8. Редникова, Т.В. Сельскохозяйственное производство генетически модифицированной продукции как средство обеспечения продовольственной безопасности: европейский опыт правового регулирования / Т.В. Редникова // Сельское хозяйство. - 2020. - № 1. - С. 42-53.
9. Копейкина, В.Б. Зоны, свободные от ГМО. Опыт России / В.Б. Копейкина, А.Л. Кочинева. - М.: Эремурус, 2008. - 56 с.
Е.С. Лапин,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Саратовской государственной юридической академии
E.S. Lapin,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of Saratov State Law Academy [email protected]
О КАЧЕСТВЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
0
Аннотация: в статье проанализированы .материалы уголовных дел и ста- ¡2
тистика на предмет качества работы органов предварительного расследования. $
Актуальность темы обусловлена тем, что в деле организации и осуществления 3
расследования преступлений все еще имеются крупные, недопустимые недостатки а
(обвинительныйуклон, неумение в ряде случаев обнаружить виновных и убедительно g
обосновать обвинение, .медлительность в возбуждении уголовных дел и их рассле- §
дования, безграмотное составление процессуальных документов, грубые ошибки s
в квалификации преступлений, отступления от уголовно-процессуальных правил р
и др.). А между тем качество работы суда по уголовным делам (правосудие) стоит §
в прямой зависимости от качества работы следователей и дознавателей. Цель о
статьи — указать, чем объясняется неудовлетворительное состояние расследования §
преступлений и пути его преодоления. Автор делает важный вывод, что экономию g
рабочего времени следователями (дознавателями) нужно рассматривать как основной g
закон организации расследования преступлений, следование которому ведет к повы- §
шению качества этого расследования. i
а
Ключевые слова: качество кадров следователей, следственные ошибки, раскрываемость преступлений, медлительность расследования, экономия рабочего времени, 89 руководство расследованием.
h
On the quality of the preliminary investigation ^
0)
1
Abstract: the article analyzes the materials of criminal cases and statistics for the I quality of the work of the preliminary investigation bodies. The relevance of the topic is due to the fact that there are still large, unacceptable shortcomings in the organization and implementation of the investigation of crimes (accusatory bias, inability in some cases to find the culprit and convincingly substantiate the accusation, slowness in initiating criminal
cases and their investigation, illiterate drafting of procedural documents, rude errors in the classification of crimes, deviations from criminal procedure rules, etc.). Meanwhile, the quality of the work of the criminal court (justice) is directly dependent on the quality of the work of investigators and interrogators. The purpose of the article is to indicate what explains the unsatisfactory state of the investigation of crimes and the ways to overcome it. The author makes an important conclusion that the saving of working time by investigators (interrogators) should be considered as the basic law of organizing the investigation of crimes, following which leads to an increase in the quality of this investigation.
Keywords: quality of investigators, investigative errors, crime detection, slowness of investigation, saving working time, investigation management.
Решающими условиями осуществления уголовного правосудия являются правильное предварительное расследование и высокое качество материалов уголовного дела. Отсутствие этих условий .о часто совершенно обесценивает работу суда, принужденного пользо-^ ваться недоброкачественным материалом следствия и дознания, по-^ тому следователь и дознаватель - не менее важные звенья в судопро-ц. изводстве, чем судья и прокурор.
^ На качество расследования совершаемых преступлений, как О справедливо отмечает Е.П. Ищенко, оказывает влияние целый ряд ^ объективных и субъективных факторов, таких как: количество и ка-С чество регистрируемых преступлений; профессиональный состав 5 следственных и дознавательских кадров; профессиональный уровень ££ осуществления оперативно-розыскной и экспертной деятельности; ■5 нормативные правовые условия, в которых действуют следователи, дознаватели, эксперты и оперативники; криминалистическое обеспе-О чение расследования уголовных дел [1, с. 120-121]. д. Качество предварительного расследования упирается прежде
^ всего в качество кадров следователей и дознавателей. Все прекрасно щ
О понимают, что для расследования отсутствие достаточного количества ® хороших, профессиональных кадров означает, что оно будет здорово С; хромать. В России ежегодно примерно 150 тыс. выпускников юридических вузов и факультетов покидают стены своих альма-матер [2]. 90 Цифра значительная. Для сравнения: в 1935 г. юридические институты по РСФСР дали всего лишь 222 выпускника [3, с. 27]. Тем не менее ® в органах расследования штат следователей и дознавателей далеко не О полностью заполнен юристами.
* Так, число следователей в органах МВД России в 2007 г. составило ^ 51 900 чел., а по штату полагалось 53 178 чел., высшее юридическое образование имели 81,1 % служащих [4, с. 6]; в 2009 г. в органах предварительного следствия в данном ведомстве по штату значилось 54 тыс. чел., из них высшее юридическое образование имели только
80 %. Процент замещения штатных должностей следователей вполне, хотя и косвенно, свидетельствует о том, что в настоящее время имеет место немалая текучесть названных кадров. Прямо об этом говорят данные, озвученные руководителем Следственного комитета при МВД России А.В. Аничкиным. По его словам, «ежегодный некомплект» следователей составляет 3-5 % [5]. Причем выбывают не только «плохие» кадры, которых увольняют с должности, но и «хорошие», оставляющие службу в органах ввиду не вполне удовлетворительного материального положения, например из-за зарплаты, которая у начинающего следователя невысокая (в полиции в 2020 г. она колебалась в пределах 30-35 тыс. руб.) [6]. К этому надо прибавить, что следователю часто приходится покупать за свой счет многие «мелочи», начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая бензином для транспортного средства. Слабость кадров аппаратов предварительного следствия и дознания в немалой степени обуславливается их неудовлетворительным материально-бытовым положением. В связи с этим общий и дифференциальный (поощрительный) уровни оплаты труда следователей (дознавателей), планирование необходимого увеличения их числа в силу перманентной инфляции в стране должны постоянно ? находиться в поле зрения руководства правоохранительных органов. ^ Начинающие следователи и дознаватели допускают много ошибок з в своей работе. Причиной тому является их недостаточная подготов- а ленность. Некоторые вузы с задачей подготовки хорошо обученных 3 юридических кадров справляются слабо. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ежегодно прекращает или при- ¡3 останавливает действие выданных некоторым вузам юридического 3 профиля лицензий на осуществление образовательной деятельности. 3 Да и сами следователи (дознаватели) в определенном числе в прошлом Ц относились к слабоуспевающим студентам. Таким образом, снижение | образовательного уровня вновь приходящих кадров - одна из причин, 3 влияющих на снижение качества следствия. |
Всякий практик знает массу примеров, свидетельствующих о сла- * бых юридических знаниях следователей (дознавателей). Вот одна 91 из подобных ситуаций, рельефно отображающих проблему. По одному уголовному делу свидетель оказался и экспертом по нему. Следователь £ вместо того, чтобы заменить экспертное заключение на другое, произ- 2 веденное иным экспертом, изъял протокол допроса данного свидетеля, | но в обвинительном заключении, в котором упоминались изъятые из дела свидетельские показания, указанный протокол оставил.
Если обратиться к статистике нераскрытых преступлений сотрудниками ОВД, на которых приходится подавляющее большинство
всех расследуемых в стране дел, то увидим, что в 2018 г. она составила 45,4 %, а в 2019 г. - 42,1 % [7]. В «натуральном выражении» это около миллиона нераскрытых преступлений. Таким образом, более половины расследованных дел - брак. И брак, как видно из цифр, стабильный. А если к указанным процентам нераскрытых преступлений, наглядно свидетельствующим о невысоком качестве полицейского расследования, прибавить имеющие значение для оценки того же качества случаи возвращения дел прокурору (ст. 237 УПК РФ) и вынесение судом оправдательных приговоров, то, бесспорно, общая цифра брака еще повысится.
Необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела и проволочка в расследовании - упорная болезнь следствия и дознания, которая также отражает невысокое качество работы органов пред-.о варительного расследования.
Следователи (дознаватели) под разными предлогами не возбужда-^ ют уголовные дела, особенно в случаях, когда видят сложность в рас-ц. крытии преступления. Потерпевшим приходится ходить по разным ^ инстанциям, включая прокурорские, добиваясь принятия решения О о возбуждении уголовного дела. Один из таких потерпевших дошел ^ с жалобой до Конституционного Суда РФ, который принял по его делу С постановление от 13 июня 2019 г. № 23-П, послужившее принятию 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 243-ФЗ «О внесении из-££ менения в статью 61 Уголовно-процессуального кодекса Российской ■5 Федерации». Идея этого закона - ограничить волокиту с возбуждением уголовных дел.
0 Ярким свидетельством медлительности расследования может д. служить постоянное возвращение к вопросу о допустимости не-
1 однократности продления сроков предварительного расследования О того же Конституционного Суда РФ. Граждане жаловались в этот суд ^ на многократные продления срока предварительного расследования С; по надуманным основаниям. Суд выразил свою правовую позицию.
Она состоит в том, что следует расценивать как произвол и нару-92 шение закона случаи неоднократного направления дела для дополнительного расследования по одному и тому же основанию - когда ® срок предварительного следствия превышает допустимый по закону О один месяц (Определения Конституционного Суда РФ от 19 октября * 2010 г. № 1412-О-О, от 18 октября 2012 г. № 1907-О, от 24 октября 2013 г. № 1620-О, от 22 апреля 2014 г. № 878-О, от 2 июля 2015 г. № 154-О и др.). Чтобы предварительное расследование было эффективным, оно должно вестись быстро, быть скорым на выявление совершивших преступление лиц.
Значительные сроки расследования уголовных дел, когда дела тянутся месяцами, а иногда и годами, приводят к тому, что они утрачивают свою значимость, а порой «благодаря» такой волоките серьезные преступления остаются нераскрытыми, а совершившие их лица безнаказанными. Такие затягивания в прохождении дел у следователей и дознавателей нередко носят характер злоупотреблений, часто корыстных. Дела в угоду стороне защиты стараются затянуть и подвести под очередную амнистию или же затянуть с целью запутать и осложнить их.
Неумелое, порой халатное, а иногда и преступное отношение к своей работе следователей (дознавателей), выражающееся в медлительности и часто безрезультативности, приносит огромный вред государству. Тратятся впустую колоссальные трудовые и материальные ресурсы, а главное - невосполнимо время как должностных лиц органов государства, так и простых граждан, участвующих в деле лиц.
Специфика деятельности по расследованию преступлений состоит в непрерывной и кропотливой бумажной работе, при которой подчас «живая мысль следователя умирает в потоке чернил» [8, с. 154]. Времени на всё следователю и дознавателю катастрофически ° не хватает. Потому вопрос распределения времени при производстве ¡§ предварительного расследования имеет существенное значение для 3 его качества. Чем меньше времени требуется следователю (дозна- а вателю) на производство по одному уголовному делу, тем больше £3 времени он выигрывает для другого производства: расследования более сложных уголовных дел; принятия и проверки сообщений ¡3 о совершенных или готовящихся преступлениях и принятия по ним 3 решений (ч. 1 ст. 144 УПК РФ); заполнения соответствующих стати- 3 стических карточек по установленной форме и передачи их в группы Ц учета; участия в оперативных совещаниях; периодических докладов | начальнику следствия (дознания); получения необходимых разъяс- £ нений по вопросам, входящим в профессиональную компетенцию | специалиста; посещения прокурора для подписания необходимых документов; оказания помощи оперативным сотрудникам в правовой 93 оценке оперативно-розыскных материалов и т.д. Как для отдельного следователя (дознавателя), так и для следственного органа (подраз- £ деления дознания) в целом его деятельность зависит от сбережения 2 времени. Всякая экономия в следственной работе в конечном счете | сводится к экономии времени. Чтобы достичь целей предварительного расследования, а также постоянно приобретать новые знания в своей сфере, чтобы удовлетворять различным требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности следователя (дознавателя),
последний должен правильно распределять свое время. Стало быть, экономия времени, равно как и плановость всей работы по расследованию уголовных дел, есть первый закон организации раскрытия и расследования преступлений.
Красноречивым проявлением указанного закона может служить требование о своевременном обеспечении автотранспортом выезда на место происшествия и обратно следователя и специалиста с техническими средствами; за это несет персональную ответственность оперативный дежурный ОВД, согласно Наставлению по организации экспертно-криминалистической деятельности в системе МВД России от 11 января 2009 г. (в ред. от 28 ноября 2019 г.). Однако нет-нет да случается так, что, так и не дождавшись транспортного средства, следователь и специалист, нагруженные технико-криминалистиче-.о скими средствами, вынуждены «на своих двоих», общественным ^ или частным транспортом отправляться на место происшествия. При ^ этом - интересная «мелочь»: от следователя (следственного органа), ц. привлекшего специалиста с помощью такой, с позволения сказать, ^ организации его доставки на место производства следственного дей-О ствия, руководитель экспертно-криминалистического подразделения ^ может еще и потребовать, согласно вышеназванному Наставлению С (п. 60), компенсации расходов, связанных с явкой данного специалиста 5 к месту проведения процессуального действия. ££ Как уже было отмечено, невысокое качество следственной ра-■5 боты (работы дознавателя) прямо отражается на соблюдении законности. Кроме случаев проявления небрежности в деле расследования О преступлений допускается преступное нарушение норм УПК РФ. д. Самым «безобидным» из нарушений законности можно назвать ^ указание в протоколах следственных действий на участие вымыш-О ленных понятых. Имеют место и другие, более серьезные факты ® нарушений закона, которые приводят следователей (дознавателей) С; на скамью подсудимых. Например, количество осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ (фальси-94 фикация доказательств по уголовному делу), субъектами которых как раз являются следователи и дознаватели, согласно сведениям ® Судебного департамента при Верховном Суде РФ за последние 11 лет О возросло более чем в два раза. Так, число осужденных по обеим * указанным частям названной статьи уголовного закона в 2009 г. со-^ ставило 21 чел., в 2010 г. - 22 чел., 2011 г. - 26 чел., 2012 г. - 22 чел., 2013 г. - 25 чел., 2014 г. - 37 чел., 2015 г. - 40 чел., 2016 г. - 46 чел., 2017 г. - 52 чел., 2018 г. - 47 чел., 2019 г. - 50 чел. [9] В этих случаях имело место невнимательное и формальное отношение к делу
руководства процессом следствия (дознания) со стороны руководителя следственного органа (начальника подразделения дознания). Названные должностные лица мало интересовались следственной работой (дознанием), невнимательно проверяли процессуальные и иные документы, не поправляли, когда требовалось. Не было с их стороны постоянного контроля. Они осуществляли руководство не в течение всего процесса расследования, а ограничивались лишь необходимыми процессуальными моментами, предусмотренными ст. 39 (ст. 401) УПК РФ.
Таким образом, посредственное состояние предварительного расследования объясняется не только недостаточным уровнем квалификации ряда следователей (дознавателей) и их небрежным, а подчас преступным отношением к работе, но и формальным подходом к делу руководства органов предварительного расследования. Таких лиц в указанных органах попросту не должно быть, и резерв подготовляемых образовательными учреждениями юридических кадров позволяет проводить их замену безболезненно.
Нам представляется, что следовало бы подумать о том, чтобы в целях правильной организации учета, контроля и оценки каче- ° ства работы следователей и дознавателей составлять по окончании ¡§ рассмотрения каждого уголовного дела в суде краткие справки как 3 об обнаруженных недостатках следствия (дознания), так и об образ- а цово проведенном расследовании, приобщая эти справки к личному £ делу того или другого следователя (дознавателя), который данное -о дело расследовал. Составление таких справок, характеризующих ¡3 работу по расследованию преступлений, можно было бы поручить 3 отделу кадров правоохранительного органа. На него же возложить 3 обязанность по надлежащему использованию этих справок для при- Ц нятия мер по повышению качества указанной работы, например при | проведении учебно-методических конференций (совещаний) - одной £ из успешных форм работы по повышению квалификации сотрудников, | осуществляющих предварительное расследование. На основе анализа дефектов расследования, отраженных в таких справках, также резонно 95 было бы составлять периодически сводные справки или письма, рассылаемые всем следователям и дознавателям, в которых обобщался £ бы этот материал, указывались наиболее часто встречающиеся недо- 2 статки расследования, оказывающие влияние на неудовлетворитель- | ный исход дела.
Итак, слабое предварительное следствие и дознание значительно затрудняют нормальную организацию борьбы с преступностью, правильное направление репрессивного удара. Поэтому остаются
актуальными не только указания на недостатки предварительного расследования, но и предложения конкретных путей их преодоления.
Список литературы:
1. Ищенко, Е.П. К проблеме качества предварительного расследования преступлений / Е.П. Ищенко // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2017. - № 5. - С. 120-134.
2. Куликов, В. Примут зачет / В. Куликов // Российская газета. - 2019. - 2 окт.
3. Крастин, И. Юридическая подготовка судебно-прокурорских работников / И. Крастин // За социалистическую законность. - 1935. - № 8. - С. 26-28.
4. Ищенко, Е.П. О состоянии следственного корпуса России / Е.П. Ищенко // Вестник криминалистики. - 2008. - Вып. 3 (27). - С. 6-11.
5. Из 54 тыс. следователей МВД 80 % имеют высшее образование // Право.ги - информационный портал. иЯЬ: pravo.ru/news/view/29948/ (дата
ЗС обращения: 24.08.2020).
§ 6. Сколько зарабатывают следователи в России в 2020 году // Первый ^ миграционный - независимый портал консультаций по миграционным во-0- просам. иЯЬ: https://1migration.ru/rabotarf/zarplata-sledovatelya.html (дата § обращения: 22.08.2020).
О 7. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Статистика
® и аналитика. Состояние преступности (архивные данные). иЯЬ: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 24.08.2020).
8. Комиссаров, В.И. Расследование хищений, совершенных с использованием товарных кредитов: монография / В.И. Комиссаров, Е. С. Лапин. - М.: 3 Юрлитинформ, 2001. - 192 с.
¡2 9. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном
§ Суде РФ. иЯЬ: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: § 23.08.2020). С
96
о «V о «V
С*5