Научная статья на тему 'Организация хаджа в республике Татарстан и вопросы его финансирования'

Организация хаджа в республике Татарстан и вопросы его финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ В ТАТАРСТАНЕ / ХАДЖ / ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН ТАТАРСТАНА / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / ЭКОНОМИКА ИСЛАМА / ISLAM IN TATARSTAN / HAJJ / SPIRITUAL ADMINISTRATION OF THE MUSLIMS OF TATARSTAN / REPUBLIC OF TATARSTAN / ECONOMICS OF ISLAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахунов А. М.

В статье говорится о формах организации хаджа мусульман Республики Татарстан, начиная с 1992 г., с момента создания независимого Духовного управления мусульман Татарстана до настоящего времени. Уделяется внимание финансовой стороне вопроса: стоимости путевки в хадж, факторам, влияющим на ее стоимость, дается статистика примерной прибыли по последним годам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of hajj in the Republic of Tatarstan and the questions of its financing (Russia, Kazan’)

The article discusses form of hajj organization in the Republic of Tatarstan starting with 1992 when the independent Spiritual Administration of the Muslims of Tatarstan was established — till the present day. Special attention is given to the financial aspect of the issue: the price of hajj participation, factors that impact this price, the statistics of the approximate profit over the last years

Текст научной работы на тему «Организация хаджа в республике Татарстан и вопросы его финансирования»

финансовые (инвестиционные) компании. Для выстраивания корректной работы данных институтов необходима разработка четко построенного учета, который бы позволил производить расчеты новых (для традиционных моделей учета) инструментов и учитывать принципы исламского бухгалтерского учета.

Исходя из практики внедрения МСФО, выделена одна из актуальных задач в необходимости гармонизации МСФО и национальных стандартов. Также важным моментом в современных условиях является сопоставление национальной

(традиционной) и исламской моделей бухгалтерского учета функционирующих в рамках неисламских государств, в которых ислам не является основной государственной религией. Подход, целью которого является сближение моделей исламского и национального (традиционного) бухгалтерских учетов, назвали консолидацией. Проблема, возникновения необходимости консолидации имеет множество открытых к исследованию вопросов и является наиболее актуальным направлением в исследовании исламских финансов.

Литература

1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом Марджани, 2010.

2. Акатьева М.Д., Мальшакова И.Л. Теория бухгалтерского учета. Учебное пособие. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook309/01/ part-001.htm

3. Федосова Т.В. Бухгалтерский учет: Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007 http://www.aup.ru/books/m176/

4. Умаров Х.С. Основные модели учета и отчетности в мире // Аудитор. — 2013. — №6.

5. Умаров Х.С. Конвергенция исламских стандартов бухгалтерского учета и МСФО // Финансовый бизнес. — 2013. — №3. — С. 68-71.

6. Лисовская И.А., Сидорова М.И. МСФО: Анализ мирового опыта глобальной стандартизации учета // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — № 40.

7. Грицищен, Д.А. Регулирование бухгалтерского учета в мусульманских странах // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 15. — С. 56-68.

8. Евдокимов В.В., Грицишен Д.А. Исламская модель бухгалтерского учета в преодолении социально-экономических последствий глобализации // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 41.

9. Шигун М.М. Проблемы классификации системы бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 11.

10. Евдокимов В.В., Грицишен Д.А. Развитие теоретико-методологических основ исламской модели бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 20. — С. 53-64.

11. Ларионов А.Л., Аль-Шарайрех Лжамаль Алель Исламская модель бухгалтерского учета //http://elibrary.finec.ru/materials_ files/izv/IzvSPbUEF2002_2_C.70_85_s.pdf

12. Жарикова Л.А., Наумова Н.В. Бухгалтерский учет в зарубежных странах. — Тамбов: Изд. полиграфический центр ТГТУ, 2008.

13. Фролова Т.А. Бухгалтерский учет. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

14. Евдокимов В.В., Грицишен Д.А. Исламская экономическая доктрина как среда формирования и развития исламской модели бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 29.

ОРГАНИЗАЦИЯ ХАДЖА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ВОПРОСЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

А.М. Ахунов,

доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института международных отношений

Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат филологических наук [email protected]

В статье говорится о формах организации хаджа мусульман Республики Татарстан, начиная с 1992 г., с момента создания независимого Духовного управления мусульман Татарстана до настоящего времени. Уделяется внимание финансовой стороне вопроса: стоимости путевки в хадж, факторам, влияющим на ее стоимость, дается статистика примерной прибыли по последним годам.

Ключевые слова: Ислам в Татарстане, хадж, Духовное управление мусульман Татарстана, Республика Татарстан, экономика ислама

УДК 348:297 ББК 67.4+Х2(0)416

Первые сохранившиеся сведения о хадже, совершенном предками современных татар — волжскими булгарами, относятся к 1041/1042 гг. О прибытии булгар в Багдад упоминает арабский историк Ибн ал-Джаузи: «И прибыл один человек из булгар, — говорят, что он один из больших людей того народа, со свитой из 50 человек, направляясь совершить хадж» [1, с.82].

Сама Волжская Булгария официально приняла ислам в 922 г., но исламизировалась гораздо раньше. В X—XII вв. ислам распространился по всей территории этого крупного восточноевропейского государства. Будучи мусульманами, волжские

булгары стремились выполнить один из обязательных столпов ислама — совершить паломничество к святым местам. На месте Волжской Булгарии возникло Казанское ханство, после завоевания Казани в 1552 г. русскими войсками — Казанская губерния, просуществовавшая до 1920 г.

Во все эти века предки татар, несмотря на отсутствие хороших дорог, всевозможные опасности, отправлялись в дальний путь, который занимал не один месяц передвижения пешком, верхом на лошадях и верблюдах, а в лучшем случае — на кораблях морем. В советское время совершить хадж удавалось

лишь единицам мусульман из всего СССР. Например, в 1955 г. из огромной многомиллионной страны в хадж направилось всего 20 человек, хотя в тот же год, например, из Йемена в Саудовскую Аравию прибыло 58 089 паломников, а из Египта - 34 618.

Когда в СССР началась перестройка и рухнул «железный занавес», многие мусульмане захотели совершить хадж, но помешал недостаток средств и проблема с конвертируемостью советского рубля. Лишь в 1990 г. первая большая группа мусульман из Советского Союза в количестве 1 500 человек побывала в священных местах. Эта поездка была полностью профинансирована королем Саудовской Аравии и стала подарком советским мусульманам.

Нараставшие центробежные силы в мусульманской умме России, ускорившиеся с распадом Советского государства, привели к созданию в августе 1992 г. в Казани независимого от Духовного управления мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) Духовного управления мусульман в Республике Татарстан (ДУМ РТ) [2, с.250]. С этого момента начался отчет функционирования самостоятельных религиозных институтов в Татарстане. В том же 1992 г., еще до образования ДУМ РТ, был впервые организован прямой хадж на автобусах с выездом из Казани [3, с.59].

После признания легитимности вновь созданного ДУМ РТ, процесс организации хаджа в республике был взят под контроль государства. Например, для проведения хаджа 1993 г. по договоренности с президентом Татарстана Духовное управление заказало два самолета ТУ-154, принадлежащих компании «Авиалинии Татарстана». В этот год хадж совершило 300 та-тарстанцев при стоимости путевки в 350 тыс. руб. (ок. 400 долларов США). Действующие имамы, преподаватели медресе и воскресных школ смогли приобрести тур по льготной цене в 100 тыс. руб. [4]. В следующем, 1994 г. многие российские мусульмане, в т.ч. и татарстанцы, воспользовались подарком короля Саудовской Аравии Фахда, который направил свои личные средства на оплату паломничества в Мекку 13 тыс. мусульман из России и стран СНГ [5].

К слову сказать, благотворительные путевки будут распределяться и в последующие годы, но уже в гораздо меньших объемах. Например, в 1999 г. королем Фахдом было выделено на Россию 750 бесплатных путевок в хадж для неимущих, что привело к различным злоупотреблениям со стороны распределителей подарка. Особую остроту это получило в условиях экономического кризиса и троекратного обесценивания рубля по отношению к доллару. Если до августовского кризиса 1998 г. поездка в хадж обходилась в среднем в 1500-1600 долларов США, то в сезон 1999 г. операторы вынуждены были снизить цену до минимальных 900 долларов США с обслуживанием по принципу «ниже низшего» [6].

Экономический кризис 1998 г. сделал востребованными уже подзабытые виды перемещения до святых мест — автобусом или комбинированный: самолет и автобус. Еще в 1996 г. председатель ижевского клуба «Хадж» Ф. Махиянов предлагал организовать железнодорожный хадж, взяв за отправную точку Казань, как крупный транспортный узел. По его замыслу мусульмане соседних областей и республик могли добираться из Казани до Астрахани на специальном хадж-поезде, а далее — на воздушном, водном или автомобильном транспорте в Мекку и Медину. На каждой крупной станции и переезде он планировал разместить ларьки (позже, минимаркеты) «Хадж», для обеспечения всем необходимым мусульманских паломников, а также рекламные стенды с информацией о жизни местных татар [7]. Конечно, подобный наивный, противоречащий законам логистики проект не был востребован, но его появление говорило о том, что проблема организации хаджа в Татарстане существует.

Недостаток финансов у населения после кризиса 1998 г. также вынудил искать новые формы в деле организации хаджа из Республики Татарстан. С октября 2001 г. при ДУМ РТ начала действовать программа помощи в организации хаджа «Идель-хадж». Она предусматривала финансирование на условиях постепенного накопления средств, подготовку и обучение

групп паломников в местном исламском университете, а также полное организационное обслуживание (виза, трансфер, авиаперелет, проживание, медицинская страховка). В реализации программы приняли участие страховая компания «Наско-Татар-стан», «Татфондбанк» и туристическая компания «Идель» [8].

Изначально задуманная накопительная система финансирования хаджа приобрела конкретные формы в 2008 г. Была предложена программа, согласно которой любой желающий совершить хадж должен откладывать ежемесячно по 1 тыс. рублей в течение 5 лет. «Идель-хадж» самостоятельно выбирает инвестиционную компанию, которая вкладывает средства в халяльные инвестиционные проекты (недвижимость, ценные бумаги предприятий разрешённых отраслей экономики), а затем оплачивает участие паломника в хадже.

Данная программа была разработана в соответствии с действующим законодательством РФ с соблюдением исламских норм и традиций в качестве противовеса финансированию хаджа со стороны зарубежных благотворительных организаций и фондов. В 2002 г. программа получила одобрение Совета муфтиев России и поддержку Координационного совета по хаджу при Правительстве России, а ее руководитель — генеральный директор страховой компании «Наско-Татарстан» Р. Га-тауллин вместе с муфтием Г. Исхаковым в 2002 г. был избран членом Совета по делам хаджа при правительстве РФ. В этом же году вопросы по непосредственной организации хаджа в РТ перешли к специально созданному при муфтияте отделу по делам хаджа во главе с заместителем муфтия А. Мингалеевым. В 2003 г. преобразован в департамент «Идель-хадж».

По мере развития «Идель-хадж» начал организовывать хадж для мусульман Татарстана и более чем 30 регионов России, где были открыты специальные представительства. Эти регионы стали основными центрами по организации логистики и отправке паломников из Сибири, Поволжья и Центральной части России. «Идель-хадж» брал на себя следующие задачи: организация обучения руководителей групп, медиков и самих хаджиев, разрабатывала маршруты, отвечала за организацию питания и проживания паломников в Мекке и Медине, координировал действия с государственными органами власти в ходе подготовки к паломничеству в святые для мусульман места, налаживал контакты с хадж-миссией РФ и другими туроператорами, которые занимаются отправкой хаджиев, проводил международные конференции по вопросам хаджа с участием мировых туроператоров.

По мере развития были разработаны программы для желающих совершить умру — обряд малого хаджа, в январе 2010 г. во время визита в Казань лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса, была достигнута договорённость об открытии маршрута в Иерусалим с целью посещения третей святыни Ислама — мечети «ал-Акса», разработаны и действуют маршруты для отдыха мусульман в Турции [9].

Всего по линии «Идель-хадж» совершили хадж в 2002 г. — 114 чел, в 2003 — 175 чел., в 2004 г. — 178 чел., в 2005 г. — 509 чел., в 2006 г. — 583 чел., в 2007 г. — 1538 чел., в 2008 г. — 2192 чел, в 2009 г. — 3477 чел. Приблизительная цена одной путевки в хадж в зависимости от программы (всего их 5) в 2011 г. составляла от 75 до 150 тыс. руб. По мнению экспертов в области туристического бизнеса при условии получения 10-15% прибыли с каждой путевки, «Идель-хадж» мог зарабатывать до 30 млн руб. в год. А чистая прибыль в 2009-2010 гг. колебалась в районе 1 млн руб. в год, что нельзя назвать большой цифрой [10].

С начала 2011 г. «Идель-хадж» работал с ДУМ РТ на основе специального соглашения об аккредитации хадж-оператора. Со сменой муфтия в апреле 2011 г. в Духовном управлении мусульман Татарстана, «Идель-хадж» потерял поддержку, при ДУМ РТ был создан свой оператор, забравший все квоты, предназначенные для мусульман Татарстана. Окончательный удар по «Идель-хадж» был нанесен в июле 2012 г. после покушения на муфтия ДУМ РТ И. Файзова и убийства начальника образовательного отдела муфтията В. Якупова. Председатель совета директоров компании «Идель-хадж» Р. Гатауллин попал под подозрение и был задержан сотрудниками правоохранительных органов [11].

В настоящее время все вопросы организации хаджа контролирует «дочка» ДУМ РТ — ООО «Татарский деловой мир» (бренд «ДУМ РТ ХАДЖ»), — единственный официально аккре-

дитованный хадж-оператор по Республике Татарстан. Согласно предложению на 28 февраля 2014 г. цена на организацию обряда хаджа составила 155 тыс. руб.

Литература

1. Халидов А.Б. Сообщение арабской хроники XII в. О посольстве Булгара в Багдад // Марджани: наследие и современность. Матер. междунар. науч. конф. — Казань, 1998. — С.82-84.

2. Ахунов А.М. Объединительный съезд мусульман Татарстана 1998 г.: предпосылки, решения, результаты // Филология и культура. Philology and Culture, 2013. — №4 (34). — С.25-254.

3. Якупов В. Ислам в Татарстане в 1990-е гг. — Казань: Иман, 2005. — 144 с.

4. 25 мая начнется хадж мусульман Татарстана в Мекку // Postfactum.Ru. 13.05.1993.

5. Делегация мусульманского сообщества России выезжает на паломничество в Саудовскую Аравию по приглашению короля Фахда // РИА «Новости». — 25.01.1994.

6. Супонина Е. Взятка за паломничество // Время MN. 23.03.1999.

7. Махиянов Ф. Возможен хадж железнодорожный? // Татарские края. 16.10.1996.

8. Республика Татарстан. Разработана программа страхования, позволяющая накопить денег на паломничество в Мекку // Regions.ru. 11.09.2002.

9. Аббас обсудит вопросы расширения паломнических связей с Татарстаном // Vz.ru. 28.01.2010.

10. Как «Идель Хадж» продавала «воздух» // Islam-today. 18.07.2012.

11. Задержаны четверо подозреваемых в покушении на муфтия РТ и убийстве его бывшего зама // Бизнес-онлайн. 20.07.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.