ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 94(470.41): 297
ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ СЪЕЗД МУСУЛЬМАН ТАТАРСТАНА 1998 Г.: ПРЕДПОСЫЛКИ, РЕШЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ
© А.М.Ахунов
В статье рассматривается история проведения Объединительного съезда мусульман Республики Татарстан, благодаря которому удалось преодолеть раскол в мусульманской умме, создать единый, легитимный муфтият.
Ключевые слова: ислам в Татарстане, Духовное управление мусульман Татарстана, съезды мусульман Татарстана.
Съезды мусульман Татарстана как одна из форм институализации религиозной власти до сих пор не становились объектом специального исследования. В той или иной мере этот вопрос затрагивался в монографиях Р.А.Набиева [1: 155157; 163-168], Р.М.Мухаметшина [2: 182-185; 193-198], В.М.Якупова [3: 67-88], но исключительно в контексте и объемах заявленных авторами тем. Наиболее системно, но схематично история съездов ДУМ РТ была изложена в недавно изданном учебном пособии Д. В. Мухетдинова и А.Ю.Хабутдинова [4: 201-215] на основе материалов готовящегося к печати энциклопедического словаря «Ислам в Татарстане».
Таким образом, возникает объективная необходимость изучения съездов ДУМ РТ как важных институтов, легитимизировавших наиболее значимые этапы духовной жизни мусульман постсоветского Татарстана.
И в этом отношении наиболее показательным является Объединительный съезд 1998 г., позволивший преодолеть раскол в мусульманской ум-ме республики и создать единое Духовное управление мусульман Республики Татарстан.
К концу 1990 гг. в Татарстане действовали две официальные религиозные структуры, претендовавшие на лидерство в духовной сфере: созданное в 1992 г. ДУМ РТ (Духовное управление мусульман в Республике Татарстан) во главе с Габдуллой Галиуллиным и ДУМ Т (Духовное управление мусульман Татарстана), руководителем которого в 1997 г. был назначен Фарид Салман. Последняя структура возникла на базе Главного мухтасибатского управления Татарстана в 1994 г. и подчинялась ЦДУМ (Центральному духовному управлению мусульман России и европейских стран СНГ) во главе с Талгатом Та-джутдином.
На тот момент оба управления контролировали приблизительно по 350 мусульманских приходов в республике [5], но реальные рычаги
власти находились в руках лидера ДУМ РТ Габ-дуллы Галиуллина. ДУМ РТ успело провести три съезда: два в 1992 г. и один - в 1995. Последний форум задумывался и был осуществлен как объединительный, но в реальности не привел к желаемому результату, а лишь усилил раскол. Продолжавшееся противостояние между конкурирующими муфтиятами выплескивалось в виде скандалов на федеральном уровне. Непредсказуемые и несогласованные действия муфтия Габ-дуллы Галиуллина нанесли урон репутации республики, позиционирующей себя регионом, где не существует проблем между различными этносами и конфессиями. Таким образом, вполне понятное желание государственных органов работать с лояльным органом привело к тому, что на повестку дня был поставлен вопрос о новом лидере мусульман Татарстана, а также о едином республиканском муфтияте.
Единственной формой легитимизации данной идеи мог стать объединительный съезд мусульман, и подготовка к нему началась под контролем Президента Татарстана М.Шаймиева. В конце 1997 г. он провел встречу с оппонентами -Г. Галиуллиным и Т.Таджутдином, в результате чего был создан Оргкомитет по проведению Объединительного съезда мусульманского духовенства РТ, в который вошли 12 представителей двух духовных управлений, а также недавно назначенный председатель Совета по делам религий при Кабинете министров РТ Р.А.Набиев. К тому времени конфликт между руководителями ДУМ РТ и Совета перешел в плоскость личной неприязни и даже вражды. Стало очевидно, что невозможно решить накопившиеся проблемы, а тем более провести объединительный съезд в таких условиях, поэтому была выдвинута кандидатура Р.А.Набиева как человека, знакомого с проблематикой ислама [3: 71-72].
Оргкомитет утвердил список кандидатов в муфтии, состоящий из шести человек: Г. Галиул-
лин, Ф.Салман, Г.Зиннатуллин, М.Джалялетди-нов, К.Бикчантаев и Г.Исхаков. В список не попал набирающий популярность выпускник Исламского университета Медины, заведующий кафедрой шариата медресе «Мухаммадия», руководитель Исламского центра Татарстана, 29-летний Рамиль Юнусов. Формально он не имел положенного 5-летнего стажа в качестве имама, но тем не менее его кандидатуру поддержали три мухтасибата из семи входящих в ДУМ РТ, что говорило о его немалом авторитете в республике, особенно в сельских районах. Активную публичную деятельность развернул и не вошедший в список руководитель молодежного центра «Иман», имам-хатыб Апанаевской мечети Вали-улла Якупов, сделавший реверанс в сторону официальной власти. 29 ноября 1997 г. он распространил заявление своей организации, в котором говорилось, что «светский руководитель мусульман Татарии Минтимер Шаймиев <...> с точки зрения священного исламского шариата, бесспорно, является и их духовным главой, первосвященником». Следовательно, Президент республики, «избранный большинством мусульман, должен выполнять и функции духовного главы», и он, как лицо, обладающее высшей духовной властью, должен назначить муфтия, что «приведет к единству мусульман в республике, установлению спокойствия и порядка в среде верующих» [6].
Эта идея получила поддержку в определенных кругах исламского духовенства. Но, как было определено в письме Совета по делам религий при КМ РТ, с «точки зрения действующих конституционных норм, согласно которым государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, подобное действие не имеет законных оснований». Впрочем, со стороны Шаймиева реакции не последовало, он даже не стал рассматривать это предложение [7].
Сам В.Якупов, занимавший к концу 1997 г. должность члена президиума ДУМ РТ, решил играть на противоположной стороне. На прошедшем 15 ноября 1997 г. пленуме ДУМ Т он был назначен Талгатом Таджутдином заместителем нового муфтия Фарида Салмана. Аналогичную должность также получил еще один бывший член президиума ДУМ РТ, казый этого управления и кандидат в муфтии Камиль Бик-чантаев [8]. В рамках своего издательского дома «Иман» В.Якупов начал издавать газету «Эл-Фуркан», в которой поместил предвыборную платформу Ф.Салмана, но сумел выпустить лишь один номер.
Созванным по решению властей Оргкомитетом был подготовлен проект нового Устава ДУМ
РТ, в котором полномочия муфтия заметно ограничивались - он выполнял функции координатора действующих структур ДУМ РТ, не мог принимать единоличные решения, а только коллегиальные. Дата проведения съезда была назначена на 16-17 февраля 1998 г.
Из всех кандидатур в муфтии наибольшей предвыборной активностью отличались Г.Гали-уллин, Ф.Салман и М.Джалялетдинов. Кандидат «от власти», заместитель муфтия ДУМ РТ Гусман Исхаков, предпочел не участвовать в дебатах, судя по всему, полагаясь на административный ресурс.
Кампания Габдуллы Галиуллина разворачивалась в характерном для него скандальном, наступательном ключе. В конце января 1998 г. он предпринял демарш, отправив на имя Президента М. Шаймиева письмо, в котором сообщил, что отказывается участвовать в выборах, и предложил отложить съезд на один год. В заявлении Президента Татарстана от 28 января 1998 г. было подчеркнуто, что съезд состоится в срок и что он, безусловно, станет объединительным. Таким образом, власть дала понять, что данный вопрос находится под ее жестким контролем, а события будут развиваться в строгом соответствии с уже принятым решением. На созванной 4 февраля 1998 г. пресс-конференции муфтий Г.Галиуллин вынужден был признать, что инициатива по подготовке съезда полностью перешла в руки оргкомитета [2: 194-196].
Другой кандидат, Фарид Салман, выступил с предвыборной программой в газете «Эл-Фуркан», отметив, что наибольшее внимание в качестве муфтия он будет уделять сельским приходам, займется распространением религиозных знаний среди простых мусульман, восстановлением пошатнувшегося авторитета духовных лидеров. Он также обвинил ДУМ РТ в нарушении «джентльменского» соглашения между Г.Гали-уллиным и Т.Таджутдином о невмешательстве в дела друг друга, поэтому, по его мнению, не может быть и речи о вхождении в состав ДУМ РТ [9]. Вопросы предстоящего съезда были озвучены и на Пленуме ДУМ Т, который состоялся 24 декабря 1997 г. в мечети «Булгар», ставшей резиденцией нового муфтията.
Еще один кандидат - Мансур Джалялетди-нов, занимавший в то время (как, впрочем, и сейчас) должность мухтасиба Казани и имама-хатыба мечети Марджани, обратился к властям Татарстана с предложением украсить центральную часть Казани Мусульманским центром [10]. М.Джалялетдинову был посвящен февральский, 3 номер, газеты «Иман», в котором главный редактор издания В.Якупов фактически прорекла-
мировал кандидата в муфтии, предложив делегатам «выбрать достойного».
Незадолго до съезда давление на власть усилилось и со стороны национальных организаций. На пресс-конференции, состоявшейся 6 февраля 1998 г., лидер Татарской партии национальной независимости «Иттифак» Фаузия Байрамова огласила официальное заявление «О грубом вмешательстве властей Татарстана во внутренние дела Духовного Управления мусульман РТ». По ее мнению, перед началом работы курултая «власть решила незаконным образом вмешаться в дела мусульман и назначить «угодного» муфтия вместо нынешнего управляющего ДУМ РТ муфтия Габдуллы Галиуллина» [11]. Партия «Иттифак» считала, что проведение съезда под давлением является очередным широкомасштабным фарсом, направленным против свободного волеизъявления мусульман и действующего муфтия.
В эти же дни СМИ распространили информацию, что муфтий Г.Галиуллин намерен в противовес создающемуся ДУМ РТ организовать альтернативное Духовное управление с центром в Набережных Челнах. Дестабилизирующую роль сыграл и депутат Госсовета РТ Ф.Шаймар-данов, сорвавший последнее заседание Оргкомитета и обвинивший присутствующих «в организации государственного переворота».
Тем не менее задуманный властями съезд состоялся в назначенное время. Несмотря на различные акции и демарши, предшествующие съезду, само мероприятие прошло в достаточно спокойной, рабочей атмосфере. Мандатная комиссия признала действительными полномочия 718 делегатов. В повестку дня было вынесено три вопроса: 1) информация о деятельности двух духовных управлений - ДУМ РТ и ДУМ Т;
2) обсуждение и утверждение устава ДУМ РТ;
3) выборы руководства вновь создаваемого ДУМ РТ. Тон работе съезда был задан выступлением Президента М.Шаймиева, который отметил большое историческое значение съезда и призвал мусульман к единению. Именно здесь была произнесена его знаменитая фраза: «Религия отделена от государства, но не отделена от общества» [2: 197].
С приветствием к делегатам съезда обратились верховный муфтий ЦДУМ Т.Таджуддин и муфтий Центрально-Европейского региона Р.Гайнутдин. В их обращении, так же, как и в словах других выступавших, звучала мысль, что сила мусульман в единении. Одним из самых сложных и важных вопросов съезда явилось обсуждение и утверждение устава ДУМ РТ. В его проект был внесен ряд изменений, и он был при-
нят «за основу». После утверждения устава шесть кандидатов, претендовавших на пост муфтия ДУМ РТ, представили свои программы. В них были подняты вопросы самообеспечения мечетей, усовершенствования системы финансирования медресе, внедрения трехуровневого обучения, улучшения условий проживания и обучения шакирдов после возвращения Духовному управлению зданий бывших медресе, привлечения ша-кирдов к организации мероприятий в школах и дошкольных учреждениях, проведения конкурсов чтецов Корана, оказания помощи в организации хаджа за счет Духовного управления и т.д.
В своем предвыборном выступлении Гусман Исхаков объяснил причины своего выдвижения. По его словам, он достиг 40-летнего возраста и поэтому хочет использовать, возможно, последний шанс для «служения религии и нации». В качестве обоснования своей кандидатуры он назвал большой опыт в качестве ректора медресе в г. Октябрьский и народного депутата местного горсовета. В его речи также прозвучала обида на родную Казань, куда он вернулся в 1994 г. и которая «не ждала его», и он, выражая свою мысль образным языком, «как кот с отрезанными усами, не знал, куда идти», и везде был гоним. Исходя из всего этого, он решил выдвинуть свою кандидатуру, а в случае избрания будет строить мир и согласие в мусульманской умме Татарстана, что «займет не один год». Также Г.Исхаков сделал реверанс в адрес власти и лично Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева, процитировав хадис, согласно которому мусульмане должны подчиняться мусульманским падишахам. Шаймиева можно считать мусульманином, потому что он начал свою речь с «бисмиллы», и он уверен, что придет тот день, когда президент республики будет читать намаз, а главы администраций следовать за ним [12].
Муфтий был избран тайным голосованием. При подсчете голосов соблюдался тройной контроль со стороны вошедших в оргкомитет представителей кандидатов в муфтии. Большинство голосов (430 из 686) было отдано за Г.Исхакова, за Ф.Салмана проголосовали 43 делегата, за Г.Галиуллина - 111. Первым заместителем муфтия был избран имам-хатыб Апанаевской мечети В.Якупов, казыем - имам мечети «Марджани» Г.Саматов [13].
Спустя две недели после съезда вновь избранного муфтия принял Президент РТ М.Шаймиев, дав понять тем самым, что для руководства республики только Г.Исхаков является легитимным представителем мусульманской общины Татарстана.
Г.Галиуллин и Ф.Салман не признали решений съезда, прошедшего, по их мнению, под давлением властей, но уже через месяц новоизбранный муфтий Г.Исхаков объявил, что конфликт улажен. Оба бывших муфтия согласились с передачей всех прав новому ДУМ РТ, за что получили высокие посты в новом Духовном управлении: Г.Галиуллин стал председателем Совета улемов, а Ф.Салман - руководителем комиссии по проверке на соответствие религиозным нормам издаваемой муфтиятом литературы [14].
На примере Объединительного съезда мы видим, что начиная с 1998 г. религиозные вопросы переходят под контроль официальной власти, что, конечно же, противоречило конституционным основам светского государства. Но именно тогда были сформулированы основные принципы конфессиональной политики республики, исходящие из озвученного на съезде тезиса М.Ш.Шаймиева о невозможности существования религии вне общества.
1. Набиев P.A. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке. - Казань: Изд-во Ка-занск. ун-та, 2002. - 244 с.
2. Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в ХХ веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). - Казань: Изд-во «Фэн», 2003. - 303 с.
3. Якупов В. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. -Казань: Изд-во «Иман», 2005. - 144 с.
4. Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. История духовных управлений мусульман России в XVIII-XXI вв. - Учебное пособие. - Нижний Новгород, 2012. - 260 с.
5. Якупов В. Муфтии не согласны // Независимая газета (прил. «НГ-регион»), 2008. - 24 марта.
6. Мухаметшин Р. Борьба за власть перед лицом государства // Независимая газета, 1998. - 18 февраля.
7. Постнова В. Станет ли Татария Халифатом? // Независимая газета, 1998. - 13 февраля.
8. Yзэк Диния Нэзарэты тэшкилэтендэге Татарстан меселманнары Диния Нэзарэте мэ^лесе турында мэгълумат // Эл-Фуркан, 1997. - №1 - декабрь.
9. Татарстан меселманнары Диния Нэзаратыньщ яца мефтие белэн энгэмэ // Эл-Фуркан, 1997. - №1 -декабрь.
10. Дела мусульманские... // Время и деньги, 1998. -29 января.
11. Фатхутдинов Р. Байрамова снова нашла себе дело // Время и деньги, 1998. - 7 февраля.
12. Выступление Гусмана-хазрата Исхакова на объединительном съезде мусульман Татарстана (1998 г.) // YouTube, видеохостинг // URL: http://www.youtube.com/watch?v=R45YeAeS9pA (дата обращения 28.06.2013).
13. Даутова Р. Религия и власть // Вечерняя Казань, 1998. - 17 февраля.
14. Президент встретился с главой мусульман республики // Казанские ведомости, 1998. - 4 марта.
TATARSTAN MUSLIM UNIFYING CONGRESS OF 1998: BACKGROUND, ACTIONS, RESULTS
A.M.Akhunov
The article looks into the history of the Tatarstan Muslim Unifying Congress, which resulted in overcoming the split in the Muslim Ummah, and creating a unified, legitimate Muftiyat.
Key words: Islam in Tatarstan, the Muslim Religious Board of Tatarstan, Tatarstan Muslim Congresses.
1. Nabiev P.A. Islam i gosudarstvo: Kul'turno-istoricheskaja jevoljucija musul'manskoj religii na Evropejskom Vostoke. - Kazan': Izd-vo Kazansk. unta, 2002. - 244 s.
2. Muhametshin R.M. Tatary i islam v HH veke (Islam v obshhestvennoj i politicheskoj zhizni tatar i Tatar-stana). - Kazan': Izd-vo «Fjen», 2003. - 303 s.
3. Jakupov V. Islam v Tatarstane v 1990-e gody. - Kazan': Izd-vo «Iman», 2005. - 144 s.
4. Muhetdinov D.V., Habutdinov A.Ju. Istorija duhov-nyh upravlenij musul'man Rossii v XVIII- XXI vv. -Uchebnoe posobie. - Nizhnij Novgorod, 2012. -260 s.
5. Jakupov V. Muftii ne soglasny // Nezavisimaja gazeta (pril. «NG-region»), 2008. - 24 marta.
6. Muhametshin R. Bor'ba za vlast' pered licom gosu-darstva // Nezavisimaja gazeta, 199S. - 1S fevralja.
7. Postnova V. Stanet li Tatarija Halifatom? // Nezavisimaja gazeta, 199S. - 13 fevralja.
S. Yzak Dinija Nazaraty tashkilatendage Tatarstan mвselmannary Dinija Nazarate ma^lese turynda mag#lYmat // Ol-Furkan, 1997. - №i - dekabr'.
9. Tatarstan mвselmannary Dinija Nazaratynyn jana mвftie belan angama // ôl-Furkan, 1997. - №i -dekabr'.
10. Dela musul'manskie... // Vremja i den'gi, 199S. - 29 janvarja.
11. Fathutdinov R. Bajramova snova nashla sebe delo // Vremja i den'gi, 199S. - 7 fevralja.
25З
12. Vystuplenie Gusmana-hazrata Ishakova na ob#edinitel'nom s#ezde musul'man Tatarstana (1998 g.) // YouTube, videohosting // URL: http://www.youtube.com/watch?v=R45YeAeS9pA (data obrashhenija 28.06.2013).
13. Dautova R. Religija i vlast' // Vechernjaja Kazan', 1998. - 17 fevralja.
14. Prezident vstretilsja s glavoj musul'man respubliki // Kazanskie vedomosti, 1998. - 4 marta.
Ахунов Азат Марсович - кандидат филологических наук, доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института востоковедения и международных отношений Казанского федерального университета.
Akhunov A.M. - Ph. D. in Philology, Associate Professor, ^zan Federal University
18 Kremlyovskaya Str., К^п, 420008, Russia E-mail: aakhunov@rambler.ru
Поступила в редакцию 02.09.2013