Научная статья на тему 'Эволюция института шариатских судей (казыев) у мусульман Волго-Уральского региона в конце XVIII-начале XXI вв'

Эволюция института шариатских судей (казыев) у мусульман Волго-Уральского региона в конце XVIII-начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
283
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДИ (КАЗЫЙ) / ШАРИАТ / ОРЕНБУРГСКОЕ МАГОМЕТАНСКОЕ ДУХОВНОЕ СОБРАНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН / ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / SHARIA LAW / QADI / ORENBURG MUSLIM SPIRITUAL ASSEMBLY / THE CENTRAL MUSLIM SPIRITUAL BOARD OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хабутдинов Айдар Юрьевич

Статья посвящена эволюции института казыев у мусульман Волго-Уральского региона в конце XVIII-начале XXI вв. Рассмотрен опыт казыев Оренбургского магометанского духовного собрания в Российской империи, Центрального духовного управления мусульман в СССР, Духовного управления мусульман Республики Татарстан в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF THE SHARIA JUDGES (QADIS) INSTITUTION OF MUSLIMS FROM THE VOLGA-URAL REGION IN THE LATE 18 th – EARLY 21 st CENTURIES

The article studies the evolution of the qadi institution of Muslims from the Volga-Ural Region at the end of 18 th-early 21 st centuries. We analyze the experiences of qadi from the Orenburg Mohammedan Spiritual Assembly of the Russian Empire, the Central Spiritual Board of Muslims of the Soviet Union, and the Tatarstan Spiritual Administration of Muslims in Russia.

Текст научной работы на тему «Эволюция института шариатских судей (казыев) у мусульман Волго-Уральского региона в конце XVIII-начале XXI вв»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №3(33)

УДК 94:323.1

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ШАРИАТСКИХ СУДЕЙ (КАЗЫЕВ) У МУСУЛЬМАН ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В КОНЦЕ ХУШ-НАЧАЛЕ XXI ВВ.

© А.Ю.Хабутдинов

Статья посвящена эволюции института казыев у мусульман Волго-Уральского региона в конце ХУШ-начале XXI вв. Рассмотрен опыт казыев Оренбургского магометанского духовного собрания в Российской империи, Центрального духовного управления мусульман в СССР, Духовного управления мусульман Республики Татарстан в современной России.

Ключевые слова: кади (казый), Шариат, Оренбургское магометанское духовное собрание, Центральное духовное управление мусульман, Духовное управление мусульман Республики Татарстан

Ключевой функцией мусульманской общины является обеспечение функционирования норм шариатского права, осуществляемого казыями -шариатскими судьями, создающими нормы права (фетвы). В реальности даже в странах мусульманского мира существовало и законодательство правителей - кануны. Соблюдение норм шариатского права являлось гарантией легитимности немусульманских властей со стороны мусульманских подданных. В правление Екатерины II (1762-1796) удалось найти весьма эффективный компромисс в этом вопросе.

На основе Наказов в Уложенной комиссии 1767 г. мы можем сформировать представление о религиозной автономии и системе судопроизводства мусульман Волго-Уральского региона. Мусульмане подразделялись на различные сословные и территориальные группы. Ключевым термином здесь является «магометанский (мусульманский) закон», то есть мусульманское шариатское право. В качестве судей выступают ахуны и муллы. В Наказах речь идет не о создании централизованной религиозной администрации, а об избрании четырех ахунов для Уфимской провинции. В Наказе башкир Уфимской провинции содержится расшифровка полномочий этого суда, при этом акцент делается на нормах брачно-семейного права: раздел имущества (мирас), основания для развода (талак), установление степени родства, препятствующего заключению брака. Кроме того, за имамами фактически закрепляются полномочия мухтасиба по контролю за соблюдением поста (саум, ураза) и посещением пятикратных молитв [1: 92-94].

Светские власти поставили перед собой задачу инкорпорирования мусульманских религиозных деятелей в общегосударственную систему судопроизводства. 28 января 1783 г. Екатерина II издала «Указ именной, данный генерал-поручику

Каменскому 28 января 1783 г., «О дозволении подданным магометанского закона избирать самим у себя ахунов». Характерно, что его адресатом является не государственный деятель Волго-Уральского региона, а рязанский и тамбовский генерал-губернатор Михаил Федотович Каменский. Вначале речь шла о татарском мишарском населении бассейна Оки и Цны, т.е. в районах Касимова, Темникова и Кадома.

В Указе впервые говорится о возможности участия мусульманских религиозных лидеров в судебной системе Российской империи: «3. Что же касается заседания духовных лиц в Нижней и Верхней Расправах, не надлежит, чтобы их духовное звание давало к тому какое-либо особенное право; но ежели их ахуны или тому подобные добровольно будут избраны обществом в Верхнюю или Нижнюю Расправы в качестве заседателей на основании учреждений, вмешиваться со стороны управления не следует; в таком случае и они могут тем выбором пользоваться» [2: 805].

Следует отметить, что по «Учреждениям для управления губерниями Всероссийской империи» 1775 г. нижняя расправа - уездный сословный суд первой инстанции для непомещичьих крестьян, верхняя расправа - губернский сословный суд для рассмотрения в апелляционном порядке уголовных и гражданских дел государственных, экономических (то есть бывших монастырских), дворцовых крестьян и однодворцев. [3: 45-46]. Количество заседателей было равно двум.

22 сентября 1788 г. Екатерина II создала единственный орган, объединявший всех мусульман Внутренней России и Сибири, - Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). В этот день был принят Указ императрицы «Указ именной, данный правящему сим-

бирскому и уфимскому генерал-губернатору, генерал-поручику барону Игельстрому 22 сентября 1788 г. «об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, пребывающими в России». Здесь утверждается: «В упомянутом духовном Собрании председательствовать будет первый Ахун Мухамет Джан Гу-сейн, коего Мы Всемилостивейше жалуем Муфтием ... С ним будут заседать 2 или 3 Муллы из Казанских Татар, испытанных в верности к Нам и в добропорядочном поведении, с жалованием по 120 рублей в год. Об этом предоставляем вам возможность договориться с Генерал-Губернаторами в тех Губерниях, в коих народы Магометанской веры обитают» [4: 1107].

В 1793 году, когда был издан «Указ сенатский 17 августа 1793 г. «о выборе мулл в учрежденное в Уфе духовное правление магометанского закона через три года», была окончательно выработана формула избрания казыев ОМДС: «Уфимский Губернатор, Г-н Генерал-Поручик Пеутлинг уведомляет, ... что во всех Судебных местах1 лица, заседающие в результате выборов от общества, через каждые три года должны быть заменены новыми людьми.

Сенат, следуя правилам, предписанным для средних Судебных мест в Высочайшем Учреждении Губернии, с которыми сравнимо Духовное собрание, и не считая, что Муллы должны оставаться на посту более трех лет, полагает, что в назначении новых Мулл нет ничего противозаконного» [5: 452-454].

Таким образом, на общегосударственном уровне был окончательно закреплен принцип, согласно которому ОМДС является судебной инстанцией, а его члены (муфтий и три казыя) образуют вместе постоянно действующую судебную коллегию, при этом срок пребывания казыев на посту равен 3 годам. Следует отметить, что данный принцип действовал де-факто до конца 1920-х гг., когда советские власти запретили проведение IV Всероссийского съезда улемов и мутаваллиев. После падения Российской империи выборы муфтия и казыев проходили на Всероссийских съездах 1917 г., 1920 г., 1923 г. и 1926 г. Различие состояло в том, что с 1917 г. муфтий и шесть казыев стали избираться на три года.

По Уставу ЦДУМ 1923 г. Центральное Духовное Управление мусульман (§6) «избирается

1 Имеются в виду созданные по губернской реформе 1775 г. губернские сословные суды: верхний земский суд, городской магистрат и др.

съездом представителей духовенства и приходов сроком на три года в составе председателя, именуемого «Муфтием», и шести членов, называемых «Казыями»». Таким образом, муфтий и ка-зыи постоянно находятся в Уфе и контролируют конкретные сферы деятельности: «§ 7. Центральное Духовное Управление, являясь исполнительным органом съезда представителей духовенства и приходов, ведает все дела религиозно-нравственного порядка, возникающие среди подведомственных ему мусульман и подлежащие разрешению на основании догматов ислама и правил шариата». Муфтий не обладает властью, отличной от власти казыев. К полномочиям ЦДУМ (§8), в частности, «относятся: в области религиозно-догматической: 1) наблюдение за богослужебными обрядами и согласование их с правилами шариата; 2) надзор за правильностью печатания Корана и богослужебных книг; 3) разъяснение (фетва) вопросов догматики и шариата, в особенности вопросов брачных, семейных, наследственных и проч» [6: 64-67]. В 1936 г. после смерти муфтия Ризы Фахретдина были арестованы все казыи ЦДУМ, а новые были назначены только на совещании при ЦДУМ в мае 1942 г.

На совещании (пленуме) в ЦДУМ в мае 1942 г. происходит восстановление ряда мухта-сибатов2 и избрание казыев. Кроме муфтия ЦДУМ и казыя-имама Уфы они представляли ключевые центры-мухтасибаты мусульман округа ДУМЕС (Москва, Казань, Оренбург, Астрахань). Именно эту схему муфтий Г.Исхаков перенес в ДУМ РТ начиная с 1-го съезда в 1998 г. В 2011 г. после 5-го съезда пленум ДУМ РТ увеличил число казыев до 9. Большинство из казыев, утвержденных пленумом ДУМ 16 мая 2013 г. (кроме казыев Казани, Прикамья (г. Набережные Челны), Северо-Запада (г. Зеленодольск - спутник Казани) и Северо-Востока (г. Елабуга)), являются мухтасибами своих районов.

Между Уставами ДУМ РТ 1998 и 2011 г. существует значительное различие в понимании принципов деятельности организации. В Уставе Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан, принятом на I объединительном съезде мусульман РТ в 1998 г. (П1.2) указывается: «ДУМ РТ осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами шариата, выраженными в иджтихаде факихов и улемов, следовавших Аль-Куръана и Сунны Пророка в соответствии с религиозно-правовым направлением имама Абу

2 Мухтасибат - административно-территориальный

округ. Сейчас в РТ мухтасибаты совпадают с административными районами республики.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ханифы», то есть ханафитским мазхабом [7: 2]. Кажется, что почти аналогичная норма содержится в Уставе Центральной религиозной организации - Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан, утвержденном V съездом мусульман РТ (протокол №1 от 13 апреля 2011г.) [8]3. Здесь указывается: «в соответствии с религиозным направлением имама Абу Ханифы», т.е. изъято всего одно слово — «правовым».

В Уставе ДУМ РТ 1998 г. существует раздел IX «Главный казый». В Уставе ДУМ РТ 2011 г. этот раздел отсутствует. В пункте 9.2. Устава ДУМ РТ 1998 г. указывается, что «главный ка-зый осуществляет религиозно-судебную власть ДУМ РТ». При этом (пункт 9.4.) «Главный ка-зый:

а) осуществляет наблюдение за правильным истолкованием Ислама и соблюдением норм мусульманской нравственности и благочестия;

б) осуществляет совместно с Советом улемов и Советом казыев проверку на соответствие нормам Ислама уставов и положений всех мусульманских организаций, подразделений, учреждений и учебных заведений;

в) рассматривает в качестве второй инстанции вопросы по деятельности имам-хатыйбов, в качестве первой инстанции - имам-мухтасибов и ректоров мусульманских учебных заведений».

Особо утверждается, что (пункт 9.5): «Постановления и решения Главного казыя и Совета ка-зыев являются обязательными для исполнения их соответствующими лицами и организациями ДУМ РТ. В случае несоблюдения решений и постановлений Главный казый выносит представление перед Муфтием и Президиумом о вынесении соответствующего дисциплинарного взыскания» [7].

По Уставу ДУМ РТ 2011 г. (раздел X Совет казыев) Совет казыев является «совещательным органом ДУМ РТ, созданным для ведения деятельности ДУМ РТ в духовно-воспитательной сфере (П.10.1). Таким образом, казыи, несмотря на свое название по текущему Уставу ДУМ РТ, по сути не являются судьями, и их решения не носят обязательного характера. Совет казыев по Уставу ДУМ РТ 2011 г. «готовит разъяснения по правильному истолкованию положений Ислама для соблюдения норм мусульманской нравственности» (П.10.2.) Его члены избираются на Пле-

3 27 апреля 2011 г. муфтий ДУМ РТ И. Файзов получил в Минюсте Устав ДУМ РТ в новой редакции. См. [9].

нуме ДУМ РТ и не несут ответственности перед всей умой, как это было в ЦДУМ в 1917-1936гг4.

Вопрос о деятельности имам-мухтасибов и ректоров мусульманских учебных заведений (руководителей духовных образовательных учреждений) по Уставу ДУМ РТ 2011 г. перенесен в полномочия Пленума ДУМ РТ (5.6). Таким образом, Совет казыев фактически не имеет строго определенных полномочий, при этом во всем ДУМ РТ нет ни одного человека, имеющего квалификацию на уровне профессора / доктора богословия, или в Совете улемов того же уровня светского ученого - специалиста по классическому исламоведению или по российским мусульманам.

Таким образом, из постоянной судебной инстанции по вопросам догматического и семейного права, а также контрольной инстанции казыи по уставу ДУМ РТ 2011 г. окончательно превратились в некий консультативный орган, фактически не обладающий полномочиями.

1. Кулбахтин И.Н., Кулбахтин Н.М. Наказы народов Башкортостана в Уложенную комиссию 17671768 гг. - Уфа: Китап, 2005. - 272 с.

2. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1781-1783 гг.. - т.21. - СПб.: Типография II собственной Его Императорского величества Канцелярии, 1830. - 1092 с.

3. Ислам в Российской империи: Законодательные акты, описания, статистика. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. - 367 с.

4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. 1784-1788 гг. - Т. 22. - СПб.: Типография II собственной Его Императорского величества Канцелярии, 1830. - 1174 с.

5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое, 1789-1796 гг.. - Т.23. - СПб.: Типография II собственной Его Императорского величества Канцелярии, 1830. - 974 с.

6. Ислам и советское государство. - Вып. 2: (19171936). - М: ИД Марджани, 2010. - 208 с.

7. УСТАВ Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан. Зарегистрирован Государственной Регистрационной палатой при Министерстве Юстиции Республики Татарстан 4 марта 1998 г. Регистрационный № 1/р. // иКЬ:

4 Избрание нового муфтия на 6-м съезде ДУМ РТ 17 апреля 2013 г. не привело к значительным изменениям в составе казыев ДУМ РТ. На съезде был переизбран баш-казыем ДУМ РТ Джалиль Фазлыев. См. Новый состав Совета Казыев ДУМ РТ. 16 Май, 2013 -13:49. http://dumrt.ru/kaziyat. Особенностью съезда 17 апреля 2013 г. и пленума ДУМ РТ 16 мая 2013 г. было единогласное избрание всех кандидатов. 16 мая 2013 г. был сменен только казый Северо-западного региона

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&s ource=web&cd=4&cad=rja&ved=0CEAQFjAD&url =http%3 A%2F%2Fwww.islamrt.ru%2Fbook%2FUst av%2520DUMRT-

98.doc&ei=JKOMUZz_ArPQ4QSP1oG4Aw&usg=A FQj CNFgQqMVAYxtaJKo_ac5bZNeaSDwUQ (дата обращения 12.08.2013)

8. Устав Центральной религиозной организации -Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан.

9. И.Файзов получил в Минюсте Устав ДУМ РТ в новой редакции // URL: http://www.tatar-inform.ru/ news/2011/04/27/268061/ (дата обращения 12.08.2013)

EVOLUTION OF THE SHARIA JUDGES (QADIS) INSTITUTION OF MUSLIMS FROM THE VOLGA-URAL REGION IN THE LATE 18th - EARLY 21st CENTURIES

A.Yu.Habutdinov

The article studies the evolution of the qadi institution of Muslims from the Volga-Ural Region at the end of 18th-early 21st centuries. We analyze the experiences of qadi from the Orenburg Mohammedan Spiritual Assembly of the Russian Empire, the Central Spiritual Board of Muslims of the Soviet Union, and the Tatarstan Spiritual Administration of Muslims in Russia.

Key words: Sharia law, qadi, Orenburg Muslim Spiritual Assembly, the Central Muslim Spiritual Board of the Republic of Tatarstan.

Хабутдинов Айдар Юрьевич - доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казанского филиала Российской академии правосудия.

E-mail: aihabutdinov@mail.ru

Поступила в редакцию 20.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.