и ночью [4].
Региональный законодатель устанавливает административную ответственность за подобные
правонарушения в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, в федеральном законодательстве не так давно появились два состава административных правонарушений, предусматривающих ответственность за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, а также за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований.
В данном случае непосредственным объектом посягательства являются правила поведения граждан во время проведения официального спортивного соревнования.
16 декабря 2013 г. Правительство Российской Федерации издало постановление № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований»[5]. Из данного постановления следует, за нарушение каких запретов они подлежат административной ответственности:
• находиться в местах проведения официальных спортивных соревнований в состоянии алкогольного опьянения;
• бросать предметы в других зрителей или спортсменов;
• оскорблять других лиц;
• скрывать свои лица;
• осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни, здоровью, а также безопасности, жизни, здоровью иных лиц.
В постановлении Правительства РФ также указан перечень предметов, которые запрещено проносить на спортивные объекты и там их использовать. К таким предметам относятся:
• оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, огнеопасные и пиротехнические вещества, включая сигнальные ракеты, файеры, петарды, газовые баллоны и предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов;
• духовые приспособления для извлечения звуков (в том числе вувузелы), за исключением горнов и дудок;
• алкогольные напитки любого рода,
• наркотические и токсические вещества или стимуляторы,
• прохладительные напитки в стеклянной или жестяной таре, а также в пластиковой таре объемом более 0,5 литра,
• пропагандистские материалы экстремистского характера или содержащие нацистскую атрибутику или символику, либо атрибутику или символику экстремистских организаций.
Что касается использования болельщиками средств поддержки, то по этому поводу в Правилах отмечено, что баннеры и флаги, пронос которых в места проведения спортивных соревнований не требует согласования с организатором официального спортивного соревнования, не должны превышать размеры 2 метра на 1,5 метра, в том числе на пусто-тельных древках, не превышающих 1,5 метра в длину и 2,5 сантиметра в диаметре. При этом, если на них содержится надпись на иностранном языке или языке республик Российской Федерации, то перевод на русский язык должен быть удостоверен нотариально или организатором спортивного соревнования.
Анализ ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ свидетельствует, что подобные действия не могут быть квалифицированы как мелкое хулиганство, под которым понимается «нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Хотя некоторые ученые относят к мелкому хулиганству и «иные действия» [6], из текста статьи буквально следует, что квалифицирующими признаками мелкого хулиганства являются нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам либо уничтожение или повреждение чужого имущества. Воспрепятствование проведению спортивных мероприятий таких квалифицирующих признаков не несет. В то же время, антиобщественное поведение при проведении народных гуляний, различных празднеств должно квалифицироваться как мелкое хулиганство.
Весьма своевременным явилось установление Московской городской думой административной ответственности за непринятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных и иных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних [7]. В первую очередь законодатели двигались по пути создания в столице безопасной жизни для подростков. Это нашло свое отражение в двух формах. С одной стороны, защищать права несовершеннолетних, развивать досуговую, культурную среду, в которой не будет места правонарушениям, различным социальным и физическим болезням подростков. Но, с другой стороны, принятые меры позволяют направить воздействие на владельцев заведений, в которых подростки находятся допоздна. В России десятки тысяч несовершеннолетних ежегодно пропадают без вести. Очень большая часть из этой статистики приходится на крупные города, в том числе Москву. В столице гигантское количество ночных клубов, казино, дискотек, ресторанов, которые работают всю ночь. Норма ст. 3.12 КоАП г. Москвы призвана контролировать такие учреждения. Находиться на их территории несовершеннолетним лицам, без сопровождения взрослых опасно. Они могут стать объектом насилия, похищения или же быть вовлечены в противоправные действия. К тому же подростки, находящиеся в группе, могут и сами причинить вред окружающим и ущерб этим заведениям.
Обеспечение безопасности несовершеннолетних обусловлено тем, чтобы и на улицах Москвы лица до 16-летнего возраста не появлялись без сопровождения взрослых в ночное время. Вместе с тем, позитивное нормативное правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений в данное время отсутствует. Поэтому парламентарии г. Москвы ограничились разработкой административной ответственности родителей (опекунов), должностных и юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) за попустительство нахождению несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения взрослых. На наш взгляд, такая мера может послужить началом законотворчества в области создания безопасной среды для подростков.
Субъектами административных правонарушений являются, во-первых, родители и лица, на которых возложена ответственность за воспитание несовершеннолетних, во-вторых, должностные лица досуговых учреждений, независимо от формы собственности.
С точки зрения административно-юридической защиты отношений в сфере общественной безопасности, особенно актуальной в современных условиях угрозы террористических актов, становится де-ликтолизация непринятия должностными лицами, ответственными за содержание жилых и нежилых зданий, сооружений, мер (путем установления и укрепления дверей, люков, замков и иных запирающих устройств) по ограничению доступа посторонних лиц в подвалы, на чердаки зданий и в иные подсобные помещения многоквартирных жилых домов [8]. В данном случае мер дисциплинарного воздействия недостаточно, поскольку, за содержание зданий и сооружений отвечают негосударственные организации.
Еще одной актуальной и широко обсуждаемой в обществе является проблема, связанная с проведением некоторыми представителями религиозных конфессий национальных обрядов и праздников, в части жертвоприношений.
В связи с этим необходим законопроект, которым предлагается установить особый порядок для совершения таких религиозных обрядов как молитвенный обряд и обряды, связанные с жертвоприношением животных, иными насильственными действиями.
Проведение религиозных обрядов и церемоний регламентировано Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» [9].
Согласно пункту 2 статьи 16 данного Закона беспрепятственное проведение религиозных обрядов, церемоний и богослужений гарантировано государством в строго установленных местах. Это места, специально предназначенные для совершения религиозных обрядов (культовые здания, сооружения и территории к ним прилегающие, кладбища, крематории), места находящиеся в собственности религиозных организаций (учреждения, предприятия) и частное жилище. Перечень является исчерпывающим. Проведение религиозных обрядов и це-
ремоний вне установленных законом мест возможно в ряде специальных учреждений (больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и т.п.) по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей (п. 3 ст. 16 Закона).
В остальных случаях проведение религиозных обрядов и церемоний должно осуществляться в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (п. 5 ст. 16 Закона), т.е. с предварительным уведомлением и согласованием время и места проведения с местными органами власти.
В действующем законодательстве отсутствуют нормы предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка, проведения религиозных обрядов, церемоний и богослужений. Применение норм административно-деликтного права, предусматривающих ответственность за нарушение порядка, установленного для проведения митингов, шествий и демонстраций, в отношении религиозных обрядов ограничено, так как они не учитывают особенности регулируемых отношений.
Вместе с тем, как показали события последних лет, проведение ряда религиозных обрядов нарушает и ущемляет права граждан, например совершение молитвенного обряда во время празднования крупных религиозных праздников, сопряженных с большим количеством верующих.
Определить точное количество участников молитвенного обряда заранее не представляется возможным, поэтому трудно определить размер территории, которая будет задействована при проведении обряда. Это приводит к несанкционированному перекрытию транспортных и пешеходных потоков, к резкому увеличению плотности потоков, на подходах к месту проведения молитвенного обряда. Обеспечить надлежащую безопасность при проведении данных мероприятий не представляется возможным, так как это явление носит стихийный характер.
Совершение массового молитвенного обряда создает угрозу жизни и здоровью населения, не только из-за стихийности, но и вследствие того, что осложняет работу специальных оперативных служб (полиции, скорой помощи, МЧС и т.д.).
Совершение массового молитвенного обряда вызывает в обществе социальную напряженность
на религиозной почве. Недовольство высказывается с обеих сторон. Граждане, не принимающие участия в совершении религиозного обряда, возмущены ограничениями, возникающими в связи с проведением данного обряда, а верующие, тем, что им мешают совершать молитвенный обряд.
Недовольство в обществе, также вызывают и обряды, связанные с жертвоприношением животных, проводимые на улицах городов, на глазах простых граждан, в том числе и детей. Ритуальные жертвоприношения животных в местах непредназначенных для этого нарушают санитарные правила и негативно сказываются на психическом здоровье любого ребенка и взрослого человека с неустойчивой психикой.
Законодательство Российской Федерации о свободе совести основывается на принципе, что Россия является светским государством и отправление религиозного культа, вне зависимости от исповедуемой религии, не должно нарушать и ущемлять права других граждан.
Предлагаемый законопроект может предусмотреть для таких религиозных обрядов, как молитвенный обряд, обряды жертвоприношения и иные обряды, связанные с насильственными действиями в отношении человека (обряды посвящения, очищения и т.п.) особый порядок проведения, а именно ограничить их проведение местами, прямо указанными в законе (п. 2 ст. 16 Закона).
При этом места, а также порядок проведения данных обрядов могут быть определены с учетом, сложившихся на территории субъекта Российской Федерации обычаев и традиций.
За нарушение установленного порядка предлагается установить административную ответственность, что гарантированно обеспечит соблюдение и реализацию принципа о своде совести заложенного в Законе о свободе совести, избежав ущемления и нарушения прав граждан.
Литература
1. Закон Московской области от 7 марта 2014 г. № 16/2014-0З «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области» // «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 48, 19.03.2014.
2. Там же.
3. Административное право России: Курс лекций (Часть 2) / Под ред. канд. юрид. наук, проф. С.Н. Бочарова. М.: Московский университет МВД России, 2015. 300 с.
4. Дерюга А.Н. Квалификация действий лица, нарушающего спокойствие и тишину граждан в квартирах и других помещениях, не подпадающих под общественное место // Российский следователь. 2010. № 3. С. 28—31.
5. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2013 г. № 1156 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» // «Собрание законодательства РФ», 23.12.2013, № 51, ст. 6866.
6. Горскина О.Г. Административная ответственность за мелкое хулиганство: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Омск: Омский юридический институт, 2011.
7. «Ведомости Московской городской Думы», 22.01.2008, № 12, ст. 251.
8. Кивич Ю.В. Характеристика объектов правовой охраны в сфере общественной безопасности и общественного порядка. // Правовая идея. 2013. № 7. С. 10.
9. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 29.09.1997, № 39, ст. 4465.
References
1. Zakon Moskovskoj oblasti ot 07.03.2014 № 16/2014-0Z «Ob obespechenii tishiny i pokoya
grazhdan na territorii Moskovskoj oblasti» // «Ezhednevnye Novosti. Podmoskov'e», № 48, 19.03.2014.
2. Tam zhe.
3. Administrativnoe pravo Rossii: Kurs le-kcij (CHast' 2) / Pod red. kand. yurid. nauk, prof. S.N. Bocharova. M.: Moskovskij universitet MVD Rossii, 2015. 300 s.
4. Deryuga A.N. Kvalifikaciya dejstvij lica, naru-shayushchego spokojstvie i tishinu grazhdan v kvarti-rah i drugih pomeshcheniyah, ne podpadayushchih pod obshchestvennoe mesto // Rossijskij sledovatel'. 2010. № 3. S. 28—31.
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.12.2013 № 1156 «Ob utverzhdenii Pravil povedeniya zritelej pri provedenii oficial'nyh sportivnyh sorevnovanij» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 23.12.2013, № 51, st. 6866.
6. Gorskina O.G. Administrativnaya otvetst-vennost' za melkoe huliganstvo: avtoref. dis.. kand. yurid. nauk. Omsk: Omskij yuridicheskij institut, 2011.
7. «Vedomosti Moskovskoj gorodskoj Dumy», 22.01.2008, № 12, st. 251.
8. Kivich Yu.V. Harakteristika ob"ektov pravo-voj ohrany v sfere obshchestvennoj bezopasnosti i ob-shchestvennogo poryadka. // Pravovaya ideya. 2013. № 7. S. 10.
9. Federal'nyj zakon ot 26.09.1997 № 125-FZ «O svobode sovesti i o religioznyh ob"edineniyah» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 29.09.1997, № 39, st. 4465.
H.H. Хилтунов
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Хилтунов Н.Н. Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 159 с. (Сер. «Научные издания для юристов»).
На основе действующего законодательства, прежде всего с учетом ст. 143 УК РФ (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 423 ФЗ), уголовно правовой доктрины и сложившейся правоприменительной практики РФ за период с 1999 по 2015 гг. рассмотрены вопросы уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда. Предложены решения по более эффективной уголовно-правовой охране конституционного права на безопасный труд. Для научных сотрудников, студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, работников органов, применяющих уголовный закон.