ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИНГРИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
Резниченко АЯ.
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингер-манландии (Ингрии) с момента своего официального основания в 1992 г . как автокефальной ЕЛЦ с Синодом и епископом во главе, прошла трудный, но чрезвычайно важный путь институционального становления, возрождения приходской жизни и церковной иерархии и не только на исторической территории проживания финнов-ингерманландцев, но и распространения по другим регионам нашей страны. Это прежде всего регионы расселения других финно-угорских народов России, а также места, в которые коренные жители Ингерманландии депортировались в 30-40-х гг . минувшего столетия и где осталась жить часть бывших спецпоселенцев и их потомков. Сегодня ЕЛЦ Ингрии совершает свое служение среди лютеран России от Санкт-Петербурга до Сибири1.
Ингрия (или Ингерманландия, Ижора) - историческое название области между р. Нарвой и северо-западным побережьем Ладожского озера (ныне Ленинградская обл.). Финские крестьяне и ремесленники (сапожники, портные, ювелиры), а также врачи и адвокаты, осваивали эту территорию с начала XVII в., селились в Карелии, в устье Невы и на южной стороне Финского залива, на тех территориях, которые в то время находились под шведский юрисдикцией. Значительное число финнов служило в русской армии. Т огда же на данных землях возникли первые лютеранские общины, впоследствии образовавшие собственную территориальную (ин-германландскую) епархию внутри шведско-финской Лютеранской Церкви. Первое документальное упоминание о Церкви Ингрии относится к 1611 г . В 1639 г. выборгский генерал-губернатор разделил территорию Ингрии на два пробства (благочиния). А уже через три года в Нарве была создана суперин-тенденция - специальное церковное управление, ведавшее всеми делами, касающимися поставления
священников и содержания храмов. При персоне суперинтендента находились четыре асессора - швед, финн, русский и немец. К концу XVII в. в Ингрии насчитывалось уже 28 лютеранских приходов, разделенных уже на 3 пробства. В 1671 г. в Ниеншанце, там, где р. Охта впадает в Неву , была освящена новая лютеранская церковь для отделившихся от финнов шведских и немецких прихожан2.
В 1642 г у этой Церкви появился первый епископ, а в 1655 г. в Церкви Ингрии уже было 58 приходов, 36 церковных зданий и 42 священнослужителя. При Петре I территория Ингерманландии перешла под русское господство, и когда в 1712 г . столицей России стал Санкт-Петербург, он постепенно начал превращаться и в центр лютеранства в России. Накануне 1712 г . в Санкт-Петербурге и его окрестностях было 32 финноязычных церковных прихода с сотнями небольших общин. Вместе взятые, они включали в себя около 147 тыс. членов. Эти общины входили в многонациональную Евангелическо-Лютеранскую Церковь в Российской империи, Устав которой был подписан императором Николаем I в 1832 г и вошел в Свод законов Российской империи.
В У ставе закреплялось деление Лютеранской церкви в России на восемь консисториальных округов, управляемых консисториями, с генерал-ин-тендентом во главе каждой: Санкт-Петербургской, Московской, Курляндской, Лифляндской, Эстлянд-ской и др. Эти округа разделялись на пробства, состоявшие из приходов и управляемые пробстами. Высшей административной инстанцией служила находившаяся с Санкт-Петербурге Г енеральная консистория, которая должна была собираться два раза в год.
В 1856 г . Санкт-Петербургский округ насчитывал 224095 прихожан, 80 духовных лиц, 164 церкви, тогда как в Московском округе числилось 145937 прихожан, 35 духовных лиц и 88 церквей3.
1 Официальный сайт ЕЛЦ Ингрии / http://www.elci.ru/index.php.
2 Крылов П. История ЕЛЦ Ингрии. М., 2001 г.
3 Курило О. Лютеране в России. XVI - XX вв. Фонд «Лютеранское Наследие», World Wide Printing 2002.
Резниченко А.Я.
В царствование императора Александра II (18551881) общее число лютеран по стране уже составляло более двух миллионов человек, из них около 1,5 миллиона проживало в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях, около 500 тыс. в других губерниях Российской империи.
Самой крупной финноязычной общиной была община церкви Св. Марии в Санкт-Петербурге. Она включала в себя около 15 тыс. финнов и 2400 ингерманландцев. По соседству, неподалеку от Невского проспекта, располагалась немецкая церковь Св. Петра и шведская церковь Св. Екатерины. До революции 1917 г приходы ЕЛЦ Ингрии распространились по всей территории Ингерманландии и обслуживали около 800 деревень, содержали около 300 начальных школ и Учительскую семинарию.
Евангелическо-Лютеранская церковь претерпела трагические изменения после победы в России Октябрьской революции 1917 года. Церкви нужно было приспосабливаться к жизни в новых условиях.
В июне 1924 г . в Москве в церкви св. Петра и Павла собрался первый Г енеральный Синод Еван-гелическо-Лютеранской церкви СССР, на котором наряду с преобладавшими в составе российских лютеран немцами присутствовали представители латышских, эстонских и финских национальных групп. Г лавными итогами этого церковного собрания было принятие синодальной конституции, которая заменила Устав ЕЛЦ 1832 г., и выбор церковного руководства, заложившие новую основу церкви. В конфессиональном плане территория Советского Союза была поделена на региональные церковные единицы, подчиненные Г енеральному Синоду - общему съезду . Во главе Лютеранской церкви встал Верховный церковный совет в Москве вместо прежней Генеральной консистории в Санкт-Петербурге1. Генеральным пробстом, исполняющим обязанности епископа епархии стал пастор Селим Ялмары Лауриккала (1924-1937).
Если в 20-х гг . ХХ-го века лютеранские проповедники еще могли работать среди верующих и распространять религиозную периодику , то к началу 30-х гг. ситуация начала серьезно ухудшаться. Как и последователи других вероисповеданий, российские лютеране подверглись жестоким гонениям со стороны органов власти. Прихожане евангелической церкви, уже в силу своей национальной при-
надлежности (немцы, финны, эстонцы и др.) считались неблагонадежными, потенциальными политическими и идеологическими врагами советской власти. Число прихожан в лютеранских церквях стремительно уменьшалось, сокращалась численность духовенства.
Обострение отношений СССР с Финляндией и Германией усилило в 1930-х гт . давление правительства на российских финнов-ингерманландцев и немцев, представителей лютеранской церкви.
Особые утраты понесли лютеране финской национальности в 30-е годы, когда они оказались жертвами нескольких волн сталинских репрессий и были поставлены на грань национальной катастрофы.
Коллективизация и борьба с «кулачеством» крайне негативно сказались на ингерманландцах, насчитывавших тогда около 140 тыс. человек.
После выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 г. началось «великое переселение народов».
Наибольшее количество спецпоселенцев было отправлено в отдаленные районы страны в 19301931 гг. По приблизительным оценкам, не менее 18 тыс. человек финской национальности было депортировано с территории Ингерманландии в течение только 1931 года. Депортация получила свое продолжение весной 1935 г., когда особенно пострадали финские поселения северной Ингрии. В ходе принудительного массового переселения ликвидировались существовавшие пане национальные районы.
Среди депортированных были не только служители лютеранской церкви, в том числе пасторы, проповедники, приходские работники, церковные старосты, но и массы простых прихожан. По словам очевидца, толпы людей из финских поселений, среди которых были 85-летние старики, грудные дети и больные люди, грузились в товарные вагоны, по 40 человек в каждый. В таких условиях редко кому удавалось взять с собой молитвенник или Евангелие. Запертые в товарных вагонах, ингерманланд-ские финны пели известное евангелическое песнопение: «Господь наша крепость...»2.
С 1928 по 1936 годы в Среднюю Азию, Сибирь и на Кольский полуостров выселили 60 тысяч человек, треть из них погибла на чужой земле.
Курило О. Указ. соч. 2 Курило О. Указ. соч.
К 1936 г. лютеранских служителей в стране осталось всего восемь, хотя еще в 1900 г . в стране было 190 духовных лиц ЕЛЦ. К концу 1937 г . уже не существовало ни служащих в приходах пасторов, ни действующих приходов: религиозная жизнь и духовная активность лютеранских общин на время прекратились. Лютеранские церкви закрывались, а священники и прихожане подвергались насилию. В 1936 г. прекратились богослужения в главной лютеранской кирхе св. Петра и Павла в Москве, ее последний пастор АШтрек погиб в одном из сталинских лагерей1.
В 1937-1938 гт . ингерманландцы почти полностью потеряли национальную интеллигенцию. Было прекращено радиовещание на финском языке, закрыты все общественные учреждения, служившие основой финской культуры в Ленинградской области.
Во время Великой отечественной войны выселение ингерманландских финнов продолжилось.
В 1942 г. около 25 тыс. ингерманландских финнов, оказавшихся в блокаде, были в течение суток вывезены по Дороге Жизни и этапированы в Сибирь в качестве спецпоселенцев.
Кроме того, финны Ингерманландии вывозились немцами в Эстонию, на оккупированные ими территории.
После войны последовали еще две массовые депортации ингерманландских финнов: в 1947 г на основании постановления Совета Министров СССР и приказа МВД СССР за пределы Ленинградской области в течение 24 часов были высланы все ингер-манландские финны, вернувшиеся домой после войны, а в 1948 г. - финны, осевшие в Эстонии.
Только в 50-е годы, после смерти Сталина, финны получили разрешение на прописку в Ленинградской области.
Несмотря на то, что в 30 - 40х гг . XX в. деятельность Церкви была официально запрещена, христианское служение лютеранами проводилось подпольно. В конце 1960-х гг., когда финны-ингер-манландцы вошли в состав Эстонской лютеранской церкви, первое богослужение прошло в старой церкви в Нарве. Только в 1970-х гг., когда правительство разрешило верующим открыто проводить служение, в Петрозаводске (1970) и в Пушкине (1977) были воссозданы первые приходы. Возрождение и становление Церкви связано с именем проповедни-
ка, музыканта, миссионера Арво Сурво, служившего диаконом в приходе в г . Пушкино. Именно ему принадлежат слова: «Восстань, о погибшая Ингрия, из праха своих церквей!», являющиеся сегодня неофициальным девизом ЕЛЦ Ингрии. Совместно с единомышленниками Арво Сурво с конца 1980-х гт. начал процесс восстановления церковных зданий в финских деревнях, и первой была возрождена церковь в деревне Г убаницы Волосовского района. Всего было построено пять новых и восстановлено шестнадцать старых молитвенных зданий.
В 1989 г. Арво Сурво распространяет Манифест, в котором поднимает вопрос о создании внутри Церкви Эстонии самостоятельного Ингерманланд-ского пробства однако первоначально получает отказ на свое предложение2.
В дальнейшем Совет по делам религий все-таки разрешил создать данную структуру в составе Эстонской Церкви. Однако после провозглашения независимости Эстонии совет пробства на своём собрании 10 июля 1991 г . поднял вопрос о создании независимой Церкви Ингрии.
После появления автокефальной ЕЛЦ Ингер-манландии ее возглавил финский епископ-эмеритус Лейно Хассинен. В 1993 г . после своего рукоположения в сан епископа Л. Хассинен подчеркнул, что в будущем Церкви Ингрии необходимо иметь епископа из числа своих служителей. «В совете Ингер-манландского пробства было 15 человек. Это были ответственные люди, с которыми было легко работать и принимать демократические решения. Перед дорогой в Санкт-Петербург я снова прочитал протоколы тех времен, которые привез в двух ящиках для церковного архива. Заново прочитанные документы еще раз подтвердили целесообразность принятых в то время решений в планировании и развитии деятельности Церкви. Самым главным было то, что на собрании совета пробства от 10.7.1991 мы приняли решение о том, что Ингерманландское пробство становится независимой Церковью в связи с провозглашением Эстонией своей независимости» 3. В 1993 г. после хиротонии в сан епископа в своей речи Лейно Хассинен сравнил свою миссию с ракетой, выводящей на орбиту космический корабль 4. После ухода на покой Л.Хассинена, новым епископом ЕЛЦ Ингрии был избран на собрании Г^го Синода Церкви Ингрии 21 октября 1995 г. Арри Матвеевич
1 Там же. С. 40.
2 Щипков А. Русский вариант финского лютеранства // Истина и жизнь, 1996г. №11.
3 Официальный сайт ЕЛЦ Ингрии/ http://www.elci.ru/index.php.
4 т
Там же.
Резниченко А.Я.
Кугаппи. Со дня основания Пушкинского Еванге-лическо-лютеранского прихода в 1977 г ., Арри Ку-гаппи принимал активное участие в духовной жизни общины, в 1990 г. А.Кугаппи был рукоположен в сан диакона и определен на служение в Колтушской Евангелическо-лютеранской общине (дер. Колбино, Всеволожский р-он) а 9 августа 1992 г . А.Кугаппи рукоположили в сан пастора и поставлили настоятелем Колтушской Евангелическо-лютеранской общины. Епископская ординация А.К угаппи состоялась 20 января 1996 г. При новом епископе активная работа по возрождению лютеранских приходов в Ингерманландии не только продолжилась, но миссия ЕЛЦ Ингрии расширилась на всю страну . Этому способствовала поддержка молодой церкви духовными кадрами и финансовыми средствами со стороны ЕЛЦ Финляндии. Новые приходы, а затем и пробства ЕЛЦИ появились в Сибири, Поволжье, на Урале. Но перед Церковью остро встал вопрос подготовки собственных служителей и работников, в том числе дьяконов и пасторов.
Для этого в Церкви с 1989 гпровели несколько образовательных курсов, на которых готовили молодых дьяконов. Первый курс обучения был организован в конце 1980-х гг. в лютеранском приходе г . Пушкина при поддержке Отдела внешней помощи Евангели-ческо-лютеранской Церкви Финляндии. Руководство этой образовательной программой осуществлял тогда еще бывший пропетом Лейно Хассинсн. С 1990
г. начали проводиться регулярные курсы для препо-
1
давателей воскресных школ и курсы канторов .
По окончании этих курсов четыре диакона были направлены для продолжения духовного образования, на теологический факультет Хельсинского Университета. После сдачи заключительных экзаменов и собеседования в Эстонской консистории, они были рукоположены в 1991 г . в пасторы. Вторые дьяконские курсы Церкви Ингрии проходили также в приходе г. Пушкина с середины до конца 19911 года. Они состояли из восьми сессий и летней практики в приходах. Преподавателями на этих курсах были Лейно Хассинен, пастор Арво Сурво, к тому времени с отличием окончивший теологический институт при Эстонской консистории, профессоры, пасторы, проповедники и органисты из Финляндии. На этом курсе училось 26 человек, после окончания курса шестеро из них были рукоположены в дьяконы, (двое стали дьяконами лютеранских приходов в Мордовии)2.
1 См.: История образования в ЕЛЦИ. Официальный сайт Т ws/mod/гesouгce/view.php?id=27.
2 Там же.
Третьи дьяконские курсы Церкви Ингрии проходили с 1992 по 1993 годы. По завершению программы 10 студентов были рукоположены в дьяконы.
В конце 1992 - нач. 1993 гг . в Церкви Ингрии был образован совместно с отделом заграничной помощи ЕЛЦ Финляндии У чебный комитет, в задачу которого входило решение всех внутренних вопросов, касающихся обучения, а также организация в Церкви различных курсов. Четвертые дьяконские курсы Церкви Ингрии проходили с сентября 1993 г . по май 1994 г. Курсы состояли из семи сессий и включали в себя 15 различных богословских дисциплин.
После них У чебный комитет принял решение реорганизовать систему обучения с введением одного года начального теологического образования и двухгодичного теологического образования.
В 1994 г. приходы города Эспо (Финляндия), подарили Церкви Ингрии здания сборной конструкции, благодаря которым стало возможным создание Учебного Центра, преобразованного в дальнейшем в Теологический институт ЕЛЦИ. Десятый Синод Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии утвердил новое название учебного заведения - «Т ео-логический институт Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии». Для института в Колтушах в 2001 г началось строительство нового корпуса и уже в сентябре 2003 г . здание освятили. В настоящее время Теологический институт осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 22 июля 2010 г.
Активное миссионерское служение ЕЛЦИ, успеху которого способствовало, в том числе богослужение на русском и финском языках, привело к появлению в составе Церкви в настоящее время более 70 приходов, объединенных в семь пробств, и более 100 молитвенных групп. Общины ЕЛЦ Ингрии располагаются в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Карелии, Москве, Нижнем Новгороде, Саратове, Саранске, Йошкар-Оле, Омске, Иркутске и Новосибирске. Общая численность верующих в Церкви составляет около 15 тыс. членов. Финские лютеранские приходы Церкви Ингрии различаются по составу и численности прихожан, времени возникновения, обеспеченности помещениями и священнослужителями. Наиболее многочисленными из них следует считать лютеранские приходы в Петербурге, Пушкине и Петрозаводске, насчитывающие примерно по 1000 при-
института ЕЛЦ Ингрии.URL: http://online. concordia.
хожан каждый. Около 500 прихожан имеют приходы в Колтушах, Губаницах, несколько сотен - в Т оксово (400), Нарвуси, Тюре, Гатчине, по 200 - в Скворицах, Зеленогорске, Выборге, сравнительно малочисленны приходы - в Хаапангас и в Мурманске1.
Для принятия в состав ЕЛЦИ новых самостоятельно образовавшихся лютеранских общин Церковь выработала ряд критериев. К примеру, в такой общине должно быть не менее 25 активных членов, принимающих участие в деятельности прихода2.
Руководящим органом Церкви является высший административный орган — Синод, созываемый раз в год, председателем которого является епископ или его заместитель из числа пробстов. Членами синода являются доверенные лица от каждого пробства церкви - священнослужители и миряне. Синод имеет право на принятие решений, связанных с использованием новых переводов Библии, сборников гимнов, служебников и нот для литургии, а также, рассматривает иные вопросы, касающиеся церковного управления. На заседании синода принимаются решения, связанные с подготовкой священнослужителей для церкви, образованием учебных заведений для подготовки священнослужителей, о приеме новых приходов в состав церкви, о введении и отмене церковных должностей. Члены синода проверяют исполнение бюджета церкви, утверждают заключения о финансовой деятельности, принимают решения о наложении и снятии обязанностей по отношению к конкретным лицам или подчиненным Церкви органам3.
Управление Церковью между заседаниями Синода осуществляет Синодальный Совет , в который входят епископ в качестве председателя, шесть представителей, которые имеют право быть избранными на Синод и два пастора или диакона Церкви.
Для координации работы приходов в Церкви сформированы отделы: Экономический, Диакониче-ский, Миссионерский, Детско-юношеский и Информационный. Отделы расположены в Центральной Канцелярии Церкви Ингрии в Санкт-Петербурге и находятся под юрисдикцией епископа Церкви.
Евангелическо - Лютеранская Церковь Ингрии придерживается традиционного лютеранского вероисповедания, которое основывается на неизменной истине Священного Писания, и подчеркивает
библейский и апостольский подход к пониманию пастырского служения, отправлению Таинств и церковной иерархии.
Церковь Ингрии является членом Всемирной Лютеранской Федерации, Международного Лютеранского Совета и Конференции Европейских Церквей.
Церковь поддерживает братские отношения с Русской Православной Церковью и Римской Католической Церковью, а также активно сотрудничает со всеми христианскими церквами, принадлежащими к Западной или Восточной традиции.
ЕЛЦ Ингрии до сих пор остро испытывает необходимость в помощи со стороны ЕЛЦ Финляндии. В интервью официальному информационному органу церкви журналу «Церковь Ингрии» епископ Арри Кугаппи признал, что возглавляемая им Церковь и сегодня нуждается в поддержке со стороны партнеров из Финляндии.
«Наряду с экономической помощью мы и впредь, в течение еще как минимум десяти лет, будем нуждаться в финских волонтёрах, которые являют собой пример жизни во Христе и качественной работы. У приходов нет ресурсов, чтобы нанимать на работу хороших работников, случалось также, что многие, получившие образование за счет прихода, ушли на другие места работы. Мы по-прежнему нуждаемся в услугах некоторых опытных пасторов и руководителей молодежной работы из Финляндии, которые работали бы у нас, однако, следует продумывать, в каких именно людях мы нуждаемся», - говорит А. Кугаппи4. Существенная поддержка из-за границы потребуется ЕЛЦИ ещё на протяжении как минимум 15-20 лет5.
Сегодня возрожденные и вновь образовавшиеся приходы ЕЛЦИ ведут не только обширную миссионерскую работу, но занимают и активную социально-просветительскую позицию. Евангелическо-Лю-теранская Церковь Ингрии не замыкается в национальных границах, в то же время сохраняя чистоту конфессионального вероисповедания и строгое ие-рархичное устройство. В Церковь приходит много молодежи, а это значит , что перспективы ЕЛЦИ в России видятся благоприятными.
© Резниченко А.Я.
1 См.: Курило О. Указ. соч.
2 См.: Официальное периодическое издание / журнал Церковь Ингрии, №3/51 /октябрь 20(М, URL: http://www .lchti.clci.ru/51/ futura.htm.
3 См.: Официальный сайт ЕЛЦ Ингрии / http://www.clci.ru/indcx.php.
4 Церковь Ингрии, №3/51/октябрь 2004. URL: http://www.lchti.clci.rn/51 /futura.htm.
5 Там же.