УДК 342.9 © О. Г. Горскина, 2011
Отграничение мелкого хулиганства от смежных административных правонарушений по объективной стороне
О. Г. Горскина *
В статье затронуты вопросы отграничения мелкого хулиганства от появления в общественных местах в состоянии опьянения и нарушения тишины и покоя граждан в ночное время, административная ответственность за которое предусмотрена законами некоторых субъектов Российской Федерации, предложены критерии их разграничения по объективной стороне и новая редакция ст. 20.21 КоАП РФ.
Ключевые слова: административное правонарушение, мелкое хулиганство, появление в общественных местах в состоянии опьянения, нарушение тишины и покоя граждан, критерии отграничения, объективная сторона правонарушения.
Мелкое хулиганство тесно граничит с некоторыми административными правонарушениями, одно из которых указано в ст. 20.21 КоАП РФ. Оно состоит в появлении лица на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. Как и мелкое хулиганство, обозначенное административное правонарушение широко распространено. Согласно официальным статистическим данным, мировыми судьями рассмотрено по ст. 20.21 КоАП РФ в 2005 г. — 418 700 дел, в 2006 г. — 427 200, в 2007 г. — 448 000, в 2008 г. — 413 100; в 2009 г. — 401 400 дел 1.
Из формулировки диспозиции ст. 20.21 КоАП РФ следует, что обязательным признаком такого административного правонарушения является состояние опьянения, причем не только алкогольного, но и наркотического. По смыслу ст. 20.21 КоАП РФ, состояние опьянения может быть вызвано употреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции, включая и ее суррогаты (этиловый денатурированный спирт, растворы, эмульсии и др.), наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ.
Кроме того, в объективную сторону ст. 20.21 КоАП РФ включен признак внешнего вида, оскорбляющего человеческое достоинство и общественную нравственность. В юридической литературе под достоинством понимается «.. .внутренняя самооценка гражданином собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Достоинство. характеризует личность, не-
отделимо от нее и составляет важнейшее духовное богатство. Вместе с этим достоинство. отражает определенные социальные отношения между гражданином и обществом, а потому имеет большое общественное значение и охраняется правом» 2. Право на достоинство у гражданина возникает с момента рождения, и ничто не может быть основанием для его умаления. Обоснованность запрета на нахождение в общественном месте граждан, находящихся в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, подтверждается положениями Преамбулы Всеобщей декларации прав человека 1948 г. В данном нормативном правовом акте сказано, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых их прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира 3.
Содержание термина «общественная нравственность» в законе не раскрыто. Учеными нравственность определяется следующим образом: «Это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения)» 4. По мнению И. Г. Соломоненко, общественная нравственность представляет собой исторически сложившуюся принятую людьми совокупность норм и правил поведения, которые отражают представ-
В нашем журнале публикуется впервые.
*
ления о добре и зле, о справедливости, чести и достоинстве 5. Автор согласен с дефиницией общественной нравственности применительно к ст. 20.21 КоАП РФ, предложенной А. Б. Южаковым: «.это общественные отношения, возникающие в общественных местах, регулируемые правилами поведения, содержащимися в нормах морали и традициях российского народа» 6.
Часть 1 ст. 162 КоАП РСФСР, в отличие от ст. 20.21 КоАП РФ, предусматривала административную ответственность за появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
По мнению некоторых авторов, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность является нахождение лица в общественном месте в пьяном виде, когда:
— поведение лица в состоянии опьянения нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т. п.);
— нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий отвращение);
— из-за опьянения человек полностью или в значительной мере утратил ориентировку (бесцельно стоит или передвигается с места на место, нарушена координация движений и, как следствие, неустойчивая походка);
— полная беспомощность лица, находящегося в состоянии опьянения (в общественном месте лежит в беспомощном состоянии) 7.
Исходя из формулировки, данной в ч. 1 ст. 162 КоАП РСФСР, приведенных толкований ее содержания, можно сделать вывод, что административная ответственность наступала за появление лица в общественном месте в состоянии опьянения при указанных обстоятельствах, т. е. «пьяный вид» подразумевал под собой ряд действий и (или) бездействие, оскорбляющие человеческое достоинство и общественную нравственность, т. е. внешнюю сторону поведения субъекта правонарушения.
Вместе с тем в диспозиции ст. 20.21 КоАП РФ речь идет не о пьяном виде, а о состоянии опьянения. Известно, что «появиться» означает возникнуть перед глазами 8. Буквальное толкование ст. 20.21 КоАП РФ указывает на то, что оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности влечет само состояние опьянения находящегося в общественном месте правонарушителя, а не обусловленные им действия (бездействие). Поэтому, строго следуя букве закона, к ответственности нужно привлекать находящихся в состоянии алкоголь-
ного опьянения лиц, распивающих спиртное в кафе и ресторанах, любых других лиц в состоянии опьянения в каком-либо общественном месте, находящихся при этом в опрятном виде, а их поведение не отличается от поведения окружающих.
На наш взгляд, данный подход является неверным, и с точки зрения юридической техники норма, закрепленная в ст. 20.21 КоАП РФ, не соответствует логике правового конструирования. Нельзя привлекать к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ находящихся в состоянии опьянения лиц, которые не ведут себя вызывающе, не совершают действий, унижающих достоинство человека, а также если их появление не вызывает явного отвращения или возмущения окружающих, т. е. не оскорбляет общественную нравственность. При совершении рассматриваемого правонарушения виновный должен иметь отчетливое представление об аморальном характере своих действий и об их отрицательной оценке со стороны общества 9.
Таким образом, человеческое достоинство и общественную нравственность оскорбляет не сам факт опьянения лица, а действия и (или) бездействие, обусловленные подобным состоянием. При их совершении права граждан, наблюдающих за лицом, находящимся в состоянии опьянения, будут нарушены (например, право гражданина на отдых, реализуемое в общественном месте).
В данном случае нарушитель ставит себя как бы вне общества, правил приличия, обхождения, этики, морали, добрых человеческих отношений, попирает достоинство человека, унижает себя в глазах окружающих, вызывает с их стороны осуждение 10.
Для более эффективной защиты прав и свобод граждан, обеспечения соблюдения правоприменителем принципов законодательства об административных правонарушениях предлагаем изложить ст. 20.21 КоАП РФ в следующей редакции:
«Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, сопряженное с действием (бездействием), оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, если такие действия в соответствии с законодательством не влекут ответственность за мелкое хулиганство».
Предлагаемая редакция ст. 20.21 КоАП РФ проводит четкое отграничение данного правонарушения от мелкого хулиганства по объективной стороне.
Так, нахождение в общественном месте лица в состоянии опьянения, ведущего себя вызывающе, делающего непристойные жесты, пристающего к гражданам с просьбами, имеющего неопрятный
вид, следует квалифицировать по ст. 20.21 КоАП РФ. Если те же действия сопряжены с нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества, налицо мелкое хулиганство.
Мелкое хулиганство отличается от появления в общественных местах в состоянии опьянения тем, что для привлечения к ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ факт состояния опьянения служит необходимым условием, способом совершения административного правонарушения, в то время как для мелкого хулиганства сам по себе он не влияет на квалификацию, а лишь представляет обстоятельство, отягчающее административную ответственность. Кроме того, мелкое хулиганство характеризуется совершением активных действий, а административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ, чаще всего совершается путем бездействия.
В ходе сравнительного анализа рассматриваемых деяний следует обратить внимание на то, что законы субъектов Российской Федерации содержат составы административных правонарушений, тесно граничащие с мелким хулиганством. Формулировки объективной стороны составов таких правонарушений несколько отличаются, но в целом их можно свести к нарушению тишины и покоя граждан в ночное время.
Так, Законом Республики Башкортостан от 4 июня 2004 г. № 84-з «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) 11.
Согласно ст. 9 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» 12, ст. 2.3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 г. № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях» 13, ст. 3.8 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. № 80-ЗРТ 14, ответственность наступает за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в жилых помещениях в период с 23.00 до
7.00 часов по местному времени, за исключением проведения аварийных и спасательных работ, а также других неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан либо функционирования объектов жизнеобеспечения населения.
Объективную сторону анализируемых правонарушений составляют действия, нарушающие тишину и покой граждан. В законах некоторых субъектов Российской Федерации приводится перечень таких действий.
Например, согласно ч. 1 ст. 2 Закона Челябинской области от 29 апреля 2004 г. № 227-ЗО «О со-
блюдении общественного порядка в Челябинской области» 15, к действиям, нарушающим покой граждан и тишину в период с 23.00 до 6.00 часов, относятся повлекшие нарушение покоя граждан и тишины:
— использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли (киосках, павильонах, лотках);
— игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение, а также иные действия, сопровождающиеся звуками;
— непринятие мер по отключению звуковой охранной сигнализации автомобилей;
— использование пиротехнических средств;
— производство ремонтных, строительных, разгрузочно-погрузочных работ.
Статьей 48 Закона Республики Хакасия от 15 марта 2004 г. № 17 «Об административных правонарушениях» 16 и примечанием к ст. 2.2 Закона Псковской области от 4 мая 2003 г. № 268-оз «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» 17 указанный перечень дополняется иными действиями, повлекшими нарушение тишины и покоя граждан.
В примечании к ст. 12 Закона Томской области от 9 ноября 2001 г. № 117-ОЗ «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок на территории Томской области» 18 под действиями, нарушающими тишину и покой граждан, понимаются любые действия, производящие шум и тем самым нарушающие тишину и покой граждан, в том числе действия граждан с использованием механических средств и технических устройств.
Можно видеть, что объективную сторону перечисленных выше административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, составляют действия по созданию шума, который нарушает тишину и покой граждан, а значит, и общественный порядок (его поддержание обеспечивает спокойствие граждан). Указанные правонарушения, имеющие, как и мелкое хулиганство, формальный состав, могут совершаться в форме действия (например, игра на музыкальных инструментах, использование пиротехнических средств) и бездействия (непринятие мер по отключению звуковой охранной сигнализации автомобилей). Мелкое хулиганство, как уже отмечалось, характеризуется активными действиями, непосредственно направленными на нарушение общественного порядка. Такими действиями, как представляется, могут быть
и те, которые составляют объективную сторону нарушения тишины и покоя граждан. Однако для наступления административной ответственности за мелкое хулиганство подобные действия должны сопровождаться нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением или повреждением чужого имущества. Для проведения более четких разграничений между рассматриваемыми административными правонарушениями в законах ряда субъектов Российской Федерации содержатся соответствующие оговорки.
Так, согласно ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27 декабря 2007 г. № 55 19, административная ответственность наступает за совершение действий, результатом которых является нарушение тишины и покоя граждан с 23.00 до 7.00 часов, в случае, если эти действия не содержат состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ. Часть 1 ст. 2.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях от 20 мая 2003 г. № 34-3 20 предусматривает административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан с 22.00 до 7.00 часов (за исключением праздничных дней) в населенных пунктах, жилых домах, в том числе в подъездах и дворовых территориях, если эти нарушения не подпадают под действие ст. 20.1 КоАП РФ.
При этом место совершения противоправного деяния не влияет на квалификацию. Бездействие или действие могут происходить как в самом жилом помещении, так и вне него.
Состав правонарушения содержит квалифицирующие требования не к месту совершения противоправного деяния, а к месту наступления общественно вредных последствий 21. Из приведенных выше норм видно, что при совершении действий, нарушающих тишину и покой граждан, законы ряда субъектов Российской Федерации ограничивают рамками жилого помещения место наступления таких последствий. Мелкое же хулиганство, как мы отмечали, совершается в общественном месте.
Еще одно отличие мелкого хулиганства от рассматриваемых административных правонарушений — время его совершения. Первое может быть совершено в любое время суток, а административная ответственность, согласно приведенным выше законам субъектов Российской Федерации, наступает за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, которое варьируется в разных субъектах от 22.00-
23.00 до 6.00-8.00 часов следующего дня. Вместе с тем в некоторых субъектах Российской Федерации ответственность за нарушение тишины и покоя граждан наступает за совершение подобных действий как
в ночное, так и в дневное время, в зависимости от определенных мест.
Например, в соответствии с примечанием к ст. 48 «Нарушение тишины и покоя граждан» Закона Омской области от 24 июля 2006 г. № 770-ОЗ «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» 22, в ночное время (с 22.00 до
8.00 часов) защищаются такие объекты, как жилые помещения, помещения, предназначенные для отдыха и сна, расположенные в учреждениях, являющихся местом пребывания граждан, а также в лечебно-профилактических и образовательных учреждениях; в дневное время (с 8.00 до 22.00, в часы, установленные правилами внутреннего распорядка организаций для отдыха и сна) защищаются помещения, расположенные в лечебнопрофилактических и образовательных учреждениях. Часть 1 ст. 11.1 Закона Орловской области от 4 февраля 2003 г. № 304-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» 23 предусматривает административную ответственность за нарушение тишины и спокойствия граждан в ночное время в населенных пунктах, подъездах, жилых квартирах индивидуального и общего пользования, дворах жилых домов, а ч. 2 данной статьи — за нарушение тишины и спокойствия граждан на территории домов отдыха, санаториев, профилакториев, туристических лагерей и баз, в других местах организованного отдыха, а также на территории лечебных и детских учреждений во время, отведенное для отдыха.
Изложенное выше позволяет прийти к выводу о том, что мелкое хулиганство отграничивается от рассмотренных смежных административных правонарушений по перечисленным признакам объективной стороны и характеризуется более широким набором проявлений по сравнению с данными правонарушениями.
1 URL: http://www.supcourt.ru (дата обращения:
29.08.2010).
2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. С. 297-298.
3 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Рос. газета. 1998. 10 дек.
4 Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1997. С. 755.
5 Уголовное право России. Практический курс. М., 2007. С. 572.
6 Южаков А. Б. Деятельность участковых уполномоченных милиции в сфере охраны общественного порядка : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 98.
7 Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Са-лищевой, М. С. Студеникиной. М., 2001. С. 538.
8 Ожегов С. И., Шведова Н. И. Толковый словарь русского языка. М., 1997. С. 576.
9 Павлов Н. А., Попов Л. Л., Колонтаевский Ф. Е. Административно-правовые меры борьбы с пьянством и пути повышения их эффективности : учебное пособие. М., 1989. С. 26.
10 Клюшниченко А. П. Пьянство и административная ответственность : учебное пособие. Киев, 1975. С. 89.
11 Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан.
2002. № 12, ст. 680.
12 Собрание законодательства Чувашской Республики.
2003. № 8, ст. 410.
13 Красный Север. 2005. 20 янв.
14 Республика Татарстан. 2006. 26 дек.
15 Ведомости Законодательного собрания Челябинской области. 2004. № 4.
16 Хакасия. 2004. 23 марта.
17 Псковская правда. 2003. 14 мая.
18 Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2001. № 38.
19 Вестник Тюменской областной Думы. 2007. № 10.
20 Нижегородские новости. 2003. 28 мая.
21 Комментарий к Кодексу Тюменской области об административной ответственности (научно-практический) / под общ. ред. В. Е. Севрюгина. Тюмень, 2008. С. 31.
22 Омский вестник. 2006. 26 июля.
23 Собрание нормативных правовых актов Орловской области. 2003. Вып. 16.