Научная статья на тему 'ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ORGANIZATION OF INVESTIGATION OF CRIMES / CRIMINALISTIC TACTICS / INTERACTION / PRELIMINARY INVESTIGATION / CRIMINAL CASE / FIGHT AGAINST CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Файзрахманов Наиль Фаильевич

Рассмотрены вопросы организации расследования преступлений, проанализированы существующие научные точки зрения, касающиеся данной научной категории. Представлена авторская трехуровневая структура организации расследования преступлений, в том числе изложены отдельные вопросы взаимодействия органов предварительного следствия с представителями других служб и учреждений. Акцентировано внимание на организаторской роли лица, производящего расследование. Приведены положительные примеры раскрытия и расследования преступлений по конкретным уголовным делам. На основе следственной практики сформулированы меры по совершенствованию данного направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Файзрахманов Наиль Фаильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SEPARATE QUESTIONS OF THE ORGANIZATION INVESTIGATION OF CRIMES

The article deals with the organization of the investigation of crimes, analyzes the existing scientific points of view relating to this scientific category. The author presents a three-level structure of the organization of the investigation of crimes, including the issues of interaction of the preliminary investigation with representatives of other services and institutions. Attention is focused on the organizational role of the person conducting the investigation. Positive examples of detection and investigation of crimes in specific criminal cases are given. On the basis of investigative practices formulated measures to improve this area of activity.

Текст научной работы на тему «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УДК343.98.068 НАИЛЬ ФАИЛЬЕВИЧ ФАЙЗРАХМАНОВ,

кандидат юридических наук, следователь контрольно-методического и информационно-аналитического отдела Следственного управления МВД по Республике Марий Эл

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация: Рассмотрены вопросы организации расследования преступлений, проанализированы существующие научные точки зрения, касающиеся данной научной категории. Представлена авторская трехуровневая структура организации расследования преступлений, в том числе изложены отдельные вопросы взаимодействия органов предварительного следствия с представителями других служб и учреждений. Акцентировано внимание на организаторской роли лица, производящего расследование. Приведены положительные примеры раскрытия и расследования преступлений по конкретным уголовным делам. На основе следственной практики сформулированы меры по совершенствованию данного направления деятельности.

Ключевые слова: организация расследования преступлений, криминалистическая тактика, взаимодействие, предварительное следствие, уголовное дело, борьба с преступностью.

N. F. Fayzrakhmanov, Candidate of Juridical Sciences, Investigator of Investigation Department of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Mari El; e-mail: [email protected], tel.: 8 (8362) 68-02-77.

About separate questions of the organization investigation of crimes

Abstract: The article deals with the organization of the investigation of crimes, analyzes the existing scientific points of view relating to this scientific category. The author presents a three-level structure of the organization of the investigation of crimes, including the issues of interaction of the preliminary investigation with representatives of other services and institutions. Attention is focused on the organizational role of the person conducting the investigation. Positive examples of detection and investigation of crimes in specific criminal cases are given. On the basis of investigative practices formulated measures to improve this area of activity.

Key words: organization of investigation of crimes, criminalistic tactics, interaction, preliminary investigation, criminal case, fight against crime.

Обеспечение оперативно-служебной дея- уголовного процесса, криминалистики, теории тельности подразделений органов внутренних управления и др. [4, с. 94]. В разное время и под дел Российской Федерации при раскрытии пре- различными углами зрения проблемы ОРП рас-ступлений и расследовании уголовных дел явля- сматривались в трудах А. Ф. Волынского, А. В. Дуется одним из приоритетных направлений работы лова, В. Д. Зеленского, Г. Г. Зуйкова, Е. П. Ищенко, органов внутренних дел Российской Федерации. В. В. Клочкова, И. И. Колесникова, Н. И. Кулагина, От того, насколько эффективно будет органи- А. М. Ларина, И. П. Можаевой, В. В. Степанова, зована данная деятельность, зависит успешное А. Г. Филиппова, Ю. А. Цветкова, М. П. Шаламова решение задач по предотвращению и раскрытию и др. [1; 2; 3; 4; 5; 8]. Однако, несмотря на имею-преступлений, обеспечению неотвратимости на- щиеся исследования и многочисленные научные казания за их совершение, розыску виновных лиц дискуссии, вопрос о том, какие именно законо-и привлечению их к установленной законом от- мерности ОРП должны изучаться каждой из обо-ветственности, а следовательно, по восстановле- значенных отраслей знаний, до настоящего вре-нию социальной справедливости. мени остается открытым.

Решение многочисленных задач, возника- Около полувека назад профессор А. М. Ла-

ющих в процессе организации расследования рин - ученый и практик с более чем 20-летним преступлений (далее по тексту - ОРП), осущест- стажем следственной работы, участвовавший в вляется за счет совокупного использования до- разработке проектов отечественного уголовно-стижений различных отраслей научного знания: процессуального законодательства, определил

организацию расследования как рациональным выбор, расстановку и приложение сил, орудий и средств, которыми располагает следователь, создание и использование оптимальных условий для достижения целей судопроизводства. Работать организованно, по его мнению, значит обеспечить и использовать наиболее благоприятные условия труда, рационально применять наиболее совершенные приемы, орудия и средства труда [5, с. 59, 94].

Анализируя точки зрения на понятие ОРП, профессор Т. П. Скорченко пришел к выводу, что большинство авторов понимают данную деятельность слишком узко, связывая ее с работой отдельно взятого следователя и организацией расследования конкретных уголовных дел. По его мнению, ОРП представляет собой многогранную деятельность многих государственных органов, создающих условия по обеспечению расследования преступлений на различных уровнях. Автором предложена иерархическая структура уполномоченных государственных органов, задействованных в ОРП, начиная с органов законодательной власти и заканчивая организационной деятельностью следователей [6, с. 25].

Раскрывая понятие и содержание ОРП, профессор А. Ф. Волынский отметил, что данная деятельность как целое включает в себя такие «части», как организация процессуальной деятельности, организация оперативно-розыскной деятельности, организация судебно-экспертной деятельности, организация технико-криминалистической деятельности. Ключевая роль при этом отводится процессу взаимодействия отдельных дифференцированных и автономных частей в единой системе ОРП [1, с. 29].

С нашей точки зрения, каждый из вышеуказанных авторов по-своему прав, разница лишь в том, что одни ученые рассматривают ОРП в узком смысле, раскрывая одно из ее направлений или уровней, другие - в более широком, охватывая всю структуру ОРП и систему задействованных в ней субъектов, третьи - анализируют ОРП с позиции взаимосвязи отдельных ее элементов. Следовательно, ОРП выступает комплексным и многоаспектным направлением деятельности, являющейся предметом исследования сразу нескольких отраслей знаний, позиционируемой учеными в качестве сложной межнаучной теоретической и практической проблемы, от правильного понимания и разрешения которой зависит состояние борьбы с преступностью как результат работы правоохранительных органов.

Учитывая многогранность рассматриваемой

научной проблемы, раскрыть все ее особенности в рамках отдельной статьи невозможно, в связи с чем остановимся на отдельных научно-практических аспектах. Поэтому считаем целесообразным выделить три уровня ОРП.

1. Внутриструктурный - включает организацию работы непосредственно следователей и следственных групп по расследованию преступлений, а также кадровое, материально-техническое, контрольно-методическое, информационно-аналитическое и иное обеспечение данного процесса со стороны руководителей и аппаратов следственных органов.

2. Внутриведомственный - подразумевает организацию совместной деятельности следственных подразделений с другими службами в рамках системы органов внутренних дел (оперативно-розыскными, экспертно-криминалистиче-скими, информационно-аналитическими и другими) и привлечение их в пределах компетенции к процессу расследования преступлений.

3. Межведомственный - включает комплекс мер, реализуемых в рамках взаимодействия и сотрудничества органов предварительного следствия с другими органами, организациями и учреждениями, не входящими в систему МВД России, в целях реализации возложенных функций по расследованию преступлений.

Не вызывает сомнений, что правильность работы сложных механизмов во многом зависит от качества работы их отдельных частей (структурных элементов). В этом и заключается суть ПЕРВОГО уровня ОРП - речь идет о кадровом потенциале следственных органов, личных качествах следователей и их руководителей, наличии у них необходимых знаний, умений и навыков, таких как грамотность, внимательность, целеустремленность, гуманность, аккуратность, дисциплинированность, коммуникабельность, наступательность в борьбе с преступностью, умение планировать свою работу и работать в команде, правильно распределять рабочее время и др. Значимость воспитания квалифицированных следователей заключается в том, что от их профессионализма и организованности как структурных единиц зависит слаженность работы всего «механизма» -системы органов предварительного следствия. Полагаем, что формирование, развитие и совершенствование данных качеств и навыков должно осуществляться непрерывно - как в процессе получения профессионального образования, так и в повседневной практической деятельности при непосредственном содействии педагогов и наставников.

Важным условием для реализации следователем своих полномочий является правильная организация его труда и материально-техническое обеспечение рабочего места: наличие отдельного кабинета, компьютерной техники, средств связи, фото- и видеофиксации, служебного автотранспорта, нормативной и справочной литературы, электронных баз данных. Все это входит в компетенцию руководителей и аппаратов следственных органов, на которых возлагается первостепенная обязанность организовать работу внутри своих подчиненных подразделений. Сюда же следует отнести реализацию руководителями следственных органов полномочий, предусмотренных ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), по организации планирования следственной работы, контролю за расследованием конкретных уголовных дел, обеспечением качества следствия, соблюдением законности и разумного срока уголовного судопроизводства, согласованию законных и отмены необоснованных процессуальных решений следователей; организации индивидуально-воспитательной работы, поддержанию позитивного морально-психологического климата в коллективе1.

Оптимальное сочетание сил, средств и методов в ОРП достигается посредством реализации комплекса мер правового и организационного характера, выработке которых должен предшествовать всесторонний анализ криминогенной обстановки и результатов оперативно-служебной деятельности. В связи с этим необходимо совершенствовать работу аппаратов следственных органов по осуществлению надлежащего информационно-аналитического и методического обеспечения предварительного следствия с учетом достижений научно-технического прогресса, современных способов совершения преступлений, возможностей криминалистической техники, тактики и методики расследования отдельных видов преступлений [7].

Ведь от организационных возможностей самих следственных органов, мобилизации их собственных сил и средств во многом зависят сроки, планомерность и последовательность отдельных следственных действий, расследование уголовных дел и результативность следствия в целом.

ВТОРОЙ уровень предполагает принятие

1 Никифоров Е. С., Файзрахманов Н. Ф. Об отдельных аспектах организации ведомственного контроля за соблюдением процессуальных сроков расследования уголовных дел в органах предварительного следствия в системе МВД России // Информационный бюллетень Следственного департамента

МВД России. - М, 2018. № 1 (175). С. 29-48..

мер по совершенствованию совместной оперативно-служебной деятельности следственных органов с другими службами и подразделениями, входящими в состав МВД России, в задачи которых входит пресечение, раскрытие и предупреждение общественно опасных деяний, выполнение отдельных функций в рамках уголовного судопроизводства.

Логика данного уровня заключается в том, что установить все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам, следователь, как, собственно, и вся следственная служба, ввиду объективных причин самостоятельно не может, за редким исключением. В этих целях уголовно-процессуальным законодательством следователю предоставлено право пользоваться помощью специалистов и экспертов для получения заключений и экспертиз при разрешении вопросов, требующих специальных познаний, давать поручения органам дознания на производство отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, если возникает такая необходимость, и т. д. Следует отметить, что в следственной практике уголовные дела, по которым бы не назначались судебные экспертизы и не направлялись отдельные поручения органам дознания, - большая редкость, что подчеркивает значимость взаимодействия с вышеуказанными субъектами в процессе ОРП.

О результатах данной, именно совместной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, свидетельствуют официальные статистические данные ГИАЦ МВД России: в январе-ноябре 2018 г. зарегистрировано 1 841,3 тыс. преступлений, или на 4,1 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Раскрыто 1 001,7 тыс. преступлений (-2,9 %), в том числе 434,2 тыс. - следствие по которым обязательно (-3,4 %) и 567,5 тыс. - следствие по которым необязательно (-2,5 %). Не раскрыто 739,3 тыс. преступлений, что на 3,2 % меньше аналогичного показателя за январь-ноябрь 2017 г. Из этого количества на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 22,5 % (в январе-ноябре 2017 г. -21,8 %). Остались нераскрытыми 448 убийств и покушений на убийство (-17,8 %), 969 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-22,7 %), 402,3 тыс. краж (-4,0 %), 13,4 тыс. грабежей (-19,6 %), 1,3 тыс. разбойных нападений (-27,5 %). Преступлений прошлых лет в январе-ноябре 2018 г. раскрыто 45,8 тыс., что на 4,4 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 813,8 тыс. пре-

ступлений (-3,2 %), что составляет 81,2 % от всего массива предварительно расследованных преступлений, сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации -134,1 тыс. преступлений (-0,8 %), что составляет 13,4 % от всего массива, сотрудниками службы судебных приставов - 46,9 тыс.2

Практика показывает, что процессуальных форм взаимодействия, предусмотренных УПК РФ, часто оказывается недостаточно для ОРП, в связи с чем возникает необходимость в принятии дополнительных мер по совершенствованию совместной деятельности служб и подразделений ОВД в борьбе с преступностью. В качестве таких мер могут выступать: инициирование создания постоянно действующих и специализированных следственно-оперативных групп, а также рабочих групп из числа сотрудников следственных, оперативно-розыскных и иных заинтересованных в борьбе с преступностью служб, состав, порядок работы и обязанности которых утверждаются приказом руководителя ОВД (УМВД, ГУ МВД, МВД).

В отдельных территориальных ОВД по субъектам РФ издаются ведомственные приказы и распоряжения, которые уточняют и дополняют организацию совместной оперативно-служебной деятельности подразделений при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, с учетом как факторов, осложняющих криминогенную обстановку, так и степени влияния работы органа внутренних дел на состояние преступности и правопорядка. В практику внедряется принцип специализации следователей и сотрудников оперативно-розыскных подразделений.

Комплекс принимаемых мер способствует раскрытию преступлений по горячим следам, обеспечивает слаженность работы подразделений ОВД по раскрытию преступлений прошлого периода, позволяет добиться высоких результатов в ОРП. Положительной оценки заслуживают результаты межрегионального взаимодействия подразделений ОВД в борьбе с преступностью.

Так, в производстве СУ УМВД России по г. Йошкар-Оле находилось уголовное дело № 11701880001000706, возбужденное 9 июня 2017 г. по ч. 3 ст. 162 УК РФ по факту разбойного нападения на ювелирный магазин «Золотой», где неустановленным лицом с использованием парика, хлопчатобумажных перчаток, медицинской

маски, молотка и под угрозой предмета, внешне схожего с пистолетом, совершено открытое хищение ювелирных изделий на общую сумму 454 707 руб. 08 коп. С места происшествия изъята видеозапись, медицинская маска (с объектами ДНК), следы обуви и перчаток. В целях оперативного раскрытия и расследования уголовного дела приказом министра внутренних дел по Республике Марий Эл создана специализированная следственно-оперативная группа из числа сотрудников следственного управления, управления уголовного розыска и экспертно-кри-миналистического центра. В ходе расследования и взаимодействия с сотрудниками ОВД других регионов РФ установлено, что аналогичное разбойное нападение совершено в ювелирном магазине сети «Золотой» в г. Ульяновске, в котором похищены ювелирные изделия на сумму 148 288 руб. По данному факту в СУ УМВД России по г. Ульяновску возбуждено уголовное дело № 11701730020000976. В результате проведения ОРМ была установлена причастность к совершению данных преступлений жителя Чувашской Республики - гр. Н., который был задержан и помещен под стражу в СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, уголовные дела соединены в одно производство. В результате одновременного проведения комплекса следственных действий в двух регионах РФ (предъявлений для опознания, проверок показаний на месте, допросов свидетелей), а также сравнительных судебных экспертиз была собрана совокупность доказательств виновности гр. Н. в совершении двух фактов разбойных нападений. Часть похищенных ювелирных изделий была изъята в ломбардах г. Чебоксары. Приговором Йошкар-Олинского городского суда от 23 мая 2018 г. гр. Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 162, ч. 1 ст. 162 УК РФ, по совокупности преступлений ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима3.

В производстве следственного отдела Межмуниципального отдела МВД России «Козьмо-демьянский» Республики Марий Эл находилось уголовное дело № 11801880023000032, возбужденное 25 мая 2018 г. по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ по факту хищения из жилища гр. М. в Юринском районе Республики Марий Эл редкой православной иконы стоимостью свыше 300 тыс. руб. 25

2 См.: Состояние преступности в России за январь-ноябрь 2018 г. URL : https://мвд.рф/folder/101762/item/15304733/ (дата обращения : 30.01.2019).

3 См.: Приговор Йошкар-Олинского городского суда от 23 мая 2018 г. по уголовному делу № 1-194/2018 // Архив суда.

июля 2018 г. предварительное следствие по уголовному делу приостановлено по п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, т. е. в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. 7 августа 2018 г. министром внутренних дел по Республике Марий Эл по данному делу создана специализированная следственно-оперативная группа, ход раскрытия и расследования преступления взят под контроль. На основании информации оперативных подразделений о причастности к данному преступлению жителя Ивановской области производство по делу было возобновлено, сотрудниками специализированной следственно-оперативной группы осуществлен выезд в Ивановскую область, где задержан гр. Я. Он конвоирован в Республику Марий Эл и помещен под стражу в СИЗО № 1 УФСИН России по Республике Марий Эл. Сложность расследования заключалась в установлении стоимости похищенной иконы посредством проведения искусствоведческой судебной экспертизы по ее описанию, а также в сборе доказательств виновности гр. Я. (предъявление для опознания, снятие информации с технических каналов связи, допросы свидетелей, проведение обысков в других регионах РФ). Под грузом собранных доказательств фигурант признал свою вину и добровольно возместил причиненный ущерб. Усилиями оперативных подразделений и следственных органов при непосредственной помощи аппарата регионального МВД 29 декабря 2018 г. уголовное дело направлено в суд с обвинительным заключением. Принимая во внимание, что гр. Я. ранее к уголовной ответственности не привлекался, признал вину и ходатайствовал о рассмотрении дела без судебного разбирательства (в особом порядке), приговором Горномарийского районного суда от 17 января 2019 г. он осужден к лишению свободы (условно) сроком на 2 года, с испытательным сроком 2 года4.

ТРЕТИЙ уровень подразумевает налаживание внешних связей - установление конструктивного взаимодействия и сотрудничества следственных подразделений с другими органами, учреждениями и организациями, не входящими в систему МВД:

в первую очередь с органами, осуществляющими прокурорский надзор и судебный контроль за уголовно-процессуальной деятельностью (прокуратура, суд);

4 См.: Приговор Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 17 января 2019 г. по уголовному делу № 1-2-3/19 // Архив суда.

с другими органами расследования преступлений и правоохранительными органами (Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ, ФССП, ФТС, Государственный пожарный надзор Федеральной противопожарной службы), осуществляющими предварительное следствие и дознание в пределах своей компетенции;

с судебно-экспертными учреждениями, частными экспертами и специалистами для получения заключений по вопросам, требующим специальных познаний (например, при проведении судебно-медицинских, судебно-психиатриче-ских, товароведческих и иных экспертиз и исследований);

с другими государственными учреждениями и надзорными органами (ФНС, Росфинмониторинг, Росреестр, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и многие др.) по вопросам получения информации и реализации совместных мероприятий;

с операторами мобильной связи, кредитно-финансовыми учреждениями, страховыми компаниями, комиссионными магазинами, предприятиями торговли для получения информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступлений.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, так как в процессе своей многоаспектной деятельности органы предварительного расследования взаимодействуют с широким кругом субъектов, как государственных, так и частных, с юридическими лицами различных форм собственности, отдельными специалистами, общественными организациями и физическими лицами. Каждое из указанных направлений взаимодействия заслуживает отдельного подробного рассмотрения, в связи с чем обозначим лишь некоторые из них.

Особую значимость, по нашему мнению, имеет взаимодействие с органами прокуратуры и суда в целях обеспечения качества и законности досудебного производства по уголовным делам, соблюдения прав участников уголовного процесса. Процессуальные формы прокурорского надзора и судебного контроля регламентированы УПК РФ, однако наряду с ними существуют и непроцессуальные формы взаимодействия, направленные на повышение эффективности борьбы с преступностью и недопущение нарушений действующего законодательства в процессе ОРП. В частности, для обсуждения дискуссионных вопросов и выработки единого мнения по проблемам правоприменения, квалификации преступлений и др. следует проводить совместные семинары-совещания, круглые столы, консультации и рабочие

встречи, приглашать представителей прокуратуры и суда на семинары и занятия, проводимые с сотрудниками, непосредственно осуществляющими расследование. Целесообразно принимать активное участие в межведомственных мероприятиях, координируемых органами прокуратуры, в деятельности рабочих групп по приоритетным направлениям - например, по вопросам исполнения законодательства о противодействии коррупции; по противодействию правонарушениям в сфере экономики, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и др. С нашей точки зрения, следователям и дознавателям необходимо регулярно участвовать в качестве слушателей в открытых судебных заседаниях по рассмотрению уголовных дел, находившихся в их производстве, что позволит оценить результаты собственной работы, принять меры по недопущению выявленных недостатков по аналогичным делам. Кроме того, целесообразно изучать и анализировать судебную практику, складывающуюся на обслуживаемой территории, получать разъяснения в судах вышестоящих инстанций по сложным правовым вопросам, в том числе касающимся применения новых норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

В целях повышения эффективности взаимодействия и сотрудничества с другими органами и учреждениями, не входящими в систему МВД России, необходимо обеспечить оперативный обмен информацией в электронном виде, установить контроль за сроками ее предоставления, при необходимости - заключать договоры, соглашения и издавать распоряжения, регламентирующие совместную работу, организовать их исполнение.

Например, во многих подразделениях ОВД заключены соглашения с основными банковскими организациями и операторами мобильной связи о предоставлении информации по запросам в электронном виде, что позволяет в кратчайшие сроки получать сведения, необходимые для ОРП.

Таким образом, многообразие источников информации о преступлении, лицах, его совершивших, потерпевших и свидетелях, комплексность методов и средств ее поиска и получения, проверки и оценки объективно предполагают участие в этом процессе не только следователя (органов предварительного расследования), но и других субъектов, каждый из которых в пределах своей компетенции вносит вклад в реализацию задач уголовного судопроизводства. Однако

главная инициирующая и организаторская роль в этой деятельности на досудебной стадии должна принадлежать именно представителям органа предварительного расследования (сотрудникам и руководителям), все остальные субъекты могут лишь участвовать в ней, вносить свой посильный вклад либо создавать условия для реализации ОРП.

Предложенная трехуровневая структура ОРП включает, во-первых, воспитание профессиональных следственных кадров, всестороннее обеспечение их деятельности и максимальную мобилизацию собственных сил и средств; во-вторых, комплексное использование возможностей органов предварительного следствия, оперативно-розыскных, экспертно-криминалистических, информационно-аналитических и иных подразделений органов внутренних дел; в-третьих, конструктивное взаимодействие и сотрудничество с другими органами, организациями, учреждениями, не входящими в систему МВД России, в целях эффективного решения задач по раскрытию, расследованию и профилактике преступлений. Полагаем, что слаженность работы следственных органов и подразделений дознания на каждом из этих уровней в сочетании с рациональным ведомственным процессуальным контролем и прокурорским надзором позволит обеспечить полное, объективное и всестороннее расследование преступлений, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.

Список использованной литературы

1. Волынский А. Ф. Организация расследования преступлений и криминалистика // Вестник криминалистики. 2014. № 4 (52). С. 29-36.

2. Зеленский В. Д. Организация расследования преступлений. Криминалистические аспекты. - Ростов н/Д., 1989. - 152 с.

3. Колесников И. И. К вопросу об организации расследования преступлений // Современные тенденции управления расследованием преступлений : сб. науч. тр. : в 2-х ч. - М., 2007.

4. Можаева И. П. Правовые, управленческие и криминалистические аспекты и уровни организации расследования // Организация деятельности органов расследования преступлений: управленческие, правовые и криминалистические аспекты (к 60-летию кафедры управления органами расследования преступлений) : сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2-х ч. - М. : Академия управления МВД России, 2015. Ч. 2. С. 94-99.

2-kh ch. (Modern trends in the management of crime investigation: collection of scientific papers), Moscow, 2007.

4. Mozhaeva I. P. Organizatsiya deyatel'nostior-ganov rassledovaniya prestuplenij: upravlencheskie, pravovye i kriminalisticheskie aspekty (k 60-letiyu kafedry upravleniya organami rassledovaniya prestu-plenij) : sb. mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. : v 2-kh ch. (Organization of the activities of crime investigation agencies: managerial, legal and forensic aspects (on the 60th anniversary of the department of crime investigation management): collection of materials from the International Scientific and Practical Conference), Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015, part 2, pp. 94-99.

5. Larin A. M. Rassledovanie po ugolovnomu delu. Planirovanie, organizatsiya (Investigation of the criminal case. Planning, Organization), Moscow: Yu-rid. lit., 1970, 224 p.

6. Skorchenko P. T. Ugolovnoe sudoproizvod-stvo (Criminal proceedings), 2014, No. 4, pp. 25-27.

7. Fajzrakhmanov N. F. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2017, No. 2 (38), pp. 37-45.

8. Filippov A.G. Vestnik kriminalistiki (Journal of criminology), 2001, No. 2, pp. 43-52.

S a

5. Ларин А. М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. - М. : Юрид. лит., 1970. - 224 с.

6. Скорченко П. Т. Организация расследования преступлений: к вопросу об уяснении сущности данного направления процессуальной дея-

дэ тельности // Уголовное судопроизводство. 2014. О № 4. С. 25-27. О 7. Файзрахманов Н. Ф. Актуальные аспекты

да организации борьбы с оборотом фальсифици-щ рованной и недоброкачественной медицинской продукции в Российской Федерации // Научный И портал МВД России. 2017. № 2 (38). С. 37-45.

8. Филиппов А. Г. Еще раз к вопросу о системе криминалистики // Вестник криминалистики. £ 2001. № 2. С. 43-52. U

^ References

CD

^ 1. Volynskij А. F. Vestnik kriminalistiki (Forensic

§ Bulletin), 2014, No. 4 (52), pp. 29-36. Ю 2. Zelenskij V. D. Organizatsiya rassledovaniya

E- prestuplenij. Kriminalisticheskie aspekty (Organiza-

££ tion of the investigation of crimes. Forensic Aspects), И

О

^ ravleniya rassledovaniya prestuplenij: sb. nauch. tr.: v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.