УДК 82.0(470.621) ББК 83.3(2=Ады) С 41
Сиюхов С.Н.
Аспирант кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: filfak-agu@mail. ru
Об особенностях формирования «прозы на современную тему» в адыгейской литературе 60-70-х гг. ХХ века
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются особенности процесса формирования «прозы на современную тему» в адыгейской литературе 60-70- гг. ХХ века. Отмечается, что особый структурнотипологический пласт этой прозы сложился в контексте развития отечественного искусства, отразив его типологические особенности. Установлено, что проблемно-тематическое содержание и художественные поиски этой литературы были определены переменами в общественном сознании, повышением внимания к феномену отдельной личности и усилением социально-критического начала в духовной жизни, что ярко отразилось и в лирической прозе, и в эпическом социально-нравственном романе характеров и акцентированных проблем, и в психологически емком, синтезированном лиро-эпическом повествовании.
Ключевые слова:
Новописьменная проза, структурно-типологическая классификация, жанровые особенности, лирическая проза, роман характеров и акцентированных проблем, лироэпическое повествование.
Siyukhov S.N.
Post-graduate student of Literature and Journalism Department, Adyghe State University, email: [email protected]
Features of formation of «prose with modern subject» in the Adyghean literature of the 1960-1970s
Abstract:
The paper describes the features of formation of «prose with a modern subject» in the Adyghean literature of the 1960-1970s. A special structural and typological layer of this prose is shown to be formed in a context of development of domestic art, having reflected its typological features. It is established that the problem and thematic contents and art searches of this literature were defined by changes in public consciousness, by increasing attention to a phenomenon of the individual and by strengthening of the social and critical principles in spiritual life. This was brightly reflected also in lyrical prose, in the epic social and moral novel of the characters and
accented problems, and in psychologically capacious, synthesized lyrical-epic narration.
Keywords:
New prose, structural and typological classification, genre features, lyrical prose, the novel of the characters and accented problems, lyrical-epic narration.
Известно, что начало нового этапа развития отечественной литературы ХХ века связывают с существенными переменами культурно-исторической реальности и духовноэстетическими поисками начала 60-х гг. Данный период вписывается при этом в «целостную художественно-эстетическую систему» «со своим началом, сложной эволюцией и стадиально-типологическими чертами» [1: 85]. Характерными особенностями определяются кризис социалистического реализма, обновление реалистических традиций и активный поиск новых поэтических форм.
Попытки более глубокого художественного осмысления реальности становятся характерными и для адыгских новописьменных литератур. Проявляется это, прежде всего, в эволюции исторической и историко-революционной прозы. И все же большая часть литературоведов, характеризуя творческий процесс 60-80х гг., отмечает «выдвижение современной проблематики на передний план». Р. Мамий, к примеру, замечает, что «интерес к проблематике современной жизни стал одной из главных черт адыгейской литературы» [2:79], и это связывается с общезначимостью исторических перемен, попытками нового философско-нравственного и художественного их осмысления.
Ревизия традиционных ценностей, характерная для гуманитарной мысли времени, и связанное с ней усиление «социально-критического направления» [3: 240] вызвали активные искания в области концепции личности. На первых порах эти поиски, может быть, носили ограниченный характер. И все же начинают меняться взгляды на фундаментальные проблемы: человек и общество, человек и его нравственный выбор, «героическая личность» и история. Такая позиция определяется вниманием к революционной для данного времени идее о «самоценном значении отдельной личности».
Расширение содержательного начала и углубление проблемности обусловили движение к эстетическому многообразию, что означает эволюцию жанровых формирований и индивидуальных стилей. Заметно меняются очертания традиционной формы событийного панорамного романа с множеством действующих лиц и параллельных сюжетных линий. Эпическая повесть углубленных характеров идет также по пути усиления психологического анализа.
На эволюцию жанров и стилей оказывает, между тем, сильное влияние проникновение в литературу лирического элемента, которое было следствием интереса к отдельной личности, к ее сложному и противоречивому внутреннему миру. Лирическое начало в этом случае оказывается не просто одним из средств художественного отражения, оно становится определяющим всю художественно-эстетическую структуру произведения. Именно это приводит к широкому распространению и развитию в национальной литературе различных модификаций лирического рассказа и повести, маленького, но концентрированного лироэпического романа сложных характеров. Эти особенности с наибольшей силой отразились в произведениях Х. Ашинова, что отмечено в монографии Ф. Н. Хуако «Жанр лирической повести в северокавказском литературном процессе (вторая половина ХХ в.: 40-90- гг.)» [4: 215].
Повесть «Две полосы», к примеру, воспроизводит обычную картину аульской реальности, с ее социально-нравственным укладом, элементами быта, национальными чертами. Сами события, которые становятся основой сюжетного строя, во многом сводятся к истории любви простого парня. Но рассказ в этом случае передоверяется молодому герою. Эмоциональное начало как бы остраняет действие, вдыхает в него энергию. Лирический элемент формирует не только сюжетную линию произведения, он принимает участие в расстановке персонажей и конструировании характеров. Тенденция обострения художественной мысли за счет введения лирического элемента определяет и творчество П. Кошубаева.
Усложнение концепции личности и усиление лирического начала, характерные для нового этапа литературного развития, оказывают воздействие и на художественные поиски традиционного событийного, эпически развернутого, многопланового романа с множеством действующих лиц. Имеются в виду «Состязание с мечтой» (1960) Т. Керашева, «Ожбаноковы» (1962) Ю. Тлюстена, «Белая кувшинка» (1968) Д. Костанова и др. В проблемно-тематическом плане они близки традиционной прозе, в центре внимания которой оказываются вопросы разрушения старого социально-бытового уклада в деревне и зарождение новых отношений. Наметившийся перелом в общественном сознании, определивший социально-критическое направление в духовной жизни, приводит в то же время к попыткам ревизии теории бесконфликтности. В связи с этим формируется новое проблемно-тематическое направление, углубляющее содержательное начало и усиливающее жанровые и структурно-стилевые поиски.
Обновление художественной проблемности было связано с характерным для данного времени интересом к феномену отдельного человека. Именно поэтому в центре внимания писателей оказывается герой творческий, способный оказать решающее влияние на ход событий. Такая тенденция, как представляется, противостояла идеологии авторитаризма и стандартизации. В романе «Состязание с мечтой» Т. Керашев обращается, к примеру, к герою-преобразователю сельской жизни, выражающему коллективистский дух народа, к персонажу, не лишенному сомнений, но склонному к решительному действию и настоящему творчеству. Показательно и произведение Д. Костанова, где честному, но своенравному персонажу, председателю колхоза, который, думая об интересах государства, забывает о нуждах рядовых колхозников, противопоставляются новые люди. В центре внимания романа Ю. Тлюстена «Ожбаноковы» оказывается столкновение героя, который полагается только на командноадминистративные формы руководства, с человеком, чей подход опирается на кропотливую работу и творческую инициативу масс.
Авторы во всех случаях как бы используют традиционные формы социальнонравственного романа характеров и актуальных проблем. Они обращаются, как и прежде, к многолинейному повествованию, широкому комментарию, принципу отражения сопоставленных персонажей. Но попытки усиления художественной проблемности ведут к активным поискам в области формы. Т. Керашев обращается к показу героя, принимающего участие в комментарии, что значительно усиливает концентрацию текста. Д. Костанов идет по пути обновления авторского комментария за счет включения в него объективированного интеллектуального элемента. Ю. Тлюстен старается привлечь лирическое начало для активизации художественного анализа. Движение к синтезированному, психологически емкому, лироэпическому формированию значительно меняет индивидуальный стиль А. Евтыха
в романе «Улица во всю ее длину».
Проблемно-тематическое содержание и художественные поиски этой литературы были определены переменами в общественном сознании начала 60-х гг, повышением внимания к феномену отдельной личности и усилением социально-критического начала в духовной жизни. Перемены ярко отразились в исканиях как лирической прозы (Х. Ашинов), в эпическом социально-нравственном романе характеров и акцентированных проблем (Т. Керашев, Д. Костанов, Ю. Тлюстен) и психологически емком, синтезирован-ном лиро-эпическом повествовании (А. Евтых).
Примечания:
1. Панеш УМ., Сосновский В.Т. О значении традиций и новых подходах к изучению литературы ХХ века // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2012. Вып. 1 (96). С. 83-76.
2. Мамий Р.Г. Вровень с веком. Майкоп, 2001. 339 с.
3. Золотусский И. Крушение абстракций // Новый мир. 1989. № 1.
4. Хуако Ф.Н. Жанр лирической повести в северокавказском литературном процессе (вторая половина ХХ в.: гг.). Майкоп, 2003. 275 с.
References:
Panesh U.M., Sosnovsky V.T. On significance of traditions and new approaches to studying literature of the XX century // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the Arts». Maikop, 2012. Iss. 1 (96). P. 83-76.
Mamy R.G. Level with the century. Maikop, 2001. 339 pp.
Zolotussky I. Collapse of abstractions // Novy mir. 1989. No. 1.
Khuako F.N. The genre of the lyric story in the North Caucasian literary process (the second half of the XX century). Maikop, 2003. 275 pp.